Контрабанда наркотических средств, пересылаемых в международных почтовых отправлениях

Афонин Д.Н.1, Осипов Д1, Прусак Э.И.1
1 Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 1 (Январь-Март 2017)

Цитировать:
Афонин Д.Н., Осипов Д, Прусак Э.И. Контрабанда наркотических средств, пересылаемых в международных почтовых отправлениях // Экономические отношения. – 2017. – Том 7. – № 1. – С. 135-142. – doi: 10.18334/eo.7.1.37389.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=29774234
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье представлена оценка текущего состояния таможенного контроля за товарами, перемещаемыми в международных почтовых отправлениях. Также представлены предложение по совершенствованию таможенного контроля товаров, пересылаемых в адрес физических лиц для личного пользования в международных почтовых отправлениях.

Ключевые слова: интернет-торговля, контрабанда, международные почтовые отправления, электронная система платежей



Введение

В настоящее время происходит стремительная интеграция России в мировую экономическую систему. Увеличивается роль международных почтовых отправлений (далее – МПО), это приводит к необходимости совершенствования таможенного законодательства и таможенного контроля. Начиная с 2010–2011 годов, по данным ФГУП «Почта России», происходит резкое увеличение количества пересылаемых МПО, это связано с активным развитием интернет-торговли.

Актуальность выбранной темы заключается в важности совершенствования осуществляемого контроля в международных почтовых отправлениях, в частности выявления контрабанды наркотических средств в отношении товаров, пересылаемых в адрес физических лиц для личного пользования на территорию Российской Федерации (далее – РФ).

Целью работы является оценка текущего состояния и предложение путей совершенствования таможенного контроля товаров, пересылаемых в адрес физических лиц для личного пользования в международных почтовых отправлениях.

ФГУП «Почта России» на сегодняшний день фактически является единственным оператором, обеспечивающим доставку пакетов, бандеролей и посылок как из-за рубежа, так и внутри страны, и, несмотря на ускоренную модернизацию, его инфраструктура в период пиковых нагрузок не всегда справляется с наплывом почтовых отправлений [1].

Таможенные органы при обработке МПО отправлений производят таможенные операции в местах международного обмена (далее – ММПО) и выполняют такие функции, как: контроль содержимого МПО на предмет законности ввоза данной категории товаров на таможенную территорию Таможенного союза, контроль правильности сопроводительных документов и содержимого МПО на предмет взимания таможенных пошлин, налогов; взимание таможенных пошлин.

В настоящее время выгодно приобретать товары в иностранных интернет-магазинах ввиду большого ассортимента, приемлемых цен. В международных почтовых отправлениях часто пересылаются незаконным способом наркотические средства с использованием сети Интернет.

Товары для личного пользования, приобретаемые в иностранных интернет-магазинах, перемещаются через таможенную границу Таможенного союза с помощью международных почтовых отправлений (государственная почтовая служба и EMS), а также посредством экспресс-доставки (DHL, FedEx, DPD).

На сегодняшний день в соответствии с Приложением 3 к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», товары для личного пользования (за исключением этилового спирта, алкогольных напитков, пива и неделимых товаров), ввозимые в течение календарного месяца в адрес одного получателя, таможенная стоимость которых не превышает сумму эквивалентную 1000 евро, и вес не превышает 31 килограмма, освобождаются от уплаты таможенных платежей.

В государственной программе Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков» отмечено, что «одним из способов распространения наркотиков стала сеть Интернет. В ходе мониторинга Интернета территориальными органами безопасности выявлено значительное количество информационных ресурсов, пропагандирующих наркопотребление и распространяющих наркосодержащие препараты. После оплаты продукции через электронные системы платежей наркотические средства пересылаются на территорию Российской Федерации с использованием международных почтовых компаний. Кроме того, интернет-магазины проводят специальные маркетинговые акции для привлечения новых и удержания постоянных клиентов (бесплатная доставка «пробников», скидки и пр.)» [2].

В настоящее время понятием наркоконтрабанда охватываются такие деяния, признаваемые Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ) преступлениями, как:

– контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ) [3, 4] (Fedorov, 2012а; Fedorov, 2012b);

– контрабанда отдельных сильнодействующих и ядовитых веществ (ст. 2261 УК РФ) [3, 4] (Fedorov, 2012а; Fedorov, 2012b);

– незаконные ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации в целях сбыта новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен (ст. 234 УК РФ) [3, 4] (Fedorov, 2012а; Fedorov, 2012b).

Последний вид наркоконтрабанды получил закрепление в УК РФ лишь в 2015 году [5].

Пересылка наркотических средств и психотропных веществ с помощью МПО, осуществляемая внутри страны, должна квалифицироваться по ст. 228.1 УК РФ.

В соответствии с Пленумом Верховного Суда РФ от 15.06.2006 № 14 [6], под незаконной пересылкой следует понимать «…действия лица, направленные на перемещение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов адресату (например, в почтовых отправлениях, посылках, багаже с использованием средств почтовой связи, воздушного или другого вида транспорта, а также с нарочным при отсутствии осведомленности последнего о реально перемещаемом объекте или его сговора с отправителем), когда эти действия по перемещению осуществляются без непосредственного участия отправителя» [8] (Tokmantsev, 2014). Преступление считается оконченным с момента отправления письма, посылки, багажа с содержащимися в нем указанными средствами или веществами независимо от их получения адресатом. Объективная сторона деяния заключается только в отправке почтового отправления, то есть в передаче почтовому предприятию для пересылки и доставки адресату письменной корреспонденции, посылок или почтовых контейнеров [7] (Gordeev, 2015). Все остальные действия, не входящие в понятие отправления, находятся за пределами объективной стороны преступления. Например, упаковка почтового отправления или его доставка почтовому предприятию, действия по транспортировке, а также получение почтового отправления [7] (Gordeev, 2015). Согласно судебному толкованию, в пересылке должны участвовать отправитель и получатель. При квалификации действий двух или более лиц, совершающих совместно преступление, применяется институт соучастия в преступлении.

Исходя из изложенного, получатель почтового отправления, действующий совместно с отправителем, должен нести уголовную ответственность исходя из той роли, которую он выполнил. Так, если получатель склонил отправителя к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом, его действия необходимо квалифицировать как подстрекательство к пересылке наркотических средств или психотропных веществ (ч. 4 ст. 33 УК РФ). В тех случаях, когда получатель содействовал совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, а равно обещавший приобрести (получить) перемещаемые предметы, его действия необходимо квалифицировать как пособничество в пересылке наркотических средств или психотропных веществ (ч. 5 ст. 33 УК РФ). Пересылка наркотических средств или психотропных веществ с помощью почтовых отправлений, осуществляемая через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС [8] (Tokmantsev, 2014), должна квалифицироваться по ст. 229.1 УК РФ. При этом понятие пересылки не содержится в диспозиции ст. 229.1 УК РФ, в ней лишь говорится о незаконном перемещении. Согласно п. 19 ч. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза «незаконное перемещение товаров через таможенную границу – перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение» [9]. В тех случаях, когда для незаконного перемещения используются почтовые организации, необходимо применять положения главы 44 Таможенного кодекса Таможенного союза, согласно которой в перемещении принимают участие как отправитель, который обязан задекларировать товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях (ч. 5 ст. 314 ТК ТС), так и получатель, обязанный уплатить таможенные пошлины в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (ч. 2 ст. 316 ТК ТС). Кроме этого, согласно п.1 ч.1 ст.186 ТК ТС, декларантом выступает лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами – при отсутствии внешнеэкономической сделки. В нашем случае им выступает получатель международного почтового отправления, на которого, в соответствии со ст.188 ТК ТС, возложены обязанности декларанта. Незаконность же этих действий будет заключаться в том, что нарушаются положения п. 1 ч. 1 ст. 313 ТК ТС: «не допускается пересылка в международных почтовых отправлениях товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или вывозу с этой территории». Согласно решению Комиссии Таможенного союза, запрещены к пересылке в международных почтовых отправлениях наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, а также растения и грибы, содержащие наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, в любом состоянии, включая их плоды, семена и споры [7] (Gordeev, 2015). Таким образом, понятие «незаконное перемещение» шире понятия «пересылка» и включает в себя деятельность по отправке международного почтового отправления и по его получению, а лицо, получающее данную посылку, выступает, соответственно, субъектом контрабанды, что находит отражение и в решениях следственных подразделений Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Однако для государства из всех многочисленных нерешенных вопросов правового регулирования электронной коммерции на первый план выходит именно проблема налогообложения, поскольку, в свете бурного роста данного вида экономической деятельности, отсутствие эффективного правового регулирования приводит к таким негативным последствиям, как уклонение от уплаты налогов. Это ведет к снижению доходов бюджета и, как следствие, неблагоприятно сказывается на выполнении государством своих функций по удовлетворению коллективных потребностей общества [10].

В связи с этим необходимо определить способы регулирования интернет-торговли с помощью таможенных пошлин и налогов, а также выявить противоречия между желаемым и имеющимся уровнем развития данного сегмента.

Также необходимо наладить активное межведомственное взаимодействие между таможенной и налоговой службами с целью пресечь реализацию товаров в коммерческих целях, заказанных физическими лицами для личного пользования, создать нормативно-правовой документ, регламентирующий на уровне Таможенного союза определенные критерии отнесения товаров к товарам для личного пользования с четким указанием предельно допустимого количества полностью идентичных товаров в одной посылке по всем группам товаров.

Поскольку основной способ выявления таможенных правонарушений – рентгеновский, необходимо повысить эффективность обучения должностных лиц таможенных органов (ДЛТО) техническим средствам таможенного контроля и рентгеновским в частности.

Международный практический опыт таможенного контроля МПО предполагает активное развитие применения специальных технических средств, таких как рентгеновская техника, технические средства таможенного контроля (ТСТК) для обнаружения и поиска наркотических и взрывчатых веществ, стойки радиационного контроля для контроля международных почтовых отправлений.

Заключение

Анализируя некоторые аспекты нарушения таможенного законодательства с использованием МПО, стоит отметить, что использованием МПО в качестве объекта совершения таможенных правонарушений постоянно растет. В соответствии с целью, задачами работы и проведенным исследованием, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, сложность исследуемого предмета заключается в том, что порядок перемещения товаров в МПО регулируется не только таможенным законодательством, но и актами Всемирной почтовой организации, а также иными международными и национальными законодательными актами.

Во-вторых, перемещение товаров в МПО имеет несколько важных условий: возможность выдачи почтового отправления только с разрешения таможенного органа; обязательность соблюдения запретов и ограничений; освобождение либо исчисление и уплата таможенных пошлин и налогов; порядок таможенного оформления товаров, перемещаемых в международном почтовом отправлении, зависит от характера отправления – для личного пользования или коммерческих нужд, для физического или юридического лица.

В-третьих, необходимо проводить активную модернизацию действующего таможенного и налогового законодательства в вопросах таможенного декларирования товаров, перемещаемых в МПО, а также взимания таможенных налогов и пошлин.

В-четвертых, чтобы добиться положительных результатов и гармонизировать таможенный контроль, необходимо обратить особое внимание на вопрос отношения товаров, перемещаемых в МПО, к товарам для личного пользования.

В-пятых, предоставление полной, точной и подробной информации о товарах, пересылаемых в сопровождении МПО, позволят ускорить процесс таможенного оформления и таможенного контроля и решить проблему принятия заявленной таможенной стоимости.

Для решения всех существующих на сегодняшний день проблем, связанных с совершенствованием таможенного контроля МПО, требуется комплексный подход. Совершенствование деятельности таможенных органов в области проведения таможенного контроля МПО возможно с учетом развития дальнейшего международного сотрудничества, развития информационных технологий в области МПО и активного межведомственного взаимодействия с ФГУП «Почта России», так и со смежными правоохранительными службами.

Многогранный вопрос совершенствования таможенного контроля товаров, перемещаемых в МПО в условиях развития электронной торговли, ускоренно набирает свою значимость. В связи с этим на данный момент необходимо начать предпринимать попытки вывести таможенный контроль МПО на более высокий уровень развития.


Источники:

1. Таможенные чтения – 2014 // Актуальные проблемы теории и практики таможенного дела (к 20-летию Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии): Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб, 2014. – С. 11.
2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков»: распоряжение Правительства РФ от 04.03.2013 № 294-р // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 10.
3. Федоров А.В. О первых двух видах контрабанды. Изменения в законодательстве об ответственности за контрабанду наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ // Наркоконтроль. – 2012. – № 1. – С. 2-16.
4. Федоров А.В. Изменения в законодательстве об ответственности за контрабанду: новые реалии и проблемы // Уголовное право. – 2012. – № 2. – С. 71-77.
5. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 03.02.2015 N 7-ФЗ (действующая редакция, 2016)
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 (ред. от 30.06.2015) "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами"
7. Гордеев Р.Н. Проблемы квалификации пересылки наркотических средств, осуществляемой международными почтовыми отправлениями // Ппд. – 2015. – № 1. – С. 41-48.
8. Токманцев Д.В. Состояние наркопреступности в странах Таможенного союза: Беларуси, Казахстане и России // Вестник Сибирского юридического института ФСКН России. – 2014. – № 3. – С. 33-37.
9. Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 №17 // Собрание законодательства РФ. 13.12.2010. № 50. Ст. 6615
10. Васильева Н.М. Правовое регулирование налогообложения электронной коммерции. / Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. юр. наук. - М.: Моск.гос.юр.академия., 2007. – 27 с.

Страница обновлена: 08.08.2024 в 04:30:59