Анализ возможностей образовательной системы в области воспроизводства кадров АПК в Новосибирской области
Волкова А.С.1, Константинова Д.С.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)
Цитировать:
Волкова А.С., Константинова Д.С. Анализ возможностей образовательной системы в области воспроизводства кадров АПК в Новосибирской области // Лидерство и менеджмент. – 2024. – Том 11. – № 3. – С. 1073-1088. – doi: 10.18334/lim.11.3.121496.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=73654393
Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению возможностей, которая предоставляет действующая в настоящее время образовательная система Новосибирской области для воспроизводства кадров агропромышленного комплекса. Авторами проведен анализ реализации в регионе программ высшего и среднего профессионального образования, актуальных для данной сферы, исследована их востребованность среди абитуриентов, рассмотрены основные источники финансирования, а также изучены особенности переподготовки и повышения квалификации, которые реализуются как образовательными учреждениями, так и на базе сельскохозяйственных организаций области. Отдельно исследованы меры финансовой поддержки подготовки квалифицированных кадров в рамках реализации Государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий». В заключении статьи авторами выделены основные сильные и слабые стороны образовательной системы в части воспроизводства кадров агропромышленного комплекса, а также предложены рекомендации по развитию системы.
Ключевые слова: образовательная система, воспроизводство кадров, агропромышленный комплекс
JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28, Q13
Введение
Одним из ключевых факторов, определяющих кадровое обеспечение в любом секторе экономике, являются возможности образовательной системы воспроизводства кадров, складывающиеся на определённой территории. Агропромышленный комплекс Новосибирской области (АПК НСО) не является исключением. Так, в федеральной «Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 года» признается, что для их развития, важное значение имеет создание качественной образовательной среды для подготовки высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства, пищевой промышленности, рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), а также в области государственного и муниципального управления [1].
Отметим, что система образования в Новосибирской области прошла большой исторический путь и на сегодняшний день прочно занимает лидирующие позиции в стране. В основе её успеха — высокий научно-образовательный потенциал Сибирского отделения Российской академии наук, высшей школы региона, системная работа педагогического сообщества всех уровней образования [2]. В то же время в части возможностей образовательной системы воспроизводства кадров для АПК в Новосибирской области можно выделить определенную специфику.
Цель исследования – провести анализ образовательной системы воспроизводства кадров АПК в Новосибирской области и предложить пути ее совершенствования.
Объектом исследования выступила образовательная система воспроизводства кадров АПК в Новосибирской области.
Теоретико-методологическую основу настоящей работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей: Комиссаровой О.Г. [3] (Komissarova O.G., 2007); Кузнецовой А.Р. [4] (Kuznetsova A.R., 2011), Стуковой И.В. [5] (Stukova I.V., 2007); Коротнева В.Д. [6] (Korotnev V.D., 2004); Гришаевой О.Ю. [7] (Grishaeva O.Yu.) и других.
В современной периодике вопросы воспроизводства кадров для АПК рассматриваются в работах Шулякова Л.В., Хруцкой Н.П., Жаренкова П.В. [8] (Shulyakov L.V., Khrutskaya N.P., Zharenkov P.V, 2023.), Коваленко Е.Г. [9] (Kovalenko E.G., 2023), Будзко В.И., Меденникова В.И. [10] ( Budzko V.I., Medennikov V.I., 2023); Ким И.Н., Солоненко А.А [11] (Kim I.N., Solonenko A.A., 2023); Кондратьевой О.В., Слинько О.В. [12] (Kondratieva O.V., Slinko O.V., 2023); Коваленко Е.Г., Марабаевой Л.В., Терентьева К.С. [13] (Kovalenko E.G., Marabayeva L.V., Terentyev K.S., 2023) и другими.
Эмпирической базой исследования выступили официальные статистические данные, опубликованные на сайте Росстата и в статистических ежегодниках, данные ведомственной статистки Министерства сельского хозяйства Новосибирской области и данные представленные на сайтах учреждений высшего и среднего профессионального образования.
Результаты исследования:
Для анализа возможностей образовательной системы в части воспроизводства кадров за основу был взят перечень учреждений сферы профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов для агропромышленного комплекса региона, представленный на сайте Министерства сельского хозяйства НСО [14]. В данный перечень входят одно учреждение высшего образования, и десять учреждений, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. В перечень объектов наблюдения также были добавлены образовательные учреждения, не включённые в вышеуказанный список, но осуществляющие подготовку по профессиям и специальностям, относящимся к АПК в области пищевой промышленности.
Вышеперечисленные анализируемые образовательные учреждения, осуществляют подготовку по направлениям как имеющим отношение к воспроизводству кадров для АПК, так и общей направленности, например, по укрупненным группам специальностей (УГС) 38.00.00 Экономика и управление, 40.00.00 Юриспруденция и другие. Для анализа были выбраны УГС и направления в рамках них специализирующиеся на адресной подготовке специалистов АПК: 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии, 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство, 36.00.00 Ветеринария и зоотехния.
В результате проведённого анализа было выявлено, что не по всем утвержденным и действующим (приём по которым не прекращен в 2023 г.) федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) [15] указанных укрупненных групп специальностей в разрезе профессий, специальностей и направлений подготовки квалифицированных кадров для АПК ведется обучение в анализируемых учебных заведениях. В частности, по основной для АПК УГС 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство в регионе ведется подготовка по двум из девяти ФГОС подготовки квалифицированных рабочих, служащих; по пяти из одиннадцати специальностей подготовки специалистов среднего звена; по пяти из девяти направлений бакалавриата; по пяти из восьми направлений магистратуры.
Дальнейший анализ проводился в разрезе уровней основного и дополнительного профессионального образования.
Анализ подготовки кадров для АПК на программах высшего образования
Для анализа контрольных цифр приема (КЦП) в высшие учебные заведения (ВУЗы) на 2023/2024 учебный год (см. табл. 1-2) была исследована информация, представленная на сайтах анализируемых учебных заведений.
Таблица 1
КЦП и распределение контингента в ВУЗах НСО, осуществляющих подготовку кадров для АПК по программам подготовки бакалавриата и специалитета [составлено авторами по 16;17]
Источник
финансирования
|
19.00.00
|
35.00.00
|
36.00.00
|
Итого
| |||||||
19.03.03
Продукты питания животного происхождения
|
19.03.04
Технология продукции и организация общественного питания
|
35.03.01
Лесное дело
|
35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение
|
35.03.04
Агрономия
|
35.03.06
Агроинженерия
|
35.03.07
Технология производства и переработки с/х продукции
|
36.03.01
Ветеринарно-санитарная экспертиза
|
36.03.02
Зоотехния
|
36.05.01
Ветеринария
| ||
КЦП на 2023–2024
гг, мест
| |||||||||||
Фед.
бюджет
|
21
|
21
|
55
|
-
|
120
|
268
|
90
|
50
|
70
|
170
|
865
|
По
договорам
|
9
|
114
|
8
|
-
|
19
|
52
|
38
|
11
|
21
|
62
|
334
|
Контингент
обучающихся по всем курсам на 01.10.2023г., чел.
| |||||||||||
Фед.
бюджет
|
69
|
235
|
174
|
82
|
269
|
1092
|
345
|
181
|
289
|
554
|
3290
|
По
договорам
|
6
|
270
|
25
|
10
|
53
|
255
|
51
|
45
|
49
|
153
|
917
|
Таблица 2
КЦП в ВУЗах НСО, осуществляющих подготовку кадров для АПК по программам подготовки магистратуры [составлено авторами по 16;17]
Источник
финансирования
|
19.00.00
|
35.00.00
|
36.00.00
|
Итого
| |||||||
19.04.01
Биотехнология
|
19.04.03
Продукты питания животного происхождения
|
19.04.04
Технология продукции и организация общественного питания
|
35.04.01
Лесное дело
|
35.04.03
Агрохимия и агропочвоведение
|
35.04.04
Агрономия
|
35.04.06
Агроинженерия
|
35.04.07
Водные биоресурсы и аквакультура
|
36.04.01
Ветеринарно-санитарная экспертиза
|
36.04.02
Зоотехния
| ||
КЦП на 2023–2024
гг, мест
| |||||||||||
Фед.
бюджет
|
-
|
-
|
8
|
8
|
10
|
22
|
45
|
6
|
19
|
23
|
141
|
По
договорам
|
25
|
20
|
10
|
5
|
5
|
5
|
15
|
2
|
10
|
2
|
99
|
Контингент
обучающихся по всем курсам на 01.10.2023г., чел.
| |||||||||||
Фед.
бюджет
|
10
|
46
|
-
|
10
|
16
|
42
|
61
|
-
|
37
|
62
|
284
|
По
договорам
|
1
|
13
|
9
|
4
|
7
|
9
|
23
|
-
|
5
|
2
|
73
|
По программам высшего образования на 2023-2024 учебный год было выделено 1006 бюджетных мест: 695 по программам бакалавриата, 170 специалитета и 141 магистратуры. Больше всего бюджетных мет было выделено по УГС 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство – 624 бюджетных места (62% от общего числа бюджетных мест). По УГС 36.00.00 Ветеринария и зоотехния на 2023-2024 учебный год - 332 бюджетных места (33% от общего числа бюджетных мест).
Меньшая поддержка за счет средств бюджета была оказана УГС 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии – выделено 50 бюджетных мест (5% от общего числа бюджетных мест). 42 бюджетных места только по программам бакалавриата и 8 бюджетных мест по направлению подготовки магистров 19.04.04 Технология продукции и организация общественного питания.
По данным исследования распределения контингента обучающихся по уровням образования, укрупненным группам специальностей, направлениям и специальностям подготовки, формам финансирования было выявлено, что наибольшую долю суммарно занимают обучающиеся на программах бакалавриата (76,7%), доля обучающихся на программах специалитета – 15,5%, магистратуры – 7,8%. В бакалавриате больше всего студентов обучается на направлении Агроинженерия (38,5% от всех обучающихся по программам бакалавриата для АПК), второе место занимает 19.03.04 Технология продукции и организация общественного питания, но доля обучающихся на данном направлении студентов значительно ниже (14,4%). В магистратуре распределение обучающихся более пропорциональное: наибольшая доля также приходится на Агроинженерию (23,5% от всех обучающихся по программам магистратуры для АПК), но ненамного меньше студентов обучается на направлениях Зоотехния (17,9%), Продукты питания животного происхождения (16,5%). Превалирование вышеперечисленных направлений подготовки в основном обусловлено значительным количеством мест, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Тем самым можно сделать заключение, что основная поддержка подготовки кадров с высшим образованием в сфере АПК, осуществляется за счет средств федерального бюджета, так в настоящее время по данной форме финансирования проходят обучение по всем уровням высшего образования 3574 студентов (78,3%). В то же время региональный бюджет не участвует в финансировании в анализируемых высших учебных заведениях.
В то же время за счет средств регионального бюджета в НСО осуществляется финансовая поддержка молодых специалистов, получивших высшее образование и принятых в течение года со дня окончания обучения на работу в организации, осуществляющие сельскохозяйственное производство в сельской местности. В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области им осуществляется единовременная выплата из областного бюджета в размере 500 тыс. руб.
Согласно представленным данным Министерства сельского хозяйства НСО в период с 2020 по 2022 гг. наблюдается положительная динамика трудоустройства выпускников всех уровней образования и направлений подготовки, подлежащих анализу. Так по направлениям подготовки бакалавриата, в рассматриваемом периоде, доля трудоустроенных выпускников увеличилась с 79 до 100%; специалитета с 73 до 100%; по направлениям подготовки магистратуры с 88 до 100%. Наиболее низкие показатели трудоустройства в рассматриваемом периоде наблюдались на направлении 19.03.04 Технология продукции и организации общественного питания: в 2021 г., доля трудоустроенных выпускников составила 69% (36 из 52 человек).
Нужно отметить, что в рассматриваемом периоде наблюдается уменьшение на 22% численности выпускников-бакалавров, с 472 человек в 2020 г. до 367 человек в 2021 г. В тоже время число выпускников специалистов выросло на 40% с 66 до 111 человек. Количество выпускников магистратуры увеличилось на 3% с 84 до 87 человек.
Анализ подготовки кадров для АПК на программах среднего профессионального образования (СПО)
Для анализа контрольных цифр приема (КЦП) на 2023/2024 учебный год была исследована информация, представленная на сайтах анализируемых учебных заведений.
По анализируемым специальностям среднего профессионального образования на 2023-2024 учебный год на факультете среднего профессионального образования в Новосибирского государственного аграрного университета было выделено 195 бюджетных мест Наибольшее количество бюджетных мест выделено на УГС 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство (130 мест или 66% от общего количества), 65 бюджетных мест (34%) на специальностях УГС 36.00.00 Ветеринария и зоотехния.
В остальных анализируемых образовательных учреждениях СПО Новосибирской области подготовка специалистов осуществляется за счет областного бюджета (см. таблицу 3).
Таблица 3
КЦП и фактический набор на УГС в учебных заведениях НСО, финансируемых из бюджета субъекта РФ (согласно данным, представленным на сайтах учебных заведений)
Показатель
|
Укрупненные
группы специальностей
|
Итого
| ||
19.00.00
|
35.00.00
|
36.00.00
| ||
Суммарно
бюджетных мест:
|
200
|
600
|
25
|
825
|
Суммарно набор:
|
184
|
511
|
25
|
720
|
Суммарное количество бюджетных мест по УГС 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии, 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство, 36.00.00 Ветеринария и зоотехния составило в 2023-2024 учебных годах составило 825. Наибольшее количество бюджетных мест – 250, выделено на профессию 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства. 175 бюджетных мест выделено на профессию 35.01.23 Хозяйка(ин) усадьбы, 100 бюджетных мест на специальность 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, 50 бюджетных мест на специальности 35.02.05 Агрономия и 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий, по 25 бюджетных мест на специальностях: 19.01.18 Аппаратчик-оператор производства продуктов питания из растительного сырья, 35.02.13 Пчеловодство, 36.02.01 Ветеринария, 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов, 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов, 19.01.04 Пекарь, 19.01.14 Оператор процессов колбасного производства.
Согласно информации, представленной на сайтах образовательных учреждений, по состоянию на 08.10.2023 заполнено 720 (87,3%) из 825 анализируемых бюджетных мест. Наименьшая заполняемость бюджетных мест по профессиям и специальностям: 19.01.18 Аппаратчик-оператор производства продуктов питания из растительного сырья (44%), 35.02.05 Агрономия (60%), 35.02.13 Пчеловодство (72%).
Как показал анализ в рассматриваемом периоде наблюдалось уменьшение сокращение численности выпускников на 38% в 2021 г., но 2022 г. наоборот характеризуется их существенным ростом на 103,2%
Также отметим, что Правительство НСО оказывает финансовую поддержку в виде единовременной выплаты в размере 350 тыс. руб. молодым специалистам, получившим среднее профессиональное образование и принятым в течение года со дня окончания обучения на работу в организации, осуществляющие сельскохозяйственное производство в сельской местности.
Анализ переподготовки и повышения квалификации кадров для АПК
Подготовка по программам дополнительного образования (ДО) в регионе ведется в высших учебных заведениях. В частности, к программам, направленным на воспроизводство кадров АПК можно отнести 55 программ (см. табл. 4), из них 15 программ по переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов, 40 программ профессионального обучения рабочих кадров.
Таблица 4
Программы дополнительного образования, по которым осуществляется подготовка для воспроизводства кадров для АПК [составлено авторами по 16]
Переподготовка
и повышение квалификации руководителей и специалистов (к-во программ,
относящихся к АПК)
|
Профессиональное
обучение рабочих кадров (к-во программ, относящихся к АПК)
| |||
Профессиональная
переподготовка свыше 250
|
ПК
от 16 часов
|
подготовка
|
переподготовка
|
повышение
квалификации
|
5
|
10
|
23
|
17
|
0
|
В то же время как показал анализ в настоящее время отсутствуют программы повышения квалификации в области обязательной маркировки продукции средствами идентификации. При этом введённая в РФ в 2019 г. система маркировки, обязательна для таких групп товаров [18] АПК как молочная продукция, сыры и мороженое (с 2021 г.), упакованная вода (с 2021-2022 гг.), напитки безалкогольные и сидр (с 2023 г.). К 2024 г. система маркировки должна охватить большую часть потребительских товаров в РФ и, следовательно, данный список будет становится шире. Соответственно, необходимость в повышении квалификации кадров АПК (занятых в соответствующих областях) принципам работы цифровых систем маркировки существует в настоящее время и будет увеличиваться в будущем.
Помимо учебных заведений дополнительное обучение рабочих кадров сельскохозяйственных организаций НСО ведется на производстве, в том числе в учебно-курсовых комбинатах (см. табл. 5).
Таблица 5
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров на производстве для сельскохозяйственных организаций за 2020-2022 гг. [составлено авторами по данным Министерства сельского хозяйства НСО]
Показатели
|
Чел.
|
Темпы
прироста, %
| |||
2020
|
2021
|
2022
|
2021/
2020 |
2022/
2021 | |
Прошли
подготовку и переподготовку на производстве (во всех формах, кроме ПУ), всего
|
1041
|
1029
|
727
|
-1,2
|
-29,3
|
в
том числе
|
|
|
|
|
|
трактористы-машинисты,
трактористы, комбайнеры
|
289
|
185
|
113
|
-36,0
|
-38,9
|
водители
автомобилей
|
164
|
123
|
53
|
-25,0
|
-56,9
|
рабочие
животноводства, всего
|
414
|
661
|
561
|
59,7
|
-15,1
|
в
том числе операторы машинного доения
|
174
|
274
|
156
|
57,5
|
-43,1
|
Повысили
квалификацию (все формы обучения), всего
|
274
|
138
|
287
|
-49,6
|
108,0
|
трактористы-машинисты,
трактористы, комбайнеры
|
40
|
46
|
140
|
15,0
|
204,3
|
водители
автомобилей
|
16
|
51
|
31
|
218,8
|
-39,2
|
рабочие
животноводства - всего
|
149
|
41
|
83
|
-72,5
|
102,4
|
из
них операторы машинного доения
|
85
|
20
|
41
|
-76,5
|
105,0
|
Из
числа прошедших подготовку, переподготовку или повышение квалификации было
обучено в учебно-курсовых комбинатах
|
76
|
99
|
149
|
30,3
|
50,5
|
Исходя из приведенной информации наблюдается сокращение рабочих кадров, проходящих подготовку и переподготовку на производстве (-1,2% в 2021 г., -29,3% в 2022 г. по сравнению с предыдущим периодом). При этом, если в 2021 г. число прошедших подготовку и переподготовку сократилось только среди трактористов, комбайнёров и водителей, то в 2022 г. эта тенденция затронула все рабочие кадры. Назвать данную ситуацию однозначно негативной нельзя, т.к. возможно она обусловлена общим сокращением числа работников, нуждающихся в данных формах профессиональной подготовки. В качестве положительной можно отметить тенденцию увеличения в целом количества работников, прошедших повышение квалификации: после резкого снижения в 2021 г. на 49,6%, их число выросло в 2022 г. на 108%. В разрезе профессий: в два раза (по сравнению с 2021 г.) в 2022 г. выросло число трактористов и комбайнеров, прошедших повышение квалификации, по рабочим животноводства рост составил 2%, а по водителям характерна обратная тенденция снижения количества обучающихся.
Анализ подготовки квалифицированных кадров в рамках реализации Государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий»
Подготовка квалифицированных кадров для АПК является частью Государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий», включающей в себя такие мероприятия как [14]:
- возмещение части затрат по ученическим договорам, связанных с обучением работников;
- возмещение части затрат, связанных с оплатой труда и проживанием студентов, привлеченных для прохождения производственной практики.
В соответствии с информацией, размещенной на сайте Министерства сельского хозяйства НСО [14] о реализации вышеуказанной Государственной программы в регионе за 2020-2022 гг. оказана финансовая поддержка более 500 договоров на обучение и практику.
Затраты на вышеперечисленные мероприятия по данным Министерства сельского хозяйства НСО за 2020-2021 г. представлены в таблице 6.
Таблица 6
Показатели реализации мероприятий по подготовке квалифицированных кадров (в рамках Государственной программы) в НСО за 2020-2022гг. [составлено авторами по и данным Министерства сельского хозяйства НСО]
Показатели
|
2020
|
2021
|
2022
|
Темп
прироста,%
| |
2021/
2020 |
2022/
2021
| ||||
Возмещение
затрат, связанных с оплатой труда студентов:
|
| ||||
количество
заключенных договоров
|
76
|
239
|
350
|
214,5
|
46,4
|
общий
объем средств, млн. руб.
|
1,7
|
10,2
|
11,7
|
500
|
14,7
|
в
т.ч. средства федерального бюджета,
млн. руб. |
1,3
|
9,8
|
нет
данных
|
653,8
|
-
|
объем
средств в среднем на 1 заключенный договор, тыс. руб.
|
22,4
|
42,7
|
33,4
|
90,6
|
-21,8
|
По
заключенным с работниками ученическим договорам:
|
| ||||
количество
заключенных договоров
|
-
|
20
|
20
|
-
|
0
|
общий
объем средств, млн. руб.
|
-
|
1,34
|
1,7
|
-
|
26,9
|
в
т.ч. средства федерального бюджета,
млн. руб. |
-
|
1,28
|
нет
данных
|
-
|
-
|
объем
средств в среднем на 1 заключенный договор, тыс. руб.
|
-
|
67
|
85
|
-
|
26,9
|
Процент
возмещения затрат по заключенным с работниками ученическим договорам и по
заключенным договорам о целевом обучении и связанных с оплатой труда и
проживанием студентов, %
|
30
|
90
|
нет
данных
|
200
|
-
|
Отметим, что с момента начала реализации мероприятий Программы значительно выросло количество договоров, связанных с возмещением затрат на оплату труда студентов, привлеченных для прохождения производственной практики (с 76 в 2020 г. до 350 в 2022 г.). При этом в 2022 г. снизился объем средств в среднем на 1 заключённый договор (на 21,8% по сравнению с предыдущим годом), что следует отнести к отрицательным явлениям, свидетельствующем о сокращении финансирования. В то же время, хотя за последние два года количество заявок по заключенным ученическим договорам не увеличилось, на 26,9% вырос объем финансирования в среднем на 1 заключенный договор. В целом, приведенные данные, свидетельствуют об успешной реализации в НСО мероприятий Государственной программы.
Выводы и рекомендации.
В качестве сильных сторон образовательной системы с позиции возможностей воспроизводства кадров для АПК НСО можно отметить следующие: подготовка по направлениям и специальностям ВО ведется по большинству действующих ФГОС, оказывается существенная финансовая поддержка со стороны федерального бюджета подготовки кадров на всех уровнях высшего образования по всем анализируемым УГС и со стороны бюджета НСО подготовки кадров для АПК во всех анализируемых учебных заведениях СПО. Кроме того, наблюдается усиление мер по финансовой поддержке областным бюджетом молодых специалистов ВО и СПО, принятых в течение года со дня окончания обучения на работу в организации, осуществляющие сельскохозяйственное производство в сельской местности. Также выявлено значительное количество программ дополнительного образования, по которым осуществляется подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов, направленная на воспроизводство кадров для АПК.
В качестве слабых сторон можно отметить отсутствие подготовки по таким перспективным направлениям как 19.03.01 Биотехнологии и 19.04.05 Высокотехнологичные производства пищевых продуктов функционального и специализированного назначения и также то, что подготовка по профессиям и специальностям в системе среднего профессионального образования НСО ведется не по всем действующим ФГОС. В этой связи для соответствия пакета образовательных программ учебных заведений СПО потребностям рынка труда и внесения необходимых корректив в распределение финансовых средств на обучение из областного бюджета в разрезе востребованных профессий и специальностей необходимо проводить регулярный мониторинг в данной области. Кроме того, выявлены трудности с заполнением мест, финансируемых за счет средств областного бюджета в ряде анализируемых учебных заведений СПО. В связи с чем требуется комплексная профориентационная работа среди школьников, направленная на повышение популярности профессий и специальностей АПК, а также информационное сопровождение программ финансовой поддержки молодых специалистов СПО, принятых в течение года со дня окончания обучения на работу в организации, осуществляющие сельскохозяйственное производство в сельской местности. Также в качестве недостатка можно отметить отсутствие статистической информации о мониторинге в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов АПК
Для повышения адаптивности системы подготовки, кадров АПК к меняющимся потребностям рынка труда и возникающим новым форматам обучения в условиях цифровой экономики целесообразно рекомендовать внедрение системы мониторинга данных (на базе единой цифровой платформы) по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров АПК. Это позволит составлять ежегодный прогноз потребности в кадрах в разрезе профессионально-квалификационных групп, а также осуществлять прогнозирование численности работников на средне- и долгосрочную перспективу и формировать на этой основе региональный перечень необходимых профессий и специальностей. Кроме того, на основе мониторинга данных, в случае необходимости, следует осуществлять корректировку выделяемых объемов финансовых средств из регионального бюджета.
Существенное значение имеет развитие системы непрерывной профессиональной ориентации в рамках агропромышленного комплекса, которая должна базироваться на формировании системы ценностей молодежи, основанных на экологичности, стабильности и комфортности проживания в сельской местности, а также создании реального представления о характере и содержании труда на современном предприятии АПК.
Немаловажным также представляется увеличение участия предприятий АПК в подготовке кадров, что может найти отражение в развитии механизма целевого обучения в сфере профессионального образования, привлечении представителей бизнес-сообщества для разработки, актуализации и реализации образовательных программ с целью их соответствия требованиями современной аграрной экономики (особенно по профессиям и специальностям, наиболее востребованным в АПК), развитии практико-ориентированности в процессе обучения.
В условиях цифровой экономики важна поддержка реализации программ повышения квалификации, направленных на развитие цифровых компетенций работников АПК; развитие электронного и дистанционного обучения на всех уровнях подготовки и переподготовки работников АПК, расширение количества реализуемых в данной форме программ.
Источники:
2. Нелюбов С.А. Система образования Новосибирской области: история, вызовы времени, проектирование будущего // Сибирский учитель. – 2017. – № 4(113). – c. 5-12.
3. Комиссарова О.Г. Воспроизводство квалифицированных кадров сельского хозяйства в системе регионального АПК (на примере сельского хозяйства Курганской области). / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Курган, 2007. – 185 c.
4. Кузнецова А.Р. Воспроизводство квалифицированных кадров сельского хозяйства республики Башкортостан. / Монография. - Москва: Тип. Россельхозакадемии, 2011.
5. Стукова И.В. Управление воспроизводством квалифицированных кадров в сельском хозяйстве. - Йошкар-Ола, 2007. – 179 c.
6. Коротнев В.Д. Формирование системы обеспечения сельского хозяйства кадрами управления. / Монография. - Москва: ООО «Петит», 2004. – 249 c.
7. Гришаева О.Ю. Воспроизводство квалифицированных кадров рабочих профессий в сельском хозяйстве. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Санкт-Петербург, 2014. – 24 c.
8. Шуляков Л.В., Хруцкая Н.П., Жаренков П.В. Практико-ориентированное обучение при подготовке специалистов сельского хозяйства // Инновационный опыт идеологической, воспитательной и информационной работы в вузе: Материалы IX Международной научно-практической конференции. Гомель, 2023. – c. 108-112.
9. Коваленко Е.Г. Развитие человеческого капитала аграрной сферы экономики // Современная наука как фактор и ресурс передового развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2023. – c. 76-82.
10. Будзко В.И., Меденников В.И. Системный анализ образовательных цифровых экосистем в АПК // Системы высокой доступности. – 2023. – № 1. – c. 46-58. – doi: 10.18127/j20729472-202301-04.
11. Ким И.Н., Солоненко А.А. Влияние цифровизации аргопромышленного комплекса на модернизацию аграрного образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2023. – № 3(65). – c. 167-175. – doi: 10.46845/2071-5331-2023-3-65-167-175.
12. Кондратьева О.В., Слинько О.В. Развитие региональных информационно-консультационных служб и центров компетенций в АПК // Профессиональное образование в современном мире. – 2023. – № 2. – c. 299-306. – doi: 10.20913/2618-7515-2023-2-12.
13. Коваленко Е.Г., Марабаева Л.В., Терентьев К.С. Интегрированная система воспроизводства человеческого капитала аграрной сферы экономики региона // Вестник НГИЭИ. – 2023. – № 8(147). – c. 130-142. – doi: 10.24412/2227-9407-2023-8-130-142.
14. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Новосибирской области. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.nso.ru.
15. Федеральные образовательные программы, федеральные государственные образовательные стандарты, дополнительные профессиональные программы. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/.
16. Официальный сайт Новосибирского государственного аграрного университета. [Электронный ресурс]. URL: https://nsau.edu.ru.
17. Официальный сайт Сибирского университета потребительской кооперации. [Электронный ресурс]. URL: http://sibupk.su/.
18. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р (ред. от 04.07.2024) «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297114/26cdb7be00745ba8727bc131cfd01e77eb7b0a33/.
19. О кадровом обеспечении агропромышленного комплекса Новосибирской области. Mcx.nso.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.nso.ru/sites/mcx.nso.ru/wodby_files/files/wiki/2022/07/kadry.pdf.
Страница обновлена: 25.10.2024 в 19:38:30