Анализ обращений граждан в органы власти как индикатор социально-экономического развития (на примере города Липецка)

Макаров И.Н.1, Назаренко В.С.2,3, Селищев О.В.1, Волкова О.А.4, Полухин В.А.2
1 Липецкий казачий институт технологий и управления (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», Россия, Липецк
2 Липецкий филиал Финансового университета при Правительстве РФ, Россия, Липецк
3 Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
4 Липецкий металлургический колледж

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 9 (Сентябрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54773565

Аннотация:
Неудовлетворенные потребности и проблемы жителей могут быть решены через систему подачи обращений, которые с аналитической точки зрения выступают в роли информационного канала и индикатора уровня социально-экономического развития, в практической же плоскости – в роли способа сохранения и реализации прав и свобод граждан, которые обеспечиваются функционалом органов местного самоуправления и государственной власти. Обращения граждан можно рассматривать как форму их участия в решении целого ряда вопросов, в том числе и местного самоуправления. Именно обращения граждан позволяют им не только осуществлять и охранять свои права и свободы, но и реализовывать своеобразную форму общественного контроля. Исследования обращений жителей являются важным инструментом и составляющей процесса определения потребностей и проблем населения, применимым, в том числе и в рамках тактического и стратегического планирования развития территорий. В работе проведен анализ обращений жителей города Липецка в Правительство Липецкой области, благодаря которым определяются слабые места в социально-экономическом развитии. Использованный подход может быть применим для исследования проблем социально-экономического развития различных территорий Российской Федерации.

Ключевые слова: обращения граждан, социально-экономическое развитие, органы местного самоуправления, органы государственной власти, потребности населения, удовлетворенность граждан, эффективность деятельности

JEL-классификация: R11, R12, R13, R58



Введение. Взаимодействие с гражданами – это один из преимущественных компонентов эффективного управления территорией государства. Институт обращений граждан призван осуществлять базовое право граждан направлять обращения различного характера в государственные органы и органы местного самоуправления. Результат реализации данного права не только характеризуется рассмотрением и реакцией на конкретный запрос, жалобу или предложение, но и имеет ценность в качестве аналитической информации о состоянии социальной и экономической сфер, эффективности деятельности органов власти.

Для работы с обращениями граждан на всех уровнях власти создаются специализированные структурные подразделения, которые аккумулируют информацию, анализируют содержание и проблематику обращений, сроки и качество ответов на них, эффективность решения вопросов. В то же время результаты такого анализа редко выносятся в публичную плоскость, в большинстве доводятся и до органов государственной власти или органов местного самоуправления (ОМСУ) обобщенно, за исключением ситуаций, когда были допущены определенные нарушения в работе с обращениями. Деятельность органов муниципальной, а также региональной власти направлена в совокупности на повышение скорости получения, качества рассмотрения и маневренности, мобильности и гибкости в принятии решений в сфере обращения граждан. Это позволяет создать открытую и прозрачную систему коммуникации между властью и гражданами. И все же обращения граждан, хоть и носят в определенной степени личный характер, но являются формой гражданского участия, указания власти на потребности граждан, что предполагает возможность их использования в качестве индикативного элемента при анализе и проведении доказательной политики.

Вопросы, связанные с функционированием института обращений граждан, находили отражение в работах многих исследователей. Исторические особенности и этапы развития института обращений граждан, а также правовые аспекты его функционирования являются предметом изучения в работах таких авторов, как Гаврилова П.Д. [9], Абазов А.Б. [6], Головин А.А., Уварова Т.С. [10] рассматривают институт обращений граждан как объект современных социологических исследований, Ноянизина О.Е., Цапкова М.С. [15] анализируют социальный механизм взаимодействия населения и органов власти. В работе Воробьев В.П., Юрина Ю.Г. [8] изучение обращений рассматривается в качестве способа исследования социокультурных установок.

Исследования Калашникова О.А. [13], Дугарова А.А., Варфоломеева Е.Д. [12], Бажин И.И., Разина Т.В. [7] посвящены использованию обращений для оценки эффективности деятельности органов власти. Такие авторы как Лысенко О.В., Пигина А.В., Владыко А.К. [14], Гольтяпина И.Ю. [11] уделяют большое внимание повышению эффективности и результативности работы с обращениями и совершенствованию законодательных основ данного института.

Отдельно считаем необходимым выделить работы Подъячева К.В. [5, 16] в которых обращения граждан рассматриваются как форма гражданского участия.

В то же время при достаточно обширном исследовании данного вопроса в качестве научного пробела следует определить вопросы применения обращений граждан в качестве индикатора уровня развития социальной и экономической систем, позволяющего фиксировать проблемные аспекты и перспективные направления деятельности.

Целью исследования является анализ обращений граждан в органы власти, поданных в письменной форме или в форме электронного документа, в качестве индикатора социально-экономического развития на примере города Липецка, обоснование роли обращений граждан как элемента комплексного исследования состояния территории.

Новизна исследования заключается в использовании данных об обращениях граждан в качестве индикатора проблем социально-экономического развития соответствующей территории, инструмента социальной диагностики и позволяющего определить потребности и волнующие вопросы, преимущественные пути удовлетворения нужд жителей.

Авторская гипотеза заключается в предположении, что анализ обращений граждан позволяет дать более свежий и более точечный взгляд на проблемы региона и муниципального образования, нежели при использовании данных официальной или ведомственной статистики. А значит, данный вид исследования может дополнить традиционный анализ показателей социально-экономического положения муниципальных образований и регионов, образуя тем самым комплексный подход.

Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и специальных методов исследования, в том числе аналитического, сравнительного, сравнительно-правового.

1. Теоретические и правовые аспекты работы с обращениями граждан в Российской Федерации

Право граждан на подачу обращений в органы государственной власти и местного самоуправления выступает в качестве неотъемлемой, гарантированной Конституцией (статья 33) возможности реализовывать и охранять права и свободы граждан Российской Федерации, а также осуществлять форму гражданского, общественного контроля функционирования органов власти и осуществления тех или иных полномочий органами власти, реализацией их обязательств.

Определенное Конституцией право детализировано Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [1], который регламентирует нормы реализации данного права гражданами, объединениями граждан и юридическими лицами, а также работы с обращениями к властным структурам, определяя порядок их рассмотрения.

59-ФЗ определяет обращение как «направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления» [1]. Таким образом, определение данного понятия осуществляется через выделение его форм, представляющих некоторую функциональную составляющую института обращений граждан.

Согласно положениям Федерального закона № 59, в правовой плоскости выделяется три вида обращений граждан, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1 – Виды обращений граждан согласно 59-ФЗ [1]

С точки зрения сущностной стороны вопроса, К.В. Подъячев предлагает рассматривать обращения как «форму артикуляции интересов, выраженную в виде юридически оформленного требования гражданина или группы граждан, направленного структурам публичной власти» [5].

В то же время, нужно отметить, что обращения граждан следует рассматривать как составляющую сформировавшейся в государстве системы обратной связи, позволяющей органам власти получать реакцию, отражающую восприятие их деятельности и характеризующую состояние среды с точки зрения разных слоев общества.

Помимо этого обращения граждан следует характеризовать как своеобразную форму оказания влияния гражданами на органы власти. Именно активные действия граждан, имеющие своей целью сохранение и восстановление прав, можно рассматривать в качестве основополагающего аспекта процессов развития активной роли граждан в принятии публичной властью каких-либо решений. Это заключатся в том числе в участии в процессах целеполагания, определения перспективных направлений социально-экономического развития, обеспечения определенных интересов граждан.

При этом отметим, что осуществление гражданином комплекса действий, направленных на защиту его частных интересов и прав может иметь и общественный эффект, так как реализация правозащитных действий может способствовать устранению данных негативных фактов в будущем.

Таким образом, можно выделить следующие функции существования системы направления обращений граждан в органы власти, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2 – Функции института обращения граждан. Составлено по [5]

Подходя к вопросу использования обращений граждан в качестве индикатора, позволяющего выделять проблемы социально-экономического развития, можно отметить, что некоторые авторы указывают на ограниченность данного метода с точки зрения «отсутствия широкой универсальности в части спектра целевых групп, в отношении которых проводятся исследования» [7]. В частности, И.И. Бажин и Т.В. Разина считают, что «через обращения, как правило, пытается отстаивать свои права вполне определенная часть населения — это наименее социально защищенная целевая группа» [7]. На наш взгляд, рассмотрение обращений граждан как исключительно сферу выражения интересов социально незащищенных слоев населения не отражает существующую действительность. Во-первых, следует не забывать, что жалобы, а также заявления составляют лишь часть обращений, к тому же не всегда носят личный характер. Обособленно выделяются обращения-предложения, содержащие элементы видения граждан целевых состояний и идеи по трансформации социальной и экономической реальности. Во-вторых, использование института обращений определяется не столько уровнем дохода, сколько уровнем правовой, политической грамотности, степенью гражданской самосознательности.

Следовательно, идентикативная роль обращений граждан в рамках социально-экономического развития может проявляться через:

- выявление проблем в социальной и экономической сферах и узких мест нормативной базы; недоработок в деятельности органов власти;

- использование обращений граждан в качестве инструмента оценки эффективности деятельности органов власти;

- ориентацию на обращения граждан как основу анализа исходной ситуации, максимально приближенного к реалиям, и базиса целеполагания в процессе среднесрочного и долгосрочного планирования социально-экономического развития.

2. Анализ проблематики социально-экономического развития на основе обращений граждан на примере города Липецка

Уполномоченным органом, который организует работу с обращениями граждан, поступающими в адрес Правительства Липецкой области, является отдел по работе с обращениями граждан Правительства Липецкой области.

На основе данных об обращениях граждан, поступивших в Правительство Липецкой области, проведем анализ обращений граждан города Липецка в период с 2020 г. по первое полугодие 2023 г., а также выделим характерные черты обращений граждан в каждый из периодов по тематическим составляющим каждой сферы деятельности.

Согласно статистическим данным, на 1 января 2023 года количество постоянного населения города Липецка составляет 490 428 человек [29]. Большая численность населения приводит к большому числу обращений, в связи с чем необходимо работать с ними быстро и эффективно, что свидетельствует о большой ответственности муниципальных властей в рассмотрении обращений и необходимости удовлетворения потребностей граждан данного городского округа.

Актуальные вопросы от жителей города Липецка относятся к сферам, которые наиболее активно касаются их личной жизни и развития как экономической, социальной сфер города, так и законодательной составляющей.

Наибольшее количество обращений в последний год связано со сферой жилищно-коммунального хозяйства. Статистические данные о количестве обращений от жителей города Липецка в сфере услуг ЖКХ и комплексного благоустройства представлены на рисунке 3.

На графике видно, что жителей города Липецка интересует в большей степени благополучие собственных жилищных условий и снабжение различными благами (вода, электричество, газ), нежели комплексное благоустройство своего населенного пункта.

Рисунок 3 – Количество обращений от жителей города Липецка в сфере услуг ЖКХ и комплексного благоустройства [27]

Согласно данной статистике, количество поступивших обращений в сфере услуг ЖКХ постепенно снижается. Косвенно это может свидетельствовать об улучшении деятельности власти в данной сфере. В качестве подтверждения данной гипотезы проанализируем состояние удовлетворенности населения сферой ЖКХ в г. Липецке. Информация представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Удовлетворенности населения г. Липецка деятельностью ОМСУ в сфере ЖКХ, % [3, 28]

Далее выделим некоторые факторы, которые способствовали росту и снижению показателей обращений по данной сфере. Так, в городе активно реализуется программа переселения из ветхого и аварийного жилья. В 2021 году в городе было расселено 14,1 тыс. кв. м аварийного жилья. Следует отметить, что в 2021 году 908 гражданам предоставлено 350 жилых помещений [3]. В 2022 г. доля площади расселенных аварийных домов от площади аварийных домов, признанных аварийными до 01.01.2012, составила 51,3 %, что на 20 п.п. выше уровня 2021 года [28]. В анализируемом периоде выполнялись работы по сносу аварийных домов, приспособлению помещений для потребностей инвалидов. Осуществлялась реконструкция коммунальной инфраструктуры.

В тоже время существует и ряд проблем, связанных с высокой степенью износа основных фондов, инженерных систем и сетей, энергоэффективностью зданий, тарифами. Так, в 2022 году не выполнен план по капитальному ремонту МКД, вместо запланированных 71,1 % от количества многоквартирных домов, требующих капитального ремонта, (нарастающим итогом), было достигнуто значение в 54,9 %, что лишь на 1,3 п.п. больше значения 2021 года [28]. Следует отметить ежегодный рост тарифов ЖКХ, с 1 января 2020 г в Липецке произошло повышение на 1,7%, а с 1 июля этого же года на 2% [34]. В 2021 г – аналогичный рост. Отмечаются случаи необоснованного завышения сумм в квитанциях. Данные факты вызывают недовольство у населения, в особенности жителей пожилого возраста. Но в тоже время реализуются субсидии и льготы для определенных категорий граждан, в их числе неполные и многодетные семьи, граждане с доходом ниже уровня прожиточного минимума, инвалиды I и II групп, ветераны Великой Отечественной Войны и другие.

Продолжалась реализация муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства города Липецка», согласно отчету о выполнении за 2022 год, выполнено 76, 9 % мероприятий, а достижение значений плановых показателей составило 86,7% [28].

Помимо этого, следует отметить сложности и проблемы в работе управляющих компаний. В 2022 г. Госжилинспекция отказала в продлении лицензии определенным управляющим компаниям, в связи со сбором свыше тысячи жалоб от граждан [36], что свидетельствует о недобросовестном отношении к исполнению обязательств перед жителями.

Таким образом, в настоящее время сфера ЖКХ остается темой проблематичной и сложной, а недовольство качеством услуг, рост цен, конфликты с управляющими компаниями – это те аспекты, которые необходимо решать в первую очередь, ведь только так можно удовлетворить потребности населения и уменьшить количество обращений в данной сфере.

Комплексное благоустройство – это комплекс мероприятий по улучшению и озеленению городской среды с целью формирования комфортных условий для проживания и жизнедеятельности граждан. Данные мероприятия могут способствовать не только модернизации городской инфраструктуры, но и повысить туристический потенциал города.

Согласно представленному выше графику, заинтересованность жителей в улучшении территории своего города повышается. Горожане обращают внимание властей как на необходимость проведение работ по благоустройству, так и на качество уже осуществленных мероприятий, а администрация города Липецка в свою очередь активно развивает практику вовлечения жителей в принятие решений по благоустройству и призывает граждан активизироваться в ее участии.

Помимо обязательных общественных обсуждений, которые проходят проекты муниципальных программ, относящихся к сфере благоустройства, а также проекты изменений в данные муниципальные программы, администрацией города принимаются постановления об организации и проведении обсуждений проектов комплексного благоустройства улиц города и инфраструктурных объектов. Постановление администрации города Липецка от 30.03.2017 №487 «О реализации мероприятий по благоустройству территорий города Липецка» [20] прописывает порядок представления, рассмотрения, оценки предложений от общественности и других заинтересованных лиц. На комплексное развитие дворовых территорий с привлечением софинансирования жителей направлена программа «Мой двор», стартовавшая в 2022 году [24]. Таким образом, деятельность администрации города Липецка повышает интерес жителей в обсуждении разнообразных проектов, о чем свидетельствуют и показатели. Так, в 2022 году доля жителей Липецка, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, достигла 35 % [28]. Важно понимать, проекты благоустройства могут быть подвержены определенным рискам, будь то халатность подрядчика (например, срыв сдачи сквера в Липецке [33]) или же существенный рост стоимости работ. Поэтому необходимо активно проводить надзор за подрядчиками и эффективно использовать бюджетные средства для реализации всех утвержденных программ.

Актуальной остается и охрана окружающей среды как система мер государства и общественности, которые направлены на экологическую безопасность и защиту природных ресурсов. Цели данных мер в первую очередь заключаются в сокращении загрязнений и выбросов вредных веществ в атмосферу, а также в обеспечении экологического равновесия.

Город Липецк является важным промышленным центром с развитыми металлургическими, химическими и пищевыми отраслями. Административный центр располагает крупными металлургическими предприятиями (например, ПАО «НЛМК», ЛТК «Свободный сокол»), что с одной стороны характеризует его как территорию с хорошей экономической ситуацией, но с другой стороны – проблемами экологического характера.

Статистические данные о количестве обращений от жителей города Липецка в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами, уборки мусора представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Количество обращений от жителей города Липецка в сфере обращения с отходами, уборки мусора и охраны окружающей среды [27]

Следует отметить, что экологическая ситуация в городе Липецке налаживается, и как подтверждение данному фактору можно отметить небольшой показатель (по сравнению с другими) обращений и снижение количества обращений.

Липецкая область и г. Липецк, в частности, являются активными участниками федерального проекта «Чистый воздух», который был запущен в 2018 году в рамках нацпроекта «Экология» [32]. Активно работает над сокращением выбросов и бизнес. Выбросы загрязняющих веществ в регионе представлены на рисунке 6. Наибольшая доля стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха сосредоточена в г. Липецке – 84 %. В то же время количество выбросов снижается, в том числе благодаря реализации нацпроектов.

Обращение с отходами и уборка мусора – система управления и организации процессом сбора, транспортировки, утилизации, обработки и переработки отходов с целью минимизации негативного влияния на окружающую среду и обеспечения экологической стабильности.

Рисунок 6 – Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников в Липецкой области [17]

Если с охраной окружающей среды в городе Липецке все постепенно налаживается, то над обращением с отходами и уборкой мусора необходимо активнее работать. Администрация города Липецка в 2021 году провела «Дни защиты от экологической опасности», данное мероприятие включало в себя сбор и отправление на переработку 375 килограмм пластиковых крышечек, 1,5 тонны батареек и восемь тонн макулатуры [26]. В рамках проведения городской акции «Чистый город» в городе Липецке за 2021 год было проведено 490 субботников, 9 экологических акций, в которых приняли участие 10355 человек, вывезено 3742 куб. м. мусора. Приняты меры по ликвидации 102 свалок, суммарно на 205 куб. м. мусора, а также проведено озеленение территории города: высажено 1820 деревьев и 105 кустарников [3].

В качестве путей развития данной сферы, а в дальнейшем – снижение обращений жителей и удовлетворение их потребностей, необходимо отметить следующие аспекты: повышение качества сортировки мусора, проведение субботников и активизация граждан в уборке территорий, внедрение экологической грамотности в учебный процесс, что поспособствует наличию практического опыта среди подрастающего поколения, и как следствие – правильное обращение с отходами, а также пониманию того, что экологические проблемы – одни из ведущих видов глобальных проблем человечества.

Социальная поддержка населения как комплекс государственных программ и мер, направленных на обеспечение социального благополучия и защиту прав граждан, выступает значимой сферой для обращений граждан. Данные о количестве обращений от жителей города Липецка в сфере социальной поддержки населения представлены на рисунке 7.

Однако, учитывая многогранный комплекс мероприятий, присутствуют и спорные, нерешенные аспекты, беспокоящие граждан. Одним из таких вопросов являются выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами. Например, за уход над инвалидом I, а также гражданами старше 80 лет, выплачивают 1200 рублей, при этом осуществляющий уход не может работать, что ухудшает возможность оказания полноценной помощи слабо защищенному слою населения [18]. Незначительная сумма выплат побуждает многих отказаться от нее, выбрать работу, тем самым отвлекаясь от заботы над родственниками или опекаемыми недееспособными лицами.

Рисунок 7 – Количество обращений от жителей города Липецка в сфере социальной поддержки населения в период с 2020 г. по 1 полугодие 2023 г. [27]

При этом следует отметить и положительную практику социальных контрактов для малоимущих, семей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Как следствие данной государственной инициативы – 1725 контрактов было подписано в Липецке за 2021 год, основными направлениями которого стало получение нового места работы (более 770 человек) и индивидуальная предпринимательская деятельность (580) [22], о чем свидетельствует и статистика за 2021 год. В 2022 году для многодетных семей, получивших соцконтракт на развитие своего дела в сфере сельского хозяйства, введена дополнительная мера поддержки – «региональный соцконтракт» в размере 250 тыс. руб., которой воспользовались 100 многодетных семей.

В настоящее время меры социальной поддержки на территории всего региона осуществляются в виде компенсаций детям-сиротам, выплаты и социальные услуги при потере кормильца, материальная помощь ветеранам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, предоставление социального контракта, льготы для инвалидов, социальное обслуживание нуждающимся гражданам, бесплатное протезирование, пособие близким умершего и многое другое.

Следующей сферой, которая волнует жителей Липецка, является сфера здравоохранения. Статистические данные о количестве обращений от жителей города Липецка в оказании медицинской помощи представлены на рисунке 8.

Рисунок 8 – Количество обращений от жителей города Липецка в сфере оказания медицинской помощи в период с 2020 по 1 полугодие 2023 годов [27]

Именно распространение COVID-19 и связанные с ним ограничения и сложности вызывали наибольшее количество обращений в 2020 г. и 2021 г. по инерции. Согласно данным на 31.01.2022, на территории Липецкой области было инфицировано порядка 183505 человек, из которых 179306 выздоровели, а 3992 – умерли [21]. При этом в связи с приостановлением оказания плановой медицинской помощи наблюдался рост общей заболеваемости населения. Сфера здравоохранения в целом находилась в числе лидеров по количеству обращений за этот период. В 2022 году показатели заболевания коронавирусом значительно снизились в связи с вакцинацией жителей (по данным на 8.12.2021, в Липецкой области первую прививку уже сделали более 664511 человек, оба компонента - 614956 [30], охват населения вакцинацией составил 66,5 %. [19]). Таким образом, деятельность государственных органов, ковидные ограничения и обязательная вакцинация для посещения общественных мест способствовали снижению уровня заболевания COVID-19 и нагрузки на систему здравоохранения, в связи с чем и понизился показатель обращений в данной сфере. В то же время сфера здравоохранения остается одной из самых проблемных, так, существенную сложность представляет собой снижение обеспеченности жителей областного центра врачами и медицинским персоналом (рисунок 9).

Рисунок 9 – Обеспеченность населения г. Липецка медицинским персоналом (человек на 10 тыс. жителей) [7]

На решение данной проблемы направлен комплекс мер по привлечению врачей в регион, среди которых отдельно следует выделить «губернаторский миллион». В области, и в г. Липецке, в частности, реализуются мероприятия, направленные на модернизацию первичного здравоохранения, цифровизацию и повышение доступности, качества медицинского обслуживания.

Сфера строительства охватывает широкий спектр мероприятий, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией и вводом в эксплуатацию зданий, сооружений и других объектов инфраструктуры. Основные вопросы населения касаются сроков работ, их качества, определения границ застройки, межевания территории, проектов генерального плана и планировок отдельных территорий.

Данные о количестве обращений от жителей г. Липецка в сфере строительства и вопросов долевого строительства представлены на рисунке 10.

Рисунок 10 – Количество обращений от жителей города Липецка в сфере строительства и вопросов долевого строительства в период с 2020 по 1 полугодие 2023 годов [27]

Ситуация с обманутыми дольщиками активно решается в регионе, этому вопросу уделялось повышенное внимание властей, за анализируемый период дольщики были окончательно восстановлены в правах. В 2022 году был сдан последний «проблемный дом» в Липецкой области.

Транспортное обслуживание как система предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузовых объектов по определенной территории активно влияет на удовлетворение потребностей населения различными благами. Статистические данные о количестве обращений от жителей города Липецка в сфере транспортного обслуживания, строительства и реконструкции дорог представлены на рисунке 11.

Рисунок 11 – Количество обращений от жителей города Липецка в сфере транспортного обслуживания, строительства и реконструкции дорог в период с 2020 по 1 полугодие 2023 годов [27]

Основной сложностью в 2020 году были ограничение перемещения между регионами в связи с коронавирусной инфекцией, что усложняло транспортную мобильность граждан. В 2021 году произошло повышение оплаты проезда в общественном транспорте с 21 до 23 рублей (на 9,5%) с помощью электронных средств платежа, с 26 до 28 (на 7,7%) рублей при оплате наличными [35]. В 2023 году с 23 до 27 рублей (на 15 %), с 28 до 32 (на 12%) [23] соответственно, что в сумме составляет 24,5% и 19,7%. Рост стоимости проезда также является частой причиной жалоб жителей города.

Следует отметить, что в 2021 году была продолжена реализация мероприятий по обеспечению доступности пассажирского транспорта для граждан с ограниченными возможностями здоровья. Так, 379 ед. пассажирского транспорта по конструкции являются низкопольными или полунизкопольными, 525 – оборудованы средствами ориентации для инвалидов по зрению, 42 – средствами ориентации для инвалидов по слуху и 208 ед. – наружными световыми маршрутными указателями [3]. В 2022 году был принят Закон Липецкой области «О защите прав граждан в сфере транспортного обслуживания населения в Липецкой области» [2], который обеспечил реализацию прав граждан на оплату проезда безналичным способом. Основными причинами получения обращений в данной сфере является несоблюдения автобусного расписания перевозчиков, отсутствие кондиционеров в летний период и обогрева в холодное время года, нарушение прав пассажиров, некачественное обслуживание транспортной компанией.

Строительство и реконструкция дорог – комплекс мероприятий по реализации и модернизации трасс и дорог на определенной территории. Данные мероприятия включают в себя разработку планов, проектирование, строительство и ремонт дорожных комплексов. Качество реализации данной сферы способно повысить безопасность на дорогах и сократить пробки путем повышения количества дорожных полос.

За 2020 год на территории города Липецка произведено строительство (реконструкция) ул. Баумана, мостового перехода в районе пос. Новая Жизнь, отремонтирована объездная дорога 1-мостового перехода и другие проекты [31]. Одним из самых масштабных дорожных проектов 2020-2024 гг. является строительство Восточного обхода промышленной зоны г. Липецка, общая стоимость которого составляет почти 3 млрд. рублей, а также реконструкция ул. 50 лет НЛМК (2021-2022 гг.) [25]. За 2022 год произведена реконструкция большого числа улиц города [20], что способствовало снижению числа обращений от жителей. В то же время существует множество нареканий к качеству дорог и проводимых работ, а также срокам работ на крупных объектах и неудобствам, связанным с изменением движения и маршрутов во время ремонтных работ.

Показатель занятости населения важен для экономического развития и социального благополучия населения. Информация о количестве обращений от жителей города Липецка в сфере трудовых отношений, занятости представлена на рисунке 12.

Рисунок 12 – Количество обращений от жителей города Липецка в сфере трудовых отношений, занятости в период с 2020 по 1 полугодие 2023 годов [27]

2020 год характеризуется ковидными ограничениями, многие граждане, особенно в малом бизнесе, потеряли постоянное место работы, что привело к значительному показателю обращений в этой сфере. По мере стабилизации ситуации, занятость населения практически вернулась на прежний уровень, в 2022 году окончательно побежден коронавирус, санкции не нанесли существенного вреда, предприятия продолжили работу, что также косвенно отмечается на графике. В связи с чем можно сделать вывод, что рост обращений был вызван потерей работы от COVID-19, многие граждане не смогли работать дистанционно, что привело к потере постоянного заработка.

Численность официально зарегистрированных безработных граждан по состоянию на 01.01.2022 составила 994 человека, что в 3,2 раз меньше, чем на соответствующую дату предшествующего года. Уровень регистрируемой безработицы в городе Липецк составил 0,36%. Всего с января по декабрь 2021 года статус безработного получили почти 3,3 тыс. граждан. За 2021 год в службу занятости населения города Липецка по вопросу поиска подходящей работы обратилось около 9 тыс. граждан, содействие в трудоустройстве получили 6,1 тыс. человек, или 68,5% от числа обратившихся. В структурном составе граждан, обратившихся в службу занятости, 5,4% составляют граждане, уволенные в связи с сокращением численности или штата работников. Доля молодежи до 30 лет и лиц предпенсионного возраста об общего числа обратившихся составила соответственного 33,7% и 4,9%, доля женщин – 59% [3]. Таким образом, показатели уровня занятости, уровня безработицы в городе Липецке и количество обращений подтверждает постепенное налаживание данной сферы деятельности. По итогам 2022 года уровень регистрируемой безработицы в Липецкой области составил всего 0,4 %, что является одним из самых низких уровней в РФ.

Заключение. Анализ обращений граждан в городе Липецке имеет большое значение как индикатор социально-экономического развития. Одни из самых высоких значений показателя свойственны следующим сферам: услуги ЖКХ, комплексное обслуживание, охрана окружающей среды и сфера обращения с отходами, социальная поддержка населения, оказание медицинской помощи, сфера строительства и транспортного обслуживания.

Таким образом, обращения жителей не только Липецка, но и других городов способствуют помощи и разработке более новых, эффективных и адаптированных решений к потребностям населения, а также стратегическому развитию. Это определяет важность работы органов власти в данном направлении, в том числе в рамках законодательных инициатив и внедрения самых современных решений, в том числе технологических.

Следует заметить, что Государственная Дума Федерального Собрания РФ подготовила изменения в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [4], которые на данный момент приняты в третьем чтении. В случае принятия законодательной инициативы можно будет направить обращение любому чиновнику, в том числе руководителю регионального или федерального ведомства через сервис «Госуслуги», что значительно упростит процедуру подачи и в целом сделает процесс быстрее.

Продолжение осмысления роли обращений граждан в развитии институциональных подходов и условиях трансформации взаимоотношений между государством и обществом должен способствовать повышению значимости института обращений граждан как формы гражданского участия и индикатора уровня и качества социально-экономического развития.


Источники:

1. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Правовой сервер «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/ (дата обращения: 31.07.2023).
2. Закон Липецкой области от 17.02.2022 N 67-ОЗ «О защите прав граждан в сфере транспортного обслуживания населения Липецкой области». Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/4800202202170001?index=1 (дата обращения: 31.07.2023).
3. Решение Липецкого городского Совета депутатов от 26.07.2022 №360 «Об отчете о результатах деятельности Главы города Липецка и о результатах деятельности администрации города Липецка в 2021 году». Липецкий городской Совет депутатов. [Электронный ресурс]. URL: https://sovetskaya22.ru/upload/iblock/e74/e743946d8ea1940f5d72e0620788f69f.pdf (дата обращения: 31.07.2023).
4. Законопроект № 184897-8 о внесении изменений в Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». СОЗД ГАС «Законотворчество». [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/184897-8 (дата обращения: 31.07.2023).
5. Подъячев К.В. Обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления как форма гражданского участия. / Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата политических наук. - Москва, 2007.
6. Абазов А.Б. Правовая категория обращение граждан и механизмы реализации порядка обращения граждан РФ // Проблемы экономики и юридической практики. – 2020. – № 5.
7. Бажин И.И., Разина Т.В. Обращения граждан как инструмент оценки социальной эффективности инвестиций в мунипальном образовании // Власть. – 2011. – № 9. – c. 45-48.
8. Воробьев В.П., Юрина Ю.Г. Анализ обращений в органы власти как способ исследования социокультурных установок граждан // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2013. – № 4 (28). – c. 104-110.
9. Гаврилова П. Д. Исторические аспекты развития института обращений граждан в России // Вестник НИБ. – 2018. – № 33. – c. 11-20.
10. Головин А. А., Уварова Т. С. Институт обращений граждан в органы государственной власти как объект современных социологических исследований // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2022. – № 1.
11. Гольтяпина И.Ю. О совершенствовании законодательства об обращениях граждан // Юридический вестник. – 2015. – № 1.
12. Дугарова А.А., Варфоломеева Е.Д. Обращения граждан как один из показателей эффективности организационно-технического уровня системы // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. – 2015. – № 2. – c. 66-75.
13. Калашникова О.А. Обращения граждан как показатель эффективности деятельности органов местного самоуправления // Человек. Сообщество. Управление. – 2008. – № 3. – c. 33-37.
14. Лысенко О.В., Пигина А.В., Владыко А.К. Повышение эффективности и результативности работы с обращениями граждан в органах исполнительной власти в современных условиях // Экономика и социум. – 2015. – № 2-3 (15). – c. 278-281.
15. Ноянизина О. Е., Цапкова М. С. Социальный механизм взаимодействия местного сообщества с государственными органами исполнительной власти // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2008. – № 3. – c. 60-67.
16. Подъячев К.В. Обращения граждан во власть: функциональные особенности // Социологические исследования. – 2007. – № 5. – c. 137 – 140.
17. В Липецкой области снизился объем вредных выбросов. СМИ «РИА Новости». [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20230328/vybrosy-1861214212.html (дата обращения: 31.07.2023).
18. Выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами. Социальный фонд России. [Электронный ресурс]. URL: https://sfr.gov.ru/grazhdanam/invalidam/soc_vip_inv/viplati_po_uhody/ (дата обращения: 31.07.2023).
19. Коллективный иммунитет от коронавируса в Липецкой области. СМИ «Вести – Липецк». [Электронный ресурс]. URL: https://vesti-lipetsk.ru/novosti/obshestvo/v-lipeckoj-oblasti-kollektivnyj-immunitet-ot-koronavirusa-dostig-665/ (дата обращения: 31.07.2023).
20. Комфортная городская среда. Администрация города Липецка. [Электронный ресурс]. URL: https://lipetskcity.ru/komfortn (дата обращения: 31.07.2023).
21. Коронавирус в мире. Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4235116 (дата обращения: 31.07.2023).
22. Липчане заключили 1725 социальных контрактов. Администрации города Липецка. [Электронный ресурс]. URL: https://lipetskcity.ru/iblock/news/e/1725_socialnih_kontraktov_zakljuchili_lipchane_za_2021_god_19-01-2022?ysclid=lkq14y6p5o86743267 (дата обращения: 31.07.2023).
23. Меняется стоимость проезда в Липецке. СМИ «Gorod48». [Электронный ресурс]. URL: https://gorod48.ru/news/1939716/ (дата обращения: 31.07.2023).
24. Муниципальная программа «Мой двор». Липецкий городской Совет депутатов. [Электронный ресурс]. URL: https://sovetskaya22.ru/news/news/V-gorsovete-nazvali-pobediteley-munitsipalnoy-programmy-Moy-dvor-2023-goda/ (дата обращения: 31.07.2023).
25. Национальный проект «Безопасные качественные дороги» в Липецкой области. Управление дорог и транспорта Липецкой области. [Электронный ресурс]. URL: https://transport-admlr.ru/?mode=news_post&view=16896902 (дата обращения: 31.07.2023).
26. Новости отдела охраны окружающей среды. Администрация города Липецка. [Электронный ресурс]. URL: https://lipetskcity.ru/iblock/novostijekologii/e/tonni_sobrannoj_makulaturi_i_batareek_v_lipecke_podveli_itogi_dnej_zashhiti_ot_jekologicheskoj_opasnosti04-06-2021/ (дата обращения: 31.07.2023).
27. Обращения граждан. Правительство Липецкой области. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80aacoonefzg3am8b1fsb.xn--p1ai/organy-vlasti/pravitelstvo-lipeczkoj-oblasti/obrashheniya-grazhdan (дата обращения: 31.07.2023).
28. Отчет о ходе исполнения муниципальных программ города Липецка в 2022 году. Администрация города Липецка. [Электронный ресурс]. URL: https://m.lipetskcity.ru/programms (дата обращения: 31.07.2023).
29. Оценка численности постоянного населения Липецкой области. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области. [Электронный ресурс]. URL: https://48.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Оценка%20численности%20постоянного%20населения%20Липецкой%20области%20на%201%20января%202023%20года%20и%20в%20среднем%20за%202022%20год.pdf (дата обращения: 31.07.2023).
30. План вакцинации от коронавируса в Липецкой области. Сми «тасс». [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/13146517 (дата обращения: 31.07.2023).
31. Реализация мероприятий по автомобильным дорогам. Правительство Липецкой области. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80aacoonefzg3am8b1fsb.xn--p1ai/storage/docs/%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B8.pdf (дата обращения: 31.07.2023).
32. Рейтинг «самый грязный воздух». СМИ «РИА Новости». [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20230403/reyting-1862733195.html (дата обращения: 31.07.2023).
33. Срыв сдачи сквера в Липецке. СМИ «Липецкмедиа». [Электронный ресурс]. URL: https://lipetskmedia.ru/news/view/148674-Shtraf_grozit.html (дата обращения: 31.07.2023).
34. Тарифы на ЖКУ в Липецке. Тарифы на ЖКХ в России. [Электронный ресурс]. URL: https://tarifvniz.ru/tarify-na-zhku-v-lipecke-s-1-ijulya-v-2020-godu/ (дата обращения: 31.07.2023).
35. Тарифы на проезд в общественном транспорте вырастут. Администрация города Липецка. [Электронный ресурс]. URL: https://lipetskcity.ru/iblock/news/e/tarifi_na_proezd_v_obshhestvennom_transporte_virastut15-12-2021/ (дата обращения: 31.07.2023).
36. Трем управляющим компаниям отказали в продлении лицензий. СМИ «Gorod48». [Электронный ресурс]. URL: https://gorod48.ru/news/1936176/ (дата обращения: 31.07.2023).

Страница обновлена: 29.11.2024 в 11:42:57