Человеческий капитал в современных междисциплинарных исследованиях

Бураншина Н.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (58), Октябрь 2011

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16985079
Цитирований: 30 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Автор рассматривает зарубежные и отечественные подходы к определению человеческого капитала, в том числе междисциплинарные.

Ключевые слова: инновации, человеческий капитал, новая экономика, междисциплинарные исследования, экономическая психология



Человек с его образованием, квалификацией и опытом является очень важным и в тоже время недоиспользованным ресурсом.

Поэтому в последние годы уделяется пристальное внимание его изучению на различных уровнях. Человеческий капитал может обеспечить экономический рост не только за счет повышения производительности труда, но и через генерирование и реализацию новых идей и инноваций, а также облегчает их восприятие и распространение. Для России последнее имеет большое значение в связи с намеченным курсом на модернизацию и инновационное развитие.

Навыки, приносящие доход

Идея человеческого капитала в той или иной форме рассматривалась в работах В. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, А. Маршалла, К. Маркса, Ф. Энгельса, Дж. Милля, Л. Вальраса, Дж. Б. Кларка и многих других ученых. Но лишь во второй половине XX века концепция человеческого капитала оформилась в целостную теорию благодаря деятельности представителей «чикагской школы»Т. Шульца и Г. Беккера, Б. Вейсброда, Дж. Минцера и других. В своих работах они применили инструментарий неоклассической школы к социальным институтам, таким как образование, здравоохранение и т.д.: люди инвестируют в образование, здравоохранение, миграцию и другие виды деятельности в том случае, если это позволит им получать большие доходы в будущем.

Г. Беккер рассматривал человеческий капитал как совокупность навыков, знаний и умений человека (G.S. Becker, 1964).

Человеческий капитал, по определению Т. Шульца, есть «приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями» (T. Shults, 1968).

Однако Т. Шульц и Г. Беккер уделили больше внимания тому, чтобы объяснить и отстоять идею равноправной с материальными ресурсами роли человеческого капитала в создании совокупного общественного продукта.

В более поздних работах ученых нет единого мнения относительно определения и содержания данного понятия, что можно объяснить сложностью и многогранностью самого явления.

Например, the Penguin Dictionary of Economics определяет человеческий капитал как навыки, способности и умения человека, которые позволяют ему получать доход (the Penguin Dictionary of Economics, 2004). Позднее это определение было расширено за счет учета нематериальных эффектов: человеческий капитал – это знания, компетенции и свойства, воплощенные в индивидах, которые способствуют созданию личностного, социального и экономического благополучия (OECD, 2001).

Л. Туроу определил человеческий капитал как способность производить предметы и услуги. Но при этом он выделяет экономическую способность, которая влияет на производительность всех других вложений (L. Thurow, 1970).

Э. Долан и Дж. Линдсей под человеческим капиталом подразумевают капитал в виде умственных способностей, полученных через формальное обучение или образование, либо через практический опыт (Э. Долан и Дж. Линдсей, 1992).

В отечественной литературе также нет единого определения и понимания природы человеческого капитала. Б.М. Генкин и Б.Г. Юдин считают, что человеческий капитал характеризует компоненты потенциала человека, которые могут стать источником дохода для домашнего хозяйства, предприятия и страны. Такими компонентами могут быть физические и творческие способности человека, его знания, умения, активность (Б.М. Генкин, 2003; Б.Г. Юдин, 2003).

О.Н. Мельников предлагает человеческий капитал рассматривать как совокупность неотчуждаемой собственности (в виде его физических и интеллектуальных ресурсов, которые принадлежат человеку на правах личной собственности и которую можно соотнести с его «основным капиталом») и отчуждаемой собственности, проявляемой в виде затрат физической и творческой энергии человека (О.Н. Мельников, 2007).

По мнению А.И. Добрынина, С.А. Дятлова, Е.Д. Цыреновой, человеческий капитал – это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства и тем самым влияют на рост доходов данного человека (А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, Е.Д. Цыренова, 1999).

Ю.А. Корчагин определяет человеческий капитал как интенсивный производительный и социальный фактор, на который не распространяется закон убывающей отдачи и который способен накапливаться за счет инвестиций в интеллектуальную собственность, информационную оснащенность труда и жизнедеятельности, воспитание, обучение, знания, инновационный и институциональный потенциалы, экономическую свободу, предпринимательскую способность и предпринимательский климат, науку, культуру и искусство, безопасность и здоровье населения (Ю.А. Корчагин, 2004).

В.С. Ефимов рассматривает человеческий капитал как универсальную, самостоятельную составляющую «производственного процесса», обеспечивающую дополнительную стоимость продукта. Также он выделяет три аспекта (модуса) человеческого капитала:

• биологический аспект – сохранение ЧК: демография + здоровье + активность;

• социальный аспект – развитие ЧК: образование + квалификация + социальная организованность + инициативность; • экономический аспект – капитализация ЧК: системы производства + социальные институты + инфраструктура возможностей (В.С. Ефимов, 2010).

Обобщая вышеперечисленные определения человеческого капитала, можно выделить несколько основных подходов: большинство ученых под человеческим капиталом понимают набор навыков, умений и способностей человека. Другие – только те, которые были получены через формальное обучение; третьи определяют его через инвестиции и вложения в человека, которые обеспечивают накопления определенных способностей и качеств. Отдельные исследователи включают в него также социальные, психологические, мировоззренческие, культурные характеристики людей. Последнее особенно характерно для отечественных исследований. В таблице 1 представлены определения человеческого капитала в различных отраслях науки.

В поисках идеальной трактовки В настоящее время человеческий капитал рассматривается на междисциплинарном уровне, в частности, в экономической психологии, политический психологии, социологии и других науках. В связи с этим ученые все чаще пересматривают структуру человеческого капитала, при этом, как правило, соблюдается принцип расширительной трактовки.

Так, А.Л. Бовенберг выделяет в структуре человеческого капитала навыки общения, самоконтроль и уверенность в себе, эмоциональную устойчивость, умение распределить время, креативность, ответственность, способность принять вызов, готовность к переменам (A.L. Bovenberg, 2008).

Н. Римашевская – здоровье, знание, культуру и свободу личности (Н. Римашевская, 2004). А.И. Юрьев считает, что «человеческий капитал обладает четырьмя базовыми психологическими способностями: жизнеспособность, работоспособность, способность к инновациям и способность к обучению» (А.И. Юрьев, 2006).

Ф. Нойманн считает, что образование является особым элементом человеческого капитала. В качестве основных его составляющих выделяются четыре компонента: культурно-этнические особенности; общее образование; профессиональное образование; ключевые квалификационные качества (Ф. Нойманн, 2002).

По мнению А.В. Селезневой, эмпирическое изучение систем ценностей современной политической элиты позволит сделать оценку качества человеческого капитала более объективной (А.В. Селезнева, 2010).

Таблица 1

Подходы к определению человеческого капиталав современных отечественных междисциплинарных исследованияхОтрасль науки Определение человеческого капитала Авторы

Вывод

Человеческий капитал является объектом изучения различных отраслей наук, разнообразны направления его изучения, а также существуют различные его трактовки.

Всестороннее изучение человеческого капитала направлено на рассмотрение междисциплинарных проблем с сопутствующим использованием положений, методов и результатов исследований, накопленных различными науками. Это позволяет выявить определенные закономерности.

Экономике, в частности, присущ одномерный подход к человеческому поведению; экономическая психология же рассматривает человеческий капитал гораздо более объемно, обращая внимание на проблемы восприятия, психологических закономерностей поведения и т.д., что, в свою очередь, позволяет эффективно управлять им на макро-, мезо- и микро-уровнях и снизить риски инвестирования.


Источники:

1. Becker G. S. Human Capital. Columbia University Press, 1964.
2. Bovenberg A. L. The Life-course perspective and social policies: An overview of the issues // CESifo Economic Studies. 2008. Vol. 54. № 4.
3. OECD. The Well being of nations: The role of human and social capital. Paris: OECD. 2001. P. 18.
4. Shultz T. Human Capital in the International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968, vol. 6.
5. The Penguin Dictionary of Economics. London. 2004. P. 36.
6. Tnurow L. Investment in Human Capital. Belmont, 1970.
7. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов. – 5-е изд., доп. – М.: Норма, 2003. – 416 с.
8. Добрынин А.И., Дятлов С.А., Цыренова Е.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. – СПб.: Наука, 1999. – 309 с.
9. Долан Э., Линдсей Дж. Рынок: микроэкономическая модель. – СПб., 1992. – 477 с.
10. Капелюшников Р.И., Лукьянова А.Л. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения») Москва: Фонд «Либеральная миссия», 2010. -196 с.
11. Корчагин Ю.А. Человеческий капитал и процессы развития на макро и микроуровнях. – Воронеж: ЦИРЭ. 2004. – 140 с.
12. Мельников О.Н. Творческая (созидательная) энергия человека как основной источник формирования экономических и социальных отношений в обществе // Креативная экономика. – 2007. – № 1. – С. 11-18
13. Нойманн Ф. Методика экономической оценки человеческого капитала // Государственное управление: трансформационные процессы в современном мире: Тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. Минск.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. Ч. 2.
14. Римашевская Н. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения» // Российский экономический журнал. 2004. № 9-10.
15. Рощина Я.М. Психологические составляющие человеческого капитала как фактор экономического поведения. Препринт WP15/2008/03. – М.: ГУ ВШЭ, 2008. – 56 с.
16. Селезнева А. В., Рогозарь-Колпакова И. И., Филистович Е. С., Трофимова В. В., Добрынина Е. П., Стрелец И. Э. Российская политическая элита: анализ с точки зрения концепции человеческого капитала // ПОЛИС. Политические исследования 2010. № 4. C. 90-106.
17. Стратегическая психология глобализации: Психология человеческого капитала. Под ред. А.И. Юрьева. – СПб., 2006
18. Человеческий капитал Красноярского края: Форсайт-иссле-дование–2030 / Аналитический доклад; под ред. В.С.Ефимова. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. – 126 с.
19. Юдин Б.Г. Человеческий потенциал российской глубинки // Человек. 2003. № 2. С. 7.

Страница обновлена: 05.11.2024 в 13:10:22