Цифровая образовательная экосистема: генезис и перспективы развития онлайн-образования
Сулейманкадиева А.Э.1,2, Петров М.А.1, Александров И.Н.3
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, Санкт-Петербург
2 Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина), Россия, Санкт-Петербург
3 Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого, Россия, Санкт-Петербург
Скачать PDF | Загрузок: 26 | Цитирований: 34
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2021)
Цитировать:
Сулейманкадиева А.Э., Петров М.А., Александров И.Н. Цифровая образовательная экосистема: генезис и перспективы развития онлайн-образования // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 3. – С. 1273-1288. – doi: 10.18334/vinec.11.3.113470.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46618235
Цитирований: 34 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Внимание авторов фокусируется на современных процессах трансформации рынка онлайн-образования и формировании концепции цифровой образовательной экосистемы как современном сетевом подходе организации общеобразовательного пространства. Обосновывается необходимость реализации данного подхода с учётом активной цифровизации образовательных услуг и тенденций развития онлайн-образования. Актуальность темы обуславливается рядом причин, которые связаны со всеобщей цифровизацией экономики и пандемией COVID-19, которая ускорила процесс цифровой трансформации образовательной сферы. Детерминация причин трансформации традиционной иерархической системы образования, стремительного развития рынка онлайн-образования и, как следствие, формирования концепции цифровой образовательной экосистемы в качестве современного подхода к организации образовательной среды в условиях перехода общества к новому технологическому укладу, сетевизации мирового образовательного пространства и активного внедрения в образовательный процесс цифровых технологий определяется авторами как основная цель настоящего исследования. Компаративный анализ тенденций мирового и российского образовательного пространств позволил выявить основные направления развития рынка онлайн-образования, отличительные особенности и факторы формирования цифровой образовательной экосистемы. На основе анализа эмпирических данных делается вывод об ускоренных темпах развития рынка онлайн-образования, рассчитывается прогнозное значение темпов прироста онлайн-образования в перспективе ближайших нескольких лет. Формулируется авторское видение цифровой образовательной экосистемы как сетевой инфраструктуры, которая формирует единую технологическую образовательную платформу с использованием цифровых технологий, создает условия для эффективного взаимодействия стейкхолдеров посредством оказания персонализированных образовательных услуг на основе учёта интересов потребителей. Экстраполяция результатов исследования позволила определить перспективы развития онлайн-образования в условиях интенсивной цифровизации образовательных продуктов и становления концепции экосистемной образовательной среды.
Ключевые слова: трансформация образования, цифровые образовательные технологии, образовательная экосистема, сетевая образовательная инфраструктура, тренды развития онлайн-образования
JEL-классификация: I23, I25, I28, O31, O32, O33
Введение
Концепция цифровой образовательной экосистемы появилась относительно недавно и связана с проявлением целого ряда факторов: во-первых, интенсивное развитие цифровой экономики активно меняет требования к подготовке кадров, в частности, выдвигает на передний план проблему развития цифровых компетенций и гибких навыков, что обусловило объективную необходимость трансформации традиционной системы образования; во-вторых, пандемия COVID-19 оказалась главной причиной перехода на дистанционную форму обучения, которая ускорила процессы интенсивного развития цифровых образовательных технологий и формирования рынка онлайн-образования; в-третьих, темп социально-экономических изменений, который нарастает по экспоненте, обосновал целесообразность развития сетевой инфраструктуры образовательной среды, основанной на интеллектуальной платформе и цифровых инструментах передачи знаний, а также контроля их освоения обучающимися; в-четвертых, активное развитие онлайн-образования повлекло за собой рост конкуренции между IT-компаниями, образовательными организациями и другими стейкхолдерами, что привело к персонализации учебного процесса и созданию многовариантных образовательных треков.
Целью настоящей работы является детерминация причин трансформации традиционной иерархической системы образования, стремительного развития рынка онлайн-образования и, как следствие, формирования концепции цифровой образовательной экосистемы в качестве современного сетевого подхода к организации образовательного пространства в условиях перехода общества к новому технологическому укладу и активного внедрения в образовательный процесс цифровых технологий. Указанная цель подразумевает решение следующих задач:
1. Изучение причин трансформации традиционной иерархической системы образования в цифровую образовательную экосистему.
2. Определение основных трендов и прогнозирование тенденций развития общемирового и российского рынка онлайн-образования.
3. Дискурс-анализ цифровой образовательной экосистемы как нового подхода к организации современной образовательной среды.
В качестве рабочей гипотезы рассматривается предположение о том, что формирование концепции цифровой образовательной экосистемы является следствием трансформационных процессов, происходящих в обществе и современном образовании в условиях активного внедрения цифровых технологий и сетевизации мирового образовательного пространства. Концепция цифровой образовательной экосистемы является ответом на современные общественные потребности и представляет собой сетевую инфраструктуру, которая формирует единую технологическую образовательную платформу с цифровыми инструментами, создает условия для наиболее эффективного взаимодействия стейкхолдеров посредством оказания персонализированных образовательных услуг на основе учета потребностей обучающихся [1] (Pokrovskaia, Petrov, Molodkova, 2018).
Методологическую основу исследования составило совокупное использование общенаучных и эмпирических методов. Проведен сравнительный анализ взаимосвязи трендов развития мирового и российского образовательного пространства. Внимание авторов фокусируется на изучении тенденций развития российского образования в исторической перспективе, обусловленных переходом мировой экономики к новому технологическому укладу.
Группировка и систематизация эмпирических данных выявили основные тенденции в развитии российского рынка онлайн-образования, их отличительные особенности и факторы формирования цифровой образовательной среды, характеризующей современное состояние организации образовательного пространства. Экстраполяция результатов исследования позволила определить перспективы развития онлайн-образования в условиях интенсивной цифровизации образовательных продуктов и становления концепции экосистемной образовательной среды.
Дискурс-анализ цифровой образовательной экосистемы позволил сформировать авторское видение данного феномена как сетевой инфраструктуры, ориентированной на создание условий посредством развития цифровых образовательных технологий, обеспечивающих эффективное взаимодействие заинтересованных участников рынка онлайн-образования посредством оказания персонализированных образовательных услуг с учетом потребностей обучающихся.
Цифровая трансформация современного образовательного пространства и перспективы развития онлайн-образования
В современных условиях ведущим фактором развития экономики являются цифровые технологии. Согласно К. Швабу и Н. Дэвису, причины масштабной цифровизации связаны с развитием технологий Индустрии 4.0, которые привели к коренному изменению существующей системы ценностей, сложившегося образа жизни, традиционной системы образования [2, 3] (Shvab, Devis, 2018; Zakharov, Britvina, Kuznetsov, 2020). Новые условия предопределили актуальность замещения действующей модели развития человеческого капитала новой, направленной на развитие цифровых и гибких навыков, опирающейся на идеи меж- и трансдисциплинарного подходов к обучению [4, 5] (Suleimankadieva, Petrov, Popazova, 2020; Maksimtsev et al., 2019).Инновационным способом передачи и контроля знаний является онлайн-образование, масштабное развитие которого началось в 2001 году, когда Массачусетский технологический институт запустил первый онлайн-проект на образовательной платформе [6] (Kuznetsov, 2019). Прогнозный объем мирового рынка онлайн-образования [7] в 2021 году составит 241 млрд долл., а к 2023 году этот показатель вырастет еще на 17% (рис. 1).
Рисунок 1. Объем мирового рынка онлайн-образования, млрд долл.
Источник: составлено авторами на основе анализа работы [7].
Из рисунка 1 очевиден линейный тренд увеличения объема мирового рынка онлайн-образования, среднегодовые темпы прироста которого составляют 8,2%. Несомненно, рынок онлайн-образовательных услуг будет расти в ближайшие десятилетия. По некоторым данным [8], в 2017 г. удельный вес онлайн-образования в объеме мирового рынка образовательных услуг составил 3,0%, а к 2025 г., по нашим расчетам, этот показатель может вырасти до 4% и более [1]. Сравнительный анализ системы российского образования (как в формате традиционного образования, так и в формате онлайн-образования) по сегментам за пять лет развития позволяет отметить, что в 2021 г. по сравнению с 2016 г. имеет место рост объема образования в целом, а удельный вес онлайн-образования имеет тенденцию ускоренного роста (табл. 1).
Таблица 1
Тенденции развития российского образования по сегментам и формам обучения в 2021 г. по сравнению с 2016 г.
Сегменты образования
|
2016
|
2021
| |||
Объем рынка образовательных услуг
(млрд руб.)
|
Объем рынка онлайн-образования
(млрд руб.)
|
Объем рынка образовательных услуг
(млрд руб.)
|
Объем рынка онлайн-образования
(млрд руб.)
| ||
Дошкольное образование
|
462
|
0,6
|
548
|
1,7
| |
Общее среднее образование
|
572
|
0
|
699
|
10
| |
Дополнительное школьное образование
|
130
|
3,6
|
149
|
10
| |
Высшее образование
|
386
|
6,8
|
336
|
15
| |
Среднее проф. образование
|
146
|
0,6
|
175
|
1,8
| |
Дополнительное профессиональное
образование
|
105
|
7
|
103
|
11
| |
Языковое обучение
|
26,8
|
1,6
|
24,6
|
3,9
| |
ИТОГО
|
1827,8
|
20,2
|
2034,6
|
53,4
| |
Из таблицы 1 очевидно, что в целом растут объемы как всего рынка образовательных услуг, так и рынка онлайн-образования. Причем ускоренными темпами растет удельный вес рынка онлайн-образования в структуре образовательных услуг. В 2021 г. ожидается прирост объема рынка онлайн-образования в 2,6 раза, в то время как рынок образования вырастет только на 11%. Темпы роста рынка онлайн-образования свидетельствует о ненасыщенности данного сегмента российского образования. Наиболее развитым рынком онлайн-образования представляется высшее образование, где объемы цифрового образования в 2021 г. составят 15 млрд руб. против 6,8 млрд руб. в 2016 г. Рост объемов рынка онлайн-образования имеет место в условиях уменьшения объема всего рынка образовательных услуг, что свидетельствует об активном и повсеместном внедрении цифровых технологий в систему высшего образования и интенсивном развитии формата онлайн-образования в российской системе высшего образования.
Анализ изменения удельного веса онлайн-образования на российском рынке образовательных услуг по сегментам позволяет определить наиболее интенсивно развивающиеся направления (рис. 2). По мнению экспертов [9] (Kolesnikova, 2021), рынок онлайн-образования в России в 2021 г. продолжит увеличиваться, темпы прироста составят 20–25% по сравнению с 2020 г.
Рисунок 2. Изменение объема российского рынка онлайн-образования в 2021 году по сравнению с 2016 годом
Источник: составлено авторами на основе анализа работы [8].
Сравнительный анализ тенденций развития российского и мирового рынков онлайн-образования позволяет отметить, что различные страны делают акценты на разных его сегментах. Так, например, в России развивается языковое обучение и дополнительное профессиональное образование, удельный вес которого в общем объеме рынка онлайн-образования в 2021 г. составит почти 28%, в то время как в Китае в 2020 г. этот показатель не превысил 12%, а в мировом масштабе он составил 26%. С другой стороны, 60% китайских EdTech-компаний успешно работают на рынке школьного и дополнительного школьного образования, а в России, по разным данным, этот показатель не превышает 24% (в масштабах глобального рынка онлайн-образования этот показатель составил 38%).
Наиболее крепкими являются позиции на рынке онлайн-образовательных услуг у США, стран Азиатско-Тихоокеанского региона (APAC) и стран Латинской Америки. В 2020 г. наиболее успешными были страны APAC, так как на них приходилось 54% рынка онлайн-образования. Если в 2016 г. доля США на мировом рынке онлайн-образования составляла 50–55%, то к 2018 году этот показатель снизился до 40% [7]. По мнению экспертов, это объясняется тем, что рынок американского онлайн-образования в настоящее время находится на этапе своей зрелости (стабилизации). Темпы роста рынка онлайн-образования мировых лидеров различны. Так, среднегодовой показатель CARG по США за период с 2017–2022 гг. составляет 5%, европейских стран – 14%, стран APAC – 19,4%, а у мирового рынка онлайн-образования прирост равен 10,26% [7]. Основные тренды развития российского онлайн-образования за период 2019–2020 гг. представлены в таблице 2.
Таблица 2
Тренды развития российского онлайн-образования за 2019–2020 гг.
Тренд
|
Описание тренда
|
Геймификация
|
Предполагает командную работу, в которой
используются игровые технологии не для целей игры
|
Видеоконтент
|
Представляет собой технологии, дающие
возможность на практике использовать интерактивные видео. Такая практика дает
прорывные результаты в процессе обучения
|
Микрообучение
|
Дробление всей учебной информации на
более маленькие объемы. Подход обеспечивает легкость запоминания и простоту
работы. Направлено на освоение обучающимися одного навыка
|
Искусственный интеллект
|
Дает возможность разработчикам
использовать интеллектуальных помощников, в том числе чат-боты,
автоматизированные системы выдачи лекционного материала, инструкции по
выполнению практических заданий, а также проведения процесса тестирования
после каждой темы или раздела курса. Такой подход позволяет более глубоко
проработать каждую тему курса
|
Адаптивное корпоративное
(персонализированное) обучение
|
Предполагает свободный график работы,
индивидуализированный подход к выбору курса и освоению знаний, возможность
избирательного подхода к выбору и анализу информации. Упор делается на
анализе информации, а не на технологиях
|
Проектное и практикоориентированное
обучение
|
Ориентировано на обучающихся
(обучающиеся в центре внимания). Внимания уделяется фокус-группам обучающихся
|
Выход российских edTech-компаний на
мировой рынок онлайн-образовательных услуг
|
Рост количества компаний. Например, к
компании «Нетология-групп» присоединились «Алгоритмика», PuzzleEnglish,
StudyFree и др.
|
Дефицит высококвалифицированных
специалистов на рынке онлайн-обучения
|
Рост спроса на профессиональных
методистов, продюсеров онлайн-курсов, руководителей онлайн-школ
|
Появление новых сервисных услуг на рынке
онлайн-образовательных услуг
|
Появление новых продюсерских курсов,
которые предлагают запуск онлайн-курсов «под ключ»
|
Перспективность развития
онлайн-образования
|
Рост вкладов в EdTech-проекты таких
компаний, как «Яндекс», Сбербанк и др.
|
Рост популярности и развитие сегмента «Хобби-обучение»
|
Увеличение темпов роста сегмента, темпы
прироста за анализируемый период составили +19%. Наиболее популярными
являются такие направления, как личная финансовая эффективность, навыки
дизайна, живопись, прикладные мотивационные курсы и др.
|
В соответствии с государственной программой РФ «Развитие образования» на 2018–2025 годы [12] в РФ наблюдается интенсивный рост численности обучившихся на онлайн-курсах (рис. 3).
Рисунок 3. Рост численности обучившихся на онлайн-курсах за период с 2018 по 2025 г.
Источник: составлено авторами на основе анализа работы [12].
Цифровая образовательная экосистема как новая форма организации образовательного пространства
В настоящее время активно используется экосистемный подход применительно к системе образования в связи с ее быстрой трансформацией и переходом на цифровой формат функционирования, который часто формулируется как онлайн-образование, хотя это ограниченное понимание сути цифровой образовательной экосистемы. В исследованиях отечественных и зарубежных авторов дается множество определений данного термина [13–21] (Ivanov, 2010; (Koroleva, Naushirvanov, 2020), но полагаем, что все они преследуют свои локальные цели и задачи, и для нас целесообразно выбрать из них одно определение, обосновать его актуальность и расширить понятие с учетом целевой установки настоящего исследования.
Анализ библиографии приводит к тому, что понятие «экосистема» заимствовано из биологической науки и за последние 70–80 лет устойчиво закрепилось в других научных областях. Это понятие активно используется в экономике, финансовой и банковской сферах, бизнес-среде, инновационно-производственной сфере деятельности, юридической практике и образовании [22–26] (Tansley, 1935; Moor, 1993; Kolesnikova, Molchanov, Simonov, 2017; Gavrilov, Volodina, 2019).
По нашему мнению, правомерно сослаться на определение цифровой образовательной экосистемы, которое было предложено А.М. Кондаковым. Она определяется как «социокультурная среда, в которой процесс персонализированного обучения слушателей опирается на изучение их потребностей (запросов) при взаимодействии всех участников образовательных отношений с использованием вариативного и адаптивного цифрового контента» [15]. Анализируя данную формулировку и учитывая сложившиеся обстоятельства вокруг образовательного процесса, можно цифровую образовательную экосистему более точно охарактеризовать как сетевую инфраструктуру, формирующую единую технологическую (образовательную) платформу с цифровыми инструментами (технологиями), создающую условия для наиболее эффективного взаимодействия стейкхолдеров и способную оказывать персонализированные образовательные услуги на основе учета потребностей обучающихся. Данное определение вводится авторами настоящей статьи по причине целесообразности расширения содержания и получения объективной оценки ее масштабов. На наш взгляд, такой подход позволит сопоставить и найти содержательные особенности понятий «цифровая образовательная экосистема» и «онлайн-образование». Подчеркнем, что под цифровой образовательной экосистемой в данной работе понимается, прежде всего, сетевая инфраструктура. Такое уточнение сделано в силу того, что современная образовательная среда (экосистема) перестала быть локальной системой, которая работает как элемент системы более высокого порядка, то есть является управляемым объектом. В данном контексте цифровая образовательная экосистема выступает как нечто более глобальное, не имеющее границ, то есть «открытая» совокупность информационных систем, предназначенная для обеспечения решения комплекса задач образовательного процесса, дающая возможность доступа к своему контенту стейкхолдерам при выполнении определенных условий. Главными системными элементами цифровой образовательной экосистемы выступают сложные структуры, такие как:
· технологические платформы, позволяющие разработчикам создавать свои образовательные продукты и взаимодействовать с другими стейкхолдерами;
· цифровые технологии (инструменты), представляющие собой различные интерактивные модули, приложения, сервисы, помогающие педагогам размещать учебные и контрольные материалы (контент) в электронной среде;
· стейкхолдеры (заинтересованные лица или участники открытого цифрового образовательного пространства);
· неограниченные потребительские сегменты и др.
Все эти «элементы» являются подсистемами, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом. Следовательно, цифровую образовательную экосистему объективно характеризовать как инфраструктуру, создающую определенные условия для обеспечения взаимодействия всех участников цифрового пространства. Цифровая образовательная экосистема имеет ряд характеристик, которые можно описать следующим образом:
ü во-первых, управление современной экосистемой образования осуществляется на основе Big Data;
ü во-вторых, система образования работает в форме гибких и практико-ориентированных образовательных форматов;
ü в-третьих, создание и развитие сетевой структуры, где стираются границы между университетами, школами, бизнесом (реальным сектором) и государством (органами власти), становится объективной необходимостью. В сетевой структуре имеет место обмен знаниями, к которым имеют доступ все участники сети;
ü в-четвертых, использование цифровых технологий и инструментов человеком для профессионального и личностного роста [17].
Контент-анализ источников [6–21] (Kuznetsov, 2019; Kolesnikova, 2021; Ivanov, 2010; Koroleva, Naushirvanov, 2020) позволяет определить основные предпосылки развития экосистемного подхода применительно к образовательной среде:
1. Ускорение процесса устаревания знаний привело к тому, что средний срок актуальности новых знаний составляет всего два года, и с каждым годом их жизненный цикл сокращается [27] (Petrov, Pivovarova, 2018).
2. Интенсивно развивающаяся цифровая экономика непрерывно предъявляет новые требования к компетенциям выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений [28] (Pokrovskaia, Petrov, Gridneva, 2018). Традиционная система образования (высшего и среднего профессионального образования) не успевает за тенденциями развития экономической системы, что в конечном счете ведет к кризису системы образования. Следовательно, нужна такая система передачи новых знаний, которая способна быстро улавливать изменения в окружающей среде, маневрировать в этих условиях, анализировать большие объемы данных, выявлять общие тренды, а следовательно, способна соответствовать требованиям изменяющейся экономической среды. Сложившаяся ситуация требует: во-первых, цифровизации процесса создания новых знаний (курсов, программ обучения) и их транслирования (передачи) обучающимся; во-вторых, многовариантности предлагаемых потребителям образовательных услуг.
3. Активный процесс трансформации традиционной системы образования и развития цифрового экосистемного формата образования обусловлен несколькими причинами: во-первых, это явление вызвано всеобщей цифровизацией экономики, которая дала начало экстенсивному процессу перевода традиционного образовательного процесса в цифровой; во-вторых, с начала 2020 г. и по настоящее время пандемия COVID-19 ускорила в 2–3 раза процесс цифровизации образовательной среды. Так, например, 56% респондентов отмечают, что большой вклад в развитие онлайн-образования внесла именно пандемия COVID-19, так как благодаря ей они увидели в онлайн-образовании новые возможности для развития бизнеса; 43% опрошенных отмечают, что пришлось адаптировать продукт под новые условия. Изменили бизнес-модель из-за пандемии 22% опрошенных респондентов, а 11% респондентов вынуждены были освоить онлайн-проект, так как произошло существенное падение объемов продаж [20]. Таким образом, можно отметить, что активное развитие рынка онлайн-образовательных услуг вызвано еще и приходом на этот рынок реального сектора (бизнеса). Так, если в 2016 году удельный вес онлайн-образования в системе всего российского образования составлял 2,2% (или 0,6 млрд рублей), то к 2021 году этот показатель увеличился до 5,5% (или 1,7 млрд рублей) [19]. По нашим скромным расчетам, объемы российского онлайн-образования за анализируемый период выросли более чем в 2,8 раза.
4. Цифровая экосистема образования функционирует как сетевая инфраструктура, которая поддерживается цифровыми технологиями и создает условия стейкхолдерам для совместной деятельности и эффективного взаимодействия друг с другом на единой технологической платформе, где каждый из участников (агентов) имеет доступ к общим «экосистемным» ресурсам, которых у него изначально не было или были, но в недостаточном количестве.
5. Цифровая образовательная среда (экосистема) все больше приобретает инновационный и проектный характер и тем самым способствует достижению синергетического эффекта в результате согласованной и совместной работы системных элементов триады «Наука – Образование – Реальный сектор (бизнес-среда)» на единой цифровой платформе. Такой принцип работы объединяет (или «сближает») процессы создания новых знаний, их передачи (трансляции) слушателям, использования и утилизации знаний в реальном секторе. В целом реальный сектор также может выступать инициатором генерации новых знаний или их обновления [29] (Suleymankadieva, Sadyrin et al., 2020). В таком случае триада «Наука – Образование – Реальный сектор (бизнес-среда)» представляет собой замкнутую цепь с прямой и обратной связью или некий «микс», где каждый элемент триады выступает участником единого процесса (или проекта) и все элементы тесно взаимодействуют друг с другом.
6. Технологическая революция в образовательном процессе активно и интенсивно переводит все коммуникации образовательной системы в цифровые. В качестве примера можно привести, интенсивный рост сегмента EdTech. Так, прогноз ежегодных темпов роста данного сегмента в России в ближайшие 5 лет составит около 20–25% [19].
7. Опережающее развитие рынка онлайн-образования в России и мире вызвало острую конкуренцию между игроками, что в конечном счете ведет к росту объема инвестиций в онлайн-сектор экономики, инноваций и повышению качества предлагаемых «цифровых продуктов» (онлайн-образовательных услуг).
Заключение
Сравнительный анализ характеристик и основных направлений развития современной системы образования позволяет отметить, что специфической характеристикой является включение в образовательный процесс цифровых технологий, то есть новых форм и способов генерирования, накопления, хранения, анализа, обработки, контекстуализации и контроля знаний, которые существенно сокращают материальные и временные затраты, делают знания более доступными и легко обновляемыми. Следовательно, образовательную экосистему необходимо понимать не просто как площадку, на которой происходит процесс передачи знаний обучающимся, где процессы генерации, анализа и обработки знаний были бы выведены за пределы образовательной системы. В современном контексте цифровую образовательную экосистему необходимо понимать как сетевую инфраструктуру, которая включает совокупность тесно и интенсивно взаимодействующих стейкхолдеров (агентов, акторов), которая:
1) включает образовательную платформу, преподавателей (разработчиков и лекторов), обучающихся, учебно-методический комплекс материалов, работодателей (бизнес-среду), создателей новых знаний (научно-исследовательские организации, лаборатории);
2) создает условия для эффективного взаимодействия всех заинтересованных участников образовательной среды и регулирует эти взаимодействия;
3) организует и осуществляет свою деятельность либо с участием только цифровых технологий, либо на основе их преимущественного использования;
4) ускоряет процесс генерации интеллектуального капитала и значительно повышает рыночную капитализацию как самой системы образования, так и цифровой сетевой инфраструктуры;
5) позволяет внедриться и успешно развиться новой форме образования – онлайн-образованию, в котором весь образовательный процесс оцифрован и, по сути, является квинтэссенцией развития IT-технологий в образовании.
Главная задача цифровой образовательной экосистемы должна заключаться не столько в максимизации рыночной капитализации виртуального формата обучения (онлайн-образования), сколько в улучшении уровня и качества жизни, создании условий для повышения доступности знаний со стороны обучающихся (слушателей).
[1] Авторы данной работы рассчитывали прогнозный индекс темпов прироста онлайн-образования в 2025 году исходя из учёта среднегодовых темпов прироста онлайн-образования на уровне 8,2% и прогнозном объёме мирового рынка образовательных услуг на уровне 8,0 трлн долл.
Источники:
2. Шваб К., Дэвис Н. Технологии Четвертой промышленной революции. / Пер. с англ. - М.: Эксмо, 2018. – 320 c.
3. Zakharov N., Britvina I., Kuznetsov A. The dilemma of job creation and loss before of industry 4.0 // The Impact of Industry 4.0 on Job Creation 2019: Proceedings of scientific papers from the international scientific conference. 2020. – p. 457-462.
4. Suleimankadieva A.E., Petrov M., Popazova O. Strategic prospects for the development of human capital in the context of singularity and intellectualization of the Russian economy // Materials Science and Engineering. – 2020. – p. 012092. – doi: 10.1088/1757-899X/940/1/012092.
5. Максимцев И.А. и др. Теория и практика развития биоэкономики: инновации, цифровизация, трансформация. / монография. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. – 154 c.
6. Кузнецов Н.В. Онлайн-образование: ключевые тренды и препятствия // E-Management. – 2019. – № 1. – c. 19-25. – doi: 10.26425/2658-3445-2019-1-19-25.
7. Исследование российского рынка онлайн-образования. Innoagency.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://innoagency.ru/files/Issledovanie_rynka_rossiyskogo_online_obrazovania_2020.pdf (дата обращения: 05.06.2020).
8. Исследование рынка онлайн-образования в России. Drive.google.com. [Электронный ресурс]. URL: https://drive.google.com/file/d/1LWKKJVpUTYZCFF9xOs_hzGW7KNmEnWR1/view (дата обращения: 05.04.2021).
9. Колесникова К. Ученье-сайт. Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/01/12/v-2021-godu-rynok-onlajn-obrazovaniia-v-rossii-prodolzhit-vzryvnoj-rost.html (дата обращения: 05.08.2021).
10. 5 главных трендов в онлайн-образовании в 2019 году. Vc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/marketing/58813-5-glavnyh-trendov-v-onlayn-obrazovanii-v-2019-godu (дата обращения: 05.04.2021).
11. Исследование рынка онлайн-образования. Talenttech.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://talenttech.ru/research/issledovanie-rynka-onlajn-obrazovaniya (дата обращения: 05.09.2021).
12. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018–2025 годы, утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 №1642. Pstu.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://pstu.ru/files/2/file/fpkp/gos/2019/Gosudarstvennaya_programma_RF_%C2%ABRazvitie_obrazovaniya%C2%BB_na_2018-2025_godi.pdf (дата обращения: 05.05.2021).
13. Иванов В.В. Оценка интеллектуального капитала высших учебных заведений // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 4(36). – c. 334-337. – url: C:/Users/user/Downloads/otsenka-intellektualnogo-kapitala-vysshih-uchebnyh-zavedeniy.pdf.
14. Григорьев С.Г., Сабитов Р.А., Смирнова Г.С., Сабитов Ш.Р. Концепция формирования и развития цифровой интеллектуальной экосистемы смешанного университетского образования. Info.infojournal.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://info.infojournal.ru/jour/article/view/538?locale=ru_RU (дата обращения: 08.04.2021).
15. Кондаков М.А. Экосистема цифрового образования. Firo.ranepa.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/cifr_didactika/plenar/kondakov_plenar.pdf (дата обращения: 11.04.2021).
16. Королева Д.О., Науширванов Т.О. Экосистема развития инноваций российского образования: инфраструктурные характеристики. Факты образования. [Электронный ресурс]. URL: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/409673673.pdf (дата обращения: 08.04.2021).
17. Цифровая образовательная среда – это…. Аккредитация в образовании. [Электронный ресурс]. URL: https://akvobr.ru/cifrovaya_obrazovatelnaya_sreda_ehto.html (дата обращения: 05.07.2021).
18. Об университете 20.35. University. [Электронный ресурс]. URL: https://2035.university/about/ (дата обращения: 11.04.2021).
19. Исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий. Estars.hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://estars.hse.ru/mirror/pubs/share/211448255 (дата обращения: 05.05.2021).
20. Пандемия цифрового образования. Vc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/education/153144-pandemiya-cifrovogo-obrazovaniya (дата обращения: 04.11.2020).
21. Национальный проект «Образование». Edu.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos (дата обращения: 11.04.2021).
22. Tansley A.G. The use and abuse of vegetational concepts and terms // Ecology. – 1935. – № 3. – p. 284-307.
23. Moor J. Predators and Prey: A New Ecology of Competition // Harvard Business Review. – 1993. – № 3. – p. 75-86.
24. Катрич А. Цифровые финансовые экосистемы. Asros.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://asros.ru/upload/iblock/4c5/19421_katrich.pdf (дата обращения: 08.04.2021).
25. Колесникова О.С., Молчанов И.Н., Симонов С.Ю. Инновационно-производственная экосистема как механизм развития предприятий текстильной промышленности // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. – 2017. – № 4(370). – c. 25-29.
26. Гаврилов С.Н., Володина С.И. Информационная (цифровая) экосистема адвокатуры в контексте экосистемы цифровой экономики России // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – № 6(103). – c. 156-166. – doi: 10.17803/1994-1471.2019.103.6.156-166 .
27. Петров М.А., Пивоварова М.И. Концептуальные основы управления знаниями и систем управления знаниями. / Актуальные проблемы социологии и управления: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 3. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. – 69-74 c.
28. Pokrovskaia N.N., Petrov M.A., Gridneva M.A. Diagnostics of professional competencies and motivation of the engineer in the knowledge economy // Proceedings of the 3RD international conference ERGO-2018: Human factors in complex technical systems and environments. St. Petersburg, 2018. – p. 28-31.– doi: 10.1109/ERGO.2018.8443851.
29. Сулейманкадиева А.Э., Садырин И.А. и др. Экономика и управление интеллектуальным капиталом. / Коллектив авторов. Монография. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2020. – 183 c.
Страница обновлена: 31.07.2024 в 17:45:46