Interdisciplinary art residencies – a new impetus for the towns development

Kazakova M.V.1,2
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Russia
2 Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Институт Гайдара), Russia

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 4 (April 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=45838244
Cited: 2 by 07.12.2023

Abstract:
Today, the agenda for small towns is to find new directions while preserving the unique local identity, culture and traditions that have been ingrained in them for many centuries. Interdisciplinary and research art residencies are a platform for supporting professionals in the field of science and contemporary art. Such projects produce a powerful social and cultural effect for the territory. This effect consists in greater involvement of young personnel in science, research, and creativity; in stimulating cooperation between researchers and representatives of creative professions; in increasing people's interest in research and art; in new knowledge and educational opportunities for children; in attracting know-how; in strengthening the integrity of the space, increasing the attractiveness of the territory, creating new forms of leisure for the population. The history of the art residencies, the main principles of their functioning and the current state in the world and Russia are traced in the article.The role of the art residencies in terms of the transformation of territories with an emphasis on interdisciplinary and research residencies that create a new impetus for development is described. Finally, the conclusions are given.

Keywords: interdisciplinary and research art residencies, creativity, science and art, participatory approach, sociocultural project

JEL-classification: L83, Z31, Z32



Введение

Со второй половины прошлого века искусство проявляет активное участие в социокультурной практике, поскольку реализация арт-события позволяет привлекать внимание широкой аудитории к глобальным и локальным проблемам, получать уникальный опыт, легче социализироваться и проявлять собственные творческие способности. Одним из ярких и новых примеров креативного пространства и социокультурного проекта, реализуемого на базе партисипаторного подхода, являются арт-резиденции, призванные развивать творческий потенциал художников и привлекать население к творчеству. Арт-резиденция представляет собой открытые студии, расположенные в необычном для культурной институции месте (например, на территории бывшего завода или фабрики), объединяющие под одной крышей представителей творческих профессий, таких как художники, артисты, дизайнеры, музыканты и т.д., с целью обмена опытом или создания совместных проектов, находясь в непосредственной связи друг с другом [1, с. 148] (Yakushina, 2019, р. 148). Таким образом, отличительной особенностью подобных пространств является уникальная атмосфера, позволяющая их участникам расширять границы своих знаний и иметь доступ различным видам активностей. Тем самым арт-резиденции способствуют самореализации и самовыражению художников через совместное творчество и обмен знаниями и опытом [2, с. 45] (Demshina, 2017, р. 45).

Арт-резиденции вчера и сегодня

Интересно, что хоть и сам термин «арт-резиденция» сравнительно новый, сам культурный феномен, стоящий за ним, имеет давнюю историю, поскольку некие подобия арт-резиденций в прошлом уже встречались в разных странах мира. Так, первые предпосылки возникновения арт-резиденций как отдельного вида институции искусства относятся к рубежу XIX–XX веков в странах Европы и США (например, усадьбы известных меценатов в России или «Желтый дом» Ван Гога в Арле).

Некоторые исследователи называют в качестве прототипов резиденции коммуны художников, осваивающих территории за пределами городов, а также отдельные проявления меценатства, в рамках которых художник получал студию во временное или постоянное пользование. Другие приводят в пример американское сообщество Black Mountain College, в котором процветала идеология свободного образования и взаимодействия в области искусств. Все эти прототипы объединены одним важным признаком — проживанием, пребыванием (reside) на определенной территории, которое позволяло, в зависимости от целей, или сосредоточенно работать, или взаимодействовать и обмениваться опытом с другими художниками и деятелями в области искусств.

Резиденции в современной трактовке этого термина в мировом контексте существуют уже около трех десятилетий. Первые институции с названием artist residence появились в начале 1990-х, когда на первый план вышло понятие «мобильность», то есть возможность художника перемещаться по миру для углубления собственного понимания разных аспектов и проявлений человеческой цивилизации и внедрения более широкого взгляда в свою практику. 90-е годы — время первых активно путешествующих международных художников, и резиденции сыграли немаловажную роль в их профессиональной карьере [3, с. 10–22] (Elfving, Kokko, Gielen, 2018, р. 10–22).

Нынешние арт-резиденции функционируют в США, Европе, Латинской Америке и Азии (Китай). Самые популярные европейские арт-резиденции описаны в таблице 1.

Таблица 1

Примеры европейских арт-резиденций

Название
Страна и город
Сайт
Akademie Schloss Solitude
Германия, Штутгарт
http://www.akademiesolitude.de/de/
Camargo Foundation
Франция, Кассис
http://camargofoundation.org
Tabakalera
Испания, Сан-Себастьян
https://www.tabakalera.eu/en/artistsspace/artistic-residencies/open-calls
Künstlerhaus Schloss Balmoral
Бад-Эмс, Германия
https://www.kuenstlerhausbalmoral.de/index.php?id=19
The Rockefeller Foundation Bellagio Center
Италия, Комо
https://www.rockefellerfoundation.org/ou r-work/bellagio-center/residencyprogram/arts-literary-arts-residency/
Pavillon Neuflize OBC
Франция, Париж
http://www.palaisdetokyo.com/en/page/pavillon
DAAD Artists-in-Berlin Program
Германия, Берлин
http://www.berlinerkuenstlerprogramm.de/en/index_en.php
Источник: составлено автором по материалам [1, с. 150] (Yakushina, 2019, р. 150).

«Художественная (или арт) резиденция» – это открытая и гибкая концепция, которая охватывает широкий спектр деятельности и вовлеченности. Новые технологии создают новые типы резиденций, включая резиденции в цифровом пространстве. Согласно определению, сформулированному в программном документе ЕС, «арт-резиденции предоставляют художникам и другим творческим профессионалам время, пространство и ресурсы для работы, индивидуально или коллективно, в областях их практики, которые наводят на глубокие размышления или привлекают интерес [4, с. 9, 15–23].

Резиденции художников, как правило, предлагают жилье, художественную подготовку, поддержку производства и (или) оборудование для презентаций. Резиденции, как правило, являются тематическими. В рамках резиденций художники-резиденты работают с другими художниками, учеными и специалистами из ряда дисциплин и секторов и (или) в рамках определенных сообществ на конкретные темы.

Арт-резиденции не являются новым явлением, однако в последние годы наблюдается быстрый рост возможностей и усиление роли резиденции в карьере художников.

Существует множество причин, по которым художники могут участвовать в резиденциях, расширяется круг профессионалов. Для многих художников, получивших высшее образование, резиденции становятся первым шагом в становлении профессионалом, тогда как более известные художники, имеющие репутацию, берут тайм-аут, чтобы поехать в резиденцию, или рассматривают участие в резиденции как перерыв в карьере.

Интересно отметить, что, за исключением учебного отпуска и отпуска в академии, арт-резиденции не встречаются в других областях с той же частотой, что и в искусстве. Учитывая, что личное развитие и создание сетей не являются прерогативой в мире искусства, должны существовать и другие причины подобной значимости резиденций для художников.

Одно важное различие между карьерой художника и представителей других профессий заключается в отсутствии явного развития карьеры для художников. Кроме того, чтобы зарабатывать на жизнь, художники очень часто совмещают свою художественную практику с работой, не связанной с искусством. Однако для того, чтобы сосредоточиться на своем развитии, художники должны быть в состоянии дистанцироваться от своей вторичной деятельности. Делать это физически (в резиденции) – эффективный способ сместить фокус в сторону творчества. Некоторые резиденции могут также предложить стипендию в дополнение к рабочему и жилому пространству, что позволяет художникам покрывать свои расходы.

Резиденции позволяют художникам выполнять полевые работы и работать на месте, зачастую с местными партнерами, чтобы наметить, исследовать и генерировать новые перспективы. Такие «встроенные исследования» способствуют повышению осведомленности общественности и специалистов и усиливают концепцию арт-резиденции как ячейки знаний и альтернативного образования.

Таким образом, вне зависимости от страны, времени возникновения и способа организации, в основе концепции арт-резиденций всегда был поиск и создание комфортных условий для деятельности молодых талантов, развитие творческого потенциала художников и продвижение результатов их труда [5, с. 33–35] (Khangeldieva, 2017, р. 33–35).

Современные мировые арт-резиденции классифицируются в соответствии с периодом пребывания, доступностью для художников, выборкой художников, способом финансирования художника и институциональной принадлежностью. В самом широком смысле современные мировые арт-резиденции различаются по периоду пребывания (длительные и краткосрочные), по доступности для художников (платные и бесплатные, с открытым конкурсом и по приглашению), по выборке художников (международные, локальные или смешанные, для визуальных художников, литераторов, кураторов, исследователей или всех креативных профессионалов), по способу финансовой поддержки художника (с предоставлением бесплатного перелета и проживания, с грантом или без вышеперечисленных), по институциональной принадлежности (резиденция как часть государственного проекта, как часть институции, самоорганизованная).

Сроки проживания в резиденциях различаются для разных видов искусства и художников. Индивидуальные профессионалы, такие как художники и писатели, часто заинтересованы в более длительных сроках пребывания, тогда как профессионалы, работающие в коллективных видах искусства, таких как танцы и театр, предпочитают более короткие периоды пребывания в резиденции. В целом наблюдается тенденция проводить меньше времени в резиденциях; и если раньше были распространены 6–12-месячные резиденции, в настоящее время художники, как правило, предпочитают резиденциальные программы длительностью 3 месяцев, 6 недель и даже однодневные резиденции. Это отражает текущие экономические реалии, а также иммиграционные/визовые правила – в случае международных художников.

Арт-резиденции, как правило, ориентированы либо исключительно на художественное развитие, либо на заранее определенную цель или политику; последние представляют собой тематические резиденции. Число таких резиденций в последние годы ускоренно растет, причем резидентами становятся как представители сферы искусства, так и других секторов. Это может быть обусловлено эффектом роста признания ценности художественного и творческого потенциала в обществе. Несмотря на то, что большинство резиденций все еще относятся к сфере изобразительного искусства, сегодня наблюдается ярко выраженная тенденция к появлению резиденций, относящихся к другим областям искусства [1], а также междисциплинарных и межотраслевых резиденций. Резиденции стремятся к разработке новых возможностей и форматов: резиденции, изначально постулировавшие повсеместную мобильность, все больше говорят о насущных экологических проблемах, в том числе вызываемых транспортными перемещениями. В ситуации миграционного кризиса резиденции рассматривают возможности помощи художникам, оказавшимся в трудных ситуациях, художникам-беженцам.

В России формат арт-резиденций пока находится в стадии утверждения. Феномен арт-резиденций, будучи новым для нашей страны, тем не менее получил широкое распространение и приобрел популярность среди населения [6]. К настоящему времени общее количество российских резиденций не превосходит 40, а стабильно действующих и имеющих репутацию в профессиональном сообществе – менее половины из них. Российские резиденции обладают рядом схожих характеристик, в том числе: повторяющийся или однотипный формат; краткосрочный характер пребывания резидентов; одноразовость; отдаленность от центра и ориентированность на локальный контекст; малый масштаб и др. Наиболее известные российские арт-резиденции приведены в таблице 2.

Таблица 2

Наиболее известные арт-резиденции в России

Название
Город
Сайт
Арт-резиденция «Заря» на базе одноименного ЦСИ
Владивосток
http://zaryavladivostok.ru/ru/page/a-i-r
Арт-резиденции ГЦСИ-РОСИЗО
Кронштадт
http://www.ncca.ru/events.text?filial=6&i d=4744
Арт-парк «Никола-Ленивец»
Калужская область, деревня Никола-Ленивец
http://nikola-lenivets.ru
Арт-резиденция Vyksa Air
Выкса
http://vyksaair.com/
Арт-резиденция им. Д. Хармса
Новосибирск
Резиденция на этапе разработки
Пермская арт-резиденция (ПАР)
Пермь
http://p-a-r.ru, https://vk.com/art_residence
Резиденциальная программа Public Art музея PERMM
Пермь
https://permm.ru/
Центр творческих индустрий «Фабрика»
Москва
http://www.fabrikacci.ru/
Лофт «Непокоренные 17»
Санкт-Петербург
-
Арт-центр «Пушкинская 10»
Санкт-Петербург
https://p-10.ru/, https://artresidency.ru
Резиденциальная программа в Самаре (Ширяевское биеннале)
Самара
-
ART-Residences Penzа
Пенза
http://www.symposiumsculpture.ru/2018/art%20, http:/www.legend-park.com
Арт-резиденция (A-i-R Barents) в Архангельском отделении Союза художников России
Архангельск
http://arkhangelskair.com
Арт-центр Гридчинхолл
Красногорский район, село Дмитровское
http://gridchinhall.ru/
Art-Platz Residence
Севастополь
-
Омская арт-резиденция
Омск
https://omskartresidence.ru
Деревня креативных сообществ
Московская область
http://derevnya.com
Арт-лагерь на территории экопарка «Пермапарк»
Сочи
http://coopart.pro
Арт-резиденция «Никель»
Никель
http://www.nickel2art.ru
Творческая Усадьба «Гуслица»
Московская область, село Ильинский погост
https://art-guslitsa.ru/
Резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и другие», основанная «Центром культурных инициатив» на базе музея «Арткоммуналка. Ерофеев и другие»
Коломна
http://artkommunalka.com/
Источник: составлено автором по материалам [1, с. 150; 7; 8] (Yakushina, 2019, р. 150).

Роль арт-резиденций в преображении территорий

В настоящее время малые города России сталкиваются со стагнацией в своем развитии, падением уровня доходов и благосостояния населения и, как следствие, массированным оттоком человеческого капитала в более благополучные регионы. Примером являются моногорода, чья экономика, история, традиции, городская среда и образ жизни населения концентрируются на одном предприятии, от эффективности которого зависят перспективы дальнейшего функционирования города. В свою очередь, успешность работы такого предприятия в значительной степени обусловлена высокой волатильностью внутренней и внешней экономической конъюнктуры. В этой связи в условиях сохраняющейся сырьевой зависимости российской экономики принципиальное значение начинает играть диверсификация ее структуры, поиск новых факторов, способных вывести страну на более высокие темпы социально-экономического развития, устойчивые в долгосрочной перспективе вне зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры. И если для крупных развитых городов данный вопрос стоит не так остро, то малые города, как представляется, должны сосредоточиться на поиске новых направлений развития при этом сохраняя локальную, уникальную идентичность, культуру и традиции, укоренившиеся в них за многие века.

Культурные пространства в том или ином проявлении существуют во многих городах, вне зависимости от их размера и статуса, что обусловлено необходимостью создания комфортной среды для общения горожан между собой, удовлетворения потребностей жителей разных поколений и социального статуса, имеющих разнообразные интересы и ведущих разные образы жизни [9, с. 18–19; 10, с. 104; 11, с. 126–127] (Antonova, 2018, р. 18–19; Titova, Salko, 2018, р. 104; Sukhovskaya, 2015, р. 126–127). Соответственно, наиболее заметную роль арт-резиденции играют в развитии малых городов и поселков, где они становятся ключевыми драйверами изменений, включающих модернизацию заброшенных территорий, регенерацию депрессивных районов и создание на их основе центров культурной жизни, а также улучшение окружающей среды [12, с. 20] (Ermakova, Sukhovskaya, Gorokhova, 2017, р. 20). В совокупности перечисленное вносит ощутимый позитивный вклад в самосознание и социализацию жителей таких районов [13; 14, с. 171; 15] (Eliseeva, 2017, р. 171; Kashapov, 2012). «Современное искусство давно стало инструментом преобразования территорий. Когда современное искусство приходит в город, оно дает главное — новый образ мышления о себе и о городской среде вокруг, что особенно важно для малых городов, где острой проблемой остается отток населения», — отмечает историк искусства, куратор, глава дирекции по региональному развитию ГЦСИ, комиссар и художественный руководитель Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алиса Прудникова в интервью «Известиям» [16] (Popova, 2018). Примеры зарубежных и российских арт-резиденций, играющих значимую роль в преображении городов, приведены в таблице 3.

Таблица 3

Зарубежные и российские арт-резиденции, преображающие города

Название
Страна и город
Сайт
Badgast
Нидерланды, Гаага
http://www.satellietgroep.nl/badgast_air_sea/1
Baumwollspinnerei, Halle 14
Лейпциг, Германия
https://www.halle14.org/
The International Writers' and Translators' House
Вентспилс, Латвия
https://www.ventspilshouse.lv/
Open Ateliers Zuidoost
Нидерланды, Амстердам
http://www.oazo.nl/home
Ballinglen Arts Foundation
Ирландия, деревня Бэлликасл
http://www.ballinglenartsfoundation.org/
Cheng Long International Environmental Art Project
Тайвань, деревня Чэнлун
https://artproject4wetland.wordpress.com/
Пермская арт-резиденция (ПАР)
Пермь
http://p-a-r.ru, https://vk.com/art_residence
Лофт «Непокоренные 17»
Санкт-Петербург
-
Арт-центр «Пушкинская 10»
Санкт-Петербург
https://p-10.ru/, https://artresidency.ru
Арт-резиденции ГЦСИ-РОСИЗО
Кронштадт
http://www.ncca.ru/events.text?filial=6&i d=4744
Источник: составлено автором по материалам [13, 15] (Kashapov, 2012).

Арт-резиденции стали неотъемлемой частью многих творческих карьер. Резиденции играют важную роль в содействии и стимулировании возможности художников перемещаться по всему миру. Они также превратились в важные элементы в (местном) современном искусстве – сцене, на которой встречаются локальный и глобальный художественные миры.

Художники, участвующие в программах резидентуры, наводят мосты между странами и культурами, способствующие культурному разнообразию. Резиденции художников бесценны и с точки зрения краткосрочных культурных обменов, поскольку позволяют художникам глубже развивать понимание их обществ и культур. В то же время резиденции создают возможности дать представление о культурном опыте каждого художника. Следовательно, художественный и культурный обмен и сотрудничество, реализуемое посредством программ резиденций, могут улучшить взаимопонимание между странами и культурами. Все это особенно важно во времена политических и экономических трудностей, а также в те моменты, когда общественное мнение проявляет признаки культурной нетерпимости.

В литературе отмечается, что источник креативности заложен именно в городской среде, в том числе в его истории, ремеслах, музыке, фольклоре, ландшафте и т.д. При этом в качестве основного ресурса выступает местное сообщество, принимающее непосредственное участие в решении проблем своего города [17, с. 60, 95, 248–249] (Lendri, 2011, р. 60, 95, 248–249). К сожалению, в российских реалиях применение подхода партисипаторного (или соучаствующего) проектирования пока затруднено, особенно в малых городах. Это обусловлено довольно консервативными настроениями населения, сформированными многолетними традициями централизованного управления. Другими словами, вовлечение жителей в креативные проекты затруднено их пессимизмом, подкрепленным устойчивыми убеждениями в том, что вся жизнь, в том числе и культурная, концентрируется в больших городах, а сами они изменить ничего все равно не смогут, и поэтому не хотят. Таким образом, общей и главной целью социокультурных проектов, реализуемых в таких городах, является радикальный слом таких традиций, что требует значительных временных, финансовых и эмоциональных ресурсов. Важно при этом подчеркнуть такой важный аспект, как участие: ведь ни один проект не будет успешным, если не будет учитывать запросы и потребности своей целевой аудитории, то есть горожан. Тот факт, что посетители и местное сообщество становятся главными партнерами культурной институции, гармонизируя отношения между всеми стейкхолдерами (то есть заинтересованными сторонами) социокультурного проекта, и есть проявление концепции культуры участия, которая призвана создать устойчивую экосистему взаимодействия всех заинтересованных сторон проекта, что в конечном итоге позволило бы преобразовать облик города и изменить жизнь его жителей к лучшему [18, с. 83–84; 19, с. 107] (Zinoveva, Matskevich, 2015, р. 83–84; Zinoveva, 2013, р. 107). Поэтому именно в совместной работе и привлечении населения к реализации целей проекта и заключается ключевая идея партисипативного подхода, в рамках которого горожане становятся не просто потребителями результатов проекта, а активными его участниками [20, с. 6, 14, 36; 21, с. 7–13] (Kochurkin, Ostrogorskiy, 2018, р. 6, 14, 36; Sanoff, 2015, р. 7–13).

Междисциплинарные арт-резиденции как импульс для развития городов

В условиях растущей популярности креативной экономики, предполагающей создание новых (инновационных) продуктов, добавленной стоимости благодаря новым идеям, инновациям и творческому подходу, особый интерес представляют междисциплинарные и исследовательские (research-based) арт-резиденции, предполагающие встречу на своих площадках представителей разных профессий (необязательно связанных именно со сферой культуры и искусства и – в более широком смысле – творческих индустрий), которые благодаря совместным усилиям реализуют проекты, способные преобразить жизнь города и произвести значимый социокультурный эффект для его населения, помочь жителям увидеть свой город с новых сторон, о которых они раньше не подозревали. Подобные резиденции, как представляется, могли бы привлекать исследователей из разных сфер деятельности (например, математиков, физиков, экономистов и др.), которых бы объединял творческий подход к решению вопросов, точки пересечения интересов, бэкграунд.

Междисциплинарные и исследовательские арт-резиденции могут принимать художников, работающих с различными медиа, в разных дисциплинах и областях искусств. Как художники, так и хозяева резиденции стремятся чаще исследовать возможности сотрудничества с партнерами в других секторах за пределами сферы искусства. В фундаментальном труде (одном из немногих, посвященных углубленному изучению арт-резиденций) «Contemporary Artist Residencies. Reclaiming Time and Space» описывается несколько резиденциальных проектов подобного рода.

Ярчайший пример практики взаимодействия институций сферы культуры с образовательными организациями – Nida Art Colony (NAC), Литва [22], которая реализует программу резидентуры в Нидской докторантуре и инициирует художественные, образовательные и исследовательские проекты. NAC – это место встречи опытных и начинающих художников, работающих в любых дисциплинах. Художественный, кураторский и образовательный процесс лежит в основе деятельности NAC, которая в основном сосредоточена на профессиональном развитии художников и неформальном художественном образовании для молодежи.

О резиденции NAC целесообразно рассказать чуть подробнее [3, с. 109] (Elfving, Kokko, Gielen, 2018, р. 109). Эта платформа ориентирована на творческую синергию академического и неакадемического образования, художественной и научной практики, интенсивной работы и досуга. NAC является подразделением Вильнюсской академии художеств, которая была открыта в 2011 г. Она работает круглый год, принимает около 700 человек в год и предоставляет пространство для семинаров, интенсивных курсов, выставок, репетиций, выступлений художников и выставок на своих площадках. Итогом этой деятельности являются образовательные проекты, презентации, выставки, трансляции и публикации.

Программа проживания в NAC предоставляет избранным художникам возможность жить и работать в Ниде (Литва) на период от двух до шести месяцев. NAC расположена в отдаленном месте, находящемся в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, в окружении уникального ландшафта Куршской косы: леса, песчаных дюн, пресноводной лагуны и моря.

Программа способна принимать до пяти иностранных резидентов одновременно. NAC регулярно работает с художниками и исследователями из таких областей, как история, экология и политика, визуальное искусство, и междисциплинарных сфер. Программа также открыта для дизайнеров, архитекторов и кураторов, а также специалистов-практиков, занимающихся исполнительским искусством, звукозаписью, ремеслами и кино.

Цель программы состоит в предоставлении жителям времени и пространства для творчества и обмена опытом. Программа вовлекает резидентов в дискуссии со своими коллегами, участниками художественной программы NAC и докторской школы Ниды. NAC сотрудничает с местными культурными учреждениями и предоставляет возможность организовывать презентации и участвовать в образовательной программе NAC, проводя беседы с художниками или семинары в Вильнюсской академии художеств или местных государственных начальных и средних школах.

Другие примеры междисциплинарных и research-based арт-резиденций, существующие в международной практике, описаны далее [4, с. 21, 24].

Художница Жанна ван Хесвейк, Нидерланды [23] (Jeanne van Heeswijk) исходит из идеи, что общины должны совместно производить свое будущее. По этой причине она годами встраивается в сообщества от Роттердама до Ливерпуля, работая с общинами, чтобы улучшить облик их мест проживания и дать им возможность разрабатывать свое будущее. Художница называет это «радикализацией местного населения».

Бенджамин Дебусер [24] и Вутер Де Рэйв (Бельгия) (Benjamin Deboosere and Wouter De Raeve) в 2013 году провели исследование на Темпельхофере Фельде («Аэропорт Темпельхоф Берлин»), находясь в Берлине на Александерплац.

Голландская культура, Коллекция TransArtists AiR: «Под прикрытием» [25] (DutchCulture|TransArtists AiR Collection: ‘Undercover’) исходит из принципа, что художником может быть кто угодно: антрополог, шпион, таксист, биржевой маклер и др. Эта коллекция фокусируется на «потаенных» художниках и резидентах, то есть участники объединяются в сообщество, систему или компанию.

Резиденциальная программа Kulttuurikauppila [26] в муниципальном образовании Ии (Финляндия) устанавливает связь между муниципальной начальной школой и колледжем, создавая международный колледж искусства. Художественное образование интегрировано во все дисциплины, и частью партнерства является международное, обновляющееся образование для учителей в сфере искусств. Партнерства образуются также с политехникумами и университетами. Такая программа способствовала промотированию имиджа муниципального образования Ии в Финляндии и уже охарактеризована как пример модели художественного образования.

Pollinaria в Абруццо (Италия) [27] иллюстрирует концепцию возрождения аграрной среды. Это радикальная и многогранная программа, разработанная в целях создания нового сельского архетипа. Проекты постоянно развиваются в плодотворном сотрудничестве между искусством, наукой, сельским хозяйством и другими дисциплинами.

The Prix Ars Electronica Collide@CERN [28] – это направление цифрового искусства в рамках трехгодичной программы Collide@CERN, запущенной в 2011 году. Цель The Prix Ars Electronica Collide@CERN – перенести цифровое творчество в новые измерения, сталкивая умы ученых с воображением художников. Эта программа способствует ускорению появления инноваций в сфере культуры в XXI веке. Художник-победитель в сотрудничестве с междисциплинарной командой FutureLab в Ars Electronica создает новые измерения в цифровом искусстве, вдохновленные идеями, разработкой и наукой, создаваемыми в CERN.

Кроме того, из общего числа мировых художественных резиденций можно выделить Центр искусств, наук и технологий при Массачусетском технологическом институте, США (Кембридж) [29]. Центр представляет собой мультидисциплинарную площадку, где творчество поддерживается серьезными исследованиями в самых разных научных областях [30] (Yankina, 2017).

Мультидисциплинарные и исследовательские резиденции существуют и в России. Стоит упомянуть о международной некоммерческой арт-резиденции ArtPlatz Residence. Резиденция, расположенная в НИИ «Крымская астрофизическая обсерватория», одна из немногих претендует на статус science-art residence – другими словами, резиденты работают на стыке науки и искусства. Крымская обсерватория — один из крупнейших центров по исследованию космоса в Восточной Европе. В лаборатории изучают целый ряд космических процессов: магнетизм и активность звезд, нестационарные звезды, двойные звезды, астероиды и спутники планет (здесь открыто более 1500 астероидов), солнечные пятна и вспышки, пульсации Солнца, магнитные поля и многое другое. Помимо изучения далеких космических тел у обсерватории есть и более насущная цель — поддержка и продвижение современного искусства в Крыму. Обсерватория долгое время была неофициальным культурным центром региона. Сюда приезжали художники, музыканты, поэты, среди которых Тимур Новиков, Борис Гребенщиков, Никита Алексеев, Андрей Вознесенский и многие другие. В обсерватории в летнее время каждый день проводят стандартные экскурсии с посещением телескопов, где можно посмотреть на звездное небо, увидеть планеты и галактики [7].

Два других примера вовлечения исследователей из самых разных областей, в том числе науки, в деятельность арт-резиденций – это резиденция «Арткоммуналка. Ерофеев и другие» и творческая усадьба «Гуслица». Резиденция «Арткоммуналка» в Коломне была основана в 2011 г. Центром культурных инициатив на базе музея «Арткоммуналка. Ерофеев и другие» (наряду с музеем «Коломенская пастила» входит в музейный кластер «Город-музей» [31]), который посвящен коммунальному быту и диссидентской культуре. В здании музея раньше располагался гастроном «Огонёк», где грузчиком в винном отделе работал писатель Венедикт Ерофеев, будучи студентом Коломенского пединститута.

Резиденция занимается продвижением радикальных творческих решений в сфере современного искусства. Одна из ее главных целей – вовлечение в творческую работу локального сообщества. Таким образом, резиденция призвана разгерметизировать городское пространство, сделав его открытым, эмоционально комфортным и толерантным, поскольку только так старый город сможет начать новую жизнь в современных реалиях.

Художественная и литературная резиденции функционируют как открытая лаборатория и мастерская, круглый год принимая художников и писателей и оплачивая им гранты. В течение года, сменяя друг друга, в резиденции работают пять художников и два писателя из России и зарубежных стран [32, 33]. При этом работы мастеров можно увидеть не только на финальной выставке, но и в течение всего времени проживания резидента [34, 35]. Наряду с этим в «Арткоммуналке» проходят образовательные занятия, мастер-классы, экспертные встречи, лекции специалистов, музыкальные события, привлекая в музей-резиденцию креативный класс, который формирует новое интеллектуальное пространство, столь необходимое сейчас жителям города. Результатом проектной деятельности становятся разнообразные формы творческой интерпретации исторического наследия и современной культуры Коломны [36].

Создание резиденции «Арткоммуналка. Венедикт Ерофеев и другие» стимулировало запрос художников, которые нуждались в пространстве для реализации своих проектов, которые не могли воплотить в силу нехватки времени и средств. Исторически здание резиденции связано с именем Венедикта Ерофеева, и это неслучайно: ведь Ерофеев в России ассоциируется со свободой творчества. Кроме того, у основателей музея пастилы была потребность оживить обстановку XIX века современным искусством, и арт-резиденция оказалась идеально подходящей для подобного места силы. Сегодня резиденция принимает 6 резидентов в год на конкурсной основе; гранты для художников финансируются из средств, заработанных музеем. После окончания пребывания в резиденции художники не только не обрывают связь с ней, но, напротив, возвращаются в Коломну уже в качестве партнеров в рамках новых проектов музея. Это позволяет собирать команду и привлекать на площадку новые знания и интеллект [37, 38].

Еще один пример платформы взаимодействия творческих людей из разных областей и профессий – это арт-резиденция «Гуслица», расположенная в селе Ильинский Погост Московской области. Усадьба находится в здании бывшей меланжевой мануфактуры конца XIX века и окружена сосновым бором. «Гуслица» объединяет на своей площадке музыкантов, писателей, ремесленников, архитекторов и представителей digital-профессий. В основе идеологии «Гуслицы» — сотрудничество, экономическая целесообразность и экологичность. На территории резиденции проводятся разнообразные мероприятия, включая выставки, концерты, мастер-классы и другие мероприятия для посетителей [2], большое внимание уделяется теме экологии. Интересно, что в «Гуслице» нет наемного персонала, ее функционирование обеспечивается за счет волонтеров и резидентов. Художникам предоставляется помещение для творчества, содействие в реализации проекта, участии в конкурсе и продаже работ [34, 35]. Таким образом, «Гуслица», по сути, является одновременно и образовательным центром, и арт-резиденцией под открытым небом, в которой живут и работают российские и зарубежные художники, музыканты и поэты из разных стран; туристы же здесь имеют возможность отвлечься от городской суеты и попробовать себя в творчестве [40]. На площадке «Гуслицы» за счет синергии искусств на стыке древних традиций и современного искусства создается новая, позитивная среда для общения, способствующая возрождению культуры края, вовлечению местных жителей в культурные процессы, в том числе и международные, чтобы преобразить общество потребителей в общество созидателей [41].

Наконец, арт-резиденция в Ижевске – это не только площадка для реализации творческого потенциала ижевской молодежи в различных сферах искусства, таких как театр, кино, визуальное искусство, анимация, музыка, фото, мода, и других областях современной культуры и искусства [3]. На сегодняшний момент в ней реализуется новая форма резидентства – трехлетний акселератор, во время которого участники последовательно приобретают навыки творческого предпринимательства, позволяющие им запустить собственный проект. Так, в первый год обучения резиденты обучаются навыкам базового менеджмента, в том числе управления малыми группами сотрудников или проектами; во второй год осваивают знания по маркетингу и креативному предпринимательству в рамках развитого менеджмента; а на финальном этапе (третий год) применяют полученные знания для поиска оптимальной, устойчивой модели функционирования креативного «стартапа» [45].

Заключение

Симбиоз искусства и науки (art and science) на одной площадке преследует не только образовательную цель, но и является инструментом привлечения и вовлечения локального сообщества в творческую деятельность в самом широком смысле этого слова (необязательно исключительно в искусство).

Междисциплинарные арт-резиденции могут принимать художников, работающих с различными медиа, в разных дисциплинах и областях искусств. Как художники, так и хозяева резиденции стремятся чаще исследовать возможности сотрудничества с партнерами в других секторах за пределами сферы искусства. В research-based резиденциях художники через исследовательский процесс находят решения и альтернативные подходы к вопросам, возникающим в результате этого исследования, создавая тем самым уникальный опыт проживания. Таким образом, в отличие от тематических резиденций, они более тесно взаимодействуют с локальным сообществом и местностью, в которой они работают.

На международном уровне, как мы видим, такой подход креативными пространствами весьма поощряется и развивается. В России подобных пространств пока не так много, но они набирают все большую популярность, особенно в небольших городах, нуждающихся в новом импульсе для развития. Междисциплинарные и исследовательские резиденции могли бы стать таким импульсом, поскольку привлекают в города креативный класс, способный создавать новое за счет своих знаний, навыков и талантов, артикулируя при этом локальную культуру и традиции. Как следствие, рост благосостояния населения ввиду создания новых рабочих мест, мест культурного и семейного досуга и качества жизни в целом способствовал бы повышению привлекательности города как комфортного места проживания горожан, так и как новой точки на культурной карте России для туристов из других регионов и даже стран.

Мультидисциплинарность арт-резиденций могла бы стать и внутренним фактором, повышающим эффективность реализации таких проектов и расширяющим полномочия работников (например, присутствие представителей экономических профессий существенным образом дополнило бы эффективность финансового обеспечения проекта). Таким образом, в рамках подобных резиденций стирается граница между деньгами и творчеством, а творческие индустрии становятся способом финансового обеспечения места или города.


БЛАГОДАРНОСТИ:
Автор выражает благодарность Щербаковой И.В. за плодотворное обсуждение и ценные комментарии.

[1] Это и самоорганизованные резиденции, не зависящие от культурной политики государства и частных фондов; онлайн-резиденции; совместные резиденции в области технологического искусства и science art.

[2] Для этих целей в усадьбе, помимо арт-резиденции, имеются выставочные залы, художественные мастерские, производственные цеха, оборудован кинозал, лекторий, помещения для мастер-классов, кафе и гостевые комнаты, баня на дровах с бассейном.

[3] Актуальные проекты «Арт-резиденции»:

- «Паблик-арт» искусство в публичном пространстве (куратор Максим Верёвкин);

- Школа современного искусства лекции, практические занятия, выставки (куратор Максим Веревкин);

- «Студия» музыкальная lo-fi студия в АР (кураторы Максим Веревкин, Александр Скворцов);

- Театральная группировка «ДОГМА» (куратор и режиссер Андрей Хмелёв);

- «АР» пул удмуртских молодежных проектов: ЮМОК_театр, Кубыз-фест, Urban Udmurt, Murdala lab и др. (куратор Дарали Лели);

- Ижевская студия продюсирования видео-арта «Комната» (кураторы Людмила Батуева, Илья Безработный, Дмитрий Барабанов);

- «Саунд-дизайн» (куратор Александр Скворцов);

- «Рисуют все!»: Illustrator's brekfast, Живая линия (куратор Таня Кузнецова).

Проекты резидентов: «Яркое начало. Арт-десант» (куратор – Ирина Мамаева).

Подробнее см. [42–44].


References:

Antonova L.Yu. (2018). Vliyanie kreativnyh sostavlyayushchikh na gorodskuyu kulturnuyu sredu: regionalnyy aspekt [The impact of creative components in the urban cultural milieu: a regional perspective]. Scientific journal «The Bulletin of the Moscow state University of culture and arts». (6(86)). 17-26. (in Russian).

Demshina A.Yu. (2017). Dialogicheskoe postroenie art-prostranstva kak forma razvitiya sovremennoy kultury [Dialogic building art space as a form of cultural development]. Vestnik sankt-peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv. (2(31_). 44-48. (in Russian).

Elfving T., Kokko I., Gielen P. (eds.) (2018). Contemporary Artist Residencies: Reclaiming Time and Space Valiz.

Eliseeva E.V. (2017). Mekhanizmy integratsii i kooperatsii slozhnyh ekonomicheskikh sistem v sootvetstvii s kontseptsiey «Industriya 4.0» [Mechanisms of integration and cooperation of complex economic systems in accordance with the concept of "Industry 4.0"]. Voprosy nauki. (6(7)). 170-173. (in Russian).

Ermakova L.I., Sukhovskaya D.N., Gorokhova A.E. (2017). Spetsifika formirovaniya kreativnogo prostranstva v monogorodakh [The specifics of the formation of creative space in single-industry towns]. Scientific and methodical electronic journal Concept. 19-23. (in Russian).

European Commission. Policy handbook on artists' residencies. European agenda for culture: work plan for culture 2011-2014 – StudyDirectorate-General for Education, Youth, Sport and Culture. Retrieved March 18, 2021, from https://ec.europa.eu/assets/eac/culture/policy/cultural-creative-industries/documents/artists-residencies_en.pdf

Khangeldieva I.G. (2017). Art-rezidentsiya kak innovatsionnyy subekt sovremennogo art-rynka [Art residence as an innovative subject of the modern art market] Social and cultural institutions in the modern world. 44. (in Russian).

Kochurkin A., Ostrogorskiy A. (2018). Sozday svoy gorod [Create your own city] Blagotvoritelnyy fond «OMK-Uchastie». (in Russian).

Lendri Ch. (2011). Kreativnyy gorod [Creative City] M.: Klassika - XXI vek. (in Russian).

Sanoff G. (2015). Souchastvuyushchee proektirovanie. Praktiki obshchestvennogo uchastiya v formirovanii sredy bolshikh i malyh gorodov [Collaborative design. Practices of public participation in the formation of the environment of large and small cities] Vologda: Proektnaya gruppa 8. (in Russian).

Sukhovskaya D.N. (2015). Sotsialno-filosofskiy analiz kreativnyh struktur sovremennogo gorodskogo poseleniya [Socio-philosophical analysis of the creative structures of a modern urban settlement]. Scientific and methodical electronic journal Concept. 8 126-130. (in Russian).

Titova T.Yu., Salko V.N. (2018). Art-klaster kak novaya forma obshchestvennogo prostranstva [Art cluster as a new form of public space]. Arkhitekturnye issledovaniya. (1(13)). 105-110. (in Russian).

Yakushina N.P. (2019). Art-rezidentsiya kak innovatsionnaya model upravleniya kreativnym prostranstvom primorskogo goroda [Art-residence as the innovation management model of creative space of the seaside town]. International Journal of Humanities and Natural Sciences. (1-1). 148-154. (in Russian). doi: 10.24411/2500-1000-2018-10446 .

Zinoveva Yu.V. (2013). Strategii kommunikatsii muzeya: 20 let postsovetskoy transformatsii [Communication strategies for museum: twenty years of postsovjet development]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kultury i iskusstv. (3(16)). 102-107. (in Russian).

Zinoveva Yu.V., Matskevich Yu.Yu. (2015). Muzey i ego partnery: vzaimodeystvie s mestnym soobshchestvom [Museum in outer interactions: museum and a local community]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kultury. (212). 83-92. (in Russian).

Страница обновлена: 05.06.2025 в 16:32:16