Институциональные изменения на рынке непрерывного образования в постпандемическом мире
Максимова Ю.Ю.1, Русакович М.В.1, Крючков А.Н.1
1 ГОУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный университет», Россия, Коломна
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 11 (Ноябрь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47370866
Цитирований: 2 по состоянию на 24.01.2023
Аннотация:
Статья посвящена исследованию состояния и тенденций влияния COVID-19 на экономическую ситуацию в мире и определение социально-экономических потерь, которые понесет Россия. Страна столкнулась с вынужденным введением ряда ограничений, приостановкой работы предприятий, закрытием границ, а также с волотильностью цен на энергоресурсы. Результатами исследования являются оценка возможного воздействия пандемии коронавируса на ВВП и тенденции институциональных изменений на рынке непрерывного образования в России. Перспективами дальнейших исследований является проведение анализа экономических последствий пандемии, потерь мировой экономики после преодоления коронавирусной инфекции и реальных мер, которые были приняты для стабилизации финансово-экономической ситуации на микро- и макроуровне. Материал статьи заинтересует исследователей, занимающиеся вопросами воздействия коронакризиса на экономическое развитие и качество институциональных преобразований.
Ключевые слова: цифровизация, дистанционный формат обучения, экономический рост, непрерывное образование
JEL-классификация: I21, I23, I25, I28
ВВЕДЕНИЕ
Ситуация, сложившаяся в мире в 2020 году, заставила производить революционные институциональные изменения, применять новые нестандартные методы и подходы к непрерывному образованию, являющиеся залогом адаптации к внешним факторам. Проведение оценки содержания и эффективности институциональных изменений, возникающих в ходе экономических трансформаций, представляет собой одну из ключевых задач современного развития экономической науки. Постепенная и всеохватывающая цифровизация всех сфер жизнедеятельности субъектов экономической деятельности становится уже обыденностью и нормой. В связи с этим своевременное, адекватное и оперативное исследование некоторых проблем институционального развития в России приобретает все большую актуальность.
Целью проводимого исследования является анализ отдельных макроэкономических показателей, системы дистанционного обучения и непрерывного образования и на этой основе выработка комплекса стратегических мероприятий, направленных на формирование новых формальных и неформальных институтов в России в условиях кризисных явлений.
Реализация административной реформы в Российской Федерации (РФ) поспособствовала формированию соответствующей нормативно-правовой базы и формальных институтов, которые должны были позволить существенно повысить качество и доступность государственных услуг. Вместе с тем, как показывает зарубежный опыт «нового государственного менеджмента», основным фактором успеха реформ, их необратимости могут стать изменения на уровне неформальных институтов, в институциональной среде, трансформации ментальных моделей и в государственных организациях, предоставляющих услуги населению и бизнесу, и в среде потребителей [3] (Auzan, 2011).
Пандемия COVID-19 внесла серьезные коррективы в жизнь всех без исключения стран мира. На ее фоне, в частности, ускорился процесс цифровизации: в течение последних полутора лет резко увеличилось число людей, которые обучаются или работают из дома, делают покупки в интернете. Однако инструмент государственного воздействия на ограничения передвижения различных категорий граждан, введения цифровых пропусков и QR-кодов имеет довольно много как правовых, так и этических вопросов.
Цифровые технологии, конечно, приносят позитивный опыт в плане экономического развития. Даже до пандемии оценивалось, что их вклад в мировую экономику – это 4 триллиона долларов к 2022 году, а сейчас еще больше в связи с ускоренной цифровизацией [11].
Помимо изменений производственных и экономических цепочек в постпандемическом мире в целом происходит трансформация сферы здравоохранения и образования. Информационно-телекоммуникационные технологии помогают в том числе в сдерживании распространения вируса, в разработке вакцин. Электронные платформы позволяют поддерживать экономику на плаву.
По данным Минобрнауки, в 1 квартале 2020 г. около 80% российских университетов перешли полностью на дистанционный формат работы со студентами, а из подведомственных министерству вузов – все 100% [1]. Такой резкий переход на дистанционный формат – мера вынужденная и экстренная; в начале пандемии не все университеты были готовы к этой кардинальной перестройке учебного процесса исходя из объективно разного уровня развитости информационной инфраструктуры, обеспеченности дисциплин электронными образовательными ресурсами и готовности преподавателей к использованию цифровых платформ и сервисов в образовательном процессе (табл. 1).
Таблица 1
Преимущества и недостатки дистанционной формы обучения, %
Показатель
|
Вузы
субъектов РФ
|
Вузы
Москвы
|
Вузы
РФ (в среднем)
|
Высокое
качество усвоения материала: его можно изучать в удобном темпе и виде
|
31,2
|
30,4
|
26,5
|
Урезанный
формат обучения (нет лабораторных и практикумов, нет части предметов)
|
33,3
|
33,6
|
33,8
|
Трудно
организовать свою работу
|
33,6
|
35,2
|
36,9
|
Повышение
навыков самостоятельной работы
|
51,6
|
49,2
|
52,5
|
Возможность
планировать свое время и больше успевать
|
55,7
|
54,3
|
53
|
Не
хватает очного общения с сокурсниками и преподавателями
|
68,9
|
73,7
|
70,2
|
Как показало исследование Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), проведенное еще в 2019 году, сами преподаватели вузов с учеными степенями низко оценивают свой уровень владения дистанционными технологиями (3,2 балла из 5); каждый 4-й из них ни разу за 2–3 года не использовал сервисы удаленной видеосвязи для участия в видеоконференциях или проведения аналогичных мероприятий [1]. На сегодняшний день в вузах России имеются достаточные возможности в рамках дистанционного обучения (табл. 2).
Таблица 2
Какие возможности дистанционного обучения доступны в вузах, %
Показатель
|
Вузы
субъектов РФ
|
Вузы
Москвы
|
Вузы
РФ (в среднем)
|
Индивидуальная
работа с преподавателями с использованием видеочата
|
25,9
|
32,2
|
27,4
|
Просмотр записей
видеоконференций
|
33,5
|
67,6
|
40,4
|
Контроль
успеваемости в личном кабинете
|
58,9
|
56,7
|
56,4
|
Просмотр «живых»
лекций в онлайн-формате (с возможностью задавать вопросы)
|
40,2
|
80,8
|
66,1
|
Посещение
видеосеминаров (групповых занятий) в режиме онлайн)
|
40,3
|
82,4
|
69
|
Выполнение
интерактивных заданий (тестов, опросов и др.)
|
79,4
|
64
|
72,3
|
Получение
заданий в личном кабинете
|
71,3
|
64,2
|
75,3
|
Переписка с
преподавателями, обмен документами
|
88,4
|
88,7
|
90,2
|
Пандемия коронавируса, связанные с ней ограничения и их последствия привели к стремительной и масштабной рецессии во многих странах, оказав значительное влияние на мировую экономику и перспективы ее дальнейшего развития. Мировая экономика после спада в 2020 г. на 3,1% продолжает восстанавливаться. Тем не менее, согласно оценкам Всемирного банка, опубликованным в отчете за октябрь 2021 г. (World Bank, 2021), прогнозируется рост мировой экономики на 5,9% в 2021 г. и на 4,9% в 2022 г. [11]. Снижение прогнозных значений реального валового внутреннего продукта (ВВП) по всем странам в 2022 г. по сравнению с 2021 г. связано с перебоями поставки комплектующих, полупроводников, снижением обеспеченности продовольствия, ухудшением течения пандемии и распространением нового коронавирусного штамма Дельта (табл. 3).
Таблица 3
Прогнозы экономического роста Международного валютного фонда (МВФ) на 2021–2022 гг. по странам: реальный ВВП, %
Страна
|
Реальный ВВП
| ||
2020
|
Прогнозные значения
| ||
2021
|
2022
| ||
Мировой
объем производства
|
-3,1
|
5,9
|
4,9
|
Страны
с развитой экономикой
|
-4,5
|
5,2
|
4,5
|
Страны
Европы
|
-6,3
|
5,0
|
4,3
|
США
|
-3,4
|
6,0
|
5,2
|
Страны с формирующимся рынком и развивающие страны
|
-2,1
|
6,4
|
5,1
|
Китай
|
2,3
|
8,0
|
5,6
|
Россия
|
-3,0
|
4,7
|
2,9
|
Нарушение цепочек поставок товаров, изменение режима работы ряда системообразующих предприятий и целых отраслей отвлекают значительный объем ресурсов и увеличивают затраты, что отражается на существенном росте цен. Эти обстоятельства отражаются на общей производительности, структуре глобального производства, торговли, финансовых потоков, трудовой миграции, международного сотрудничества [6].
В такой ситуации многие страны вынуждены справляться как с экономическими последствиями внутренних ограничений, так и с внешними шоками, вызванными международными ограничениями, глобальными процессами и кризисом в других странах. Также пандемия может оказать негативное влияние и на фундаментальные факторы долгосрочного экономического роста, ослабив его дальнейшие перспективы. Требуется политическая воля на всех уровнях власти в сфере развертывания вакцин, изменения климата и поддержания баланса процессов глобализации и специализации для формирования глобальных экономических перспектив [11] (Popov, Sukharev, 2016).
Существенное негативное влияние на долгосрочный экономический рост может оказать затяжная безработица, ведущая к утрате человеческого капитала и снижению активности в поиске работы (табл. 4).
Таблица 4
Динамика уровня безработицы в 2019–2021 гг. в России (по методологии Международной организации труда (МОТ))
Показатели
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021, I кв.
|
2021, II кв.
|
Уровень
безработицы, NS/SA (%
от рабочей силы)
|
4,8
|
4,6
|
5,8
|
5,6
|
4,9
|
Снижение благосостояния населения и связанное с ним снижение расходов на образование и здравоохранение также могут негативно влиять на процесс накопления человеческого капитала. Кроме того, закрытие рабочих мест и введение карантина, по всей вероятности, ограничат распространение новых технологий и знаний, что еще более усилит негативное влияние на производительность.
Негативные последствия пандемии могут оказаться долгосрочными также за счет изменения потребительского поведения экономических агентов, поскольку повышение неопределенности и вероятности возникновения определенных потерь может привести к изменению структуры расходов и спроса домохозяйств и предприятий, ограничивая возможности для восстановления ряда секторов.
Восстановительный рост мировой экономики в 2021 г. после начала пандемии продолжается, но более умеренными темпами. Значительный уровень инфляции во всем мире поддерживается узкими местами в логистических цепочках. По состоянию на октябрь 2021 г. в России этот показатель в 2021 г., по официальным данным Центробанка РФ, составил 7,4–7,9% [8]. В 2022 г. регулятор прогнозирует снижение этого макроэкономического показателя до целевых значений. Стремление предприятий обезопасить себя от перебоев с поставками увеличивает спрос на сырье и комплектующие, что подстегивает инфляционное давление. Цены на нефть продолжат расти, но в среднесрочной перспективе просматривается нисходящая динамика [8].
Общее замедление мировой экономики ожидалось еще до распространения коронавируса и вызванного начавшейся пандемией кризиса, в результате которого не только усилились наблюдавшиеся до этого тенденции, но и добавились совершенно новые риски. Скорость восстановления мировой экономики будет зависеть не только от эффективности мер, направленных на сдерживание пандемии и текущую поддержку экономики, но и от мер, призванных смягчить последствия кризиса и стать ответом на изменившиеся социально-экономические условия, в том числе за счет улучшений в сфере государственного управления, инвестиционной привлекательности, образования и здравоохранения.
Вовлеченность взрослого населения в непрерывное образование является одним из главных индикаторов развития человеческого капитала страны, в особенности в ситуации, когда развитие технологий и возрастающая волатильность на рынке труда требуют от людей постоянно повышать свои компетенции для дальнейшей активности.
Также прослеживается тенденция снижения оплаты труда в различных отраслях или сохранение ее на прежнем уровне без соответствующей индексации, что идет вразрез с данными Росстата. Сильнее оплата труда просела в строительстве, в торговле и в сфере обслуживания, где негативная динамика фиксировалась в 65–75% случаях. Среди самозанятых заработки уменьшились у 75%, а у занятых на средних и крупных предприятиях – лишь у 48%. Сотрудники в возрасте до 30 лет в основном потеряли в заработках сильнее, чем работники среднего возраста, а те, в свою очередь, сильнее, чем работники старшего возраста. В то же время у мужчин и женщин, а также у обладателей высокого и низкого образования риски снижения оплаты труда были примерно одинаковыми [7].
В России минимальный размер оплаты труда (МРОТ) за последние пять лет вырос в 2 раза и составил 12,7 тыс. руб. по состоянию на 1 января 2021 г. Средняя заработная плата в стране в 2020 г. составила 51 тыс. руб., что на 33% выше аналогичного показателя 2015 г. [5]. В Москве рассмотренные показатели находятся почти на порядок выше. Стоит заметить, что средний уровень оплаты труда не отражает реальную картину по доходам населения в стране и воспринимается как «средняя температура по больнице». Более достоверно воспринимается показатель медианной заработной платы, которая в России составила 35 тыс. руб. в 2020 г., и этот индикатор показывает, что 50% населения получают зарплату выше этого уровня, а остальные 50% – соответственно, ниже [5] (Kryuchkov, 2021) (рис. 1).
Рисунок 1. Динамика показателей оплаты труда в России (по данным Росстата), тыс. руб.
Источник: составлено на основе [2, 5] (Kryuchkov, 2021).
Инфляционная составляющая, рост курса валют, что влияют на стоимость многих промышленных и потребительских товаров, приобретаемых за рубежом, – все это девальвирует уровень оплаты труда, снижает реальный доход граждан, которые и без того становятся еще беднее [5] (Kryuchkov, 2021).
Согласно оценкам МОТ, в результате последствий пандемии в 2021 г. количество отработанных рабочих часов по всему миру может сократиться на 4,3% по сравнению с периодом времени до пандемии, что эквивалентно потере 125 млн рабочих мест (из расчета полного рабочего дня) [2].
В этой связи одной из первостепенных задач, которая стоит перед государством и бизнесом, является создание новых механизмов социальной защиты для тех, кто уже потерял работу или находится в зоне риска, в переориентации на профессии, которые востребованы в условиях предпочтения удаленных форматов работы и быстрого приобретения соответствующих профессиональных навыков. Образовательные организации должны получать и в большинстве случаях получают дополнительную финансовую поддержку на запуск программ, позволяющих адаптировать сотрудников к постоянному применению цифровых технологий в личных и деловых целях.
Система непрерывного образования и обновления компетенций является одним из слабых мест российской социально-экономической модели, не обеспечивающей занятость населения на высокопроизводительных рабочих местах. Россия в этом плане значительно отстает от развитых стран по масштабам дополнительного профессионального образования взрослых. Данные о снижении охвата образованием и обучением вполне соответствуют в стране показателям уровня средней заработной платы.
Формирование эффективной системы дополнительного образования особенно актуально в условиях ускоряющихся изменений структуры рынка труда и роста нелинейных профессиональных траекторий, при которых работники меняют сферу деятельности несколько раз в течение своей карьеры. Причины такой ситуации: низкие доходы на работе по специальности, усталость от полученной профессии, сложности с поиском работы по специальности, смена места жительства и др. Большинство работников, а это порядка 76%, имеют возможность обучиться новой профессии самостоятельно [9] (Yakimova, Gromova, Potekhina, Shulinina, 2021). В подобных условиях эффективная политика расширения и повышения доступности программ дополнительного профессионального образования может быть востребована гражданами, которые адаптируются под изменения рынка труда.
Значительное недофинансирование этой сферы образования как со стороны государства, так и со стороны реального сектора экономики – одна из основных причин недостаточного участия взрослых в обучении. В развитых странах государственные расходы на обучение составляют порядка 100 евро в год на одного работающего гражданина, тогда как в России – 4 евро [9] (Yakimova, Gromova, Potekhina, Shulinina, 2021). К тому же обучение только профессиональным навыкам не обеспечивает трудоустройства потенциального работника в компанию вследствие увеличения в составе труда доли таких производственных операций, которые предусматривают высокую внутреннюю самоорганизацию, аналитические способности, межличностную коммуникацию и взаимодействие. В этой связи появляется прямой запрос рынка труда на комплекс образовательных программ для овладения softskills, который пока не предоставляется в полной мере. Отсутствуют и организационно-правовые стимулы для участия в постоянном обучении – возможности учета трудового опыта и полученного дополнительного профессионального образования в составе основных программ бакалавриата и магистратуры вузов.
В России с 2019 г. в рамках национальных проектов были запущены меры по массовому обучению взрослых; начали внедряться комплексные консультационно-образовательные продукты по применению практик повышения производительности труда и поддержке предпринимательской инициативы. Постепенный характер принятия институциональных изменений и отработки механизмов взаимодействия различных государственных органов исполнительной власти с рынком труда замедляет получение значимого эффекта. Решение данной проблемы, на наш взгляд, заключается в формировании комплексной системы по получению необходимых компетенций и обучению взрослых, которая будет интегрирована в состав национального проекта «Образование».
В связи с выявленными проблемами в сфере получения необходимых компетенций для трудоустройства и конкурентоспособности на рынке труда в качестве стратегических ориентиров предлагаются следующие меры по стимулированию формирования системы непрерывного образования взрослых в условиях выхода из последствий пандемии и реализации национального проекта «Образование»:
- мероприятия, направленные на повышение объемов уже принятых мер;
- адресная поддержка государства с комбинацией механизмов софинансирования со стороны граждан и частного сектора;
- создание механизмов в рамках принятия соответствующего законодательного обеспечения, мотивирующих граждан к самостоятельному прохождению дополнительных профессиональных программ, включая применение цифровых технологий цифровых платформ [4] (Anpilov, Sorochaykin, 2020).
Всего в рамках уже действующих национальных проектов возможно увеличение числа работающих граждан, обновивших свои компетенции, до 300 тыс. человек. Объем затрат на финансирование мероприятий составит порядка 7 млрд руб. Международная практика показывает положительные эффекты от ориентированных на рынок мер по непрерывному образованию, которые включают обязательное софинансирование затрат на обучение со стороны реального сектора экономики и самих граждан [4] (Anpilov, Sorochaykin, 2020).
Граждане России должны будут встраиваться в новые формы занятости с дистанционным трудом, новые формы виртуального совместного досуга, получать новые знания и компетенции, которые позволят быть им конкурентоспособными на рынке труда.
Развитие цифровых технологий после периода пандемии коронавируса, с одной стороны, приведет к формированию новых форм получения необходимых компетенций для дальнейшего трудоустройства. С другой стороны, COVID-19 демонстрирует готовность общества к сплочению в преодолении возникших трудностей и к изменению ценностных ориентиров граждан, правил поведения в обществе.
Кризисные явления в экономике от пандемии коронавируса длятся почти два года, и в общественном сознании подавляющего числа граждан России политика устойчивости стала важнее, чем политика роста. Государство, в случае если оно представляет интересы своих граждан, востребовано в первую очередь как гарант обеспечения устойчивого развития [10] (Zyukin, 2020).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пандемия коронавирусной инфекции, оказавшая влияние на целые отрасли и значительное число предприятий по всему миру, вскрыла многие проблемы в экономике и в социальной сфере, накапливающиеся на протяжении десятилетий. Развитие цифровой экономики и цифровых технологий показало, что общество, государство и бизнес не готовы в полной мере к таким серьезным трансформациям. Рынок труда, сфера дистанционного и непрерывного образования должны приспособиться к новым тенденциям и новым экономическим реалиям. На сегодняшний день существующие формальные институты отстают от практического состояния дел в рассматриваемых областях и не формируют новые правила игры, потребность в которых уже давно назрела. Представленные авторами меры для нивелирования сложившейся ситуации в сфере непрерывного образования взрослых позволят последним приспособиться к изменяющимся условиям на рынке труда и к трансформации экономики, ее структуры и тенденциям развития.
Источники:
2. ЕМИСС: государственная статистика. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/43062 (дата обращения: 08.11.2021).
3. Аузан А. Институциональная экономика. Новая институциональная экономическая теория. / 2-е изд., перераб. и доп.учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям. - М.: ИНФРА-М, 2011.
4. Анпилов С.М., Сорочайкин А.Н. Как пандемия COVID-19 изменит Россию. / Экономика, управление и право в современных условиях: межвуз. сб. ст. - Тольятти: Изд-во ИССТЭ, 2020. – 4-8 c.
5. Крючков А.Н. Корпоративная ответственность бизнеса. / учебное пособие для академического бакалавриата. - Коломна: Издательство ГСГУ, 2021. – 84-85 c.
6. Попов Е.В., Сухарев О.С. Институциональные факторы экономических изменений теории Дугласа Норта // Журнал экономической теории. – 2016. – № 3. – c. 117-133.
7. Дистанционное образование - 2020. Рейтинговое агентство RAEX. [Электронный ресурс]. URL: https://raex-a.ru/researches/distance_education (дата обращения: 08.11.2021).
8. Экономика. Доклад о денежно-кредитной политике. – октябрь 2021. Цб рф. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/analytics/dkp/ddcp/longread_4_36/page/.
9. Якимова Т.Б., Громова А.С., Потехина Н.В., Шулинина Ю.И. Проблемы воспроизводства человеческого капитала в россии // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 3-1. – c. 120-125. – doi: 10.17513/vaael.1620.
10. Зюкин Д.В. COVID-19 или рестарт экономики // Наука и практика регионов. – 2020. – № 1(18). – c. 74-80.
11. Global Financial Stability Report. Imf. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imf.org/ru/Publications/WEO/Issues/2021/10/12/world-economic-outlook-october-2021#Projections (дата обращения: 08.11.2021).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:16:26