Особенности бюджетно-финансового контроля реализации стратегии социально-экономического развития региона (на примере Липецкой области)
Соломина Т.П.1
1 Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 6 (Июнь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68015193
Аннотация:
Поскольку одним из наиболее значимых источников финансирования стратегии развития региона выступают федеральный и региональный бюджеты, то соответственно положениям бюджетного законодательства они подпадают под бюджетно-финансовый контроль. При этом одним из инструментом бюджетно-финансового контроля выступает финансовый мониторинг. Однако, существующий инструментарий финансового контроля недостаточен для полноценного обследования и заключения о эффективности использования бюджетных средств в рамках реализации государственных программ. Соответственно, актуальным является вывод о необходимости дальнейшего совершенствования инструментария финансового мониторинга / контроля, в том числе с использованием методологии аудита эффективности. В статье представлены результаты анализа особенностей бюджетно-финансового контроля реализации стратегии социально-экономического развития региона с использованием инструмента финансового мониторинга.
Ключевые слова: бюджетно-финансовый контроль, государственная программа, бюджетные средства, стратегия, финансовый мониторинг, эффективность
JEL-классификация: H61, H68, H71
Введение
Современная система управления регионом базируется на совокупности целого ряда долгосрочных управленческих решений, воплощенных в стратегии социально-экономического развития. Однако, реализация данной стратегии предполагает использования ряда финансовых инструментов, включающих, в том числе, целевое бюджетное финансирование. При этом со стороны и федеральных и региональных органов влясти одной из первостепенных задач является обеспечение достаточности используемых финансовых инструментов, а также целевого назначения и эффективности их использования. В соответствии со статьей Федерального закона от 28.06.2014 №172 - ФЗ одним из ключевых элементов региональной стратегии социально-экономического развития является оценка финансовых ресурсов, необходимых для достижения стратегических целей и решения стратегических задач [1]. Недостаточность и (или) неэффективность финансирования реализации стратегии социально-экономического развития региона может привести к ухудшению качества жизни населения в долгосрочной перспективе. Все субъекты Российской Федерации разрабатывают и используют в своей деятельности документы стратегического планирования. Однако, финансовый аспект поддержки реализации региональных стратегий социально-экономического развития, в том числе финансовый мониторинг как часть бюджетно-финансового контроля, представлены недостаточно в структуре проводимых исследований, а также в практике хозяйственной деятельности. [25, С. 103 – 107].
Отметим, что приоритеты стратегического приоритетов социально-экономического развития российских регионов достаточно глубоко рассматриваются в современных научных исследованиях. Можно отметить научные исследования, таких российских экспертов, как Андреева О.В., Суховеева А.А. [5], Арбузова Т.А. [6], Асташова Е.А., Погребцова Е.А., Дурнев С.И. [7], Беликова Е.В., Чернявская Е.Ю., Шамрай-Курбатова Л.В. [8], Дробот Е.В. [9–13, 16–20], Макаров И.Н. [9, 11–13, 16–20], Ильинова О.В., Кривошлыков В.С., Гальченко С.А. [14], Космачева Н.М., Черкасская Г.В. [15], Маслюк Н.А., Медведева Н.В. [21], Подвербных О.Е., Лукьянова А.А., Межова И.А., Донова Н.А. [22], Смольянова И.В. [23], Степаненкова Н.М., Степаненкова М.А. [24], Шарова И.В. [26].
Тем не менее специфики бюджетно-финансового контроля реализации стратегии социально-экономического развития регионов в анализируемых источниках внимание либо не уделяется совсем, либо данная проблематика рассматривается эпизодически.
Именно поэтому интерес представляет анализ особенностей бюджетно-финансового контроля реализации стратегии социально-экономического развития региона с использованием инструмента финансового мониторинга.
Целью написания данной статьи является анализ особенностей бюджетно-финансового контроля реализации стратегии социально-экономического развития региона с использованием инструмента финансового мониторинга.
В качестве полученных результатов, обладающих признаками научной новизны, мы позиционируем вывод о недостаточности имеющегося на современном этапе инструментария финансового мониторинга для полноценной оценки эффективности реализации государственных программ в частности и стратегии развития региона в целом.
Основная часть
Поскольку одним из наиболее значимых источников финансирования стратегии развития региона выступают федеральный и региональный бюджеты, то соответственно положениям бюджетного законодательства они подпадают под бюджетно-финансовый контроль. При этом одним из инструментом бюджетно-финансового контроля выступает финансовый мониторинг.
Под финансовым мониторингом реализации стратегии социально-экономического развития будем понимать выявление необходимого уровня эффективности затрат бюджетных средств по реализации государственных программ, проектов и мероприятий, в том числе федерального уровня, которая выражается в достижении целевых показателей финансирования и целевых значений реализации Стратегии социально-экономического развития региона.
При этом необходимо учитывать, что источниками финансирования стратегии социально – экономического развития региона являются как бюджетные, так и внебюджетные источники.
Теперь перейдем непосредственно к рассмотрению проблематики формирования, финансирования и реализации региональной стратегии социально-экономического развития на примере Липецкой области.
В 2024 году в Липецкой области была принята Стратегия социально-экономического развития до 2030 года. Структура Стратегии представлена тремя направлениями и шестью флагманскими проектами (рис. 1).
Рисунок 1 – Проектная структура Стратегии социально-экономического развития Липецкой области до 2030 года
составлено автором
Стратегия прошла ряд этапов согласования в соответствии с определенным законодательством порядком в профильных федеральных органах исполнительной власти.
Выделенные направления Стратегии «Экономика», «Пространство» и «ESG – трансформация» и соответствующие им флагманские проекты раскрыты в плане мероприятий с указанием ответственных и результатов реализации. План мероприятий является основой внесения изменений в существующие государственные программы. Использование программного – целевого метода в реализации Стратегии является оптимальным механизмом достижения запланированного результата в заранее установленные сроки.
С 1 января 2024 года в Российской Федерации осуществлен переход государственных программ регионов на новую систему управления. Обновленная структура государственной программы позволяет четко взаимоувязать стратегические цели и финансовое обеспечение для их достижения. В целях мониторинга эффективности реализации государственных программ используется «контрольная точка». «Контрольная точка» является подтверждением завершения значимого действия по достижению запланированного результата на документальной основе. Промежуточные результаты реализации государственных программ вносятся в информационно-аналитическую систему.
В целях реализации Стратегии социально-экономического развития Липецкой области до 2030 года был определен перечень государственных программ, включающих двадцать одну позицию (таблица 1). За каждой государственной программой закреплен ответственный исполнитель – профильное управление Правительства Липецкой области. Стратегические цели и задачи по направлениям отражаются в государственных программах в разделе описания приоритетов и взаимосвязи с документами стратегического планирования.
Оценка эффективность исполнения государственной программы с точки зрения достижения целей Стратегии может осуществляться коллегиальным органом межведомственного взаимодействия – управляющим советом.
При этом, одной из задач управляющего совета является также одобрение параметров финансового обеспечения.
Таблица 1 – Государственные программы Липецкой области, направленные на реализацию Стратегии социально-экономического развития до 2030 года
№
п/п
|
Наименование
государственной программы
|
1
|
Социальная
поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой
области
|
2
|
Развитие рынка
труда и содействие занятости населения в Липецкой области
|
3
|
Развитие
здравоохранения Липецкой области
|
4
|
Развитие
физической культуры и спорта Липецкой области
|
5
|
Развитие
образования Липецкой области
|
6
|
Развитие
культуры и туризма в Липецкой области
|
7
|
Профилактика
терроризма и экстремизма в Липецкой области
|
8
|
Обеспечение
жителей Липецкой области качественным жильем, социальной и инженерной
инфраструктурой
|
9
|
Обеспечение
общественной безопасности населения и территории Липецкой области
|
10
|
Реализация
внутренней политики Липецкой области
|
11
|
Развитие
малого и среднего предпринимательства в Липецкой области
|
12
|
Энергоэффективность,
развитие энергетики и повышение надежности энергоснабжения в Липецкой области
|
13
|
Развитие
сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия Липецкой области
|
14
|
Развитие
транспортной системы Липецкой области
|
15
|
Обеспечение
инвестиционной привлекательности и развития промышленности Липецкой области
|
16
|
Охрана
окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных
ресурсов Липецкой области
|
17
|
Развитие
лесного хозяйства в Липецкой области
|
18
|
Эффективное государственное
управление и развитие муниципальной службы Липецкой области
|
19
|
Управление
государственными финансами и государственным долгом Липецкой области
|
20
|
Обеспечение
населения Липецкой области качественными коммунальными услугами и
формирование современной городской среды
|
21
|
Комплексное
развитие сельских территорий Липецкой области
|
В соответствии с обновленными методическими рекомендациями по разработке и корректировке стратегии социально – экономического развития субъекта Российской Федерации в государственных программах Липецкой области уровень соответствия декомпозированного показателя маркируется соответствующим образом. Отметка «Стратегия» позволяет проводить мониторинг достижения стратегических целей по контрольным точкам. Однако, рассматривая финансовые возможности реализации Стратегии, которые сосредоточены в государственных программах, можно отметить сложности в выделении финансовых затрат, которые были направлены именно на достижение стратегических целей.
Финансовый мониторинг реализации государственной программы является завершающим мероприятием по оценке эффективности реализации стратегических мероприятий. Одной из задач мониторинга является выявление отклонений и предупреждение недостижения целевых параметров государственной программы. Мониторинг осуществляется на основании отчета, которые имеет четыре ключевых параметра: показатели, мероприятия (результаты), показатели финансового обеспечения из всех источников финансирования, контрольные точки.
Проведение финансового мониторинга в рамках бюджетно-финансового контроля реализации стратегии социально-экономического развития региона позволяет определить эффективность и целесообразность расходования средств на достижение целей государственной программы. В настоящее время выводы финансового мониторинга формируются по двум направлениям: достижение целевых показателей и уровень освоения средств при реализации государственных программ.
При обнаружении факта недостижения целевых показателей исполнители программы обозначают причины отклонений, которые в ряде случаев носят субъективный характер и обозначаются как неуправляемый риск.
По результатам проведенного анализа исполнения государственных программ нами были выявлены основные причины неисполнения гос программ в регионе: основными причинами кассового неисполнения государственных программ в Липецкой области являются: экономия по результатам проведения закупочных процедур, отсутствие потребности у получателей средств, нарушений сроков и условий исполнения государственных контрактов, иные причины, в том числе заявительный характер субсидии.
Заключение
По результатам проведенного анализа, нами были получены ряд выводов:
1. Финансовый мониторинг реализации государственных программ является одним из основных элементов осуществления обратной связи в рамках качественной реализации Стратегии социально-экономического развития региона.
2. Современная система финансового мониторинга реализации стратегий социально-экономического развития регионов не позволяет в полной мере оценить эффективность расходования финансовых средств достижения стратегических целей.
3. Современная система финансового мониторинга требует совершенствования в части возможностей гибкого реагирования на внешние вызовы, а также расширения использования риск-ориентированного подхода. Однако, существующий инструментарий финансового контроля недостаточен для полноценного обследования и заключения о эффективности использования бюджетных средств в рамках реализации государственных программ. Соответственно, актуальным является вывод о необходимости дальнейшего совершенствования инструментария финансового мониторинга / контроля, в том числе с использованием методологии аудита эффективности.
Источники:
2. Постановление Правительства РФ от 14 октября 2016 г. №1045 «Об утверждении Правил согласования проекта стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в части полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с документами стратегического планирования, разрабатываемыми и утверждаемыми (одобряемыми) органами государственной власти Российской Федерации». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71513884/?ysclid=lvlx8dt44j254712561 (дата обращения: 23.06.2024).
3. Методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ. [Электронный ресурс]. URL: https://pm.center/bazaznaniy/document/metodicheskie-rekomendatsii-po-razrabotke-i-realizatsii-gosudarstvennykh-programm-subektov-rossii-sk/ (дата обращения: 23.06.2024).
4. Сводный доклад о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Липецкой области за 2020, 2021, 2022 гг
5. Андреева О.В., Суховеева А.А. Направления совершенствования системы социального обслуживания граждан в рамках стратегических приоритетов социально-экономического развития города // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1839-1850. – doi: 10.18334/eo.9.3.40994.
6. Арбузова Т.А. Структурный анализ понятия «стратегия развития» социально-экономической системы крупнейшего города // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 5. – c. 1511-1528. – doi: 10.18334/epp.12.5.114794.
7. Асташова Е.А., Погребцова Е.А., Дурнев С.И. Инновационная деятельность региона как составная часть социально-экономического развития // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 2. – c. 827-842. – doi: 10.18334/vinec.12.2.114879.
8. Беликова Е.В., Чернявская Е.Ю., Шамрай-Курбатова Л.В. Региональные особенности социально-экономического развития Волгоградской области в условиях пандемии // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 3. – c. 643-656. – doi: 10.18334/epp.11.3.111631.
9. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Ярикова Е.В. Пространственное развитие России: проблемы дифференциации в условиях глобализации // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 855-866. – doi: 10.18334/eo.9.2.40811.
10. Дробот Е.В., Ярикова Е.В. Факторы регионального развития России: влияние пространства и расстояний и возможности их нивелирования // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1775-1784. – doi: 10.18334/eo.9.3.40837.
11. Дробот Е.В., Кукина Е.Е., Макаров И.Н. Налоговая политика и проектное финансирование как инструментарий государственной политики регионально-отраслевого развития страны // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1807-1816. – doi: 10.18334/eo.9.3.40875.
12. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Сотников Н.Б., Сотников И.Б., Кокорева А.А. Формирование транспортных производственно-образовательных кластеров как фактор устойчивого развития транспортной отрасли и экономики региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 10. – c. 3977-3994. – doi: 10.18334/epp.13.10.119205.
13. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Башлыков Т.В., Сухина Ю.В., Володина А.И. Планирование инновационного развития региональных систем на основе цифровизации государственного стратегического управления // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 1. – c. 139-156. – doi: 10.18334/vinec.14.1.120684.
14. Ильинова О.В., Кривошлыков В.С., Гальченко С.А. Инновационные прорывы, или торможение социально-экономического развития территории: интерпретация глобального и регионального инновационного индекса // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 10. – c. 3895-3908. – doi: 10.18334/epp.13.10.119327.
15. Космачева Н.М., Черкасская Г.В. О зависимости моделей устойчивого социально-экономического развития регионов в системе «мегаполис – территория-сателлит» // Креативная экономика. – 2023. – № 11. – c. 4233-4248. – doi: 10.18334/ce.17.11.119531.
16. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Авцинова А.А., Филоненко Н.Ю. Пространственное развитие России: проблемы межрегиональной дифференциации // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2953-2964. – doi: 10.18334/eo.9.4.41347.
17. Макаров И.Н., Пивоварова О.В., Дробот Е.В., Селищев О.В., Юшков М.А. Роль инновационной инфраструктуры в обеспечении пространственной политики России в условиях мобилизационной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 4. – c. 2075-2084. – doi: 10.18334/vinec.13.4.119989.
18. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Шеожев Х.В., Сухина Ю.В., Володина А.И. Государственная экономическая политика формирования пространственной эффективности в условиях внешних ограничений // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 6. – c. 2069-2080. – doi: 10.18334/epp.13.6.118272.
19. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Назаренко В.С., Фурсова Н.В., Володина А.И. Устойчивое инновационное развитие, зеленая экономика и человеческий капитал: базисная триада государственной политики экономического развития регионов // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – c. 6255-6274. – doi: 10.18334/epp.13.12.120516.
20. Макаров И.Н., Пивоварова О.В., Дробот Е.В., Шепелев М.И., Юшков М.А. Региональное измерение пространственной политики России: аспекты транспортно-инфраструктурного обеспечения территорий // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – c. 6383-6392. – doi: 10.18334/epp.13.12.119988.
21. Маслюк Н.А., Медведева Н.В. Технологизация экономики региона как основа социально-экономического развития // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 2. – c. 597-612. – doi: 10.18334/vinec.11.2.112103.
22. Подвербных О.Е., Лукьянова А.А., Межова И.А., Донова Н.А. Формирование социально-экономической политики региона в условиях мобилизации экономики: вызовы и перспективы // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 12. – c. 6275-6288. – doi: 10.18334/epp.13.12.120167.
23. Смольянова И.В. Анализ взаимообусловленности приоритетов региональной социально-экономической политики и устойчивости территориального развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 10. – c. 2687-2700. – doi: 10.18334/epp.12.10.116470.
24. Степаненкова Н.М., Степаненкова М.А. Применение кластерного анализа для оценки уровня социально-экономического развития регионов Российской Федерации // Креативная экономика. – 2021. – № 11. – c. 4225-4236. – doi: 10.18334/ce.15.11.113764.
25. Шмакова М.В. Формирование стратегических основ финансово-инвестиционного обеспечения потребностей территорий // Фундаментальные исследования. – 2020. – № 10. – c. 103 – 107. – doi: 10.17513/fr.42863.
26. Шарова И.В. Влияние развития рынка интернет-торговли на социально-экономическое положение региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 3. – c. 799-810. – doi: 10.18334/epp.14.3.120636.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 12:14:33