Цифровые технологии как инструмент противодействия теневой экономической деятельности в лесной промышленности

Помулев А.А.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54059200

Аннотация:
В статье проанализировано текущее состояние рынка древесины. По формуле видимого потребления дана оценка объемов российского рынка древесины и изделий из нее в натуральном и стоимостном выражении. Рассмотрены теневые практики в сфере лесозаготовки, дана оценка масштабов нелегальной рубки леса в России. Изучены реализованные мероприятия по противодействию теневой экономической деятельности в отрасли. Сделан вывод, что реализованных мероприятий недостаточно. Структурированы дополнительные мероприятия, которые необходимо реализовать, чтобы полностью побороть все аспекты теневой экономической деятельности. В частности, предлагается создание централизованной блокчейн платформы для обеспечения международной торговли с Востоком, что позволит обеспечить контроль со стороны государства за всеми операциями, проводимыми как на внутреннем, так и внешнем рынках. Помимо прозрачности транзакций применение стейблкоинов обеспечит стабильность и независимость расчетов за поставляемую продукцию от финансовых санкций.

Ключевые слова: теневая экономика в лесопромышленном комплексе, блокчейн в лесопромышленном комплексе

JEL-классификация: O17, L73



Введение

Древесина – основное сырье для всех лесопромышленных производств. Этот уникальный возобновляемый природный ресурс имеет много полезных свойств, а виды продукции из него исчисляются тысячами. Древесина необходима в таких областях производства как:

· Полиграфия;

· Производство бумаги;

· Строительная промышленность;

· Сельское хозяйство;

· Медицина [1].

Лесной комплекс состоит из 2 основных хозяйственных сфер: лесного хозяйства и лесной промышленности. Лесное хозяйство - отрасль, осуществляющая систему мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования и учет в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении экологических и социальных функций леса [2].

В мире леса занимают 4 млрд. гектаров территории, или около 30 процентов площади суши. Площадь лесов в последние 25 лет сократилась на 3 процента. Более 50 процентов всех лесных площадей сосредоточено в таких странах, как Россия, Бразилия, Канада, Соединенные Штаты Америки и Китай. В этих странах сосредоточена большая часть запасов древесины - 155 млрд. куб. метров лиственной и 127 млрд. куб. метров хвойной древесины. Леса России занимают более 20 процентов площади мирового лесного покрова. По данным FAOSTAT [3] c 2018 года в мире наметился тренд на снижение (в среднем на 2%) объемов лесозаготовки (рис. 1) и количественно составил в 2021 году 2 019 млн. куб. м.

Крупнейшими странами-лесозаготовителями в 2021 году являлись Соединенные Штаты Америки (390 млн. куб. метров), Канада (160 млн. куб. метров), Россия (154,6 млн. куб. метров), Китай (126,7 млн. куб. метров) и Бразилия (117,4 млн. куб. метров) (рис. 2).

Значимость лесного комплекса России для мировой экономики очевидна. Однако среди проблем, которые характерны для отрасли, является относительно высокий уровень теневой экономической деятельности. Проблема теневой экономической деятельности (ТЭД) для России особенно актуальна. На теневую экономику в нашей стране приходится почти 20% ВВП страны, что в абсолютном выражении составляет 20,7 трлн руб. по состоянию на 2018 год [4]. При этом, Росстат в своих расчетах дает оценку ТЭД в меньшем размере, т.к. не учитывает криминальную составляющую данной деятельности.

Рис. 1 - Объем производства промышленного круглого леса в мире, млрд куб. м.

Источник: [составлено автором по данным FAOSTAT [3]

Теневые операции в сельском и лесном хозяйстве составляют 1,4% от ВВП [5]. В лесной промышленности основную долю теневого оборота занимает лесозаготовка.

Рис. 2 - Топ 10 стран по производству промышленного круглого леса, млрд куб. м.

Источник: составлено автором по данным FAOSTAT [3]

На долю нелегальных рубок леса, по официальным оценкам, приходится не более 0,8%, что составляет 1,86 млн. куб. м. (от официального объема лесозаготовки в 2021 году в размере 233 млн. куб. м.).

Например, по данным Рослесхоза, в I полугодии 2020 года выявлено 6,8 тыс. фактов незаконной рубки с объемом 507,5 тыс. м3 древесины. Более 69% общего объема незаконных рубок в стране за этот период пришлось на Сибирский федеральный округ (351,3 тыс. м3), из них 200,9 тыс. м3 выявлено в Иркутской области. Также наибольшие объемы незаконной рубки зафиксированы в Красноярском крае (134,4 тыс. м3), Забайкальском крае (36,8 тыс. м3), Свердловской области (16,0 тыс. м3), Республике Бурятия (11,1 тыс. м3), Нижегородской области (10,6 тыс. м3), Вологодской области (8,1 тыс. м3), Кировской области (6,6 тыс. куб. м) [6].

Однако, экологи и общественные деятели отмечают, что масштабы нелегальных рубок значительно больше — до 40% общего объема лесозаготовки [7].

В целях государственного надзора в сфере лесного хозяйства активно начали использовать современные технологии для обнаружения незаконной деятельности в лесу. Например, в Нижегородской области с 2021 года начали использовать комплекс обнаружения незаконной деятельности в лесу — прибор «Лесник». Аппарат способен распознавать спецтехнику, которая используется для незаконного вырубки лесов. Оповещать сотрудников лесной охраны о незаконной деятельности можно с помощью смс. Помимо этого, для воздушного патрулирования лесного фонда Нижегородской области используются 47 дронов.

Единая государственная автоматизированная система («ЛесЕГАИС») позволяет сопоставить обработанные данные космических снимков, нанести их на границы лесосек и сравнить полученные данные с данными системы. После выявления случаев с признаками нарушения законодательства информация направляется в органы государственной власти для проведения необходимых проверок.

Однако реализуемых мероприятий недостаточно, чтобы полностью побороть все аспекты теневой экономической деятельности, т.к. государственные системы разрозненны. Например, система ЛесЕГАИС не синхронизирована с базой Федеральной таможенной службы, что не позволяет отслеживать полулегальный товарооборот.

Цель исследования состоит в исследовании возможности применения блокчейн технологии в целях противодействия теневым практикам в лесной промышленности.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить объемные показатели рынка лесной промышленности с учетом внешних экономических ограничений;

2. Изучить теневые практики отрасли;

3. Оценить возможность применения блокчейн-технологии для минимизации теневых практик.

Основная часть

Сфера лесной промышленности динамично развивается. Объемные показатели выпуска основных видов продукции лесного комплекса в период с 2017 года устойчиво росли (табл. 1).

Таблица 1 – Объем российского рынка древесины и изделий из нее в стоимостном выражении

Показатель
Периоды
2017
2018
2019
2020
2021
CAGR [1], %
Производство лесозаготовки, млрд. долл.
4,957
6,778
8,241
6,761
7,628
11,38%
Производство деревообрабатывающей промышленности, млрд. долл.
10,910
12,880
13,400
11,610
16,200
10,39%
Производство целлюлозно-бумажной промышленности, млрд. долл.
11,770
13,310
13,430
12,020
14,390
5,15%
Итого производство лесопромышленного комплекса, млрд. долл.
27,637
32,968
35,071
30,391
38,218
8,44%
Импорт, млрд. долл.
0,663
0,696
0,608
0,610
0,799
4,78%
Экспорт, млрд. долл.
7,857
9,027
8,655
8,327
12,045
11,27%
Объем рынка, млрд. долл.
20,442
24,637
27,023
22,674
26,971
7,18%
Объем рынка, млрд. руб.
1 192
1 540
1 749
1 631
1 980
13.51%
Средний курс доллара за 1 руб.
58,32
62,88
64,64
72,43
74,87

Источник: рассчитано автором по данным [8, 9, 10, 11]

Примечание: для расчета объемов производства использовались официальные данные ФСГС РФ, а для анализа объемов импорта и экспорта использовались базы данных ФТС РФ. Объем рынка древесины и изделий из нее был рассчитан по формуле видимого потребления (импорт + производство – экспорт).

Согласно расчетам, рынок древесины и изделий из нее в 2021 году составил 26,97 млрд. долл. За 5-летний период наблюдения рынок увеличивался со среднегеометрическим темпом прироста (CAGR) 7,18% (таблица 1, рис. 3).

Рис. 3 - Динамика объемов выпуска, импорта и экспорта древесины и изделий из нее в 2017-2021 гг. млрд. долл.

Источник: расчеты автора

В количественном выражении показатели российского рынка древесины и изделий из нее представлены в табл. 2.

Таблица 2 – Объемы российского рынка древесины и изделий из нее в натуральном выражении

Показатель
2020
2021
% изменения
Заготовка круглых лесоматериалов, млн. куб. м.
220
233
6
Лесоматериалы продольно-распильные и расколотые, млн. куб. м.
29,28
30,6
4,5
Фанера млн. куб. м.
4,21
4,5
6,8
Плиты древесноволкнистые, из древесины, млн. усл. кв. м.
648,5
740
14,1
Плиты древесностружечные и аналогичные плиты из древесины, млн. усл. куб. м.
9,93
11,4
14,8
Гранулы топливные (пеллеты), млн. тонн
2,02
2,38
17,8
Целлюлоза, млн. тонн
8,73
8,8
0,7
Бумага и картон, млн. тонн
9,75
10,4
6,7
Прочие (двери, коробки, пороги и т.д.), млн. кв. м.
16,62
19,6
17,9
Источник: [12/]

В 2022 году страна столкнулась с беспрецедентными санкциями и ограничениями на реализацию продукции на внешних рынках. В целях безопасности была закрыта информация ФТС, что затрудняет оценки и прогнозы результатов 2022 года.

По оценке экспертов в 2022 году лесозаготовителям было произведено 728,8 млн куб. м. древесины, а в денежном выражении оценивается в 1,9 трлн руб.

Объемы производства продукции лесной промышленности за 10 месяцев 2022 года снизились более, чем на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. По итогам 2022 года темпы падения производства оцениваются в размере 10% [13].

По структуре экспорта в 2021 году на Китай по стоимости приходилось 37,05%, по массе - 45,69%. Финляндия (6,23% стоимости, 18,34% массы), Япония (5,03% стоимости, 2,17% массы), Узбекистан и Египет - крупнейшие страны-получатели древесины и изделий из нее из России (рис. 4).

Рис. 4 - Ведущие страны-экспортеры российской древесины

Источник: рассчитано авторами по данным [10, 14]

В экспорте древесины и изделий из нее преобладают товарные позиции ТНВЭД (рис. 5):

· 4407 - Лесоматериалы, полученные распиловкой или расщеплением вдоль, строганием или лущением, обработанные или не обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм (доля по стоимости - 50,71%, доля по массе - 42,44%);

· 4403 - Лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные (14,91% стоимости, 34,72% массы);

· 4412 - Фанера клееная, панели фанерованные и аналогичные материалы из слоистой древесины (14,75% стоимости, 4,34% массы).

Рис. 5 - Ведущие товары экспорта

Источник: рассчитано авторами по данным [10, 14]

В 2022 году возникла необходимость переориентировать поставки продукции на восток.

Из-за западных санкций, а также введенного российским правительством встречного запрета на отгрузки древесины в «недружественные» страны из объемов экспорта в ЕС, Великобританию, Японию и Южную Корею «выпало» около 6,7 млн куб. м. древесины хвойных пород. Более чем 2,5 млн куб. м. удалось перенаправить в Китай, Египет и Турцию, увеличив объемы поставок по сравнению с прошлым годом [13].

ТЭД достаточно тесно взаимосвязана с реальным сектором. На рисунке 6 представлена классификация заготовок леса по видам, с учетом неформального, скрытого и криминального характера ТЭД.

Рис. 6 Классификация лесозаготовок по видам деятельности

Источник: [15]

Среди экономических преступлений и нарушений, которые выявляются в данной сфере, эксперты отмечают [15]:

1) пробелы в организации и проведении аукциона;

2) коррупция природоохранных, лесопроектных организациях;

3) нелегальная вырубка леса;

4) отмывание денежных средств, полученных за реализацию незаконно срубленного леса;

5) уклонение от уплаты таможенных сборов в бюджет;

6) контрабанда леса и продуктами его переработки;

7) махинации правоохранительных органов с ТТН (товарно-транспортными накладными) за провоз лесоматериалов, таможенной службой – за сортность, железной дорогой –за объемы (в случае, когда лес отправляется в Ближнее Зарубежье или на Восток, Китай, Корею, Японию).

Причина нелегальной заготовительной деятельности заключается в том, что заготовленная древесина и продукция из нее больше пользуется спросом, чем у легальных производителей по причине низкой цены.

Президент России В. В. Путин в 2020 отмечал, что «Происходящее в отечественной лесной отрасли «ни в какие ворота не лезет», лес рубят варварскими методами и сбывают за рубеж по левым схемам» [16]. На всех уровнях государственной власти (Совет Федерации, Государственная дума) обсуждались проблемы теневых практик в сфере лесозаготовки.

Фактически весь надзор в лесной сфере до недавнего времени был делегирован регионам. При этом, продавцы древесины не обязаны были доказывать ее происхождение. После поручения Президента, была создана единая государственная информационная система подконтрольная федеральному центру, в которой при помощи электронных сопроводительных документов отражаются все цепочки движения древесины от производителя к конечному покупателю.

Правительство создает систему государственного надзора на всех этапах: передвижение древесины, перегрузка, отгрузка, складирование и транспортировка. Все этапы от заготовки до переработки и транспортировки подлежат государственному контролю, что даст возможность автоматически блокировать все сделки и попытки незаконного использования древесины.

Рослесхоз подготовил проект закона о декриминализации лесного бизнеса. В нем содержится статья, предусматривающая изъятие лесозаготовительной техники и оборудования, не принадлежащих непосредственно правонарушителям.

Опыт правоприменения показал, что незаконными рубками в лесу занимаются преимущественно те лица, которые не имеют в собственности имущество, которое используют для лесозаготовки. На самом деле, обычно оно принадлежит не «черным лесорубам», а третьим лицам, которые непосредственно не участвуют в незаконной рубке леса, поясняют в Рослесхозе.

В соответствии с действующим законодательством, в случае задержания нарушителей оборудование и техника, изъятые в качестве орудия преступления, возвращаются собственнику.

«В свою очередь собственник, не несущий рисков, связанных с привлечением его к уголовной ответственности, а также с утратой, принадлежащей ему собственности, неограниченное количество раз передает лесозаготовительное оборудование лицам, совершающим незаконную рубку. И получает при этом доход от противоправной деятельности», — уточняют в издании [6].

В целях государственного надзора в сфере лесного хозяйства активно начали использовать современные технологии. Например, в Нижегородской области с 2021 года начали использовать комплекс обнаружения незаконной деятельности в лесу — прибор «Лесник». Аппарат способен распознавать спецтехнику, которая используется для незаконного вырубки лесов. Оповещать сотрудников лесной охраны о незаконной деятельности можно с помощью смс. Помимо этого, для патрулирования с воздуха в Нижегородской области используется дроны, в количестве 47 штук.

Единая государственная автоматизированная система («ЛесЕГАИС») позволяет сопоставить обработанные данные космических снимков, нанести их на границы лесосек и сравнить данные с системы. После выявления фактов с признаками противоправных действий информация отправляется в органы государственной власти для проведения проверок.

При помощи дистанционного мониторинга возможно оперативно выявлять факты незаконной вырубки леса, а также осуществлять контроль за соблюдением лесного законодательство арендаторами, должностными лицами и подведомственными организациями [17].

Реализуемые мероприятия начали приносить положительные результаты. Как сообщает Леспроминформ для мониторинга состояния вырубки лесов используется технологии дистанционного зондирования земли. По результатам дешифровки данных дистанционного зондирования, Рослесинфорг представил статистику по незаконным вырубкам за девять месяцев 2021 года. На данный момент информация охватывает лесные насаждения площадью около 211 млн га, что составляет 60% всей интенсивной лесозаготовки в России. Лесоучётная организация сообщает о том, что за первые три квартала 2021 года объем нелегальной заготовки древесины на исследованных территориях сократился почти на 57%. В настоящее время подтверждено почти 1,2 тыс. случаев, охватывающих площадь 1,9 тысяч гектаров. Объемы незаконно заготовленного леса достигли в минувшем году 255 тысяч кубометров. За аналогичный период прошлого года показатель составил 592 тыс. м³ [18].

Однако реализуемых мероприятий недостаточно, чтобы полностью побороть все аспекты теневой экономической деятельности. Эксперты выделяют ряд дополнительных мероприятий, которые необходимо реализовать:

1. Необходимо усилить наказание за приобретение несанкционированной древесины с обязательным требованием по восстановлению пострадавших лесов в результате противоправной деятельности.

2. Трансформация системы оплаты. Нынешний подход состоит в оплате по установленной форме договора аренды. Необходимо ввести платежи по фактически вывезенным объемам деловой древесины, технологических и топливных дров.

3. Определить порядок продажи древесины с мест выборочной вырубки по факту ее заготовки [15].

Одним из эффективных мероприятий по преодолению последствий масштабных санкций и незаконной деятельности в лесопромышленном комплексе может стать развитие платежной системы, основанной на технологии распределенного реестра – блокчейн.

Блокчейн – выстроенная по определенным правилам непрерывная последовательность блоков, содержащих информацию. Технология блокчейн – комбинация трех проверенных временем технологий:

· Криптография с использованием хэш-функции

· Распределенного хранения информации

· Шифрования с открытым ключем.

Выделяют следующие свойства блокчейн:

· Единый

· Непрерывный

· Неизменяемый

· Децентрализованный

· Защищенный криптографией и математикой

· Реестр операций с открытым кодом.

Не будем углубляться в техническую суть технологии. Отметим, что изначально, блокчейн был разработан для цифровой валюты — биткоина. Потребовалось 10 лет, чтобы появилась возможность использовать блокчейн в различных сферах бизнеса и государства.

По оценкам компании Gartner ожидается приближение к плато продуктивности применения блокчейн через 2-5 лет в сфере криптовалют, блокчейн-кошельков, через 5-10 лет в децентрализованных приложениях. Блокчейн может сделать многие процессы быстрее, проще и дешевле.

Отметим некоторые виды эффектов, которые можно достичь с помощью блокчейн и других отраслях (табл. 3).

Taблица – 3. Эффекты от применения блокчейн-технологии

Область применения
Экономический эффект
Социальный и прочие эффекты
Платформы для создания блокчейн-систем
Создание дополнительной стоимости путем предоставления мощностей для разработчиков
Популяризация технологии, расширение возможностей ее использования
Госуправление и онлайн-голосования
Сокращение издержек на проведение очных голосований
Повышение доверия общества к процессам выборов
Типовые транзакции с акцептом
Сокращение сроков и трудочасов на проведение транзакций
Ускорение процессов учета и расчетов с контрагентами
Повышение количества этих процессов
Цифровые национальные валюты
Сокращение издержек на эмиссию и контроль за наличностью
Избавление от теневого сектора
Прозрачность денежных потоков
Обработка трансграничных платежей
Сокращение времени на обработку платежей и переводов [19]
Упрощение и повышение доступности и прозрачности переводов
Оптимизация учета и выработки электроэнергии
Сокращение издержек на учет производства, потребления и платежей за энергию
Возможность перераспределять излишки энергии из возобновляемых источников
Транспорт
Учет состояния и статуса транспортных средств
Возможность проследить полную историю автомобиля
Контроль производства
Позволяет отслеживать и регулировать объемы производства, чтобы не допустить перепроизводства
Оптимизирует потребление ограниченных ресурсов
Контроль качества
Позволяет в режиме реального времени отследить как бракованный продукт, так и неисправный станок
Сокращает количество некачественного или бракованного продукта
Пищевая промышленность
Позволяет отследить весь путь продукта от производителя до конечного потребителя [20]
Позволяет отследить источники зараженных продуктов
Рынок труда
Позволяет создать единый сбалансированный рынок труда
Позволяет сократить безработицу
Финансовый сектор
Унификация, ускорение и упрощение транзакций, сокращение издержек [21]
Упрощение и повышение доступности и прозрачности финансовых услуг
Лесная промышленность
Позволяет отследить весь путь товаров от лесосеки производителя до конечного потребителя в другом государстве вне зависимости от типа платежной системы
Позволит сократить теневые практики, снизить экологическую нагрузку на экосистему
Источник: авторская разработка

Платежная система на блокчейн может повысить прозрачность и надежность проведения сделок с помощью smart-контрактов. Данная система должна быть интегрирована с единой государственной автоматизированной системой («ЛесЕГАИС»). Расчеты, могут проводиться на основе цифровой валюты, которая позволит проследить цепочку транзакций, отследить корректность расчета таможенных сборов и налоговых платежей. База данных о транзакциях участников даст возможность быстро выявлять и блокировать незаконные операции.

Блокчейн технологии захватывают укрепляют свои позиции в логистическом бизнесе и мировом лесопромышленном комплексе.

Например, международная транспортная компания Maersk line перешла на использование блокчейн платформы в своих новых проектах. Интерес компании связан со сложившейся цепочкой международных поставок, стоимость которой образуют издержки на преодоление административных барьеров и финансовые затраты на время.

По оценке Всемирного экономического форума, применение блокчейн в сфере доставки грузов способно вызвать рост глобальной торговли на 15%. Блокчейн способен нивелировать влияние посредников, которые принимают участие в создании цепочки стоимости товара, за счет ускорения грузоперевозки до 40%. В 10 раз снижаются издержки на обработку бумажных документов, быстрее оформлять накладные на груз, выдавать санитарные свидетельства, получать разрешения таможни, счета на оплату и другие документы.

В российском ЛПК также ожидается масштабное внедрение блокчейн технологий для развития отрасли. Был анонсирован проект российско – китайской биржи по сделкам с древесиной на базе технологии блокчейн. Работу над данным проектом проводит Агентство по привлечению инвестиций на дальний восток (АПИ) и Китайская ассоциация лесной промышленности [22].

Более того, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации планирует применять блокчейн для мониторинга состояния российских лесов для мониторинга пожаров и борьбы с незаконными вырубками.

В то же время следует отметить, что в условиях санкционного давления, в процессе внедрения блокчейн-платформ, необходимо использовать собственную технологическую базу.

Ныне действующее законодательство о «Цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 31.07.2020 № 259-ФЗ предусматривает полный запрет оплаты товаров, работ и услуг в цифровой валюте на территории России юридическим лицам и гражданам.

Центральный банк выступает против легализации цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передачу товаров, выполнение работ или оказание услуг. Регулятор заинтересован во внедрении собственного цифрового рубля (CBDC).

Однако, Минфин подготовил доработанную версию законопроекта «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте». Главное новшество - в нем добавилась статья, которая разрешит использовать криптовалюту в качестве оплаты внешнеторговой деятельности юрлиц и индивидуальных предпринимателей. Более того, с использованием «идентификатора, предоставленного оператором цифровой торговой платформы», в частности, можно будет платить за товары, работы, услуги, интеллектуальную деятельность и другое. Все легальные криптообменники и криптобиржи обяжут сотрудничать с правоохранительными органами — в течение трёх лет хранить информацию о владельце цифровой валюты и операциях, а также передавать эти данные по запросу.

Одобрение новой редакции Закона будет способствовать успешному внедрению цифровой платформы и использованию стейблкоинов в международных расчетах за продукцию ЛПК.

Также стоит отдельно отметить ожидаемые эффекты для следующих стейкхолдеров:

1. Владелец грузов / грузоотправитель. Уменьшение издержек, увеличение стабильности и снижение складских запасов. Увеличение доверия потребителей и возможность отслеживать действия партнеров. С другой стороны, сокращаются сроки доставки. Сокращение сроков возможно за счет оптимизации документооборота. Информация о статусе груза доступна всем участникам в режиме реального времени и для подтверждения факта поставки не нужно тратить время на информирование сторон.

2. Железнодорожные перевозчики и терминалы. Сокращает время простоя и оборудования до минимума, что позволяет увеличить производительность труда. Обширная информация по каждому контейнеру и грузу позволяет сократить количество ошибок, а также случаев мошенничества. Снижает время простоя, которое сейчас считается нормальным из-за бумажной волокиты и сложных таможенных процедур. Улучшает эффективность цепочек поставок и повышает прозрачность грузоперевозок. Место происхождения и вид продукции (важно для борьбы с контрабандой, коррупцией).

3. Органы государственной власти. Снижаются издержки и увеличивается скорость обработки информации за счет алгоритмизации процессов согласования документации. Прозрачность системы и невозможность подделать запись в блоках способствует более эффективному аудиту грузов и грузоотправителей, что позволит снизить объем теневой экономической деятельности в отрасли.

4. Наземные перевозчики. Понятная прозрачность и алгоритмы улучшают качество планирования, эффективность транспортных процессов: меньше очередей в процессе оформления документов и заполнения документации; автоматический финансовый учет.

5. Экспедиторы / 3PLs. Присоединение к платформе дает возможность получить инструменты для более эффективной и быстрой таможенной процедуры, отслеживания товара и его состояния в режиме реального времени и трассировки.

6. Поставщики финансовых услуг (банки, инвестиционные фонды, торговые площадки, страховщики и т.д.). В случае подключения к платформе, можно получить доступ к проверенным и актуальным данным, связанным с финансовыми расчетами за продукцию. За счет того, что расчеты происходят в стейблкоине, который может быть привязан к золоту или ианю, обеспечивается стабильность курса и снижение валютных рисков для участников сделки.

Среди стандартных этапов реализации блокчейн-проекта необходимо отметить следующие:

1. Разработка смарт-контракта

2. Выбор блокчейна/запуск блокчейна

3. Деплой смарт-контракта

4. Создание окружения для взаимодействия с ним

По экспертным оценкам стоимость разработки блокчейн проекта будет состоять из следующих статей (приблизительная оценка):

· Обучение персонала специалистов (программистов) в количестве 4 человек – 6 месяцев, средняя ЗП по рынку 130000 руб./мес.

· Разработка ПО – 3 месяца работы 4 обученных специалистов, средняя ЗП по рынку 150000 руб./мес.

· Закупка оборудования для разработки ПО – 4 ПК, средняя рыночная стоимость 100000 руб./шт.

· Отчисления в фонд социального страхования и медицинского обеспечения – 30%

· Расход на регистрацию бизнеса и получение патента на ПО – 1000000 руб.

· Операционные расходы – аренда помещения, домена, сервера 150000 руб./мес. в течение 12 месяцев.

Полная стоимость разработки представлена в таблице 4.

Таблица 4 – Стоимость разработки блокчейн проекта

Затраты
Ориентировочный срок, мес.
Стоимость, руб.
Итого, руб.
Обучение персонала (4 чел.)
6
130000/мес. + 30% отчисления в соцстрах
4056000
Заработная плата персонала (4 чел.)
6
150000/мес. + 30% отчисления в соцстрах
4680000
Покупка компьютеров (4 ед.)
1
100000
400000
Аренда помещения и оборудования
12
150000/мес.
1800000
Регистрация юридического лица и правовая охрана
1
1000000
1000000
ИТОГО


11 936 000

Затраты представляются оправданными, с учетом объема рынка лесной промышленности и наличия широкого круга стейкхолдеров с потенциальными эффектами ускорения грузоперевозок, снижения издержек на обработку бумажных документов и объемов теневой экономической деятельности.

Заключение

Экономический потенциал функционирования лесного комплекса Российской Федерации значителен, поскольку леса России занимают более 20% площади мирового лесного покрова. Однако данный потенциал реализовывается неэффективно, вклад лесного комплекса в экономику страны в 1,5% существенно ниже возможного значения, что констатируется на высшем государственном уровне. К основным причинам такой ситуации следует отнести:

- ориентация на экспортирование необработанной лесной продукции и низкая доля в экспорте продукции глубокой переработки;

- недостаточное противодействие «теневому» характеру лесного бизнеса, что приводит к незаконным вырубкам, хищениям и злоупотреблениям в данной сфере;

- тотальные международные санкции, нарушившие логистические цепочки поставок, тормозящие развитие лесной промышленности.

- отсутствие четкой системы регулирования экономических отношений с зарубежными странами в лесной промышленности;

- отсутствие утвержденной методологии отбора инвестиционных проектов в лесопромышленном комплексе и пр.

Многие накопленные проблемы лесного комплекса поможет снять создание централизованной блокчейн платформы для обеспечения международной торговли с Востоком. В частности, ее использование позволит обеспечить жесткий контроль со стороны государства за всеми операциями, проводимыми как на внутреннем, так и на международных рынках лесопромышленной продукции, прежде всего, с Китаем, который является крупнейшим экспортером российского леса с долей в 37%. Помимо прозрачности транзакций применение стейблкоинов обеспечит стабильность и независимость расчетов за поставляемую продукцию от финансовых санкций. Для бизнеса стейблкоины являются «универсальным» средством платежа, облегчающим трансграничные переводы в единой расчетной единице, что делает их использование особенно актуальным в условиях санкционных ограничений на продукцию ЛПК.

[1] Среднегеометрический темп прироста


Источники:

1. Информационный портал по отечественным производственным предприятиям. [Электронный ресурс]. URL: https://fabricators.ru (дата обращения: 20.04.2022).
2. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 г. от 20.09.2018 № 1989-р. Static.government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/cA4eYSe0MObgNpm5hSavTdIxID77KCTL.pdf (дата обращения: 21.01.2023).
3. Food and Agriculture Organization of the United Nation. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fao.org/faostat/en/#data/FO/visualize (дата обращения: 21.01.2023).
4. Помулев А.А. Цифровая валюта – инструмент противодействия теневой экономической деятельности? // Теневая экономика. – 2021. – № 4. – c. 267-274. – doi: 10.18334/tek.5.4.113746.
5. Старостина Ю. Росстат измерил «невидимую» экономику России. Rbc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/29/08/2019/5d651ed89a79474a0d725030? (дата обращения: 24.05.2022).
6. Фаляхов Р. Гонят контрабанду»: как будут наказывать «черных лесорубов. Gazeta.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/business/2020/10/14/13319755.shtml?updated (дата обращения: 24.05.2022).
7. Статистика вырубки леса. Комфорт-инвест. [Электронный ресурс]. URL: https://comfort-invest.ru/vyrubka/vyrubka-lesa-v-rossii-statistika-2019-god.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F (дата обращения: 24.05.2022).
8. Промышленное производство в России. 2021. - М.: Росстат, 2021. – 305 c.
9. Информационный портал по отечественным производственным предприятиям. [Электронный ресурс]. URL: https://fabricators.ru (дата обращения: 20.04.2022).
10. База данных Таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации. Customsonline.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://customsonline.ru/search_ts.html (дата обращения: 20.04.2022).
11. Информационно-аналитическая база данных о компаниях и отраслях. Emis. [Электронный ресурс]. URL: https://www.emis.com/ (дата обращения: 20.04.2022).
12. Лесопромышленный комплекс. Итоги 2021 г. Бюллетень Ассоциации ЛЕСТЕХ. [Электронный ресурс]. URL: https://alestech.ru/bulletin/7.
13. Белогородцева Ю. Обзор ситуации в лесопромышленной отрасли под санкциями. Delprof.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://delprof.ru/press-center/experts-pubs/obzor-situatsii-v-lesopromyshlennoy-otrasli-pod-sanktsiyami/?ysclid=ldcpdmu31x787397356 (дата обращения: 27.01.2023).
14. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 20.04.2022).
15. Тагиев М. И., Тагиев И.М., Тигунцев С.А. Анализ поддерживающих и противодействующих факторов в борьбе с теневой экономикой в лесозаготовительной промышленности // Креативная экономика. – 2022. – № 5. – c. 1849-1862. – doi: 10.18334/ce.16.5.114645.
16. Яровая И. Изгнание коррупции из леса принесет России двойную пользу. Взгляд. [Электронный ресурс]. URL: https://vz.ru/society/2020/10/1/1062682.html (дата обращения: 24.05.2022).
17. Объем незаконной лесозаготовки в Нижегородской области по итогам 2021 года сократился. Федеральное агентство лесного хозяйства. [Электронный ресурс]. URL: https://rosleshoz.gov.ru/news/2022-04-13/%D0%BF%D1%84%D0%BE_20838 (дата обращения: 24.05.2022).
18. В 2021 году объем незаконной лесозаготовки в России сократился почти на 60%. Леспроминформ. [Электронный ресурс]. URL: https://lesprominform.ru/news.html?id=16008& (дата обращения: 24.05.2022).
19. Reza Toorajipour, Pejvak Oghazi, Vahid Sohrabpour, Pankaj C. Patel, Rana Mostaghel Block by block: A blockchain-based peer-to-peer business transaction for international trade // Technological Forecasting and Social Change. – 2022. – p. 121714. – doi: 10.1016/j.techfore.2022.121714.
20. David Arokiaraj et al. Blockchain Technology in the Food Supply Chain: Empirical Analysis // International Journal of Information Systems and Supply Chain Management. – 2022. – № 3. – p. 1-12. – doi: 10.4018/IJISSCM.290014.
21. Oh J., Shong I. A case study on business model innovations using Blockchain: focusing on financial institutions // Asia Pacific Journal of Innovation and Entrepreneurship. – 2017. – № 3. – p. 335-344. – doi: 10.1108/APJIE-12-2017-038.
22. Россия и Китай хотят создать лесную биржу на Дальнем Востоке. РИА Новости. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/ 20171102/1508048838.html.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:36