Актуальные направления оценки качества образования в РФ: требования и перспективы

Ломовцева Н.Н.1, Мигунова Л.П.1
1 Ульяновский государственный университет

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 2 (Апрель-Июнь 2016)

Цитировать:
Ломовцева Н.Н., Мигунова Л.П. Актуальные направления оценки качества образования в РФ: требования и перспективы // Экономика труда. – 2016. – Том 3. – № 2. – С. 119-130. – doi: 10.18334/et.3.2.36096.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=27658470
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы совершенствования системы оценки качества образования в соответствии с нормативно-правовыми документами, принятыми в этой области. Авторами изучены некоторые механизмы независимой оценки качества оказываемых образовательных услуг на примере Ульяновской области, выделены положительные моменты, отражены недостатки работы в этом направлении на уровне регионов. Сделаны соответствующие выводы.

Ключевые слова: образовательные учреждения, независимая система оценки качества, технологии интернет-тестирования, публичные рейтинги, внешняя независимая экспертиза

JEL-классификация: R11, C13, G24, I20



Сегодня одной из приоритетных задач реализации современной модели образования в России является формирование системы оценки качества образования. Проведенная реформа по внедрению новых условий финансирования (нормативно-душевого) и развитию конкуренции на образовательном рынке услуг по результатам деятельности учреждений, вызывает необходимость формирования механизма независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги, включая определение критериев эффективности их работы и ведение публичных рейтингов их деятельности.

Формирование независимой системы оценки качества (НСОК) работы организаций, оказывающих социальные услуги, возложено в соответствии с «майским» Указом Президента на Правительство РФ и общественные организации [1].

В целях реализации данного Указа Правительство РФ своими нормативными актами в марте 2013 года утвердило «Правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» [2] и «План мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013–2015 гг.» [3].

Ключевыми моментами независимой системы оценки качества работы организаций, согласно данным документам, являются:

- обеспечение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления организацией социальных услуг, в том числе в электронной форме;

- формирование результатов оценки качества работы организаций и рейтингов их деятельности.

Министерство образования и науки России разработало Методические рекомендации по формированию независимой системы оценки качества работы образовательных организаций для всех уровней образования, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и ведение публичных рейтингов их деятельности [4].

Следует отметить, что впервые на законодательном уровне было введено понятие «независимая оценка качества образования», которая должна проводиться сторонними относительно образовательных учреждений организациями. Нормативно-правовое обеспечение формирования НСОК, включая определение критериев эффективности работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и ведение публичных рейтингов их деятельности закреплено федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» [5].

Подходы и принципы НСОК установлены статьей 95 Федерального закона:

- Независимая оценка качества образования осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность.

- Независимая оценка качества образования осуществляется любым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

- Организация, осуществляющая оценку качества образования, устанавливает виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты.

- Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах.

- Независимая оценка качества образования может осуществляться в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования.

- Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность [5].

Сегодня одним из показателей, характеризующих качество российского образования, определена доля организаций, реализующих образовательные программы, охваченных инструментами независимой системы оценки качества образования. Этот показатель в соответствии с планом деятельности Министерства образования и науки РФ на 2013–2018 годы должен вырасти от 2 % в 2013 году до 95 % к 2018 году [6], что говорит о необходимости применения такой оценки и самими организациями, и общественностью.

Оценка качества образования подразумевает оценку качества образовательных достижений обучающихся и оценку качества образовательного процесса. Следовательно, главным критерием оценки качества образования является определение уровня учебных достижений учащихся в соответствии с принятыми государственными стандартами. Поэтому в современных условиях актуальной задачей становится разработка независимого эффективного измерительного инструмента, который мог бы «измерять» качество не только итоговой аттестацией при переходе со ступени на ступень, но и на всем периоде обучения, независимо от типа и вида образовательной организации, региональных особенностей, местных условий.

Например, одним из таких инструментов является автоматизированная универсальная тестовая система диагностики качества образования «Дикобраз», в основе которой положены принципы сетевого взаимодействия участников образовательного процесса с использованием технологии дистанционного компьютерного интернет-тестирования с автоматической обработкой результатов и их мгновенного отображения на страницах образовательного интернет-портала «Инновации в образовании».

Независимость процедуры интернет-тестирования достигается за счет использования единого закрытого банка тестовых заданий, скомплектованного независимой общественно-профессиональной структурой, автоматического формирования индивидуального теста для каждого тестируемого и исключения из процесса оценивания результата выполнения теста заинтересованными лицами.

Данный инструмент позволяет образовательным организациям оперативно выполнить независимую диагностику учебных достижений своих учащихся по единым критериям и предъявить ее результаты организациям, осуществляющим независимую оценку качества образования. Поскольку оценивание результатов осуществляется автоматизированной системой по единым критериям, эти организации совместно с органами управления образованием могут выполнить сопоставимый анализ достигнутых результатов и использовать их для составления рейтингов образовательных организаций.

Рассматривая региональный аспект НСОК, можно выделить как положительные моменты этой системы, так и ее недостатки. Например, в Ульяновской области начиная с 2009 года образовательные учреждения участвуют в независимой оценке в рамках реализации проекта «Модель общественно-государственной оценки качества обучения как элемент региональной системы оценки качества образования». В 2013 году механизм независимой оценки стал применяться в системе среднего профессионального образования. По итогам 2014 года более 30 % образовательных учреждений региона участвовали в независимой оценке качества образования по технологии интернет-тестирования.

Апробация механизмов независимой оценки позволила ввести технологию интернет-тестирования в процедуры государственного контроля качества образования и государственной аккредитации.

В настоящее время в системе оценки качества образования в образовательных учреждениях Ульяновской области (начальной, основной и средней школах, учреждениях профессионального образования) используются различные тестовые системы: АСТ-ТЕСТ, «Дикобраз», ФЭПО-ТЕСТ с привлечением таких общественных структур, как:

- Ассоциация «Лучшие школы Ульяновской области» и Совет директоров учреждений начального и среднего профессионального образования (опорные образовательные учреждения).

- Сетевое объединение общественных методистов (составители – комплектовщики единой региональной базы КИМ).

- Электронные средства массовой информации «Инновации в образовании» (технологический инструмент обеспечения процедуры независимой объективной диагностики качества обучения).

По результатам тестирования составляются:

1. рейтинг активности муниципальных образований в реализации проекта;

2. рейтинг показателей степени обучаемости в образовательных учреждениях региона.

Эффективность реализации данного подхода подтверждается такими критериями, как:

- ростом активности органов управления образованием муниципалитетов и школ в организации компьютерной диагностики в рамках внутришкольного мониторинга;

- востребованностью результатов диагностики не только педагогами и администрацией школы, но и учащимися и их родителями.

При этом можно отметить и недостатки этого механизма:

1. отсутствие бюджетного финансирования проведения мероприятий по независимой оценке качества образования (финансирование процедуры осуществляется за счет родительских средств), что ограничивает поле применения;

2. нормативно-правовые акты муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных учреждений не отражают вопросов обеспечения конкурентоспособности образовательных учреждений через развитие системы независимых рейтингов и участия в них образовательных учреждений;

3. многие образовательные учреждения не используют полученные результаты для анализа ситуации и принятия решений, направленных на повышение качества образования, хотя и получают конкретные данные: например, о степени обучаемости и усвоении содержания изучаемого материала каждым учеником, классом по конкретным предметам.

4. в годовой аналитической отчетности и в планируемой документации эти результаты не отражаются, не определяется система мероприятий, направленная на решение возникших проблем.

Работа по реализации вышеуказанного проекта в регионе продолжается: сформированы графики внутреннего школьного мониторинга с использованием независимой оценки качества обучения, определяются эффективные механизмы взаимодействия участников проекта, вопросы независимой оценки качества в образовательных учреждениях являются предметом обсуждения на совещаниях различного уровня, запланирована серия информационных семинаров для муниципальных образований по вопросам оценки качества. Очевидно, что успех будет ожидать те системы оценки качества образования, которые в наибольшей степени влияют на принятие адекватных управленческих решений и которые позволяют потребителям образовательной услуги получать объективную и качественную информацию о деятельности образовательных учреждений.

Федеральной целевой программой развития образования России на 2011–2015 годы было предусмотрено создание системы независимой оценки качества начального, среднего и высшего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования [7]. Предполагается, что развитие внешней оценки качества образования будет включать общественную и профессиональную оценки качества, общественную и профессиональную аккредитацию и составление по их итогам рейтинга образовательных организаций. Решение поставленной задачи, в числе прочего, подразумевает создание условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, общественной и общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ. Общественно-профессиональная аккредитация – это результат признания заинтересованными сторонами соответствия уровня качества и гарантий качества образования учебного заведения установленным стандартам и требованиям.

Механизмы оценки качества образования на сегодняшний день сформированы не в полном объеме, проводится тщательный анализ зарубежных систем независимой оценки качества образования, разрабатываются и апробируются модели, которые позволят сформировать единые подходы к оценке качества образования. В итоге должна быть создана система как внутренней оценки качества в учебных заведениях, так и внешней независимой экспертизы, осуществляемой специальными организациями.

В регионах РФ ведется работа по формированию единых подходов к проведению оценки качества образования. Следует отметить, что не у всех субъектов РФ имеется региональный нормативный акт, регламентирующий процедуру и технологию оценки качества образования, распределение функций между организациями, ответственных за проведение оценочных процедур. То есть в России пока еще не созданы надежные системы, обеспечивающие как достижение объективной оценки, так и необходимый уровень качества образования.

Государство планирует оставить за собой лишь функцию формального регулировщика и контролера деятельности учреждений, предоставляющих образовательные услуги, а заказ или, следуя терминологии рыночной экономики, спрос на эти услуги, формируют потребители – учащиеся и их родители. В этой связи возрастает роль публичных механизмов оценки качества образования, таких, например, как публикация на официальных сайтах образовательных учреждений отчетов по самообследованию, введение официальных рейтингов деятельности школ и другие формы представления результатов деятельности учреждений для широкой общественности. Ресурсы данных механизмов в настоящее время используются не в полном объеме.

Для процедур оценки качества образования сегодня нужны высококвалифицированные эксперты, представляющие интересы не только педагогического сообщества, но и интересы родителей, работодателей. Председатель Комитета по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области Батанова М. А. на семинаре «Развитие механизмов оценки качества образования в Ульяновской области» констатировала: «Мы пришли к пониманию, что нам необходимо создавать ассоциации независимых экспертов и для государственных процедур (государственного контроля качества образования, государственного надзора в области образования, государственной аккредитации образовательных программ), и для общественной аккредитации образовательных программ. Механизмы и системы подготовки этих двух категорий экспертов будут существенно отличаться» [8].

Одним из основных направлений оценки качества образования является построение образовательными учреждениями системы внутреннего мониторинга качества образования. Если этим не заниматься, то невозможно гарантировать качество образования.

Таким образом, тенденции развития системы образования на сегодняшний день выражаются в стремлении обеспечить новое качество образования, отвечающее современным требованиям. При этом роль независимых организаций, государственных органов надзора и контроля, а также роль общественности в механизме оценки качества возрастает. И задача современного образовательного учреждения обеспечить и достойно представить результаты своей деятельности, реализуя принципы «открытости» и «прозрачности», используя различные механизмы внешней экспертизы качества образования: ЕГЭ, ГИА, независимую оценку качества образования, общественную аккредитацию образовательных программ, участие в публичных рейтингах по качеству образования.


Источники:

1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2013 № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги».
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.03.2013 № 487-р «План мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013–2015 гг.».
4. «Методические рекомендации по формированию независимой системы оценки качества образовательных организаций», утв. Министерством образования и науки Российской Федерации от 14.10.2013.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
6. План деятельности Министерства образования и науки РФ на 2013–2018 годы.
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 № 163-р «Федеральная целевая программа развития образования России на 2011–2015 годы».
8. Доклад председателя Комитета М.А. Батановой на заседании Коллегии Комитета 22.02.2013 «Развитие механизмов оценки качества в системе профессионального образования региона» [Электронный ресурс] // Ulgov.ru. – 2013. – 11 марта. – Режим доступа: http://ulgov.ru/page/index/permlink/id/8148/

Страница обновлена: 14.07.2024 в 11:36:44