Влияние COVID-19 на экспортный потенциал Самарской области в медицинской промышленности
Асанова С.С.1, Федоренко Р.В.1, Хмелева Г.А.1
1 Самарский государственный экономический университет, Россия, Самара
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 9
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44491664
Цитирований: 9 по состоянию на 28.06.2023
Аннотация:
Целью исследования является выявление экспортного потенциала региона в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV). Наиболее важной и значимой точкой роста в социально-экономической политике региона является развитие фармацевтической отрасли. На основе анализа данных федеральной таможенной службы проведен анализ объема и географии экспортных сделок по номенклатурным группам медицинских изделий. Важнейшие роли в этой сфере играют направления, связанные с производством и международной торговлей медицинских изделий и оборудования. Подтверждена значимость в условиях пандемических рисков границ и торговых союзов как дополнительного ресурса для развития внешней торговли Самарской области. Выявлены предпосылки для опережающего роста экспорта медицинских изделий. Сделан вывод о необходимости сосредоточить максимальные усилия Самарской области на укреплении экспорта медицинских изделий COVID 19.
Ключевые слова: COVID-19, экспорт, медицинские изделия, экспортный потенциал, промышленность, регион, инновационное импортозамещение, несырьевой экспорт
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-510-23001.
JEL-классификация: F14, I19, L65
Введение
Проблеме развития экспортного потенциала на мезоуровне уделяется особое внимание как ключевому элементу обеспечения опережающих темпов экономического роста [1] (Asanova, Khmeleva, 2019). Инновационное импортозамещение в качестве приоритета российской экономики остается важнейшей задачей, однако особое внимание принадлежит развитию несырьевой части экспорта, а значит, и экспортного потенциала региона [2] (Khmeleva, 2012). Следует отметить, что инновационное импортозамещение перенаправляет часть сил и ресурсов на развитие и создание конкурентоспособной инновационной продукции, готовой к экспорту, при условии полноценного обеспечения отечественных нужд.
Развитие организации услуг отраслей социальной сферы на отдельных территориях, в том числе в отрасли здравоохранения, является одним из основных стратегических направлений пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Национальные цели 2020 года ставят перед регионами сложные задачи сохранения населения, здоровья и благополучия людей, которые невозможно решить без повышения конкурентоспособности отрасли медицинских изделий. Новая коронавирусная инфекция обусловила «новую реальность», в которой нам придется жить еще долгое время. В конце 2019 – начале 2020 года произошли кардинальные изменения всех сфер жизнедеятельности, масштабы которых ранее невозможно было предугадать. На 30 сентября 2020 года в мире зарегистрировано 33,9 млн чел. зараженных новой коронавирусной инфекцией и их число продолжает увеличиваться. Общее число смертельных случаев достигло 1,091 млн чел., выздоровело 25,4 млн чел. По состоянию на 30.09.2020 г. Российская Федерация занимает четвертое место в рейтинге стран, пораженных коронавирусом, после США, Индии и Бразилии соответственно [3].
Для предотвращения распространения коронавирусной инфекции были введены ограничения, основные из них заключались в следующем: исключить либо уменьшить посещение общественных мест, обрабатывать поверхности дезинфицирующими средствами, носить средства индивидуальной защиты. Производители большинства отраслей были вынуждены приостановить либо полностью закрыть свои производства. Исключение составили производители жизненно необходимой продукции.
В условиях распространения новой коронавирусной инфекции поддержку международной торговле, а значит, и международной интеграции оказывает повышенный спрос на медицинские изделия, поскольку в вовлеченных в пандемию странах руководство вынуждено принимать защитные меры, чтобы противостоять распространению болезни. Повышенный спрос на медицинские изделия способствовал мобилизации профильных предприятий в регионах, многие из которых смогли нарастить объемы, чтобы не только удовлетворить внутренний спрос, но и обеспечить экспортные поставки.
Тема негативного влияния на экономику в целом и экспортный потенциал в частности вызывает в настоящее время значительный интерес со стороны ученых. Так, исследователи изучали влияние пандемии на рынок труда [4] (Drobot, 2020), на реальный сектор экономики [5] (Drobot, Makarov, Nazarenko, Manasyan, 2020), финансовый сектор и экономическую безопасность [6] (Lev, Leshchenko, 2020), процессы сворачивания глобализации [7] (Torkanovskiy, 2020) и расширении возможностей цифровой экономики в новых условиях [8] (Pechatkin, 2020). В работах высказываются мнения об управленческих механизмах на организационном уровне [9] (Stolyarov, 2020), мерах внутренней и внешней политики [10] (Tsvetkov, Dudin, 2020).
С учетом сказанного выше интересно рассмотреть еще один важный аспект влияния пандемии, а именно на экспорт медицинских изделий. Мы попытаемся ответить на вопрос, действительно ли пандемия провоцировала изменения.
Целью статьи является анализ изменения экспорта медицинских изделий Самарской области в условиях пандемии и выявление потенциала его увеличения. Мы попытаемся ответить на вопросы, действительно ли пандемия выступила драйвером увеличения интенсивности за счет новых производств и кооперации со смежными отраслями? Наблюдается ли в форс-мажорных условиях и высоких рисков для здоровья населения сглаживание роли экономических факторов, таких как издержки производства, схема рынков сбыта? Какова роль торговых союзов в острые периоды внешнеэкономических угроз?
Гипотезой исследования является мнение о том, что влияние COVID-19 способствует укреплению экспортного потенциала Самарской области в медицинской промышленности.
Статья отличается новизной как по постановке исследовательской задачи, так и по полученным в результате выводам. Впервые дан анализ экспорта по перечню медицинских изделий, применяемых для предотвращения угрозы распространения коронавирусной инфекции. Выявлены особенности экспорта медицинских изделий Самарской области в период пандемии, определены предпосылки и пути дальнейшего укрепления экспортного потенциала медицинской промышленности.
Методика
Теоретическая основа исследования заключается в тесной взаимосвязи концепции экспортного потенциала [11] (Sapir, Karachev, Chzhan, 2016) и теории кластерного развития [12] (Petrov, 2013), тем самым создавая схему: кластер – экспортный потенциал – факторы влияния.
Основоположник теории кластерного развития М. Портер отмечал, что международную конкурентоспособность страны определяют кластеры и их способность эффективно использовать внутренние ресурсы [13] (Porter, 2005). Именно кластеры формируют экспортный потенциал страны и отдельных регионов.
В данной статье под экспортным потенциалом авторы понимают совокупность возможностей экономической системы по увеличению экспортных поставок и экспортной прибыли за счет комплекса влияющих факторов. Основное внимание уделено таким факторам, как финансовые возможности, производство, кадры, рынок и условия сбыта, наиболее остро реагирующим на кризисные изменения в экономике. Отметим, что разработка эффективной политики инновационного импортозамещения возможна при развитии экспортного потенциала с учетом кластерного развития отдельных производств.
Основными научными методами исследования, примененными авторами, являются анализ и синтез полученных данных. В частности, проведен анализ официальных данных об объекте исследования – инновационном территориальном кластере медицинских и фармацевтических технологий Самарской области. Значительное место в исследовании занимает статистический анализ данных о динамике и развитии международной торговли медицинскими изделиями, которые нашли применение для предупреждения и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции. Проведен анализ всех экспортных сделок за период с января 2017 г. по май 2020 г., содержащихся в базе данных Федеральной таможенной службы по перечню медицинских изделий, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 г. № 419, за исключением группы товаров – тестов на COVID-19, поскольку данные товары в Самарской области не производятся [14]. Указанный перечень в исследовании будем называть перечнем медицинских изделий COVID-19.
Результаты исследования
В условиях COVID-19 можно выделить последствия, характерные для экспортного потенциала медицинской промышленности (табл. 1).
Таблица 1
Ключевые факторы экспортного потенциала с наибольшим влиянием COVID-19
Факторы экспортного потенциала с наибольшим влиянием COVID-19
|
Описание последствий влияния COVID-19
на факторы экспортного потенциала
|
Финансовые возможности
|
Реализация государственных мер, направленных на развитие и
поддержку экспорта (льготные кредиты и упрощение доступа к программам
повышения конкурентоспособности)
|
Реализация государственных программ, направленных на поддержку
производства и малого бизнеса
| |
Снижение ставки по кредитам вследствие снижения учетной ставки Банка
России
| |
Производство
|
Деятельность не приостанавливалась, так как деятельность связана
с защитой здоровья
|
Возрастает количество предприятий, производящих медицинские
изделия. С конца 2019 года начали свою деятельность более 30 предприятий по
производству медицинских изделий
| |
Расширяется перечень ранее действующих производств, например,
ООО «Пранафарм», АО «МЕДХИМ», ООО «ОЗОН» и др.
| |
Предприятия столкнулись с высокой конкуренцией в условиях
пандемии. Те, которые не адаптировались, закрывались либо
переквалифицировались
| |
Кадры
|
В условиях нестабильности работа предприятий не
приостанавливалась, а продолжалась в новом формате – онлайн
|
Сокращение отдельных производств способствовало притоку кадров
на рынок труда
| |
Рынок и условия сбыта
|
Рост внутреннего и внешнего спроса на медицинские изделия COVID 19
|
В условиях пандемии развиваются онлайн-рынки. Появляется
возможность бесконтактной покупки товаров
| |
Запрет на экспорт медицинских изделий (кроме стран ЕАЭС),
беспошлинный режим импорта на средства индивидуальной защиты (до 30.06.2020)
|
К числу ключевых экономических факторов экспортного потенциала отнесены финансовые возможности, производство, кадры, изменение спроса на рынке и условия сбыта. Экспортные возможности расширяются (табл. 1) при условии насыщения внутреннего рынка, поскольку уже 30 апреля Правительством Российской Федерации были сняты введенные в марте 2020 года ограничения на экспорт средств индивидуальной защиты [15].
Основу производственной базы медицинских изделий COVID-19 в Самарской области составляют предприятия, которые на условиях ассоциации входят в состав профильного кластера.
Так, в 2014 году по инициативе ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России и при поддержке Правительства и бизнес-сообщества Самарской области было подписано Соглашение о создании инновационного территориального кластера медицинских и фармацевтических технологий Самарской области. Такой шаг имел положительное влияние, и начиная с 2014 года ежегодно наблюдается рост производства инновационной фармацевтической продукции по разным направлениям, составляющий от 7 до 15% [16]. За это время ряд проектов Кластера приобрели инфраструктурный характер (международная биотехнологическая лаборатория, Нанотехнологический центр Самарской области, технополис «Гагарин-Центр» и др.).
В настоящее время производственную базу для опережающего развития фармацевтической отрасли составляют более 55 предприятий и учреждений, основными из которых являются:
- ОАО «Самарский электромеханический завод» – производство оборудования медицинского назначения;
- ООО «ОЗОН» – производство лекарственных препаратов;
- ЗАО «Самаралектравы» – переработка лекарственного растительного сырья и получение лекарственных субстанций и препаратов;
- ООО «Научно-медицинское объединение «СОВА» – разработка лекарственных препаратов.
Основу кластера составляют четыре значимых в национальном масштабе промышленных комплекса – медицинской промышленности, фармацевтической промышленности, электроники и информационных технологий.
Что касается динамики внешних продаж, то в общем объеме января – мая 2020 г. в Самарской области наблюдается рост показателя экспорта медицинских изделий на 80,39%, по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (табл. 2).
Таблица 2
Динамика медицинских товаров для предупреждения и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Самарской области за 2017–2020 гг.
Группы
изделий (ТН ВЭД ЕАЭС)
|
2017
г., тыс. долл.
|
2018
г., тыс. долл.
|
2019
г., тыс. долл.
|
Январь
– май 2019г. тыс. долл.
|
Январь
–май 2020 г.
тыс. долл.
|
2018
г./2017 г., %
|
2019
г./2018 г., %
|
Январь –май 2020 г./2019
г., %
|
Изделия
для лечения и диагностики
| ||||||||
46
Диагностические реагенты, вакцины
|
276,00
|
550,07
|
526,92
|
18,55
|
43,49
|
199,30
|
95,79
|
234,48
|
57
Препараты для использования в лечении коронавируса
|
0,00
|
0,00
|
0,44
|
0,44
|
0,00
|
-
|
-
|
0,00
|
Медицинская
одежда и средства защиты
| ||||||||
47
Медицинская маска, пластиковый экран для защиты лица
|
703,72
|
1
108,59
|
1
493,25
|
458,66
|
514,83
|
157,53
|
134,70
|
112,25
|
48
Медицинская маска для глаз, очки рус.
|
7,20
|
3,48
|
9,90
|
3,38
|
0,67
|
48,38
|
284,13
|
19,78
|
49
Медицинский защитный костюм
|
0,32
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
0,00
|
-
|
-
|
52
Респираторы и маски
|
128,88
|
120,79
|
101,98
|
49,60
|
36,29
|
93,72
|
84,43
|
73,17
|
51
Перчатки хирургические
|
1
315,23
|
1
899,88
|
2
173,36
|
692,08
|
792,14
|
144,45
|
114,39
|
114,46
|
54
Одежда одноразовая медицинского назначения
|
12,18
|
30,42
|
51,16
|
5,92
|
51,44
|
249,78
|
168,18
|
869,02
|
55Бахилы
|
1
356,53
|
1
939,90
|
2
240,11
|
26,37
|
812,81
|
143,01
|
115,48
|
3
082,68
|
Аппараты
и оборудование для лечения и диагностики
| ||||||||
53
Термометры электронные
|
7,76
|
46,07
|
34,98
|
7,49
|
41,17
|
593,36
|
75,93
|
549,97
|
56
Оборудование для фильтрования или очистки воздуха
|
383,37
|
112,24
|
82,96
|
16,38
|
25,90
|
29,28
|
73,91
|
158,15
|
58
Аппараты искусственной вентиляции легких
|
4,44
|
35,27
|
6,65
|
6,65
|
0,20
|
794,68
|
18,85
|
2,96
|
Итого
|
4
195,63
|
5
846,71
|
6
721,70
|
1
285,51
|
2
318,95
|
139,35
|
114,97
|
180,39
|
В группе «Изделия для лечения и диагностики» наибольший рост на 134,48% в январе – мае 2020 года характерен для экспорта группы 46 медицинских изделий по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. В частности, рост за период января – май 2020 г. по группе 55 «Бахилы» составляет более 3000% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. (рис. 1).
Наиболее востребованными для экспорта медицинскими изделиями в период развития пандемии являются следующие группы (рис. 1): 47 «Медицинская маска», 51 «Перчатки хирургические» и 55 «Бахилы» с максимальными стоимостными значениями за период январь – май 2019 г. и 2020 г.
Рисунок 1. Динамика экспорта медицинских товаров для предупреждения и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в Самарской области, январь – май 2019–2020 гг.
Источник: рассчитано авторами по данным Федеральной таможенной службы. Режим доступа: http://stat.customs.ru/ (дата обращения: 30.09.2020).
Развитие межотраслевого сотрудничества для предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции широко применяется при производстве медицинских изделий [17] (Grebyonkin, 2018) и оказывает серьезное влияние на проводимую политику инновационного импортозамещения российских регионов [18] (Manturov, 2018). Смежными производствами выступают: производство лекарственных средств, нефтехимии, одежды. Развитие фармацевтической отрасли относят к точкам роста региона в условиях пандемии [19] (Kuznetsov, Lachininskiy, Mikhaylov, Shendrik, 2019).
В период пандемии ряд отраслей и производств по всей стране, в частности, в Самарской области были ориентированы на межотраслевое сотрудничество, в том числе производство термометров. Группа «53 Термометры электронные» относится к смежной от фармацевтики отрасли, однако в настоящий момент термометры электронные причислены к наиболее востребованной экспортной группе согласно темпам роста (табл. 2). Перепрофилирование производства является ярким примером развития экспортного потенциала региона.
Самарская область входит в число ведущих регионов РФ по объемам внешнего товарооборота, кроме этого осуществляется международное экономическое сотрудничество более чем со 100 странами мира. К основным странам-партнерам относятся: КНР, Украина, США, Республика Казахстан, Германия, Турция.
Экономическая интеграция на международном уровне регионов может рассматриваться с двух позиций: «регион – страна» и «регион – регион». Первый случай описывает международную торговлю в ее прямом проявлении. Второй случай описывает возможность развития двухсторонних экономических связей на базе совместной торговли и реализации совместных проектов [20] (Khmeleva, 2019). В исследовании использовался первый вариант, то есть анализ международной торговли и интеграции на уровне «регион – страна».
Данные статистики показывают, что экспортный портфель медицинских изделий в Самарской области уверенно расширяется. Если в 2017 году экспорт медицинских изделий осуществлялся в 32 страны, то в 2019 году – уже в 48 стран. Однако о диверсификации экспортных направлений заявлять преждевременно, поскольку доля основных потребителей медицинских изделий COVID 19 стабильно составляет около 90% (табл. 3).
Таблица 3
Основные страны экспорта медицинских изделий из Самарской области, тыс. долл.
Страны
|
2017
г.
|
2018
г.
|
2019
г.
|
Январь – май
2019г.
|
Январь – май
2020г.
|
2018/2017
гг.
|
2019/2018
гг.
|
Январь – май
2020 г./2019 г.
|
Казахстан
|
2
103,1
|
2
014,0
|
2
140,4
|
367,
71
|
277,6
|
95,8
|
106,3
|
75,5
|
Беларусь
|
906,9
|
1
028,2
|
1
699,7
|
369,
94
|
120,8
|
113,4
|
165,3
|
32,7
|
Туркмения
|
139,9
|
1,8
|
4,9
|
2,
03
|
0,0
|
1,3
|
270,9
|
0,0
|
Румыния
|
192,3
|
843,4
|
948,1
|
279,
80
|
74,3
|
438,5
|
112,4
|
26,6
|
Азербайджан
|
168,6
|
427,0
|
263,9
|
64,
56
|
17,6
|
253,3
|
61,8
|
27,4
|
Узбекистан
|
101,6
|
107,4
|
523,9
|
39,
62
|
12,9
|
105,6
|
488,0
|
32,5
|
Украина
|
49,5
|
131,2
|
268,1
|
133,2
|
25,1
|
264,9
|
204,4
|
18,8
|
Латвия
|
56,7
|
43,9
|
77,2
|
27,0
|
20,5
|
77,5
|
175,8
|
75,9
|
Итого
сумма по странам
|
3
718,6
|
4
596,8
|
5
926,0
|
160,19
|
548,68
|
-
|
-
|
-
|
Итого
по всему экспорту
|
4
195,3
|
5
846,7
|
6721,7
|
1
285,51
|
2
318,95
|
-
|
-
|
-
|
Доля,
%
|
88,6
|
78,6
|
88,2
|
12,5
|
23,7
|
-
|
-
|
-
|
Основной экспорт медицинских изделий осуществляется в страны постсоветского пространства, увеличивается год к году. Крупнейшим потребителем медицинских изделий из Самарской области является соседний Казахстан, с которым сложились крепкие экономические связи. Вторым по значимости торговым партнером является Беларусь. Торговля со странами ЕАЭС имеет ключевое значение для экспорта медицинских изделий Самарской области.
Расширение экспортных возможностей позволяет уверенно наращивать в Самарской области внутреннее производство продукции лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях. Так, по данным Самарастата, в январе–августе 2020 года данное производство выросло на 34% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Заключение
Пандемия послужила сдерживающими фактором развития торговых отношений в начале 2020 года, поскольку был введен запрет на экспорт медицинских изделий. На фоне положительной тенденции роста экспорта медицинских изделий год к году за период января – мая 2019–2020 гг. наблюдается аналогичный рост показателя. На объемах экспорта отдельных групп медицинских изделий отразились введенные в Российской Федерации ограничения на вывоз медицинских изделий, поскольку распространение новой коронавирусной инфекции требует обеспечения в первую очередь нужд региона, и позднее развитие экспортного потенциала. Однако в настоящее время российский рынок насыщен и существует возможность вывоза с территории ЕАЭС медицинских изделий, необходимых для предупреждения и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV). Вывоз возможен при соблюдении условий указания действующего уполномоченного органа государства – члена ЕАЭС.
Можно выделить особенности, характеризующие насыщение российского рынка медицинскими изделиями:
- расширенное развитие производства медицинских изделий, готовых к экспорту, реализуется за счет увеличения интенсивности производства совместно со смежными отраслями;
- сглаживается роль экономических факторов (издержки производства, схема рынков сбыта) в ситуации внешних вызовов, например, пандемии;
- поиск новых потенциальных партнеров (например, с Арменией 18.08.2020 г. были проведены переговоры по вопросам развития торгово-экономических отношений Самарской области и Республики Армения в вопросах экспорта лекарств, интерактивного медицинского оборудования и др.) [21];
- широкий перечень новых производств, производящих средства индивидуальной защиты (более 30 производств в Самарской области были открыты с конца 2019 г. и начала 2020 г.) [22];
- укрепление статуса ЕАЭС как ключевого балансирующего рычага, определяющего уровень обеспеченности медицинскими изделиями в зоне его деятельности.
Период пандемии отмечается высокой степенью влияния на экспортный потенциал Самарской области. Подтверждением являются факторы влияния и статистические результаты производства в области.
Сектор производства фармацевтической продукции и медицинских изделий в контексте вирусных рисков для населения во всем мире может стать точкой роста несырьевого экспорта региона. Как показал проведенный анализ, в Самарской области сложились предпосылки для опережающего роста данного сектора, поскольку здесь уже присутствует производственная база, сформирован и успешно развивается инновационный территориальный медицинский кластер, налажены устойчивые торговые связи с соседним Казахстаном, сформирован и постоянно пополняется портфель стран – потребителей экспортной медицинской продукции.
С другой стороны, в отношении медицинской промышленности действуют целый ряд стимулирующих мер поддержки федерального уровня, позволяющих снизить стоимость привлеченных финансовых ресурсов как на этапе производства, так и на этапе вывода продукции на мировые рынки. Определенную стимулирующую роль и поддержку окажут переформатирование государственной программы «Фарма-2020» и новые механизмы господдержки Минпромторга России, среди которых компенсация части затрат на развитие новых технологий, совершенствование производства и возможность в будущем реализовывать востребованные медицинские изделия.
В современных условиях Фонд развития промышленности оказывает всестороннюю поддержку производителям, в том числе предоставляет льготные условия софинансирования проектов, ключевой деятельностью которых является развитие производства высокотехнологичных отраслей – от 50 до 750 млн руб. сроком до семи лет со ставкой от 1–5% в год [23].
Важным стимулирующим фактором роста экспорта является снятие ограничений на экспорт в страны, имеющие ключевое значение для экспортного потенциала Самарской области, – Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Конкурентоспособному уровню цен на внешнем рынке способствуют установленные нулевые экспортные пошлины на медицинские изделия.
Для дальнейшего роста экспортного потенциала Самарской области в сфере производства медицинских изделий необходимо эффективно использовать сложившийся благоприятный рыночный и регуляторный ландшафт.
Источники:
2. Хмелева Г. Инновационное развитие региона: интенсивный и экстенсивный пути // Проблемы теории и практики управления. 2012. № 7-8. С. 49-55.
3. Информационный портал «Коронавирус сегодня». Режим доступа: https://koronavirustoday.ru/info/strany-s-koronavirusom-obnovlyaemyj-spisok-na-segodnya/ (дата обращения:20.08.2020)
4. Дробот Е.В. Влияние пандемии COVID-19 на рынок труда США // Экономика труда. – 2020. – № 7. – c. 577-588. – doi: 10.18334/et.7.7.110715.
5. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Назаренко В.С., Манасян С.М. Влияние пандемии COVID-19 на реальный сектор экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 8. – С. 2135-2150. – doi: 10.18334/epp.10.8.110790.
6. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность в системе здравоохранения в период пандемии COVID-19: ответная реакция государств и финансовых органов // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 6. – c. 1857-1884. – doi: 10.18334/epp.10.6.110511.
7. Торкановский Е.П. Автаркия 2.0: глобальная экологическая повестка, пандемия COVID-19 и новая нормальность // Экономические отношения. – 2020. – Том 10. – № 3. – С. 663-682. – doi: 10.18334/eo.10.3.110600.
8. Печаткин В.В. Формирование и развитие цифровой экономики в России как стратегический приоритет развития территорий в условиях пандемий // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 2. – c. 837-848. – doi: 10.18334/vinec.10.2.110187.
9. Столяров Н.О. Развитие механизмов управления организационной культурой в условиях преодоления последствий глобального кризиса, вызванного пандемией COVID-19 // Лидерство и менеджмент. – 2020. – Том 7. – № 3. – С. 393-404. – doi: 10.18334/lim.7.3.110861.
10. Цветков В.А., Дудин М.Н. Медийная активность отечественных политиков и государственных деятелей в период пандемии COVID-19 как инструмент укрепления доверия электората // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 2. – c. 89-122. – doi: 10.18334/lim.7.2.110214.
11. Сапир Е.В. Экспортный потенциал российских фармацевтических предприятий в формирующихся региональных кластерах / Сапир Е.В., Карачев И.А., Чжан М. // Экономика региона. - 2016. - Т.12. - № 4. - С. 1194-1204.
12. Петров А. П. Закономерности формирования региональных кластерных инициатив // Экономика региона. — 2013. — № 1 (33). — С. 133-142.
13. Портер М.Э. Конкуренция / Пер. с англ. О.Л. Пелявского, А.П. Уриханяна, Е.Л. Усенко и др.; под ред. Я.В. Заблоцкого, М.С. Иванова, К.П. Казаряна и др. – Изд. Испр. - М.: ИД «Вильямс», - 2005. С.184-187
14. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 419 "О реализации решения Совета Евразийской экономической комиссии от 16 марта 2020 г. N 21, внесении изменений в перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, и об освобождении от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349335/ (дата обращения: 01.07.2020)
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 637 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202005030004
16. Информационный портал «Волга Ньюс». Статья «Итоговая сессия Инновационного территориального кластера медицинских и фармацевтических технологий» от 18.11.2019г. Режим доступа: https://volga.news/article/521692.html (дата обращения: 30.09.2020)
17. Гребёнкин И.В. Влияние уровня диверсификации на инновационную активность в обрабатывающей промышленности // Экономика региона. — 2018. — Т. 14, вып. 2. — С. 600–611. — DOI 10.17059/2018–2-21.
18. Мантуров Д.В. Промышленная политика в российской фармацевтической отрасли // Экономическая политика. – 2018. – Т. 13. – № 2. – С. 64-77
19. Кузнецов С. В., Лачининский С. С., Михайлов А. С., Шендрик А. В. «Пропульсивные отрасли» регионов Западного порубежья России в условиях геополитической турбулентности / Кузнецов С. В., Лачининский С. С., Михайлов А. С., Шендрик А. В. // Экономика региона. — 2019. — Т. 15, вып. 4. — С. 1253-1265
20. Хмелева Г.А. Интеграция отдельных регионов в систему мирохозяйственных связей // Журнал экономической теории. — 2019. — Т. 16. — № 4. — С. 746-757. doi 10.31063/2073-6517/2019.16-4.11
21. Официальный сайт Минпромторг России. «Бизнес Самарской области заинтересован в экспорте продукции в Республику Армения» от 19.08.2020г. Режим доступа: https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!eto_nashi_geroi (дата обращения: 30.09.2020)
22. Официальный сайт Минпромторг России. «Это наши герои» от 06.04.2020г. Режим доступа: https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/#!eto_nashi_geroi (дата обращения: 30.09.2020)
23. Информационный сайт «Со своими таблетками». Госпрограмма "Фарма-2020" продлена. Российская газета - Спецвыпуск № 271(8029) от 01.12.2019. Режим доступа: https://rg.ru/2019/12/01/gosprogramma-farma-2020-prodlena-do-2024-goda.html (дата обращения:20.08.2020)
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:44:30