Анализ возможностей образовательной системы в области воспроизводства кадров АПК в Новосибирской области

Волкова А.С.1, Константинова Д.С.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=73654393

Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению возможностей, которая предоставляет действующая в настоящее время образовательная система Новосибирской области для воспроизводства кадров агропромышленного комплекса. Авторами проведен анализ реализации в регионе программ высшего и среднего профессионального образования, актуальных для данной сферы, исследована их востребованность среди абитуриентов, рассмотрены основные источники финансирования, а также изучены особенности переподготовки и повышения квалификации, которые реализуются как образовательными учреждениями, так и на базе сельскохозяйственных организаций области. Отдельно исследованы меры финансовой поддержки подготовки квалифицированных кадров в рамках реализации Государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий». В заключении статьи авторами выделены основные сильные и слабые стороны образовательной системы в части воспроизводства кадров агропромышленного комплекса, а также предложены рекомендации по развитию системы.

Ключевые слова: образовательная система, воспроизводство кадров, агропромышленный комплекс

JEL-классификация: I21, I23, I25, I26, I28, Q13



Введение

Одним из ключевых факторов, определяющих кадровое обеспечение в любом секторе экономике, являются возможности образовательной системы воспроизводства кадров, складывающиеся на определённой территории. Агропромышленный комплекс Новосибирской области (АПК НСО) не является исключением. Так, в федеральной «Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 года» признается, что для их развития, важное значение имеет создание качественной образовательной среды для подготовки высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства, пищевой промышленности, рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), а также в области государственного и муниципального управления [1].

Отметим, что система образования в Новосибирской области прошла большой исторический путь и на сегодняшний день прочно занимает лидирующие позиции в стране. В основе её успеха — высокий научно-образовательный потенциал Сибирского отделения Российской академии наук, высшей школы региона, системная работа педагогического сообщества всех уровней образования [2]. В то же время в части возможностей образовательной системы воспроизводства кадров для АПК в Новосибирской области можно выделить определенную специфику.

Цель исследования – провести анализ образовательной системы воспроизводства кадров АПК в Новосибирской области и предложить пути ее совершенствования.

Объектом исследования выступила образовательная система воспроизводства кадров АПК в Новосибирской области.

Теоретико-методологическую основу настоящей работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей: Комиссаровой О.Г. [3] (Komissarova O.G., 2007); Кузнецовой А.Р. [4] (Kuznetsova A.R., 2011), Стуковой И.В. [5] (Stukova I.V., 2007); Коротнева В.Д. [6] (Korotnev V.D., 2004); Гришаевой О.Ю. [7] (Grishaeva O.Yu.) и других.

В современной периодике вопросы воспроизводства кадров для АПК рассматриваются в работах Шулякова Л.В., Хруцкой Н.П., Жаренкова П.В. [8] (Shulyakov L.V., Khrutskaya N.P., Zharenkov P.V, 2023.), Коваленко Е.Г. [9] (Kovalenko E.G., 2023), Будзко В.И., Меденникова В.И. [10] ( Budzko V.I., Medennikov V.I., 2023); Ким И.Н., Солоненко А.А [11] (Kim I.N., Solonenko A.A., 2023); Кондратьевой О.В., Слинько О.В. [12] (Kondratieva O.V., Slinko O.V., 2023); Коваленко Е.Г., Марабаевой Л.В., Терентьева К.С. [13] (Kovalenko E.G., Marabayeva L.V., Terentyev K.S., 2023) и другими.

Эмпирической базой исследования выступили официальные статистические данные, опубликованные на сайте Росстата и в статистических ежегодниках, данные ведомственной статистки Министерства сельского хозяйства Новосибирской области и данные представленные на сайтах учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Результаты исследования:

Для анализа возможностей образовательной системы в части воспроизводства кадров за основу был взят перечень учреждений сферы профессионального образования, осуществляющих подготовку специалистов для агропромышленного комплекса региона, представленный на сайте Министерства сельского хозяйства НСО [14]. В данный перечень входят одно учреждение высшего образования, и десять учреждений, осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. В перечень объектов наблюдения также были добавлены образовательные учреждения, не включённые в вышеуказанный список, но осуществляющие подготовку по профессиям и специальностям, относящимся к АПК в области пищевой промышленности.

Вышеперечисленные анализируемые образовательные учреждения, осуществляют подготовку по направлениям как имеющим отношение к воспроизводству кадров для АПК, так и общей направленности, например, по укрупненным группам специальностей (УГС) 38.00.00 Экономика и управление, 40.00.00 Юриспруденция и другие. Для анализа были выбраны УГС и направления в рамках них специализирующиеся на адресной подготовке специалистов АПК: 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии, 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство, 36.00.00 Ветеринария и зоотехния.

В результате проведённого анализа было выявлено, что не по всем утвержденным и действующим (приём по которым не прекращен в 2023 г.) федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) [15] указанных укрупненных групп специальностей в разрезе профессий, специальностей и направлений подготовки квалифицированных кадров для АПК ведется обучение в анализируемых учебных заведениях. В частности, по основной для АПК УГС 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство в регионе ведется подготовка по двум из девяти ФГОС подготовки квалифицированных рабочих, служащих; по пяти из одиннадцати специальностей подготовки специалистов среднего звена; по пяти из девяти направлений бакалавриата; по пяти из восьми направлений магистратуры.

Дальнейший анализ проводился в разрезе уровней основного и дополнительного профессионального образования.

Анализ подготовки кадров для АПК на программах высшего образования

Для анализа контрольных цифр приема (КЦП) в высшие учебные заведения (ВУЗы) на 2023/2024 учебный год (см. табл. 1-2) была исследована информация, представленная на сайтах анализируемых учебных заведений.

Таблица 1

КЦП и распределение контингента в ВУЗах НСО, осуществляющих подготовку кадров для АПК по программам подготовки бакалавриата и специалитета [составлено авторами по 16;17]

Источник финансирования
19.00.00
35.00.00
36.00.00
Итого
19.03.03 Продукты питания животного происхождения
19.03.04 Технология продукции и организация общественного питания
35.03.01 Лесное дело
35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение
35.03.04 Агрономия
35.03.06 Агроинженерия
35.03.07 Технология производства и переработки с/х продукции
36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза
36.03.02 Зоотехния
36.05.01 Ветеринария
КЦП на 2023–2024 гг, мест
Фед. бюджет
21
21
55
-
120
268
90
50
70
170
865
По договорам
9
114
8
-
19
52
38
11
21
62
334
Контингент обучающихся по всем курсам на 01.10.2023г., чел.
Фед. бюджет
69
235
174
82
269
1092
345
181
289
554
3290
По договорам
6
270
25
10
53
255
51
45
49
153
917

Таблица 2

КЦП в ВУЗах НСО, осуществляющих подготовку кадров для АПК по программам подготовки магистратуры [составлено авторами по 16;17]

Источник финансирования
19.00.00
35.00.00
36.00.00
Итого
19.04.01 Биотехнология
19.04.03 Продукты питания животного происхождения
19.04.04 Технология продукции и организация общественного питания
35.04.01 Лесное дело
35.04.03 Агрохимия и агропочвоведение
35.04.04 Агрономия
35.04.06 Агроинженерия
35.04.07 Водные биоресурсы и аквакультура
36.04.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза
36.04.02 Зоотехния
КЦП на 2023–2024 гг, мест
Фед. бюджет
-
-
8
8
10
22
45
6
19
23
141
По договорам
25
20
10
5
5
5
15
2
10
2
99
Контингент обучающихся по всем курсам на 01.10.2023г., чел.
Фед. бюджет
10
46
-
10
16
42
61
-
37
62
284
По договорам
1
13
9
4
7
9
23
-
5
2
73

По программам высшего образования на 2023-2024 учебный год было выделено 1006 бюджетных мест: 695 по программам бакалавриата, 170 специалитета и 141 магистратуры. Больше всего бюджетных мет было выделено по УГС 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство – 624 бюджетных места (62% от общего числа бюджетных мест). По УГС 36.00.00 Ветеринария и зоотехния на 2023-2024 учебный год - 332 бюджетных места (33% от общего числа бюджетных мест).

Меньшая поддержка за счет средств бюджета была оказана УГС 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии – выделено 50 бюджетных мест (5% от общего числа бюджетных мест). 42 бюджетных места только по программам бакалавриата и 8 бюджетных мест по направлению подготовки магистров 19.04.04 Технология продукции и организация общественного питания.

По данным исследования распределения контингента обучающихся по уровням образования, укрупненным группам специальностей, направлениям и специальностям подготовки, формам финансирования было выявлено, что наибольшую долю суммарно занимают обучающиеся на программах бакалавриата (76,7%), доля обучающихся на программах специалитета – 15,5%, магистратуры – 7,8%. В бакалавриате больше всего студентов обучается на направлении Агроинженерия (38,5% от всех обучающихся по программам бакалавриата для АПК), второе место занимает 19.03.04 Технология продукции и организация общественного питания, но доля обучающихся на данном направлении студентов значительно ниже (14,4%). В магистратуре распределение обучающихся более пропорциональное: наибольшая доля также приходится на Агроинженерию (23,5% от всех обучающихся по программам магистратуры для АПК), но ненамного меньше студентов обучается на направлениях Зоотехния (17,9%), Продукты питания животного происхождения (16,5%). Превалирование вышеперечисленных направлений подготовки в основном обусловлено значительным количеством мест, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Тем самым можно сделать заключение, что основная поддержка подготовки кадров с высшим образованием в сфере АПК, осуществляется за счет средств федерального бюджета, так в настоящее время по данной форме финансирования проходят обучение по всем уровням высшего образования 3574 студентов (78,3%). В то же время региональный бюджет не участвует в финансировании в анализируемых высших учебных заведениях.

В то же время за счет средств регионального бюджета в НСО осуществляется финансовая поддержка молодых специалистов, получивших высшее образование и принятых в течение года со дня окончания обучения на работу в организации, осуществляющие сельскохозяйственное производство в сельской местности. В настоящее время в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области им осуществляется единовременная выплата из областного бюджета в размере 500 тыс. руб.

Согласно представленным данным Министерства сельского хозяйства НСО в период с 2020 по 2022 гг. наблюдается положительная динамика трудоустройства выпускников всех уровней образования и направлений подготовки, подлежащих анализу. Так по направлениям подготовки бакалавриата, в рассматриваемом периоде, доля трудоустроенных выпускников увеличилась с 79 до 100%; специалитета с 73 до 100%; по направлениям подготовки магистратуры с 88 до 100%. Наиболее низкие показатели трудоустройства в рассматриваемом периоде наблюдались на направлении 19.03.04 Технология продукции и организации общественного питания: в 2021 г., доля трудоустроенных выпускников составила 69% (36 из 52 человек).

Нужно отметить, что в рассматриваемом периоде наблюдается уменьшение на 22% численности выпускников-бакалавров, с 472 человек в 2020 г. до 367 человек в 2021 г. В тоже время число выпускников специалистов выросло на 40% с 66 до 111 человек. Количество выпускников магистратуры увеличилось на 3% с 84 до 87 человек.

Анализ подготовки кадров для АПК на программах среднего профессионального образования (СПО)

Для анализа контрольных цифр приема (КЦП) на 2023/2024 учебный год была исследована информация, представленная на сайтах анализируемых учебных заведений.

По анализируемым специальностям среднего профессионального образования на 2023-2024 учебный год на факультете среднего профессионального образования в Новосибирского государственного аграрного университета было выделено 195 бюджетных мест Наибольшее количество бюджетных мест выделено на УГС 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство (130 мест или 66% от общего количества), 65 бюджетных мест (34%) на специальностях УГС 36.00.00 Ветеринария и зоотехния.

В остальных анализируемых образовательных учреждениях СПО Новосибирской области подготовка специалистов осуществляется за счет областного бюджета (см. таблицу 3).

Таблица 3

КЦП и фактический набор на УГС в учебных заведениях НСО, финансируемых из бюджета субъекта РФ (согласно данным, представленным на сайтах учебных заведений)

Показатель
Укрупненные группы специальностей
Итого
19.00.00
35.00.00
36.00.00
Суммарно бюджетных мест:
200
600
25
825
Суммарно набор:
184
511
25
720

Суммарное количество бюджетных мест по УГС 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии, 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство, 36.00.00 Ветеринария и зоотехния составило в 2023-2024 учебных годах составило 825. Наибольшее количество бюджетных мест – 250, выделено на профессию 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства. 175 бюджетных мест выделено на профессию 35.01.23 Хозяйка(ин) усадьбы, 100 бюджетных мест на специальность 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, 50 бюджетных мест на специальности 35.02.05 Агрономия и 19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий, по 25 бюджетных мест на специальностях: 19.01.18 Аппаратчик-оператор производства продуктов питания из растительного сырья, 35.02.13 Пчеловодство, 36.02.01 Ветеринария, 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов, 19.02.07 Технология молока и молочных продуктов, 19.01.04 Пекарь, 19.01.14 Оператор процессов колбасного производства.

Согласно информации, представленной на сайтах образовательных учреждений, по состоянию на 08.10.2023 заполнено 720 (87,3%) из 825 анализируемых бюджетных мест. Наименьшая заполняемость бюджетных мест по профессиям и специальностям: 19.01.18 Аппаратчик-оператор производства продуктов питания из растительного сырья (44%), 35.02.05 Агрономия (60%), 35.02.13 Пчеловодство (72%).

Как показал анализ в рассматриваемом периоде наблюдалось уменьшение сокращение численности выпускников на 38% в 2021 г., но 2022 г. наоборот характеризуется их существенным ростом на 103,2%

Также отметим, что Правительство НСО оказывает финансовую поддержку в виде единовременной выплаты в размере 350 тыс. руб. молодым специалистам, получившим среднее профессиональное образование и принятым в течение года со дня окончания обучения на работу в организации, осуществляющие сельскохозяйственное производство в сельской местности.

Анализ переподготовки и повышения квалификации кадров для АПК

Подготовка по программам дополнительного образования (ДО) в регионе ведется в высших учебных заведениях. В частности, к программам, направленным на воспроизводство кадров АПК можно отнести 55 программ (см. табл. 4), из них 15 программ по переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов, 40 программ профессионального обучения рабочих кадров.

Таблица 4

Программы дополнительного образования, по которым осуществляется подготовка для воспроизводства кадров для АПК [составлено авторами по 16]

Переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов (к-во программ, относящихся к АПК)
Профессиональное обучение рабочих кадров (к-во программ, относящихся к АПК)
Профессиональная переподготовка свыше 250
ПК от 16 часов
подготовка
переподготовка
повышение квалификации
5
10
23
17
0

В то же время как показал анализ в настоящее время отсутствуют программы повышения квалификации в области обязательной маркировки продукции средствами идентификации. При этом введённая в РФ в 2019 г. система маркировки, обязательна для таких групп товаров [18] АПК как молочная продукция, сыры и мороженое (с 2021 г.), упакованная вода (с 2021-2022 гг.), напитки безалкогольные и сидр (с 2023 г.). К 2024 г. система маркировки должна охватить большую часть потребительских товаров в РФ и, следовательно, данный список будет становится шире. Соответственно, необходимость в повышении квалификации кадров АПК (занятых в соответствующих областях) принципам работы цифровых систем маркировки существует в настоящее время и будет увеличиваться в будущем.

Помимо учебных заведений дополнительное обучение рабочих кадров сельскохозяйственных организаций НСО ведется на производстве, в том числе в учебно-курсовых комбинатах (см. табл. 5).

Таблица 5

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров на производстве для сельскохозяйственных организаций за 2020-2022 гг. [составлено авторами по данным Министерства сельского хозяйства НСО]

Показатели
Чел.
Темпы прироста, %
2020
2021
2022
2021/
2020
2022/
2021
Прошли подготовку и переподготовку на производстве (во всех формах, кроме ПУ), всего
1041
1029
727
-1,2
-29,3
в том числе





трактористы-машинисты, трактористы, комбайнеры
289
185
113
-36,0
-38,9
водители автомобилей
164
123
53
-25,0
-56,9
рабочие животноводства, всего
414
661
561
59,7
-15,1
в том числе операторы машинного доения
174
274
156
57,5
-43,1
Повысили квалификацию (все формы обучения), всего
274
138
287
-49,6
108,0
трактористы-машинисты, трактористы, комбайнеры
40
46
140
15,0
204,3
водители автомобилей
16
51
31
218,8
-39,2
рабочие животноводства - всего
149
41
83
-72,5
102,4
из них операторы машинного доения
85
20
41
-76,5
105,0
Из числа прошедших подготовку, переподготовку или повышение квалификации было обучено в учебно-курсовых комбинатах
76
99
149
30,3
50,5

Исходя из приведенной информации наблюдается сокращение рабочих кадров, проходящих подготовку и переподготовку на производстве (-1,2% в 2021 г., -29,3% в 2022 г. по сравнению с предыдущим периодом). При этом, если в 2021 г. число прошедших подготовку и переподготовку сократилось только среди трактористов, комбайнёров и водителей, то в 2022 г. эта тенденция затронула все рабочие кадры. Назвать данную ситуацию однозначно негативной нельзя, т.к. возможно она обусловлена общим сокращением числа работников, нуждающихся в данных формах профессиональной подготовки. В качестве положительной можно отметить тенденцию увеличения в целом количества работников, прошедших повышение квалификации: после резкого снижения в 2021 г. на 49,6%, их число выросло в 2022 г. на 108%. В разрезе профессий: в два раза (по сравнению с 2021 г.) в 2022 г. выросло число трактористов и комбайнеров, прошедших повышение квалификации, по рабочим животноводства рост составил 2%, а по водителям характерна обратная тенденция снижения количества обучающихся.

Анализ подготовки квалифицированных кадров в рамках реализации Государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий»

Подготовка квалифицированных кадров для АПК является частью Государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий», включающей в себя такие мероприятия как [14]:

- возмещение части затрат по ученическим договорам, связанных с обучением работников;

- возмещение части затрат, связанных с оплатой труда и проживанием студентов, привлеченных для прохождения производственной практики.

В соответствии с информацией, размещенной на сайте Министерства сельского хозяйства НСО [14] о реализации вышеуказанной Государственной программы в регионе за 2020-2022 гг. оказана финансовая поддержка более 500 договоров на обучение и практику.

Затраты на вышеперечисленные мероприятия по данным Министерства сельского хозяйства НСО за 2020-2021 г. представлены в таблице 6.

Таблица 6

Показатели реализации мероприятий по подготовке квалифицированных кадров (в рамках Государственной программы) в НСО за 2020-2022гг. [составлено авторами по и данным Министерства сельского хозяйства НСО]

Показатели
2020
2021
2022
Темп прироста,%
2021/
2020
2022/ 2021
Возмещение затрат, связанных с оплатой труда студентов:

количество заключенных договоров
76
239
350
214,5
46,4
общий объем средств, млн. руб.
1,7
10,2
11,7
500
14,7
в т.ч. средства федерального бюджета,
млн. руб.
1,3
9,8
нет данных
653,8
-
объем средств в среднем на 1 заключенный договор, тыс. руб.
22,4
42,7
33,4
90,6
-21,8
По заключенным с работниками ученическим договорам:

количество заключенных договоров
-
20
20
-
0
общий объем средств, млн. руб.
-
1,34
1,7
-
26,9
в т.ч. средства федерального бюджета,
млн. руб.
-
1,28
нет данных
-
-
объем средств в среднем на 1 заключенный договор, тыс. руб.
-
67
85
-
26,9
Процент возмещения затрат по заключенным с работниками ученическим договорам и по заключенным договорам о целевом обучении и связанных с оплатой труда и проживанием студентов, %
30
90
нет данных
200
-

Отметим, что с момента начала реализации мероприятий Программы значительно выросло количество договоров, связанных с возмещением затрат на оплату труда студентов, привлеченных для прохождения производственной практики (с 76 в 2020 г. до 350 в 2022 г.). При этом в 2022 г. снизился объем средств в среднем на 1 заключённый договор (на 21,8% по сравнению с предыдущим годом), что следует отнести к отрицательным явлениям, свидетельствующем о сокращении финансирования. В то же время, хотя за последние два года количество заявок по заключенным ученическим договорам не увеличилось, на 26,9% вырос объем финансирования в среднем на 1 заключенный договор. В целом, приведенные данные, свидетельствуют об успешной реализации в НСО мероприятий Государственной программы.

Выводы и рекомендации.

В качестве сильных сторон образовательной системы с позиции возможностей воспроизводства кадров для АПК НСО можно отметить следующие: подготовка по направлениям и специальностям ВО ведется по большинству действующих ФГОС, оказывается существенная финансовая поддержка со стороны федерального бюджета подготовки кадров на всех уровнях высшего образования по всем анализируемым УГС и со стороны бюджета НСО подготовки кадров для АПК во всех анализируемых учебных заведениях СПО. Кроме того, наблюдается усиление мер по финансовой поддержке областным бюджетом молодых специалистов ВО и СПО, принятых в течение года со дня окончания обучения на работу в организации, осуществляющие сельскохозяйственное производство в сельской местности. Также выявлено значительное количество программ дополнительного образования, по которым осуществляется подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов, направленная на воспроизводство кадров для АПК.

В качестве слабых сторон можно отметить отсутствие подготовки по таким перспективным направлениям как 19.03.01 Биотехнологии и 19.04.05 Высокотехнологичные производства пищевых продуктов функционального и специализированного назначения и также то, что подготовка по профессиям и специальностям в системе среднего профессионального образования НСО ведется не по всем действующим ФГОС. В этой связи для соответствия пакета образовательных программ учебных заведений СПО потребностям рынка труда и внесения необходимых корректив в распределение финансовых средств на обучение из областного бюджета в разрезе востребованных профессий и специальностей необходимо проводить регулярный мониторинг в данной области. Кроме того, выявлены трудности с заполнением мест, финансируемых за счет средств областного бюджета в ряде анализируемых учебных заведений СПО. В связи с чем требуется комплексная профориентационная работа среди школьников, направленная на повышение популярности профессий и специальностей АПК, а также информационное сопровождение программ финансовой поддержки молодых специалистов СПО, принятых в течение года со дня окончания обучения на работу в организации, осуществляющие сельскохозяйственное производство в сельской местности. Также в качестве недостатка можно отметить отсутствие статистической информации о мониторинге в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов АПК

Для повышения адаптивности системы подготовки, кадров АПК к меняющимся потребностям рынка труда и возникающим новым форматам обучения в условиях цифровой экономики целесообразно рекомендовать внедрение системы мониторинга данных (на базе единой цифровой платформы) по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров АПК. Это позволит составлять ежегодный прогноз потребности в кадрах в разрезе профессионально-квалификационных групп, а также осуществлять прогнозирование численности работников на средне- и долгосрочную перспективу и формировать на этой основе региональный перечень необходимых профессий и специальностей. Кроме того, на основе мониторинга данных, в случае необходимости, следует осуществлять корректировку выделяемых объемов финансовых средств из регионального бюджета.

Существенное значение имеет развитие системы непрерывной профессиональной ориентации в рамках агропромышленного комплекса, которая должна базироваться на формировании системы ценностей молодежи, основанных на экологичности, стабильности и комфортности проживания в сельской местности, а также создании реального представления о характере и содержании труда на современном предприятии АПК.

Немаловажным также представляется увеличение участия предприятий АПК в подготовке кадров, что может найти отражение в развитии механизма целевого обучения в сфере профессионального образования, привлечении представителей бизнес-сообщества для разработки, актуализации и реализации образовательных программ с целью их соответствия требованиями современной аграрной экономики (особенно по профессиям и специальностям, наиболее востребованным в АПК), развитии практико-ориентированности в процессе обучения.

В условиях цифровой экономики важна поддержка реализации программ повышения квалификации, направленных на развитие цифровых компетенций работников АПК; развитие электронного и дистанционного обучения на всех уровнях подготовки и переподготовки работников АПК, расширение количества реализуемых в данной форме программ.


Источники:

1. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 8 сентября 2022 года №2567-р). СПС Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405172287/#1000.
2. Нелюбов С.А. Система образования Новосибирской области: история, вызовы времени, проектирование будущего // Сибирский учитель. – 2017. – № 4(113). – c. 5-12.
3. Комиссарова О.Г. Воспроизводство квалифицированных кадров сельского хозяйства в системе регионального АПК (на примере сельского хозяйства Курганской области). / Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Курган, 2007. – 185 c.
4. Кузнецова А.Р. Воспроизводство квалифицированных кадров сельского хозяйства республики Башкортостан. / Монография. - Москва: Тип. Россельхозакадемии, 2011.
5. Стукова И.В. Управление воспроизводством квалифицированных кадров в сельском хозяйстве. - Йошкар-Ола, 2007. – 179 c.
6. Коротнев В.Д. Формирование системы обеспечения сельского хозяйства кадрами управления. / Монография. - Москва: ООО «Петит», 2004. – 249 c.
7. Гришаева О.Ю. Воспроизводство квалифицированных кадров рабочих профессий в сельском хозяйстве. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Санкт-Петербург, 2014. – 24 c.
8. Шуляков Л.В., Хруцкая Н.П., Жаренков П.В. Практико-ориентированное обучение при подготовке специалистов сельского хозяйства // Инновационный опыт идеологической, воспитательной и информационной работы в вузе: Материалы IX Международной научно-практической конференции. Гомель, 2023. – c. 108-112.
9. Коваленко Е.Г. Развитие человеческого капитала аграрной сферы экономики // Современная наука как фактор и ресурс передового развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2023. – c. 76-82.
10. Будзко В.И., Меденников В.И. Системный анализ образовательных цифровых экосистем в АПК // Системы высокой доступности. – 2023. – № 1. – c. 46-58. – doi: 10.18127/j20729472-202301-04.
11. Ким И.Н., Солоненко А.А. Влияние цифровизации аргопромышленного комплекса на модернизацию аграрного образования // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. – 2023. – № 3(65). – c. 167-175. – doi: 10.46845/2071-5331-2023-3-65-167-175.
12. Кондратьева О.В., Слинько О.В. Развитие региональных информационно-консультационных служб и центров компетенций в АПК // Профессиональное образование в современном мире. – 2023. – № 2. – c. 299-306. – doi: 10.20913/2618-7515-2023-2-12.
13. Коваленко Е.Г., Марабаева Л.В., Терентьев К.С. Интегрированная система воспроизводства человеческого капитала аграрной сферы экономики региона // Вестник НГИЭИ. – 2023. – № 8(147). – c. 130-142. – doi: 10.24412/2227-9407-2023-8-130-142.
14. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Новосибирской области. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.nso.ru.
15. Федеральные образовательные программы, федеральные государственные образовательные стандарты, дополнительные профессиональные программы. КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142304/.
16. Официальный сайт Новосибирского государственного аграрного университета. [Электронный ресурс]. URL: https://nsau.edu.ru.
17. Официальный сайт Сибирского университета потребительской кооперации. [Электронный ресурс]. URL: http://sibupk.su/.
18. Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р (ред. от 04.07.2024) «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297114/26cdb7be00745ba8727bc131cfd01e77eb7b0a33/.
19. О кадровом обеспечении агропромышленного комплекса Новосибирской области. Mcx.nso.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.nso.ru/sites/mcx.nso.ru/wodby_files/files/wiki/2022/07/kadry.pdf.

Страница обновлена: 28.11.2024 в 13:26:28