Таможенные органы России в борьбе с теневой экономикой: текущее состояние и перспективы противодействия

Джабиев А.П.1
1 Российский университет транспорта, Россия, Москва

Статья в журнале

Теневая экономика
Том 5, Номер 2 (Апрель-июнь 2021)

Цитировать:
Джабиев А.П. Таможенные органы России в борьбе с теневой экономикой: текущее состояние и перспективы противодействия // Теневая экономика. – 2021. – Том 5. – № 2. – С. 125-144. – doi: 10.18334/tek.5.2.112408.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46338658

Аннотация:
В статье исследуются современное состояние и основные направления противодействия теневой экономике при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС. В мировой практике теневую экономику считают противозаконной, когда её хозяйственная деятельность не регистрируется соответствующими государственными ведомствами. Осуществление любых форм экономической деятельности, связанной с нелегальным производством товаров и услуг, перевозкой контрафактной продукции, сокрытием доходов, оборотом неучтенной наличности, отмыванием денег, — всегда создаёт предпосылки и идеальные условия для несправедливого перераспределения экономических благ. Для предупреждения и пресечения контрафактной продукции весьма важную роль играют органы таможенного дела, которые противодействуют перемещению контрафактной и фальсифицированной продукции, незаконно ввезённой на таможенную территорию ЕАЭС. Автор в статье рассматривает причины и последствия функционирования теневой экономики, в результате чего, сформулированы рекомендации и предложения для устранения этих негативных последствий. Автор приходит к выводу, что таможенным органам России следует сосредотачиваться не только на основополагающей и ключевой фискальной функции, но и на правоохранительной функции, от качественного выполнения которой, зависит жизнь и здоровье граждан страны.

Ключевые слова: теневая экономика, таможенная граница, внешнеэкономическая деятельность, контрафактная продукция, таможенный реестр интеллектуальной собственности

JEL-классификация: O17, O34, F19



Введение

В экономической науке особое место занимают проблемы теневой экономики, охватывающей все сферы хозяйственной жизни человечества. Теневая экономика является сложным явлением, включающим широкий спектр видов деятельности, таких как незаконное, подпольное и неформальное производство, купля-продажа товаров. Она остается одним из основных факторов замедления темпов экономического и социального развития, ибо во всех случаях теневая экономика будет находиться в формате незаконных экспортно-импортных операций. Теневая экономика называется еще и неформальной, так как ее результаты устойчиво скрываются от общественности и органов государственной власти без соответствующего учета и контроля. Она развивается стихийно в обход соответствующей нормативно-правовой базы, в результате чего доходы в этом случае не облагаются налогом, причем «теневая экономика будет становиться все сложнее для мониторинга, оценки и ее потенциального контроля» [5] (Drobot, Makarov, 2021).

Теневая экономика – экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учета, получила широкое распространение в мировой практике. «Сразу хочется отметить тот факт, что сегодня не существует единых подходов по

исследованию данного явления начиная с самого термина, структуры, причин и последствий, что порождает разночтения в их определении [4] (Burov, 2017). Она постоянно меняется и динамично адаптируется к современным методам работы потребительского рынка и росту цифровой экономики. Произошедшие социальные трансформации и глобализация приводят к появлению новых видов деятельности в теневой экономике, которые расширяются в широких масштабах, приводят к несбалансированности в рыночной конкуренции, когда компании, не регистрируя или не занижая свои доходы, получают конкурентное преимущество перед организациями, которые строго соблюдают нормативные и правовые акты. Поскольку коммерческая деятельность в теневой экономике не облагается налогом, она снижает государственные доходы и зачастую составляет значительную долю налогового разрыва. Это в известной степени происходит потому, что «предпринимательский процесс стимулирует экономическую деятельность в формальной экономике; однако теоретически мало что известно о том, как работает предпринимательский процесс в неформальной экономике» [17] (Webb, Tihanyi, Ireland, Sirmon, 2009).

Другим важным источником налогового разрыва могут быть налоговые махинации, в частности мошенничество с НДС и другими видами налогов.

Такие негативные тенденции создают новые социальные проблемы и способны подорвать соблюдение налогового законодательства в более широком масштабе. Кроме того, наблюдается рост преступности на рынке труда, трансграничных мошенничеств, все более в изощренной форме используются технологии, создающие потенциальную угрозу для налоговой базы.

При этом теневая экономика формально использует инструменты, аналогичные официальной экономике, в состав которых входит тарифная политика, мониторинг и контроль за реализацией контрактной деятельности, порядок формирования конкурентной среды, что неблагоприятно сказывается на доходной части консолидированного бюджета. Вместе с тем стремительные и интенсивные действия участников теневой экономики становятся сдерживающим фактором привлечения инвестиций в экономику государства, в значительной степени препятствуют современному развитию экономики.

Теневая экономика – часть неформального сектора, «черной» экономики, подпольной экономики или «серой» экономики, является «мощный фактором торможения развития общества» [1] (Ahmeduev, 2015). Она может включать себя в трудовую деятельность, сопряженную с незаконной торговлей, порою незаконными товарами, не соблюдая нормативно-правовую базу, регулирующую правила торговли.

Согласно оценкам экспертов, за последние годы «средневзвешенный размер теневой экономики (в процентах от «официального» валового внутреннего продукта) в странах Африки к югу от Сахары составляет 38,4%» [25] (Schneider, Buehn, Montenegro, 2010). Теневая экономика ВВП Великобритании составляет около 10%, 14% в странах Северной Европы и около 20–30% во многих странах Южной Европы. В то же время следует отметить, что «неформальная экономика в настоящее время является важным компонентом экономической деятельности и процесса развития в странах с малой экономикой» [18] (King, 1975). «Неформальное производство в таких странах охватывает те виды деятельности, которые направлены на получение приличной прибыли» [19] (Kloosterman, Van Leun, Rath, 1999).

Наряду с другими правоохранительными органами государственной власти таможенные органы играют ключевую роль в обеспечении экономической безопасности страны. Задачами, которые непосредственно осуществляют таможенные органы в этой сфере, являются: борьба с незаконными валютными операциями, с контрабандой, с незаконной перевозкой запрещенных предметов, веществ и так далее. Несмотря на то, что таможенная служба является принципиально важным органом в сфере противодействия теневой экономике, так как одним из ключевых стратегических ориентиров таможенной политики остается фискальная составляющая, ибо функциональные обязанности таможенных органов непосредственно сопряжены с таможенным контролем в целях недопущения незаконного провоза контрафактной продукции, «обеспечивая защиту отечественного товаропроизводителя и объем поступлений в доходную часть федерального бюджета» [7] ( Pankova, Levin, Popov, 2020).

Актуальность представленной работы обуславливается тем, что в условиях развития цифровой экономики теневая экономика и организованная преступность достигли значительных масштабов и угрожают основополагающим принципам обеспечения экономической безопасности. Таможенные органы России, являясь субъектом правоохранительной деятельности, реально действующим инструментом противодействия теневой экономике, призваны усилить формирование и совершенствование инструментов противодействия теневой экономике, приобретающей реальные очертания криминальной экономики.

Цель исследования состоит в анализе и исследовании теоретико-методологических подходов к противодействию теневой экономике в системе таможенных органов России с целью обеспечения экономической безопасности, а также выработки методических принципов, содействующих минимизации негативных последствий развития теневой экономической деятельности.

Теоретическая и методологическая основа работы. В ходе исследования применялись нормативно-правовая база таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности и смежные области науки, получившие отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых в контексте противодействия теневым экономическим проявлениям. Методологической базой послужили общенаучные методы формально-логического и сравнительного анализа, методы научного познания современной экономической теории и методы экспертных оценок.

Научная новизна исследования состоит в том, что на базе анализа деятельности таможенных органов России по борьбе с теневой экономикой применен систематизированный подход к исследованию проблем создания организационно-технических основ для формирования качественно новой, высокотехнологичной и высокоэффективной таможенной политики, насыщенной искусственным интеллектом и цифровыми технологиями в целях противодействия теневой экономике. На основе проведенного анализа предложен комплекс научно обоснованных рекомендаций и предложений, способствующих преодолению дальнейшего возрастания теневой экономики.

Прочно укоренившаяся в России теневая экономика позволяет нам говорить о том, что данный деструктивный элемент выполняет в жизни нашего общества разрушительные и дестабилизирующие функции. Сущность этих функций заключается в том, что неправомерное производство товаров и услуг, ведение предпринимательской деятельности без согласования с соответствующими органами государственной власти, оборот неучтенной наличности, уклонение от уплаты налогов, неправомерный вывод денег, подавляющее большинство которых перемещается через таможенную границу ЕАЭС, приводят к угрожающему перетеканию денег из легального сектора экономики в теневой, благодаря чему все эти негативные и неправомерные тенденции приводят к серьезным последствиям для пополнения доходной части федерального бюджета.

Правда, некоторые зарубежные авторы доказывают, что растущее бремя налогообложения и взносов на социальное обеспечение лежит именно в основе теневой экономики [26] (Schneider, 2005). Однако в настоящее время подобного рода утверждения не верифицируются такими методами развивать экономику России, поскольку теневая экономика включает в себя преступную деятельность, связанную с торговлей наркотиками и незаконным ввозом и вывозом товаров и капитала.

Когда экономисты подсчитывают ВВП страны, они не включают то, что происходит в теневой экономике. В странах, где теневая экономика значительно пропорциональна общему ВВП, государственные доходы являются низкими. Теневая экономика – хозяйственная деятельность, включающая в себя контрабанду, производство фальсифицированной продукции, уклонение от налогов. Такая деятельность осуществляется вне государственного контроля, происходит дифференциация, неравномерное распределение доходов не по правилам, благодаря чему одновременно снижается уровень благосостояния общества, падает совокупность ранее взаимосвязанных, согласованных методов и средств управления всей хозяйственной системы. Многие западные политики уже давно «обеспокоены подпольной экономикой в странах с переходной экономикой и неравенством доходов» [20] (Rosser, Rosser, 2001), вследствие чего «сотрудничество между западными таможенными службами и другими государственными органами существенно влияет на сокращение серой экономики, увеличение притока средств в бюджет и снижение безработицы» [21] (Nikolic, Chudan, Djordjevic, 2016).

Существуют эффективные инструменты и механизмы профилактики противодействия теневому сектору экономики. Эти инструменты и механизмы сопряжены с формированием качественно новой, высокотехнологичной и высокоэффективной таможенной службы, благодаря чему успешно внедрены всеобъемлющая цифровизация и передовые информационные технологии всех совершаемых таможенных операций.

Инструменты и механизмы в сфере таможенного дела по обеспечению противодействия теневой экономике

На современном этапе в развитии хозяйственной жизни России важнейшую роль играет обеспечение экономической безопасности, чтобы повысить эффективность и конкурентоспособность национальной экономики и минимизировать или предотвратить влияние внешних угроз. Решая задачи обеспечения экономической безопасности и устойчивого экономического роста, существенную роль играют таможенные органы. Они являются ключевым звеном в организации противодействия теневой экономике в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В ст. 1 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» говорится, что целями Федерального закона является обеспечение экономической безопасности Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами. Исходя из содержания данной статьи, таможенные органы играют значительную роль в укреплении экономической безопасности нашей страны. Наряду с другими правоохранительными органами таможенные органы выполняют обширный спектр задач в этой сфере – от обеспечения защиты национальных интересов на международной арене до предотвращения угрозы жизни и здоровью общества.

На современном этапе с учетом развития глобальной экономики, перемещения капиталов, товаров и услуг, гигантского расширения международных пассажирских и грузовых перевозок «международная противоправная деятельность не только не прекратила свое существование, но и приобрела новые формы, повысилась ее латентность и интеллектуальная проработка» [9] (Yudintsev, 2019). В ней теперь диктует свои условия криминальный мир, выступающий в роли представителей должностных лиц и чиновников, организованных предпринимательских структур, квалифицирующихся как потенциальные участники теневой экономики, то есть так называемые белые воротнички, или «беловоротничковая преступность» (от англ. White-collar crime).

Для подтверждения данной тенденции хорошей иллюстрацией служит последовательно проводимый ФТС России курс на обеспечение и укрепление экономической безопасности нашей страны. Выполняя функции правоохранительной деятельности, таможенные органы противодействуют преступлениям, совершаемым представителями теневой экономики при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС. Таможенные органы выявляют и пресекают перемещение контрабанды наркотических веществ, оружия и продукции военного назначения, предметов художественного, исторического и археологического достояния. При перевозке этих товаров контрабандисты стараются провезти их через таможенную территорию без таможенного контроля с использованием поддельных документов, в них отсутствует обязательное наложение средств таможенной идентификации (нанесение цифровой, буквенной или иной маркировки, идентификационных знаков, наложение пломб и печатей на отдельные грузовые места).

Таможенные органы несут ответственность за соблюдение правовых норм таможенного регулирования товаров и транспортных средств при перемещении их через таможенную границу. Полномочия, которыми обладает персонал таможенных органов, довольно обширны и разнообразны. Однако необходимо всегда помнить, что «роль таможни, как и любого правоохранительного органа, заключается в обеспечении соблюдения закона, и хотя эта ответственность оставалась неизменной на протяжении веков, но многие направления и тенденции резко изменились в течение последних трех десятилетий» [23] (Widdowson, 2020). Данный посыл говорит о том, что действительно за последние десятилетия очень многое изменилось в условиях расширения политики свободной торговли, но с другой стороны, необходимо с учетом этих изменений обеспечить экономическую безопасность страны в рамках участившихся случаев перевозки контрафактной продукции, способствующей развитию теневой экономики.

В целях обеспечения защиты жизни и здоровья населения от некачественной продукции ФТС России ведет реестр объектов интеллектуальной собственности, который помогает таможенным органам бороться с незаконными участниками внешнеэкономической деятельности, не соблюдающими права владельцев товарных знаков.

Как показывают оперативные данные ФТС России, по итогам работы 2020 г. таможенными органами выявлено более 8 млн единиц контрафактной продукции [10] (Shklyaev, 2020 ), возбуждено 1 998 уголовных дел (в 2019 г. их было 1 928), в том числе: 826 уголовных дел – по фактам контрабанды сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, ядерных материалов, огнестрельного оружия, боеприпасов, оружия массового поражения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов (в 2019 г. – 677); 277 уголовных дел – по фактам незаконного образования или реорганизации юридического лица (в 2019 г. – 239); 10 уголовных дел по фактам легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (в 2019 г. – 3) [3] (Bulavin, 2021).

В условиях усиливающейся пандемии таможенные органы России столкнулись с очередными проблемами, связанными с криминальными элементами, которые усилили свою неправомерную деятельность, имея в виду, что таможенные органы, как и другие правоохранительные ведомства, активно заняты проблемами борьбы против коронавируса. В связи с этим ФТС России создал эффективную систему и принимает оперативные меры по обеспечению экономической безопасности страны против тех представителей бизнеса, которые, нарушая правительственные нормативные акты России, попытались вывезти из страны средства индивидуальной защиты, дефицитные дезинфицирующие вещества и материалы для их производства [11].

Благодаря эффективным действиям правоохранительными подразделениями таможенной службы в 2020 году из незаконного оборота изъяты 9 тонн наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ, более 14 миллионов упаковок табачных изделий, 52 тонны табака рыночной стоимостью почти миллиард рублей, по которым возбуждено 2000 уголовных и 114 000 административных дел [12]. Особое внимание было уделено пресечению преступлений в отношении наукоемких и стратегически важных сырьевых товаров, благодаря чему взыскано штрафов на сумму более 2 млрд рублей. В уполномоченные органы передан товар, обращенный в федеральную собственность, стоимостью более 9 миллиардов рублей. Мобильными группами таможенных органов выявлено более 77 тысяч тонн запрещенных к ввозу товаров, в том числе свыше 820 тонн санкционных [2] (Bulavin, 2021).

Как показывает опыт, это организованные группировки, которые располагают финансовыми активами, связями в секторе государственного управления, активно используют сеть Интернет для информационных атак на Службу [2] (Bulavin, 2021). Однако благодаря профессионализму сотрудников и эффективному и слаженному взаимодействию со всеми правоохранительными органами, общественностью и добросовестным бизнесом была проведена серьезная борьба с мошенничеством и теневой экономикой, по меткому замечанию зарубежных экспертов, ставшая «классической проблемой для всех правоохранительных органов, экономистов и статистиков» [22] (Mikuriya, Cantens, 2020).

В целях эффективного противодействия теневой экономике таможенными органами России налажены конструктивное взаимодействие с таможенными органами мирового сообщества. ФТС России наладила качественные взаимоотношения фактически со всеми регионами мира, проводит работу по расширению масштабных проектов для упрощения и ускорения совершения таможенных операций с одновременным сохранением надлежащего уровня контроля за безопасностью развития международной торговой политики. Несмотря на продолжающуюся коронавирусную инфекцию, масштабы сотрудничества в сфере таможенного дела не только не снижены, но и получили новую фазу развития с целью свободного перемещения через границы грузов, чтобы противодействовать не только теневой экономике, но и разразившейся пандемии COVID-19 и ее последствиям.

Внедрение механизмов института прослеживаемости в процессе перемещения товаров

В целях дальнейшего обеспечения противодействия теневой экономике в системе таможенной политики России сконструированы новые способы и концепции координат, в которых значительное внимание уделяется противодействию теневой экономике и созданию благоприятных условий для цивилизованного развития внешней торговли. Таможенные органы стоят на страже интересов государства, обеспечивая меры защиты экономических интересов, ведут борьбу против нарушителей, «пропуская законные товары и закрывая доступ к незаконно провозимой контрафактной продукции» [24] (Kafando, 2020).

Основными причинами и предпосылками создания института прослеживаемости товаров послужили выработанные рекомендации и предложения, согласованные в рамках взаимных договоренностей между Россией и ЕАЭС, по связыванию и унификации национальных информационных систем государств – членов ЕАЭС для обеспечения обязательной прослеживаемости перемещения товаров.

Кроме того, основной целью внедрения системы прослеживаемости товаров стало обеспечение поступления и приема текущей достоверной информации о перемещении товаров для противодействия незаконному ввозу и обороту таких товаров. Система прослеживаемости товаров – способ таможенного контроля, с помощью которого можно наблюдать за перемещением товара от момента его ввоза на таможенную территорию ЕАЭС до момента передачи потребителю, то есть от производителя к конечному потребителю. Прослеживаемость товаров – совокупность правил учета и хранения информации о ввозимых товарах из других государств, благодаря чему таможенные органы смогут успешно противодействовать серому импорту и нелегальному обороту, снизить долю контрафактных товаров. В данном случае таможенный инспектор будет наблюдать не за каждой единицей товара, а за всей партией одновременно в процессе их перемещения.

Правила прослеживаемости товаров вступили в силу с 1 июля 2021 г., утвержденные Федеральным законом от 09.11.2020 № 371-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации».

Федеральным законом предусмотрено, что комплекс мероприятий, обеспечивающих регистрацию движения товаров по товаропроводящей сети, может быть реализован двумя способами:

- физической прослеживаемостью (вид прослеживаемости, обеспеченной с помощью маркировки);

- документальной прослеживаемостью, которая обеспечивается с помощью передачи данных о движении товара в сопроводительных документах (товарно-транспортных накладных, товарных накладных, налоговых и иных документах).

Формирование института прослеживаемости товаров является одной из важнейших исследуемых концепций, способствующей продвижению на качественно новый уровень таможенного администрирования в рамках контрольно-надзорной деятельности ФТС России и ФНС России.

Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности –фактор эффективного противодействия теневой экономике

Обеспечение надежной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности от противоправных посягательств – одна из приоритетных задач правоохранительной деятельности. Объекты интеллектуальной собственности становятся действенным инструментом повышения конкурентоспособности предприятий любого государства на внешних рынках. Права интеллектуальной собственности – авторские права, патенты, товарные знаки играют жизненно важную роль в развитии экономики, в стимулировании инновационной деятельности, благодаря чему «защита прав интеллектуальной собственности приобретает все большее значение в условиях глобализации мировой экономики» [6] (Drobot, Kostyleva, 2015). В последние годы в России наблюдается прогрессивное развитие в организации деятельности правоохранительных органов и органов государственного контроля и надзора в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, совершенствуется нормативно-правовая база, регулирующая правовые основы данной сферы, благодаря чему чаще стали обнаруживаться правонарушения с последующим принятием действенных мер реагирования.

Защита прав интеллектуальной собственности – одна из важнейших задач ФТС России, так как на таможенные органы возложена ответственная миссия при перемещении объектов интеллектуальной собственности через таможенную территорию ЕАЭС, чтобы противостоять незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности.

Исследуя концепцию о защите прав интеллектуальной собственности, нельзя не упомянуть также международную систему охраны интеллектуальной собственности, которая формирует унифицированные подходы к обеспечению защиты прав интеллектуальной деятельности. Все мероприятия по международному сотрудничеству координирует Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Однако проблемы соблюдения прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС регулируются также на наднациональном уровне. Регламентирование защиты прав интеллектуальной собственности в рамках ЕАЭС носит комплексный, многоуровневый характер. На международном уровне эти отношения регулируются нормами конвенций и соглашений, к которым относятся Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). В них разработаны нормы, принципы, касающиеся наличия, объема и использования прав интеллектуальной собственности, а также процедур и средств обеспечения этих прав в отношениях, связанных с торговлей [13].

К актам наднационального уровня относятся соглашения и договоры государств – членов Евразийского экономического союза:

- Договор о Евразийском экономическом союзе;

- Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС;

- Соглашение о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности.

Согласно данным соглашениям и договорам, договаривающиеся стороны осуществляют совместную деятельность по совершенствованию механизмов управления интеллектуальной собственностью, противодействию правонарушениям в сфере интеллектуальной собственности путем:

– осуществления совместных действий по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в сфере интеллектуальной собственности и противодействию таким правонарушениям;

- принятия эффективных мер для предупреждения и пресечения правонарушений в сфере интеллектуальной собственности;

- взаимной защиты хозяйствующих субъектов государств – участников настоящего Соглашения от недобросовестной конкуренции в сфере интеллектуальной собственности [14].

Обращает на себя внимание тот факт, что таможенным органам предоставлено право самостоятельно предпринимать действенные меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, противодействовать теневой экономике без участия правообладателя в соответствии с международными нормами и правилами.

Согласно сведениям ФТС России, по состоянию на 31 декабря 2020 года в Таможенном реестре зарегистрирован 5 401 объект интеллектуальной собственности, принадлежащий как зарубежным, так и российским компаниям, в том числе 5 360 товарных знаков, 33 объекта авторского права, 8 наименований мест происхождения товаров [15].

Особо заслуживает быть отмеченным тот факт, что ответственность за неправомерное использование объектов интеллектуальной собственности регламентируют Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 7.12, 14.10) и Уголовный кодекс РФ (ст. 146, 180). В названных правовых документах заложены правовые основы, предусматривающие привлечение к административной и уголовной ответственности за правонарушения, связанные с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности, посягательством на результаты интеллектуальной деятельности.

Благодаря строгому соблюдению положения упомянутой нормативно-правовой базы, таможенными органами в 2020 году выявлено 13,3 млн единиц контрафактной продукции, в том числе на этапе таможенного декларирования – 70%, на этапе таможенного контроля после выпуска товаров – 20% от общего количества выявленных контрафактных товаров. Предотвращен ущерб, который мог быть причинен правообладателям в связи с введением товаров в гражданский оборот на сумму 4,7 млрд рублей. Пресечена попытка ввоза контрафактной продукции из более чем двух десятков стран, преимущественно Юго-Восточной и Центральной Азии [2] (Bulavin, 2021).

Контроль за соблюдением прав интеллектуальной собственности при совершении таможенных операций производится не только при реализации товаров через торговую сеть, но и в процессе декларирования, когда они пересекают таможенную границу ЕАЭС. При совершении таможенных операций активно используется система управления рисками, которая способна выявить вероятность подделки в зависимости от категории товаров.

Сформированы основные подходы ФТС России к организации защиты таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, перемещаемых в трансграничной (внешней) электронной торговле.

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственностиадминистративный регламент противодействия теневой экономике

Принципиально важной составляющей таможенного контроля по борьбе с ввозом нелегальных товаров и обеспечения защиты интересов правообладателей интеллектуальной собственности является таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (РОИС), над которым ФТС России осуществляет руководство.

Статья 327 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что «меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности принимаются в отношении помещаемых под таможенные процедуры товаров, содержащих объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки и наименования мест происхождения товара, включенные по заявлению правообладателя в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств – членов Союза или в таможенный реестр» [16].

РОИС предусматривает защиту прав на объекты интеллектуальной собственности, располагает сведениями о правообладателях торговых знаков, являющихся объектом интеллектуальной собственности, за нарушение права использования которых наступает административная и уголовная ответственность. Регистрация торгового знака в РОИС предусматривает ограничения для ввоза нелегальных и контрафактных товаров, оказывает помощь правообладателям и повышает продажу лицензий. Товары, которые зарегистрированы в Реестре и на них нанесены торговые символы и знаки, надежно защищены от недобросовестной конкуренции для увеличения объема продаж.

РОИС защищает потребителей от подделок ненадлежащего качества, использующих торговый знак патентообладателя и нередко имеющих неразличимый внешний облик или наружность и стоимость, аналогичную со стоимостью оригинальной и зарегистрированной в соответствии с требованиями ВОИС продукции. В конечном итоге участники теневой экономики нередко реализуют контрафактную продукцию, являющуюся товаром-имитатором, способным ввести потребителя в заблуждение, нанести материальный ущерб и вред здоровью и жизни людей. Поэтому умелое использование РОИС способно предупредить и определить нарушителей и предоставить доказательства для их законного наказания. Поэтому данная мера является принципиально важным инструментом для борьбы с контрафактом и неправомерным ввозом продукции на таможенную территорию ЕАЭС.

Итак, РОИС – важнейший инструмент обеспечения защиты прав правообладателя, способствующий повышению его социальной ответственности и успешной реализации товаров. Товар всегда будет обеспечен дополнительной защитой от недобросовестной конкуренции, становится легкоузнаваемым потребителем и будет пользоваться хорошим спросом на внешних рынках.

Следует особо подчеркнуть, что в связи с распространением новой коронавирусной инфекции наблюдаются тенденции существенного снижения количества выявленных контрафактных товаров при перемещении их физическими лицами. Однако для выхода из сложившейся ситуации таможенная служба выстраивает свою деятельность с представителями предпринимательских структур, правообладателями, в результате чего могут быть выявлены недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности. К примеру, субъекты хозяйственной деятельности могут информировать таможенные органы о фактах обнаружения контрафактной продукции через личный кабинет на сайте ФТС России. После получения такой информации таможенные органы вынуждены принимать соответствующие меры, чтобы воздействовать на недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

Заключение

Исходя из результатов проведенного нами анализа, представляющих интерес для нашего исследования, можно сделать некоторые частные выводы о том, что на современном этапе таможенная служба РФ сталкивается с различными угрозами и вызовами, которые спровоцированы теневой экономикой и могут нанести весьма серьезный ущерб национальной и экономической безопасности России. В этих условиях теневая экономика является одной из потенциальных угроз экономической безопасности, таможенные органы оказывают противодействие теневой экономике благодаря осуществлению возложенных на них функций.

Формирование инструментов и механизмов по противодействию теневой экономике является многогранной и разносторонней процедурой, обусловленной целесообразностью коммуникативной активности многоступенчатых структур хозяйственной деятельности. Таможенные органы России применяют разнообразные способы и методы противодействия теневой экономике, способствующие тесному сотрудничеству патентообладателей и таможенных органов. Такое сотрудничество осуществляется путем проведения совместных мероприятий по защите товарных знаков между таможенными службами разных стран. Отличительной чертой этих отношений являются взаимный обмен идеями, знаниями, технологиями, связанными с передачей информационных массивов о фактах перемещения контрафактной продукции через таможенную границу ЕАЭС.

Увеличивающиеся масштабы теневой экономики требуют адекватного комплексного ответа со стороны таможенных органов, обеспечения экономической безопасности и устойчивого развития. С целью оказания эффективного противодействия теневой экономике весьма важным и крайне актуальным является проведение контроля после выпуска товаров, помещаемых под таможенные процедуры, содержащих объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки и наименования мест происхождения товара путем осмотра торговых площадей, мест продажи и возможного хранения для реализации контрафактной продукции.

Особое научно-теоретическое значение приобретает ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, в котором собрана необходимая информация об объектах авторских прав, торговых и товарных знаках. Таможенный реестр как справочник постоянно обновляется необходимой информацией для защиты интересов патентообладателей продукции в целях пресечения нелегального использования торговых марок. Реестр выступает действенным инструментом, стержневым элементом, основным источником сбора доказательной базы для противодействия нелегальному ввозу контрафактной продукции с целью установления нарушителей прав патентообладателей.

В условиях проведения социально-экономических реформ, основанных на принципах свободного предпринимательства, приватизации государственной собственности, происходит снижение уровня социальных гарантий общества, а также «повышенное бремя налогообложения в сочетании с регулированием (рынка труда) становятся движущими силами теневой экономики» [27] (Schneider, Buehn, Montenegro, 2010). Именно на фоне этих трансформационных тенденций появляются новые виды правонарушений, связанных с переводом финансовых средств на счета нерезидентов с использованием поддельных документов и незаконным образованием юридического лица. На этот счет профессор университета имени Иоганна Кеплера в Линце Фридрих Шнайдер выразился следующим образом: «для некоторых это самая чистая и эффективная форма экономической деятельности, а для других – опасность для государственной власти и признак ухудшения нравственности» [28] (Schneider, Enste, 2013). В контексте данного постулата отметим, что в российских реалиях теневая экономика несет разрушительные последствия, демонстрирует связь с легализацией преступных доходов, отсюда и происходит падение духовной нравственности, представляющей особую опасность для нашего общества в целом. К тому же «прибыль, получаемая в результате теневой экономической деятельности, существенно нарушает баланс распределения доходов между гражданами, что уменьшает благосостояние общества в целом» [8] (Saninskij, 2013).

Федеральная таможенная служба располагает чрезвычайными полномочиями, позволяющими осуществлять всеобъемлющий контроль товаров и транспортных средств при перемещении их через таможенную границу ЕАЭС. Обладая мощными ресурсами таможенного администрирования, необходимо концентрироваться не только на приоритетной фискальной функции, но и на повышенной правоохранительной функции, от качественного выполнения которой зависит эффективное противостояние теневой экономике в целях устойчивого развития экономики и сохранения жизни и здоровья граждан нашей страны.

Необходимым инструментов в борьбе с теневой экономикой остается профилактика правонарушений и осуществление эффективной и результативной контролирующей функции. Для выполнения такой задачи существенная роль отведена взаимодействию Таможенной службы РФ с другими государственными контролирующими органами и зарубежными ведомствами по вопросам противодействия теневой экономике. Полностью избавиться от теневого сектора не представляется возможным, однако комплексный подход к решению обозначенных проблем позволит минимизировать экономический ущерб, который ежегодно наносится государству благодаря функционированию теневого сегмента в России.


Источники:

1. Ахмедуев А.Ш. Теневая экономика: системный ресурс и фактор торможения социально-экономического развития // Вопросы экономики. – 2015. – № 9. – c. 152-160. – doi: 10.32609/0042-8736-2015-9-152-160.
2. Булавин В.И. Итоги работы ФТС России в 2020 году и задачи на будущее - Мнение эксперта от 26.02.2021. [Электронный ресурс]. URL: ttps://www.alta.ru/expert_opinion/79704/ (дата обращения: 02.07.2021).
3. Булавин В.И. Итоги работы ФТС России в 2020 году и задачи на будущее - Мнение эксперта от 26.02.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/79704/ (дата обращения: 04.07.2021).
4. Булавин В.И. Выступление в Совете Федерации в рамках «Правительственного часа» о стратегических направлениях совершенствования таможенного администрирования. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/external_news/72360/ (дата обращения: 29.06.2021).
5. Буров В.Ю. Теоретические основы исследования теневой экономики: ретроспективный анализ // Теневая экономика. – 2017. – № 2. – c. 57-72. – doi: 10.18334/tek.1.2.37712.
6. Дробот Е.В., Макаров И.Н. Оценка факторов и стрессоров теневой экономики: мировой опыт // Теневая экономика. – 2021. – № 1. – doi: 10.18334/tek.5.1.112236.
7. Дробот Е.В., Костылева С.О. Роль таможенных органов в осуществлении таможенного контроля за незаконным перемещением объектов интеллектуальной собственности. Портал научно-практических публикаций. [Электронный ресурс]. URL: https://portalnp.snauka.ru/2015/09/2704 (дата обращения: 05.07.2021).
8. Панкова С.В., Левин В.С., Попов В.В. Анализ таможенных платежей как объекта экономической деятельности таможенных органов: современные реалии в условиях теневого экспорта // Учет. Анализ. Аудит. – 2020. – № 7(6). – c. 13-25. – doi: 10.26794/2408-9303-2020-7-6-13-25.
9. Санинский Р.А. Теневая экономика: сущностные характеристики и структурные признаки // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2018. – № 3. – c. 78-86.
10. Юдинцев А.А. Интервью журналу «Таможня» - «Правоохранительная деятельность: современное состояние и перспективы развития». 5 ноября 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/press/aktual-no/document/214126 (дата обращения: 10.07.2021).
11. Шкляев С.В. ФТС России в 2020 г. изъяла 13 млн единиц контрафактной продукции. [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/turbo/regnum.ru/s/news/3204279.html (дата обращения: 30.06.2021).
12. Основные итоги деятельности таможенной службы Российской Федерации в 2020 году Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/press/federal/document/261656 (дата обращения: 05.07.2021).
13. Основные итоги деятельности таможенной службы Российской Федерации в 2020 году Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/press/federal/document/261656 (дата обращения: 10.07.2021).
14. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС). [Электронный ресурс]. URL: https://www.wto.оrg (дата обращения: 03.07.2021).
15. Соглашение о сотрудничестве в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/902341958 (дата обращения: 10.07.2021).
16. Материалы к расширенному заседанию коллегии ФТС России. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации», 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 09.07.2021).
17. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения: 11.07.2021).
18. Webb J.W., Tihanyi L., Ireland R.D., Sirmon D.G. You speak illegally, I speak legally: Entrepreneurship in the informal economy // Academy of Management Review. – 2009. – № 34(3). – p. 492-510. – doi: 10.5465/AMR.2009.40632826.
19. King K. J. Skills acquisition in the informal sector of the African economy: Kenya case // International Journal of Development Studies. – 1975. – № 11(2). – p. 108-122. – doi: 10.1080/00220387508421528.
20. Kloosterman R., Van Leun J. D., Rath J. Mixed embeddedness: (non)formal economic activities and businesses of immigrants in the Netherlands // International Journal of Urban and Regional Studies. – 1999. – № 23(2). – p. 252-266. – doi: 10.1111/1468-2427. 00194.
21. Rosser J. B., Rosser M. V. Another failure of the Washington Consensus on Transition Economies: Inequality and Underground Economies // Challenge. – 2001. – № 2. – p. 39-50.
22. Jurica Nikolic, Alexander Chudan, Boyan Djordjevic The Customs Service in the function of combating the shadow economy // The science. Comfort. Police. – 2016. – № 21(2). – p. 159-180. – doi: 10.5937/nbp1602159N.
23. Kunio Mikuriya, Thomas Cantens If algorithms dream of Customs, do customs officials dream of algorithms? A manifesto for data mobilisation in Customs // World Customs Journal. – 2020. – № 2. – p. 3-22.
24. David Widdowson Managing customs risk and compliance: an integrated approach // World Customs Journal. – 2020. – № 2. – p. 63-79.
25. Ismael Kafando World Customs Organization and global trade: imprints and future paradigms // World Customs Journal. – 2020. – № 2. – p. 156-175.
26. Schneider F., Buehn A., Montenegro C.E. Shadow Economies All the World: New Estimates for 162 Countries from 1999 to 2007. / Policy Research Working Paper no. WPS 5356. - Washington, DC: World Bank, 2010.
27. Schneider F. Shadow economies around the world: what do we really know? // European Journal of Political Economy. – 2005. – № 21(3). – p. 598-642. – doi: 10.1016/j. ejpoleco.2004.10.002.
28. Schneider F., Buehn A., Montenegro C.E. New estimates for the shadow economy around the world // International Journal of Economics. – 2010. – № 24(4). – p. 443-461. – doi: 10.1080/10168737.2010.525974.
29. Schneider F., Enste D. The shadow economy: a challenge for economic and social policy. / The Shadow Economy: an International Review. - Cambridge: Cambridge University Press, 2013. – 1-5 p.

Страница обновлена: 25.07.2021 в 10:16:22