Электронная коммерция в России в условиях пандемических ограничений COVID-19

Ревинова С.Ю.1, Третьякова Д.А.1
1 Российский университет дружбы народов, Россия, Москва

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2021)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48125288
Цитирований: 28 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В последнее время электронная коммерция стала неотъемлемой частью жизни каждого человека. Пандемия Covid-19, рост заболеваемости, карантинные ограничения оказали влияние на все сферы жизнедеятельности общества, изменив привычную жизнь до неузнаваемости. Новые условия отразились и на электронной коммерции, но, в отличие от других секторов, выступили в качестве катализатора роста. В статье анализируются статистические и аналитические данные о развитии электронной коммерции. Проведённое исследование показало, что пандемия коронавирусной инфекции в значительной степени увеличила долю электронной торговли, расширила её географические границы на территории Российской Федерации. В то же время изменилась структура электронной коммерции: данные показывают уменьшение трансграничного рынка и, напротив, взрывной рост внутреннего. Отмечается влияние пандемии на онлайн потребителя и его поведение: изменились потребительские предпочтения в заказах, уменьшился средний чек и вырос спрос на ранее непопулярные онлайн-услуги. Введенные ограничения повлияли и на компании. Количество онлайн магазинов возросло, на интернет-рынок вышли традиционные компании, что серьезно обострило конкуренцию и борьбу за потребителя в интернете.

Ключевые слова: электронная коммерция, электронная торговля, пандемия, COVID-19, коронавирусные ограничения

Финансирование:
Публикация выполнена при поддержке Программы стратегического академического лидерства РУДН.

JEL-классификация: L81, L86, O31



Введение

Развитие информационных и телекоммуникационных технологий создало благоприятные условия для появления и формирования электронной коммерции. С началом цифровизации экономики темпы проникновения электронной коммерции в повседневную жизнь ускорились. На сегодняшний день осуществление любых торговых транзакций онлайн является обыденностью для большинства населения планеты. Онлайн-торговля в значительной степени снижает трансакционные издержки компаний, ускоряет процесс реализации продукции, расширяет круг потребителей.

Пандемия COVID-19 дала новый толчок для роста электронной коммерции, и вопрос о продолжении роста масштабов электронной торговли и после отмены карантинных ограничений – особенно актуален сейчас. Сложная эпидемиологическая обстановка во всех регионах мира показала, что электронная торговля может стать эффективным инструментом как для потребителей, так и для продавцов.

В исследовании, проведенном секретариатом ВТО [1], направленном на объяснение роста масштабов электронной коммерции, авторы утверждают, что пандемия COVID-19 стала основной причиной роста доли электронной торговли во всем мире, так как потребители были вынуждены приспосабливаться к мерам социального дистанцирования. Авторы считают, что изменения затронули объемы продаж, потребительское поведение и выявили проблемы, с которыми столкнулись продавцы и потребители – отсутствие необходимой нормативной и технологической базы для безопасного обеспечения деятельности электронной торговли. Более того, давно актуальный вопрос о цифровом уровне равенства в мире стал особенно актуален во время пандемии. Цифровой разрыв между развитыми и развивающимися странами – проблема, которая во многом ограничивает возможности развивающихся и малоразвитых стран в период карантина и социальных ограничений, показатель роста заболеваемости в таких регионах оставался на предельно высоком уровне из-за невозможности полной изоляции граждан. В то же время электронная коммерция активно развивается, и даже более быстрыми темпами, в развивающихся странах [2] (Revinova, 2019).

Пандемия COVID-19 оказала существенное влияние на развитие электронной коммерции. Нигде больше не наблюдалось беспрецедентного и непредвиденного роста, как в секторах цифровой и электронной коммерции, которые процветали в условиях кризиса COVID-19 [3]. Потребители начали отдавать предпочтение электронной коммерции, которая является самым быстрым и практичным способом удовлетворить их потребности в условиях эпидемии. Электронная коммерция – это метод, сводящий к нулю физическое взаимодействие, за исключением получения груза. Это важно как для здоровья, так и для практичности, экономии времени и энергии [4] (GÜVEN1, 2020).

Поведенческие модели покупательских действий в значительной степени реагируют на развитие эпидемии [5] (Yuan et al., 2021). Эпидемия побудила людей попробовать множество новых продуктов и услуг, а затем и развить новые потребительские привычки и концепции потребления. Это привело к созданию новых групп потребителей и появлению новых требований к продуктам.

Популярность электронной коммерции увеличилась после появления пандемии COVID-19 на 17% и, как ожидается, будет расти и дальше. Такие секторы, как электроника, мода и аксессуары, здравоохранение, фармацевтика и товары повседневного спроса, показали особенно хорошие результаты: средний рост продаж составил 133% [6] (Sharma, 2020). Рост отмечается в сфере электронной торговли продуктами питания и сельскохозяйственной продукции. Дополнительный подтвержденный случай COVID-19 увеличил продажи на 5,7%, а количество клиентов – на 4,9%. Разнообразие продуктов, продаваемых на платформе электронной коммерции, также увеличилось во время пандемии, что позволяет предположить, что концентрация продаж на нишевых продуктах может возрасти по мере того, как все больше потребителей будут привлечены к онлайн-платформам [7] (Chang, Meyerhoefer, 2021).

Тенденции, установившиеся во время этого кризиса, могут оставаться стабильными в будущем, что приведет к серьезным последствиям для обычных магазинов из-за быстрого роста электронной коммерции. Пандемия COVID-19 открывает широкие возможности для увеличения доступности электронной розничной торговли, но отсутствие профессионализма может помешать традиционным местным розничным торговцам сохранить долю на онлайн-рынке. Это вполне может стать последним ударом для местных обычных магазинов, если, как и прогнозируется, доля онлайн-покупок в общих розничных расходах останется высокой после пандемии [8] (Beckers, Weekx, Beutels, Verhetsel, 2021).

В недалеком будущем потребители, которые привыкли к услугам на дому, неизбежно будут иметь все более высокие требования к своевременности и выбору. Компаниям, занимающимся электронной коммерцией, рекомендуется поддерживать и даже улучшать качество системы и качество информации, поскольку менее интересная, менее актуальная и трудная для понимания информация приводит к низкому качеству информации, что, в свою очередь, может снизить уровень использования и удовлетворенность клиентов [9] (Dirgantari, Hidayat, Mahphoth, Nugraheni, 2020). Компании могут стимулировать покупательское поведение, грамотно проводя маркетинговую кампанию и обеспечивая прозрачность своей деятельности в сети Интернет [10] (Koch, Frommeyer, Schewe, 2020). Компании должны иметь возможность обеспечивать своих потребителей и создавать для них положительные впечатления [11] (Palomino Pita, Carolina, Oblitas Cruz, 2020). Безусловно, после окончания пандемии некоторые покупатели могут вернуться к своим старым привычкам, однако многие из тех, кто обнаружил ценность и удовлетворение в своем онлайн-опыте, продолжат использование электронной коммерции. В долгосрочной перспективе это станет переломным моментом для цифровых изменений в экосистеме [12] (Veeragandham, Patnaik, Tiruvaipati, Guruprasad, 2020). В информационном обзоре центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ показывает тенденции изменения онлайн-торговли в регионах РФ [13], отмечается, что электронная торговля, несмотря на тяжелые условия, получила наибольшее преимущество от введения карантинных мер. Такие компании, как X5 Retail Group, Ozon и др., увеличили свою прибыль и объемы продаж в период пандемии. Многие компании открыли свои сервисы по доставке товаров, например «Пятерочка Доставка», а показатели по розничным продажам увеличились практически в 5 раз по сравнению с предыдущим годом. Рынок электронной торговли в условиях пандемии растет, наблюдается рост количества новых пользователей онлайн-площадок и самих магазинов, неготовность продавцов к быстрой реакции на изменения условий привела к затруднениям с доставкой и повышению цен, однако появились новые компании-доставщики [14] (Magomedov, 2020).

В апреле 2020 г. в России наблюдается наибольший прирост новых онлайн-площадок. Это связано с выходом в сегмент электронной коммерции тех магазинов, которые работали преимущественно офлайн, но из-за введенных карантинных мер были вынуждены адаптироваться, чтобы сохранить клиентов или привлечь новых. Представители онлайн-торговли получили возможность развития во время пандемии. Онлайн-магазины увеличили обороты, повысили показатели среднего чека и количества заказов. В то же время многие компании оказались не готовы к онлайн-формату, что привело к закрытию многих интернет-магазинов. К этому привели как низкие объемы продаж и отсутствие продуманной стратегии, так и высокий уровень конкуренции в онлайн-секторе [15] (Gorgolze, 2020). Основной проблемой, с которой столкнулись большинство ритейлеров, были перебои в поставках, а также недоверие к китайским товарам [16] (Maslova, 2020).

Пандемия COVID-19 во многом изменила структуру спроса: начало пандемии сопровождалось резким всплеском спроса на медицинские маски и термометры, а также чистящие товары для дома и товары для здоровья. Однако объемы продаж могли бы быть еще больше, если бы не психологический фактор, мотивирующий людей сберегать свои средства [17] (Boykova, 2021).

Таким образом, большинство исследователей отмечают ускоренный рост электронной коммерции во всех странах и прогнозируют ее дальнейшее развитие. Пандемия COVID-19 оказала влияние и на российскую электронную коммерцию.

Целью исследования является анализ развития электронной коммерции в условиях пандемических ограничений в России и ее основные тенденции. Базой для исследования послужили статистические данные платформы Statista, аналитические материалы Ассоциации компаний интернет-торговли, данные исследовательской компании Data Insight и других открытых источников. Авторами использовались методы сравнения и сопоставления, статистического и логического анализа. При формулировке выводов используется метод обобщения.

Понимание происходящих изменений важно для интернет-компаний и организаций, планирующих переход в онлайн в ближайшее время. Глобальная эпидемия все еще распространяется, и ее воздействие еще продолжается, но уже сейчас можно сделать некоторые выводы.

Статистические показатели электронной торговли в период пандемии в РФ

Поскольку доступ к Интернету и его распространение быстро растут во всем мире, количество интернет-покупателей продолжает расти ежегодно. В 2020 году более двух миллиардов человек приобрели товары или услуги в Интернете, и в течение того же года объем розничных продаж через Интернет во всем мире превысил 4,2 триллиона долларов США [18]. Текущая статистика электронной коммерции утверждает, что 40% интернет- пользователей во всем мире покупают продукты или товары в Интернете с помощью настольных компьютеров, мобильных устройств, планшетов или других сетевых устройств. Это составляет более 1 миллиарда онлайн-покупателей и, по прогнозам, будет постоянно расти [18].

По оценкам платформы Statista, в 2020 году прирост объемов электронной торговли составил 28% по отношению к предыдущему году и составил 4280 млрд долларов (рис. 1). В период пандемии все цифровые, бесконтактные сферы деятельности человека получили особое развитие в силу специфики, которая как нельзя лучше подходила для существования в условиях эпидемиологических ограничений.

Рисунок 1. Розничные продажи электронной коммерции во всем мире с 2014 по 2021 год, в млрд долл.

Источник: построено по данным Statista “Retail e-commerce sales worldwide from 2014 to 2024 (in billion U.S. dollars)” [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/topics/871/online-shopping/#dossier-chapter1(дата обращения: 2.10.2021).

При этом в 2020 г. доля электронной коммерции в мировых розничных продажах составила 18% (рис. 2). Надо отметить, что если до 2020 года эта доля увеличивалась в пределах 1–2% ежегодно, то в 2020 году изменение составило более 4%.

Рисунок 2. Доля электронной коммерции в мировых розничных продажах с 2015 по 2021 год

Источник: построено по данным Statista “E-commerce share of total global retail sales from 2015 to 2024” [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/534123/e-commerce-share-of-retail-sales-worldwide/ (дата обращения: 2.10.2021).

Безусловным лидером в розничной электронной торговли в 2021 году, как и в предыдущие годы, является Китай – 52,1% от всей розничной электронной торговли (2779,31 млрд $), далее идут США – 19% (843,15 млрд $), Великобритания – 4,8 (169,02 млрд $), Япония – 3% (144,08 млрд $), Южная Корея – 2,5% (120,56 млрд $), Германия – 2,1% (101,51 млрд $), Франция – 1,6% (80,00 млрд $), Индия – 1,4% (67,53 млрд $), Канада – 1,5% (44,12 млрд $). Ожидаемый рост электронной торговли в мире в 2021 году – 16,8%. При этом наибольший рост розничной электронной торговли прогнозируется в Индии – 27%. Также рост больше, чем среднемировой, отмечен в: Бразилии – 26,8%, России – 26,1%, Аргентине – 26%, Мексике – 21,1%, Великобритании – 20,5%, Филиппинах – 20%, Китае – 18,5%, Вьетнаме 18% и США – 17,9% [19].

Российская Федерация не входит в десятку лидеров по объемам электронной коммерции, но, как уже отмечалось выше, занимает третье место по темпам роста, который составил – 26,1% в 2021 году. При этом, если доля интернет-торговли в структуре ВВП России за 2019 г. составляла 1,3%, то уже в 2020 г. этот же показатель у России увеличился до 2,5% [19].

Вместе с этим росла и доля онлайн-торговли в общем объеме розничной торговли России (рис. 3). В 2020 г. доля интернет-продаж в общем объеме оборота розничной торговли составила 3,9%, увеличившись практически в 2 раза за 1 год.

Рисунок 3. Доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли, в %

Источник: построено по данным Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11189 (дата обращения: 28.10.2021).

При этом дифференциация среди регионов РФ достаточно высока. Наибольшим спросом интернет-продажи пользуются в Центральном федеральном округе, наименьшим – в Северо-Кавказском (табл. 1). При этом в изучаемом нами периоде пандемических ограничений наибольший рост по этому показателю произошел в Дальневосточном и Южном федеральных округах.

Таблица 1

Доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли, в процентах


2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
Российская Федерация
0,7
0,9
1,2
1,3
1,7
2,0
3,9
Центральный федеральный округ
0,8
1,2
2,0
2,1
2,7
3,2
6,1
Южный федеральный округ
0,5
0,5
0,6
0,6
0,6
0,9
2,8
Северо-Кавказский федеральный округ
0,1
0,1
0,1
0,2
0,3
0,3
0,5
Приволжский федеральный округ
0,5
0,6
0,6
0,7
0,8
1,1
2,5
Уральский федеральный округ
1,1
1,0
1,1
1,1
1,3
1,3
2,8
Сибирский федеральный округ
0,8
1,4
1,4
1,4
1,7
1,9
3,2
Дальневосточный федеральный округ
0,2
0,5
0,6
0,6
0,4
0,4
1,5
Источник: составлено по данным Statista Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11189 (дата обращения: 28.10.2021).

Традиционно рынок интернет-торговли России делится на два сектора: локальный и трансграничный. Рисунок 4 демонстрирует существенные изменения, произошедшие во время пандемии, как на внутреннем, так и на трансграничном рынке электронной коммерции РФ.

В 2020 году в разгар пандемии и с введением карантинных мер по всей стране внутренний рынок интернет-торговли вырос на 92%, его доля составила 86% от общего объема, в то время как доля трансграничного рынка сократилась на 25% и составила всего лишь 449 млрд руб. по сравнению с 2019 г. [20]. Однако в 2021 г. ожидается не такой большой прирост у отечественного рынка и, наоборот, большее увеличение трансграничного.

Рисунок 4. Годовые темпы роста внутреннего и трансграничного рынка электронной коммерции в России с 2011 по 2020 год с прогнозом до 2021 года, %

Источник: построено по данным Statista «Year-on-year domestic and cross-border Russian e-commerce market growth rate from 2011 to 2020 with forecast till 2021» [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/1073320/russian-e-commerce-foreign-and-domestic-market-volume-growth/ (дата обращения: 27.10.2021).

Такой взрывной рост внутреннего рынка можно объяснить несколькими факторами:

1) эпидемиологическая обстановка в стране и карантинные ограничения. Покупки осуществлялись преимущественно онлайн;

2) появление на арене большего числа отечественных компаний. Многие компании, которые осуществляли деятельность офлайн, были вынуждены переходить на онлайн-формат, чтобы сохранить свое место на рынке;

3) закрытые границы и перебои в международных поставках.

Период активного распространения коронавирусной инфекции и, соответственно, введения жестких карантинных ограничений пришелся на период март – апрель 2020 г. Именно в этот период увеличилась динамика открытия новых онлайн-ритейлеров (рис. 5). Компании, работающие преимущественно в офлайн-формате или только так, были вынуждены переходить на онлайн.

Рисунок 5. Динамика открытия новых интернет-магазинов (%)

Источник: построено по данным АКИТ «Рынок интернет-торговли 2020» [Электронный ресурс]. URL: https://akit.ru/rinok-internet-torgovli-2020/ (дата обращения: 2.10.2021).

Первая волна COVID-19 началась в марте 2020 г., а закончилась в июне того же года, значительное увеличение в объеме розничных онлайн-продаж приходится на этот период, послабление карантинных ограничений в июле привело снижению спроса и продаж в онлайн-секторе розничной торговли, вторая волна COVID-19 началась в октябре, тогда и наблюдается очередной рост объема онлайн-продаж, однако важно отметить, что во второй волне доля трансграничного рынка уменьшилась в значительной степени (рис. 6).

Рисунок 6. Объем розничных онлайн-продаж по месяцам 2020 г. (млн руб.)

Источник: построено по данным АКИТ «Рынок интернет-торговли 2020» [Электронный ресурс]. URL: https://akit.ru/rinok-internet-torgovli-2020/ (дата обращения: 02.10.2021).

По прогнозу исследовательской компании Data Insight, объем электронной торговли в 2025 г. – 10,9 трлн руб., в то время как тот же прогноз до начала пандемии оценивал рост сектора электронной торговли лишь в 6% до 2024 г. (рис. 7). На графике также видно, что резкий рост остановился в 2020 г., а далее линия тренда пойдет на спад и к 2024 году рост будет составлять 27%. Это можно объяснить тем, что за время пандемии число онлайн-покупателей выросло и достигло своего максимально возможного значения. Так, в 2014 г. число зарегистрированных онлайн-покупателей составляло 1,32 млрд человек, а в 2020 г. этот показатель увеличился до 2,05 млрд

Рисунок 7. Прогноз объема рынка электронной коммерции

Источник: построено по данным Data Insight «Интернет-торговля в России 2020» [Электронный ресурс]. URL: https://datainsight.ru/DI_eCommerce2020 (дата обращения: 26.10.2021).

То есть можно утверждать, что именно пандемия коронавирусной инфекции является катализатором для ускоренного роста электронной торговли. При этом Россия стала одним из лидеров по темпам роста. В то же время разрыв между регионами РФ все еще сохраняется. В большой степени это связано с неравномерностью развития инфраструктуры, отсутствием навыков работы в сети Интернет в некоторых регионах [21] (Matyushok, Revinova, 2018). Пандемия стала катализатором перехода некоторых категорий покупателей в онлайн, но все еще имеются большие возможности для дальнейшего роста.

Основные тенденции в электронной коммерции РФ, сформировавшиеся за время пандемии

Резкий рост спроса на интернет-торговлю, безусловно, связан с пандемией COVID-19, введенные карантинные меры потребовали от населения не только уйти на удаленную работу или учебу, но и использовать онлайн-сервисы для осуществления покупок и получения услуг. Использование онлайн-магазинов, торговых площадок, социальных сетей достигло максимальных показателей в периоды пика распространения COVID-19.

Пандемия коренным образом изменила и потребительские привычки, и подход многих людей к процессу покупки необходимого товара. Динамика роста количества заказов с 2011 до 2015 года, представленная на рисунке 8, показывает отрицательную тенденцию. Это можно связать с кризисом, обеспеченным рядом факторов: снижением цен на энергоносители в мире, санкциями, введенными по отношению к России. Для этого периода характерны повышение уровня инфляции и отток иностранных денежных средств из России. В 2016 наблюдается подъем, но резкий скачок количества заказов приходится на 2020 год.

Рисунок 8. Динамика количества заказов 2011–2020 гг.

Источник: построено по данным Data Insight «Интернет-торговля в России 2020» [Электронный ресурс]. URL: https://datainsight.ru/DI_eCommerce2020 (дата обращения: 26.10.2021).

Как уже было сказано ранее, это напрямую связано с пандемией коронавирусной инфекции и карантинными мерами, обеспечившими благоприятные условия для развития электронной торговли. При росте количества заказов на 78% за год увеличение рынка электронной торговли в денежном выражении составило 58,5% [20]. На данный показатель оказало влияние изменение среднего чека (рис. 9).

Рисунок 9. Динамика изменения среднего чека, руб.

Источник: построено по данным Data Insight «Интернет-торговля в России 2020» [Электронный ресурс]. URL: https://datainsight.ru/DI_eCommerce2020 (дата обращения: 26.10.2021).

В 2020 г. наблюдается снижение среднего чека на 14%, но отрицательное значение этого параметра не предполагает негативных условий для электронной торговли. Отрицательную динамику можно объяснить несколькими факторами. С одной стороны, онлайн-покупки стали повседневностью для большей части населения, а удешевление доставки и увеличение количества компаний, осуществляющих онлайн-продажи и доставку покупок, только увеличили частоту заказов. Если раньше покупка в онлайн-магазине совершалась после некоторых раздумий, поиска и выбора магазина, то сейчас стала привычным делом. Ранее для того, чтобы оплата доставки не сильно влияла на общую стоимость покупки, собирался довольно большой заказ. Сейчас многие интернет-магазины предлагают быструю и бесплатную доставку. Вторым фактором, повлиявшим на снижение суммы среднего чека, является падение доходов населения, покупатели выбирают более дешевые товары. К этому же ведет и существующая неопределенность с дальнейшими ограничениями и окончанием пандемии. В такой ситуации люди вынуждены экономить и делать более дешевые покупки.

В отчете секретариата ВТО сказано, что наибольший потребительский спрос в электронной торговле в 2020 году приходится на сегмент продуктов питания и товаров первой необходимости, медицинских товаров, а также товаров для дома. Такие же тенденции наблюдаются и в России. По данным, представленным порталом Statista, доля россиян, открывших для себя новые продуктовые интернет-магазины в период самоизоляции в России в 2020 году, составила 39% (табл. 2).

Таблица 2

Доля россиян, открывших новые интернет-магазины в период самоизоляции в России в 2020 году, по типам

Продуктовые магазины/онлайн супермаркеты
39%
Онлайн-версии физических магазинов, в которых совершались покупки до пандемии
38%
Магазины, в которых предлагается больших выбор разных категорий товаров
30%
Бренды, осуществляющие прямые продажи своих товаров
27%
Небольшие магазины, не известные ранее
21%
Другие
6%
Источник: составлено по данным Statista “Share of Russians who discovered new online stores during the self-isolation period in Russia in 2020, by type” [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/1126849/e-store-types-discovered-during-self-isolation-russia/ (дата обращения: 2.10.2021).

Как показывают приведенные данные, онлайн-магазины продуктов питания получили наибольшее количество новых покупателей. В интернет-магазинах продуктов питания в первой половине 2021 года было оформлено 118 млн заказов (увеличение на 268%) на сумму 149 млрд рублей (+174%). Средний чек в этой категории товаров составил 1260 рублей и показал снижение на 26% [22].

Лидерами продуктового онлайн-рынка стали: «ВкусВилл», «Сбермаркет», «Самокат». Также в 10 лучших вошли: Delivery Club, «Яндекс.Лавка», Wildberries, «Пятерочка Доставка», Vprok.ru («Перекресток»), «Озон», «Утконос». Эти данные также показывают, что развитие онлайн-доставки традиционными магазинами – верный шаг. Можно с уверенностью говорить, что системы доставки таких магазинов, как ВкусВилл, Пятерочка, Перекресток, останутся востребованными и после пандемии.

Одной из основных составляющих реалий онлайн-торговли в условиях ограничений стала моментальная доставка еды и продуктов питания. Неготовность продавцов к быстрой реакции на изменения условий привела к затруднениям с доставкой и повышению цен, однако появились новые компании-доставщики. Средний чек собственной доставки «Магнита» – около 1500 руб., что более чем в 5 раз больше аналогичного показателя в магазинах (283 руб. по итогам третьего квартала 2020 года) [23].

По количеству онлайн-заказов на категорию товаров для дома и ремонта в 2020 году пришлось 4% российского рынка электронной торговли, а по объему онлайн-продаж в рублях – 12% [24]. В 2020 году в интернет-магазинах товаров для дома и ремонта было оформлено 29,5 млн заказов (+77%) на сумму 277 млрд рублей (+58%). Средний чек составил 9 440 рублей, что на 11% ниже, чем предыдущем году.

В апреле 2020 году вступил в силу закон о дистанционной торговле лекарственными средствами (ФЗ-105), что, безусловно, должно оказать влияние на фармацевтический рынок России. В 2020 году доля онлайн-продаж в этом сегменте составила 9,5% (рис. 10). При этом темпы роста онлайн аптечного рынка составили 55%, тогда как офлайн – 7%. В 2020 году в интернет-аптеках было оформлено 79 млн онлайн-заказов (+78%) на 133 млрд рублей (+58%). Средний чек составил 1 690 рублей.

Рисунок 10. Доля онлайн-продаж от всего аптечного рынка, %

Источник: составлено по данным: Data Insight. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://datainsight.ru/sites/default/files/DI-Pharma2021-YandexMeetup.pdf (дата обращения: 26.09.2021).

Пандемия коронавируса сказалась и на секторе услуг. В отчете, опубликованном Data Insight [26], говорится, что 72% опрошенных россиян заказывали услуги через интернет в течение 2020 года, их них 58% сообщили, что их количество заказов услуг через интернет увеличилось. При этом наибольшая доля заказов, 45%, приходится на категорию услуг в сфере красоты и здоровья. В качестве основной причины для заказа услуг 39% отметили пандемию, удобство и экономию времени – 37%, переход в онлайн – 14%, выгоду – 1%.

Таким образом, фокус потребления сместился в сторону домашнего комфорта и ухода за собой, что более чем логично.

Пандемия оказала влияние не только на поведение потребителей, но и на ретейлеров. Их количество увеличилось, в борьбу за интернет-покупателей включились крупные традиционные компании, которые могут позволить себе крупные инвестиции в цифровизацию своих традиционных бизнес-процессов. Традиционные торговые центры столкнулись с оттоком покупателей, и компании стараются все больше перейти в онлайн, чтобы обеспечить устойчивость. Для тех компаний, которые успешно привлекали новые платформы во время эпидемии, следующий шаг – добиться долгосрочного удержания в условиях жесткой конкуренции. Когда потребители переходят от вынужденного к последовательному и активному выбору, они становятся более привередливы. Выделиться в борьбе за их предпочтение – непросто. Это соревнование по эффективности, где проверяется вся цепочка онлайн-сервисов, ближние производственные цепочки и сети магазинов.

По прогнозам некоторых экспертов, покупательские привычки, выработанные потребителями во время эпидемии, сохранятся и будут и дальше придавать импульс потребительскому рынку и развивать производство. Возьмем, к примеру, доставку товаров в режиме реального времени. Благодаря возможности предоставить покупателю сразу в момент возникновения потребности нужный товар уменьшается информационная асимметрия между спросом и предложением, раскрывается истинный потенциал потребления. В то же время это поможет офлайн-компаниям сохранять жизнеспособность. Ведь некоторые производители также оптимизируют производство на основе данных о потреблении, предоставляемых действующей платформой электронной коммерции, создают индивидуализированные и специализированные продукты, новые бизнес-модели, образуют эффективный круг взаимного продвижения спроса и предложения. Немедленная покупка может сэкономить время, доставка на дом – облегчает жизнь пожилых людей, что, несомненно, ударяет по объемам ежедневных офлайн-покупок.

Заключение

Электронная коммерция – один из немногих секторов экономики, который не только смог сохранить положительную динамику во время пандемических ограничений, но и даже увеличил обороты и объемы. По всем прогнозам, темпы роста могут несколько снизиться, но в целом рост рынка продолжится.

Электронная коммерция в России в период коронавирусных ограничений получила масштабный толчок в развитии и выявила некоторые тенденции:

- объем электронной коммерции вырос по сравнению с прошлым периодом, при этом наблюдается высокий рост локального рынка онлайн-ритейлеров и значительное уменьшение трансграничного рынка;

- увеличилась динамика открытия онлайн-магазинов, а также вовлечение в онлайн-торговлю традиционных ретейлеров;

- увеличилась динамика количества онлайн-заказов;

- увеличилось число онлайн-покупателей;

- изменилась потребительская модель поведения: уменьшился средний чек заказа, стали больше покупать продовольственные продукты, медицинские товары и товары для дома (ранее онлайн больше покупали цифровую технику);

- повысился спрос на доставку «до двери» и в пункты выдачи заказов и т.д.;

- увеличился спрос на электронные услуги.

Таким образом, быстрый рост онлайн-продаж способствовал многократному обновлению не только схем и форм ритейла, но и структуры потребления. В краткосрочной перспективе в первом полугодии 2020 года произошел бум в фармакологической отрасли, маски стали лидером продаж. Кроме того, фокус потребления сместился в сторону дома, здоровья и ухода за собой. Но в более долгосрочной перспективе влияние эпидемии гораздо более многогранно, чем просто продажи в период предотвращения пандемии. Эпидемия ускорила тенденцию перехода общества к онлайн-операциям. Множество преимуществ онлайн-торговли увлекает за собой потребителей, все сокращая и сокращая масштабы продаж в реальном секторе. Конкуренция между интернет-компаниями будет только расти. И если сейчас интернет-компании уделяют внимание привлечению покупателей, то дальнейшей задачей станет их удержание. Потребители получают большие возможности для выбора и становятся все более требовательными. Это значит, что и компании вынуждены будут пересмотреть свои бизнес-процессы и повысить качество. В то же время остается цифровой разрыв между регионами РФ, что может негативно сказаться на развитии электронной коммерции в регионах.


Источники:

1. Отчет «E-commerce, trade and the Covid-19 pandemic», 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.org/english/tratop_e/covid19_e/ecommerce_report_e.pdf (дата обращения: 17.07.2021).
2. Revinova S. E-commerce in BRICS: similarities and differences // Int. J. Economic Policy in Emerging Economies. – 2019. – № 12(4). – p. 377–390. – doi: 10.1504/IJEPEE.2019.
3. UNCTAD, “How COVID-19 triggered the digital and e-commerce turning point,” Unctad, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/news/how-covid-19-triggered-digital-and-e-commerce-turning-point (дата обращения: 26.07.2021).
4. GÜVEN1 H. Changes in E-commerce in the Covid-19 pandemic crisis process // Eurasian Journal of Researches in Social and Economics. – 2020. – № 7(5). – p. 251-268.
5. Yuan Y. et al. Disruption in Chinese E-Commerce During COVID-19 // Frontiers in Computer Science. – 2021. – № 3. – p. 668711. – doi: 10.3389/fcomp.2021.668711.
6. Sharma K. A surge in e-Commerce market in India after COVID-19 pandemic // A Glob. J. Soc. Sci.. – 2020. – № 3.
7. Chang H. H., Meyerhoefer C. D. COVID-19 and the Demand for Online Food Shopping Services: Empirical Evidence from Taiwan // American Journal of Agricultural Economics. – 2021. – № 103(1). – doi: 10.1111/ajae.12170.
8. Beckers J., Weekx S., Beutels P., Verhetsel A. COVID-19 and retail: The catalyst for e-commerce in Belgium? // J. Retail. Consum. Serv.. – 2021. – № 62.
9. Dirgantari P. D., Hidayat Y. M., Mahphoth M. H., Nugraheni R. Level of use and satisfaction of e-commerce customers in covid-19 pandemic period: An information system success model (ISSM) approach // Indones. J. Sci. Technol.. – 2020. – № 5.
10. Koch J., Frommeyer B., Schewe G. Online shopping motives during the COVID-19 pandemic - lessons from the crisis // Sustainability. – 2020. – № 12.
11. Palomino Pita A. F., Carolina M. V., Oblitas Cruz J. F. E-commerce and its importance in times of covid-19 in Northern Peru // Rev. Venez. Gerenc.. – 2020. – № 25(3). – doi: 10.37960/rvg.v25i3.33367.
12. Veeragandham M., Patnaik N., Tiruvaipati R., Guruprasad M. Consumer Buying Behaviour towards E-Commerce during COVID-19 // Int. J. Res. Eng. Sci. Manag.. – 2020. – № 3(9). – doi: 10.47607/ijresm.2020.292.
13. Активность дистанционной торговли в России в условиях Covid-19: региональный ответ на вызовы пандемии и роль ИТ-сегмента. ВШЭ, Институт статистических исследований и экономики знаний. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/382973230.pdf (дата обращения: 14.08.2021).
14. Магомедов А. М. Развитие интернет-торговли в условиях пандемии // Уэпс: управление, экономика, политика, социология. – 2020. – № 3. – c. 60-65.
15. Горголзе Т.Е. Влияние коронавирусной инфекции на развитие электронной торговли // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2020. – № 9 (191). – c. 34-39. – doi: 10.46554/1993-0453-2020-9-191-34-39.
16. Маслова Ж. Н. Основные тенденции развития и трансформации трансграничной электронной торговли в период пандемии Covid-19 // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2020. – № 2(74).
17. Бойкова А.В. Развитие электронной торговли в условиях пандемии Covid-19 // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 4-1. – c. 30-34.
18. Topic: E-commerce worldwide. Statista, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/topics/871/online-shopping/ (дата обращения: 12.04.2021).
19. These are the top global ecommerce markets, 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.emarketer.com/content/top-global-ecommerce-markets (дата обращения: 21.10.2021).
20. Рынок интернет-торговли 2020 - Аналитика АКИТ. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://akit.ru/rinok-internet-torgovli-2020/ (дата обращения: 02.10.2021).
21. Матюшок В.М., Ревинова С.Ю. Оценка степени проникновения ИТ и интернет в регионы РФ как базы для внедрения «умных» энергетических сетей // Управленческий учет. – 2018. – № 11. – c. 49-63.
22. Data Insight. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://datainsight.ru/sites/default/files/DI_Food_2021H1_Public.pdf (дата обращения: 26.09.2021).
23. «Магнит» объявляет первые итоги пилотов в e-commerce. ПАО «Магнит». 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.magnit.com/ru/media/press-releases/magnit-obyavlyaet-pervye-itogi-pilotov-v-e-commerce/ (дата обращения: 22.10.2021).
24. DataInsight. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://datainsight.ru/sites/default/files/DI-DIY_2020_Public.pdf (дата обращения: 26.09.2021).
25. Data Insight. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://datainsight.ru/sites/default/files/DI-Pharma2021-YandexMeetup.pdf (дата обращения: 26.09.2021).
26. DataInsight. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://datainsight.ru/sites/default/files/DI_Avito_Service_order.pdf (дата обращения: 26.09.2021).

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:19:21