Совершенствование управления организацией досуговой деятельности детей и подростков как инструмент повышения качества жизни населения региона (на примере Липецкой области)

Бизин С.В.1
1 Липецкий государственный технический университет, Россия, Липецк

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать:
Бизин С.В. Совершенствование управления организацией досуговой деятельности детей и подростков как инструмент повышения качества жизни населения региона (на примере Липецкой области) // Лидерство и менеджмент. – 2023. – Том 10. – № 3. – С. 1061-1082. – doi: 10.18334/lim.10.3.118235.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54316204
Цитирований: 2 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Повышением качества населения является одной из наиболее приоритетных стратегических целей развития страны и регионов, а государственная образовательная политика и ее важнейшая составляющая – организация досуговой деятельности детей и подростков, выступают ее ключевым элементом. Вопросы совершенствования управления организацией досуговой деятельности детей и подростков в настоящее время приобретают особую актуальность в виду ее разнонаправленности, а также значимости в современных условиях, что обусловлено новыми вызовами перед обществом и государством. В статье было рассмотрено современное состояние и тенденции развития организации досуговой деятельности детей и подростков, исследовано нормативно-правовое регулирование организации досуговой деятельности детей и подростков. Проведен анализ управления и организации досуговой деятельности детей и подростков в Липецкой области. Исследованы инструменты управления и актуальные проблемы организации досуговой деятельности детей и подростков (системы дополнительного образования) в регионе, а также разработан комплекс мероприятий по совершенствованию управления организацией досуговой деятельности детей и подростков, способствующие повышению качества жизни населения Липецкой области

Ключевые слова: региональная образовательная политика, управление качеством жизни, досуговая деятельность, дополнительное образование, социально-экономическое развитие

JEL-классификация: I25, J13, R12, R13, I31



Введение

Образование является приоритетной сферой с точки зрения стратегических задач государственной политики, при этом эффективно реализуемая региональная образовательная политика являются ключевым элементом социальной сферы, определяющим качества жизни в субъекте РФ [3, с.1225].

В последнее время во многих исследованиях уделяется предметное внимание кругу вопросов, связанных с организацией социально развивающей и творческой работы в детских и молодежных организациях, спортивных, патриотических, художественных и творческих объединениях детей и подростков, а также в летних и круглогодичных лагерях отдыха и социального воспитания детей и подростков.

Актуальность исследования обусловлена тем, что эффективность управления организацией досуговой деятельности детей и подростков, как важной составляющей сферы образования, непосредственно влияет на качество жизни населения региона.

Качество жизни является комплексным обобщающим понятием, которое включает в качестве составной части «уровень жизни» и показатели, его характеризующие, с другой стороны оценивает уровень развития на конкретной территории отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, соц. обеспечение, культура, физическая культура и спорт и др.) [4, с.312].

Цель исследования – разработка мероприятий по совершенствованию управления организацией досуговой деятельности детей и подростков.

Основными задачами исследования являются:

- изучить современное состояние и тенденции развития организации досуговой деятельности детей и подростков;

- исследовать нормативно-правовое регулирование вопросов организации досуговой деятельности детей и подростков

- проанализировать управление и организацию досуговой деятельности детей и подростков в Липецкой области;

- разработать комплекс мероприятий по совершенствованию управления организацией досуговой деятельности детей и подростков в Липецкой области.

Информационной основой исследования послужили ключевые нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу, прежде всего Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», постановление администрации Липецкой области от 29.11.2013 № 534 «Об утверждении государственной программы «Развитие образования Липецкой области» и иные нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, а также статистические данные исследуемой сферы, периодическая, методическая и научная литература.

При выполнении исследования были применены следующие методы: теоретический анализ нормативных актов, документов и научной литературы; эмпирические методы анализа данных; методы анализа статистических данных.

Современное состояние и тенденции развития организации досуговой деятельности детей и подростков

Проблему организации и осуществления досуга молодежи как социального феномена изучают следующие науки: социология, философия, психология, педагогика. В настоящее время активно развивается новое направление в педагогике - это «досуговая педагогика» [12, с. 196].

В целом досуг предполагает «деятельностную» основу, т.е. не немму не относится только пассивный отдых, при этом особенностью досуговой деятельности детей и подростков является необязательность, добровольность свободный и бескорыстный характер в соответствие потребностями человека в самовыражении [1, с. 12].

По мнению исследователя Т.Б. Горшечниковой «формы проведения досуга зависят от возрастных особенностей обучающихся. С возрастом увеличивается количество детей, которые испытывают трудности при планировании досуга. Важно обратить внимание на эту проблему, как в семейном воспитании, так и при организации учебно-воспитательного процесса» [4, с.2].

На практике, культурно-досуговая деятельность детей и подростков включает в себя неотъемлемый набор ценностей современной актуальной культуры, выражает интересы современных людей, реализует гуманные установки общества в части обеспечения прав и свобод принятых в обществе для человека [25, с. 8].

Как показывают исследования, организованная система досуговой деятельности представляет собой сферу развития или формирования познавательных потребностей и способностей каждого обучающегося, обеспечивающих воспитание свободной личности. Управление процессами организации досуга детей и подростков основывается на определенных принципах (рис. 1).

Рисунок 1 – Принципы организации досуговой деятельности

детей и подростков

Источник: Составлено автором

Социологические исследования свидетельствуют, что около 50% молодых людей когда-либо подвергались физическому насилию со стороны сверстников или взрослых людей, а 40% испытывали на себе рукоприкладство родителей. Все это приводит к стремлению уйти от реальных проблем в иллюзорный мир, что способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков [9, с. 133].

Существует масса организаций, занимающихся досугом подростков, среди которых ключевая роль отдается учреждениям культуры. Правильно организованная досуговая деятельность детей и подростков, просвещение средствами искусства, культуры в настоящее время выступает альтернативой подростковой криминальной деятельности, и является важной составляющей из составляющих работы на первоначальном этапе профилактики асоциальных девиаций и процессов. [9, с. 134]

Создание привлекательного, положительного имиджа учреждения культуры позволяет привлечь в его стены большое количество детей и подростков, что дает определенную альтернативу бездеятельностному, праздному времяпрепровождению, являющемуся одной из основных предпосылок совершения преступления [14, с. 218].

Таким образом, социально-экономические аспекты управления организацией досуговой деятельности детей и подростков связаны с использованием ее потенциала для воздействия на культурный и духовный уровень развития личности на каждом этапе ее формирования.

Нормативно-правовое регулирование вопросов организации досуговой деятельности детей и подростков

Организация досуговой деятельности детей и подростков с точки зрения нормативно-правового регулирования является дополнительным образование, которое сегодня по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив поддержку и развитие талантливых и одаренных детей, формирование здорового образа жизни, профилактику безнадзорности, сокращение социальных деприваций, девиаций и деформаций в детской среде.

Дополнительное образование детей – актуальный и необходимый компонент системы непрерывного образования, направленный на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, организации их свободного времени и адаптации в обществе.

Система образования Российской Федерации, как и любая другая сфера или отрасль общественной жизни, функционирует в определенных правовых рамках. Законодательные основы функционирования сферы образования определены в Конституции Российской Федерации: образование в Российской Федерации согласно статье 43 является как правом, так и обязанностью граждан. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования [13].

Нормативно-правовое обеспечение организации досуговой деятельности детей и подростков является одним из основополагающих факторов, который обеспечит их эффективное функционирование и развитие в современных условиях.

В настоящее время существуют нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы организации досуговой деятельности детей и подростков, а главное, выражающие государственный заказ на формирование личности обучающегося, на деятельность системы дополнительного образования, на дополнительные общеобразовательные программы.

Ключевыми нормативно-правовыми актами, регулирующие вопросы организации досуговой деятельности детей и подростков являются:

1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [17].

2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2022) [18].

3. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [15].

В соответствии со статьей 12 в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы. К дополнительным образовательным программам относятся:

-дополнительные общеобразовательные программы,

-дополнительные общеразвивающие программы,

-дополнительные предпрофессиональные программы [17].

Стоит отметить, что формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей [17].

Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для подростков в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.

К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Стоит отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется лицензирование образовательной деятельности по подвидам дополнительного образования.

Кроме выше обозначенных нормативных актов вопросы организации досуговой деятельности детей и подростков и ее регулирование обозначены в следующих документах (в т.ч. программно-целевого характера):

1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 [20];

2. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [22];

3. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [23].

Таким образом, законодательные основы функционирования организации досуговой деятельности детей и подростков закреплены в Конституции РФ, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и иных нормативных актах. Организация досуговой деятельности детей и подростков в системе образования Российской Федерации является дополнительным образованием, которое реализуется на основе дополнительных образовательных программ самостоятельно разрабатываемыми организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Анализ управления и организации досуговой деятельности детей и подростков в регионе

Организация досуговой деятельности детей и подростков является важной составляющей образовательной деятельности в рамках реализации социальной политики Российской Федерации и субъектов.

В виду актуальной проблематики организация досуговой деятельности занимает ключевое место в системе дополнительного образования как активного, деятельностно-наполненного свободного времени детей и подростков. Досуговая деятельность многоаспектна, тесно связана с другими видами деятельности и при этом ее организация реализуется автономными и бюджетными учреждениями дополнительного образования образованием регионального и муниципального уровня.

В Липецкой области реализацию региональной государственной образовательной политики осуществляет управление образования и науки Липецкой области, которое является отраслевым исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, действующим на основе положения, утвержденного распоряжением Правительства Липецкой области от 30.09.2022 №356-р [21].

Кроме того, функцией управления является организация предоставление дополнительного образования детей, общего и дополнительного профессионального образования в подведомственных организациях; осуществление работы по организации отдыха и оздоровления детей льготной категории в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях Липецкой области.

Управление издает нормативные правовые акты по вопросам утверждения ведомственных целевых программ, административных регламентов предоставления государственных услуг и порядка определения платы за оказанные услуги для граждан и юридических лиц, предоставляемые бюджетными учреждениями на платной основе [21].

По данным управления образования и науки Липецкой области в составе подведомственных учреждений, реализующих программы дополнительного образования, направленных на организацию досуговой деятельности детей и подростков составляет 54 учреждения, расположенные в т.ч. в муниципальных районах области [24].

Направления работы учреждений различны: спортивно-туристский центры, экологический центр, дома и центры развития творчества, центры технического творчества, физкультурно-оздоровительные комплексы, детско-юношеские спортивные школы, станция юных натуралистов и другие.

Запись на обучение по дополнительным общеобразовательным программа осуществляется на основе административного регламента предоставления государственной услуги, утвержденного приказом управления образования и науки Липецкой области от 25.01.2022 № 72.

Ключевым показателем, характеризующим эффективность организации досуговой деятельности детей и подростков в регионе является «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, %», методика расчета которого утверждена приказом Минпросвещения России от 20 мая 2021 г. № 262.

Данные мониторинга показателя «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием» в разрезе субъектов РФ по состоянию на 30.06.2022 представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Мониторинг показателя «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, %» [24]

№ п/п
Наименование субъекта РФ
Количество детей 5-18 лет (накопительно)
Фактическое значение, %
ЕАИС ДО
в том числе обучающихся по программам спортивной подготовки
Мин
культуры России
ЕАИС ДО, (с учетом Минкультуры России)
Российская Федерация
14 647 427
1 038 661
1 618 294
16 265 721
72,9
1
Вологодская область
151 784
3 507
21104
172 888
93,4
2
Калининградская область
123 711
10 487
14636
138 347
93,4
3
Республика Мордовия
80 139
7 451
11526
91 665
92,1
4
Тюменская область
242 604
19 479
242 604
90,7
5
Самарская область
406 951
25 693
406 951
90,5







10
Тамбовская область
89 025
2 160
17833
106 858
84,4
28
Белгородская область
168 140
14 562
168 140
77,4
45
Липецкая область
100 485
6 055
17537
118 022
73,2
47
Орловская область
62 787
3 629
9392
72 179
72,3
49
Курская область
110 710
8 628
110 710
71,8
66
Воронежская область
174 857
22 052
29878
204 735
67,7







82
Чеченская Республика
215 902
26 659
6588
222 490
55,3
83
Свердловская область
317 775
38 679
61769
379 544
55,3
84
Республика Дагестан
317 587
17 037
26346
343 933
53,4
85
Иркутская область
193 024
13 096
28977
222 001
52,2
Источник: Составлено автором по данным управления образования и науки Липецкой области [24]

Данные об исполнении показателя «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием» в разрезе субъектов РФ по состоянию на 30.06.2022 представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Исполнение показателя «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, %»

Наименование субъекта РФ
Фактическое значение,
%
Плановое значение, %
Общая численность детей проживающих в субъекте на 2021 г.
Вологодская область
93,4
59,2
185 028
Калининградская область
93,4
71,8
148 157
Республика Мордовия
92,1
62,0
99 511
Тюменская область
90,7
70,5
267 366
Самарская область
90,5
53,2
449 875
Тамбовская область
84,4
60,3
126 680
Белгородская область
77,4
68,3
217 353
Липецкая область
73,2
58,7
161 214
Орловская область
72,3
74,9
99 890
Курская область
71,8
65,0
154 287
Воронежская область
67,7
69,3
302 543
Чеченская Республика
55,3
43,3
402 150
Свердловская область
55,3
54,7
686 456
Республика Дагестан
53,4
47,6
643 771
Иркутская область
52,2
38,3
425 546
Источник: Составлено автором по данным управления образования и науки Липецкой области [24]

Графическое отображение исполнения показателя представлено на рис. 2.

Рисунок 2Исполнение показателя «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, %»

Источник: Составлено автором

Липецкая область по значению показателя «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, %» занимала 45 место среди всех субъектов РФ с показателем 73,2%, что выше среднероссийского (72,9%) и планового годового значения (58,7%). Стоит отметить, что по итогам 2022 года значения показателя составило 81,5%.

Управление региональной системой образования Липецкой области, в т.ч. организацией досуговой деятельности детей и подростков, осуществляется, прежде всего, на основе программно-целевого метода, посредством реализации государственной программы «Развитие образования Липецкой области», мониторингом и контролем за исполнением включенных в нее мероприятий.

Государственная программа «Развитие образования Липецкой области» утверждена постановлением администрации Липецкой области от 29 ноября 2013 г. № 534 [19] на сроки 2014-2025 гг.

Главная цель государственной программы – повышение доступности и качества образования, что соответствует стратегических приоритетам социально-экономического развития [2, с.296].

В составе государственной программы выделено 6 подпрограмм, при этом развитие дополнительного образования (организация досуговой деятельности детей и подростков) не рассматривается в качестве отдельной подпрограмм, а включено в виде мероприятий в рамках подпрограммы 1 «Ресурсное обеспечение развития образования Липецкой области», что снижает качество управления.

Таким образом, анализ организации досуговой деятельности детей и подростков в регионе показал достаточно высокий уровень развития системы дополнительного образования и грамотной организации отдыха и оздоровления детей в Липецкой области. По итогам 2022 года ключевой показатель эффективности организации досуговой деятельности детей и подростков «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием в сферах образования, культуры и спорта, %» составил 81,5% при плане 75%.

Управление реализацией региональной государственной образовательной политики, в т.ч. организацией досуговой деятельности детей и подростков, осуществляет управление образования и науки Липецкой области посредством реализации государственной программы «Развитие образования Липецкой области».

Актуальные проблемы управления организацией досуговой деятельности детей и подростков

В настоящее время в Липецкой области, как в большинстве регионов, в муниципальных района и городских округах функционируют культурно-досуговые центры.

Однако культурно-досуговые центры далеко не всегда выстраивают свою работу, учитывая интересы молодых людей. Необходимо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, но и предвидеть их изменения, а также быстро реагировать на них и суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий [11, с. 33].

Следует отметить, что на данный момент совершенствование деятельности культурно-досуговых центров по организации свободного времени молодежи является основной актуальной проблемой. И ее решение должно идти эффективно по всем направление работы: совершенствование хозяйственного механизма, разработка инновационных концепций развития учреждений культуры, новейшие подходы к модели и профессии самого клубого работника, постановка, планирование и содержание деятельности в управлении учреждения сферы досуга [14, с. 103].

Главной задачей культурно-досуговых центров на современном этапе является максимальная реализация развивающих и досуговых программ для подростков и детей, в основу которых положен принцип простоты организации, массовости привлечения незадействованных групп молодежи.

Сфера досуга сегодня является сосредоточением таких социальных проблем, которые общество изначально не может решить в других сферах жизнедеятельности. Это не означает, что именно досуговая деятельность в полном объеме способна выполнить подобный социальный заказ, но она способна предложить альтернативные социально-значимые досуговые программы как клубная сфера.

Деятельность учреждений, занимающихся досугом молодежи, должна быть направлена в первую очередь на создание наиболее оптимальных и благоприятных условий для развития творческих и духовных способностей молодого поколения, а также для отдыха [9, с. 135].

В целом можно выделить следующие актуальные проблемы управления и организации досуговой деятельности детей и подростков, как системы дополнительного образования (рис. 3)

Рисунок 3Проблемы управления и организации досуговой деятельности детей и подростков

Источник: Составлено автором

Стоит отметить, что организация досуговой деятельности детей и подростков – это сфера не только интеллектуальная, но и материальная. Для обеспечения должного организации досуговой деятельности детей и подростков требуется качественная и дорогостоящая материальная база (современные здания образовательных учреждений, программное, техническое, информационное, методическое и т.д. обеспечение учебного процесса), что требует существенных объемов бюджетного финансирования.

Вместе с тем, недофинансирование и недостаток бюджетного финансирования в определенной степени может быть компенсировано адекватными институциональными решениями (например, активное использование механизмов государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования).

В настоящее время можно констатировать недостаточное использование внешних источников финансирования и возможностей государственно-частного партнерства. Хотя именно учебные программы негосударственных учреждений дополнительного образования и организация досуговой деятельности детей и подростков являются наиболее гибкими по сравнению с традиционными программами муниципальных упреждений.

Однако недостаточность финансирования в определенной мере может компенсироваться адекватными институциональными решениями. Поэтому главный вопрос при обсуждении финансовых проблем дополнительного образования и организации досуговой деятельности детей и подростков заключается в том, каковы должны быть финансируемые государством организации и используемые инструменты финансирования.

Мероприятия по совершенствованию управления организацией досуговой деятельности детей и подростков в регионе

По результатам анализа организации досуговой деятельности детей и подростков в Липецкой области с учетом выявленных проблем системы дополнительного образования разработан комплекс мероприятий по совершенствованию данной сферы:

1. Активизация работы по расширению перечня услуг в муниципальных учреждениях и разработка схемы размещения объектов досуговой деятельности детей и подростков в регионе.

2. Работа на опережение в удовлетворении образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей, а также повышение качества дополнительного образования (мониторинг мнения молодежи, работа со СМИ и т.д.).

3. Развитие профессиональной компетентности педагогов (в том числе управленческой) и повышение уровня профессионально-педагогической культуры.

4. Совершенствование использования программно-целевого метода в организации досуговой деятельности детей и подростков.

5. Развитие инфраструктуры организации досуговой деятельности детей и подростков:

- создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культурой и спортом (в 2023 г. планируется открыть 2 спортивных зала в Задонском и Добринском муниципальных районах);

- создание новых мест дополнительного образования детей (увеличение до 1367 мест);

- создание детских технопарков «Кванториум» на базе школ (в 2023 г. планируется на базе инженерно-технологической школы № 27 г. Липецка);

- создание центров цифрового образования детей «IT-куб».

6. Продолжить работу по оптимизации, развитию и повышению эффективности региональной системы отдыха и оздоровления детей: объединение кластера лагерей «Липецкие каникулы» и реализация проекта по возрождению загородного детского лагеря «Прометей».

В целях совершенствования организации досуговой деятельности детей и подростков в регионе необходимо: активизировать работу по расширению перечня услуг в муниципальных учреждениях, связанных с научно-техническим и прикладным творчеством, профориентационной деятельностью, развитием информационно-коммуникационной культуры, социальной ответственностью детей и подростков; проведение мероприятий по культурной деятельности; разработать схемы размещения объектов социальной, воспитательной, досуговой, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с молодежью и подростками [10, с. 16].

В современных культурно-досуговых учреждений необходимо добиваться преодоления потребительского отношения к досугу, которое на данном этапе присуще многим молодым людям, которые считают, что содержательное проведение свободного времени им кто-то должен обеспечить, но только не они сами. Следовательно, эффективность использования молодежного досуга во многом зависит и от самого человека, от его личной культуры и интересов.

В целях мониторинга и совершенствования организации досуговой деятельности детей и подростков необходимо увеличить частоту проведения совещаний, в т.ч. по вопросам внедрения и функционирования целевой модели дополнительного образования детей в муниципальных районах (городских округах) Липецкой области.

Кроме того, целесообразно создать систему мониторинга общественного мнения молодежи об ее досуговых предпочтениях и интересах, что позволит оптимизировать затраты ресурсов органов местного самоуправления и региональных властей в сфере организации досуга молодежи.

Необходимо более тесное взаимодействие региональных и местных органов власти со СМИ и выстраивание работы через социальные сети (в т.ч. посредством контекстной рекламы) с целью популяризации досуговых мероприятий, организуемых для молодежи, информирования о мероприятиях, сообщения о вреде и запрете употребления вредных веществ, пропаганды здорового образа жизни и прочее [5, с. 882].

Важное значение в совершенствовании организации досуговой деятельности детей и подростков имеет эффективность региональной системы отдыха и оздоровления.

Организация летнего отдыха и оздоровления детей и подростков является важной составляющей социальной политики Российской Федерации. Под отдыхом и оздоровлением детей и подростков в настоящих рекомендациях понимается комплекс условий и мероприятий, обеспечивающих у детей развитие творческого потенциала личности, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, соблюдение санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, закаливание организма, занятия физической культурой, спортом и туризмом, формирование навыков здорового образа жизни, режим питания и жизнедеятельности в экологически благоприятной среде [8, с. 17].

В систему отдыха и оздоровления детей и подростков включаются: детские оздоровительные лагеря (загородные детские оздоровительные лагеря, лагеря дневного и круглосуточного пребывания детей и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, учреждения социального обслуживания или их структурные подразделения и др.

Программы развития и оздоровления детей, реализуемые в детско-оздоровительном лагере должны представлять собой единую систему летнего отдыха, направленную на процесс становления личности в условиях временного по степени воспитательного воздействия, коллектива.

В Липецкой области в 2022 г. в раках оптимизации, развития и повышения эффективности региональной системы отдыха и оздоровления детей было принято решение по возрождению загородного детского лагеря «Прометей».

Круглогодичный пионерский лагерь «Прометей» в Липецкой области, входивший в тройку лучших детских лагерей страны, построен ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК) в 1977 году в Яманском лесничестве Грязинского района. По своей инфраструктуре он был одним из трех крупнейших лагерей в стране, наряду с МДЦ «Артек» и ВДЦ «Орленок».

«Прометей» расположен на территории государственного заказника, в лесном массиве, с общей площадью 40 Га. Его площадь составляет более 28 тыс. кв.: 12 трехэтажных жилых корпусов, два клуба-столовых с кинозалом и танцзалом, дом детского творчества, библиотека, кабинет профориентации, летняя эстрада, костровая, стадион, пляж, открытый плавательный бассейн, спортивные и игровые площадки.

С 2007 года «Прометей» являлся структурным подразделением некоммерческого партнерства «Новолипецкий медицинский центр».

В 2020 году лагерь был полностью закрыт из-за коронавирусных ограничений.

На реализацию проекта по возрождению лагеря «Прометей» в Липецкой области планируется направить от 4,5 до 5,0 млрд. рублей гранта, полученного регионом от Правительства России за эффективную работу в 2021 году. Проектная мощность составляет 1440 мест.

Реализация проекта будет поэтапной и займёт несколько лет. Планируем совместить детский отдых с санаторно-оздоровительными активностями и интереснейшими образовательными программами.

В настоящее время в соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № Пр-2184 по вопросу создания Центра для детей и молодежи «Прометей» на территории Липецкой области на базе бывшего пионерского лагеря рассматривается вопрос о включении в федеральную адресную инвестиционную программу следующих мероприятий:

I этап – реконструкция пяти жилых корпусов и здания клуба-столовой на территории санаторно-оздоровительного комплекса «Прометей» (инженерных сетей общей протяженностью более 16 км; пяти жилых корпусов общей площадью 5,6 тыс. кв. м; здания образовательного кампуса площадью 1,0 тыс. кв. м; двух столовых с актовыми залами и помещениями для развивающих активностей общей площадью 3,7 тыс. кв. м);

II этап – строительство современного физкультурно-оздоровительного комплекса с крытым ледовым катком и трибунами, а также научно-технического центра (интеллект-центра) на территории санаторно-оздоровительного комплекса «Прометей».

В 2022 году имущественный комплекс «Прометей» принят из частной собственности ПАО НЛМК в собственность Липецкой области: проведена работа по инвентаризации имущества, межеванию объекта, заключению договоров на поставку коммунальных услуг и обслуживание сетей, благоустройству; уборке и расчистке всей территории комплекса; смонтирована система видеонаблюдения; подготовлена концепция Прометея; восстановлена работа имеющейся инфраструктуры комплекса, выполнен текущий ремонт 7 жилых корпусов, столовой, здания школы и административного корпуса; приобретена новая мебель, мягкий инвентарь, кухонное оборудование, оснащён медицинский пункт, завершена подготовка к проведению первой зимней смены.

Таким образом, в результате реализации проекта «Прометей» может стать самым крупным круглогодичным центром для детей и молодёжи в Центральном федеральном округе, повысив эффективность региональной системы отдыха и оздоровления и организацию досуговой деятельности детей и подростков в Липецкой области.

Заключение

Современная ситуация в дополнительном образовании и организации досуговой деятельности детей и подростков характеризуется особым динамизмом, сложностью, порой противоречивостью развертывающихся процессов. При наличии отдельных механизмов, способствующих росту качества дополнительного образования, в целом его эффективность оказывается еще недостаточной для обеспечения новых задач развития области – становления инновационной экономики, повышения уровня жизни населения, роста инвестиционной привлекательности региона.

В целях повышения эффективности управления организации досуговой деятельности детей и подростков целесообразно совершенствование использования программно-целевого метода: разработать в рамках государственной программы «Развитие образования Липецкой области» подпрограмму, направленную на развитие дополнительного образования (в т.ч. организацию досуговой деятельности детей и подростков).

Альтернативным инструментом может послужить внедрение методов проектного управления: формирование ведомственного регионального проекта «Развитие системы дополнительного образования Липецкой области», с привлечением к разработке и реализации не только органов государственной власти и местного самоуправления, но и хозяйствующих субъектов, научных и общественных организаций, в т.ч. экспертов педагогического сообщества и пр.

В любом случае приоритезация развития дополнительного образования и организации досуговой деятельности детей и подростков в регионе позволит повысит управляемость, обесточит повышение качества мониторинга и эффективность контроля за достижением как стратегических, так и текущих целей в данной сфере и как следствие повысит качество жизни населения региона.


Источники:

1. Акимова Л.А. Социология досуга. / Учебное пособие. - МГУКИ. М., 2016. – 123 c.
2. Бизин С. В. Актуализация стратегии развития региона: социальные и экономические проблемы // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 12-1(89). – c. 295–300.
3. Бизин С. В. Качество жизни населения как ключевые критерии оценки социально-экономического развития региона // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 1(90). – c. 1225-1229.
4. Бизин С. В. Управление качеством и уровнем жизни населения региона (на примере Липецкой области) // Социальные и экономические системы. – 2022. – № 6-2(30.2). – c. 311-335.
5. Бизин С.В. Стратегический анализ региональной молодежной политики и оценка кадровой обеспеченности региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 879–896.
6. Горшечникова Т.Б. Результаты социально-психологического исследования // Открытый урок. – 2015. – № 6. – c. 2-12.
7. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность. - М.: Изд-во, 2010. – 223 c.
8. Григорьев Д.Н. Программно-целевой подход к управлению детским оздоровительным лагерем // Повышение качества образования в условиях поликультурного социума: Сборник статей. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова. Витебск, 2017. – c. 17-20.
9. Гужин А.А. Деятельность органов власти по организации культурно-досуговой работы с детьми и подростками // Актуальные вопросы развития науки на современном этапе: сборник статей / Под общ. ред. Г.Н. Гужиной. – Москва: Московский педагогический государственный университет. 2019. – c. 132-137.
10. Гужина Г.Н., Гужин А.А. Современное состояние и перспективы совершенствования государственной социальной политики // Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности: Материалы IV Международной науч.-практ. конференции. Орехово-Зуево, 2016. – c. 16.
11. Двойнина Е.А. Региональный подход в организации культурно-досуговой деятельности детей и подростков в условиях села // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям: Сб. докладов III Всероссийской (с международным участием) науч.-практ. конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 55-летию Белгородского государственного института искусств и культуры. Белгород, 2015. – c. 33.
12. Комиссаренко Д.А. Особенности организации досуга современной молодёжи // Современная педагогика: теория, методика, практика: сборник материалов X-ой международной очно-заочной научно-практической конференции, Москва, 21 апреля 2019 года. – Москва: Научно-издательский центр «Империя». Москва, 2019. – c. 196-201.
13. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 10.05.2023).
14. Мумладзе Р.Г., Гужина Г.Н. Экономика и социология труда. / учебник. - М.: КноРус, 2021. – 398 c.
15. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Федеральный Закон Российской Федерации №436-ФЗ от 29 декабря 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808 (дата обращения: 10.05.2023).
16. О стратегическом планировании в Российской Федерации. Федеральный закон № 172-ФЗ от 28.06.2014 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841 (дата обращения: 10.05.2023).
17. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 10.05.2023).
18. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558 (дата обращения: 10.05.2023).
19. Об утверждении государственной программы Липецкой области «Развитие образования Липецкой области». Постановление Администрации Липецкой области от 29.11.2013 № 534. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/872621829 (дата обращения: 10.05.2023).
20. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Постановление Правительства РФ № 1642 от 26.12.2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474 (дата обращения: 10.05.2023).
21. Об утверждении положения об управлении образования и науки Липецкой области. Распоряжение Правительства Липецкой области №356-р от 30.09.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/872609613 (дата обращения: 10.05.2023).
22. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ Минпросвещения России №629 от 27.07.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425 (дата обращения: 10.05.2023).
23. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Приказ Минобрнауки России № 816 от 23.08.2017. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/436767209 (дата обращения: 10.05.2023).
24. Официальный сайт управления образования и науки Липецкой области. [Электронный ресурс]. URL: https://uoin.schools48.ru (дата обращения: 10.05.2023).
25. Попов В.В., Попова Ф.Х. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования. - Тюмень: ТГУ, 2014. – 176 c.

Страница обновлена: 30.01.2024 в 17:39:51