Возможности применения инструментов дизайн-мышления для совершенствования электронных информационно-образовательных систем

Пулявина Н.С.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 2 (Февраль 2021)

Цитировать:
Пулявина Н.С. Возможности применения инструментов дизайн-мышления для совершенствования электронных информационно-образовательных систем // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 2. – С. 489-500. – doi: 10.18334/epp.11.2.111663.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44745967
Цитирований: 5 по состоянию на 24.01.2023

Аннотация:
Цифровизация обучения – глобальный тренд, который стал особенно динамично развиваться в условиях пандемии COVID-19 и режима самоизоляции. Особую актуальность в текущих условиях приобретает чёткое и бесперебойное функционирование в вузе удобной для пользователей – преподавателей и студентов – внутривузовской электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). Исследования и обсуждения показывают, что во многих вузах остро стоит проблема совершенствования ЭИОС. В статье раскрываются возможности применения инструментов дизайн-мышления для эффективного решения этой проблемы.

Ключевые слова: цифровизация обучения, электронная информационно-образовательная среда, дистанционный формат обучения, онлайн-обучение, инструменты дизайн-мышления

JEL-классификация: I29, M15, M53, O33

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

К глобальным трендам современной эпохи относится цифровизация обучения. Скорость и широта развития этого направления многократно усилились в условиях вспышки коронавирусной инфекции (COVID-19) и последовавшей затем пандемии и режима самоизоляции как студентов, так и преподавателей вузов. В результате и в России, и по всему миру в 2020 году динамичное развитие получили разнообразные формы сетевого, электронного и дистанционного обучения.

Актуальность темы развития цифровизации обучения не вызывает сомнений. Многие аспекты данной темы все более интенсивно обсуждаются в научной и образовательной среде. Так, разные авторы исследуют такие аспекты этой темы, как идея, что непрерывное образование перестает быть лишь одним из аспектов образования и переподготовки, а может стать основополагающим принципом образовательной системы и участия в ней человека на протяжении всей жизни, независимо от географического нахождения, что позволит всем жителям России адаптироваться к требованиям социально-экономических перемен и активно участвовать в формировании будущего страны [1, с. 87] (Kuzminov, Tyaglov, Arkhipova, Sedova, 2020, р. 87). Образовательная среда вместе с новыми знаниями должна развивать способность к постоянному обучению, готовность постоянно осваивать новые знания по новым появляющимся технологиям как ключевой фактор для успешного профессионального роста в современном цифровом мире [8, с. 321] (Tinkova, Tinkov, 2018, р. 321). Все чаще говорится о потребности в новой организации образовательной среды. Цифровые образовательные технологии должны способствовать индивидуализации и персонификации образования [2, с. 274] (Maksimova, 2020, р. 274). Другие авторы идут дальше и говорят о том, что для формирования динамичной, постоянно обновляющейся системы управления знаниями требуется кардинальное изменение всей парадигмы образования, разработка инновационных моделей образовательного процесса, интегрирующего новые образовательные технологии, в частности машинного обучения, искусственного интеллекта, внедрение информационно-образовательной и цифровой среды в учебных заведениях [3, с. 1575] (Batova, 2019, р. 1575).

Важно обозначить желаемые значимые, системные результаты цифровизации профессионального образования. Они, безусловно, связаны с идентификацией и последующим вдумчивым и эффективным использованием всего спектра возможностей цифровых технологий. К этим результатам можно отнести:

– наделение образовательных процессов свойством персонализации, которая опирается на формирование индивидуальных образовательных траекторий и непрекращающийся постоянный мониторинг достижений студентов в образовательной, личностной и профессиональной сферах развития;

– активное и масштабное использование в образовательном процессе всего многообразия как командных, так и индивидуальных форм учебной деятельности;

– рациональный тайм-менеджмент, обусловленный увеличением динамики учебной деятельности, вовлечение студента в образовательный процесс во время дистанционного занятия, существенная экономия рабочего времени педагога;

– способствование укреплению мотивации к продолжению учебного процесса у студентов, что достигается якорением успеха в обучении;

– постоянный мониторинг и обеспечение динамики роста освоения студентами программ обучения;

– ускорение процесса формирования необходимых и достаточных навыков в рамках получаемой профессии, которое достигается посредством цифровизации учебно-образовательного процесса и автоматизации его отдельных этапов;

– появление и развитие уникальных, недоступных ранее возможностей организовать в рамках учебного процесса посредством цифровой среды взаимодействие с объектами, представляющими опасность для здоровья и жизни обучающихся, либо расположенными на удаленных, труднодоступных территориях, либо объектами, обладающими высокой стоимостью;

– усиление сформированного устойчивого интереса к выбранному студентом виду профессиональной деятельности;

– формирование и поддержание проектного характера учебно-образовательной деятельности, интегрированного практико-теоретического обучения;

– создание новых и расширение существующих возможностей для инклюзии;

– оперативность прямой и обратной связи преподавателя и студента, а также появление возможности динамичной, объективной оценки результатов освоения студентами изучаемых дисциплин;

– формирование и отслеживание образовательных результатов на основе средств накопительного оценивания (например, рейтинг, портфолио);

– увеличение территориального диапазона доступности образовательных программ, которое позволяет бесперебойно вовлекать в учебный процесс студентов, проживающих в регионах, которые можно причислить к удаленным и труднодоступным;

– открытость и прозрачность системы вузовского образования как для ее участников, так и для сторонних заинтересованных лиц и организаций.

Были ли достигнуты вышеперечисленные желаемые результаты от цифровизации в период ее динамичного развития в 2020 году?

В период начала пандемии большинство преподавателей вузов и специалистов по организации образовательного процесса сошлись во мнении, что «опыт показывает, что эффективная практическая реализация системы организации дистанционного образования в вузах при обучении студентов в условиях вирусной пандемии возможна при наличии заранее подготовленной телекоммуникационной и кадровой инфраструктуры и мер обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности: 1) специального аппаратно-технического оборудования дома, в студенческих общежитиях, находящихся в пунктах самоизоляции/лечения студентов компьютерных классов открытого доступа с подключением к высокоскоростному интернету; 2) высокоскоростных каналов связи дома, в студенческих общежитиях, пунктах самоизоляции/лечения студентов; 3) принятых к эксплуатации и наполненных предметным содержанием LMS-платформ, наличия системы координации дистанционного образования; 4) мер обеспечения комплексной безопасности жизнедеятельности студентов и преподавателей системы дистанционного образования [4] (Abramyan, Katasonova, 2020)».

Подавляющее большинство вузов страны в марте 2020 года перешли на дистанционный формат обучения, руководствуясь приказом Министерства образования Российской Федерации [5].

В этой ситуации ведущую роль в организации образовательного процесса в учреждениях высшего образования играет электронно-информационная образовательная среда (далее по тексту – ЭИОС). Однако исследования доказывают [6, с. 10] (Brodovskaya, Dombrovskaya, Petrova, Pyrma, Azarov, 2019, р. 10), что многие пользователи российских вузовских ЭИОС – как студенты, так и преподаватели – испытывают сложности при использовании цифровой среды вуза и выражают неудовлетворенность от опыта ее использования. Поэтому оптимизация ЭИОС становится насущной проблемой для многих вузов.

«С позиций системного подхода целесообразно рассматривать ЭИОС как организационно-техническую систему, в состав которой в качестве основных подсистем входят подсистема маркетинга, комплекс технических средств, средства обеспечения и организационная подсистема» [7, с. 147] (Solovov, Menshikova, 1992, р. 147).

Разнообразие инструментария, применяемого в процессе оптимизации систем дистанционного образования, очевидно.

Мы считаем, что оптимизация системы дистанционного образования, в частности оптимизация ЭИОС, невозможна без настройки на потребности групп пользователей, и именно использование методов дизайн-мышления дает возможность максимально полно и глубоко учесть эти потребности.

Именно методы дизайн-мышления позволяют наиболее органично и эффективно построить процесс этой оптимизации и достичь его основную цель – комфортное и результативное использование ЭИОС в вузе как преподавателями, так и студентами. Во внедрении инструментария дизайн-мышления в процесс оптимизации ЭИОС и заключается научная новизна настоящего исследования. В процессе проведения исследования решаются следующие задачи. Из многообразия методов дизайн-мышления для разных этапов оптимизации выбираются наиболее действенные и эффективные. Описывается суть их применения и даются рекомендации по внедрению.

Авторская гипотеза предполагает, что при проведении оптимизации ЭИОС с помощью методов дизайн-мышления можно существенно сократить ресурсозатраты и количество итераций оптимизации.

Дизайн-мышление в организации дистанционного образования

С целью анализа эффективности реализации системы организации дистанционного образования в вузе и разработки мер по ее совершенствованию автор статьи предлагает применять некоторые методы и инструменты дизайн-мышления.

Дизайн-мышление как метод создания инноваций определяют по-разному. Тим Браун, возглавляющий IDEO – агентство-пионер по внедрению дизайн-мышления как метода инноваций в различных сферах бизнеса, описывает дизайн-мышление как дисциплину, которая, используя подходы и методы дизайна, соединяет потребности людей с технологическими возможностями и жизнеспособными бизнес-стратегиями, преобразуя их в потребительскую ценность и рыночные возможности [9]. Основная суть методологии дизайн-мышления – человекоцентричность, другими словами, ориентация на человека, на потребности конечного пользователя. Процесс дизайн-мышления состоит из шести этапов (рис. 1) [10] (Lewrick, Link, Leifer, 2018).

Рисунок 1. Этапы дизайн-мышления

Источник: составлено автором.

Дизайн-мышление включает в себя множество методов и инструментов, выбор которых во многом зависит от целей и сферы исследования. В данной статье мы анализируем возможность и целесообразность применения отдельных методов дизайн-мышления, таких как интервью, кластеризация, карта пути пользователя, конкурентный анализ, ко-дизайн, прототипирование [11, 12] (Kumar, 2012), в целях редизайна или совершенствования организации дистанционного образования в вузе.

На стадии сбора информации об опыте использования ЭИОС одним из наиболее действенных методов исследования видится интервью пользователей – как преподавателей, так и студентов. Вопросы интервью должны быть максимально детализированы и охватывать вопросы удобства использования всех элементов цифровой образовательной среды: и ресурсов декларативного типа (копии документов с теорией по изучаемым предметам и темам, видеолекции, электронные учебники, системы компьютерного тестирования и др.), и ресурсов, направленных на развитие профессионально ориентированных навыков и компетенций (виртуальные учебные лаборатории, интеллектуальные тренажеры и др.), и системы автоматизации профессиональной деятельности (например, для автоматизации инженерных расчетов). Особое внимание при проведении интервью в дизайн-мышлении уделяется эмпатии к интервьюируемому, попытке посмотреть на исследуемую проблему его/ее глазами, понять какие эмоции или обстоятельства стоят за его/ее ответами [13] (Alyssa Gallagher, Kami Thordarson, 2018). Часто полученные в результате инсайты об истинных потребностях пользователей ведут к нахождению новых, порой неожиданных решений поставленной задачи. В интервью предлагается использовать открытые вопросы, чтобы выяснить у пользователей, что им понравилось в использовании ЭИОС, а что раздражало или мешало, что мотивировало работать в среде, а что вызывало желание прекратить работу, какие изменения хотел бы внести опрашиваемый в ЭИОС, которой он пользовался в вузе в период пандемии и самоизоляции.

На этапе перевода данных, полученных в ходе интервью, в истинные потребности пользователей весьма эффективным инструментом видится кластеризация, которая представляет собой эффективный и несложный метод обработки количественных данных. Дело в том, что в ходе проведения интервью может быть собран очень большой массив данных, вычленение полезных мыслей из которого представляется весьма сложным. Поэтому разработчики ЭИОС и прочие лица, заинтересованные в оптимизации ЭИОС, коллективно обрабатывают информацию и составляют диаграмму сродства. Алгоритм кластеризации выглядит следующим образом. Каждый человек из рабочей группы обрабатывает отдельную часть интервью. Самую важную, значимую информацию, в которой пользователи описывают проблемы, потребности, интересы и мотивацию, возникшие в связи с использованием ИОС, нужно записать на стикер желтого цвета. После того как все участники рабочей группы записали свои наблюдения, стикеры наклеиваются в единое пространство, изучаются и затем переклеиваются – группируются по общим признакам. В каждой такой группе должно быть от трех до шести стикеров. Затем используются стикеры синего цвета, чтобы назвать каждый получившийся кластер. Названия кластерам даются от лица пользователей. Затем между синими стикерами ищутся общие черты. Над каждой полученной группой из синих стикеров приклеивается розовый стикер, название на котором также пишется от имени пользователя. Полученная диаграмма сродства позволяет увидеть общую картину пользовательских потребностей. Рабочая группа выявляет возможные решения по конкретным стикерам и записывает их на зеленые стикеры.

После инсайтов, полученных в ходе интервью и кластеризации, применение метода «Карта пути пользователя» видится особенно эффективным. Суть этого инструмента дизайн-мышления заключается в том, что каждый этап сложного, многосоставного опыта использования ЭИОС представляется в едином обзоре. Карта пути пользователя включает в себя обширную информацию, касающуюся действий, мыслей и чувств пользователя при пользовании ЭИОС. «Карту пути пользователя» составляют в виде таблицы. Столбцы этой таблицы представляют собой стадии или этапы пользования ЭИОС. В строках содержится информация об изменениях запланированного маршрута: здесь отображается, как поменялись мысли, цели, точки касания, возможности, слабые места пользователя ЭИОС. Последовательно разметив на карте пользовательский опыт, разработчик ЭИОС получает полную картину того, что это за опыт в целом, а также что можно изменить в ЭИОС, чтобы пользователи – и преподаватели, и студенты – достигали поставленных образовательных целей наиболее эффективным и комфортным образом.

Результативным и оправданным видится применение метода конкурентного анализа при оптимизации существующей в вузе ЭИОС. И хотя существующие российские и зарубежные электронные информационно-образовательные среды не являются конкурентами внутривузовской среде в привычном понимании, их анализ может дать ощутимые направления для ее совершенствования. Автором статьи предлагается следующее использование метода конкурентного анализа. Сначала необходимо протестировать, проанализировать и вычленить четыре наиболее эффективных ЭИОС с точки зрения пользователей, причем нужно рассмотреть не только российские, но и зарубежные среды. Затем нужно выявить и оценить наиболее важные факторы ЭИОС, относящиеся к каждой из конкурентных ЭИОС. После этого разработчики вузовской ЭИОС проводят обсуждение, в ходе которого обсуждаются сильные и слабые стороны конкурентных ЭИОС, на основании чего выделяются любые проблемы или возможности, которые могут появиться у вузовской ЭИОС.

На основании данных и решений, сформированных с применением вышеописанных методов, создается прототип усовершенствованной ЭИОС. В прототипе приоритетное значение имеет симуляция опыта, который возникает при его использовании. Совершенство формы ЭИОС при прототипировании не столь важно. Прототип дает видение возможностей и недостатков создаваемых изменений ЭИОС. Пристальное внимание следует обратить на любые части образца ЭИОС, которые вызывают раздражение или содержат направления улучшения.

Ко-дизайн усовершенствованной версии ЭИОС совместно с пользователями видится очень действенным инструментом. Суть этого метода заключается в том, чтобы собирать пользователей ЭИОС с целью оперативного изучения, тестирования и критики концепций усовершенствованной ЭИОС. Это позволяет сохранять в приоритете потребности людей, для комфортной и эффективной работы которых разрабатывается ЭИОС. Ко-дизайн предполагает, что пользователи вносят свой вклад в деятельность разработчиков ЭИОС, а не пассивно реагируют на новые версии среды. Чтобы сессия ко-дизайна была наиболее эффективной, разработчику до ее старта необходимо тщательно продумать:

‒ люди с какими ключевыми характеристиками из числа преподавателей и студентов должны участвовать;

‒ каким образом будет фиксироваться информация, полученная в ходе сессии от участников;

‒ каков будет сценарий сессии ко-дизайна – чем поэтапно будут заниматься участники.

Обязательно нужно подготовить перечень ключевых вопросов, адресованных участникам сессии ко-дизайна, всесторонне охватывающих их реакцию на изменения в ЭИОС, которые будут тестироваться в процессе проведения сессии.

При проведении сессии ко-дизайна необходимо четко объяснить участникам поставленную задачу и предполагаемый итог, но без излишних подробностей, чтобы не подавлять их креативность. Каждое действие, которое должен произвести участник, нужно пояснять перед его началом. Видится важным предоставление возможности участникам сессии ко-дизайна самим разрабатывать концепции и изменять существующие идеи усовершенствования ЭИОС по их желанию. По окончании полученные идеи можно собрать в единую картину, используя описанный выше метод кластеризации. Также необходимо собрать с участников сессии обратную связь. Итог сессии ко-дизайна – оценка влияния полученных идей на концепцию усовершенствования ЭИОС.

Заключение

В ходе исследования, проведенного в настоящей статье, было выявлено, что в большинстве вузов остро стоит проблема доработки существующих ЭИОС. Учеными внесено значительное количество предложений и рекомендаций по их оптимизации, однако применение в этом процессе методологии дизайн-мышления предлагается в настоящей статье впервые. Предложенные в данной статье методы, безусловно, не являются исчерпывающим инструментарием, необходимым для совершенствования внутривузовской ЭИОС. Однако их применение позволит существенно оптимизировать процесс доработки среды, сделать ее ориентированной на потребности конечного пользователя, что в данном случае является принципиально важным фактором. Автор рекомендует внедрять инструментарий дизайн-мышления в процессы оптимизации ЭИОС и предполагает, что эта мера позволит сократить как затрачиваемые ресурсы, так и количество итераций оптимизации ЭИОС.


Источники:

1. Кузьминов А.Н., Тяглов С.Г., Архипова Л.С., Седова Н.В. Интегративная модель конструирования образовательной системы как инструмента обеспечения сбалансированности трансформирующегося рынка труда // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. – 2020. – № 4(112). – c. 78-91. – doi: 10.21686/2413-2829-2020-4-78-91.
2. Максимова С.М. Трансформация системы образования России в условиях инновационного развития и цифровизации экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 2. – c. 269-280. – doi: 10.18334/epp.10.2.100421.
3. Батова М.М. Формирование цифровых компетенций в системе «образование – наука – производство» // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1573-1584. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41467.
4. Абрамян Г.В., Катасонова Г.Р. Особенности организации дистанционного образования в ВУЗах в условиях самоизоляции граждан при вирусной пандемии // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 3. – c. 41. – doi: 10.17513/spno.29830 .
5. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 года №397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». Fgosvo.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/COVID-19/14.03.2020_397.pdf (дата обращения: 16.03.2020).
6. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Петрова Т.Э., Пырма Р.В., Азаров А.А. Цифровая среда ведущих университетов мира и РФ: результаты сравнительного анализа данных сайтов // Высшее образование в России. – 2019. – № 12. – c. 9-22. – doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-12-9-22.
7. Соловов А.В., Меньшикова А.А. Модели проектирования и функционирования цифровых образовательных сред // Высшее образование в России. – 1992. – № 1. – c. 144-155. – doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-144-155.
8. Тинькова Е.В., Тиньков С.А. Трансформация образовательной среды в условиях цифровой экономики // Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования: Материалы международной конференции. Под общей редакцией М.М. Мусарского, Е.А. Омельченко, А.А. Шевцовой. Москва, 2018. – c. 317-324.
9. Brown T. Change by Design.- Harper Business. - 2019
10. Lewrick M., Link P., Leifer L. The Design Thinking Playbook: Mindful Digital Transformation of Teams, Products, Services, Businesses and Ecosystems. - Wiley, 2018. – 352 p.
11. Design. Think. Make. Break. Repeat.: A Handbook of Methods. – Laurence King Publishing. - 2018
12. Kumar V. 101 design methods: A structured approach for driving innovation in your organization. - Great Britain: John Wiley & Sons, 2012. – 338 p.
13. Alyssa Gallagher, Kami Thordarson Design Thinking for School Leaders: five roles and mindsets that ignite positive change. - Alexandria,Va.: ASCD, 2018. – 216 p.

Страница обновлена: 15.04.2024 в 13:13:49