Образовательные технологии развития цифрового общества, качественно повышающие эффективность интеллектуального труда

Кочелаба Ж.В.1
1 Калининградский государственный технический университет, Россия, Калининград

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)

Цитировать:
Кочелаба Ж.В. Образовательные технологии развития цифрового общества, качественно повышающие эффективность интеллектуального труда // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Том 10. – № 2. – С. 711-720. – doi: 10.18334/vinec.10.2.100914.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42936819
Цитирований: 8 по состоянию на 07.08.2023

Аннотация:
В статье рассматриваются ключевые компетенции эффективной работы с информацией, необходимые в современном цифровом обществе. Проанализированы проблемы недостаточной продуктивности работников в аспекте интеллектуального труда, обусловленные информационной перегрузкой и превалированием информации в электронном виде, а также в форме неструктурированного, линейного текстового потока. Приведены конкретные образовательные технологии, с помощью которых можно начать работать более эффективно, а именно: интеллект-карты – основная категория майнд-менеджмента, а также agile – технология. Использование данных методов будет способствовать реализации стратегии информационного общества Российской Федерации, как аспекте развития дистанционного и электронного обучения в нашей стране, так и в аспекте развития человеческого потенциала в целом. Статья адресована широкому кругу читателей, но будет особо интересна руководителям, преподавателям и разработчикам образовательного контента

Ключевые слова: актуальные компетенции цифрового общества, информационная нагрузка, эффективность интеллектуального труда, интеллект-карты, agile в образовании

JEL-классификация: O15, M53, I25, F61

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Стратегия развития информационного общества РФ на 2017–2030 гг. трактует нам тот факт, что современное цифровое общество – это общество, в котором одним из важнейших ресурсов является информация, а уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияет на экономические и социокультурные условия жизни граждан [1]. Но в настоящее время информация, с одной стороны, – это источник знаний, бизнес-актив и объект пристальной защиты, с другой – лавинообразная масса различного рода публикаций, увеличивающаяся, по данным Российского агентства международной информации, вдвое каждые четыре года [14]. Соответственно, возникает потребность в поиске новых решений для организации работы или обучения в условиях информационных перегрузок.

Целью данного исследования является выявление актуальных в условиях цифровой экономики технологий, необходимых для приобретения современных компетенций, принципиально влияющих на качество работы или эффективность результатов других активностей представителей современного цифрового общества.

Проблемы развития навыков, актуальных для цифрового общества, рассматриваются в настоящее время широко и активно не только современными исследователями [4, 5, 10, 11, 13, 14, 16] (Batova, 2019; Bektasova, 2016; Ergunova, Mukhranov, 2016; Efimova, 2017; Lukashenok, Okhrimenko, 2018; O’Konnor, Makdermott, 2014), но и на корпоративных уровнях, например, корпоративный университет Сбербанка [12] (Katkalo, Volkov, Baranov, Zubtsov, Sobolev, Yurchenkov, Starovoytov, Safronov, 2018), корпоративный университет от GeekBrains и Mail.ru Group. Практика создания корпоративных университетов помогает компаниям значительно повысить эффективность своих сотрудников при работе с информацией в условиях быстро изменяющейся среды, более того, развить специальные и даже уникальные корпоративные компетенции, существенно сэкономив при этом на поиске квалифицированного персонала.

Посредством анализа ключевых тенденций в цифровизации общества, анализа несоответствия некоторых аспектов системы традиционного образования современным реалиям были выявлены конкретные компетентностные проблемы, с которыми сталкивается работник среднего звена, исполняя свои функциональные обязанности, а также пути их решения, что является научной новизной данного исследования.

Основная часть

Увеличение информационной нагрузки на предприятия – естественный признак современного цифрового общества. Предприятия используют электронные технологии обмена данными, размещают программное обеспечение уже не только на собственных серверах, но и с помощью облачных сервисов. По данным статистического сборника «Информационное общество», средний абсолютный прирост за исследуемые 5 лет количества организаций, пользующихся облачными сервисами в целях размещения баз данных, хранения файлов, составляет 2,3% ежегодно [3]. Данная тенденция отображена на рисунке 1.

Рисунок 1. Количество организаций, использующих облачные сервисы Источник: составлено автором.

Об увеличении информационной нагрузки на работников, поступающей в электронном виде, свидетельствует тот факт, что количество работников, использующих ПК, вырастает ежегодно со средним абсолютным приростом 1,7%. С помощью метода экстраполяции мы можем утверждать, что в 2020 году каждый второй работник в России будет использовать в своей работе ПК. Данная тенденция наглядно отражена на рисунке 2.

Рисунок 2. Количество работников, использующих ПК не реже одного раза в неделю

Источник: составлено автором.

Тренд на расширение онлайн-услуг, как в бизнесе, так и в образовании, обуславливает для современного человека развитие ряда компетенций в работе с важнейшим ресурсом XXI века – информацией:

· умение структурировать большой объем информации, поступающей в электронном виде с последующим быстрым анализом и распространением;

· умение самостоятельно находить нужную информацию, осваивать новые технологии, проявлять лидерские качества, уметь работать в команде;

· умение применять необходимую информацию из разных областей знаний в целях решения нестандартных задач.

Роль и способности современного сотрудника быстро обрабатывать электронную информацию, анализировать ее и принимать на ее основе решения является одной из ключевых задач в повышении эффективности его работы. Однако при отсутствии необходимых навыков работы с информацией, поступающей в электронном виде, современный работник будет постоянно сталкиваться с факторами нецелевого использования времени (поглотители времени) и общей перегрузкой, которая будет в целом приводить к снижению когнитивных и аналитических функций. В итоге будет отсутствовать реальный, ощутимый результат ежедневной интеллектуальной работы.

Первоочередной задачей в данном контексте является выявление основных причин сложности приобретения необходимых современному человеку компетенций.

Информация, поступающая в электронном виде через распространенные офисные приложения, выстраивается в постоянный, неструктурированный линейный поток, который перегружает при восприятии только левое полушарие, отчего аналитическая работа мозга в целом затрудняется и в разы менее эффективна, чем при равнополушарном восприятии информации. В принципе, большая часть информации представляется в виде цифр и букв, воспринимаемых только левым полушарием начиная еще со школы. Однако доказанным является тот факт, что информация воспринимается тем лучше, чем больший объем коры головного мозга подключается к ее восприятию [6]. Задействовать одновременно и левое, и правое полушарие, управлять потоками информации, а также их эффективно структурировать можно с помощью технологии майнд-менеджмента, а именно с помощью интеллект-карт.

Интеллект-карта – это технология представления информации, основанная на принципе одновременного восприятия как левым, так и правым полушарием. Правое полушарие подключается через цвет, рисунок и визуализацию пространственных связей. В итоге информация воспринимается, анализируется и запоминается быстрее и эффективнее, чем при ее обычном линейном представлении в виде цифр и букв [7] (Bekhterev, 2014).

Пример интеллект-карты размещен на рисунке 3. Одновременно этот пример иллюстрирует преимущества интеллект-карт перед стандартным способом записи информации.

Рисунок 3. Преимущества интеллект-карты перед текстовым способом записи

Источник: [20].

Для того чтобы строить правильно интеллект-карты, необходимо придерживаться некоторых основных правил:

· в центре располагать самую главную мысль;

· читать по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла;

· использовать разные шрифты и цвета, но не более трех [6].

Таким образом, владея методикой структурирования линейного потока информации через интеллект-карты, современный работник будет успешно, без перегрузок справляться с лавинообразным ее потоком и, соответственно, значительно сократит время на обработку, анализ и принятие решений. Также использование интеллект-карт позволит ему быстро и качественно написать любого типа текст, начиная от служебной записки и заканчивая годовым отчетом. Вышеприведенные примеры подчеркивают эффективность использования интеллект-карт преимущественно в развитии личностных профессиональных качеств, однако не менее важным направлением применения интеллект-карт является коллективный образовательный аспект.

Поскольку информация, представленная в виде интеллект-карт, воспринимается и запоминается быстрее и на более долгий срок, так как соответствует естественной ассоциативной природе нашего мышления, крайне важно применять современные технологии майнд-менеджмента при обучении персонала или при проведении лекционных занятий в вузах, в частности при разработке образовательного контента для систем дистанционного обучения.

Еще одной важной компетенцией, владение которой необходимо современному человеку, является умение самостоятельно находить нужную информацию, осваивать новые технологии, проявлять лидерские качества и совершенствовать умение работать в команде, которая также из-за левополушарного восприятия существенно отстает от желаемого уровня.

Здесь причины, препятствующие приобретению данных навыков, не только в доминировании левополушарного восприятия, но и в более глубоких причинах, начинающихся со средней школы и продолжающихся в некоторых случаях и в университетах.

Одной из задач современного цифрового общества является формирование среды для эффективного развития ключевых институтов, в рамках которых создаются условия для цифровой экономики, – это кадры и образование. Однако в современной России текущая система обучения имеет ряд недостатков, препятствующих развитию гибких, активных и креативных специалистов. Несмотря на то, что формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности, на практике обучение остается в традиционном контексте [5] (Bektasova, 2016). Данные недостатки отражены в таблице 1, также для сравнения в таблице отражены в противовес те аспекты, которые вписываются в современную образовательную agile-технологию.

Таблица 1

Сравнительный анализ учебных заведений, оказывающих образовательные услуги традиционно и по agile-технологии


Среднестатистическая российская школа или другое учебное заведение, оказывающее классические образовательные услуги
Учебное заведение, оказывающее образовательные услуги по agile-технологии
Взаимодействие людей
Учащиеся мало взаимодействуют, поэтому не распознают и не могут оценить качества других людей
Учащиеся постоянно взаимодействуют друг с другом в коллаборативной среде
Структура занятия
Занятия однотипны, четкая отработка программы
Первоначальный план занятия может быть изменен вследствие потребностей группы или других актуальных изменений
Оценивание успеваемости
Оценка по пятибалльной шкале
Более сложная оценка через баллы и бонусы. Баллы за усилия, а не результат, за успеваемость, выдающуюся работу, дополнительные бонусы, влияющие на итоговую оценку
Знания и навыки
Знания и навыки без привязки к реальной жизни, в школах, например, механическое оттачивание навыков сдачи ЕГЭ
Знания и навыки для их реальных применений в жизни
Организация учебного процесса
Ученики следуют указаниям учителя
Самоорганизующиеся ученические команды выбирают, как именно им выполнить свою работу, преподаватель является наставником
Информация по характеру содержания
Не актуальна и в некоторых случаях абсолютно не интересна для современных учащихся
Эффективно усваивается, т.к. отражает современный мир
Источник: составлено автором.

Для того чтобы учащиеся или работники были креативны при разработке новых продуктов или процессов, самостоятельны, инициативны и умели работать в команде, процессы обучения необходимо строить по agile, что даст им больше ответственности, зарядит энергией и в конечном итоге приведет к повышению результатов и более коротким циклам обучения [16].

Заключение

В процессе исследования были выявлены обязательные компетенции в работе с информацией, необходимые современным людям в цифровом обществе. Также были выявлены проблемы, препятствующие естественному наличию данных компетенций у большинства молодых специалистов, во многом обусловленных левополушарным восприятием информации. Приобрести данные компетенции, а также сделать свой интеллектуальный труд и труд своих подчиненных более качественным, быстрым и эффективным можно с помощью технологий майнд-менеджмента и agile-технологии как в работе, так и в образовании.

Современному цифровому обществу необходимы сотрудники с новыми профессиональными качествами – умением работать с большим объемом информации, быть гибкими, открытыми новому, готовыми к коллаборативной работе, быстро обучаемыми, умеющими мыслить как масштабно, в перспективе, так и тактически, короткими итерациями. Данные качества возможно приобрести, только постоянно развиваясь и применяя в работе и обучении современные образовательные технологии.


Источники:

1. Стратегия развития цифрового общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102431687 (дата обращения 20.02.2020)
2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» URL: http://static.government.ru/media/files/ (дата обращения 20.02.2020)
3. Информационное общество в Российской Федерации – статистический сборник. URL: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/info-ob2018.pdf (дата обращения 21.02.2020)
4. Батова М.М. Формирование цифровых компетенций в системе «образование – наука – производство» // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 4. – С. 1573-1584. doi: 10.18334/vinec.9.4.41467
5. Бектасова Г.К. Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). – М.: Буки-Веди, 2016. – С.3-4.
6. Белова С.В. Особенности переработки информации правым и левым полушарием головного мозга [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/549877/
7. Бехтерев С. Майнд менеджмент: Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт/ Сергей Бехтерев; Под. ред. Глеба Архангельского. – 6-е изд., испр. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 308 с.
8. Бьюзен Т. и Б. Супермышление. Минск: Попурри, 2011. – 320 с.
9. Гандапас Р. К выступлению готов! Презентационный конструктор. – М.: Манн, Иванов, Фербер, 2018. – 196 с.
10. Ергунова О.Т., Мухранов Р.Н. К вопросу о качестве высшего образования в 21 веке // Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. – c. 699-701
11. Ефимова Е.Г. Проблемы и перспективы формирования личностных и профессиональных компетенций молодых специалистов в процессе обучения и трудоустройства // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: Материалы XX Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана. 2017. – с. 1015 – 1026.
12. Катькало В.С., Волков Д.Л., Баранов И.Н., Зубцов Д.А., Соболев Е.В., Юрченков В.И., Старовойтов А.А., Сафронов П.А. Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки. / Аналитический отчет к III Международной конференции. - М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. – 122 c.
13. Лукашенок Т.Р., Охрименко Е.И. Экономико-правовые и имущественные аспекты применения дистанционных образовательных технологий в вузе // Креативная экономика. – 2018. – Том 12. – № 5. –
С.619-626. doi:10.18334/ce.12.5.39108
14. О’Коннор Д., Макдермотт И. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. / Пер с англ., 4-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2014. – 254 c.
14. Рост объемов информации в современном мире // РИА новости. URL: https://ria.ru/20071126/89617602.html (дата обращения 21.02.2020)
15. Интеллект-карты: область применения и рекомендации по составлению // Конструктор успеха. URL: https://constructorus.ru/uspex/intellekt-karty.html
16. Steve Peha Agile Schools: How Technology Saves Education (Just Not the Way We Thought it Would) // InfoQ. URL: https://www.infoq.com/articles/agile-schools-education/ (дата обращения 01.02.2020)

Страница обновлена: 11.10.2023 в 08:13:00