Совершенствование управления организацией досуговой деятельности детей и подростков как инструмент повышения качества жизни населения региона (на примере Липецкой области)
Бизин С.В.1
1 Липецкий государственный технический университет, Россия, Липецк
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54316204
Цитирований: 2 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Повышением качества населения является одной из наиболее приоритетных стратегических целей развития страны и регионов, а государственная образовательная политика и ее важнейшая составляющая – организация досуговой деятельности детей и подростков, выступают ее ключевым элементом. Вопросы совершенствования управления организацией досуговой деятельности детей и подростков в настоящее время приобретают особую актуальность в виду ее разнонаправленности, а также значимости в современных условиях, что обусловлено новыми вызовами перед обществом и государством. В статье было рассмотрено современное состояние и тенденции развития организации досуговой деятельности детей и подростков, исследовано нормативно-правовое регулирование организации досуговой деятельности детей и подростков. Проведен анализ управления и организации досуговой деятельности детей и подростков в Липецкой области. Исследованы инструменты управления и актуальные проблемы организации досуговой деятельности детей и подростков (системы дополнительного образования) в регионе, а также разработан комплекс мероприятий по совершенствованию управления организацией досуговой деятельности детей и подростков, способствующие повышению качества жизни населения Липецкой области
Ключевые слова: региональная образовательная политика, управление качеством жизни, досуговая деятельность, дополнительное образование, социально-экономическое развитие
JEL-классификация: I25, J13, R12, R13, I31
Введение
Образование является приоритетной сферой с точки зрения стратегических задач государственной политики, при этом эффективно реализуемая региональная образовательная политика являются ключевым элементом социальной сферы, определяющим качества жизни в субъекте РФ [3, с.1225].
В последнее время во многих исследованиях уделяется предметное внимание кругу вопросов, связанных с организацией социально развивающей и творческой работы в детских и молодежных организациях, спортивных, патриотических, художественных и творческих объединениях детей и подростков, а также в летних и круглогодичных лагерях отдыха и социального воспитания детей и подростков.
Актуальность исследования обусловлена тем, что эффективность управления организацией досуговой деятельности детей и подростков, как важной составляющей сферы образования, непосредственно влияет на качество жизни населения региона.
Качество жизни является комплексным обобщающим понятием, которое включает в качестве составной части «уровень жизни» и показатели, его характеризующие, с другой стороны оценивает уровень развития на конкретной территории отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, соц. обеспечение, культура, физическая культура и спорт и др.) [4, с.312].
Цель исследования – разработка мероприятий по совершенствованию управления организацией досуговой деятельности детей и подростков.
Основными задачами исследования являются:
- изучить современное состояние и тенденции развития организации досуговой деятельности детей и подростков;
- исследовать нормативно-правовое регулирование вопросов организации досуговой деятельности детей и подростков
- проанализировать управление и организацию досуговой деятельности детей и подростков в Липецкой области;
- разработать комплекс мероприятий по совершенствованию управления организацией досуговой деятельности детей и подростков в Липецкой области.
Информационной основой исследования послужили ключевые нормативно-правовые акты, регулирующие данную сферу, прежде всего Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», постановление администрации Липецкой области от 29.11.2013 № 534 «Об утверждении государственной программы «Развитие образования Липецкой области» и иные нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, а также статистические данные исследуемой сферы, периодическая, методическая и научная литература.
При выполнении исследования были применены следующие методы: теоретический анализ нормативных актов, документов и научной литературы; эмпирические методы анализа данных; методы анализа статистических данных.
Современное состояние и тенденции развития организации досуговой деятельности детей и подростков
Проблему организации и осуществления досуга молодежи как социального феномена изучают следующие науки: социология, философия, психология, педагогика. В настоящее время активно развивается новое направление в педагогике - это «досуговая педагогика» [12, с. 196].
В целом досуг предполагает «деятельностную» основу, т.е. не немму не относится только пассивный отдых, при этом особенностью досуговой деятельности детей и подростков является необязательность, добровольность свободный и бескорыстный характер в соответствие потребностями человека в самовыражении [1, с. 12].
По мнению исследователя Т.Б. Горшечниковой «формы проведения досуга зависят от возрастных особенностей обучающихся. С возрастом увеличивается количество детей, которые испытывают трудности при планировании досуга. Важно обратить внимание на эту проблему, как в семейном воспитании, так и при организации учебно-воспитательного процесса» [4, с.2].
На практике, культурно-досуговая деятельность детей и подростков включает в себя неотъемлемый набор ценностей современной актуальной культуры, выражает интересы современных людей, реализует гуманные установки общества в части обеспечения прав и свобод принятых в обществе для человека [25, с. 8].
Как показывают исследования, организованная система досуговой деятельности представляет собой сферу развития или формирования познавательных потребностей и способностей каждого обучающегося, обеспечивающих воспитание свободной личности. Управление процессами организации досуга детей и подростков основывается на определенных принципах (рис. 1).
Рисунок 1 – Принципы организации досуговой деятельности
детей и подростков
Источник: Составлено автором
Социологические исследования свидетельствуют, что около 50% молодых людей когда-либо подвергались физическому насилию со стороны сверстников или взрослых людей, а 40% испытывали на себе рукоприкладство родителей. Все это приводит к стремлению уйти от реальных проблем в иллюзорный мир, что способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков [9, с. 133].
Существует масса организаций, занимающихся досугом подростков, среди которых ключевая роль отдается учреждениям культуры. Правильно организованная досуговая деятельность детей и подростков, просвещение средствами искусства, культуры в настоящее время выступает альтернативой подростковой криминальной деятельности, и является важной составляющей из составляющих работы на первоначальном этапе профилактики асоциальных девиаций и процессов. [9, с. 134]
Создание привлекательного, положительного имиджа учреждения культуры позволяет привлечь в его стены большое количество детей и подростков, что дает определенную альтернативу бездеятельностному, праздному времяпрепровождению, являющемуся одной из основных предпосылок совершения преступления [14, с. 218].
Таким образом, социально-экономические аспекты управления организацией досуговой деятельности детей и подростков связаны с использованием ее потенциала для воздействия на культурный и духовный уровень развития личности на каждом этапе ее формирования.
Нормативно-правовое регулирование вопросов организации досуговой деятельности детей и подростков
Организация досуговой деятельности детей и подростков с точки зрения нормативно-правового регулирования является дополнительным образование, которое сегодня по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив поддержку и развитие талантливых и одаренных детей, формирование здорового образа жизни, профилактику безнадзорности, сокращение социальных деприваций, девиаций и деформаций в детской среде.
Дополнительное образование детей – актуальный и необходимый компонент системы непрерывного образования, направленный на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, организации их свободного времени и адаптации в обществе.
Система образования Российской Федерации, как и любая другая сфера или отрасль общественной жизни, функционирует в определенных правовых рамках. Законодательные основы функционирования сферы образования определены в Конституции Российской Федерации: образование в Российской Федерации согласно статье 43 является как правом, так и обязанностью граждан. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования [13].
Нормативно-правовое обеспечение организации досуговой деятельности детей и подростков является одним из основополагающих факторов, который обеспечит их эффективное функционирование и развитие в современных условиях.
В настоящее время существуют нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы организации досуговой деятельности детей и подростков, а главное, выражающие государственный заказ на формирование личности обучающегося, на деятельность системы дополнительного образования, на дополнительные общеобразовательные программы.
Ключевыми нормативно-правовыми актами, регулирующие вопросы организации досуговой деятельности детей и подростков являются:
1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [17].
2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2022) [18].
3. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [15].
В соответствии со статьей 12 в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию – дополнительные образовательные программы. К дополнительным образовательным программам относятся:
-дополнительные общеобразовательные программы,
-дополнительные общеразвивающие программы,
-дополнительные предпрофессиональные программы [17].
Стоит отметить, что формы обучения по дополнительным образовательным программам определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
1) организация дополнительного образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей [17].
Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для подростков в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Стоит отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется лицензирование образовательной деятельности по подвидам дополнительного образования.
Кроме выше обозначенных нормативных актов вопросы организации досуговой деятельности детей и подростков и ее регулирование обозначены в следующих документах (в т.ч. программно-целевого характера):
1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 [20];
2. Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [22];
3. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [23].
Таким образом, законодательные основы функционирования организации досуговой деятельности детей и подростков закреплены в Конституции РФ, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и иных нормативных актах. Организация досуговой деятельности детей и подростков в системе образования Российской Федерации является дополнительным образованием, которое реализуется на основе дополнительных образовательных программ самостоятельно разрабатываемыми организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Анализ управления и организации досуговой деятельности детей и подростков в регионе
Организация досуговой деятельности детей и подростков является важной составляющей образовательной деятельности в рамках реализации социальной политики Российской Федерации и субъектов.
В виду актуальной проблематики организация досуговой деятельности занимает ключевое место в системе дополнительного образования как активного, деятельностно-наполненного свободного времени детей и подростков. Досуговая деятельность многоаспектна, тесно связана с другими видами деятельности и при этом ее организация реализуется автономными и бюджетными учреждениями дополнительного образования образованием регионального и муниципального уровня.
В Липецкой области реализацию региональной государственной образовательной политики осуществляет управление образования и науки Липецкой области, которое является отраслевым исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, действующим на основе положения, утвержденного распоряжением Правительства Липецкой области от 30.09.2022 №356-р [21].
Кроме того, функцией управления является организация предоставление дополнительного образования детей, общего и дополнительного профессионального образования в подведомственных организациях; осуществление работы по организации отдыха и оздоровления детей льготной категории в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях Липецкой области.
Управление издает нормативные правовые акты по вопросам утверждения ведомственных целевых программ, административных регламентов предоставления государственных услуг и порядка определения платы за оказанные услуги для граждан и юридических лиц, предоставляемые бюджетными учреждениями на платной основе [21].
По данным управления образования и науки Липецкой области в составе подведомственных учреждений, реализующих программы дополнительного образования, направленных на организацию досуговой деятельности детей и подростков составляет 54 учреждения, расположенные в т.ч. в муниципальных районах области [24].
Направления работы учреждений различны: спортивно-туристский центры, экологический центр, дома и центры развития творчества, центры технического творчества, физкультурно-оздоровительные комплексы, детско-юношеские спортивные школы, станция юных натуралистов и другие.
Запись на обучение по дополнительным общеобразовательным программа осуществляется на основе административного регламента предоставления государственной услуги, утвержденного приказом управления образования и науки Липецкой области от 25.01.2022 № 72.
Ключевым показателем, характеризующим эффективность организации досуговой деятельности детей и подростков в регионе является «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, %», методика расчета которого утверждена приказом Минпросвещения России от 20 мая 2021 г. № 262.
Данные мониторинга показателя «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием» в разрезе субъектов РФ по состоянию на 30.06.2022 представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Мониторинг показателя «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, %» [24]
№
п/п
|
Наименование
субъекта РФ
|
Количество
детей 5-18 лет (накопительно)
|
Фактическое
значение, %
| |||
ЕАИС
ДО
|
в
том числе обучающихся по программам спортивной подготовки
|
Мин
культуры России |
ЕАИС
ДО, (с учетом Минкультуры России)
| |||
Российская
Федерация
|
14
647 427
|
1
038 661
|
1
618 294
|
16
265 721
|
72,9
| |
1
|
Вологодская
область
|
151
784
|
3
507
|
21104
|
172
888
|
93,4
|
2
|
Калининградская
область
|
123
711
|
10
487
|
14636
|
138
347
|
93,4
|
3
|
Республика
Мордовия
|
80
139
|
7
451
|
11526
|
91
665
|
92,1
|
4
|
Тюменская
область
|
242
604
|
19
479
|
242
604
|
90,7
| |
5
|
Самарская
область
|
406
951
|
25
693
|
406
951
|
90,5
| |
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
10
|
Тамбовская
область
|
89
025
|
2
160
|
17833
|
106
858
|
84,4
|
28
|
Белгородская
область
|
168
140
|
14
562
|
168
140
|
77,4
| |
45
|
Липецкая
область
|
100
485
|
6
055
|
17537
|
118
022
|
73,2
|
47
|
Орловская
область
|
62
787
|
3
629
|
9392
|
72
179
|
72,3
|
49
|
Курская
область
|
110
710
|
8
628
|
110
710
|
71,8
| |
66
|
Воронежская
область
|
174
857
|
22
052
|
29878
|
204
735
|
67,7
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
82
|
Чеченская
Республика
|
215
902
|
26
659
|
6588
|
222
490
|
55,3
|
83
|
Свердловская
область
|
317
775
|
38
679
|
61769
|
379
544
|
55,3
|
84
|
Республика
Дагестан
|
317
587
|
17
037
|
26346
|
343
933
|
53,4
|
85
|
Иркутская
область
|
193
024
|
13
096
|
28977
|
222
001
|
52,2
|
Данные об исполнении показателя «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием» в разрезе субъектов РФ по состоянию на 30.06.2022 представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Исполнение показателя «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, %»
Наименование
субъекта РФ
|
Фактическое
значение,
% |
Плановое
значение, %
|
Общая
численность детей проживающих в субъекте на 2021 г.
|
Вологодская
область
|
93,4
|
59,2
|
185
028
|
Калининградская
область
|
93,4
|
71,8
|
148
157
|
Республика
Мордовия
|
92,1
|
62,0
|
99
511
|
Тюменская область
|
90,7
|
70,5
|
267
366
|
Самарская область
|
90,5
|
53,2
|
449
875
|
Тамбовская
область
|
84,4
|
60,3
|
126
680
|
Белгородская
область
|
77,4
|
68,3
|
217
353
|
Липецкая область
|
73,2
|
58,7
|
161
214
|
Орловская область
|
72,3
|
74,9
|
99
890
|
Курская область
|
71,8
|
65,0
|
154
287
|
Воронежская
область
|
67,7
|
69,3
|
302
543
|
Чеченская
Республика
|
55,3
|
43,3
|
402
150
|
Свердловская
область
|
55,3
|
54,7
|
686
456
|
Республика
Дагестан
|
53,4
|
47,6
|
643
771
|
Иркутская область
|
52,2
|
38,3
|
425
546
|
Графическое отображение исполнения показателя представлено на рис. 2.
Рисунок 2 – Исполнение показателя «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, %»
Источник: Составлено автором
Липецкая область по значению показателя «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, %» занимала 45 место среди всех субъектов РФ с показателем 73,2%, что выше среднероссийского (72,9%) и планового годового значения (58,7%). Стоит отметить, что по итогам 2022 года значения показателя составило 81,5%.
Управление региональной системой образования Липецкой области, в т.ч. организацией досуговой деятельности детей и подростков, осуществляется, прежде всего, на основе программно-целевого метода, посредством реализации государственной программы «Развитие образования Липецкой области», мониторингом и контролем за исполнением включенных в нее мероприятий.
Государственная программа «Развитие образования Липецкой области» утверждена постановлением администрации Липецкой области от 29 ноября 2013 г. № 534 [19] на сроки 2014-2025 гг.
Главная цель государственной программы – повышение доступности и качества образования, что соответствует стратегических приоритетам социально-экономического развития [2, с.296].
В составе государственной программы выделено 6 подпрограмм, при этом развитие дополнительного образования (организация досуговой деятельности детей и подростков) не рассматривается в качестве отдельной подпрограмм, а включено в виде мероприятий в рамках подпрограммы 1 «Ресурсное обеспечение развития образования Липецкой области», что снижает качество управления.
Таким образом, анализ организации досуговой деятельности детей и подростков в регионе показал достаточно высокий уровень развития системы дополнительного образования и грамотной организации отдыха и оздоровления детей в Липецкой области. По итогам 2022 года ключевой показатель эффективности организации досуговой деятельности детей и подростков «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием в сферах образования, культуры и спорта, %» составил 81,5% при плане 75%.
Управление реализацией региональной государственной образовательной политики, в т.ч. организацией досуговой деятельности детей и подростков, осуществляет управление образования и науки Липецкой области посредством реализации государственной программы «Развитие образования Липецкой области».
Актуальные проблемы управления организацией досуговой деятельности детей и подростков
В настоящее время в Липецкой области, как в большинстве регионов, в муниципальных района и городских округах функционируют культурно-досуговые центры.
Однако культурно-досуговые центры далеко не всегда выстраивают свою работу, учитывая интересы молодых людей. Необходимо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, но и предвидеть их изменения, а также быстро реагировать на них и суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий [11, с. 33].
Следует отметить, что на данный момент совершенствование деятельности культурно-досуговых центров по организации свободного времени молодежи является основной актуальной проблемой. И ее решение должно идти эффективно по всем направление работы: совершенствование хозяйственного механизма, разработка инновационных концепций развития учреждений культуры, новейшие подходы к модели и профессии самого клубого работника, постановка, планирование и содержание деятельности в управлении учреждения сферы досуга [14, с. 103].
Главной задачей культурно-досуговых центров на современном этапе является максимальная реализация развивающих и досуговых программ для подростков и детей, в основу которых положен принцип простоты организации, массовости привлечения незадействованных групп молодежи.
Сфера досуга сегодня является сосредоточением таких социальных проблем, которые общество изначально не может решить в других сферах жизнедеятельности. Это не означает, что именно досуговая деятельность в полном объеме способна выполнить подобный социальный заказ, но она способна предложить альтернативные социально-значимые досуговые программы как клубная сфера.
Деятельность учреждений, занимающихся досугом молодежи, должна быть направлена в первую очередь на создание наиболее оптимальных и благоприятных условий для развития творческих и духовных способностей молодого поколения, а также для отдыха [9, с. 135].
В целом можно выделить следующие актуальные проблемы управления и организации досуговой деятельности детей и подростков, как системы дополнительного образования (рис. 3)
Рисунок 3 – Проблемы управления и организации досуговой деятельности детей и подростков
Источник: Составлено автором
Стоит отметить, что организация досуговой деятельности детей и подростков – это сфера не только интеллектуальная, но и материальная. Для обеспечения должного организации досуговой деятельности детей и подростков требуется качественная и дорогостоящая материальная база (современные здания образовательных учреждений, программное, техническое, информационное, методическое и т.д. обеспечение учебного процесса), что требует существенных объемов бюджетного финансирования.
Вместе с тем, недофинансирование и недостаток бюджетного финансирования в определенной степени может быть компенсировано адекватными институциональными решениями (например, активное использование механизмов государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования).
В настоящее время можно констатировать недостаточное использование внешних источников финансирования и возможностей государственно-частного партнерства. Хотя именно учебные программы негосударственных учреждений дополнительного образования и организация досуговой деятельности детей и подростков являются наиболее гибкими по сравнению с традиционными программами муниципальных упреждений.
Однако недостаточность финансирования в определенной мере может компенсироваться адекватными институциональными решениями. Поэтому главный вопрос при обсуждении финансовых проблем дополнительного образования и организации досуговой деятельности детей и подростков заключается в том, каковы должны быть финансируемые государством организации и используемые инструменты финансирования.
Мероприятия по совершенствованию управления организацией досуговой деятельности детей и подростков в регионе
По результатам анализа организации досуговой деятельности детей и подростков в Липецкой области с учетом выявленных проблем системы дополнительного образования разработан комплекс мероприятий по совершенствованию данной сферы:
1. Активизация работы по расширению перечня услуг в муниципальных учреждениях и разработка схемы размещения объектов досуговой деятельности детей и подростков в регионе.
2. Работа на опережение в удовлетворении образовательных потребностей и запросов учащихся и их родителей, а также повышение качества дополнительного образования (мониторинг мнения молодежи, работа со СМИ и т.д.).
3. Развитие профессиональной компетентности педагогов (в том числе управленческой) и повышение уровня профессионально-педагогической культуры.
4. Совершенствование использования программно-целевого метода в организации досуговой деятельности детей и подростков.
5. Развитие инфраструктуры организации досуговой деятельности детей и подростков:
- создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культурой и спортом (в 2023 г. планируется открыть 2 спортивных зала в Задонском и Добринском муниципальных районах);
- создание новых мест дополнительного образования детей (увеличение до 1367 мест);
- создание детских технопарков «Кванториум» на базе школ (в 2023 г. планируется на базе инженерно-технологической школы № 27 г. Липецка);
- создание центров цифрового образования детей «IT-куб».
6. Продолжить работу по оптимизации, развитию и повышению эффективности региональной системы отдыха и оздоровления детей: объединение кластера лагерей «Липецкие каникулы» и реализация проекта по возрождению загородного детского лагеря «Прометей».
В целях совершенствования организации досуговой деятельности детей и подростков в регионе необходимо: активизировать работу по расширению перечня услуг в муниципальных учреждениях, связанных с научно-техническим и прикладным творчеством, профориентационной деятельностью, развитием информационно-коммуникационной культуры, социальной ответственностью детей и подростков; проведение мероприятий по культурной деятельности; разработать схемы размещения объектов социальной, воспитательной, досуговой, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с молодежью и подростками [10, с. 16].
В современных культурно-досуговых учреждений необходимо добиваться преодоления потребительского отношения к досугу, которое на данном этапе присуще многим молодым людям, которые считают, что содержательное проведение свободного времени им кто-то должен обеспечить, но только не они сами. Следовательно, эффективность использования молодежного досуга во многом зависит и от самого человека, от его личной культуры и интересов.
В целях мониторинга и совершенствования организации досуговой деятельности детей и подростков необходимо увеличить частоту проведения совещаний, в т.ч. по вопросам внедрения и функционирования целевой модели дополнительного образования детей в муниципальных районах (городских округах) Липецкой области.
Кроме того, целесообразно создать систему мониторинга общественного мнения молодежи об ее досуговых предпочтениях и интересах, что позволит оптимизировать затраты ресурсов органов местного самоуправления и региональных властей в сфере организации досуга молодежи.
Необходимо более тесное взаимодействие региональных и местных органов власти со СМИ и выстраивание работы через социальные сети (в т.ч. посредством контекстной рекламы) с целью популяризации досуговых мероприятий, организуемых для молодежи, информирования о мероприятиях, сообщения о вреде и запрете употребления вредных веществ, пропаганды здорового образа жизни и прочее [5, с. 882].
Важное значение в совершенствовании организации досуговой деятельности детей и подростков имеет эффективность региональной системы отдыха и оздоровления.
Организация летнего отдыха и оздоровления детей и подростков является важной составляющей социальной политики Российской Федерации. Под отдыхом и оздоровлением детей и подростков в настоящих рекомендациях понимается комплекс условий и мероприятий, обеспечивающих у детей развитие творческого потенциала личности, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, соблюдение санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, закаливание организма, занятия физической культурой, спортом и туризмом, формирование навыков здорового образа жизни, режим питания и жизнедеятельности в экологически благоприятной среде [8, с. 17].
В систему отдыха и оздоровления детей и подростков включаются: детские оздоровительные лагеря (загородные детские оздоровительные лагеря, лагеря дневного и круглосуточного пребывания детей и другие), специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря, оборонно-спортивные лагеря, туристические лагеря, лагеря труда и отдыха, эколого-биологические лагеря, технические лагеря, краеведческие и другие лагеря), оздоровительные центры, базы и комплексы, учреждения социального обслуживания или их структурные подразделения и др.
Программы развития и оздоровления детей, реализуемые в детско-оздоровительном лагере должны представлять собой единую систему летнего отдыха, направленную на процесс становления личности в условиях временного по степени воспитательного воздействия, коллектива.
В Липецкой области в 2022 г. в раках оптимизации, развития и повышения эффективности региональной системы отдыха и оздоровления детей было принято решение по возрождению загородного детского лагеря «Прометей».
Круглогодичный пионерский лагерь «Прометей» в Липецкой области, входивший в тройку лучших детских лагерей страны, построен ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК) в 1977 году в Яманском лесничестве Грязинского района. По своей инфраструктуре он был одним из трех крупнейших лагерей в стране, наряду с МДЦ «Артек» и ВДЦ «Орленок».
«Прометей» расположен на территории государственного заказника, в лесном массиве, с общей площадью 40 Га. Его площадь составляет более 28 тыс. кв.: 12 трехэтажных жилых корпусов, два клуба-столовых с кинозалом и танцзалом, дом детского творчества, библиотека, кабинет профориентации, летняя эстрада, костровая, стадион, пляж, открытый плавательный бассейн, спортивные и игровые площадки.
С 2007 года «Прометей» являлся структурным подразделением некоммерческого партнерства «Новолипецкий медицинский центр».
В 2020 году лагерь был полностью закрыт из-за коронавирусных ограничений.
На реализацию проекта по возрождению лагеря «Прометей» в Липецкой области планируется направить от 4,5 до 5,0 млрд. рублей гранта, полученного регионом от Правительства России за эффективную работу в 2021 году. Проектная мощность составляет 1440 мест.
Реализация проекта будет поэтапной и займёт несколько лет. Планируем совместить детский отдых с санаторно-оздоровительными активностями и интереснейшими образовательными программами.
В настоящее время в соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № Пр-2184 по вопросу создания Центра для детей и молодежи «Прометей» на территории Липецкой области на базе бывшего пионерского лагеря рассматривается вопрос о включении в федеральную адресную инвестиционную программу следующих мероприятий:
I этап – реконструкция пяти жилых корпусов и здания клуба-столовой на территории санаторно-оздоровительного комплекса «Прометей» (инженерных сетей общей протяженностью более 16 км; пяти жилых корпусов общей площадью 5,6 тыс. кв. м; здания образовательного кампуса площадью 1,0 тыс. кв. м; двух столовых с актовыми залами и помещениями для развивающих активностей общей площадью 3,7 тыс. кв. м);
II этап – строительство современного физкультурно-оздоровительного комплекса с крытым ледовым катком и трибунами, а также научно-технического центра (интеллект-центра) на территории санаторно-оздоровительного комплекса «Прометей».
В 2022 году имущественный комплекс «Прометей» принят из частной собственности ПАО НЛМК в собственность Липецкой области: проведена работа по инвентаризации имущества, межеванию объекта, заключению договоров на поставку коммунальных услуг и обслуживание сетей, благоустройству; уборке и расчистке всей территории комплекса; смонтирована система видеонаблюдения; подготовлена концепция Прометея; восстановлена работа имеющейся инфраструктуры комплекса, выполнен текущий ремонт 7 жилых корпусов, столовой, здания школы и административного корпуса; приобретена новая мебель, мягкий инвентарь, кухонное оборудование, оснащён медицинский пункт, завершена подготовка к проведению первой зимней смены.
Таким образом, в результате реализации проекта «Прометей» может стать самым крупным круглогодичным центром для детей и молодёжи в Центральном федеральном округе, повысив эффективность региональной системы отдыха и оздоровления и организацию досуговой деятельности детей и подростков в Липецкой области.
Заключение
Современная ситуация в дополнительном образовании и организации досуговой деятельности детей и подростков характеризуется особым динамизмом, сложностью, порой противоречивостью развертывающихся процессов. При наличии отдельных механизмов, способствующих росту качества дополнительного образования, в целом его эффективность оказывается еще недостаточной для обеспечения новых задач развития области – становления инновационной экономики, повышения уровня жизни населения, роста инвестиционной привлекательности региона.
В целях повышения эффективности управления организации досуговой деятельности детей и подростков целесообразно совершенствование использования программно-целевого метода: разработать в рамках государственной программы «Развитие образования Липецкой области» подпрограмму, направленную на развитие дополнительного образования (в т.ч. организацию досуговой деятельности детей и подростков).
Альтернативным инструментом может послужить внедрение методов проектного управления: формирование ведомственного регионального проекта «Развитие системы дополнительного образования Липецкой области», с привлечением к разработке и реализации не только органов государственной власти и местного самоуправления, но и хозяйствующих субъектов, научных и общественных организаций, в т.ч. экспертов педагогического сообщества и пр.
В любом случае приоритезация развития дополнительного образования и организации досуговой деятельности детей и подростков в регионе позволит повысит управляемость, обесточит повышение качества мониторинга и эффективность контроля за достижением как стратегических, так и текущих целей в данной сфере и как следствие повысит качество жизни населения региона.
Источники:
2. Бизин С. В. Актуализация стратегии развития региона: социальные и экономические проблемы // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 12-1(89). – c. 295–300.
3. Бизин С. В. Качество жизни населения как ключевые критерии оценки социально-экономического развития региона // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 1(90). – c. 1225-1229.
4. Бизин С. В. Управление качеством и уровнем жизни населения региона (на примере Липецкой области) // Социальные и экономические системы. – 2022. – № 6-2(30.2). – c. 311-335.
5. Бизин С.В. Стратегический анализ региональной молодежной политики и оценка кадровой обеспеченности региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 879–896.
6. Горшечникова Т.Б. Результаты социально-психологического исследования // Открытый урок. – 2015. – № 6. – c. 2-12.
7. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность. - М.: Изд-во, 2010. – 223 c.
8. Григорьев Д.Н. Программно-целевой подход к управлению детским оздоровительным лагерем // Повышение качества образования в условиях поликультурного социума: Сборник статей. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова. Витебск, 2017. – c. 17-20.
9. Гужин А.А. Деятельность органов власти по организации культурно-досуговой работы с детьми и подростками // Актуальные вопросы развития науки на современном этапе: сборник статей / Под общ. ред. Г.Н. Гужиной. – Москва: Московский педагогический государственный университет. 2019. – c. 132-137.
10. Гужина Г.Н., Гужин А.А. Современное состояние и перспективы совершенствования государственной социальной политики // Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности: Материалы IV Международной науч.-практ. конференции. Орехово-Зуево, 2016. – c. 16.
11. Двойнина Е.А. Региональный подход в организации культурно-досуговой деятельности детей и подростков в условиях села // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям: Сб. докладов III Всероссийской (с международным участием) науч.-практ. конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 55-летию Белгородского государственного института искусств и культуры. Белгород, 2015. – c. 33.
12. Комиссаренко Д.А. Особенности организации досуга современной молодёжи // Современная педагогика: теория, методика, практика: сборник материалов X-ой международной очно-заочной научно-практической конференции, Москва, 21 апреля 2019 года. – Москва: Научно-издательский центр «Империя». Москва, 2019. – c. 196-201.
13. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 10.05.2023).
14. Мумладзе Р.Г., Гужина Г.Н. Экономика и социология труда. / учебник. - М.: КноРус, 2021. – 398 c.
15. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Федеральный Закон Российской Федерации №436-ФЗ от 29 декабря 2010 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808 (дата обращения: 10.05.2023).
16. О стратегическом планировании в Российской Федерации. Федеральный закон № 172-ФЗ от 28.06.2014 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841 (дата обращения: 10.05.2023).
17. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 10.05.2023).
18. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный закон № 124-ФЗ от 24.07.1998. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558 (дата обращения: 10.05.2023).
19. Об утверждении государственной программы Липецкой области «Развитие образования Липецкой области». Постановление Администрации Липецкой области от 29.11.2013 № 534. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/872621829 (дата обращения: 10.05.2023).
20. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». Постановление Правительства РФ № 1642 от 26.12.2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474 (дата обращения: 10.05.2023).
21. Об утверждении положения об управлении образования и науки Липецкой области. Распоряжение Правительства Липецкой области №356-р от 30.09.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/872609613 (дата обращения: 10.05.2023).
22. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Приказ Минпросвещения России №629 от 27.07.2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425 (дата обращения: 10.05.2023).
23. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Приказ Минобрнауки России № 816 от 23.08.2017. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/436767209 (дата обращения: 10.05.2023).
24. Официальный сайт управления образования и науки Липецкой области. [Электронный ресурс]. URL: https://uoin.schools48.ru (дата обращения: 10.05.2023).
25. Попов В.В., Попова Ф.Х. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования. - Тюмень: ТГУ, 2014. – 176 c.
Страница обновлена: 04.12.2024 в 03:52:19