Актуальные аспекты цифровой трансформации образовательной среды

Зокирова Н.К.1, Ходжаева М.Я.1
1 Ташкентский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Узбекистан, Ташкент

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2021)

Цитировать:
Зокирова Н.К., Ходжаева М.Я. Актуальные аспекты цифровой трансформации образовательной среды // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 3. – С. 1259-1272. – doi: 10.18334/vinec.11.3.112998.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46618234
Цитирований: 5 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Актуальность исследования трансформации национальных систем образования под натиском глобальных тенденций и угроз возрастает с каждым днем. Первостепенной задачей экономической науки на современном этапе становится глубокая аналитическая работа по сбору и систематизации эмпирических фактов, изучению реальных процессов и практического опыта оперативного перевода учебного процесса в онлайн режим, создание и развитие инновационных методов исследования новой реальности, развитие научных коммуникаций и многое другое. В соответствии с новыми приоритетами формируются стратегии развития систем образования и образовательных организаций, повышения роли науки и бизнеса в создании конкурентоспособных образовательных программ. Данная статья посвящена обзору современных тенденций и опыта решения актуальных задач развития образования путем повышения его качества и доступности в условиях цифровизации в Республике Узбекистан.

Ключевые слова: инновации, образовательная среда, образовательный контент, развитие, цифровизация

JEL-классификация: I20, I21, I25, I29

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

При появлении новых технологий по мере их коммерциализации и диффузии на рынке происходит актуализация накопленных ранее и адекватных переменам знаний и опыта, которые ускоряют процессы освоения и внедрения в жизнь новых методов повышения качества и производительности в экономике.

Исследователи инициируют актуализацию спорных вопросов и приоритетных аспектов, возникающих в процессе инновационного и цифрового развития. Для сферы образования в условиях цифровизации и усиления влияния кризисных факторов существует целый спектр разномасштабных направлений исследований. Резкий переход на дистанционное обучение национальных систем образования в период кризиса 2020 года выявил не только проблемные зоны, но и мощный интеллектуальный и технологический потенциал.

Исследования International Data Corporation показывают, что к 2025 году общий объем цифровых данных в мире составит 175 зеттабайт против 40 зеттабайт в 2020 году [20]. Результатом станет увеличение объема доступных человечеству знаний к 2060 году в 19 раз, то есть сегодня мы располагаем 5% знаний от тех, которые будут созданы и доступны нам через 40 лет. К 2030 году мировая экономика привлечет $13 трлн только за счет развития искусственного интеллекта, использование которого обеспечит 14% роста мирового ВВП ($15,7 трлн). Сегодня средний показатель по миру – 99 роботов на 10 тыс. рабочих. В течение предстоящих 10 лет 60% всех профессий будет автоматизировано, появится от 20 млн до 50 млн рабочих мест в сфере информационных технологий [19]. Эти прогнозы и тенденции формируют высокий спрос на цифровые и образовательные услуги, актуальность взаимной интеграции которых сегодня как никогда высока, поскольку обе сферы и их взаимодействие относятся к рангу стратегических направлений развития любой растущей экономики, в том числе и Узбекистана.

Рассматривая современные глобальные процессы в сфере труда и образования, можно говорить о взаимодействии на международном и на межрегиональном уровне. Региональная международная интеграция охватывает такие общие цели, как взаимовыгодное двустороннее и многостороннее обеспечение условий для повышения конкурентоспособности национальных образовательных систем, объединение потенциалов в противостоянии глобальным вызовам, совместное использование преимуществ «экономики масштаба» и участие в модернизации и структурных реформах, доступ к технологическому и инвестиционному потенциалу развитых стран, расширение ресурсных возможностей, увеличение емкости рынка, укрепление стабильности в регионе и т.д. [17] (Khodzhaeva, 2018).

Цель данной статьи – провести обзор условий и перспективных задач цифровизации современной образовательной среды.

Гипотеза – решение проблем повышения качества и доступности современной образовательной среды определяется технологиями и механизмами управления, позволяющими оперативно и сбалансированно трансформировать ее элементы в условиях современного кризиса, используя преимущества цифровизации.

Исследование проведено на основе анализа нормативно-правовых документов и данных Госкомстата Республики Узбекистан.

Повышение роли образования в контексте национальных приоритетов развития Республики Узбекистан

Президент Узбекистана Шавкат Миромонович Мирзиеев, критически оценивая состояние потенциала цифровой экономики и системы образования в стране, подчеркнул острую необходимость системного подхода к цифровизации на всех уровнях образования в комплексе с приоритетными отраслями экономики – строительством, энергетикой, сельским и водным хозяйством, транспортом, геологией, здравоохранением, а также в таких областях деятельности, как кадастр и архивное дело. Президент отметил важность развития инфраструктуры цифровой экономики, в первую очередь электронного правительства и системы оказания госуслуг в онлайн-режиме, создания IT-парков и обучения будущих специалистов в области цифровой экономики [4].

Глава нашего государства отметил: «Нашей самой приоритетной задачей должно быть создание широких возможностей для молодежи, чтобы она ставила перед собой амбициозные цели и достигала их. Только тогда наши дети станут реальной силой, которая сможет осуществить вековые мечты нашего народа» [5].

Действительно, в последние годы всесторонняя поддержка подрастающего поколения стала одним из приоритетов реформ в национальной системе образования Республики Узбекистан. Создана новая система для поддержки и мотивации стремлений и талантов молодых людей, а также для повышения управленческого потенциала руководства. В результате наша молодежь активна во всех сферах социально-экономической жизни. Например, за последние три года молодежь нашей страны завоевала пять с половиной тысяч призов на престижных международных соревнованиях и конкурсах.

Агентство по делам молодежи Республики Узбекистан [3] – государственная организация, являющаяся инициатором реформ в сфере государственной молодежной политики. Создание агентства явилось основой для формирования научно-методической и аналитической исследовательской деятельности института на основе современных требований. Новая система ориентирована на усиление внимания молодежи, ее вовлечение в культуру, искусство, физическую культуру и спорт, формирование навыков использования информационных технологий, популяризацию чтения среди молодежи, повышение занятости женщин. Были выдвинуты важные инициативы практическим Постановлением Президента Республики Узбекистан «О мерах по развитию социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан в 2021–2023 годах» от 28 декабря 2020 года [2].

Согласно документу, за три года намечено построить 22 детских сада на 2970 мест, 31 среднюю и специальную школы на 13 934 места, 16 высших учебных заведений на 9 300 мест, 11 объектов культуры и искусства, семь имеющихся будут реконструированы, осуществление 131 проекта по строительству, капитальному ремонту и оснащению объектов здравоохранения, а также 14 проектов по развитию науки и инноваций. Это предстоящие работы в рамках всего лишь одного документа. Несомненно, в Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения их масштаб увеличится.

Помимо достижений, поддерживающих молодежь, есть и проблемы. Среди них – вопрос занятости. Большинство молодых людей и девушек, окончивших среднюю школу, колледж или вуз, не могут найти работу. При этом немало современных производств и субъектов предпринимательства испытывают трудности с поиском нужных специалистов.

Работодатели отмечают, что подходить к данному вопросу с учетом требований разного рода производств – веление времени. Следует уделить серьезное внимание подготовке по рабочим специальностям, которые особенно востребованы в социально-экономической сфере.

Торгово-промышленная палата Узбекистана выдвинула идею прикрепления одного безработного к конкретному предпринимателю исходя из принципа «Каждый предприниматель – помощник молодежи». Ее, в свою очередь, поддержали и деловые люди. Только в 2021 году ожидается создание не менее 500 тысяч дополнительных рабочих мест для юношей и девушек.

На основе инициативы Президента страны внедряется еще один проект, который способствует осуществлению жизненных планов молодого поколения. Это молодежные малые промышленные зоны (ММПЗ), активно содействующие реализации перспективных и инновационных проектов талантливых юношей и девушек. Они начнут функционировать во всех городах и районах республики. Примечательно, что с относительно высокими трудовыми ресурсами после столицы по количеству частных предприятий оказались Ферганская область (11 061), Кашкадарьинская (9200) и Наманганская (7188). Это вселяет большие надежды на улучшение в обеспечении занятости молодежи в данных регионах. При каждой ММПЗ будут возведены необходимые объекты инфраструктуры, в частности коммерческие банки и «фабрики проектов», готовящие соответствующие предложения и бизнес-планы на основе передовых идей молодежи. Планируется привлечь 100 миллионов долларов для финансирования проектов на выгодных условиях и низких процентных ставках.

В нашей стране внедряется гибкая система образования без отрыва от работы. Для этого разрабатываются специальные учебные планы и программы. Профессора и преподаватели будут проходить стажировку в кластерах или на производственных предприятиях. Таким образом, обеспечивается гармоничное взаимодействие теории и практики, что позволяет новой образовательной системе углублять интеграцию образования и науки в производственный процесс.

В 2021 году среди учащихся и студентов страны планируется провести конкурс «Будущий ученый». Это окажется мотивирующим фактором для молодых дарований к изобретениям, поскольку в рамках конкурса предусмотрено направить 50 миллиардов сумов на лучшие инновационные и стартап-проекты молодежи. Кроме того, в этом году более чем в 100 городах и районах будут созданы современные учебные центры для углубленного изучения IT-технологий, откроются филиал Ташкентского университета информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий в столичной области и техникумы в этом направлении в других регионах. Также намечено выделение Президентского гранта 200 представителям молодежи, набравшим самые высокие баллы на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения. Осуществляется разработка порядка предоставления льготных образовательных кредитов на контрактной основе семьям с двумя и более детьми.

Правительством Республики Узбекистан много сделано за последние три года по повышению качества и доступности современной системы образования Республики Узбекистан. Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан № ПП-5157 от 22 июня 2021 года «О параметрах заказа по приему в высшие учебные образовательные учреждения Республики Узбекистан в 2021–2022 учебном году», будут приняты в ряды студентов бакалавриата по дневной форме обучения – 113 530 человек, заочной форме обучения – 37 675 человек, вечерней форме обучения – 6 550 человек. В магистратуру смогут поступить 12 900 человек [1].

В рамках совместных образовательных программ с зарубежными странами начата подготовка специалистов по 64 новым профессиям. Заработная плата профессоров и преподавателей увеличена в среднем в 3,5 раза. Естественно, все это огромное позитивное изменение, которое произошло в краткосрочной перспективе, невообразимое прежде.

Повышение доступности высшего образования сопровождается работой по улучшению качества организации и содержания образовательного процесса. При этом существуют проблемы, озвученные на всех уровнях руководством республики. Это отсутствие кардинальных изменений качества системы, в частности недостаточное внимание к повышению качества образования, организации воспитательной работы исходя из потребностей рынка. Действительно, тот факт, что 55% из 815 направлений подготовки специалистов с высшим образованием не соответствуют требованиям рынка, является очень серьезной проблемой, которая должна волновать всех нас.

Правительством четко определены первопричины подобных недостатков и пути их устранения – поднять деятельность вузов на качественно новый уровень. Глава нашего государства обозначил четыре приоритетных направления развития системы высшего образования:

- повышение роли советов директоров высших учебных заведений и расширение полномочий департаментов;

- продвижение учебного процесса на рынок;

- адаптация к требованиям современной экономики, обеспечение интеграции с производством и создание благоприятной среды для самостоятельной работы обучающихся;

- повышение научного потенциала вузов, развитие науки и инноваций, сокращение бюрократической нагрузки на профессорско-преподавательский состав и студентов, цифровизация документооборота и учебного процесса.

Очевидно, что все эти задачи вытекают из требований современности и служат приближению образовательного процесса и научных исследований к рыночным принципам, реалиям и темпам развития экономики.

Зарубежный опыт трансформации образовательной среды под влиянием цифровых технологий

Анализ публикаций по проблемам трансформации образовательной среды под влиянием цифровых технологий осуществлен с целью сопоставить степень актуальности поднимаемых авторами проблем в докризисном периоде и сегодня.

Современные национальные системы образования переживают очень интересный и насыщенный новыми беспрецедентными ситуациями этап. Это время проверки образовательных организаций на устойчивость, обеспечиваемую кадровыми и материально-техническими ресурсами, время конфликта традиционных и новейших подходов к организации учебного процесса, период смены поколений в сфере образования, что само по себе уже придает национальным системам образования и образовательным организациям технологический импульс [6] (Abdurakhmanov, Kudbiev, Magrupov, 2020).

В этом плане интересен опыт европейских государств, где эти процессы ощущаются наиболее остро. Европейские и российские исследователи отмечали, что новые технологии в образовании и цифровые компетенции персонала и студентов позволят поднять систему образования на флагманский уровень в достижении экономической стабильности. Европейские образовательные ресурсы обслуживают спрос на глобальном уровне в формате социальных университетов постиндустриального общества. Этот опыт подчеркивает, что эффективность образовательной среды достигается только при условии реформ общегосударственного масштаба.

Опыт США показывает, что под влиянием роста конкурентного давления со стороны новых международных университетов на глобальной образовательной площадке и при сокращении государственной поддержки очень важно сконцентрировать ресурсы на внутреннем развитии. Поэтому университеты США развиваются в направлении создания практико-ориентированных учебных программ, а также развития новых форм масштабируемого онлайн-обучения.

В то же время для стремительно растущих экономик очень важен вопрос о сбалансированном распределении ресурсов, наличие которых определяется технологиями их создания. Исследователи констатируют недостаточность для прорыва в образовании экстенсивного подхода, но также отмечают его необходимость на этапе формирования материально-технического и кадрового обеспечения процесса цифровизации.

При нормативной и институциональной поддержке со стороны государства все более реально ощущается рост качества образования на уровне регионов страны. При этом современные правительства придерживаются политики упрощения доступа населения к образовательным ресурсам, то есть либерализации образования. И в этом направлении в научной литературе предлагается немало подходов к созданию концепций развития с использованием зарубежного опыта.

Современная образовательная среда включает разнообразные доступные ресурсы онлайн-обучения, в том числе некоммерческие онлайн-курсы, количество которых постоянно растет, что расширяет ее границы. Очень популярным практическим примером современной цифровизации обучения в свободной образовательной онлайн-среде является массовый открытый онлайн-курс (Mass open online course (МООС), разработанный Американским музеем естественной истории в Нью-Йорке для платформы Coursera [15] (Redvanov, 2020).

Существуют различные мнения о том, как подобные ресурсы влияют на образовательную среду и насколько они эффективны с точки зрения повышения охвата аудитории, расширения географии вуза и достижения им устойчивого роста эффективности и конкурентоспособности. МООС в принципе не рассматривается исследователями как альтернатива высшему образованию. Данные ресурсы могут рассматриваться как дополнения к электронным библиотечным ресурсам, вспомогательные источники при изучении дисциплин, предусмотренных образовательными программами вузов, и как рекламные инструменты на рынке образовательных услуг, открывающие перспективы роста на новых сегментах при минимальных ресурсных затратах.

Опыт европейских университетов свидетельствует об улучшении академических результатов обучающихся при комбинированном обучении. На их фоне более остро начинают восприниматься преимущества офлайн-обучения, которое происходит в аудиториях, где живой интерактив обладает сильным мотивирующим эффектом, дает возможность развития профессиональных коммуникативных навыков работы в команде, социализирует личность обучающегося и т.д. Исследователи сходятся во мнении, что вузовская образовательная среда в будущем будет использовать закрытые онлайновые курсы как тренажеры и дополнительные элементы для получения компетенций, не предусмотренных учебными планами, но востребованных на рынке труда.

Широкий спектр мнений представлен по вопросам обеспечения прав интеллектуальной собственности и повышения инновационной активности вузов не только в части внедрения нововведений типа LMS (Learning Management System), но в организационно-технологическом обеспечении активизации мощного интеллектуального потенциала, имеющегося в системе образования. Эти исследования стали особенно актуальны в условиях кризиса и всеобщего перехода на дистанционное онлайн-образование [9, 10, 14] (Erzhanbek, Tashkyn, Berdygulova, Eleusizova, 2020; Zhukova, Bulakh, Chumak, 2020; Nuritdinova, 2021).

Анализ рисков и факторов цифровизации образовательной среды

Анализ рисков цифровизации образования является перспективным направлением исследований, поскольку сам процесс цифровизации открывает огромные возможности комбинирования технологий и методов для различных форм обучения. Новые варианты организации образовательной среды будут сопряжены с новыми рисками, что необходимо учитывать при антикризисных программах в сфере образования.

Ученые, исследуя эмпирический материал, формируют понимание таких новых категорий, как цифровой преподаватель, цифровая грамотность, цифровой образовательный контент и др., создают инновационные методики контроля успеваемости, средства обеспечения качества обучения и предупреждения возможных рисков его снижения. Широкие перспективы в развитии инновационного потенциала в условиях цифровой экономики открываются в межвузовском сотрудничестве и создании ассоциаций университетов. Цифровые технологии становятся фактором ускорения обмена знаниями, обогащают образовательный контент новаторскими идеями и позволяют повысить устойчивость в период кризиса, сохранить и даже развить цифровую образовательную среду.

В докризисном периоде шла полемика о преимуществах традиционных форм перед онлайновым обучением, о недостаточности цифровых компетенций преподавателей, неразвитости цифровой инфраструктуры большинства вузов, неготовности самих обучающихся к восприятию цифрового образования. [8, 11, 13] (Abdurakhmanov, Ubaydullaeva, 2019; Zokirova, 2013; Zokirova, Khodzhaeva, 2019).

Кризис и необходимость продолжения обучения в дистанционном режиме выдвинули более актуальные практические задачи организационно-функционального и содержательного характера [16] (Khmeleva, 2021). В новых условиях появляются новые аспекты и формируются новые модели, характеризующие новые возможности развития деятельности вузов.

Будущее каждого вуза будет зависеть от наличия ресурсов, необходимых для цифровизации образовательной среды и создания качественного образовательного контента. При этом эксперты подчеркивают, что существует опасность инертного отношения к цифровизации в условиях растущего спроса на услуги высшего образования в развивающихся странах.

Еще одним фактором цифровой трансформации образовательной среды становится развитие системы государственных образовательных стандартов и их сближение с отраслевыми квалификационными требованиями. С одной стороны, такие нормы создают условие предопределенности результата обучения, с другой – усложняют требования не только к учебному процессу, но и к самим обучающимся. Эта тенденция характерна для многих стран. Международным сообществом выработаны универсальные подходы к созданию квалификационных требований. Вопросы трудоустройства выпускников сегодня широко обсуждаются в совместных дискуссиях представителей сфер бизнеса, науки и образования, государственных структур и общественных организаций. Акцент ставится на привлечении к трудовой деятельности еще в период обучения, что не может быть осуществлено в онлайн-режиме для большинства профессий. Здесь актуализируется вопрос о соотношении онлайн- и офлайн-обучения в основных образовательных программах [7, 12] (Abdurakhmanov, Magrupov, 2020; Zokirova, Tula, Ashurzoda, 2019).

Стратегическим направлением становится повышение качества образовательного контента и его доступности на уровне дошкольного и школьного образования. Исследователи подчеркивают необходимость учета возрастных особенностей обучающихся и роли цифровых технологий в формировании ценностных моделей подростков при цифровизации дошкольного и школьного уровней системы образования. Благодаря цифровизации школьные учителя получают больше возможностей для создания прогрессивных методик работы с детьми.

Цифровые технологии несут в себе огромные преимущества и перспективы для развития всей системы образования, но также они требуют существенных капиталовложений, и как следствие, удорожание стоимости обучения. Эта зависимость скорости цифровизации от экономического развития страны сегодня определяет масштабы и глубину реформ в национальных системах образования.

Заключение

Каждое новое поколение цифровых технологий преобразует образовательную среду, повышая ее качество и развивая интеллектуальную составляющую учебного процесса. Сегодня большинство вузов активно применяют цифровую технику в учебном процессе при проведении аудиторных и дистанционных занятий, разработке студенческих проектов, проведении фундаментальных и прикладных исследований, рейтинговой оценке знаний и мониторинге посещаемости и успеваемости. Развиваются инновационные способы использования цифровых технологий в образовательном процессе, к которым можно отнести разработку симуляторов для практико-ориентированного обучения, развитие коммуникационных приемов в дистанционном образовании, создание учебных аудио- и видеоматериалов, электронных учебных пособий и др. [18] (Abdurakhmanov, Zokirova, 2019).

При создании современной цифровой образовательной среды вузы сталкиваются с трудностями в кадровом и материально-техническом обеспечении. Для решения этих проблем наиболее адекватными являются технологии и механизмы менеджмента, позволяющие проектировать бизнес-процессы и оперативно трансформировать образовательную среду в соответствии с актуальными потребностями и условиями рынка.

Процесс цифровизации образовательной среды в системе высшего образования на локальном уровне должен происходить поэтапно с последовательным формированием базы необходимых кадровых и материально-технических ресурсов, трансформацией бизнес-процессов и подготовки медиаконтента, сбалансированной финансовой политикой вуза. Учебно-методическая и научно-исследовательская работа под влиянием цифровизации должны сформировать превалирующий инновационный потенциал, позволяющий непрерывно обновлять структуру и методы планирования учебного процесса, способы его мониторинга и контроля результативности. Учебные заведения в целях своевременной модернизации технических средств и программных инструментов, формирования условий информационной безопасности развивают внутрикорпоративный документооборот и системы организационной поддержки, что неизбежно влияет на трансформацию организационных структур управления. При выполнении данных условий сформированная цифровая образовательная среда как комплекс образовательных и информационно-коммуникационных ресурсов, обеспеченный системой информационной безопасности и защиты прав всех участников образовательного процесса, станет фактором конкурентоспособности и эффективности национальной системы образования.


Источники:

1. Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-5157 от 22 июня 2021 года «О параметрах заказа по приему в высшие учебные образовательные учреждения Республики Узбекистан в 2021–2022 учебном году». [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/docs/5472308 (дата обращения: 01.08.2021).
2. Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП-4936 от 28.12.2020 «О мерах по развитию социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан в 2021-2023 годах». [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ru/docs/5188515 (дата обращения: 01.08.2021).
3. Постановление Президента Республики Узбекистан №ПП-4768 от 30.06.2020 «Об организации деятельности агентства по делам молодежи Республики Узбекистан». [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/ru/docs/4880123 (дата обращения: 01.08.2021).
4. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. 25.01.2020. [Электронный ресурс]. URL: http://uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01-2020 (дата обращения: 01.08.2021).
5. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. 29.12.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://president.uz/ru/lists/view/4057 (дата обращения: 01.08.2021).
6. Абдурахманов К.Х., Кудбиев Ш.К., Магрупов А.Ю. Эффекты и риски использования цифровых технологий в экономике // European research: innovation in science, education and technology: Collection of scientific articles LXI International correspondence scientific and practical conference. 2020. – c. 29-35.
7. Абдурахманов К.Х., Магрупов А.Ю. Место и роль человеческого капитала в социально-экономическом развитии Узбекистана в условиях цифровизации экономики // Труды Евразийского научного форума: сборник научных статей. 2020. – c. 47-64.
8. Абдурахманов К.Х., Убайдуллаева Л.Ш. Актуальные аспекты модернизации системы высшего образования // Рейтингование российских вузов: цели и результаты: Сборник статей X Международной научно-практической конференции «Современная экономика: концепции и модели инновационного развития». 2019. – c. 36-39.
9. Ержанбек А., Ташкын Е., Бердыгулова А. Д., Елеусизова Г. С. Эволюция инновационного развития и глобальное будущее образования в эпоху цифровизации // Wschodnioeuropejskie czasopismo naukowe. – 2020. – № 5-3 (57). – c. 73-78.
10. Жукова Н. Н., Булах К. В., Чумак Т. Г. Актуальные проблемы и перспективы цифровой трансформации отечественной системы профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2020. – № 3(263). – c. 62-70.
11. Зокирова Н.К. Интеллектуальный капитал в инновационной экономике Узбекистана // Научно-аналитический журнал Наука и практика Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2013. – № 3 (11). – c. 35-38.
12. Зокирова Н.К., Тула Н.Б., Ашурзода Л.М. Управление интеллектуальным капиталом в условиях цифровой экономики // Стратегия устойчивого развития в антикризисном управлении экономическими системами: Материалы V международной научно-практической конференции. Ответственные редакторы О.Н. Шарнопольская, И.А. Кондаурова, Е.Г. Курган. 2019. – c. 401-406.
13. Зокирова Н.К., Ходжаева М.Я. Современная роль и перспективы развития рейтингов и систем аккредитации вузов // Рейтингование российских вузов: цели и результаты: Сборник статей X Международной научно-практической конференции «Современная экономика: концепции и модели инновационного развития». 2019. – c. 72-77.
14. Нуритдинова В.Ш. Цифровая экономика и ее роль в системе образования // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 1-2. – c. 18-21.
15. Редванов А.С. МООК в контексте современного цифрового образования // StudNet. – 2020. – № 9. – c. 1289-1295.
16. Хмелева Г.А. Феномен постковидного синдрома в мировой и российской экономике (на примере инноваций отраслей образования и медицинских услуг) // Экономические отношения. – 2021. – № 3. – doi: 10.18334/eo.11.3.112805.
17. Ходжаева М.Я. Узбекистана в формировании региональных международных интеграционных процессов // Иннов: электронный научный журнал. – 2018. – № 6(39). – c. 13.
18. Abdurakhmanov K., Zokirova N. Economic trends of the youth labor market in Uzbekistan // Regional Science Inquiry. – 2019. – № 1. – p. 33-44.
19. Индустрия 4.0 в 40 цифрах. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/trends/industry/5daef6429a 7947c1bfe43006 (дата обращения: 01.08.2021).
20. The Digitization of the World – From Edge to Core. [Электронный ресурс]. URL: https://www.seagate.com/gb/en/our-story/data-age-2025/ (дата обращения: 01.08.2021).

Страница обновлена: 19.03.2024 в 22:34:02