Реализация системы региональной поддержки инновационного развития экономики Липецкой области
Пищулин В.Н.1, Воробьев С.В.1
1 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Россия, Елец
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 1 (Январь-Март 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42676098
Цитирований: 4 по состоянию на 28.06.2023
Аннотация:
Авторами обосновывается актуальность и эффективность реализуемой системы региональной поддержки развития инновационной экономики Липецкой области. В статье идет речь о значимости расширения регионального стимулирования спроса на инновации путем кооперационных связей в сфере перспективных технологий. Исследуется нормативно-правовая основа развития инновационной инфраструктуры и особое внимание в механизме региональной поддержки инновационной экономики уделяется непосредственно предоставляемой участникам и резидентам системе льгот, субсидий и преференций. Применительно непосредственно к Липецкой области в данной статье отражается современная оценка ее основных элементов инновационной инфраструктуры, сложившегося инновационного потенциала и наметившейся активизации инновационных процессов в разрезе технологических инноваций, происходящих в экономике региона. Раскрывается основные проблемы и направления повышения эффективности системы распределения региональной поддержки инновационного развития экономики области через консолидацию интересов власти, деловых кругов и общественности.
Ключевые слова: инновационное развитие, система региональной поддержки, инновационная экономика, инновационная инфраструктура
JEL-классификация: O32, O33, R12, R13
Введение
В процессе формирования конкурентоспособности государства на мировом рынке одним из основных условий выступает устойчивый и эффективный рост его экономики, что складывается из эффективного развития каждого региона. В нашей стране ведущим и наиболее перспективным направлением в развитии экономики регионов является инновационное развитие, ориентированное на образование и усовершенствование новых инноваций, о реализации которых неоднократно подчеркивается на всех уровнях государственной власти. Остро стоит вопрос о консолидации интересов власти, деловых кругов и общественности в регионе с целью разработки и внедрения технологических инноваций в производство. Все это, в свою очередь, требует реализации устойчивого механизма региональной поддержки инновационного развития экономики.
Оценка инновационного развития экономики и активизации инновационных процессов в Липецкой области
Начиная с момента образования, основой экономики Липецкой области являлась металлургия, однако в настоящее время управляющими органами принятый инновационный вектор развития экономики региона позволяет существенно ослабить влияние данной отрасли и «направить силы на развитие других отраслей промышленности: сельского хозяйства, пищевой, текстильной, перерабатывающей промышленности, строительства и др.» [3, с. 248] (Deyneka, Bespalko, 2018). По итогам социально-экономического развития за 9 месяцев 2019 г. Липецкая область по основным показателям на душу населения занимает ведущие позиции в Центральном федеральном округе (ЦФО) и Российской Федерации. Так, за анализируемый период индекс промышленного производства составил 97,1 %, объем отгруженной продукции – 541 млрд руб., объем инвестиций в основной капитал составил 97 млрд руб. с ростом 109 %, (85 тыс. руб. – на душу населения), введено в эксплуатацию 820,2 тыс. кв. м жилья. На долю инновационных товаров и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг организациями всех видов деятельности приходится 9,5 %, в том числе 10,9 % – по промышленным организациям [9]. Данные показатели свидетельствуют об устойчивом и сбалансированном развитии экономики региона.
На наш взгляд, целостная инновационная инфраструктура во взаимодействии с научными и образовательными учреждениями послужила основой для стабильной положительной динамики развития ведущих социально-экономических показателей. Нормативно-правовая основа развития инновационной экономики опирается, во-первых, на Закон Липецкой области от 27 октября 2010 г. № 425-ОЗ «Об инновационной деятельности в Липецкой области» [5], в рамках которого сформирован областной реестр инновационных проектов, предусматривающий соблюдением принципов комплексности, системности, этапности и гласности реализуемой инновационной деятельности, а во-вторых, на Постановление «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Модернизация и инновационное развитие экономики области» [13].
Инновационная структура региона за последние годы постоянно расширяется, прежде всего, благодаря созданию Центров молодежного инновационного творчества: «Новатор», «Технополис», «Концепт», «Pro-арт» и «Новый горизонт», в целях роста молодежного интереса к инновационным разработкам по приоритетным направлениям. Также расширению инновационной инфраструктуры способствует активная поддержка Ассоциации инновационных регионов России, в состав которой начиная с 2012 г. входит и Липецкая область. Эффективное взаимодействие региона с Ассоциацией позволяет проводить постоянную работу по формированию и реализации областных инновационных программ и проектов, в том числе развивать инновационные территориальные кластеры, технопарки и инжиниринговые центры.
Региональное стимулирование спроса на инновации осуществляется путем кооперационных связей в сфере перспективных технологий, оказания консультационных услуг, связанных с технико-экономическим обоснованием инновационных проектов малого и среднего предпринимательства в целях получения грантов. Необходимо отметить, что за последние пять лет область в рейтинге инновационных регионов перешагнула из средней группы в средне-сильную группу «инноваторов», занимая 25-е место, что является объективным подтверждением эффективности реализации системы региональной поддержки инновационного развития экономики [6, с. 62].
Данный переход в рейтинге обусловлен существенным увеличением количества поданных международных патентных заявок, повышением удельного веса организаций, осуществляющих нетехнологические инновации, а также ростом коэффициента обновления основных фондов.
По итогам 2018 г. по уровню инновационной активности в разрезе технологических инноваций Липецкая область относится к регионам-лидерам в ЦФО с удельным весом организаций, занимающихся разработкой и осуществлением технологических инноваций, который составил 18,8 %, что в 2,2 раза превышает аналогичный среднероссийский показатель. За тот же период в производстве инновационных товаров, работ и услуг в регионе задействовано более 70 предприятий с общим объемом по всем видам деятельности 64,02 млрд руб. [10].
Разработанный Институтом статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» российский региональный инновационный индекс (РРИИ) позволяет анализировать основные интегральные показатели регионального инновационного развития. Используя данный показатель, можно утверждать, что Липецкая область определяется как область с высоким уровнем инновационной активности. Так, по уровню инновационной активности область занимает лидирующие позиции в своей группе регионов. «Разработку и внедрение нововведений технологического характера здесь осуществляли 23,3 % организаций промышленного производства. Регионы, вошедшие в состав второй группы, отличаются инициативностью организаций в самостоятельной разработке нововведений. Это подтверждается заметной долей предприятий, разрабатывающих технологические инновации собственными силами, почти в полтора раза превышающей среднероссийскую величину. Максимальные значения индикатора продемонстрированы в Липецкой (12,5 %) и Пензенской (11,5 %) областях, Москве (10,2 %)» [1, с. 24]. Данный успех определенным образом зависит от реализации системы региональной поддержки инновационного развития экономики, в основу которой заложен вектор инновационной направленности, импортозамещения, создания различного типа особых экономических зон федерального и регионального уровней, реализации кластерного подхода, а также формирования индустриальных парков.
Система распределения региональной поддержки инновационного развития экономики Липецкой области
Инновационное развитие экономики Липецкой области рассматривается администрацией региона как мобилизующий элемент научно-технического, культурного, образовательного потенциала. Основой формирования региональной инновационной инфраструктуры служит нормативно-правовая база, включающая закон «Об инновационной деятельности в Липецкой области», регламентирующий инновационные проекты, в целях оказания региональной поддержки в виде льгот и субсидий [5]. Реализуемая с 2013 г. программа модернизации и инновационного развития экономики Липецкой области предусматривает частичную компенсацию затрат, связанных с:
− уплатой процентов по кредитам и арендным платежам, направленным на модернизацию производства, приобретение оборудования, строительно-монтажные и пусконаладочные работы, внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий;
− реконструкцией и техническим перевооружением, разработкой и внедрением новых технологий, а также освоением производства по выпуску импортозамещающей продукции;
− приобретением оборудования в целях создания, развития и модернизации производства товаров, выполнения работ, оказания услуг по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, энергообследования, разработки, проектирования, изготовления и испытания опытных образцов инновационной продукции [13].
Региональные бизнес-структуры активно пользуются данными возможностями. В 2019 г. в области было реализовано 28 инновационных проектов, включенных в областной реестр с объемом субсидий на сумму около 6 млн руб.
Одним из узловых элементов инновационной инфраструктуры Липецкой области выступает институт особых экономических зон (ОЭЗ), включающий ОЭЗ федерального уровня «Липецк», ОЭЗ регионального уровня промышленно-производственного и технико-внедренческого типа. Реализация проекта ОЭЗ «Липецк» позволила создать 3,4 тыс. рабочих мест с объемом производства 56,1 млрд руб. При этом резиденты получают налоговые, таможенные, земельные льготы и преференции, включающие создание всей инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры за счет бюджетных средств, а также снижение административных барьеров путем использование принципа «одного окна». Резиденты ОЭЗ регионального уровня, осуществляющие инвестиции в строительство объектов инфраструктуры, освобождены сроком на семь лет от налогообложения в отношении имущества, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на данной территории, а также в течение десяти лет от уплаты транспортного налога, снижена ставка налога по зачислению в областной бюджет на 4,5 процентных пункта в отношении прибыли. Помимо вышеперечисленных льгот участникам ОЭЗ осуществляется «субсидирование процентной ставки по кредитам, определенные выплаты на благоустройство территорий, предоставление государственных гарантий Липецкой области по инвестиционным проектам в форме капитальных вложений, а также возможность использования областного залогового фонда» [11].
В состав инновационной инфраструктуры региона входят индустриальные парки «Рождество», специализирующийся на автомобилестроении и производстве комплектующих изделий к ним, и «Созидатель», основными специализациями которого являются машиностроение, металлообработка и станкостроение. Система региональной поддержки включает в себя предоставление управляющим компаниям индустриальных парков налоговых льгот, включающих в себя снижение процентной ставки по налогу на прибыль и налогу на имущество сроком на пять лет. Резиденты данных парков освобождаются от транспортного налога на аналогичный период.
Немаловажную роль в системе региональной поддержки инновационного развития экономики играет Фонд развития промышленности Липецкой области, ключевой целью которого является предоставление финансовой поддержки путем повышения доступности займов. Предоставление финансовой поддержки осуществляется в виде целевых займов программам, предусматривающим финансирование в объеме от 20 до 100 млн руб. по ставке 5 % сроком на пять лет.
Работа по реализации кластерной политики в области ведется Центром кластерного развития, под контролем которого находятся сформированные: инновационный промышленный кластер, кластер станкостроения, кластер машиностроения и металлообработки. Также на территории Липецкой области осуществляет свою деятельность региональный центр инжиниринга, включающий свыше 50 инжиниринговых компаний и постоянно расширяющий базу субъектов малого и среднего предпринимательства.
Заключение
Оценивая вышеизложенные результаты, можно говорить о том, что одними из главных источников экономического роста являются модернизация и инновационное развитие. Стимулирование названных направлений необходимо рассматривать в качестве ключевого катализатора динамичного развития экономики Липецкой области. На протяжении последних лет инновационное развитие региональной экономики в целом имеет положительную динамику. Однако темпы роста инновационного развития сдерживаются рядом факторов и в первую очередь характерными особенностями этой сферы, заключающимися в невозможности планирования научного открытия, капиталоемкости и высокой затратности при создании опытных образцов, информативности и повышенной профессиональной компетентности разработчиков. Следовательно, в целях повышения эффективности системы региональной поддержки инновационного развития экономики Липецкой области необходимо комплексное взаимодействие региональных органов власти, хозяйствующих субъектов экономики и ведущих образовательных организаций для разработки приоритетных мероприятий, основными из которых будут являться:
− преодоление или сведение к минимуму макроэкономических, финансовых и кадровых рисков за счет механизма государственной поддержки инновационной деятельности путем рационализации использования бюджетных средств и координации государственно-частного партнерства;
− поддержка научно-образовательного и инновационного потенциала региона в целях активизации научных исследований и повышения уровня инновационной культуры путем взаимодействия с крупными предприятиями, такими как АО «Энергия», ПАО «НЛМК», на долю которых приходится основная часть объектов интеллектуальной собственности;
− усиление стратегического партнерства образовательных учреждений, обеспечивающих кадровую составляющую инновационной инфраструктуры, применяя практико-ориентированное обучение, и предприятий региона, заинтересованных в подготовке высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих инновационную активность промышленного комплекса.
Таким образом, проведенная оценка развития и активизации инновационных процессов, а также системы распределения региональной поддержки инновационного развития экономики Липецкой области позволяет утверждать, что регион способен к реализации масштабного технологического обновления, позволяющего значительно улучшить ключевые социально-экономические показатели, повысить региональный уровень конкурентоспособности.
Источники:
2. Данилина, Е.И. Инновационный менеджмент в управлении персоналом / Е.И. Данилина, Д.В. Горелов, Я.И. Маликова. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. – 208 с. : [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496191 (дата обращения: 12.09.2019).
3. Дейнека, А.В. Управление человеческими ресурсами / А.В. Дейнека, В.А. Беспалько. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2018. – 389 с. : [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496066 (дата обращения: 17.02.2020).
4. Есина Ю.Л., Агафонова Е.Е. Интеграция бизнес-сообщения и образования как фактор инновационного развития экономики региона на примере Липецкой области // Вестник ВГУИТ. 2015. № 3. С. 247-252
5. Закон Липецкой области «Об инновационной деятельности в Липецкой области» [Электронный ресурс] : от 27 октября 2010 г. № 425-ОЗ (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ : справочно-правовая система : сайт. – 2020. – URL: http://base.garant.ru (дата обращения 18.01.2020)
6. Инновационная деятельность в Липецкой области (в зеркале статистики): Справочно-информационный материал / Управление инновационной и промышленной политикой Липецкой области – Липецк, 2019. – 103 с.
7. Инновации в государственном и муниципальном управлении [Электронный ресурс] / И.В. Новикова, С.В. Недвижай, И.П. Савченко и др. ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет». – Ставрополь : СКФУ, 2016. – 284 с. :. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=459054 (дата обращения: 14.02.2020).
8. Лапаев, С. Управление инновационным развитием региона [Электронный ресурс] : учебное пособие / С. Лапаев ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Оренбургский Государственный Университет, Кафедра региональной экономики. – Оренбург : ОГУ, 2016. – 203 с. : табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=492636 (дата обращения: 10.02.2020).
9. Официальный Интернет-сервер «Администрация Липецкой области» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.admlr.lipetsk.ru (дата обращения: 12.02.2020).
10. Официальный Интернет-сервер «Управление экономического развития Липецкой области» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mb48r.ru (дата обращения: 11.02.2020).
11. Официальный Интернет-сервер «Инвестиционный портал Липецкой области» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.invest-lipetsk.com (дата обращения: 10.02.2020).
12. Официальный Интернет-сервер «Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:.https://lipstat.gks.ru (дата обращения: 10.02.2020).
13. Постановление Липецкой области «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Модернизация и инновационное развитие экономики области» [Электронный ресурс] : от 07 ноября 2013 г. № 500 (ред. От 18 июня 2019 г.) // Консультант Плюс : справочно-правовая система : сайт. – 2020. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 18.01.2020)
14. Управление инновационной деятельностью [Электронный ресурс] : учебник / Т.А. Искяндерова, Н.А. Каменских, Д.В. Кузнецов и др. ; под ред. Т.А. Искяндеровой ; Финансовый университет при Правительстве РФ. – Москва : Прометей, 2018. – 354 с. : Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494876 (дата обращения: 17.02.2020).
15. Экономическая безопасность региона и предприятия [Электронный ресурс] : учебное пособие / В.Б. Украинцев, О.Б. Черненко, В.М. Джуха и др. ; под ред. В.Б. Украинцева, О.Б. Черненко ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). – Ростов-на-Дону : Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2017. – 223 с. : Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=567673 (дата обращения: 16.02.2020).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:06:21