Направления обеспечения эффективной занятости региона в условиях реализации национального проекта по повышению производительности труда (на примере Липецкой области)

Гурина М.А.1, Сокольская Т.И.1, Румянцева Ю.В.2, Черняев В.В.1, Сухина Ю.В.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, Москва
2 Липецкий государственный технический университет, Россия, Липецк

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 5 (Май 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42994417
Цитирований: 12 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В настоящей статье рассматриваются направления развития рынка труда и обеспечения эффективной занятости населения на региональном уровне. Систематизированы и проанализированы официальные статистические данные основных показателей рынка труда Липецкой области за 2013‒2019 годы (уровень безработицы, динамика трудовых ресурсов региона, структура спроса на различные категории профессий и другие). По мнению авторов, методологическим инструментом, обеспечивающим фундамент для эффективной занятости, является паспорт национального проекта по повышению производительности труда. В работе обосновывается позиция, согласно которой стратегической задачей органов власти остается решение проблемы диспропорции в профессиональной структуре занятости населения. Поиск внутренних резервов предприятий, направленных на повышение производительности, модернизация центров занятости, разработка новых стандартов их работы, развитие фрилансовой деятельности позволят создать условия для повышения качества рабочей силы на рынке труда. Как пример реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» рассматривается Липецкая область. Авторами проанализированы основные показатели занятости и безработицы регионального рынка труда, дана оценка деятельности региональных органов власти по реализации стратегии развития рынка труда и политики занятости. В работе также рассматриваются направления развития занятости в условиях реализации Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Обозначены основные направления и меры для создания условий, обеспечивающих эффективную занятость и рост производительности труда в регионе

Ключевые слова: государственная политика занятости населения, производительность труда, региональный рынок труда, национальный проект, фрилансовая деятельность, трудовая миграция, организационные и технологические инновации

JEL-классификация: J21, J24, J28



Введение

Некоторые специалисты по теории рынка труда определяют рост трудовой производительности как один из возможных факторов расширения безработицы [10] (Autor, Salomons, 2017).

Однако практики утверждают, что такой рост повышает эффективность занятости, что является основой для устойчивого экономического состояния страны и высокого уровня занятости населения. Необходимым условием эффективной занятости служит оптимальное соотношение числа рабочих мест и занятой рабочей силы не только в количественном выражении, но и по качественному – профессионально-квалификационному – составу, а также достижение социального баланса в обществе в виде создания нормальных условий труда с точки зрения высокой трудоспособности, здоровья работников, возможности их профессионально-квалификационного роста, социального признания и так далее. Последствием эффективной занятости является расширение воспроизводства рабочей силы. Стимулирующую роль роста производительности труда для занятости необходимо связывать с критерием оптимального найма. Такую точку зрения в целом разделяет российское экспертное сообщество.

Итак, можно говорить о прямой корреляции между уровнем производительности труда и ростом занятости в обществе. Понимание этой зависимости на федеральном уровне привело к разработке документов, направленных на поддержку занятости населения в условиях роста производительности труда. Один из таких документов – паспорт национальной программы (проекта) под названием «Производительность труда и поддержка занятости». В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина к Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года отмечается, что для наращивания конкурентоспособности национальной экономики страны необходимо повысить производительность труда за счет использования новых технологий, управленческих и кадровых решений.

Кризисные явления в экономике нашей страны требуют постоянного внимания к проблемам рынка труда. Традиционная модель его адаптации к кризисным явлениям характеризуется ростом неполной занятости [1] (Vinokurova, 2017). При этом не решается стратегический вопрос повышения качества трудовой занятости, гибкости и прозрачности рынка труда, его развития в целом.

В решении проблем безработицы, поддержании социальной стабильности экономические санкции западных стран сыграли не последнюю роль. Государство применяет различные меры: поддерживает безработных, обеспечивает новыми рабочими местами, создает благоприятные условия для бизнеса [8] (Taktarova, Soldatova, 2018). Проблема эффективной занятости в нашем обществе тем не менее является одной из актуальных, и все связанные с ней вопросы требуют изучения и незамедлительного решения, поскольку обеспечить рост занятости в экономике возможно лишь с помощью активных инструментов воздействия и создания условий для роста производительности труда.

Не менее актуальной представляется проблема реализации государственной политики занятости на региональном уровне [11] (Simonova, Sankova, Mirzabalaeva, 2019). Деятельность органов государственной власти в регионе имеет широкий диапазон задач: от выплаты пособий по безработице и организации общественных работ до стимулирования роста производительности труда на предприятиях, создания условий для самозанятости и открытия своего дела [5] (Kostenkova, 2019). Стратегической задачей в работе органов власти остается проблема диспропорции в профессиональной структуре занятости населения. На региональном уровне необходима модернизация системы содействия трудоустройству населения.

Одним из важных направлений в рамках федерального проекта должно стать развитие фрилансовой деятельности, а также реорганизация служб занятости, повышение их клиентоориентированности. Необходимость исследования обозначенных проблем обусловила актуальность изучения вопроса, связанного с обеспечением мер занятости населения в Липецкой области в условиях реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».

Повышение производительности труда как условие эффективной занятости в регионе

Показатель занятости отражает как общую макроэкономическую ситуацию, так и качество, уровень жизни населения страны. Кроме того, показатель занятости характеризует эффективность ведения социально-экономической политики действующим правительством [9] (Chuyev, Hunchback, 2016). Формирование эффективной занятости населения является неотъемлемым условием социально-экономического процветания страны, критерием адаптивных возможностей рынка труда и общества к экономической трансформации. Категория эффективной занятости в целом является социально-экономическим феноменом, который характеризует результат взаимодействия субъекта (трудоспособного населения) и объекта занятости (рабочих мест). Этот результат достигается путем согласования различных интересов представленных субъектов рынка труда (государство, работодатель, работник) и выражается в росте валового внутреннего продукта [6] (Novitskaya, 2003).

Главный источник повышения эффективности экономики ‒ в стимулировании производительности труда [7] (Sokolova, 2016). Необходимость повышения производительности труда в 1,5 раза нашла отражение в первоочередной повестке еще несколько лет назад. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [13] был определен рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% в год. Важным шагом в этом направлении стало формирование приоритетной российской программы «Повышение производительности труда и поддержки занятости» [15], которая в дальнейшем была оформлена как национальный проект.

Стартовавший с 2018 года национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» ориентирован на создание устойчивого роста производительности труда, связанного с поиском внутренних резервов предприятий. Программа включает несколько направлений: снятие административных и законодательных барьеров; создание предприятий, которые являются лидерами по производительности; формирование платформы для обмена опытом; повышение компетенций в области экспорта и продаж.

Министерство экономического развития Российской Федерации утвердило список из 15 регионов, которые включены в национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» в 2019 году. Липецкая область вошла в число пилотных регионов Российской Федерации, где будет реализовываться этот нацпроект. Администрацией области была разработана региональная программа «Производительность труда и поддержка занятости».

Среди субъектов Российской Федерации Липецкая область занимает ведущее место по основным показателям на душу населения: объему продукции обрабатывающих производств, сельского хозяйства, вводу жилья. В регионе высокий темп роста реальных денежных доходов населения и один из самых низких уровней безработицы.

Однако, несмотря на относительно стабильную экономическую ситуацию в регионе, рынки труда городов и районов характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда. Сложной по-прежнему является экономическая ситуация на рынке труда Данковского и Измалковского районов и города Ельца, где показатели уровня безработицы и напряженности в несколько раз выше среднеобластных индикаторов (данные по Липецкой области не превышают средние показатели по стране, а также по Центральному федеральному округу). Несмотря на это, комплексная оценка текущего состояния в сфере занятости региона затрудняется в связи со значительным влиянием на рынок труда скрытой безработицы (рис. 1).

Рисунок 1. Уровень безработицы в Липецкой области в 2013‒2019 годах

Источник: составлено авторами на основе [16].

Важным инструментом в системе стратегического планирования региональных органов власти, кроме стратегии развития рынка труда, служит целевая программа «Развитие рынка труда и содействие занятости населения Липецкой области» (2014‒2020 годы) [14]. Она содержит плановые показатели общей ситуации.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», для всех субъектов Федерации установлены показатели развития рынка труда [12]. Анализ текущей ситуации на региональном рынке труда показывает, что существует диспропорция в профессиональном обеспечении рынка кадрами. Заметно превышение общего уровня безработицы над регистрируемым в несколько раз, что свидетельствует о значительном количестве безработных, не обращающихся в службу занятости, а также о ежегодном сокращении численности занятых в экономике региона.

Анализ основных социально-трудовых показателей и реализация программы содействия занятости населения в Липецкой области

Липецкую область характеризует динамично развивающийся производственный потенциал и благоприятный инвестиционный климат, развитое сельское хозяйство, строительный комплекс, социальная и инженерная инфраструктура. Тенденции социально-экономического развития Липецкой области в 2017‒2018 годах характеризуются ростом практически во всех секторах экономики.

Создание новых рабочих мест находится в числе приоритетных направлений в работе органов региональной власти. По данным мониторинга, в целом по области на начало 2019 года было введено 15,3 тыс. новых рабочих мест. Во всех муниципальных образованиях их количество превысило прогнозные показатели. Уменьшение численности постоянного населения Липецкой области отражается на численности трудовых ресурсов; именно они определяют конкурентное преимущество региона (табл. 1) [17].

Таблица 1

Динамика трудовых ресурсов Липецкой области (2015‒2018 годы)

Трудовые ресурсы Липецкой области
2015
2016
2017
2018
Экономически активное население, тыс. человек
595,1
626
588
600,8
Экономически неактивное население, тыс. человек
556,1
536,2
568
537
Занятые, тыс. человек
571
545,9
564,3
577,4
Безработные, состоящие на учете, %
0,7
0,6
0,4
0,4
Безработные (по методологии Международной организации труда), %
4,2
3,7
3,2
3,9
Коэффициент напряженности (на основе регистрируемых данных), %
0,5
0,5
0,3
0,3
Коэффициент напряженности (на основе выборочных данных Международной организации труда), %
5,1
5,2
4,0
4,2
Источник: составлено авторами.

Количество занятых в экономике в целом по области на 1 января 2019 года составило 549 тыс. человек. Численность безработных в Липецкой области на 12 сентября 2019 года составила 2,3 тыс. человек, доля безработного населения – 0,4%, на аналогичную дату 2018 года ‒ 2 тыс. человек и 0,3% соответственно [18].

Разработан прогноз баланса трудовых ресурсов на 2019‒2022 годы (с учетом данных Федеральной службы государственной статистики) [19]. По годовым оценкам, средний уровень занятого населения в Липецкой области в 2020 году составит 550,5 тыс. человек. По данным прогноза муниципальных образований предполагается, что численность занятых в экономике области незначительно вырастет и к 2022 году может составить 552,8 тыс. человек. В перспективе продолжится перемещение рабочей силы из государственного сектора экономики в другие сферы деятельности [20].

В рейтинге субъектов Российской Федерации по значению сводной интегральной оценки качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения Липецкая область находится на 2-м месте. В 2019 году в этом регионе обеспечен высокий уровень трудоустройства обратившихся граждан. По данному показателю он занимает 1-е место в Российской Федерации – 87,3% от числа обратившихся (в целом по России – 60,7%). Отмечен наиболее низкий уровень регистрируемой безработицы в Липецкой области (0,4% от экономически активного населения) ‒ 5-е место среди субъектов Российской Федерации (1%). Однако по некоторым показателям доступности Липецкая область имеет неисполнение норматива, например по доступности государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время (8,6% при нормативном значении 10%) или по доступности государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости (0,03% при нормативе 0,3) [21].

Содействие продуктивной производительной занятости является одним из базовых условий реализации всех национальных целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Самый высокий уровень занятых в экономике традиционно отмечается в Лебедянском районе – 85,2% от всех трудовых ресурсов этого муниципального образования. Кроме того, свыше 80% трудовых ресурсов, занятых в экономике, отмечено в Лев-Толстовском районе и Липецке (81,2% и 80,2%, соответственно). Районы, составляющие наиболее успешные промышленные кластеры Липецкой области, формируют благоприятные условия для роста производительности труда. Всего по области такой рост достигнут в 13 муниципальных образованиях. Наряду с этим, в семи муниципальных образованиях в 2019 году отмечалось снижение доли занятых в экономике. Самое большое снижение наблюдалось в Хлевенском и Измалковском районах. Структура занятых в экономике по видам деятельности за 2019 год серьезных изменений не претерпела. Ведущими сферами занятости населения остаются обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля (более 18%), сельское хозяйство (14%).

Численность незанятого населения региона с учетом безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 73,5 тыс. человек, или 10,4% от общей численности трудовых ресурсов. В Липецке и Ельце, а также в Елецком и Становлянском районах уровень незанятого населения оказался выше среднего по области.

В целом ситуация на рынке труда в регионе сложилась вполне стабильная. Для содействия занятости населения, решения кадровых проблем предприятий Управлением труда и занятости Липецкой области проводится широкий комплекс мер, направленных на реализацию политики занятости в соответствии с основными векторами социально-экономического развития области. Структура спроса на различные категории профессий в регионе представлена на рисунке 2.

Меры, принимаемые администрацией области, управлением труда и занятости, способствуют стабилизации показателей регионального рынка труда: на 1 ноября 2019 года уровень регистрируемой безработицы составил 0,4%. Однако данные опроса, в соответствии с методологией Международной организации труда, свидетельствуют о росте безработных в регионе и наличии скрытой незарегистрированной безработицы.

Рисунок 2. Структура спроса на труд по категориям в центрах занятости Липецкой области за 2018–2019 гг., тыс. человек

Источник: составлено авторами на основе [22].

Меры, предпринятые в рамках развития кадрового потенциала и содействия обеспечению экономики квалифицированными кадрами в 2019 году, предусматривали вовлечение незанятого трудоспособного населения в экономику региона, в том числе через создание новых рабочих мест. Механизм обеспечения занятости охватывал реализацию мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала и мониторинг трудовых ресурсов, в том числе подготовку прогноза баланса трудовых ресурсов до 2022 года и мониторинг внутрифирменной подготовки работников ряда крупных и средних предприятий.

Анализ мониторинга показал, что на ряде обследуемых предприятий, в том числе бюджетных, прошли обучение, аттестацию, повышение квалификации около 55 тыс. квалифицированных работников организаций. Финансовые затраты из различных источников (средства работодателей, федеральный, областной и муниципальный бюджеты) составили более 225 146,2 тыс. рублей.

Таким образом, несмотря на значительные усилия органов региональной власти в области содействия занятости, существуют проблемы скрытой безработицы, незанятости инвалидов, наличия большого числа рабочих мест с невысокой производительностью и доходностью труда и недостаточно развитым механизмом стимулирования трудоустройства, активизации рынка труда [3] (Gurina, Moiseev, Shurupova, 2019).

Решение указанной проблемы связано с разработкой и реализацией мероприятий, воздействующих на рост производительности труда на существующих предприятиях, гибкости рынка труда (в том числе через механизм проектного управления на национальном уровне), создание дополнительных рабочих мест.

Одним из главных направлений национального проекта по производительности труда и поддержке занятости должна стать реорганизация государственных служб занятости на региональном уровне. На сегодняшний день облик центров занятости Липецкой области не соответствует актуальным представлениям о современной, эффективной и клиентоориентированной организации. Для повышения уровня удовлетворенности населения требуется создание актуальных стандартов и нормативов деятельности служб занятости населения.

Направления и мероприятия по реализации Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в области роста производительности труда и поддержки занятости на региональном уровне.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» на федеральном уровне разработан и утвержден национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» (Протокол от 24 сентября 2018 года № 12). Перспективы и направления развития региональной политики занятости Липецкой области напрямую связаны с участием региона в реализации данного национального проекта. В связи с этим Министерство экономического развития Российской Федерации одобрило заявку администрации Липецкой области и региональную программу «Производительность труда и поддержка занятости» на 2019‒2024 годы. В соответствии с этой программой большое число предприятий получат технологическую, финансовую, методическую поддержку в области создания новых рабочих мест и модернизации.

К основным целям и задачам участия региона в этом проекте следует отнести:

- меры по повышению производительности труда (например, снижение административно-регуляционных барьеров);

- адресная, целенаправленная поддержка процесса повышения производительности труда в организациях (например, проведение курсов обучения работников методам и технологиям повышения производительности труда, профессиональные тренинги в этой сфере);

- поддержка занятости и повышение производительности труда (например, обучение сотрудников для работы с новыми технологиями с целью замены устаревшего оборудования и непроизводительных рабочих мест).

В 2019 году уже начата реализация комплекса мер по увеличению производительности труда в Липецкой области в рамках региональной программы «Поддержка занятости». В него вошли мероприятия по переобучению, повышению квалификации работников предприятий – участников регионального проекта в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда. На первом году участия в проекте состоялось обучение работников 19 заявленных предприятий: АО «Энергия», ОАО «СТРОЙМАШ», ООО «Лебедянский машиностроительный завод», АО «Елецгидроагрегат», ООО «ЛПО «Электроаппарат», ООО «Завод Стальнофф», АО «Липецкцемент», ООО «АГРОФИРМА ТРИО», ООО «Елецкий», ООО «АФ «Имени Калинина», АО «СТП-ЛСП», ООО «Тербунский гончар», АО «Липецкий хладокомбинат», ООО «Агроснабсахар», ООО «ПластиФорм», ООО «Бипласт», ООО «РИК», ПАО «Добринский сахарный завод», ОАО «УСМАНЬ-Табак». На реализацию мероприятий региональной программы «Поддержка занятости» в 2019 году предусмотрено 48,36 млн рублей на обучение 555 человек.

Зоны роста регионального проекта будут обеспечены за счет увеличения количества предприятий (участников этого проекта) и роста потребности работодателей в обучении работников. Органами власти региона уже проведены соответствующие мероприятия:

‒ принято Постановление администрации Липецкой области «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат по переобучению, повышению квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда на 2019 год» (прошел антикоррупционную экспертизу);

‒ на официальном сайте Управления труда и занятости создан специальный раздел, посвященный реализации мероприятий региональной программы «Поддержка занятости»;

‒ развернута информационная кампания;

‒ совместно с Управлением инновационной и промышленной политики Липецкой области, предприятиями (участниками проекта) утвержден перечень востребованных профессий (специальностей) для формирования программ обучения в целях повышения производительности труда;

‒ адаптирована доработанная методология анализа и прогнозирования данных по потребности предприятий в персонале в ходе реализации мероприятий по повышению производительности труда на предприятиях – участниках национального проекта.

Таким образом, проведенное исследование доказывает своевременность разработки и реализации национального проекта, направленного на создание условий для роста производительности труда. Оно позволяет также выделить следующие направления развития активных программ занятости в регионе:

1. Повышение адресности при предоставлении возможности воспользоваться активными инструментами занятости: обратившиеся за содействием в трудоустройстве в органы государственной службы занятости граждане должны пройти тщательную процедуру идентификации профиля и должны быть отнесены к той группе, которая соответствует приобретенным технологическим навыкам.

2. Повышение эффективности администрирования активных программ содействия занятости: оптимизация взаимодействия органов государственной службы занятости с организациями, занимающимися устранением диспропорции на рынке рабочей силы, и учреждениями образования (центрами, вузами, агентствами и другими).

3. Внедрение методического подхода, позволяющего проводить оценку эффективности активных программ содействия занятости в рамках реализации национального проекта на единой основе (оценка результатов для конкретного человека, количественные и качественные показатели оценки).

4. Решение проблем занятости в сельской местности и обеспечение качества (конкурентоспособности) рабочей силы: финансирование развития инфраструктуры и привлечение на село людей с высокой квалификацией.

5. Реализация основных задач по развитию информационной системы аналитики данных «Общероссийский банк вакансий “Работа в России”», сотрудничество с негосударственными структурами содействия занятости, интернет-сайтами, рекрутинговыми агентствами: модернизация и оптимизация сайта администрации на предмет соответствия национальным и международным стандартам поиска работы; соглашения о сотрудничестве с информационными порталами и сайтами по трудоустройству и обучению; активное участие в размещении информации на всероссийском портале SkillsNet; разработка и поддержание электронного центра занятости населения, развитие электронных услуг содействия занятости населения.

6. Профессиональная переподготовка граждан предпенсионного возраста. В 2019 году вступили в законную силу изменения в пенсионном законодательстве, которые, в свою очередь, внесли изменения в действующие трудовое законодательство и законодательство о занятости населения в Российской Федерации. В рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «Демография» предполагается профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц предпенсионного возраста, в том числе по инновационным профессиям и специальностям. Предполагается содействие со стороны Липецкого городского центра занятости населения работодателям в возмещении затрат на профессиональное обучение сотрудников или проведение курсов дополнительного профессионального образования (бесплатное обучение, выплата стипендий).

Все эти направления развития Российской Федерации могут быть реализованы в субъекте Федерации с использованием следующих ключевых особенностей:

1) создание условий для открытия новых предприятий, расширения существующих, поддержка стартапов, предпринимательской активности и, как следствие, создание рабочих мест;

2) развитие системы профессионального обучения, обеспечивающей качество (конкурентоспособность) рабочей силы;

3) решение проблем занятости в сельской местности, развитие самозанятости граждан (создание условий для развития малого бизнеса, в том числе льготное налогообложение и субсидирование, организация процесса привлечения незанятого трудового населения к сезонным работам в сельском хозяйстве);

4) поддержка межрегиональной и внутрирегиональной трудовой миграции: предоставление незанятым гражданам сведений о возможностях трудоустройства в другой местности и регионах (например, на предприятиях Дальнего Востока);

5) разработка комплексных инвестиционных программ;

6) разработка мер по повышению активности в области развития информационно-аналитических порталов содействия трудоустройству;

7) совершенствование самой службы занятости населения с точки зрения изменения инфраструктуры и организации рабочих процессов центров занятости, технологических инноваций (результатом может стать модельный центр занятости нового типа, одновременно повысив эффективность работы службы занятости);

8) развитие фрилансовой деятельности на региональном уровне.

Последние два направления, на наш взгляд, позволят внести существенный вклад в решение проблемы эффективной занятости населения региона.

На сегодняшний день удовлетворенность граждан работой региональных центров занятости составляет чуть более 40%. Президентом Российской Федерации была поставлена задача повысить этот показатель до 90%. Облик государственной службы занятости не соответствует актуальным представлениям о современной, эффективной и клиентоориентированной организации. В то же время цифровизация жизни граждан с переходом к концепции цифрового государства и возросшие ожидания от органов службы занятости, качества их услуг и сервисов, требуют модернизации этих государственных структур.

Необходимы новые стандарты для работы служб занятости. Они должны быть связаны, во-первых, с комплексным подходом к оказанию услуг гражданам. Это аналогичная многофункциональным центрам оказания услуг в Липецкой области служба «одного окна» по всем трудовым вопросам: трудоустройства временно незанятого или безработного населения, профориентации, обучения и переобучения, взаимодействия с работодателями, переезда в другой регион, смены места работы. Сотрудники служб занятости должны давать профессиональные консультации гражданам. Во-вторых, новые стандарты должны учитывать процесс цифровизации услуг. Преодоление бумажной бюрократии предполагает перевод ряда услуг в формат электронного общения, такого как использование сайта и (или) личного кабинета для удаленной записи на прием в центре занятости, электронное (онлайн) заполнение заявлений на предоставление услуг.

Формирование новых стандартов должно быть основано на следующих принципах:

- создание единых систематизированных критериев оценки качества предоставляемых услуг;

- обеспечение индивидуального подхода к обслуживанию безработного населения с учетом личных, жизненных обстоятельств человека;

- активизация предложения помощи ключевым инвесторам региона (потенциальным работодателям) в поиске сотрудников;

- учет профессиональных компетенций, востребованных работодателем, для поиска работников;

- создание единой информационно-аналитической системы;

- запуск специализированных программ в целях поддержки отдельных, уязвимых социальных групп, то есть для инвалидов и пожилых людей;

- оптимизация внутренних рабочих процессов служб и центров занятости с целью повышения их организационной эффективности;

- проведение ребрендинга и формирование единого фирменного стиля;

- отслеживание на постоянной основе влияния служб занятости на рынок труда в Липецкой области.

Ожидаемые результаты указанных мероприятий включают:

- повышение качества предоставления услуг в области содействия занятости населения гражданам (в том числе испытывающим трудности в поиске работы) и работодателям;

- создание модельных центров занятости населения в Липецкой области;

- тиражирование внедрения лучших практик (сопровождаемое контролем качества соответствующего внедрения);

- повышение качества управления центрами занятости населения.

Для эффективного осуществления фрилансовой деятельности необходимо разработать программу ее развития. При этом нужно ежегодно вносить в нее изменения в соответствии с условиями и перспективами развития фрилансовой деятельности, а также на основе полученных данных статистики и показателей ее состояния, предложений и рекомендаций рабочих групп, общественных организаций и объединений фрилансеров [2; 4, с.130134] (Glotov, Rumyantseva, 2019; Gurina, 2016, p. 130‒134].

В государственной программе развития фрилансовой деятельности целесообразно отображать следующее: анализ фрилансовой деятельности и ее раз-вития в условиях глобализации рынка; цели и задачи развития этого вида деятельности; макроэкономические показатели, которых необходимо достичь; мероприятия по совершенствованию системы государственного управления фрилансовой деятельностью; основные направления ее развития; социально-экономические результаты, которые возможно достичь при условии выполнения определенной программы. К основным задачам следует отнести подготовку и представление предложений по формированию и совершенствованию механизма государственного управления фрилансовой деятельностью, разработку программы такой деятельности в Липецкой области.

Информирование и консультирование о возможностях данного вида деятельности являются необходимой функцией государственной службы занятости, поскольку именно туда обращаются безработные, которые являются потенциальными фрилансерами. Целесообразно проводить семинары, консультации для безработных и всех заинтересованных лиц. Результаты эффективного государственного управления будут выражаться в снижении уровня безработицы, увеличении экономически активного населения, уменьшении объемов занятости в неформальном секторе экономики. Итак, разработав программу развития фрилансовой деятельности, следует также определить показатели, которые позволят контролировать состояние этой деятельности и изменение показателей во времени.

Таким образом, разработка предложений органами региональной власти и реализация мер в области повышения эффективности трудовой деятельности и роста занятости населения на региональном уровне будет осуществляться по основным направлениям регулирования рынка труда в рамках национального проекта «Производительность труда и содействие занятости»: решение проблем занятости в сельской местности, внутрирегиональной и межрегиональной трудовой миграции; разработка комплексных инвестиционных программ; оценка качества рабочих мест, предлагаемых для трудоустройства лицам, обратившимся в органы государственной службы занятости; повышение клиентоориентированности служб занятости. Данные предложения направлены на решение задач, заявленных в национальных проектах государства в области регулирования занятости: поддержание макроэкономической стабильности и баланса на рынке предложения и спроса на труд. Указанные мероприятия и направления в области роста производительности труда и поддержки занятости могут быть рассмотрены в целях их дальнейшего внедрения и в других региона Российской Федерации.

Заключение

Исследование вопроса развития рынка труда в условиях внедрения национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» показало, что эффективная занятость с опорой на создание и поддержание рабочих мест с высокой добавленной стоимостью становится основным критерием политики роста экономики регионов, а также одним из показателей социально-экономического прогресса.

Государственное регулирование эффективной занятости населения должно основываться на объективных тенденциях и предпосылках развития цифрового государства, роста запроса населения на качественные сервисы и услуги. Государственным органам необходимо использовать инструменты активной политики занятости, связанные с внутренними резервами роста производительности труда предприятий (мероприятия по профессиональному обучению, переобучению и профессиональной ориентации граждан на предприятиях региона), что невозможно без модернизации существующих центров содействия занятости населения.

Проведенный анализ основных социально-трудовых показателей и программ содействия занятости, реализуемых в Липецкой области, являющейся одним из ведущих экономических регионов страны, показал, что, несмотря на относительно стабильное экономическое положение в регионе, рынок труда значительно дифференцирован в городах и районах области. Диспропорции возникают по ряду показателей: доле безработного населения и продолжительности безработицы, соотношению спроса и предложения рабочей силы. Можно отдельно выделить районы с высокой напряженностью на рынке труда. Занимая 2-е место в рейтинге субъектов Российской Федерации по значению сводной интегральной оценки качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения, Липецкая область испытывает потребность в развитии механизма поддержки трудоустройства и повышения производительности труда.

В настоящее время Липецкая область вошла в число пилотных регионов Российской Федерации, где будет реализовываться нацпроект «Производительность труда и содействие занятости». Инвестиционные проекты, которые планируется реализовать в Липецкой области, направлены в первую очередь на модернизацию производства, повышение производительности труда, обеспечение занятости и достойного заработка населения.

Разработка актуальных направлений обеспечения эффективной занятости населения региона в рамках национального проекта включает различные предложения, связанные с решением проблем профессиональной диспропорции на рынке труда и повышением качества рабочей силы. Но ключевым из них является совершенствование служб и центров занятости населения, основанное на развитии инфраструктуры центров занятости, внедрении организационных и технологических инноваций, новых стандартов работы.

Для повышения удовлетворенности граждан качеством оказания услуг требуется формирование принципиально новой службы занятости, которая станет проактивной эффективной организацией, предлагающей современные способы поиска работы и мотивирующей людей производительно трудиться и достигать успехов. Ребрендинг службы занятости поможет изменить образ, сложившийся в сознании потребителей услуг. Предложенные направления и мероприятия позволят региональным органам власти обеспечить условия для полной и эффективной занятости и предоставить тем самым важную социальную гарантию для экономически активного населения.


Источники:

1. Винокурова Е.И. Современные трансформации российского рынка труда в условиях экономической нестабильности // Вопросы управления, 2017. – № 2(45). – С. 175‒179.
2. Глотов Д.С., Румянцева Ю.В. Процесс формирования человеческого капитала: проблемы выбора профессии и профориентация / В сборнике: Управление качеством на этапах жизненного цикла технических и технологических систем сборник научных трудов Всероссийской научно-технической конференции. Юго-Западный государственный университет. 2019. С. 205-207.
3. Гурина М.А., Моисеев А.Д., Шурупова А.С. К вопросу о повышении уровня занятости лиц с инвалидностью в России//Экономика труда. – 2019. – Т.6. -№1. – С.465-482
4. Гурина М.А. Развитие социально-трудовых отношений в условиях глобальной экономики: проблемы развития фриланса на российском рынке труда // Стратегирование пространственного развития территорий России в новых экономических реалиях: Материалы международной научно-практической конференции к 50-летию Липецкого филиала Финуниверситета. Елец, 2016. – С. 129‒134.
5. Костенькова Т.А. Кадровый потенциал региона: сущность и основные факторы формирования // Экономика труда, 2019. – Т. 6. – № 3. – С. 1149‒1158.
6. Новицкая О.Н. Занятость населения и повышение ее эффективности на современном этапе: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2003. 17 с.
7. Соколова Л.Г. Производительность труда как фактор экономического роста // Стратегия устойчивого развития регионов России, 2016. – № 36. – С. 65‒70.
8. Тактарова С.В., Солдатова С.С. Специфика, проблемы, тенденции развития и направления регулирования рынка труда в России // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки, 2018. – № 1(7). – С. 19‒30.
9. Чуев С.С., Горбуля Н.Ю. Государственная политика в сфере занятости населения России // Молодой ученый, 2016. – № 8. – С. 41‒43.
10. Autor D., Salomons A. Robocalypse now ‒ does productivity growth threaten employment? // Investment and growth in advanced economies. Conference pro-ceedings. European Central Bank. Sintra, 2017. – P. 45‒118.
11. Simonova M.V., Sankova L.V., Mirzabalaeva F.I. Employment in innovation pro-duction networks: regional sample // GCPMED 2018 – International Scientific Conference «Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Devel-opment», 2019. – P. 1341‒1348.
12. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 28.04.2020).
13. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 28.04.2020).
14. Постановление администрации Липецкой области от 16 октября 2013 года № 465 (ред. от 28 декабря 2016 года) «Об утверждении Государственной программы Липецкой области “Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области”». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 28.04.2020).
15. Что нужно знать о программе «Производительность труда»: ключевой нацпроект в вопросах и ответах. [Электронный ресурс]. URL: http://www.up-pro.ru
16. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы госу-дарственной статистики по Липецкой области. [Электронный ресурс]. URL: https://lipstat.gks.ru (дата обращения: 28.04.2020).
17. Официальный сайт Управления труда и занятости Липецкой области. [Электронный ресурс]. URL: http://www.utiz.lipetsk.ru (дата обращения: 28.04.2020).
18. О положении на регистрируемом рынке труда Липецкой области в январе ‒ сентябре 2019 года. [Электронный ресурс]. URL: http://utiz48.ru/wp-content/uploads/2019/11/exp.pdf (дата обращения: 28.04.2020).
19. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru (дата обращения: 28.04.2020).
20. Прогноз баланса трудовых ресурсов Липецкой области на 2020-2022 годы и оценка 2019 года (по данным муниципальных образований). [Электронный ресурс]. URL: http://utiz48.ru/wp-content/uploads/2019/09/prognoz_trud.pdf (дата обращения: 28.04.2020).
21. Мониторинг и оценка качества и доступности государственных услуг в области содействия занятости населения (по итогам деятельности органов службы занятости в 2018 году): [Электронный ресурс]. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/migration/1304 (дата обращения: 28.04.2020).
22. Обзор регистрируемого рынка труда и содействие занятости населения //. Официальный сайт управления труда и занятости Липецкой области. [Электронный ресурс]. URL: http://utiz48.ru/wp-content/uploads/2020/02/exp.pdf (дата обращения: 28.04.2020)

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:19