К развитию рекламно-маркетингового инструментария в среде Интернет
Щепакин М.Б.1, Соболь А.В.1
1 Кубанский государственный технологический университет, Россия, Краснодар
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 17
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 8 (Август 2021)
Цитировать:
Щепакин М.Б., Соболь А.В. К развитию рекламно-маркетингового инструментария в среде Интернет // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 8. – С. 2005-2026. – doi: 10.18334/epp.11.8.113119.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46541469
Цитирований: 17 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Изложены подходы к пониманию содержания и воплощения рекламной деятельности. Предложен маркетингово-поведенческий подход к выявлению экономической природы понятия «рекламная деятельность» в контексте интеграции различных представлений об ее социально-экономической сущности. Рассмотрены инструменты рекламно-маркетинговой деятельности в сети Интернет (SMO, SEO, SMM). Проведено исследование предпочтений потребителей ресторанных услуг в отношении использования различных рекламных инструментов в разных социальных сетях в среде Интернет.
Ключевые слова: сфера услуг, маркетингово-поведенческий подход, рекламная деятельность, маркетинговая адаптация, среда Интернет, инструменты рекламной деятельности, ресторанные услуги, исследование предпочтений, экономический рост
JEL-классификация: L86, M31, M37
Введение
Введенные карантинные меры, предпринимаемые для сглаживания распространения пандемии, такие как карантин, режим самоизоляции, ограничения международных и локальных поездок и торговли и т.д., продолжают негативным образом сказываться на экономической ситуации в мире [1] (Drobot, 2020). В сложных экономических условиях, с которыми Россия столкнулась в последнее время из-за введенных ограничений, вызванных пандемией коронавируса, многие хозяйствующие субъекты, в том числе и рестораны, вынуждены были бороться за свое существование. Для этого большинство из них стали использовать новые виды услуг, которые связаны с влиянием пандемии коронавируса на функционирование ресторанной деятельности, а именно: а) доставка блюд на дом; б) перевод заказа блюд в онлайн-сектор; в) информационное сопровождение предлагаемых услуг и т.д.
Для того чтобы формировать рациональные рекламные инструменты воздействия бизнеса на потребителей, необходимо расширить представление об экономической природе рекламной деятельности и особенностях ее свойств. Требуется расширение инструментов воздействия субъектов сферы услуг на целевые аудитории с учетом их предпочтений, требований, интересов и возможностей. Такими инструментами могут быть: SMO (продвижения сайта), SMM (продвижение компании в социальных сетях), SEO (технология раскрутки сайта в поисковой выдаче с целью получения трафика, продвижение с использованием мобильного и e-mail-маркетинга. В новых форматах работы с потребителем произошли изменения и в рекламной деятельности компаний. Большинство ресторанов стали увеличивать рекламные бюджеты на продвижение сайтов, контекстную рекламу и рекламу в социальных сетях. В условиях ограничений разного характера, связанных с пандемией коронавируса, актуальной становится работа в области рекламной деятельности в сети Интернет. Для развития представлений об эффективном использовании различных маркетингово-рекламных инструментов в виртуальной среде необходимо выявление предпочтений в их использовании для обеспечения наилучшего воздействия на разные целевые аудитории и формирования условий для экономического роста бизнеса.
Подходы к пониманию сущности рекламной деятельности
Рекламная деятельность – это понятие многоаспектное. Большинство авторов дают собственные определения этому понятию, исходя из представлений о характере, о наполнении необходимых действий и наборе вовлекаемых инструментов для лучшего маркетингово-рекламного воздействия на потребителей в интересах достижения тех или иных целей. Сформированы разные походы к описанию сущности (как существенный признак – лат. essentialia constitutiva) понятия «рекламная деятельность» (табл. 1).
Таблица 1
Подходы к раскрытию сущности понятия «рекламная
деятельность»
Автор
|
Определение
|
Подход
|
Брагина Е.Л. [2]
(Bragina, 2011)
|
Представляет собой эффективное построение комплекса рекламно-маркетинговых
коммуникаций, распределение зон ответственности и полномочий, а также рационального использования имеющихся ресурсов
|
Организационный
|
Тимошенко А.В.
[3] (Timoshenko, 2014)
|
Представляет собой последовательный план действий в
отношении продвижения компании на рынок, включающий в себя: определение
средств рекламирования, расчет
бюджета, оценку эффективности и проведение контроля
за реализацией мероприятий
|
Экономический
|
Шарохина С.В. [4] (Sharokhina, Bratukhina, 2016)
|
Представляет собой связующий компонент,
обеспечивающий функционирование на рынке различных субъектов и используемый
для совершения актов купли-продажи между продавцом
и целевым потребителем посредством
распространения рекламной информации
|
Торговый
|
Шишакова Ю.В.
[5] (Shishakova, Shishakov, 2001)
Шарохина С.В., Братухина Е.А. [4] (Sharokhina, Bratukhina, 2016) |
Четко спланированная совокупность действий и
процессов, определяющих характер взаимодействия различных субъектов рынка и
их структур, участвующих в организации этих действий и процессов с детализацией их содержания;
представляет собой комплекс рекламных мероприятий, разработанных в соответствии с программой маркетинга |
Процессный
|
Землянская Е.А. [6] (Zemlyanskaya,
2009)
|
Особый вид деятельности компании, предусматривающий
придание особой ценности и значимости социальным характеристикам предлагаемых
рынку продуктов и услуг, направленный на удовлетворение потребностей потребителей путем корректировки социального поведения
личностей посредством активизации психологических элементов маркетингово-рекламных обращений (сообщений, сигналов)
|
Социально-
психо логический |
Щепакин М…Б.
|
Это комплекс взаимосвязанных действий отправителей рекламно-маркетинговых сообщений,
формирующих модуляционные сигналы разного характера и воплощения, связанных с разработкой и актуализацией маркетингово-рекламных
инструментов разного вида и направленности на потребителей, для эффективного воздействия бизнеса на различные целевые аудитории в интересах наиболее полного удовлетворения их потребностей при балансе выгод, получаемых взаимодействующими сторонами,
и четко обозначаемого социального ориентира в посылаемых потребителям
сообщений и сигналов
|
Маркетингово- поведенческий
|
Рекламная деятельность предприятия, в наиболее общем ее толковании субъектами бизнеса, представляет собой совокупность информационных и рекламных мероприятий, которые направлены на: создание имиджа компании; повышение объема продаж; формирование позитивного отношения к бренду и компании в целом. Основная направленность рекламной деятельности предприятия трактуется ими как средство и инструмент для привлечения новых крупных клиентов, поддержания выгодных для бизнеса отношений с постоянными партнерами и источник для нахождения собственной ниши на рынке [7]. Маркетингово-поведенческий аспект в деятельности субъектов предпринимательства становится ключевым [8]. Он предусматривает: а) выявление условий, обстоятельств, возможностей и мотиваций, которые должны учитываться бизнесом в сфере услуг при принятии им решений по продвижению услуг, товаров и брендов в изменяющемся рыночном пространстве [9] (Khandamova, Shchepakin, Gubin, 2020), а также в результате возникающих ограничений разного происхождения [10]; б) обеспечение эффективной формализации маркетинговых адаптационных процессов в выстраиваемых субъектами коммуникационных полях к вызовам внешней среды [11] (Khandamova, Shchepakin, Petrovskiy, 2008) и запросам внутреннего состояния субъектов [12] (Khandamova, 2007); в) ориентацию на ресурсно-мотивационный подход к разрешению тех или иных противоречий при построении моделей эффективного развития бизнеса на основе расширяемого маркетингово-рекламного инструментария в среде Интернет [13] (Shchepakin, 2021); г) учет особенностей маркетинговой деятельности в сфере общественного питания [14] (Grigoryan, Pikanina, Sokolova, 2021); д) выявление целесообразности изменения субъектами используемой маркетинговой концепции, ориентирующей бизнес на усиление эмоционально-поведенческой составляющей реакций потребителей на рекламные и маркетинговые обращения [15, 16] (Shchepakin, Khandamova, Glazyrina, Eremeev, 2020; Shchepakin, Khandamova, Bzhennikova, Fedyunina, 2020); е) актуализация таких рекламных сообщений и сигналов, которые укрепляют имидж рыночного субъекта в воплощении бизнесом его маркетингово-поведенческого и социально-нравственного образа [17] (Khandamova, Shchepakin, Bzhennikova, Pisarevskiy, 2021); ж) конструирование инновационных преобразований в бизнесе за счет фокусирования рекламно-маркетинговых сигналов на тех составляющих оказываемых услуг, которые обнаруживают свои потребительские предпочтения как отклики на получаемые целевыми аудиториями сообщения [18] (Shchepakin, 2021); и) учет взаимовлияния рекламно-маркетинговой деятельности бизнеса и запросов социально-экономической системы в части усиления социальной направленности воздействий (сообщений, сигналов), которые требуют достижения баланса в интересах взаимодействующих сторон (по выгодам, по получаемым благам, по удовлетворяемым мотивациям, по используемым ресурсам и т.п.) [19] (Shchepakin, 2021).
Каждый из обозначенных выше подходов отражает отдельные аспекты возможного воплощения рекламной деятельности, которые выделяют те или иные приоритетные стороны ее реализации, не отрицая в то же время и другие проявления ее сущности. Инструментарий рекламного воздействия на потребителей должен настраиваться на укрепление социального вектора развития общества и ослабление противоречий, действующих в развиваемых маркетингово-коммуникационных полях субъектов [20] (Khandamova, Shchepakin, 2021).
В рамках организационного подхода под рекламной деятельностью понимается комплекс взаимосвязанных процедур, направленных на продвижение деятельности компаний.
В рамках экономического подхода к понятию «рекламная деятельность» понимается алгоритм управления рекламной деятельностью, который начинается от расчета рентабельности проекта и его бюджета до последующего формирования четко аргументированных целей рекламирования.
В рамках торгового подхода к понятию «рекламная деятельность» понимается алгоритм действий, направленных на повышение объема продаж.
В рамках процессного подхода к понятию «рекламная деятельность» реализуется этапность формирования и организации рекламной деятельности в рамках отдельных видов работ, взаимоувязанных между собой.
В рамках социально-психологического подхода рекламная деятельность трактуется как один из источников социокультурного развития, как система взаимодействия и взаимовлияния социальных субъектов.
В рамках маркетингово-поведенческого подхода под рекламной деятельностью понимается комплекс современных маркетингово-рекламных инструментов (использование которых ориентируется на разных пользователей, в том числе и пользователей сети Интернет), включаемых в механизм воздействия субъектов предпринимательства для изменения маркетингового поведения потребителей и иных участников рынка в интересах достижения баланса выгод, получаемых пользователями рекламы и бизнес-структурами, отправляющих модуляционные сигналы различным целевым аудиториям в соответствии с требованиями и реальными условиями рынка. Этот подход позволяет: а) организовывать рекламную деятельность комплексно, с учетом влияния факторов макро- и микросреды рынка; б) повышать прибыльность компании за счет рационального использования ресурсов (имеющихся и вовлекаемых со стороны); в) расширять долю рынка в тех сегментах и секторах экономики, которые адекватно реагируют на обстоятельства ограничивающего характера, а также на усиливающееся «насаждение» цифровизации во всех звеньях коммуникационных цепочек; г) повышать конкурентоспособность компаний на рынке за счет вовлечения новых потребителей и иных заинтересованных участников рынка посредством расширения виртуализации воздействий на разные целевые аудитории; д) снижать издержки на рекламные обращения за счет рационализации инструментарного набора воздействий бизнеса на потребителей, и в первую очередь в среде Интернет.
Развивающийся рынок вынуждает субъектов предпринимательства совершенствовать инструментарий рекламной деятельности и расширять набор эффективных воздействий на потребителя в среде Интернет [21] (Andreasyan, Shchepakin, 2020). Эти требования изменяют взгляды бизнеса на понимание сущности рекламной деятельности и на его представления об эффективном маркетингово-рекламном инструментарии.
На рисунке 1 представлена взаимосвязь различных подходов к отображению экономической сущности понятия «рекламная деятельность». Интернет-инструментарий, включаемый бизнесом для воздействия на разные целевые аудитории потребителей сферы услуг, расширяет возможности маркетинговой адаптации бизнеса к различным вызовам рынка и изменяющимся требованиям потребителей. Интеграция преимуществ различных подходов к пониманию сущности рекламной деятельности позволила сформировать маркетингово-поведенческий подход, учитывающий запросы целевых аудиторий и меняющееся состояние рыночной среды и информационного пространства.
Рисунок 1. Взаимосвязь подходов к отображению социально-экономической
природы рекламной деятельности
Источник: составлено авторами.
Инструменты рекламной деятельности в среде Интернет
Важными инструментами продвижения ресторанных услуг в сети Интер нет являются SMO (social media optimization или работа с сайтом и его продвижение), SEO (Search Engine Optimization или поисковая оптимизация) и SMM (social media marketing) продвижение. В таблице 2 представлена классификация инструментов рекламной деятельности в среде Интернет применительно к отрасли общественного питания (на примере SMO сектора). SMO (social media optimization) – это комплекс мероприятий, направленных на преобразование контента сайта таким образом, чтобы его можно было максимально просто использовать в сетевых сообществах.
Используя инструменты SMO, необходимо:
– обеспечить взаимосвязь продвигаемого сайта с раскрученными социальными ре сурсами;
– соединить участников групп различных социальных сетей в рамках одной площадки – раскручиваемого сайта;
– сделать сайт как можно более удобным для входящего/исходящего трафика.
Таблица 2
Классификация инструментов рекламной деятельности в среде Интернет применительно к отрасли
общественного питания (SMO-сектор)
Признаки
|
Инструменты
|
Характеристика
|
I. По месту применения:
| ||
1.1. Внутри сайта
[22] (Sekerin, 2018)
|
Кнопки социальных сетей
|
Кнопки позволяют с сайта быстро
перейти в социальную сеть компании. Они являются необходимым атрибутом для предприятий общественного питания
|
Плагины для социальных сетей
|
Плагины могут быть в виде: блока сообществ; блока новостей; блока комментариев
публикаций; блока голосований и опросов | |
Дополнительные социальные материалы
|
Это могут быть
подкасты, изображения, анонсы
горячих тем, интерактивные эле-
менты, например, мини-игры и т.п. Все эти материалы дополняются ссылками и хештегами | |
Инструменты для программистов
|
Использование программы для разработки оригинальных виджетов, приложений и
блоков через API (программный интерфейс приложения) | |
1.2. Внешнее продвижение
|
Контекстная реклама Яндекс.Директ
|
Объявления подбираются в соответствии с запросами пользователя и очень похожи
на естественные результаты поиска. Однако это платные объявления |
Добавленный блок предложений
товара с Яндекс.Маркета |
Инструмент при продвижении потребительских товаров, так как создает
зрительное
восприятие товара или блюда | |
Органическая выдача
|
Результаты поискового запроса пользователя и главный
источник трафика
| |
Дополнительные возможности
оптимизации сниппетов |
Это «анонс» страницы, который отображается в поисковой выдаче
| |
Геотаргетинг
|
Регион, по которому осуществляется поиск
| |
II. По характеру воздействия:
| ||
2.1. Индивидуаль- ные
|
Адаптивная и мобильная версия
сайта |
Сайт должен красиво
выглядеть как на компьютере, так и в мобильном телефоне, а
также на планшете. Для всех устройств интерфейс должен быть адаптирован |
Фотографии к статьям
|
На сайте не должно быть «тяжелых» изображений и все они должны быть адаптированы под целевых посетителей
| |
2.2. Массовые
|
Контекстная реклама на смежных порталах
|
Можно размещать контекстную рекламу на порталах, посвященных кулинарии, ресторанному бизнесу и т.д.
|
Очень часто бывает, что SMO не работает. Это может произойти по сле дующим причинам:
– тематика сайта и сообщества в социальных сетях, откуда привлекается трафик, сильно различается;
– PR-акции по продвижению чересчур назойливые;
– очень много обновляемого контента;
– сложные тексты, сложная терминология, длинные скучные тексты;
– неправильно выбранное время для публикации;
– отсутствие обратной связи с посетителями;
– неинтересный контент;
– неправильное сегментирование целевой аудитории;
– слишком навязчивая реклама.
Также существуют еще и нетрадиционные виды SMO. Это, как правило, использование репутационных сайтов, на которых посетители могут оставить любой отзыв или поделиться своим мнением о фирме, сайте или продукте.
В таблице 3 представлена классификация инструментов рекламной деятельности в среде Интернет применительно к отрасли общественного питания (на примере SЕO-сектора). SEO (search engine optimization или поисковая оптимизация) – это работы и действия с веб-сайтом, направленные на лучшее соответствие его внутреннего содержимого (контента) алгоритмам ранжирования в поисковых системах, а также на повышение «веса» веб-сайта в интернете, заключающееся в количестве упоминаний о нем среди авторитетных интернет-ресурсов специализированной тематической или информационной направленности.
Таблица 3
Классификация инструментов рекламной деятельности в среде Интернет, применительно к отрасли
общественного питания (SЕO-сектор)
Признаки
|
Инструменты
|
Характеристика
|
I. По месту
применения [23, с. 56] (Ananeva N.V. Suslova, 2017, р. 56):
| ||
1.1 Внешняя опти- мизация
|
Наращивание ссылочной массы
на свой интернет-магазин или интернет-сайт с других
сайтов
|
Для того чтобы эффективно наращивать ссылочную массу,
необходимо выполнить ряд определенных действий [24, с. 79]
(Dzhum, Zayko, 2018, р. 79):
а) сгруппировать запросы (на каждую страницу по 10–15 запросов); б) оценить рекламный бюджет конкурентов при помощи агрегатора SeoPult, а также сервиса MegaIndex; в) оценить уровень конкуренции: сколько внешних ссылок, на какие страницы ссы- лаются; сколько ссылок появляется в месяц; источники; вид ссылок – анкорные, без- анкорные, брендовые. Для этого пользуются следующими инструментами: serpstat.com; https://ru.megaindex.com; https://ru.majestic.com; https://ahrefs.com; г) определить количество ссылок (в среднем для эффективного продвижения необхо- димо порядка 20 ссылок при средней цена от 10 до 15 руб. за ссылку) |
Постоянная публикация нового
контента
|
Контент может быть познавательным, информационным, развлекающим. Его необ-
ходимо постоянно чередовать и дополнять красивыми фотографиями и полезным ви- деоконтентом | |
Регистрация во всех
поисковых
системах |
Рекомендуется регистрироваться в поисковиках: Rambler, Google, Yandex
| |
Обмен ссылками с популярными Интернет-ресурсами
|
Используется как способ увеличения рейтинга сайта в поисковых
системах. Эффективен обмен
ссылками только с сайтами, связанными тематически и только
имеющими «хорошие» страницы: высокий ТИЦ страницы; страница должна быть в доступности для индексации поисковиками; ссылка для размещения должна быть прямая; на странице не должно быть более 50 ссылок и проч. Для обмена ссылками
рекомендуется выделять на сайте отдельную страницу | |
Размещение пресс-релизов
|
Рекомендуется
использовать контент-маркетинг и размещать статьи о сайте на авто- ритетных тематических ресурсах. Для этих целей можно использовать
PRposting.com, который позволяет публиковать информационные и рекламные мате- риалы на ресурсах с большой читательской аудиторией | |
PR-работа на форумах и в блогах
|
Рекламные сообщения оставляются
на популярных форумах как в готовых
темах, так
и в специально созданных. Форумы, доски объявлений и блоги подбираются соот- |
|
|
ветствующие тематике сайта. Преимущества такой
работы: повышение уровня
ло яльности аудитории; эффект обратной связи;
рекомендации; возможность оперативно работать с негативными отзывами; увеличение лояльности клиентов и т.д.
|
1.2 Внутренняя оптимизация
|
Составление семантического ядра: подбор ключевых слов, по которым
продвигается интернет-
магазин или интернет-сайт |
Для этого
используют сервис wordstat.yandex.ru. Если ввести необходимый запрос в статистику
Яндекса, то она покажет число запросов за определенный период. Для правильного составления семантического ядра рекомендуется пользоваться основными и вспомогательными операторами
|
Совершенствование
внутренней структуры интернет-магазина или интернет-сайта
|
Организационная структуризация веб-сайта представляет собой слаженный процесс перехода от одной странички к другой,
их грамотное расположение и четкую взаимосвязь. Первое, на что обращают
внимание посетители сайта, это наличие организованного каталога предоставляемой продукции. Открытие страницы с нужной информацией должно осуществляться логическим способом, чтобы у покупателей не
возникало сложностей с пониманием процедуры
| |
Устранение часто возникающих технических ошибок:
сокращение загрузки сайта (не более 3 с), со-
кращение битых ссылок и т.д. |
Для этого
рекомендуется: сжать данные с
помощью протокола gzip; минимизиро- вать использование JavaScript и CSS.
Упростить их код с помощью специальных инструментов, например, Online JavaScript/CSS Compressor; разрешить кэширование данных; не использовать «тяжелые» изображения
| |
Соответствие страницы запросу
пользователя
|
Релевантность – это согласованность запроса пользователя с информацией на странице или сайте в целом. Такой
показатель влияет на результат поисковой выдачи.
Для повышения релевантности нужно регулярно следить за полезностью контента | |
Повышение качества изображе- ний на сайте или в интернет-ма- газине
|
Картинки должны
быть высокого качества, но при этом
оптимизированы для интер нета. Не имея
возможности рассмотреть продукт в деталях, покупателям будет трудно принять решение о покупке
|
Особенностями SЕO являются: необходимость максимально точной сегментации аудитории, а также детальное определение ее потребностей; сравнительно высокий уровень конкуренции благодаря тому, что многие компании предлагают в интернете свои услуги и продукцию; необходимость выхода в ТОП по рассматриваемым высокочастотным запросам; для молодых коммерческих сайтов более рационально первым делом использовать рекламу, а уже потом вкладываться в SEO-продвижение.
В таблице 4 представлена классификация инструментов рекламной деятельности в среде Интернет применительно к отрасли общественного питания (на примере SMM-сектора). SMM (social media marketing) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на продвижение сайта, различного товара и предлагаемых услуг в любой из социальных сетей. В свою очередь, социальные сети – это категория веб-сайтов, способных предоставить широкому кругу пользователей возможность публикации, обмена и обсуждения широкого круга информации, обладающие уникальным интерфейсом и работающие на основе определенного набора онлайн-технологий, которые делают веб-сайт средством массовой коммуникации.
Наиболее популярные социальные сети в России по охвату представлены на рисунке 2.
Рисунок 2. Наиболее популярные социальные сети в России, 2020 г.
(количество человек, заходивших на ресурс хотя бы 1 раз за месяц,
в % от населения)
Источник: составлено по материалам сети Интернет.
Таблица 4
Классификация инструментов рекламной деятельности в среде Интернет применительно к отрасли общественного питания (SMM-сектор) | ||
Признаки
|
Инструменты
|
Характеристика
|
I. По виду социальной сети [25–27] (Lebedeva,
Prokhorova, 2018; Sycheva, Cherevichko, 2016; Petrushchak, 2019):
| ||
1.1 Известные социальные сети:
| ||
1.1.1 ВКонтакте
|
Рекламные виджеты
|
Это элемент, который
позволяет выделять на странице товары, новости и т.д. Фор-
маты: текст+фото+ информация; банеры; индивидуальные виджеты |
Рассылки
|
Пользователь подписывается на страницу, а потом получает рассылки. Чаще всего
это: подборка предложений, мастер-классы (закрытые видеоуроки), конкурсы и скидки, новости, каталоги, консультации | |
Создание подписной страницы
|
Создается через сервисы: senler и socialsend
| |
Таргетированная реклама
|
Это способ рекламы, при котором задаются конкретные цели достижения желае-
мого результата в соответствии с заданными параметрами целевой аудитории | |
Умная лента
|
Это алгоритм в социальных сетях,
анализирующий поведение, интересы и реакцию
пользователей на контент, чтобы потом показывать человеку то, что ему интересно | |
Вывод в рекомендации (через
ал- горитм Прометей)
|
Алгоритм отслеживает контент, который публикуют сообщества ВКонтакте, и реак- цию пользователей на этот контент.
Если он видит, что посты сообщества находят
хороший отклик у пользователей, он может отметить особой меткой –
пикто- граммой «огонька», которая
отображается рядом с названием. Дается она на 7 су- ток. В течение
этого времени посты
сообщества будут показываться пользователям,
которые на него не подписаны, но которым, по мнению алгоритма, может быть ин- тересен этот контент | |
VK LIVE
|
Это приложение для прямых трансляций ВКонтакте. Оно позволяет рассказать о
себе в реальном времени тысячам людей вокруг и стать популярным | |
Статьи
|
Статьи, чаще всего
информационные большого объема
| |
Активность в сообществах
|
Опросы, призывы к действию, вопросы
к аудитории, конкурсы и викторины
| |
1.1.2 Инстаграм [28] (Mikhaylova, Shabaeva, 2016)
|
Марафоны
|
Марафоны проводят в течение 5–7 дней с какой-то целью:
скинуть вес, научиться
вкусно готовить, научиться правильно питаться |
Призывы к действию
|
В рекламном тексте
рекомендуется использовать призывы к действию: подпишитесь,
позвоните, напишите, прочитайте и т.д. | |
Дискуссионные темы
|
Можно дискутировать, например об открытии нового
ресторана или выхода
новой
кулинарной книги, или выхода нового фильма о высокой кухне и др. |
|
Stories
|
Самый эффективный инструмент продвижения. Рекомендуется 5–7 stories в день и
показывать их как один линейный ряд, вовлекающий потребителя в игру |
Посты
|
Второй по
популярности после stories рекламный инструмент. Требует постоянного
контента. Рекомендуется 2–3 поста в неделю | |
IGTV
|
Это отдельное видеоприложение «Инстаграм», которое позволяет смотреть длинные
видеоролики в вертикальном формате | |
Live
|
Прямые эфиры, используемые для привлечения подписчиков или обсуждения какой-
либо темы | |
Таргетированная реклама
|
Это способ рекламы, при котором задаются конкретные цели достижения желаемого
результата в соответствии с заданными параметрами целевой аудитории | |
Рекламные хэштеги
|
Это ключевое слово
сообщения. В настоящее время хэштеги рекомендуется встав-
лять внутрь текста, тем самым не надоедать читателям | |
Взаимный PR
|
На своей странице можно рассказывать о продуктах, которыми
Вы пользуетесь, или
какие кафе посещаете. В ответ кафе
может сделать вам подарок или предоставить
скидку | |
Конкурсы
|
Конкурсы могут проходить с разыгрыванием призов,
денежных средств. Сильно по-
вышают активность | |
Лайк-таймы
|
Это время, когда необходимо поставить максимальное количество лайков на конкрет-
ный пост для вывода его в ТОП | |
Коммент-таймы
|
Это время, когда
необходимо оставить максимальное количество комментариев на
конкретный пост для вывода его в ТОП | |
AR-реальность (приложения до-
полненной реальности) |
Позволяют людям взаимодействовать с виртуальными объектами, наложенными
на физическую среду и видимыми на цифровых экранах | |
Реклама у блогеров
|
Входит в ТОП-3 самых эффективных инструментов продвижения. Для услуг обще-
ственного питания рекомендуется выбирать блогеров с небольшой аудиторией от
1000 человек | |
1.1.3 Фейсбук [29] (Mikhaylova, Shabaeva, 2017)
|
Таргетированная реклама
|
Это способ рекламы, при котором задаются конкретные цели достижения желаемого
результата в соответствии с заданными параметрами целевой аудитории |
1.1.4 Однокласс- ники
[30] (Krivosheeva,
Mikhaylova, Malikova, 2017)
|
Таргетированная реклама
(баннеры) |
Баннеры размещаются в сети в правой колонке
и двух размеров – большой
(240 на
400 пикс.) и маленький (90 на 75 пикс.) |
Контекстная реклама
|
Чаще всего это реклама в виде информационного текста о фирме,
об особенностях
товаров или услуг, о ценах и о проводимых конкурсах или предоставляемых скидках | |
Раскрутка группы
|
Это реклама на страницах в тематических группах, посвященных кулинарии
|
1.2 Нишевые социальные сети
|
| |
1.2.1 Узкотемати- ческие социаль- ные сети
(BakeSpace.com) |
Посты
|
В сети можно
писать в блоги,
обмениваться рецептами, публиковать фотографии и видеоматериалы с подробностями приготовления того или иного блюда
|
1.2.3 Новостные
сервисы (News2) |
Статьи
|
На сервисах можно публиковать статьи разной направленности, в том числе
и на тему
общественного питания |
1.3 Собственные площадки
(restoranoff.ru) |
Статьи
|
На
портале можно публиковать информационные статьи и о блюдах, о поварах, о ру ководителях заведений общественного
питания
|
Баннерная реклама
в шапке
площадки |
Красивый фотобаннер, размещенный в правом верхнем углу в шапке профиля
| |
Размещение модульной рекламы на страницах онлайн-журнала
«Ресторанные ведомости» |
Модульная реклама публикуется в виде красивого фото разных размеров
|
Источник: составлено авторами.
Так, в России люди проводят в социальных сетях в среднем 2 часа 28 минут, больше только в Турции, Мексике, Нигерии и Филиппинах. Поэтому реклама в социальных сетях в настоящее время является самым эффективным средством продвижения. Таким образом, современные компании для оптимизации своей рекламной деятельности должны использовать все рассмотренные социальные сети.
Исследование предпочтений потребителей ресторанных услуг в отношении рекламных инструментов и размещения рекламы в различных социальных сетях в Интернете
Для определения предпочтений потребителей ресторанных услуг в отношении рекламных средств в марте 2021 г. было проведено анкетирование посетителей кафе. Выборка исследования составила 250 чел. Предпочтения потребителей в отношении средств массовой информации, а именно Интернета, представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Предпочтения потребителей относительно рекламных
инструментов и размещения рекламы в различных социальных сетях
в Интернете, %
Источник: составлено авторами.
Практически 80%, а точнее 78% потребителей услуг кафе ищут, где купить пиццу или роллы через поисковые системы в среде Интернет; 77% потребителей обращают внимание на рекламу в социальной сети «Инстаграм»; 66% посетителей заходят на интернет-сайт кафе, изучают меню, цены, и смотрят условия доставки; 56% получают рекламу в социальной сети «ВКонтакте», также большой процент потребителей, а точнее 44% и 34%, получают уведомления, акции и специальные предложения по электронной почте либо через мессенджеры соответственно. Поэтому в рекламной деятельности необходимо сконцентрировать усилия на использовании выделенных рекламных инструментов.
Одной из самых популярных рекламных площадок для продвижения ресторанных услуг является социальная сеть «Инстаграм». Потребителям был задан вопрос: «Какая реклама в социальных сетях Вам большего всего нравится?». Были получены следующие ответы (рис. 4).
Рисунок 4. Предпочтения целевой аудитории относительно видов
рекламы в социальных сетях, %
Источник: составлено авторами.
В качестве другого большинство отмечали, например, рекламу кафе у известных блогеров или в новостных пабликах. Предпочтения относительно поисковых систем распределились следующим образом (рис. 5).
Рисунок 5. Предпочтения целевой аудитории относительно видов
поисковых систем, %
Источник: составлено авторами.
В большинстве своем все потребители услуг кафе пользуются Яндексом – 88% и 45% ‒ Гуглом. Рамблером пользуются только 21% потребителей. Тем не менее это достаточно высокий процент, и поэтому размещать контекстную рекламу необходимо во всех поисковых системах сети Интернет. И последний вопрос, который задавался потребителям: «Что должно быть на сайте, чтобы он был удобен для вас?» Получены следующие ответы (рис. 6.
Рисунок 6. Предпочтения целевой аудитории относительно атрибутов сайта, %
Источник: составлено авторами.
В основном все отмечали, что должно быть меню, в котором будет дано описание состава блюда, а также указаны время его приготовления и цена на него – 77%. Важно, чтобы на сайте были отзывы о кафе, о блюдах, об обслуживании – 57%. Многие отмечали, что хотят видеть новинки и проводимые акции – 34% и 38%, соответственно.
Разработанная модель управления эффективным функционированием и развитием субъектов сферы услуг в условиях различных ограничений и меняющихся вызовов рынка ориентирована на рациональное использование маркетингово-рекламного инструментария в среде Интернет как отклик на запросы потребителей разных целевых аудиторий и вызовы рынка в формировании адаптивных виртуальных пространств.
Заключение 1. Ограничения, вызванные пандемией коронавируса, наиболее ощутимо сказались на сфере услуг, в том числе на общественном питании и ресторанном бизнесе. Переход на новые виды услуг потребовал от бизнеса расширения набора инструментария интернет-маркетинга (SEO, SMM, SEO, а также email-маркетинг).
2. Существуют проблемы взаимного влияния рекламно-маркетинговой деятельности и социально-экономической системы, которые требуют своего позитивного решения в направлении усиления социальной направленности посылаемых в адрес потребителей сообщений и сигналов.
3. Расширены представления об экономической природе рекламной деятельности на основе маркетингово-поведенческого подхода к выявлению ее сущности, позволившей обосновать переход к использованию новых интернет-инструментов воздействия бизнеса на целевые аудитории сферы услуг.
4. Разработана классификация и дана характеристика инструментам рекламной деятельности по различным признакам для SMO-сектора, для SEO-сектора, для SMM-сектора.
5. Исследованы предпочтения потребителей ресторанных услуг в отношении использования различных инструментов рекламной деятельности и размещения рекламы в различных социальных сетях в Интернет.
Источники:
2. Брагина Е.Л. Методологические подходы к организации рекламной деятельности малых торговых предприятий // Вестник Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова. – 2011. – № 6 (42). – c. 93-99.
3. Тимошенко А.В. Разработка алгоритма управления рекламной деятельности ориентированного на малые и средние предприятия // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 11-2 (43). – c. 177-180.
4. Шарохина С.В., Братухина Е.А. Рекламная деятельность как система // Вестник евразийской науки. – 2016. – № 2. – c. 1-8.
5. Шишакова Ю.В., Шишаков К.В. Управление инвестициями промышленного предприятия в рекламную деятельность // Менеджмент: теория и практика. – 2001. – № 3-4. – c. 239-243.
6. Землянская Е.В. Анализ понятия «Рекламная деятельность» // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени акад. М.Ф. Решетнева. – 2009. – № 3 (24). – c. 180-182.
7. Рекламная деятельность предприятия. РЕКЛАМА-2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.reklama-expo.ru/ru/ui/17149/ (дата обращения: 28.07.2021).
8. Организационно-экономические и маркетинговые инструменты повышения эффективности коммуникационного взаимодействия субъектов предпринимательства. / монография / М.Б. Щепакин [и др.]; Под ред. проф. М.Б. Щепакина; ФГБОУ ВО «КубГТУ». - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2020. – 342 c.
9. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Губин В.А. Управление маркетинговой адаптацией бренда предприятия в условиях структурной модернизации экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 3. – c. 549-574. – doi: 10.18334/epp.10.3.41576.
10. Управление конкурентными преимуществами бизнеса в регионе: монография. / М.Б. Щепакин, Э.Ф. Хандамова, Р.А. Авдеева, Л.И. Великанова, А.А. Солкина, Ю.В. Баженов; под ред. М.Б. Щепакина. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2018. – 208 c.
11. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Петровский В.И. Взаимоотношения участников рыночных обменов в рекламной сфере: коммуникационный аспект // Труд и социальные отношения. – 2008. – № 2(44). – c. 65-71.
12. Хандамова Э.Ф. Управление взаимоотношениями с потребителями // Маркетинг. – 2007. – № 3(94). – c. 56-67.
13. Щепакин М.Б. Ресурсно-мотивационный подход к разрешению противоречий в социально-экономической системе на основе активизации антикризисного компонента // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 7. – doi: 10.18334/epp.11.7.112708.
14. Григорян Е.С., Пиканина Г.Т., Соколова Е.А. Маркетинг в общественном питании. - М.: ИНФРА-М, 2021. – 352 c.
15. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Глазырина Е.О., Еремеев А.В. Развитие концепций маркетинга в условиях усиления влияния субъективного фактора // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 5. – c. 1365-1388. – doi: 10.18334/epp.10.5.100884.
16. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Бженникова Д.Г., Федюнина Е.А. Эмоционально-поведенческая концепция маркетинга в развитии моделей лидерства // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 2. – c. 123-142. – doi: 10.18334/lim.7.2.100887.
17. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б., Бженникова Д.Г., Писаревский В.М. Имидж рыночного субъекта как инструмент воплощения его маркетингово-поведенческого и социально-нравственного образа // Креативная экономика. – 2021. – № 1. – c. 151-168. – doi: 10.18334/ce.15.1.111512.
18. Щепакин М.Б. Маркетингово-эмоциональный локатор бренда – конструктор инновационных модернизационных преобразований в производственной сфере // Известия вузов. Пищевая технология. – 2021. – № 1. – c. 107-112. – doi: 10.26297/0579-3009.2021.1.25.
19. Щепакин М.Б. Социальный «человечек» − ключевой ресурс инновационных преобразований в антикризисном управлении экономикой // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 1. – c. 61-86. – doi: 10.18334/vinec.11.1.111623.
20. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б. Управление интегрированными коммуникациями. / учеб. пособие. - Краснодар: Изд. ФГБОУ ВО «КубГТУ», 2021. – 234 c.
21. Андреасян М.Г., Щепакин М.Б. К проблеме совершенствования маркетингового инструментария по продвижению бизнеса в сети интернет // Проблемы и перспективы формирования маркетинговых стратегий: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. – Краснодар: Кубанский гос. ун-т,. 2020. – c. 35-44.
22. Секерин В.Д. Рекламная деятельность. / учебник. - М.: ИНФРА-М, 2018. – 282 c.
23. Ананьева Н.В. Суслова Ю.Ю. Рекламная деятельность. / учеб. пособие. - Красноярск: Сиб. федер, ун-т, 2017. – 198 c.
24. Джум Т.А., Зайко Г.М. Современные формы обслуживания в ресторанном бизнесе. - М.: Магистр, 2018. – 528 c.
25. Лебедева Т.Е., Прохорова М.П. Возможность smm в ресторанном бизнесе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. – № 6(32). – c. 112-118.
26. Сычева В.О., Черевичко Т.В. Интернет-маркетинг в деятельности предприятий общественного питания // Концепт. – 2016. – № 12. – c. 1-14.
27. Петрущак А.В. Продвижение ресторана инструментами digital // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 апр. 2019 г.) / Редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». 2019. – c. 72-75.
28. Михайлова В.М. Шабаева Е.М. Блогинг как инструмент интернет-маркетинга // Материалы междунар. науч. конф. «Проблемы и перспективы формирования маркетинговых стратегий в условиях нестабильных рынков». Краснодар, 2016. – c. 169-175.
29. Михайлова В.М., Шабаева Е.М. Исследование средств продвижения продукции (услуг) в среде Интернет // Практический маркетинг. – 2017. – № 3 (241). – c. 31-35.
30. Кривошеева Е.В., Михайлова В.М., Маликова Т.В. Развитие инструментария продвижения брендов в социальных медиа // Материалы международной научной конференции «Поиск новых резервов экономического роста России в условиях трансформации мировой экономики». Краснодар, 2017. – c. 235-246.
Страница обновлена: 15.08.2024 в 00:03:54