Маркетинговые аспекты программы продвижения космических исследований в молодежной среде

Ракицкая К.В.1, Вечкинзова Е.А.1, Стеблякова Л.П.1
1 Государственный университет управления, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 8 (Август 2023)

Цитировать:
Ракицкая К.В., Вечкинзова Е.А., Стеблякова Л.П. Маркетинговые аспекты программы продвижения космических исследований в молодежной среде // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 8. – С. 2807-2828. – doi: 10.18334/epp.13.8.118784.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54604802

Аннотация:
Российская ракетно-космическая отрасль характеризуется высоким потенциалом, который следует укреплять и использовать для освоения новых рубежей. Однако тема космоса сегодня перестает занимать особое место в молодежных кругах. К тому же серьезную конкуренцию отечественной космонавтики в борьбе за лояльность аудитории представляет бренд NASA. Проведенное исследование представляет основные проблемы текущей маркетинговой стратегии и ослабления позиционирования ГК «Роскосмос», а также предлагает ключевые маркетинговые аспекты программы продвижения космических исследований среди молодежи

Ключевые слова: маркетинговые коммуникации, методы продвижения, программа продвижения, продвижение космических исследований, Роскосмос

JEL-классификация: M30, M31, M38, O31, O33



1. Введение

С момента открытия космической эры прошло шестьдесят шесть лет. Тогда был запущен первый искусственный спутник Земли, и две сильнейшие державы, СССР и США, уже находились на стадии холодной войны [1]. Страх отстать в «космической гонке», потерять мировое влияние стимулировал все новые и новые достижения в космосе: от первого спутника – до первого полета человека в космос. Советский Союз оказался быстрее во всем, лишь один триумф достался американцам — высадка на Луне.

Когда первенство в космосе казалось «вопросом жизни и смерти», в отечественную космическую программу вкладывались огромные финансовые средства, которые позволяли в кратчайшие сроки достигать амбициозных целей. Вся нация была воодушевлена достижениями человека в космосе, простые люди верили в грандиозные перспективы космонавтики. В стране царил культ науки и космических исследований, который поддерживался государственной пропагандой [2]. Космос стал частью повседневной жизни и в полном объеме завладел поп-культурой: художники создавали плакаты с броскими лозунгами («Коммунисты прокладывают путь к звездам», «Сказка стала былью»), в литературе становилась популярной научная фантастика (книги братьев Стругацких, К. Булычева, Ч. Айтманова), снимались фильмы о космосе («Луна»,1965; «Солярис», 1972; «Через тернии к звездам», 1981), а песня «Трава у дома» группы «Земляне» стала гимном отечественной космонавтики.

Благодаря мощнейшему советскому заделу Россия на протяжении десятилетий сохраняла лидерские позиции в деле освоения космоса. Но с утратой советской эпохи погас былой энтузиазм – в настоящее время космические исследования носят прикладной характер, на прорывные проекты не выделяются достаточно средств, образ покорения космоса вызывает лишь ностальгию у старшего поколения, а мальчишки больше не мечтают стать космонавтами [3].

Сегодня отечественным космосом руководит государственная корпорация (ГК) «Роскосмос», образованная в августе 2015 года. По объему государственного бюджета, выделяемого на космические программы, Россия находится на пятом месте, значительно отставая от США и Китая [4]. С другой стороны, ГК «Роскосмос» уступает свои позиции на уровне ценности бренда – восприятий, эмоций и доверия. В этой концепции российской космонавтике не хватает последователей, что доставляет Роскосмосу трудности в конкуренции с NASA, американским федеральным агентством, которое на сегодняшний день считается лидером в космической отрасли. В молодежной среде популярность NASA обусловлена феноменом успеха в «лунной гонке» и западной модой: одежду с узнаваемым синим логотипом покупают и носят не только в Америке, но и в России [5].

Анализируя вышесказанное, выделим две ключевые проблемы, которые характерны для ГК «Роскосмос»:

- ослабление глобального позиционирования Роскосмоса как драйвера научно-технического развития в связи с потерей лидерских позиций на мировом рынке,

- отсутствие ясной, убедительной и мобилизующей стратегии продвижения отечественной космонавтики в молодежной среде.

Для успешного функционирования и процветания ракетно-космической отрасли в России необходимо повысить уровень доверия к деятельности ГК «Роскосмос» среди молодого поколения путем разработки программы продвижения космических исследований. Таким образом, тема исследования является актуальной для бренда и носит комплексный характер.

Анализ литературных источников показывает, что несмотря на популярность ракетно-космических исследований в России, темы научных статей ограничиваются аспектами ресурсного обеспечения [6 - 12], реформирования и модернизации существующего ракетно-космического комплекса в целом и отдельных предприятий [13-17], а так же управленческим аспектам прогнозирования [18] и корпоративного управления [19-20]. Вопросы маркетинговой деятельности космической отрасли России затрагивались только авторами в статье [21].

Цель статьи – разработать ключевые направления комплекса маркетинговых коммуникаций для продвижения космических исследований в молодежной среде. Научная новизна заключается в разработанных стратегических альтернативах для ГК «Роскосмос» и ключевых направлениях комплекса маркетинговых коммуникаций для продвижения космических исследований в молодежной среде на основании SWOT-анализа и анализа текущей целевой аудитории ГК «Роскосмос».

2. ГК «Роскосмос»: перспективы, проблемы, задачи популяризации космических исследований

История ракетно-космической отрасли России началась с министерства общего машиностроения СССР, объединившего работу огромного количества предприятий и научных организаций [22]. В настоящее время за программу реализации государственной политики в сфере освоения космоса отвечает государственная корпорация «Роскосмос», созданная в августе 2015 года путём преобразования Федерального космического агентства «Роскосмос», основанного в 1992 году.

ГК «Роскосмос» действует на основании Федерального закона №215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». В этой связи подразумевается полный стратегический и операционный контроль деятельности Роскосмоса со стороны государства. В рамках осуществления мероприятий госпрограммы корпорация получает существенный объем финансовой поддержки в виде субсидий, бюджетных инвестиций и реализации госконтрактов [23]. В состав ГК «Роскосмос» входят многочисленные научно-исследовательские и производственные предприятия, образовательные центры и космодромы. По данным отчетности на 2021 год активы ГК «Роскосмос» составили 452,37 млрд руб.

Основополагающей задачей госкорпорации «Роскосмос» является формирование экономически устойчивой, развивающейся по инновационному пути, конкурентоспособной, диверсифицированной ракетно-космической отрасли, занимающей достойное место на мировом космическом рынке. Важнейшими функциями госкорпорации являются содействие международному сотрудничеству в космической сфере и создание условий для использования результатов космической деятельности в социально-экономическом развитии России.

По объему государственных расходов на космические программы за 2022 год Россия находится на пятом месте ($3,42 млрд), значительно отставая от США ($61,9 млрд) и Китая ($11,9 млрд) [4]. На мировом рынке появляется все больше серьезных независимых игроков, готовых составить конкуренцию государству. Самым ярким примером частной космонавтики является компания Илона Маска. SpaceX самостоятельно разрабатывает многоразовые пусковые системы, позволяющие значительно уменьшить себестоимость запуска.

Впервые в новейшей истории России было проведено 100 безаварийных космических пусков подряд. В День Космонавтики 12 апреля 2023 года президент РФ В. Путин отметил: «безусловно, это очень хороший показатель того, что отрасль встает уверенно на ноги» [24]. Таким образом, высокий потенциал российской ракетно-космической отрасли следует укреплять и использовать для покорения новых рубежей.

2.1. Анализ текущей целевой аудитории ГК «Роскосмос»

Для идентификации текущей целевой аудитории использовались результаты количественной аналитики аудитории «Роскосмос» в рекламных кабинетах социальных сетей YouTube, ВКонтакте и Одноклассников на 30 апреля 2023 года (табл. 1).

Таблица 1. Результаты анализа текущей целевой аудитории ГК «Роскосмос» в социальных сетях


YouTube
ВКонтакте
Одноклассники
Количество подписчиков
942 тысячи
625 тысяч
47 тысяч
доля просмотров активных зрителей канала
18 - 24 лет 17,7%
25 - 34 лет 20,5%
35-45 лет 20,2 %
30 - 34 лет 18%,
35 - 44 лет 31,2%
45+лет – 14,4%
35 - 44 лет 22,9%
45- 54 лет 23,2%,
55- 64 лет 23,9%
Самый низкий процент по просмотрам
моложе 18 лет (2%)
моложе 18 лет (2,7%)
моложе 18 лет (0,8%)
Мужская и женская аудитория
81,4% и 18,7%
79% и 21%
56,1% и 43,9%
Топ-стран по просмотрам
Россия (48%), Украина (8%), Индия (5%), Казахстан (4%), Беларусь (3%), Узбекистан (2%)


Топ-городов РФ по просмотрам
Москва (6,2%),
Санкт-Петербург (2,42%),
Краснодар (1,42%), Екатеринбург (1,34%)
Москва (28%), Санкт-Петербург (15%),
Самара (5%), Екатеринбург (4%), Новосибирск (3%)
Москва (35%), Красноярск (32%), Краснодар (22%)
Новосибирск (3%)
Екатеринбург (2%)
Источник: составлено авторами.

На основе полученных демографических данных пользователей и контентного содержания страниц «Роскосмоса» в соцсетях выделено два ключевых сегмента: «подкованные люди» (рис.1) и «любители космоса и науки» (рис.2).

Изображение выглядит как диаграмма

Автоматически созданное описание

Рисунок 1 – Сегмент аудитории «Подкованные люди»

Источник: составлено авторами.

Первый сегмент составляют мужчины в возрасте от 35 до 45 лет, которые живут в столице или в крупных городах России (рис. 1). Они имеют образование в ракетно-космической сфере или в смежной отрасли, давно работают в профессии и не меняют место работы. В эту группу могут входить ученые, общественные лидеры, предприниматели, люди из медиа и политики. В силу своей профессии они хорошо ориентируются в глобальной повестке и имеют представление о планах и реализуемых проектах госкорпорации.

«Подкованные люди» в основном потребляют контент научного и новостного характера: смотрят ТВ, читают новости в Интернете. В соцсетях они могут оставлять комментарии – высказывать свое мнение и задавать вопросы. Мужчины этого целевого сегмента ориентируются на свои принципы и убеждения. Им нелегко воспринимать молодежный контент. Они всегда обращают внимание на факты, ценят стабильность и профессиональный опыт.

Изображение выглядит как диаграмма

Автоматически созданное описание

Рисунок 2 – Сегмент аудитории «Любители космоса и науки»

Источник: составлено авторами.

Вторая целевая группа – любители космонавтики в возрасте от 25 до 45 лет, жители Центрального Федерального округа и городов-миллионников России (рис. 2). Им нравится узнавать новые факты о космосе и науке, читать о жизни космонавтов и путешествиях. Активные пользователи Интернета: выкладывают фото, подписываются на интересные группы, оставляют комментарии, принимают участие в розыгрышах. В основном потребляют научно-популярный, образовательный и развлекательный контент.

«Любители» вдохновляют своих друзей и членов семьи на культурный досуг – вместе они посещают выставки и лекции, ходят в кино и музеи. Они восприимчивы к информации в Интернете, доверяют лидерам мнений. В рабочей рутине им часто не хватает времени на свои увлечения. Обратим внимание, что у такой широкой аудитории могут различаться потребности и образ жизни, но общим в их характеристике является интерес космосу и современным технологиям.

Обобщая вышесказанное, средний возраст целевой аудитории «Роскосмоса» колеблется от 25 до 45 лет. В центре целевой аудитории находятся взрослые люди, доля молодой и подростковой аудитории занимает лишь малую ее часть. Молодежь чаще потребляет контент на YouTube канале, реже – во ВКонтакте. При этом соцсети «Роскосмоса» охватывают преимущественно мужскую аудиторию.

2.2. Обоснование проблемы популяризации космических исследований в России

Блистательные успехи СССР в 1960-х годах закрепили в сознании народа образ нашей страны как мирового лидера в деле освоения космоса. При этом положительный опыт советской космонавтики ставит высокую планку для современной ракетно-космической отрасли, которую не всегда удается поддерживать на должном уровне. Отсутствие прорывных проектов и новых космических достижений постепенно снижают уверенность общественности в успешности отечественной космонавтики.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) доля тех россиян, кто определял позиции России в космосе как лидирующие, снизилась с 72% в 2018 году до 59% в 2020 (рис. 3) [25]. Такая тенденция свидетельствует о разочаровании части населения, в основном мужчин и молодежи, вектором развития отечественной космической программы последних лет.

Изображение выглядит как диаграмма

Автоматически созданное описание

Рисунок 3 – Позиции России в освоении космоса по мнению россиян

Источник: [25].

Одним из ключевых критериев привлекательности для сферы деятельности является желание человека видеть своих детей работающими в ней. В 2020 году о желании трудоустроить детей в космическую отрасль заявили 47%, в 2023 году этот показатель вырос на 16%. Отмечается, что больше заинтересованы в этом мужчины чем женщины (71% и 57%) [26]. Такая положительная динамика свидетельствует о том, что современная космическая отрасль постепенно увеличивает перспективы для самореализации молодежи.

Из результатов проведенного анализа можно сделать следующий вывод: в регионах России за пределами Центрального федерального округа практически отсутствует деятельность, направленная на продвижение космических исследований. В свою очередь жители двух столиц и городов-миллионников также считают недостаточным количество действий, предпринимаемых для популяризации отечественной космонавтики. Это говорит о том, что общественность предъявляет более высокие требования к маркетинговой активности государственной корпорации «Роскосмос».

Космос продолжает являться одной из самых распространенных тем среди популяризаторов науки. Но приведенные выше данные указывают на весьма ограниченное влияние проводимых мероприятий по популяризации космонавтики среди российской молодежи. Для обозначения проблем существующей маркетинговой стратегии ГК «Роскосмос» и выявления потенциальных возможностей для разработки программы продвижения был использован метод SWOT-анализа (табл. 2) [27].

Таблица 2 – SWOT-анализ маркетинговой стратегии ГК «Роскосмос»

МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ РОСКОСМОС

Положительные стороны
Отрицательные стороны
Внутренние факторы
Сильные стороны (Strength)
- Активное присутствие в соцсетях
- Собственное медиа
- Богатая история отечественной космонавтики
- Узнаваемость бренда
Слабые стороны (Weakness)
- Слабая дифференциация контента в соцсетях
- Нет диалога внутри сообществ
- Узкотематический контент
- Мерчандайз (рекламно-сувенирная продукция) не вызывает интереса у широкой аудитории
- Низкий процент лояльной аудитории
Внешние факторы
Возможности (Opportunity)
- Расширение географии маркетинговой деятельности
- Осуществление проектов совместно с частными организациями
- Привлечение частных инвестиций
- Использование технологий ИИ и VR в создании новых цифровых продуктов
- Формирование амбассадорского движения
Угрозы (Threat)
- Сильный бренд NASA
- Конкуренция в смежных областях
- Комплексное государственное регулирование
- Обострение конкуренции за таланты
- Ограничение бюджета на маркетинг
- Перегруженность инфо-поля

Исходя из внутренних факторов и тенденций ракетно-космической отрасли, определим возможности для роста и достижения целей маркетинговой стратегии «Роскосмос»:

- расширение географии маркетинговой деятельности. Помимо Центрального Федерального округа необходимо реализовывать просветительские мероприятия в других регионах РФ, чтобы как можно больше людей узнали о работе в космической отрасли и о том, какое значение несет космос для жизни на Земле.

- создание сообществ бренда в Интернете под характеристики разных целевых групп. Благодаря дифференциации контента возможно наладить связь с существующей аудиторией и привлечь новую. Необходимо также учитывать особенности генерации контента для разных соцсетей.

- осуществление проектов совместно с частными организациями, социальными фондами и локальными брендами. Общими усилиями через творчество и искусство возможно заинтересовать широкую аудиторию и привлечь большее количество последователей.

- привлечение коммерческих компаний и частных инвестиций в реализацию проектов в космической сфере. Такое партнерство обеспечит проведение научных исследований и разработок, инвестирование средств в производство и продвижение продукции, создание центров компетенций, поддержку развития малых предприятий и высокотехнологичных стартапов.

- использование технологий искусственного интеллекта и технологий виртуальной реальности в создании новых цифровых продуктов, связанных с исследованием космоса. Видеоигры и приложения могут помочь людям почувствовать себя частью большой корпорации и познакомиться с ее технологиями и космическими программами в игровом формате.

- формирование амбассадорского движения («посольства бренда») –представительства госкорпорации в лице студентов по всей России. Организация молодежных клубов на базе учебных заведений может быть частью развития корпоративной молодежной политики ГК «Роскосмос». История показывает, что школьники и студенты были первыми инициаторами покорения космического пространства. Поэтому сегодня важно создать условия для того, чтобы молодые люди смогли внести свой вклад в развитие ракетно-космической отрасли.

На основании проведенного SWOT-анализа была построена матрица (табл. 3) с обозначением возможных стратегических альтернатив для ГК «Роскосмос».

Таблица 3 – Матрица SWOT-анализа

МАТРИЦА SWOT-АНАЛИЗА

Сильные стороны (Strength)
- Активное присутствие в соцсетях
- Собственное медиа
- Богатая история отечественной космонавтики
- Узнаваемость бренда
Слабые стороны (Weakness)
- Слабая дифференциация контента в соцсетях
- Нет диалога внутри сообществ
- Узкотематический контент
- Мерч не вызывает интереса у широкой аудитории
- Низкий процент лояльной аудитории
Возможности (Opportunity)
- Расширение географии маркетинговой деятельности
- Осуществление проектов совместно с частными организациями
- Привлечение частных инвестиций
- Использование технологий ИИ и VR в создании новых цифровых продуктов
- Формирование амбассадорского движения
S-O СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
Развитие маркетинговой стратегии путем использования сильных сторон и расширения возможностей
W-O ВНУТРЕННИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
Реализация возможностей путем укрепления сильных сторон и/или устранения внутренних проблем
Угрозы (Threat)
- Сильный бренд NASA
- Конкуренция в смежных областях
- Комплексное государственное регулирование
- Обострение конкуренции за таланты
- Ограничение бюджета на маркетинг
- Перегруженность инфо-поля
S-T ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
Сосредоточение на сильных сторонах для снижения уязвимости перед внешними угрозами
W-T ОГРАНИЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ
Работа над слабыми сторонами для снижения влияния возможных угроз

Для совершенствования маркетинговой стратегии госкорпорации с целью популяризации космических исследований в молодежной среде рационально использовать комбинацию двух стратегий: стратегии развития (S-O) и внутреннего преобразования (W-O). Таким образом, маркетинговые усилия госкорпорации следует сосредоточить на расширение потенциальных возможностей внешней среды и привлечение новых целевых сегментов.

3. Авторская концепция продвижения космических исследований в молодежной среде

Маркетинговой целью программы продвижения является повышение лояльности молодежи к деятельности ГК «Роскосмос». Коммуникационная цель – сформировать образ ГК «Роскосмос» как перспективной компании и драйвера научно-технического развития путем разработки комплекса маркетинговых коммуникаций для молодой аудитории.

На основе результатов аналитического исследования выделено два новых сегмента – «современные подростки» и «активная молодежь». Определим ключевые ценности и слабости аудитории и рассмотрим варианты взаимодействия с ними (рисунки 4 и 5).

Два сегмента целевой аудитории проекта – «современные подростки» и «активная молодежь» отличаются разными социальными и психологическими характеристиками. Особенность обеих групп – низкий уровень знания о деятельности «Роскосмоса». Таким образом, в авторской концепции программы продвижения космических исследований изложен комплексный подход для работы как с подростковой аудиторией, так и со студенческой молодежью.

Изображение выглядит как диаграмма

Автоматически созданное описание

Рисунок 4 – Сегмент целевой аудитории «Современные подростки»

Источник: составлено авторами.

Изображение выглядит как текст, человек, одежда, снимок экрана

Автоматически созданное описание

Рисунок 5 – Сегмент целевой аудитории «Активная молодежь»

Источник: составлено авторами.

Программа продвижения направлена на две группы целевой аудитории «Роскосмоса» – «школьников» и «студентов». Для достижения поставленных целей необходимо учесть особенности и потребности каждого сегмента. В этой связи творческая концепция проекта имеет комплексный характер и основывается на четырех направлениях:

- продвижение видеоигры «Космос – пространство будущего»;

- формирование амбассадорского движения «Роскосмоса» – создание молодежного клуба на базе университетов в разных городах России;

- создание мультимедийной выставки с центральной концепцией «Космос для Земли»;

- продвижение студенческих инициатив и проектов «Роскосмоса» через «лидеров мнений» из спорта.

Элементы концепции продвижения представлена на рисунке 6.

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, круг

Автоматически созданное описание

Рисунок 6 – Авторская концепция программы продвижения космических исследований в молодежной среде

Источник: составлено авторами

Подавляющее большинство современных подростков свободное время проводят в гаджетах. И чаще всего дети пользуются Интернетом именно для игр – это подтверждает исследование «Лаборатории Касперского» [28]. В силу чего компьютерная игра «Космос – пространство будущего», ориентированная на ценности и миссию «Роскосмоса», может быть эффективно использована в коммуникационных целях проекта.

«Космос – пространство будущего» – игра-стратегия освоения космического пространства. Сценарий видеоигры максимально приближен к реальным проектам «Роскосмоса» и отражает план космической программы России [29]. По задумке автора игроки выступают в роли руководителя отечественного космического агентства и распоряжаются такими ресурсами, как деньги, люди, дорожная карта и набор дополнительных параметров. Комбинируя эти элементы, возможно построить внеземные базы: колонизировать Луну и Марс, развернуть орбитальную станцию в поясе астероидов и изучить точки Лагранжа.

Проект рассчитан на аудиторию от 12 лет. Основная цель – расширить интерес молодежи к космическим исследованиям и повысить уровень образования в этой области. Игра позволяет изучить космические технологии и инфраструктуру более детально. В формате геймификации пользователи знакомятся с последними достижениями российской ракетно-космической отрасли и ее перспективными разработками.

В рамках создания 2D и 3D моделей для игры активное участие принимают дети школьного возраста и молодежь. Демоверсия «Космос – пространство будущего» уже доступна на платформе VK Play и на данный момент тестируется разработчиками. Выход игры в открытый доступ станет отличным инфоповодом для контента в соцсетях, где подростковая аудитория проводит большую часть своего времени.

Продвижение компьютерной игры может быть реализовано на платформе ВК Клипы. Короткий рекламный ролик должен акцентировать внимание зрителя на высокой точности и реалистичности игровых процессов. Креатив будет сделан в духе трейлера – элементы игры сменяются кадрами реальных проектов «Роскосмоса» и сопровождаются эпической музыкой. Кроме того, предполагается сотрудничество с блогерами, которые создают развлекательный и научно-популярный контент на платформе VK Клипы. Рекламная интеграция может быть выполнена как в формате обучающего видео, где раскрывается концепция игры, так и в формате художественного видеоролика, в котором, например, блогер попадает в будущее и становится лидером космической миссии.

Следующее направление предполагает работу со студенческой молодежью. Для повышения лояльности молодой аудитории и привлечения последователей «Роскосмоса» необходимо продвигать его бренд-комьюнити. С этой целью на базе университетов предлагается организовать движение «Молодежная Ассоциация Космических Инициатив» (МАКИ) – студенческое объединение под эгидой «Роскосмоса», которое будет популяризировать отечественную космонавтику. Амбассадорами в данной концепции являются сами студенты, представляющие интересы госкорпорации в своих учебных заведениях. При поддержке «Роскосмоса» и научных институтов ракетно-космической отрасли участники клуба будут заниматься просветительской деятельностью, проводить тематические мероприятия и развлекательные программы, организовывать экскурсии в космические центры, приглашать людей из отрасли для обмена знаниями и опытом и др. Например, студенты могут перенять инициативу международного движения Yuri’s night и организовать «космическую вечеринку» в честь первого космонавта планеты в стенах своего университета.

Для «молодежной ассоциации» также важно присутствие в социальных сетях, как и для любого бренда. Внутри сообщества можно публиковать научно-популярный контент о космосе, делиться анонсами мероприятий, рассказывать о реализуемых проектах, проводить конкурсы (разыгрывать «космический» мерч) и знакомить аудиторию с деятельностью «посольства Роскосмоса».

Живые мероприятия предоставляют ценную возможность для бренда установить личную связь с целевой аудиторией. Выставки способны производить сильное впечатление на зрителя, обращаясь к его ценностям и образам мышления. Наиболее яркими и масштабными работами за последний год стали выставка-байопик «Виктор Цой. Путь Героя» (Москва, 2022) и выставка-путешествие «Балабанов» (Санкт-Петербург, 2023). Оба проекта смогли охватить широкую аудиторию всех возрастов со всей России – каждую выставку посетило более 200 тыс. человек [30].

По примеру упомянутых выше проектов для популяризации космонавтики в регионах России предлагается организовать мультимедийную выставку «Космос для Земли». Экспозиции расскажут о значении космических технологий на Земле, познакомят зрителей с космонавтами-современниками и последними достижениями российской ракетно-космической отрасли. Также выставка позволит узнать больше о космической программе России и реализуемых проектах «Роскосмоса». Главная цель – пробудить интерес молодой аудитории к исследованию космического пространства.

Выставочное пространство будет включать несколько интерактивных зон и мультимедийных залов. С помощью технологий виртуальной реальности (VR), к примеру, можно побывать на космической станции, посмотреть на Землю из иллюминатора и даже выйти в отрытый космос! Отдельную экспозицию стоит посвятить творческим работам космонавтов «Роскосмоса» – фотографиям Земли, сделанных на орбите МКС. Важно заметить, что концепция выставки не обращается к прошлому, а строится на настоящем отечественной космонавтики.

Для проведения выставки предлагается Музей Мирового Океана в Калининграде. Новый экспозиционный корпус калининградского музея «Планета Океан» планируется открыть к концу 2023 года. Уникальный научно-культурный центр, в котором объединятся знания о Земле, Океане и Космосе соотносится с творческой концепцией проекта «Космос для Земли». Кроме того, Калининградская область вошла в число регионов государственной программы по развитию научно-популярного туризма для молодежи [31]. Регион стремительно развивается и на сегодняшний день является одним из самых популярных направлений внутреннего туризма у россиян [32].

Реализация выставочного проекта возможна при поддержке коммерческих и государственных организаций. Информационные партнеры мероприятия – федеральное агентство «Росмолодежь», социальная сеть ВКонтакте. Технические партнеры – бюро экспозиционного дизайна Planet 9, Panasonic. Коммерческие партнеры – частная российская космическая компания SR Space, авиакомпания S7, бренд одежды «Космомерч». Генеральный партнер – «Роскосмос».

Авторская концепция популяризации космических исследований рассматривает возможность продвигать научно-популярные инициативы через лидеров-мнений из спортивной сферы. О достижениях российских спортсменов знает каждый. Их имена отзываются голосами многих поколений. Участие сборной России на международных чемпионатах, победы на Олимпийских играх всегда вызывали у народного зрителя бурю эмоций – от волнения и радости до восхищения и гордости. К тому же спортсмены оказывают сильное влияние на молодежь через личные блоги в социальных сетях. Они вдохновляют на здоровый образ жизни и показывают своим примером, что через труд и упорство можно добиться больших результатов. Поэтому бренды часто используют авторитет спортсменов в своих коммуникационных целях.

В процессе исследования отобраны три медийные личности из спорта, которые могли бы посодействовать популяризационной деятельности «Роскосмоса». «Лидеры мнений» из спорта достойно выступят в роли пригашенного гостя или ведущего на просветительских мероприятиях о космосе. Через социальные сети можно проводить рекламные интеграции, а также совместно запускать новые проекты, объединяя тему космоса и спорта. В свою очередь «Роскосмос» может стать партнером спортивных соревнований или спонсировать социальные проекты атлетов. Таким образом, сотрудничество с молодыми спортсменами поможет привлечь новую аудиторию и положительно отразится на имидже бренда «Роскосмос».

Разработка инструментов маркетинговых коммуникаций для продвижения включает обозначение используемых медиа, обоснование выбора коммуникационных инструментов и определение ключевых показателей эффективности (KPI). На примере структурной модели (рис. 7) можно увидеть, как выбранные маркетинговые инструменты работают на достижение желаемых результатов проекта.

Изображение выглядит как текст, Человеческое лицо, снимок экрана, человек

Автоматически созданное описание

Рисунок 7 – Структурная модель программы продвижения

Источник: составлено авторами.

Для каждого направления выбраны маркетинговые инструменты и определены показатели эффективности. Рекламная кампания компьютерной игры «Космос – пространство будущего» реализуется на платформе ВК Клипы и предполагает интеграцию с блогерами. Совместно с «Русской Геральдикой» создана символика «Молодежной Ассоциации Космических Инициатив» – студенческого клуба под эгидой «Роскосмоса». Продвижение сообщества «МАКИ» ВКонтакте будет осуществляться силами студентов с помощью контент-маркетинга. Также предполагается размещение рекламных постеров внутри университета. В продвижении выставочного проекта «Космос для Земли» задействованы социальные сети, партнерский email-маркетинг, seo-оптимизация и интернет-медиа. «Лидеры мнений» из спорта станут приглашенными гостями на открытии выставки и расскажут о проекте через свои соцсети.

3. Заключение

Российская ракетно-космическая отрасль характеризуется высоким потенциалом, который следует укреплять и использовать для освоения новых рубежей. Однако тема космоса сегодня перестает занимать особое место в молодежных кругах. К тому же серьезную конкуренцию отечественной космонавтики в борьбе за лояльность аудитории представляет бренд NASA. Проведенное исследование решает проблему ослабления позиционирования ГК «Роскосмос», а также предлагает стратегию продвижения космических исследований среди молодежи.

Проблема популяризации космонавтики в России является актуальной в силу ряда факторов. Во-первых, вера общественности в успех «российского космоса» постепенно слабеет по причине отсутствия прорывных проектов и новых достижений. Во-вторых, влияние маркетинговых коммуникаций «Роскосмоса» весьма ограничено – большинство популяризационных программ проводятся в столицах и городах миллионниках, а основу аудитории бренда в социальных сетях составляют взрослые люди, преимущественно мужчины. С помощью SWOT-анализа выявлены возможности для роста, а также предложены методы по совершенствованию стратегии продвижения «Роскосмоса». Так, главный вектор в развитии маркетинговых коммуникаций определяется привлечением новых целевых групп – в первую очередь студенческой молодежи и подростков.

Авторская концепция строится на четырех элементах: продвижение видеоигры «Космос – пространство будущего» среди школьной аудитории, формирование амбассадорского движения «Роскосмоса» на базе университета, организация выставочного проекта с центральной концепцией «Космос для Земли», привлечение медийных спортсменов к продвижению студенческих инициатив и мероприятий «Роскосмоса». В структурной модели все элементы объединены в рамках одной коммуникационной цели – сформировать образ ГК «Роскосмос» как перспективной компании и драйвера научно-технического развития.

Таким образом, программа продвижения стимулирует интерес молодого поколения к исследованию космического пространства. Выбранные рекламные инструменты позволяют привлечь новую аудиторию, повысить уровень доверия к бренду «Роскосмос» и сформировать положительный имидж госкорпорации.


Источники:

1. Когда закончилась «космическая эра». Такие Дела. [Электронный ресурс]. URL: https://takiedela.ru/2017/10/kogda-zakonchilas-kosmicheskaya-yera/ (дата обращения: 06.03.2023).
2. Cult of the cosmic: how space travel became the unofficial religion in the USSR. New East Archive. [Электронный ресурс]. URL: https://www.new-east archive.org/features/show/4645/space-propaganda-posters-songs-soviet-religion (дата обращения: 06.03.2023).
3. Российская космическая отрасль. Результаты экспертного исследования. - М.: Центр социального проектирования «Платформа», 2019. – 59 c.
4. Government space program spending of the leading countries in the world 2020-2022. Statista. [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/745717/global-governmental-spending-on-space-programs-leading-countries/ (дата обращения: 10.03.2023).
5. Феномен NASA: в чем секрет сумасшедшей популярности лого государственного ведомства?. Sostav. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sostav.ru/publication/nasa-38320.html (дата обращения: 10.03.2023).
6. Надточий Ю.Б., Горелова Л.И. Проблемы ресурсного обеспечения предприятий ракетно-космической отрасли // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 2. – c. 541-558. – doi: 10.18334/vinec.9.2.40799.
7. Лобков К.Ю. Финансирования инвестиционной и инновационной деятельности предприятий интегрированных структур РКП на основе контрактов жизненного цикла // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2018. – № 4(14). – c. 19–21.
8. Петрова И.В. Финансирование космической деятельности и осуществление бюджетного мониторинга за реализацией государственных космических программ // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. – 2022. – № 8(96). – c. 61–68. – doi: 10.17803/2311-5998.2022.96.8.061-068).
9. Соломина Т.К., Горидько Н.П. Проблемы и перспективы развития космического страхования в России // Друкеровский вестник. – 2017. – № 2(16). – c. 114–125.
10. Двирный В.В., Голованова В.В., Елфимова М.В., Двирный Г.В., Петяева Н.Н. Страхование космических проектов на основе вероятностного анализа рисков // Исследования наукограда. – 2017. – № 4(22). – c. 193–199. – doi: 10.26732/2225-9449-2017-4-193-199.
11. Колосов И.М. Страхование ответственности должностных лиц на предприятиях ракетно-космической отрасли // Экономика и социум: современные модели развития. – 2020. – № 3. – c. 289-298. – doi: 10.18334/ecsoc.10.3.111244.
12. Колосов И.М. Страхование имущественного комплекса на предприятиях ракетно-космической отрасли // Экономика и социум: современные модели развития. – 2021. – № 2. – c. 203-210. – doi: 10.18334/ecsoc.11.2.112482.
13. Макарова Д. Ю. Поддержание конкурентоспособности ракетно-космической отрасли в современных условиях усиливающейся глобализации и появления новых бизнес-моделей на мировом космическом рынке // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2016. – № 11(344). – c. 39–49.
14. Батьковский А. М., Ермакова Я. М. и Хрусталев О. Е. Глобальная стратегия развития российской ракетно-космической промышленности в современных условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 7. – c. 27–32. – doi: 10.24411/2411-0450-2020-10584.
15. Казаков Рус.Риф., Басотин Е.В., Миронов А.Н., Казаков Раф.Рам., Шестопалова О.Л. Анализ путей решения проблемы управления жизненным циклом наземного оборудования ракетно-космических комплексов // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 6(2). – c. 282–287.
16. Побирский Е.Ю., Галаев А.С., Филимонов И.С. Управление жизненным циклом изделия в производстве ракетно-космической техники // Решетневские чтения. – 2012. – c. 633–634.
17. Прокудин В.Н., Манушина А.Е., Уфимцев Е.К. Использование бизнес-подхода жизненного цикла информационного ракетно-космического комплекса в реализации масштабных проектов перестройки ракетно-космической отрасли // Экономика высокотехнологичных производств. – 2020. – № 1. – c. 27-36. – doi: 10.18334/evp.1.1.110964.
18. Усатенко Т.О. Современное состояние и перспективы развития ракетно-космической отрасли // Наука и бизнес: пути развития. – 2020. – № 9(111). – c. 21-27.
19. Макарова Д.Ю. Частная предпринимательская инициатива в российской космической индустрии: институциональные условия развития // Вопросы инновационной экономики. – 2017. – № 1. – c. 41-57. – doi: 10.18334/vinec.7.1.37591.
20. Абрашкин М.С., Барковская В.Е. Формирование новых подходов к государственному управлению развитием наукоемких предприятий ракетно-космического машиностроения // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2477-2490. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116642.
21. Ракицкая К.В., Вечкинзова Е.А., Стеблякова Л.П. Сравнительный анализ использования методов продвижения космических исследований Роскосмоса и NASA: маркетинговый аспект // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 8. – doi: 10.18334/epp.13.8.118722.
22. Юра, удержи отрасль: с чего начинался «Роскосмос». Газета.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/science/2022/02/25/14574145.shtml (дата обращения: 15.03.2023).
23. Эксперт РА подтвердил рейтинг Государственной корпорации «Роскосмос» на ровне ruAAA. Эксперт РА. [Электронный ресурс]. URL: https://www.raexpert.ru/releases/2022/dec16j (дата обращения: 15.03.2023).
24. Путин заверил, что российские власти будут работать над популяризацией космонавтики. Тасс. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/kosmos/14352809 (дата обращения: 15.03.2023).
25. Космос как профессия: востребован, но не популярен. Вциом. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kosmos-kak-professiya-vostrebovan-no-ne-populyaren (дата обращения: 20.04.2023).
26. Космос: вчера, сегодня, завтра. Вциом. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kosmos-vchera-segodnja-zavtra (дата обращения: 20.04.2023).
27. Азоев Г.Л. Цифровые маркетинговые коммуникации: введение в профессию. / учебник для вузов. - Санкт-Петербург: Питер, 2021. – 336 c.
28. Цифровые привычки: каждый четвёртый ребёнок проводит в гаджетах всё свободное время. Kaspersky. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kaspersky.ru/about/press-releases/2021_cifrovye-privychki-kazhdyj-chetvyortyj-rebyonok-provodit-v-gadzhetah-vsyo-svobodnoe-vremya (дата обращения: 20.04.2023).
29. Роскосмос превратит свои планы в видеоигру. Ведомости. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2023/03/09/965860-roskosmos-plani-videoigru (дата обращения: 20.04.2023).
30. В «Севкабеле» завершилась выставка «Балабанов». Ее посетили более 200 тыс. человек. Афиша Daily. [Электронный ресурс]. URL: https://daily.afisha.ru/news/74142-v-sevkabele-zavershilas-vystavka-balabanov-ee-posetili-bolee-200-tys-chelovek/ (дата обращения: 02.05.2023).
31. Калининградская область вошла в число пилотных регионов России по развитию научно-популярного туризма для молодежи. Правительство Калининградской Области. [Электронный ресурс]. URL: https://gov39.ru/press/321676/ (дата обращения: 02.05.2023).
32. Названы самые популярные направления внутреннего туризма у россиян. Мослента. [Электронный ресурс]. URL: https://moslenta.ru/news/city/populyarnye-napravleniya-29-08-2022.htm (дата обращения: 02.05.2023).

Страница обновлена: 24.07.2024 в 15:18:08