Управление качеством жизни населения региона: анализ и пути развития
Бизин С.В.1,2, Бирюков П.В.1, Головлева И.В.3,4
1 Липецкий государственный технический университет
2 Отделение по Липецкой области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу
3 Правительство Липецкой области
4 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - Липецкий филиал
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 8 (Август 2024)
Цитировать:
Бизин С.В., Бирюков П.В., Головлева И.В. Управление качеством жизни населения региона: анализ и пути развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 8. – С. 4663-4688. – doi: 10.18334/epp.14.8.121556.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69296585
Аннотация:
Управление качеством жизни населения имеет приоритетное значение при разработке и реализации государственной политики в регионе, т.к. выступает целостной комплексной характеристикой социально-экономических и социокультурных условий жизнедеятельности общества. Вместе с тем качество жизни отражает уровень развития потребностей населения и степень их удовлетворения, а также является определенным индикатором социального самочувствия общества. Проблематика исследования обусловлена тем, что качество жизни – широкое понятие, которое не поддается точному количественному измерению, в отличие от уровня жизни, являющийся составляющей качества жизни, в этой связи возникают трудности в анализе и управлении. В статье проводится анализ и дается оценка уровня и качества жизни населения на примере Липецкой области, на основе которых выявлены проблемные аспекты управления качеством жизни. Рассмотрены инструменты управления и стратегическое планирование качества жизни в регионе: стратегия социально-экономического развития, государственные программы и региональные проекты. По итогам исследования предложены мероприятия по совершенствованию системы управления качеством жизни на территории региона, в частности разработана авторская модель алгоритма анализа и управления качеством жизни населения Липецкой области, с ориентацией на проблематику и с учетом специфики региона.
Ключевые слова: качество жизни, уровень жизни, региональная государственная политика, регион, управление качеством жизни
JEL-классификация: D78, G18. G28, J18
Введение
Обеспечение высокого уровня качество жизни является ключевой задачей государственной политики, направленной на выработку комплексных мер по повышению уровня жизни граждан (доходов) и развитие на конкретной территории отраслей социальной сферы и инфраструктурных отраслей.
Актуальность исследования заключается в том, что при реализации государственной политики, направленной на повышение качества жизни населения, органы власти сталкиваются с динамичными внешними вызовами и изменениями в структуре и потребностях общества, которые необходимо учесть при разработке и реализации стратегий, программ и проектов социально-экономического развития страны и регионов.
В нашей стране вопросу обеспечения уровня и качества жизни населения уделяется особенное внимание. В этом контексте государство берет на себя ответственность и полномочия по управлению качеством и уровнем жизни, гарантируя каждому гражданину создание и поддержание всех необходимых условий для его благополучного проживания на территории страны [9, с.1226].
Целью исследования является анализ реализуемой государственной политики управления качеством жизни населения региона и разработка мероприятий по повышению ее эффективности в Липецкой области.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды ученых, посвященных оценке качества жизни населения, таких как: В.Н. Бобков [17], Н.А. Рослякова, В.В. Окрепилов [21], Т.В. Крамин [15] и др. Кроме того, изучена нормативно-правовая база и документы стратегического планирования федерального и регионального, посвященные вопросам обеспечения высокого уровня качества жизни.
В процессе исследования были использованы следующие методы научного исследования: сравнительный метод, например, для анализа эмпирической информации. Также в процессе написания исследования были использованы методы теоретического познания, в частности анализ-разложение целостного предмета на такие составные части, как признаки, свойства с целью его всестороннего изучения.
Анализ и оценка уровня и качества жизни населения в Липецкой области
Качество жизни является комплексным обобщающим понятием, включающим в качестве составной части «уровень жизни» и оценивающим уровень развития на конкретной территории отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, социальное обеспечение, культура, физическая культура и спорт), а также инфраструктурных отраслей (транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, информационно-коммуникационные технологии и прочие) [5, с.312].
Качество жизни, как региона, так и страны в целом напрямую связано с его социально-экономическим развитием. Развитие Липецкой области осуществляется в рамках Стратегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года, утвержденной Законом Липецкой области от 25.10.2022 г. № 207-ОЗ [4]. Стратегия социально-экономического развития Липецкой области была разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 « [2] и также в соответствии с Указом от 21.07.2020 г. №474 [1], дополнением к этому выступает Федеральный Закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [3].
Ключевые показатели, позволяющих более предметно взглянуть и оценить уровень и качество жизни населения представлены на рис. 1-12.
Рисунок 1 – Динамика среднедушевых денежных доходов населения Липецкой области
Источник: Составлено автором по данным Липецкстат [24]
Среднедушевые денежные доходы населения планомерном растут из года в год (рис. 1).
Рисунок 2 – Динамика индекса потребительских цен Липецкой области за 2000-2023 гг., процентов
Источник: Составлено автором по данным Липецкстат [24]
Однако с 2020 года по 2022 год наблюдается умеренный рост индекса цен (рис. 2), что является тревожным сигналом, затем в 2023 году значение вновь снижается.
Как видно, исходя из приведенных данных, заметно снижение численности безработных (рис. 3), что свидетельствует об активной борьбе с данным явлением, например, посредством создания новых рабочих мест для граждан и посредством оказания помощи непосредственно в трудоустройстве с помощью служб занятости населения [8, с.751].
Рисунок 3 – Численность безработных в Липецкой области, тыс. человек
Источник: Составлено автором по данным Липецкстат [24]
Вместе с тем, в 2022 году по сравнению с 2021 годом зафиксировано снижение среднегодовой численности занятых в экономике региона (рис. 4).
Рисунок 4 – Среднегодовая численность занятых в экономике Липецкой области за 2000-2022 гг., тыс. человек
Источник: Составлено автором по данным Липецкстат [24]
Численность населения Липецкой области (рис. 5) постепенно сокращается, что может являться свидетельством с одной стороны снижения рождаемости и увеличения смертности населения, с другой стороны. Возможными причинами снижения рождаемости могут выступать экономические факторы, которые несмотря на сложившуюся тенденцию к нормализации и росту все еще не достаточны в полной мере для благополучного самочувствия граждан. Отдельно стоящей ключевой причиной высокой смертности в последние годы может выступать вирус COVID-19. Также причина высокой смертности – неблагополучная экологическая обстановка в регионе и, как следствие, высокая смертность от онкологических заболеваний.
Рисунок 5 – Численность населения Липецкой области, тыс. чел.
Источник: Составлено автором по данным Липецкстат [24]
В исследуемом периоде наблюдается положительная динамика в сторону увеличения объема оборота розничной торговли в Липецкой области из года в год, что, как и было отмечено ранее, это свидетельствует о высокой степени удовлетворённости населения (рис. 6).
Рисунок 6 – Динамика оборота розничной торговли области, млн. руб.
Источник: Составлено автором по данным Липецкстат [24]
Среднедушевые денежные доходы населения растут из года в год. Однако наиболее показательной будет информация, полученная благодаря их сравнению с показателем «Реальные располагаемые денежные доходы». С 2000 года по 2020 год наблюдался спад данного показателя, что является негативным фактором для благополучного самочувствия населения. Однако в 2021 году был отмечен рост, после чего в 2022 году было вновь зафиксировано снижение, а в 2023 году – повышение (рис. 7).
Рисунок 7 – Реальные располагаемые денежные доходы населения Липецкой области за 2000-2023 гг., в процентах к предыдущему году
Источник: Составлено автором по данным Липецкстат [24]
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в Липецкой области ежегодно растет. Так с 2021 года по 2022 год сумма среднемесячной номинальной начисленной заработной платы выросла на 6 523 рубля или на 16,23% и составила 46 711 рублей [24]. Показатель «Реальная начисленная заработная плата» (рис. 8) характеризуется тенденцией к снижению (рост 2023 г. – незначительный), тем самым, граждане не способны в полной мере удовлетворить все имеющиеся потребности из-за чего имеет место быть общее ухудшение уровня и качества жизни населения, кроме того темп роста отстает от инфляции в регионе (6,69%).
Рисунок 8 – Реальная начисленная заработная плата в Липецкой области за 2000-2023 гг., в процентах к предыдущему году
Источник: Составлено автором по данным Липецкстат [24]
Средний размер назначенных пенсий – аналогично предыдущим «номинальным» индикаторам, данный показатель также имеет тенденцию к росту. Так, с 2021 года по 2022 год средний размер, назначенных пенсий увеличился на 2 439 рублей (15,12%) и составил 18 575 рублей [24]. Однако, «Реальный размер назначенных пенсий», имеет тенденцию к уменьшению после 2000 года до 2022 года, когда было зафиксировано увеличение (рис. 9).
Рисунок 9 – Реальный размер назначенных пенсий в Липецкой области за 2000-2022 гг., в процентах к предыдущему году
Источник: Составлено автором по данным Липецкстат [24]
В исследуемом периоде наблюдается рост величины прожиточного минимума из года в год, что положительной сказывается на уровне и качестве жизни граждан (рис. 10).
Рисунок 10 – Величина прожиточного минимума, руб. в месяц
Источник: Составлено автором по данным Липецкстат [24]
При анализе показателя «Доля населения с денежными доходами ниже границы бедности/величины прожиточного минимума» заметна общая тенденция к его снижению. После 2010 года заметно плавное снижение без резких скачков. Все отмеченное в совокупности является также благоприятным фактором, так как из года в год снижается доля населения с денежными доходами ниже границы бедности/величины прожиточного минимума благодаря реализуемым мерам поддержки (рис. 11).
Рисунок 11 – Доля населения с доходами ниже границы бедности/величины прожиточного минимума, в % от общей численности населения области
Источник: Составлено автором по данным Липецкстат [24]
Согласно рекомендациям Организации Объединённых Наций (ООН), коэффициент фондов не должен превышать интервал от 8 до 10 [16, с.215]. Если данные значения превышены, то существует риск возникновения социального обострения из-за образовавшегося неравенства. Из рис. 12 видно, что значения коэффициента колеблются от 10,6 в своем минимальном значении до 12,8 в максимальном даже несмотря на то, что в 2022 году было зафиксировано уменьшение значений по сравнению с 2010 кризисным годом, когда этот коэффициент имел максимальное значение.
Рисунок 12 – Коэффициент фондов (коэффициента дифференциации доходов) Липецкой области за 2000-2022 гг.
Источник: Составлено автором по данным Липецкстат [24]
В систему оценки качества жизни входят не только показатели, характеризующие уровень жизни населения, но и индикаторы, описывающие развитие социальной инфраструктуры и доступность социальных услуг: здравоохранения, культуры, физической культуры и т.д. (рис. 13-15).
При анализе ожидаемой продолжительности жизни населения заметна тенденция к постоянному росту данного показателя за исключением 2020-2021 годов, когда была эпидемия COVID-19, что является положительным фактором. Однако, наблюдается дисбаланс показателя в части ожидаемой продолжительной жизни женщин и мужчин – у мужчин ожидаемая продолжительность жизни ниже по сравнению с женским полом (рис. 13).
Рисунок 13 – Динамика ожидаемой продолжительности жизни населения Липецкой области за 2000-2023 гг., лет
Источник: Составлено автором по данным Липецкстат [24]
В Липецкой области из имеющихся данных из года в год фиксируется снижение общего числа учреждений культурно-досугового типа в Липецкой области, что является тревожным сигналом, поскольку наличие подобных учреждений важно для культурного и нравственного развития граждан региона (рис. 14).
Рисунок 14 – Динамика количества учреждений культурно-досугового типа
Источник: Составлено автором по данным Липецкстат [24]
Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Липецкой области, ежегодно увеличивается, что говорит о стремлении населения физически развиваться и поддерживать здоровый образ жизни (рис. 15).
Рисунок 15 – Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Липецкой области за 2000-2023 гг.
Источник: Составлено автором по данным Липецкстат [24]
Таким образом, подводя итог и оценивая уровень и качество жизни населения Липецкой области на основе проанализированных социально-экономических индикаторов можно отметить, что выделяются, как положительные тенденции, так и отрицательные, которым необходимо уделить особое внимание с целью недопущения ухудшения положения.
Проблемные аспекты управления качеством жизни
Фиксируется отрицательная динамика в таких показателях, как численность населения, коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), реальные располагаемые денежные доходы. Это является маркером имеющихся проблем в управлении уровнем и качеством жизни в регионе и становится необходимым разобраться в том, чем именно обусловлены данные проблемные аспекты.
Численность населения, которая из года в год имеет тенденцию к уменьшению, напрямую коррелирует с рождаемостью (рис. 16) и смертностью (рис. 17).
Рисунок 16 – Динамика уровня рождаемости в Липецкой области, чел.
Источник: Составлено автором по данным Липецкстат [24]
Рисунок 17 – Динамика уровня смертности в Липецкой области, чел.
Источник: Составлено автором по данным Липецкстат [24]
Из рис.5 видна закономерность по снижению численности рождающихся и увеличению числа умерших из года в год. «Пиком» смертности является 2021 год, где количество умерших составило наибольшее значение. С 2022 года по 2023 год количество умерших пошло на спад. Но так или иначе стоит отметить, что число умерших за рассматриваемые годы превышает число родившихся, что предопределило численность населения, которое не изменяется в сторону увеличения даже исходя из наличия налаженного миграционного притока, который также не в состоянии компенсировать складывающуюся естественную убыль населения в регионе [26, с.142].
Что касается причин, которые влияют на рождаемость, то это – экономические факторы. Несмотря на, казалось бы, в целом положительные тенденции в экономике, свидетельствующие о нормализации и росте, на деле этого оказывается все еще недостаточно для того, чтобы граждане могли строить семьи и заводить детей, содержание и воспитание которых является серьезной финансовой нагрузкой для бюджета семьи. По сути, рождение третьего и последующего ребенка, как правило, переводит семью в категорию бедных, так как, например, финансовая нагрузка на семейный бюджет оказывается слишком высокой из-за потребности в постоянном обеспечении новорожденного всеми необходимыми компонентами и благами. Все это в своей совокупности оказывает серьезное воздействие на финансовую составляющую семей из-за необходимости постоянного пополнения данных благ, что и приводит к обнищанию.
В таблице 1 приводятся сведения по распределению общего объема денежных доходов населения Липецкой области.
Таблица 1 – Распределение общего объема денежных доходов населения Липецкой области
Показатель
|
2010
|
2020
|
2021
|
2022
|
Денежные доходы – всего, процентов
в том числе по 20-процентным группам населения: первая (с наименьшими доходами) вторая |
100
|
100
|
100
|
100
|
5,9 |
6,1 |
6,0 |
6,4 | |
10,7
|
10,9
|
10,9
|
11,2
| |
третья
четвертая пятая (с наибольшими доходами) |
15,6
|
15,8
|
15,7
|
16,0
|
22,9
|
22,9
|
22,9
|
23,0
| |
44,9
|
44,3
|
44,5
|
43,4
| |
Коэффициент Джини (индекс концентрации
доходов)
|
0,386
|
0,379
|
0,381
|
0,367
|
В 2022 году фиксируется тенденция к увеличению распределения доходов между первой, второй и третьей группами для которых подобное распределение средств в сторону их увеличения является положительным фактором. Четвертая группа сохраняет относительную стабильность по своим показателям. Пятая же группа (с наибольшими доходами) имеет тенденцию к снижению, что свидетельствует об перераспределении от группы с наибольшими доходами в пользу групп с меньшими.
Таким образом, значения коэффициента Джини варьируются от 0,367 до 0,386, демонстрируя тенденцию к снижению в 2022 году (норматив 0,3-0,4) – находятся в пределах критического значения, что говорит о наличии определенного неравенства в распределении доходов.
Перед тем, как рассмотреть причины, которые влияют на смертность, необходимо проанализировать основные заболевания, которым подвержено населения Липецкой области (рис. 18).
Основные заболевания среди населения Липецкой области расположились в следующей последовательности: болезни системы кровообращения – лидирующая позиция; новообразования – второе место по распространенности; болезни органов дыхания – третье место [12, с.112].
Рисунок 18 – Заболеваемость населения Липецкой области по основным классам болезней за 2022 год, человек
Источник: Составлено автором по данным Липецкстат [24]
На основании рис. 19 видно, что практически в равной степень болезням систем подвержены, как мужчины, так и женщины. Регулярное наблюдение у специалистов и оказание высококвалифицированной медицинской помощи гражданам в своей совокупности способно предотвратить ухудшение положения в рассматриваемом вопросе [11, с. 10].
Рисунок 19 – Смертность населения Липецкой области от болезней систем кровообращения по полу, человек за 2022 год
Источник: Составлено автором по данным Липецкстат [24]
Что касается смертности из-за новообразований и болезней органов дыхания, то помимо индивидуальных предрасположенностей к этому, также оказывает не последнее влияние экология. Так, необходимо обратиться к рейтингу городов-загрязнителей, который был составлен Роспотребнадзором. Согласно данному рейтингу города, расположились следующим образом: Норильск; Череповец; Новокузнецк; Липецк и др. [22].
Заболеваемость населения болезнями органов дыхания увеличивается особенно в 2021 году, когда свое влияние помимо отрицательной экологической обстановки на данный процесс оказал и вирус COVID-19 [6, с.145].
Анализируя причины снижения показателя «Реальные располагаемые денежные доходы» важно отметить такой фактор, влияющий на уровень реальных доходов как инфляция [18, с.246]. Так каждый год происходит обесценивание денег, что приводит к уменьшению количества товаров и услуг, которые человек может купить за фиксированное количество денег. Уровень инфляции в Липецкой области в декабре 2022 года в Липецкой области годовой темп прироста цен увеличился до 12,96%, а в 2023 году – 6,69%. При этом уровень инфляции в 2022 году в регионе выше, чем в ЦФО и России (12,46% и 11,94% соответственно) [14]. То есть прямая закономерность между количеством товаров и услуг, которые население может приобрести на сумму располагаемого дохода, уровнем инфляции и вытекающими отсюда проблемными аспектами управления уровнем и качеством жизни населения.
Негативным фактором уровня и качества жизни населения Липецкой области выступает отрицательная динамика «Коэффициента фондов» (коэффициент дифференциации доходов). Как было отмечено ранее на рисунке 21 значения коэффициента колеблется от 10,6 в своем минимальном значении до 12,8 (норматив интервал от 8 до 10). Поэтому можно констатировать, что социально-экономическая обстановка в Липецкой области является напряженной из-за чего уровень и качество жизни населения в регионе нельзя назвать сугубо положительными. Данный проблемный аспект резко возрос в 1992-1993, что сопряжено с периодом начала реформирования российского общества [23, с.19].
Иными факторами, обуславливающими сложившуюся отрицательную тенденцию в дифференциации доходов, выступают, во-первых, личностные факторы, зависящие от самого человека и обусловленные уровнем его социальной активности, рациональностью экономического и социального поведения [27, с.8]. Также сюда следует добавить и накопленный капитал или его отсутствие: образовательный и профессиональный [19, с.297]. Важно отметить, что ряд исследователей, в частности выделяют в качестве причин роста дифференциации населения по уровню дохода возрастные характеристики и семейное положение, отмечая при этом также гендерный характер дифференциации в размерах получаемых доходов [25, с.228].
Инструменты управления и стратегическое планирование качества жизни в регионе
Управление уровнем и качеством жизни населения региона, его совершенствование и повышение выступает приоритетным направлением регионального развития. Можно выделить следующие основные инструменты управления качеством жизни в регионе – государственные программы и федеральные проекты, входящие в состав национальных проектов.
На сегодняшний день в Липецкой области реализуется ряд государственных программ, перечень которых утвержден Постановлением Правительства Липецкой области от 15.05.2023 №245.
Разработка, формирование и реализация государственных программ Липецкой области регулируется Постановлением Правительства Липецкой области от 02.06.2023 №286. Государственная программа в качестве структурных элементов содержит региональные проекты, направленные на достижение задач национального проекта, иные региональные проекты, ведомственные проекты, в совокупности составляющие проектную часть государственной программы, а также комплексы процессных мероприятий, представляющие собой процессную часть государственной программы.
Мониторинг и оценка эффективности государственных программ области осуществляются с использованием информационной автоматизированной системы, что позволяет снизить риски искажения информации и достичь прозрачности планирования и расходования средств [10, с.120].
На территории Липецкой области реализовывались 21 государственная программа, 9 из которых оказывают набольший вклад в качество и уровень жизни населения региона: развитие здравоохранения, образования, транспортной системы, культуры и т.д.
По итогам 2022-2023 гг. все государственные программы Липецкой области считаются эффективными, так как баллы по каждой составляют более 8 единиц.
Помимо государственных программ в Липецкой области реализуются федеральные проекты, входящие в состав национальных проектов, которые при проецировании на субъект РФ приобретают статус региональных и входят в состав соответствующих государственных программ в виде основных мероприятий, а контрольные точки – мероприятий госпрограммы. Все показатели, индикаторы и финансирование региональных проектов также отражается в полном объеме в структуре госпрограммы.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.10.2018 г. № 1288 контроль за реализацией нацпроектов осуществляется в ГИИС «Электронный бюджет», однако в дополнение в области разработана система мониторинга реализации нацпроектов, основывающаяся на программном обеспечении для оперативного мониторинга реализации национальных проектов – «Подсистема региональные проекты» (ИАСАЛО) [13, с.101].
Также, необходимо отметить, что реализация федеральных проектов в Липецкой области осуществляется, посредством достижения и реализации мероприятий (контрольных точек), охватывающие все муниципальные районы региона [20].
Аналогично государственным программам ощутимый эффект от реализации национальных проектов также имеет накопительный эффект, так как каждый из национальных проектов имеет свой срок реализации, рассчитанный на годы вперед и таким образом, лишь ближе к конечному сроку реализации проектов будет ощутим эффект от их внедрения.
Однако, существуют проблемные аспекты реализации региональных проектов и госпрограмм, прежде всего связанные со сроками строительства объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта. Так, в качестве примера можно привести проблемные ситуации, сложившиеся при строительстве объектов в области здравоохранения, где основными причинами подобных проблем при строительстве выступает – рост цен на стройматериалы и услуги:
1. Строительство спортивного комплекса «Катящиеся камни», начавшееся в 2012 году, в настоящее время не завершено даже фрагментарно из-за отсутствия финансирования.
2. Строительство корпуса областного онкодиспансера не было завершено в 2019 году из-за отказа подрядной организации от проведения работ ввиду роста стоимость строительных материалов, что потребовало проведение новых закупочных процедур. Работы возобновились с задержкой, строительство и оснащение и оснащение объекта было закончено только в 2023 году.
Стратегическое планирование уровня и качества жизни населения Липецкой области осуществляется в рамках Стратегии социально-экономического развития субъекта РФ, действующей на территории региона и ориентированной на его долгосрочное социальное и экономическое развитие.
Рисунок 20 – Стратегические цели Липецкой области до 2030 года и их
приоритетные направления
Источник: Составлено автором по данным закона области №207-ОЗ [4]
В Липецкой области стратегическое планирование, как инструмента государственного управления, начало использоваться с 2009 года, когда была принята [7, с.296]. Стратегия социально-экономического развития области до 2020 г., которая в 2018 году была актуализирована с учетом новых целей, задач и приоритетов, а также срок ее реализации был увеличен до 2024 года.
В рамках преемственности стратегического планирования в 2022 году была разработана и утверждена Стратегии социально-экономического развития Липецкой области до 2030 года. Региональные власти определили ряд стратегических целей (рис 20).
Таким образом, на сегодняшний день на региональном уровне существует достаточно разноплановая вариация инструментов, представленная государственными программами и национальными проектами. Их исключительно строгая, грамотная и планомерная реализация при соответствующем контроле и мониторинге должна оказать благоприятный эффект на уровень и качество жизни населения Липецкой области. Только благодаря ответственной работе всех уполномоченных и ответственных лиц возможна минимизация имеющихся проблем в регионе, затрагивающих различные сфера жизнедеятельности граждан с закономерным улучшением и развитием уровня и качества жизни.
Мероприятия по совершенствованию системы управления качеством жизни на территории региона
Современные тенденции регионального развития выявляют потребность в выработке определенных мер и действий, направленных на улучшение системы управления уровнем и качеством жизни населения. С этой точки зрения важнейшим мероприятием по совершенствованию системы управления качеством жизни населения на территории Липецкой области выступает разработка и представление авторской модели, направленной на решение имеющихся проблем в ключевых сферах, определяющих уровень и качество жизни жителей региона.
Первостепенно необходимо отметить принципы и положения, на которых данная модель будет базироваться:
1. Структурность. Модель должна иметь четко определенную структуру с иерархическим расположением ее составляющих-элементов, которые при всем этом имеют непосредственную связь друг с другом.
2. Функциональность. Каждый элемент модели должен быть строго различим по сравнению с другими, обладая выраженной характеристикой и спецификой, отделяя один элемент от другого.
3. Взаимозависимость и результативность. Каждый из элементов, обладая своим строго определенным набором функций, должен работать в совокупности с другими элементами ради достижения основной цели модели.
Следующим шагом выступает определение цели модели. Закономерной ее целью является решение проблем в ключевых сферах, характеризующих уровень и качество жизни граждан на территории Липецкой области посредством многоуровневой системы действий, направленных на обнаружение проблемных аспектов, разработки мероприятий по их решению, непосредственно реализации этих мероприятий и закономерным выставлением оценки проделанной работе и достигнутым результатам.
На основании всего вышесказанного становится возможным графическое отображение авторской модели алгоритма анализа и управления качеством жизни населения Липецкой области, с ориентацией на проблематику и специфику региона (рис. 21).
Рисунок 21 – Авторская модель алгоритма управления качеством жизни
Источник: Составлено автором
Принцип функционирования данной модели осуществляется следующим образом: федеральные и региональные органы власти наряду с органами местного самоуправления в своей совокупности, обладая информационными, финансовыми и кадровыми ресурсами производят анализ качества жизни населения в регионе посредством проведения различных научных исследований, направленных на анализ текущей ситуации в Липецкой области, с привлечение научных организаций; анализируя ключевые показатели в динамике, характеризующие уровень и качество жизни населения, сопоставляя с ретроспективными значениями показателей и констатируя положительную, либо отрицательную динамику; а также выясняя общественное мнение при помощи проведения социологических опросов среди населения, которое способно предоставить точку зрения о складывающейся ситуации, столь необходимую для понимания реального положения вещей, нужд и потребностей граждан региональным властям.
В Липецкой области ключевыми проблемными сферами выступают первостепенно такие сферы, как: экология, здравоохранение, демография, и экономика. Далее следуют сферы образования, культуры, физической культуры и спорта, транспорта и дорог, жилищного строительства и ЖКХ.
Обнаружив основные проблемные сферы качества жизни населения региона, в которых имеются конкретные проблемные аспекты, начинается стадия разработки проектов и программ, направленных на решение данных проблемных аспектов. Первостепенно, определяется система индикаторов, позволяющая оценить состояние и динамику качества жизни населения.
Через определение индикаторов происходит определение конкретных проблемных аспектов внутри каждой сферы, решением которых необходимо заниматься.
Следующим этапом выступает непосредственно разработка и планирование мероприятий по решению текущих определенных проблемных аспектов, исходя из их специфики и уровня проблематичности.
Говоря же о разработке конкретных действий и мер, направленных на решение имеющихся проблем, необходимо отметить, что их полноценная и планомерная разработка возможна в тесной работе с органами власти, обладающими необходимыми материальными и нематериальными ресурсами и обеспечением, что может служить потенциальным заделом для дальнейших исследований и мероприятий в рамках изучаемой темы. Завершающим этапом в данном блоке выступает прогнозирование результатов от разработанных мер и действий, которые будут реализованы. Соответственно прогнозирование эффекта от достижения тех или иных показателей, определенных в ходе разработки и планирования мероприятий будет сопоставляться в итоге с реальными достигнутыми итогами при мониторинге и анализе достигнутого и при дальнейшем выставлении оценки. В контексте повышения уровня эффективности самого прогнозирования важно применять различные вариации прогнозных расчетов, например, опираясь на оценки экспертов, опросы граждан.
После этапа разработки и планирования мероприятий, описанного выше, следует этап решения имеющихся проблем уже непосредственно путем методичной и планомерной реализации конкретных мероприятий и действий с кругом конкретных исполнителей и ответственных лиц.
После чего наступает этап мониторинга и анализа достигнутых результатов, когда осуществляется анализ достигнутых показателей и мониторинг изменений этих показателей в худшую или лучшую сторону. Говоря о мониторинге необходимо отметить, что в первую очередь необходим общественный мониторинг, позволяющий гражданам в случае отсутствия удовлетворенности по тем или иным аспектам напрямую оказывать влияние на власть. В качестве конкретных примеров того каким образом может осуществляться мониторинг и анализ необходимо отметить, например, проведение социологических опросов среди населения и анализ статистической информации.
Говоря об общественном мониторинге, например, об опросах среди населения важно отметить, что для автоматизации данного процесса актуальным будет создание цифровой платформы, призванной увеличить эффективность сбора необходимых данных для их последующего анализа и формулирования соответствующих вывод и действий властями на основании проанализированной информации. Кроме того, необходимо рассмотреть возможность интегрирования данной платформы с порталом госуслуг (ЕПГУ). Таким образом, ключевой целью данной цифровой платформы может выступать – ускорение и автоматизация процесс сбора и обработки данных для проводимого мониторинга.
В завершении этого этапа и на основании всего проанализированного материала определяется степень решения имеющиеся проблемы. Если проблемы были целиком решены, то в окончании данного алгоритма дается оценка всем реализованным действиям на каждом этапе алгоритма, что является своеобразным итогом и работой над ошибками в контексте реализации действий для недопущения подобного в следующие разы.
Таким образом, представленная модель анализа и управления качеством жизни населения Липецкой области, с ориентацией на проблематику и специфику региона, нацелена на повышение эффективности управления совокупностью различных процессов, которые ориентированы на нормализацию ряда показателей, составляющих основу уровня и качества жизни и в которых на территории Липецкой области наблюдаются проблемы. Главным в данной модели является человекоориентированность на всех уровнях и этапах алгоритма. Благодаря чему большое значение уделяется мнению населения об уровне и качестве жизни в регионе и применяемых мерах, как для улучшения жизни, так и для решения имеющихся проблем. Применение данной модели позволит дополнить существующие проекты и программы, реализуемые в регионе посредством получения практически в онлайн режиме мнения от граждан по поводу реализуемых действий властями и обработке, получаемой информации, что способствует модернизации подходов к реализуемым региональным проектам и программам, отталкиваясь от потребностей граждан. В совокупности это приведет решению имеющихся проблем и к совершенствованию в целом самой системы управления уровнем и качеством жизни на территории Липецкой области.
Заключение
Оценка уровня и качества жизни населения Липецкой области позволила сделать вывод о том, сегодня идет активное развитие Липецкой области в социально-экономической сфере.
В регионе отмечена положительная динамика в увеличении среднего и реального размера назначенных пенсий, величины прожиточного минимума и доли населения с денежными доходами ниже границы бедности/величины прожиточного минимума, что, безусловно, положительно характеризует качество жизни в Липецкой области. Но одновременно с этим наблюдается негативные аспекты: отставание реальных располагаемых денежных доходов населения от уровня инфляции и отрицательная динамика коэффициента фондов (коэффициента дифференциации доходов). Также ежегодно снижающийся численность населения, который говорит о ряде коренных проблем, требующих решения. В тоже время динамика реальных денежных доходов в регионе отстает от уровня инфляции, а также наблюдается снижение коэффициента фондов (коэффициента дифференциации доходов).
Основными инструментами управления качеством жизни в регионе являются государственные программы и региональные проекты (входящие в нацпроекты), имеющие строго намеченные цели и реализуемые согласно определенным срокам. В целом можно констатировать эффективность их реализации, однако имеются определенные трудности при их реализации, решением которых необходимо уделять особое внимание (прежде всего, в части строительства объектов социальной инфраструктуры).
Говоря же о мероприятиях по совершенствованию системы управления уровнем и качеством жизни на территории Липецкой области, то автором была разработана и представлена модель алгоритма решения проблем уровня и качества жизни населения региона, позволяющая решить приоритетные проблемы в ключевых сферах, характеризующих уровень и качество жизни населения. Значимость модели подчёркивается наличием постоянной обратной связи от населения и человекоориентированность, что в совокупности должно привести к совершенствованию системы управления уровнем и качеством жизни.
Источники:
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/116490/.
3. Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38630.
4. Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2030 года. Docs.cntd.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/406267509.
5. Бизин С.В., Баданинская А.А. Управление качеством и уровнем жизни населения региона (на примере Липецкой области) // Социальные и экономические системы. – 2022. – № 6-2(30.2). – c. 311-335.
6. Бизин С.В. 3 Развитие системы здравоохранения региона как ключевого фактора качества жизни населения. / В книге: Устойчивое развитие региона в условиях рискогенности внешней среды. - Липецк: Липецкий государственный технический университет, 2023. – 141-168 c.
7. Бизин С.В. Актуализация стратегии развития региона: социальные и экономические проблемы // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 12-1(89). – c. 295-300.
8. Бизин С.В. Анализ развития регионального рынка труда и проблемы занятости населения // Экономика труда. – 2018. – № 3. – c. 745-760. – doi: 10.18334/et.5.3.39415.
9. Бизин С.В. Качество жизни населения как ключевые критерии оценки социально-экономического развития региона // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 1(90). – c. 1225-1229.
10. Бизин С.В. Проблемы и совершенствование применения программно-целевого подхода в управлении социально-экономическим развитием региона // Социальные и экономические системы. – 2023. – № 4-1(45). – c. 112-135.
11. Бизин С.В. Реализация государственной политики в сфере здравоохранения, как фактор повышения качества жизни населения (региональный аспект) // Теоретическая и прикладная экономика. – 2024. – c. 1-27. – doi: 10.25136/2409-8647.2024.1.43681.
12. Бизин С.В. Государственная политика управления качеством жизни населения на основе системы здравоохранения. / Монография. - Липецк: Липецкий государственный технический университет, 2023. – 210 c.
13. Гурина М.А., Яцухин Ю.И., Зубков С.Д., Щетинина И.С., Владимирова С.В. Организационно-правовой механизм и результаты деятельности органов местного самоуправления по реализации национальных проектов в Липецкой области // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 1. – c. 95-112. – doi: 10.18334/epp.11.1.111504.
14. Информационно-аналитический комментарий об инфляции в Липецкой области. Cbr.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/press/reginfl/?id=26985.
15. Бедность и экономический рост в российских агломерациях: тенденции и зависимости // Экономика региона. – 2024. – № 1. – c. 176-188. – doi: 10.17059/ekon.reg.2024-1-12.
16. Кузнецов В.В. Продовольственное обеспечение населения: современное состояние и научные приоритеты. - Ростов-на-Дону: Изд-во ГНУ ВНИИЭиН, 2010. – 328 c.
17. Бобков В.Н., Гулюгина А.А., Колмаков И.Б., Одинцова Е.В., Рязанцев В.И., Чащина Т.В., Черных Е.А. Мониторинг доходов и уровня жизни населения России – 2022 год. / Монография/ Том. Вып. 1(202). - М.: ИЭ РАН, 2023. – 166 c.
18. Моргунова О.С. Сущность и виды денежных доходов населения в России // Современные тенденции и инновации в науке и производстве: Материалы IX международной научно-практической конференции. Междуреченск, 2020.
19. Рассадина М.Н. Дифференциация доходов населения: проблемы и пути решения // NovaInfo.Ru. – 2016. – № 56. – c. 296-300.
20. Результаты реализации национальных проектов в Липецкой области за 2022 год. Cfo.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://cfo.gov.ru/national_targets_2024/national_targets_2023/national_targets_2022.
21. Рослякова Н.А., Окрепилов В.В. Бедность и экономический рост в российских агломерациях: тенденции и зависимости // Экономика региона. – 2023. – № 4. – c. 1048-1061. – doi: 10.17059/ekon.reg.2023-4-8.
22. Росприроднадзор: рейтинг российских городов-загрязнителей. Rg.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/04/05/reg-sibfo/opublikovan-spisok-osnovnyh-gorodov-zagriaznitelej-vozduha-v-rossii.html.
23. Свинухова Ю.Н. Коэффициент фондов в России: тенденции, основные факторы роста и меры по их устранению // Национальная безопасность / Nota Bene. – 2019. – № 2. – c. 15-26. – doi: 10.7256/2454-0668.2019.2.29441.
24. Статистический сборник «Липецкий статистический ежегодник» 2023 год. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области. [Электронный ресурс]. URL: https://48.rosstat.gov.ru/official_publications?ysclid=ls0k6zntcv318395843.
25. Тимошенко Н.В. Социальное неравенство в России: экономический анализ причин возникновения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия : Экономика. – 2016. – № 4(190). – c. 225-230.
26. Бизин С.В. Управление системой здравоохранения как ключевым фактором качества жизни населения. / Монография. - Липецк: Липецкий государственный технический университет, 2024. – 231 c.
27. Шаховская Л.С., Климкова К.О. Социально-экономическая дифференциация населения в Российской Федерации: бедность, региональный аспект // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2016. – № 4(48). – c. 1-12.
Страница обновлена: 25.09.2024 в 20:02:22