Актуальность цифровых компетенций для специалистов оборонно-промышленного комплекса

Красникова А.С.1, Береговская Е.О.
1 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана

Статья в журнале

Экономика высокотехнологичных производств (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 2 (Апрель-июнь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69185883

Аннотация:
В проведенном исследовании представлены актуальные потребности, которые существуют в современном миры и характерны для отрасли оборонно-промышленного комплекса. В ходе работы проведен анализ понятий «компетенция» и «цифровые компетенции», а также предложены авторские термины данных понятий. Проведено исследование ключевых компетенций специальностей, связанных с цифровой трансформацией на основе анализа реестра профессионального стандарта, выявлены основные проблемы и недостатки в описании ключевых компетенций. Выявлены факторы, оказывающие влияние на жизненный цикл организации и специалисты, отражены последствия влияния и определены ключевые риски цифровой трансформации.

Ключевые слова: цифровая трансформация, оборонно-промышленный комплекс, компетенции, импортозамещение, жизненный цикл специалиста, жизненный цикл организации

JEL-классификация: H56, D15, D91



Введение

Развитие цифровых технологий в оборонно-промышленной отрасли не только позволяет повысить эффективность и надежность военной техники, но и вносит значительные изменения в саму структуру и организацию оборонно-промышленного комплекса. В данной статье будет рассмотрена актуальность цифровых компетенций для развития оборонно-промышленной отрасли и определим влияние цифровой трансформации на жизненный цикл специалиста и организации. От эффективного управления цифровыми компетенциями будет зависеть то, как оборонно-промышленный комплекс преодолеет современные вызовы и сохранит ведущие позиции в мире военной промышленности.

Основная часть

Общий системный подход к преодолению импортозависимости обеспечивается реализацией комплекса мероприятий, предусмотренных государственной программой «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», программы импортозамещения в сфере ОПК, а также целым рядом отраслевых и межотраслевых программ и планов импортозамещения, в совокупности предусматривающих замещение к 2024 г. широкого ассортимента импортируемой продукции ее отечественными аналогами в авиастроении, судостроении, машиностроении, робототехнике, промышленном программном обеспечении, аддитивных технологиях, технологиях «цифрового производства» и других отраслях российской промышленности и сферы оборонно-промышленного комплекса. Мобилизующим и стимулирующим фактором к выполнению мероприятий по импортозамещению в сфере оборонно-промышленного комплекса является установленная Правительством Российской Федерации минимальная доля закупки в рамках государственных контрактов для 107 видов отечественных товаров, которая к 2023 г. должна составлять: для электронных компонентов (полупроводниковые приборы, интегральные электронные схемы и др.) – не менее 90%, для ЭВМ, компьютеров и ноутбуков – 70%, для радиолокационной, радионавигационной аппаратуры и радиоаппаратуры дистанционного управления – 90%, автоматических регулирующих и контрольно-измерительных приборов – 70% и т.д. Все это в совокупности должно обеспечить к 2023–2025 гг. полное преодоление импортозависимости в системообразующих отраслях ОПК [1];

Рисунок 1. Вклад цифровизации в прирост ВВП по факторам (в процентах к 2023 г.) (Источник: расчеты НИУ ВШЭ [4])

Цифровизация дает дополнительно около 1 п. п. ежегодного роста ВВП на горизонте до 2030 г., из которых 0.3 п. п. приходятся на рост сектора ИКТ и 0.7 п. п. – на вклад отраслей, внедряющих цифровые технологии. Накопленный эффект относительно 2023 г. достигает 6.7 п. п. дополнительного роста ВВП, в том числе 1.8 п. п. – от сектора ИКТ и 4.9 п. п. – от отраслей-потребителей (рисунок 1).

Директор «Сетевой Академии ЛАНИТ» Юлия Шикова рассказала о модели цифровых компетенций и основных трендах обучения в ОПК. Умение работать с программами и сервисами, знания и навыки в области науки о данных и искусственного интеллекта становятся основой всех современных профессий. Поэтому интеграция новых технологий в обучающие практики – не мода, а необходимость. Не менее важны и «гибкие навыки», направленные на эффективную коммуникацию и саморазвитие человека в цифровой среде. В ОПК и промышленности подходы к обучению должны быть направлены на достижение целей, в частности, на создание системы непрерывной опережающей подготовки кадров. А для этого необходим системный подход к развитию цифровых компетенций.

Согласно данным Белой книги цифровой трансформации Китая (2021 год), показатели цифровой экономики Китая продолжают расти темпами 9,7%, что делает их основным драйвером стабильной экономики. Аналогичным образом, согласно данным Белой книги цифровой трансформации Китая (2022 год) на 2021 и 2022 годы выяснилось, что цифровая экономика Китая за эти два года составила 39,2 триллиона долларов и 50,2 триллиона долларов, что составляет 38,6% и 41,5% от общего годового валового внутреннего продукта (ВВП) соответственно; очевидно, что цифровая экономика Китая обладает определенными масштабами развития и сохраняет тенденцию роста. Цифровая экономика заложила технологическую основу для нового экономического развития, а цифровая трансформация предприятий открыла различные возможности [2].

«Нарастающий объем импортозамещения приводит к тому, что компаниям ОПК необходимо переучивать и ИТ-специалистов, и пользователей работе в современных системах, что тоже необходимо планировать и учитывать. Опережающее обучение при внедрении новых инструментов – это грамотное вложение средств с гарантированным результатом, с повышением лояльности пользователей к новому ПО, уменьшению текучки кадров, увеличению вовлеченности.» [3]

Среди крупных потребителей цифровых технологий – сфера профессиональной, научной и технической деятельности (включая исследования и разработки, инжиниринг, проектирование и архитектуру), сформировавшая в 2021 г. 9.9% спроса (393 млрд руб.), значимая часть которого приходится на инженерное ПО. Данный фактор отражает положительную динамику развития научной и технической отраслей, так как именно эти сферы формирует фундамент в приобретении высокого уровня компетенций у специалистов ОПК [4].

Характер реакции организаций на новые условия и динамика цифровой трансформации могут различаться в зависимости от формы собственности (государственная российская, частная российская или иностранная). Ввиду структурных особенностей российской экономики ключевая роль в формировании спроса на цифровые технологии принадлежит госсектору, то есть совокупности организаций в государственной и частично государственной собственности: в 2021 г. на них приходилось 39.4% затрат экономики на «цифру» (рисунок 1).

Рисунок 2. Затраты организаций на цифровые технологии по формам собственности: 2021 (в процентах от общих затрат) (Источник: расчеты НИУ ВШЭ по данным Росстата [4])

В числе особенностей госсектора как потребителя цифровых технологий можно отметить более высокую управляемость в рамках политики цифровой трансформации (посредством прямых поручений и (или) директив) и бóльшую зависимость от федерального и региональных бюджетов.

Анализ понятийного аппарата

В таблице 1 приведены варианты определения термина «компетенция» и «цифровая компетенция», содержащиеся в работах различных авторов и используемые организациями. Выявлены основные проблемы в трактовках и предложено авторская трактовка данных понятий с учётом нестабильных условий внешней среды.

Таблица 1. Варианты определения терминов «Компетенция» и «Цифровая компетенция»

Термин «Компетенция»
Источник
Понятие
Локшина С.М. [5]
круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное компетентное лицо обладает познаниями, опытом
Логический словарь [6]
это область знания или практики, в которой данное компетентное лицо обладает обширными точными знаниями и опытом практической деятельности
Лю Б., Петелин А.С. [7]
это система взаимосвязанных, взаимообусловленных и взаимозависимых свойств личности, включающих знания, умения, навыки, способности, способы деятельности, саморегуляцию. В то же время компетенция – это круг полномочий, обязанностей, вопросов; область знаний, опыта, различных видов деятельности по отношению к определённой сфере предметов, процессов, явлений, событий для продуктивной деятельности человека.
Словарь иностранных слов [8]
круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу
Мардахаева Л.В. [9]
круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или лицу; знания и опыт в той или иной области
Ожегов С.И. [10]
круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих-нибудь полномочий, прав
Хуторской А.В. [11]
отчужденное, наперёд заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определённой сфере
Маркова А.К. [12]
интегративное качество человека, включающее систему необходимых знаний, умений и навыков, достаточных для выполнения определённого вида деятельности

Термин «Цифровые компетенции»
Гайсина, Г. А. [13]
включает в себя набор знаний, умений, навыков и установок, позволяющих использовать цифровые технологии для достижения различных целей, как учебно-воспитательных, так и личных.
Симарова И.С., Алексеевичева Ю.В., Жигин Д.В. [14]
Следует понимать знания и навыки, позволяющие в условиях цифровизации экономики и социальной сферы применять для решения задач или достижения требуемого результата информационно-коммуникационные технологии.
Аналитический отчет Корпоративного университета Сбербанка [15]
понимается умение решать задачи, возникающие в сфере использования информационно-коммуникационных технологий.
Гладилиной И.П. и Крыловой М.Е. [16]
Авторы, опираясь на Европейскую модель цифровых компетенций, характеризуют таковые: сотрудничеством и коммуникационным воздействием, которые включают в себя сетевую этику и взаимодействие в цифровом пространстве; созданием контента в цифровой среде (понятие системы авторского права и лицензирования, повышение качество имеющихся данных) и другие.

Исходя из анализа таблицы 1, можно сделать вывод о том, что термин «цифровая компетенция» характеризует исключительно умения использовать информационно-коммуникативные технологии, однако, если провести исследование ключевых цифровых компетенций по реестру профессионального стандарта (таблица 2), то термин включает более комплексное определение, углубленное представление о цифровых компетенциях. Это также разработка процедур и правил, планов с учётом конкретной отраслевой специфики должности. Если обратиться к статье, выпущенной ранее, можно отметить комплексность данного понятия, исходя из предложенной модели современных компетенций специалиста ОПК в условиях влияния цифровой трансформации [17].

В связи с этим был предложен авторский термин: Цифровые компетенции – это комплексное понятие, включающее в себя умения, навыки и владения современными языками программирования, актуальными инструментами цифровых технологий (Протокол квантовой криптографии, смарт-контракт, консенсус, методология Agile, кибербезопасность и тд.), а также креативными навыками, позволяющими разрабатывать новые подходы, методы, планы, относительно цифровых решений, так как именно этот пласт навыков формирует постоянное совершенствование и развитие специалиста.

Термин «компетенция» также нуждается в пересмотре своего значения, так как в современном мире компетенции не могут сводиться только к кругу полномочий или области знаний, поэтому предложен авторский термин: Компетенции – это взаимосвязанный набор умений, навыков и владений, основанных на постоянном прогрессивном развитии, включающем в себя спектр разных составляющий таких как, soft-skills, hard-skills, надпрофессиональные и цифровые навыки, отражающие возможность доказать на практике наличие определенного уровня квалификации.

Исследование ключевых компетенций специальностей, связанных с цифровой трансформацией на основе анализа реестра профессионального стандарта

В процессе исследования были рассмотрены основные умения и знания, была проведена классификация по трём основным направлениям – цифровые компетенции, soft-skills, hard-skills.

В анализе приведены только те профессии, в которых обязательным требованием к образованию и обучению являлось высшее образование-бакалавриат, специалитет. Также в выборку попали те специальности, которые непосредственно связаны с цифровыми специальностями.

Таблица 2. Ключевые компетенции специальностей, связанных с цифровой трансформацией, на основе реестра профессионального стандарта

Наименование должности
Описание цифровых компетенций
Описание soft-skills
Описание hard-skills
Специалист по исследованиям и разработкам в области квантовых коммуникаций
умения
Использовать программное обеспечение визуализации и обработки данных;
Проводить обработку экспериментальных данных с использованием электронных таблиц, баз данных и специализированного программного обеспечения;
умения
Разрабатывать методики проведения исследовательских испытаний;
Разрабатывать программы проведения исследовательских испытаний;
умения
Выявлять требования к условиям проведения исследований и к объекту проведения исследований;
Проводить обработку экспериментальных данных с использованием электронных таблиц, баз данных и специализированного программного обеспечения;
Организовывать исполнение схемы проведения исследовательских испытаний;
Применять знания естественно-научного и математического цикла, в том числе специального, практический опыт при проведении научных исследований
знания
Протоколы квантовой криптографии и их основные реализации;
Программное обеспечение визуализации и обработки данных
знания
Принципы проведения исследовательских испытаний;
знания
Теоретические основы электросвязи и инфокоммуникационных технологий;
Структура системы рекомендаций и стандартов в области телекоммуникаций;
Специалист по цифровому проектированию объектов использования атомной энергии (ОИАЭ)
умения
Разрабатывать планы выполнения работ по формированию комплексной информационной модели проекта ОИАЭ с использованием технологий цифрового проектирования объектов строительства (BIM-технологий);
Формировать шаблоны отчетов по компонентам информационной модели и отчеты о текущем состоянии информационной модели с использованием информационных систем, применяемых в процессах проектирования;
умения
Координировать взаимодействие участников сборки комплексной информационной модели проекта;
Формировать эффективные каналы коммуникации с участниками сборки комплексной информационной модели проекта ОИАЭ;
умения
Выявлять коллизии, возникающие при проектировании и сборке комплексной информационной модели проекта;
Формировать внутренние технические задания на устранение коллизий и несоответствий для центров ответственности по разделам проектирования
знания
Процедуры и регламенты по цифровому проектированию, разработанные с учетом требований проекта;
Форматы и системы отчетности в цифровом проектировании объектов строительства;
Процедуры аудита в цифровом проектировании объектов строительства.
знания
Комплексная система управления проектом: принципы, содержание, процессы и их взаимосвязь;
Принципы результативной коммуникации
знания
Отраслевые стандарты и руководства по цифровому проектированию объектов строительства;
Информационные системы и архитектура единого информационного пространства при проектировании ОИАЭ
Специалист цифровой трансформации документированных сфер деятельности организации
умения
Использовать специализированное программное обеспечение для управления документами организации;
Работать с большими объемами информации;
Пользоваться прикладным программным обеспечением для обработки больших объемов данных
умения
Проводить наблюдения, интервью и анкетирование работников организации для сбора необходимой информации о рабочих операциях процессов организации структурированных данных и метаданных документированных сфер деятельности;
Обобщать собранную информацию о рабочих операциях процессов организации структурированных данных и метаданных документированных сфер деятельности;
умения
Проводить мониторинг зон ответственности, заинтересованных сторон процессов, ресурсов и показателей процессов управления документами организации;
знания
Специализированное программное обеспечение для обработки больших объемов данных;
знания
Информация о продуктах и услугах организации
знания
Законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации, персональных данных, цифровой трансформации;
Методы сбора информации;
Требования к разработке регламентов, методик, процессов;
Основы статистики
Инженер в области разработки цифровых библиотек стандартных ячеек и сложнофункциональных блоков
умения
Использовать функциональные возможности и способы применения программных пакетов систем автоматизированного проектирования;
Использовать техническую документацию и современные информационные технологии для решения поставленных задач;
Проводить написание скриптов на встроенных языках программирования
умения
Создавать поведенческие модели
умения
Работать с технической документацией;
Проектировать электрические схемы, реализующие требуемые логические функции;
Моделировать электрические схемы основных цифровых элементов
знания
Основные принципы сквозного проектирования, основы технологии производства интегральных схем;
Характеристики современных систем автоматизированного проектирования микроэлектроники и методы решения задач технологического и схемотехнического проектирования;
Языки поведенческого описания цифровых компонентов и логических функций;
Методы расчета и проектирования цифровых устройств
знания
-
знания
Технический английский язык;
Основные принципы построения электрических схем простейших элементов;
Общая характеристика процесса проектирования, методы и этапы проектирования;
Исходя из анализа знаний и умений было выявлено, что цифровые компетенции представляют более обширное понятие, чем знание информационных систем, что это комплексное понятие и его современная авторская трактовка была предложена ранее.

Важно отметить, что в стандарте представлено недостаточное количество профессиональных soft-skills, так как востребованность данных компетенций на рынке труда и в области ОПК продолжает расти, необходимо проводить постоянную сверку с потребностями рынка труда и обновлять перечень компетенций, чтобы молодые сотрудники и студенты всегда получали актуальную информацию по востребованным компетенциям, а также необходимо закладывать данный набор компетенций в учебные программы высших учебных заведений.

Влияние цифровой трансформации на жизненный цикл специалиста и жизненный цикл организации

Цифровая трансформация ОПК связана не только с человеческими ресурсами, но и с данными и технологиями. Эффективное предоставление и использование цифровых технологий требует преобразования рабочей силы, а также развития и внедрения цифровых навыков в оборонно-промышленный комплекс.

Спрос на эти навыки высок, поэтому в университетах и на работе необходимо предлагать реальный и уникальный опыт обучения и инвестировать в развитие сотрудников. Но привлечения технологических специалистов для создания цифровой среды будет недостаточно – реализация полного потенциала требует создания среды, в которой люди смогут находить новые способы использования технологии в операционной и бизнес-областях. Необходима более гибкая, инновационная среда, которая поощряет творчество и разнообразие мыслей, подкрепленную многопрофильными командами для превращения идей в достижение результатов.

Для эффективной реализации внедрения цифровой трансформации необходимо прежде всего рассмотреть изменение жизненного цикла (ЖЦ) специалиста под влиянием цифровой трансформации и в связи с этими изменениями разрабатывать меры по усовершенствованию процесса управления ЖЦ специалиста в условиях цифровой трансформации.

Цифровые технологии, которые на современных промышленных предприятиях используются на всех стадиях ЖЦ организации и во всех основных процессах управления, вызывают трансформацию как самого жизненного цикла, так и изменения в реализации стратегии развития [18, 19, 20].

Необходимо рассмотреть факторы, которые прямо или косвенно влияют на жизненный цикл специалиста и на жизненный цикл предприятия в условиях цифровой трансформации. Уровень влияния отмечен цветом в зависимости от степени оказываемого влияния. Чем светлее цвет, тем ниже уровень влияния и наоборот, для наглядности будем использовать стрелки:

Если стрелка направлена вниз значит происходит сокращение этапа, если стрелка направлена вверх значит происходит увеличение длительности этапа, если стоит прочерк – значит, влияние не оказывается.

Таблица 3. Влияние факторов цифровой трансформации на ЖЦ организации

Фактор
Описание
Влияние на ЖЦ организации
Стадия Создание
Стадия Роста
Стадия Зрелости
Стадия Новое развитие
Стадия Упадка
Технические факторы (T1)
Инвестиции в развитие ИТ-инфраструктуры




– -
Организационные факторы (O1)
Изменение стратегии организации





Мотивация менеджеров (M1)
Осведомленность управленческого персонала в области цифровой трансформации




--
Цифровая экономика (Ц1)
Доступ к цифровым финансовым услугам





Внутренние факторы (В1)
Корпоративные ресурсы, возможности, миссия организации, которые привлекают таланты





Мотивация человеческого капитала (Ч1)
Программная поддержка знаний и навыков персонала, обучение




--
Технологические факторы (E1)
Большие данные, обеспечение безопасности, прозрачности, поддержка должного уровня производственных мощностей





Итоговое влияние:





Технический фактор продлевает стадии роста, зрелости и нового развития, так как инвестиции предоставляют организации больше возможностей для развития промышленного производства, разработок и проведения научных исследований.

Организационный фактор оказывает влияние на будущее развитие организации, сокращая стадия роста, но за счёт долгосрочных целей увеличивая стадии зрелости и нового развития.

Фактор мотивации менеджеров оказывает сильное влияния на стадии роста, так как осведомлённость управленцев в сфере цифровой трансформации формирует задел на будущее развитие организации, и приводит к увеличению стадии новое развитие.

Фактор цифровой экономики позволяет сокращать первоначальные две стадии, так как организации становится проще управлять своими финансовыми ресурсами, а, следовательно, переходить в устойчивые стадии.

Внутренние факторы позволяют достигать целей эффективнее благодаря выстроенному пониманию ключевых задач, что приводит к сокращению нестабильных фаз и увеличению продолжительности устойчивых стадий.

Фактор мотивация человеческого капитала – это непосредственное развитие и обучение персонала, создание благоприятных условий труда для эффективного перехода к цифровой трансформации. Этот фактор увеличивает длительность каждой стадии.

Технологические факторы увеличивают начальные стадии, но сокращают последующие за счёт повышения эффективности бизнес-процессов.

На рисунке 3 представлено изменение ЖЦ организации с учётом влияния факторов цифровой трансформации, из которого видно, что самые рисковые стадии сокращаются (создание и рост), благодаря влиянию цифровой трансформации, а более устойчивые стадии зрелость и новое развитие увеличиваются, таким образом нельзя не отметить положительное влияние цифровой трансформации на жизненный цикл организации.

Рисунок 3. Изменение ЖЦ организации с учётом влияния факторов цифровой трансформации (Источник: «Составлено автором»)

Однако важно отметить существующие риски при внедрении цифровой трансформации:

1. В отсутствие доступа к обновлениям и поддержке зарубежного ПО будут расти риски сбоев информационных систем предприятий, а невозможность приобретения новых лицензий затормозит их масштабирование. Программные продукты, которые используются в ОПК, тесно взаимосвязаны, заменить только их часть и совместить российское ПО с зарубежным достаточно сложно, поэтому возникает необходимость полного перехода на собственные совместимые продукты.

2. Возрастает риск безопасности, актуальной становится отрасль кибербезопасности для предприятий ОПК, что способствует росту затрат.

3. Нехватка кадров в связи с миграцией ИТ-специалистов из отраслей, усиление дефицита специалистов уровня middle и выше.

Таблица 4. Влияние факторов цифровой трансформации на ЖЦ специалиста

Фактор
Описание
Влияние на ЖЦ специалиста
Стадия Младенчество
Стадия Молодость
Стадия Зрелость
Стадия Старость
Стадия Второе дыхание
Технические факторы (Т1)
Инвестиции в развитие ИТ-инфраструктуру





Организационные факторы (О1)
Изменение стратегии организации



-
-
Мотивация менеджеров (М1)
Осведомленность управленческого персонала в области цифровой трансформации





Цифровая экономика (Ц1)
Доступ к цифровым финансовым услугам
-

-
-

Внутренние факторы (В1)
Корпоративные ресурсы, возможности, миссия организации, которые привлекают таланты





Мотивация человеческого капитала (Ч1)
Программная поддержка знаний и навыков персонала



-

Итоговое влияние:





Технический фактор увеличивает продолжительность всех стадий, кроме старости, так как создаёт благоприятные условия для применения знаний и навыков на новых ИТ-технологиях, таким образом сотрудник продолжает постоянно развиваться.

Организационные факторы, связанные с изменением стратегии в сторону цифровой трансформации имеют косвенное воздействие на сотрудников, поэтому сокращают первоначальные стадии, так как у сотрудника есть стимул работать в организации, которая следит за актуальным направлением в цифровизации.

Фактор мотивации позволяет сократить начальные этапы и стадию старости, за счёт увеличения интереса к работе и увеличить стадию зрелости и стадию второго дыхания.

Фактор цифровая экономика оказывает косвенное воздействие на два этапа на стадии молодости, когда происходит освоение сотрудником новой технологии и на стадии второе дыхание, когда появляется интерес к изучению цифровых технологий.

Внутренние факторы оказывают на начальные этапы эффект сокращения, так как сотрудник замотивирован как можно быстрее влиться в коллектив и перейти на стадию зрелости, благодаря чему у него появляется интерес к работе, и стадия зрелости увеличивается и появляется возможность перейти на стадию второе дыхание.

Фактор мотивации человеческого капитала оказывает сокращение длительности большинства этапов, так как сотруднику при постоянных программах обучения легче адаптироваться к новым и трудным задачам.

Рисунок 4. Изменение ЖЦ специалиста с учётом влияния факторов цифровой трансформации (Источник: «Составлено автором»)

Развитие и использование цифровых информационных технологий во многом унифицировали бизнес-процессы на каждой стадии жизненного цикла, которые не зависят от сферы деятельности предприятия, что позволяет более гибко и эффективно управлять ЖЦ, сокращая стадии развития, когда эффективность функционирования и самодостаточность предприятия недостаточно четко сформированы. Более того, на этих стадиях предприятие еще не полностью владеет инфраструктурой для обеспечения необходимой динамики развития.

Использование цифровых технологий способствует не только сокращению стадий развития, но и увеличению продолжительности функционировании предприятия на стадии зрелости и нового развития. Это стадии ЖЦ, на которых предприятие обладает наиболее высоким потенциалом функционирования и устойчивости на рынке.

Выводы

Цифровизация экономики определяет важность развития универсальных компетенций, которые включают как soft-skills, hard-skills, так и цифровые навыки. Низкий уровень развития человеческого капитала является одной из главных проблем перехода в новое цифровое состояние, поэтому предприятиям ОПК необходимо развивать цифровых компетенций своих сотрудников.

Анализируя предприятия ОПК, можно сделать вывод, что главной проблемой цифровой трансформации является разрыв между уровнем компетенций кадрами, подготовленными к работе в новых условиях, и требованиями, которые предъявляют цифровые решения и работодатель. Однако этого недостаточно. Государству необходимо также обеспечить равномерную цифровую трансформацию всех сфер экономики, а также разработать конкретные требования к цифровым компетенциям выпускников учебных заведений.


Источники:

1. О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком: постановление Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2014
2. Chen Qi.An., Zhao Xu., Zhang X., Jiang Z., Wang Yu. Driving forces of digital transformation in chinese enterprises based on machine learning // Scientific Reports. – 2024. – № 1. – p. 6177. – doi: 10.1038/s41598-024-56448-w.
3. Глава «Сетевой Академии ЛАНИТ» рассказала о развитии цифровых компетенций в оборонно-промышленном комплексе. Vedomosti.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/press_releases/2020/09/28/glava-setevoi-akademii-lanit-rasskazala-o-razvitii-tsifrovih-kompetentsii-v-oboronno-promishlennom-komplekse (дата обращения: 17.05.2024).
4. Рудник П.Б. и др. Цифровая трансформация: эффекты и риски в новых условиях. - М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. – 156 c.
5. Локшина С.М. Краткий словарь иностранных слов. / 10-е изд. стер. - М.: Рус. яз., 1998. – 632 c.
6. Кондаков Н.И. Логический словарь. / Справочник – 2-е изд. испр. и дополн. - М.: Наука, 1975. – 717 c.
7. Лю Б., Петелин А.С. Толкование понятий «компетенция» и «компетентность» в научной литературе // Известия Воронежского государственного педагогического университета. – 2020. – № 2(287). – c. 29-31.
8. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.: Современный литератор, 2003. – 976 c.
9. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. / Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. – 368 c.
10. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1961. – 900 c.
11. Хуторской А.В. Педагогика. / Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2019. – 608 c.
12. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. – 1990. – № 8. – c. 64-72.
13. Гайсина Г.А. О развитии цифровых компетенций преподавателей // Современное инженерное образование: вызовы и перспективы: Материалы III национальной научно-практической конференции. Магнитогорск, 2024. – c. 122-125.
14. Симарова И.С., Алексеевичева Ю.В., Жигин Д.В. Цифровые компетенции: понятие, виды, оценка и развитие // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 935-947. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114823.
15. Обучение цифровым навыкам. Sberuniversity.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://sberuniversity.ru/ upload/iblock/2f8/ Analytical_report_digital_skills_web_dem o.pdf (дата обращения: 07.05.2024).
16. Гладилина И.П., Крылова М.Е. Цифровые компетенции в структуре компетентностного подхода социального и профессионального становления личности // Современное педагогическое образование. – 2019. – № 11. – c. 13-15.
17. Подольский А.Г., Красникова А.С., Береговская Е.О. Цифровая трансформация обороннопромышленного комплекса: понятийный аппарат и моделирование формирования цифровых компетенций специалистов // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – № 8(139). – c. 33-47. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2023.08.03.004.
18. Ефремов А.А., Соппа И.В., Семенова В.В. Влияние цифровых инновационных технологий на трансформацию жизненного цикла промышленного предприятия // Экономические науки. – 2023. – № 225. – c. 13-18. – doi: 10.14451/1.225.13.
19. Красникова А.С., Подольский А.Г., Береговская Е.О. Высшее образование: проблемы кадрового обеспечения и направления их решения // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 3. – c. 899-916. – doi: 10.18334/epp.13.3.117445.
20. Красникова А.С. Этапы цифровой трансформации предприятий оборонно-промышленного комплекса и показатели ее характеризующие // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – c. 5981-5998. – doi: 10.18334/epp.13.12.119978.
21. Кохно П., Кохно А. Проблемы импортозамещения на предприятиях обороннопромышленного комплекса // Общество и экономика. – 2022. – № 4. – c. 82-103. – doi: 10.31857/S020736760019574-0.

Страница обновлена: 11.11.2024 в 09:55:49