Междисциплинарность в университетском образовании как фактор инновационного развития экономики региона

Арутюнова Д.В.1, Алесинская Т.В.1
1 Южный федеральный университет, Россия, Ростов-на-Дону

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 2 (Апрель-июнь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54060726

Аннотация:
Государственная стратегия научно-технологического развития России предусматривает идею университетов как важной составляющей региональной инновационной системы. Это обуславливает постановку задачи развития предпринимательской деятельности университетов в целом, и в частности, развития у них функции коммерциализации знаний. Актуализируется проблема формирования концепции участия вузов в стратегии инновационного регионального развития и описания ее факторов и механизмов. В ходе исследования проанализированы подходы и модели участия вузов в инновационном развитии регионов, выявлены основные индикаторы влияния вузов на инновационный потенциал регионов, определены механизмы этого влияния, а также предложена и обоснована концепция подготовки кадров, имеющих знания и опыт в области трансфера технологий. Представлены методы и технологии, способствующие более быстрому и эффективному вхождению студентов в профессиональную деятельность, основные параметры внутренней и внешней среды, формирующие условия для успешной реализации концепции, перечень формируемых компетенций. Исследование может быть интересно менеджменту вузов и региональным властям с точки зрения формирования и реализации эффективных стратегий их взаимодействия

Ключевые слова: университетское образование, развитие экономики региона, трансфер знаний, техноброкеры, междисциплинарность, проектный подход

JEL-классификация: I23, I25, I26, R12, R13



ВВЕДЕНИЕ:

В настоящее время динамичная и глобальная трансформация общества диктует необходимость пересмотра роли традиционных институтов, в том числе и системы высшего образования, что требует не только анализа происходящих процессов, но и оценки возможных результатов и эффектов в будущем. В качестве наиболее важного для государства стратегического результата данной трансформации видится ускорение социально-экономического развития регионов. Считается, что именно инвестиции в систему университетского образования могут способствовать развитию региона через усиление инновационного потенциала и конкурентоспособности. Данная концепция так же объясняется последовательным переходом экономики на путь экономики знаний: в действующих условиях функционирование вузов оказывает особое влияние на инновационное развитие организаций, отраслей, а, следовательно, и региона в целом. Это позволяет идентифицировать вузы как важный элемент региональной инновационной системы.

Данная идея лежит в основе современной стратегии научно-технологического развития России [19]. Основополагающими элементами стратегии являются кадры, человеческий капитал, инфраструктура, взаимодействие и кооперация, управление и инвестиции, сотрудничество и интеграция в области исследований и разработок. Также важное место отводится развитию университетов в программах развития территорий: вузы позиционируются как драйверы экономического и инновационного развития регионов. Этому способствует тренд на развитие предпринимательской деятельности университетов в целом и появление у них функции коммерциализации знаний.

Таким образом, в современных условиях постиндустриального и информационного общества, одним их инструментов экономического и инновационного развития региона становится система высшего образования и университеты, как основной элемент.

Вопросы влияния вуза на инновационное развитие организаций, отраслей и региона в целом рассматриваются в работах М.А. Боровской, И.К. Шевченко [6] М.А.Каменских [9], А.А. Вертиновой [7], Серебренников С.С., Иванова Н.М. [17] Никитина Ю.Ф. [14] и др. Авторы акцентируют внимание на значимой роли университетов в развитии экономики региона, формировании новых механизмов взаимодействия и, как следствие, новых университетских моделей. Однако, по мнению некоторых авторов (например, И. Феллер [27, с.339-341]) описанный подход не имеет развития с точки зрения практики: существуют исследования, которые ставят под сомнение способность вузов влиять на экономическое развитие региона. Поднимается вопрос о целесообразности реализации миссии вузов в таком аспекте, так как это напрямую коррелирует с тенденцией снижения качества образовательного процесса. Данный факт базируется на разнонаправленном векторе развития вузов и организаций, как экономических субъектов: ориентир на образование и фундаментальные исследования в вузах зачастую идут в разрез с ориентирами предприятий в контексте повышения конкурентоспособности и увеличения прибыли. Очевидно, что для минимизации сформулированных противоречий и эффективной реализации поставленных стратегических задач инновационного развития региона, необходимо не только наличие элементов системы, но и понятные механизмы их взаимодействия.

Целью настоящего исследования является формирование концепции участия вузов в реализации инновационной стратегии регионального развития.

В качестве объекта исследования рассматривается университетское образование. Предмет исследования – процессы подготовки профессионалов, востребованных с точки зрения потребностей региона. В рамках поставленной цели решались следующие задачи.

1. Проанализировать основные модели взаимодействия вузов и регионов;

2. Выявить параметры и ключевые индикаторы развития региональной экономики через призму высшего образования;

3. Определить механизмы данного взаимодействия;

4. Выявить тенденции, влияющие на данный процесс;

5. Предложить систему взаимодействия вузов и региональной экономики при подготовке кадров.

Научная новизна исследования заключается в выявлении основных элементов взаимодействия вузов и региона с точки зрения его инновационного развития, включающих основные принципы, модели, индикаторы, механизмы взаимодействия, образовательные технологи подготовки профессионалов, востребованных с точки зрения развития региона, а также в формировании концепции влияния вузов на инновационное развитие регионов и условия ее успешной реализации.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Система взаимодействия вузов и регионов выстраивалась на протяжении многих лет. Еще в 1960-х годах в международном научном сообществе появилась концепция «Третьей миссии университета», которая описывала идеальный университет и определяла его роль и место в развитии общества. В России работы, посвященные Третьей миссии, появились в начале 2000-х годов и, помимо традиционных образования и науки, были ориентированы на участие университета в формировании социально-экономических, инновационных, предпринимательских аспектов [4 с.51-52, 8 с.69, 13 с.93]. На сегодняшний день Третья миссия приобретает особое значение и рассматривается с точки зрения двух подходов:

1) участие университета в формировании культуры региона (культурологический подход);

2) университет как двигатель прогресса в экономике и социальной сфере (социально-экономический подход) [12 с.92].

Вторая составляющая раскрывается через призму основных моделей и концепций участия университета в инновационном развитии регионов: концепцию «Третья миссия университетов», модель предпринимательского университета, модель тройной спирали, четырехзвенной спирали, треугольника знаний. Проведенный анализ первоисточников позволил выделить основные характеристики, представленные в таблице 1.

Следует отметить, что данные модели также получили широкое распространение и апробацию в научных трудах отечественных исследователей, среди которых: Калиновская Т.Г., Косолапова С.А., Прошкин А.В. [10], Константинов Г.Н., Филонович С.Р. [11], Разинкина И.В. [18] и др., а также в практике выстраивания стратегии развития российского высшего образования.

Таблица 1. Модели участия университета в инновационном развитии регионов

Модель
Авторы
Основные характеристики
Третья роль (миссия) университетов
М. Мархл, А. Паусист [13, с.90]
Акцент на социальную и культурную значимость («служение обществу»)
Модель предпринимательского университета
Б. Кларк [24 с.19], А. Гибб [28 с.95]
Активное взаимодействие вуза с внешней средой (промышленность, бизнес, государственные структуры)
Модель тройной спирали
Г. Ицковиц и Л. Лейдесдорф [26 с.10]
Сбалансированное взаимодействие государства, бизнеса и вузов через сетевую структуру
Модель четырехзвенной спирали
Э. Караянис и Э. Григорудис [23 с.33]
Модификация модели тройной спирали. Дополнительно охватывает субъектов гражданского общества. Взаимодействия развиваются в рамках формирования кластерных интеграционных структур
Треугольник знаний
М. Унгер и В. Полт [30 с.12]
Модель функционального типа, которая характеризуется двусторонними каналами коммуникаций между наукой, образованием и инновациями.
Акцент на акторов национальной инновационной системы либо ее подсистем
Составлено авторами на основе источников [13, 23, 24, 26, 28, 30].

Таким образом, к классическим функциям университета, которые традиционно представлены образовательной и научно-исследовательской деятельностью, добавляется еще одна – взаимодействие с другими субъектами региональной экономики. Этот факт, в том числе, влечет за собой и изменения в самом вузе, связанные с выстраиванием внутренних процессов.

Во-первых, развитие описанных моделей приводит к расширению основного функционала вузов, которые становятся генераторами экономической активности и передачи знаний, субъектами развития человеческого капитала, извлечения прибыли от исследовательской деятельности, коммерциализации знаний.

Во-вторых, меняются управленческие подходы к решению внутренних задач, что обусловлено необходимостью выстраивания эффективной системы внутренних процессов, подчиненных стратегическим целям, ориентированным вовне.

Еще один результат тесного взаимодействия вузов с субъектами внешней среды - это синергетический эффект, который формируется за счет более эффективного и интегрированного взаимодействия таких составляющих, как образовательная, научная и инновационная деятельность: развиваются функции, связывающие данные сферы.

Описанные тенденции еще более актуализируют роль вузов в процессе производства результатов научной и интеллектуальной деятельности. Это, в свою очередь, еще более приближает вузы к полноценным субъектам рыночной экономики, так как позволяет им эффективно использовать ресурсы и своевременно реагировать на вызовы внешней среды.

На следующем этапе анализа были проанализированы и систематизированы основные параметры, являющиеся ключевыми индикаторами развития региональной экономики через призму высшего образования. Согласно исследованиям, проведенным лабораторией «Развитие университетов» Института образования НИУ ВШЭ [15 с.11] вклад вузов в развитие регионов формируется по трем ключевым направлениям:

- экономическое развитие региона;

- развитие человеческого капитала региона;

- инновационное развитие региона.

Авторы выделяют несколько подходов к оценке вклада университетов в развитие регионов.

1. Традиционный подход (Д.С. Эллиот, С.Л. Левин и Дж.К.Мейзел) [25, с.19]. В рамках данного подхода вуз играет роль генератора экономической базы региона. Данная роль формируется за счет средств, вложенных в образование (в виде государственного финансирования, промышленного заказа и т. д.).

2. Навыко-ориентированный подход (Б. Блюстоуна) [22]. Данный подход является надстройкой над традиционным подходом и расширяет сферу влияния высшего образования на экономику региона за счет добавления к экономической базе элементов оценки уровня квалификации работников. При данном подходе вузы «производят» более качественный «продукт» - более квалифицированных работников, которые, как следствие, имеют более высокий уровень доходов и потребления. Данный факт оказывает прямое влияние на экономическую составляющую, как минимум, в виде налоговых отчислений в бюджет [15 с.7].

3. Оценка вклада университета как драйвера инновационной деятельности региона (П. Чарльз, Г. Бенневорт) [21 с.542]. Данный подход позволяет акцентировать внимание на вклад университета в инновационное развитие региона через призму создание инновационной экосистемы.

4. Методика ОЭСР. Была разработана в рамках программы «Институциональное управление в высшем образовании» ОЭСР — Организации экономического сотрудничества и развития. Данная методика носит комплексный характер и базируется на проведении всесторонней оценки вклада университетов в развитие инновационной составляющей региона. При данном подходе учитываются такие параметры, как развитие человеческого капитала в регионе, вклад университетов в социокультурное развитие региона и развитие окружающей среды. [29].

Таким образом, влияние вузов на потенциал развития регионов можно описать через некоторую систему показателей (ключевых индикаторов). В рамках исследования были определены и сгруппированы ключевые индикаторы по трем выделенным направлениям (табл. 2).

Таблица 2. Индикаторы влияние вузов на инновационный потенциал регионов

Направления влияния
Подходы к оценке влияния
Ключевые индикаторы
Экономическое развитие
-Традиционный подход,
-Навыко-ориентированный подход
-Доля работающих в высшем образовании (в общем количестве активного населения)
-Доля доходов вузов (в доходах региона)
-Средняя заработная плата профессорско-преподавательского состава по отношению к средней в регионе
-Доля обучающихся по целевым договорам предприятий региона
-Доля обучающихся с полным возмещением затрат на обучение
-Доходы вузов в расчете на обучающегося
Развитие человеческого капитала
-Навыко-ориентированный подход,
-Подход ОЭСР
-Уровень превышения заработной платы сотрудников с высшим образованием над заработными платами работников со средним (полным) общим образованием)
-Доля трудоустроенных выпускников в регионе по специальности от общего числа трудоустроенных в регионе
Инновационное развитие
-Оценка вклада университета как драйвера инновационной деятельности региона,
-Подход ОЭСР
-Показатели объема НИОКР вуза
-Уровень цитирования публикаций в базах данных РИНЦ и Scopus
- Количество лицензионных соглашений
-Вклада вуза в общий объем расходов на НИОКР в регионе
Составлено авторами на основе источников [15, 21, 22, 25, 29]

Очевидно, что направления развития, представленные в таблице 2, взаимосвязаны причинно-следственными связями. Так, например, инновационное развитие формируется под воздействием развитием человеческого капитала, а экономическое развитие в большинстве случаев будет обусловлено инновационной составляющей и уровнем человеческого потенциала.

Вопрос выявления ключевых индикаторов инновационного развития региональной экономики через призму высшего образования сопряжен с формированием эффективных механизмов данного взаимодействия. В качестве таковых предлагаются:

- механизм взаимодействия через рынок труда;

- механизм взаимодействия через инфраструктуру (табл. 3).

Таблица 3. Механизмы влияния вузов на развитие региональной экономики

Механизм
Действия
Эффект
Взаимодействие через рынок труда
Подготовка кадров для реализации трансфера знаний и технологий
Развития регионального рынка труда (консалтинговая деятельность, образовательная деятельность, повышение квалификации сотрудников)
Взаимодействие через институты или инфраструктуру
Реализация совместных проектов (междисциплинарных или мультидисциплинарных проектов) и работа над коммерциализацией проектов
Усиление спроса на инновации через взаимодействие с другими институтами (проведение фундаментальных исследований, совместные НИОКР, развитие предпринимательства)
Составлено авторами

Таким образом, среди основных функций университета особое внимание заслуживает функция взаимодействия с окружением на территории региона, а, следовательно, актуализируется задача трансфера знаний, которая может быть представлена как через коммерциализацию продуктов научной деятельности (реализация лицензионной и экспертной деятельности), так и посредством реализации образовательных программ, востребованных на рынке (рис. 1).

Рисунок 1. Роль университетов в экономике региона

Составлено авторами

Предполагается, что система подготовки кадров для новой экономики должна учитывать основные тренды и тенденции развития общества. В рамках исследования был проведен анализ основных особенностей современного общества, оказывающих влияние на систему взаимодействия вузов и регионов. В ходе анализа были выявлены следующие тенденции:

- ориентация высшего образования на бизнес, а, следовательно, адаптация под определенные потребности бизнеса, ориентирующегося, зачастую, на решение краткосрочных задач;

- использование информационных технологий в образовательном процессе, что формирует в некоторой степени дополнительные свободы обучающемуся, условия для самостоятельного обучения и самореализации;

- актуализация мультидисциплинарности и междисциплинарности знаний, позволяющей получить синергетический эффект и результат в виде новых инструментов и методов исследования;

- расширение видов источников финансирования деятельности вузов (государство, бизнес, студенты);

- внедрение новых методов и технологий в образовательный процесс, в частности, проектное обучение, формирование компетентностной модели выпускника и т.д.

Данные тенденции формируют глобальную повестку и, как следствие, определяют стратегические ориентиры вузов в системе регионального взаимодействия.

Очевидно, что система подготовки кадров для новой экономики должна быть построена на принципах междисциплинарности и практикоориентированности. Образовательные технологии становятся инструментом адаптации и интеграции системы высшего образования в современной экономике знаний: актуализируется проектная деятельность, как формат междисциплинарного взаимодействия [3 с.30-31, 5, 16 с.420-421]. Распространено мнение о ключевой роли в экономическом развитии страны инженерного образования. Однако, в связи с возникающими вопросами и затруднениями при реализации процессов коммерциализации продуктов интеллектуальной деятельности, усиливается востребованность техноброкеров и как профессии и как конкретных участников университетских проектов. Техноброкеры призваны обеспечивать связь зачастую таких далеких от понимания потребностей и проблем друг друга и не умеющих зачастую конструктивно взаимодействовать науки, производства и собственно бизнеса. Поддержка со стороны такого посредника, эксперта-коммуникатора увеличивает шансы на успешное доведение инновационных разработок до внедрения и позволяет интенсифицировать эти процессы.

Подготовка техноброкеров должна основываться на принципе междисциплинарного активного обучения, практического взаимодействия с разными областями знаний, задачами, студентами, экспертами. Это позволит сформировать у обучающихся определенный тип мышления и набор актуальных компетенций:

− комплексное понимание проекта и взаимодействия его маркетинговых, научных и технологических аспектов;

− знание внутренней структуры технологические и маркетинговых цепочек у потенциальных клиентов;

− умение проводить анализ, построение, оптимизацию бизнес-модели, прогнозировать коммерческий потенциал продвигаемого продукта;

− диагностировать проблемы, выявлять потребности, формировать задачи клиента, генерировать и обосновывать альтернативные пути их решения;

− навыки поиска, обработки и анализа информации;

- умение планировать, организовывать и контролировать эффективные коммуникации со всеми участниками трансфера технологий, независимо от их специализации.

Подготовку техноброкеров целесообразно организовывать на базе инженерных направлений по причине их специфики, требующей более сложного и трудоемкого процесса получения инженерно-технических компетенций. Студенты-инженеры, получившие экономические, маркетинговые и управленческие знания и навыки в применении к собственной профессиональной сфере, будут таким образом подготовлены либо к работе техноброкера, либо к продуктивному взаимодействию с ним.

Важным условием успешного обучения специалистов - техноброкеров, является ориентация на активную практическую проектную работу в условиях постановки и совместного решения междисциплинарных задач. Концепция Project-based learning предлагает возможность моделирования в процессе обучения специфики тех задач, которые типичны для профессиональной деятельности техноброкеров.

Project-based learning, как концепция обучения, основана на получение знаний и наработку умений и навыков в процессе работы в рамках проекта. Такой формат позволяет формировать и развить у обучающихся нестандартный подход к анализу информации, поиску решений, критическому мышлению, и как следствие, формированию собственного взгляда и трактовки исследуемой проблемы [20]. Технология обучения, основанная на принципах Project-based learning, становится еще более актуальной в связи с участием вузов в программе Приоритет 2030. В условиях отредактированных стратегических задач Project-based learning, в том числе, рассматривается как основа формирования нового качества обучения и масштабирования положительного опыта обучения профессионалов- практиков.

Таким образом, в рамках тематики исследования предпринята попытка формирования концепции подготовки специалистов, основными принципами которой являются:

− проектный подход для активного формирования инженерно-предпринимательских навыков;

− практикоориентированность с точки зрения потенциальных клиентов, рынка, их потребностей;

− междисциплинарность − совместная командная работа над проектом обучающихся различных направлений, востребованных в реальных инновационных проектах (инженерные, экономические, юридические);

− институциональность как необходимое условие реализации данной концепции, призванное обеспечить интеграцию всех элементов предпринимательской экосистемы. Это относится к уровням университета, города, и впоследствии, региона [1, с.24].

Концепция подготовки техноброкеров, а также инженеров и маркетологов, имеющих знания и опыт взаимодействия в области трансфера технологий, реализующая вышеописанные принципы, представлена на рисунке 2 [2, с.36].

Рисунок 2. Концепция подготовки специалистов в области трансфера технологий

Составлено авторами

При использовании проектной деятельности в процессе подготовки специалистов в сфере технологического предпринимательства необходима реализация образовательной деятельности по двум направления:

1) совместная работа обучающихся на различных направлениях (IT, инженерных, экономических, юридических) в междисциплинарных командах над продуктами, потенциально востребованными на рынке;

2) сопровождение проектной деятельности образовательными мероприятиями, сфокусированными на представление и углубление конкретных тем и вопросов разработки междисциплинарных проектов.

Практический опыт подготовки студентов посредством работы над междисциплинарными проектами позволяет предложить дополнительные направления, способствующие более быстрому и эффективному вхождению студентов в профессиональную деятельность:

1) регулярное участие обучающихся различных направлений в смешанных командах в чемпионатах Worldskills по компетенции «Технологическое предпринимательство»;

2) участие студентов в работе Школы технологического предпринимательства для получения общего представления и наработки специфических навыков в области инновационных проектов и подготовки к участию в чемпионате Worldskills.

Предлагаемая концепция по своей сути является инновацией в образовательном процессе, следовательно, требует определения условий эффективного ее встраивания в существующую систему вуза и идентификации рисков. Основными параметрами внутренней и внешней среды, формирующими условия для успешной реализации, становятся:

− управленческая структура проекта;

− система коммуникаций проекта;

− нормативно-правовая база реализации проектов;

− кадровое обеспечение реализации проектов;

− финансовое обеспечение реализации проекта;

− организационная культура команды проекта и потребителей продукта проекта.

Реализация представленной концепции подготовки кадров способствует формированию следующих способностей:

− применять методы, средства и приемы менеджмента, делового общения в процессах коммерческой деятельности;

− использовать экономические методы, микроэкономические показатели для анализа практических ситуаций;

− анализировать рынки, определять потребности, виды спроса, адекватные им типы маркетинговых мероприятий для обеспечения целей организации;

− формировать спрос, стимулировать сбыт, обосновывать применение комплекса маркетинговых коммуникаций;

− проводить маркетинговые исследования, разрабатывать и организовывать реализацию маркетинговых решений.

Описанные подходы в реализации различных форм междисциплинарного взаимодействия в рамках проектного обучения имеют стратегические эффекты в части формирования предпринимательского мышления, ориентированного на маркетинг и продвигающего инновационные идеи и результаты технического творчества на рынке, формирования навыков принятия управленческих решений. Таким образом, представленная концепция междисциплинарного взаимодействия, основанного на проектной деятельности, позволит развивать у выпускников предпринимательские способности в сфере инноваций и тем самым внести вклад университета в развитие региона в условиях динамичных изменений внешней среды.

ВЫВОДЫ:

В рамках проведённого исследования были проанализированы подходы, модели и основные индикаторы влияния вузов на инновационный потенциал регионов, определены механизмы этого влияния, а также обоснована концепция подготовки вузами профессионалов в области трансфера технологий как решение задачи встраивания деятельности вуза в инновационное развитие регионов. Анализ моделей взаимодействия вузов и общества позволил сделать вывод о принципиальной реализуемости данной задачи и необходимости разработки механизмов адаптации вузовских процессов к ее решению. Описанные параметры, ключевые индикаторы, механизмы и тренды взаимодействия вузов и региональной экономики, а также сформулированные принципы практикоориентированности, междисциплинарности и институциональности позволили обосновать целесообразность подготовки техноброкеров в рамках инженерных направлений на основе концепции Project-based learning. Представленные методы и технологии, учет и настройка параметров внутренней и внешней среды будут способствовать решению проблемы более эффективного вхождения обучающихся в среду, максимально приближенную к реальной профессиональной деятельности для формирования востребованных компетенций.

В целом взаимодействие университетов с окружением на территории региона и реализация задачи трансфера знаний целесообразно осуществлять как через коммерциализацию продуктов научной деятельности, так и посредством реализации востребованных на рынке междисциплинарных образовательных программ.

В ходе исследования предложена концепция подготовки кадров, имеющих знания и опыт в области трансфера технологий, практикоориентированности, междисциплинарности, институциональности, а также обоснована целесообразность подготовки техноброкеров в рамках инженерных направлений на основе концепции Project-based learning. Представлены методы и технологии, способствующие более быстрому и эффективному вхождению студентов в профессиональную деятельность, основные параметры внутренней и внешней среды, формирующие условия для успешной реализации концепции, перечень формируемых компетенций, что может являться возможными направлениями дальнейших исследований.


Источники:

1. Арутюнова Д.В., Алесинская Т.В. Междисциплинарный проектный формат обучения инженеров как фактор конкурентоспособности образовательных программ // Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании-2020 (Интеллект в цифровом мире: влия-ние, управление, развитие): материалы Пятой международной научной конференции (Ростов-на-Дону, 19-21 ноября 2020 г.) : в 3 т. / Южный федеральный университет ; [отв. ред. Е. Ю. Баженова]. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2020. Т. 2 : Секционные доклады. Ч. 2(2). С.21-31 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46187283&pff=1. Ростов-на-Дону, 2020. – c. 21-31.
2. Арутюнова Д.В. Алесинская Т.В. Общая концепция подготовки специалистов в области трансфера технологий // Символ науки. – 2022. – № 6-2. – c. 35-38.
3. Арутюнова Д.В., Алесинская Т.В., Дрокина К.В. Концепция проектирования междисциплинарных образовательных программ вуза // Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании-2021 (Социальные технологии, коллективные ценности и экономические институты в цифровом мире): материалы Шестой международной научной конференции (Ростов-на-Дону, 22-24 июня 2021 г.) часть1 / Южный федеральный университет ; [отв. ред. Е. Ю. Баженова]. – Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2021. С. 28-39. http://msgi.sfedu.ru/2021/conference2021_ru#conf_mater_print. Ростов-на-Дону , 2021. – c. 28-39.
4. Балмасова Т.А. Третья миссия университета – новый вектор развития? // Высшее образование в России. – 2016. – № 8. – c. 48-55.
5. Березин А.С., Минаева О.А., Медведицкова А. С., Юрова О.В. Развитие экосистемы проектной деятельности университета в интересах ключевых стейкхолдеров региона // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 1.
6. Боровская М.А., Шевченко И.К. Развитие федеральных университетов: приоритеты, задачи, решения регионе // Третья миссия университета: федеральные университеты как центры инновационного развития регионов. Архангельск, 2018. – c. 41-47.
7. Вертинова А.А., Терентьева В.В., Варкулевич Т.В. Регион и университет как экосистема: барьеры и риски // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 9-1. – c. 137-142.
8. Грудзинский А.О., Бедный А.Б. Трансфер знаний – функция инновационного университета // Высшее образование в России. – 2009. – № 9. – c. 66-71.
9. Каменских М.А. Исследование влияния университетов на региональное экономическое развитие // Региональная экономика: теория и практика. – 2014. – № 42 (369). – c. 12-20.
10. Калиновская Т.Г., Косолапова С.А., Прошкин А.В. Треугольник знаний как фактор инновационного развития // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 10. – c. 118-120.
11. Константинов Г.Н., Филонович С.Р. Что такое предпринимательский университет // Сибирское Сколково: тройная спираль. 2012. – c. 17-33.
12. Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э. Трансфер знаний как форма реализации «третьей миссии» университета // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2019. – № 3. – c. 92-98.
13. Мархл М., Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов // Непрерывное образование. – 2013. – № 1(1). – c. 89-101.
14. Никитина Ю.Ф. Тенденции в сфере высшего образования в условиях становление инновационной экономики // Проектирование будущего. Проблемы цифровой реальности. – 2021. – № 1(4). – c. 270-275.
15. Лешуков О. В., Евсеева Д. Г., Громов А. Д.,Платонова Д. П. Оценка вклада региональных систем высшего образования в социально-экономическое развитие регионов России. / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.:НИУ ВШЭ, 2017. – 30 c.
16. Сагинова О.В., Гришина О.А, Штыхно Д.А. Проектное обучение студентов на основе заказов малых и средних предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – 2017. – № 3. – c. 417–425.
17. Серебренников С.С., Иванова Н.М., Орлов М.А. Роль университетов в инновационном развитии российского бизнеса // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 1.
18. Разинкина И.В. Развитие спирали инноваций: сравнительный анализ инновационных моделей тройной, четвертной и пятерной спиралей // Экономические науки. – 2022. – № 1. – c. 131-137.
19. Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 01.02.2023).
20. Экономистов ждет project-based learning с первого курса. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/news/edu/394599389.html (дата обращения: 01.02.2023).
21. Benneworth P., Charles D. University spin-off policies and economic development in less successful regions: Learning from two decades of policy practice. 2005, European Planning Studies. 13. Р. 537–557
22. Bluestone B. UMASS/Boston: An Economic Impact Analysis. Boston: John W. McCormack Institute of Public Affairs. The University of Massachusetts, 1993
23. Carayannis E., Grigoroudis E. Quadruple Innovation Helix and Smart Specialization: Knowledge Production and National Competitiveness // Foresight and STI Governance. – 2016. – № 1. – p. 31–42.
24. Clark B. Creating Entrepreneurial Universities: Organization Pathways of Transformation. - Guildford, UK: Pergamon, 1998. – 230 p.
25. Elliott D.S., Levin S.L., Meisel J.B. Measuring the economic impact of institutions of higher education // Research in Higher Education. – 1988. – № 28 (1). – p. 17–33.
26. Etzkowitz H., Leydesdorff L. Universities and the Global Knowledge Economy: A Triple Helix of University+Industry+Government Relations. - London: Continuum, 1997.
27. Feller I. Universities as engines of R&D-based economic growth: they think they can // Research Policy. – 1990. – № 4. – p. 335–348.
28. Gibb A. Entrepreneurship: Unique Solutions for Unique Environments. Is it Possible to Achieve This with the Existing Paradigm? // International Journal of Entrepreneurship. – 2007. – № 5. – p. 93–142.
29. OECD: Higher Education and Regions. GLOBALLY COMPETITIVE, LOCALLY ENGAGED, 2007. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/edu/imhe/highereducationandregionsgloballycompetitivelocallyengaged.htm (дата обращения: 11.02.2023).
30. Unger M., Polt W. The Knowledge Triangle between Research, Education and Innovation — A Conceptual Discussion // Foresight and STI Governance. – 2017. – № 2. – p. 10–26.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:56:42