Теоретические аспекты экономики совместного потребления в контексте институционализма
Иштирякова Л.Х.1, Зайнуллина М.Р.2
1 Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан
2 Центр перспективных экономических исследований Академии Наук Республики Татарстан
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 3 (Март 2024)
Цитировать:
Иштирякова Л.Х., Зайнуллина М.Р. Теоретические аспекты экономики совместного потребления в контексте институционализма // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 3. – С. 751-764. – doi: 10.18334/ce.18.3.120739.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=65634967
Аннотация:
В современном мире экономика совместного потребления становится все более актуальной и важной. Современный мир сталкивается с новыми вызовами, такими как развитие технологий, глобализация и изменение социальных ценностей. В этих условиях люди все чаще обращаются к коллективному использованию ресурсов и услуг. Однако, для того чтобы эффективно управлять этим процессом, необходимы соответствующие теоретические концепции и исследования. Последние десятилетия и цифровая трансформация жизнедеятельности общества внесли новые теоретические обоснования процессов потребления, что ведет к появлению новых направлений и школ, повышению интереса научного сообщества к междисциплинарным исследованиям.
В данной статье авторы рассматривают важную роль институционализма в теоретическом объяснении экономики совместного потребления. Представлены ключевые характеристики долевой экономики и подходов классиков, неоклассиков, маржиналистов и институционалистов к личному потреблению. Раскрываются основные теоретические представления институционализма о потреблении индивидуумов в комбинации с особенностями долевой экономики. В качестве перспектив дальнейших исследований предложено усиление интеграции как теоретических подходов и направлений к изучению исследуемой категории, так и применение междисциплинарного подхода.
Материалы могут быть использованы аспирантами, магистрантами, бакалаврами в учебном процессе, научными работниками для дальнейшего исследования проблематики, а также для преподавания спецкурсов в сферах менеджмента, экономики и управления народным хозяйством
Ключевые слова: экономика совместного потребления, долевая экономика, экономические школы, институционализм
JEL-классификация: F00, F01, F02
Введение
Актуальность. Экономика совместного потребления как модель взаимодействия людей не является новой категорией, вместе с тем интерес научного сообщества к исследованию данной темы начал активизироваться начиная с 2000-х годов, что вызвано, по нашему мнению, с одной стороны, стремительным ее ростом, а с другой многообразием и постоянной трансформацией форм взаимодействия участников долевой экономики. Вместе с тем, несмотря на рост публикаций, на настоящий момент в научной литературе не выработан единый теоретический подход ни к понятию «экономики совместного потребления», ни к его содержанию. Кроме того, лишь единичные исследования рассматривают данную форму взаимодействия в контексте научных направлений в экономической теории. Все это определяет актуальность темы данной статьи.
Литературный обзор. Теоретическому осмыслению понятия «экономики совместного потребления» посвящены работы таких зарубежных и отечественных авторов, как Р. Воан [31], Р. Белк [25], Дж. Оуян [30], Попов Е.В. [16], Сагинова О.В. [18], Абсалямов Т.Б. [1] и другие.
Теоретические аспекты личного потребления представлены в трудах классиков Д. Рикардо [17], А. Смита [22], С. Сисмонди [21], и др.; маржиналистов Е. Бем-Баверка [4], У. Джевонса [9] и др.; неоклассиков П. Самуэльсона [20], А. Маршала [14], Л. Вальраса [6] и др.; институционалистов и экономистов современной экономической теории Г. Беккера [3], Г. Саймона [19], Т. Веблена [7], Иозеф Шумпетера [24], Л. Мизеса [15], Дж. Гэлбрейта [8], Дж. Кейнса [2], Ф. Модильяни [5], Джеймс Стембл Дьюзенберри [26] и др.
Научный пробел объясняется отсутствием в научной литературе единого подхода к определению экономики совместного потребления и ее принадлежности к выделенной школе или направлению экономической теории.
Цель исследования. Целью данной статьи является определение направления экономической теории, наиболее близко объясняющего экономику совместного потребления, через рассмотрение их взглядов во взаимосвязи с ключевыми характеризующими экономику совместного потребления особенностями.
Научная новизна. Научная новизна исследования заключается в уточнении ключевых характеристик экономики совместного потребления в сравнении с основными научными подходами к потреблению индивидуумов с фокусировкой на инстуциональной экономической теории как основном направлении теоретического рассмотрения исследуемой категории.
Авторская гипотеза. Авторская гипотеза заключается в том, что среди имеющихся теоретических направлений институционализм является наиболее подходящей концепцией для объяснения категории «экономика совместного потребления». Однако необходимы расширение взглядов данной школы с учетом современных процессов развития личного потребления, усиление исследований междисциплинарным подходом и интеграция с другими научными школами.
Методология. Методология исследования основывается на теоретических концепциях, представленной в научной литературе, опираясь на классические методы: диалектический, логический, научных обобщений.
Основная часть
Представители классической, неоклассической и маржиналистской школы экономической науки внесли существенный вклад в изучение личного потребления.
Классическая школа экономической науки не выделяла потребление в самостоятельную категорию при исследовании вопросов потребления, считая его частью воспроизводственной системы. Определяющими потребление элементами по мнению данного направления являются доходы индивидуума и цена продукции, при этом индивидуальные предпочтения потребителей и их поведенческие особенности остаются за пределами их исследования.
Неоклассическая школа уже обращает внимание на личные предпочтения и значимость информации в потребительском поведении индивидуумов, допуская способность индивидуума к принятию оптимального решения среди имеющихся альтернатив благодаря обладанию полнотой данных. Предельная полезность товара, по мнению неоклассиков, зависит от имеющихся ресурсов и цены блага. Отметим, что культурные и социальные факторы не включались в их анализ.
Усиление роли поведенческих мотивов индивидуумов при анализе потребительской активности произошло в рамках маржинализма, представители которого обратили внимание на предельную полезность блага и степень удовлетворенности потребности человека. В рамках данной школы произошло повышение роли потребления в системе воспроизводства благ. Вместе с тем стоит отметить, что исследования маржиналистов не уделяли достаточного внимания на участие общественных отношений в исследуемой категории.
По мере развития общества, технологий, процессов глобализации, распространения интернета, появления новых форм коммуникаций изменилось и сознание людей, которые все больше обращались к потреблению не только для удовлетворения базовых потребностей, но и для удовольствия, впечатлений, самовыражения, демонстрации социального статуса и других мотивов. Доступ людей к огромному объему информации, возможностям сравнить предлагаемые на рынке альтернативы, упрощение форм социального взаимодействия естественным образом способствовали развитию новых форм потребления, включая экономику совместного потребления. В этой системе координации взаимодействия участников потребительской деятельности значимую роль приобретают институты, вследствие чего институционализм заслуживает особое внимание при исследовании проблематики потребления на современном этапе.
Сравнительная таблица основных подходов к потреблению в различных направлениях экономической теории и характеристики экономики совместного потребления представлена в таблице 1.
Таблица 1
Основные подходы к потреблению в различных направлениях экономической теории и ключевые характеристики экономики совместного потребления
Классики
|
Маржиналисты
|
Неоклассики
|
Институционалисты
|
Экономика
совместного потребления
|
– свободный доступ к
информации и способность к ее идеальной обработке;
– экономические субъекты рациональны в оценке выгод от товара и услуги; – соотношение спроса и предложения достигает точки равновесия; – производство определяет потребление; – производительное потребление – затраты для поддержания производительных сил человеческого капитала; – физическое уничтожение/изнашивание блага в процессе потребления; – полезность товара – как субъективные оценки экономических субъектов, так и способность блага удовлетворять потребности |
– рациональное
потребительское поведение индивидуумов – полезность;
– цена определяется полезностью блага через субъективную оценку потребителя, а не издержки производства; – максимизация удовлетворения от потребления; – определение блага не как удовлетворение необходимых для продолжения жизнедеятельности потребностей, а как наслаждение, получаемое человеком при потреблении [12, c. 69] |
– «основной фактор, влияющий на потребление
–преимущественно цена, которая, в свою очередь, определяется предельной
полезностью блага;
– идея полной рациональности поведения индивидуума, обладающего полной информацией об имеющихся возможностях, выгодах и издержках; – наличие устойчивой взаимосвязи между ценой, спросом и предложением; – допущение полноты информации у потребителя и его способностей анализа данной информации и пользования ею; – снижение роли субъективных психологических факторов при определении полезности; – ограниченность ресурсов (доходов) потребителей и неравномерность распределения доходов» [13, c.251 в обществе как основные ограничивающие потребление факторы |
– особое
внимание роли институтов в организации экономической жизни общества;
– информационная асимметрия на рынке; – ограниченная рациональность при принятии экономическими субъектами решения; – ценность блага определяется степенью удовлетворения потребностей; – влияние социальных и психологических факторов (стремление к почету, традиции, социальные нормы и т. д.); – потребление – не только сугубо индивидуальный процесс, но и связанный с жизнедеятельностью общества, которое оказывает основное влияние на процесс формирования предпочтений, вкусов и привычек индивидуума; – потребление не только с целью удовлетворения потребностей, но и для демонстрации социального статуса |
– ключевая
роль институтов при регулировании и организации
процессов совместного потребления; – информационная асимметрия (переизбыток/неполнота информации), неопределенность качества товара/услуги; – сложности в обработке большого объема информации и принятии оптимального решения; – ограниченная рациональность; – стимулирование потребления через онлайн-площадки; – идея уменьшения потребления вследствие совместного пользования благами; – взаимодействие заключается в совместном использовании полезных свойств благ посредством репутационных и платежных сервисов онлайн-платформ; – монетизация возможна как за счет встречного представления, так и за счет расширения сети пользователей, количества использований, дополнительных опций; – обязательное вовлечение в сетевое сообщество (обязательная авторизация) [11, c. 48]; – совместное потребление товаров не способствует пропорциональному росту производства товарной массы, как при традиционном потреблении; – рейтинговая система как инструмент обеспечения действенной конкуренции и контроля качества |
В свете цифровизации всех сфер жизнедеятельности общества ключевым ресурсом сегодня становится информация, широкое распределение и использование которой осуществляется благодаря саморегулируемым и самоорганизующимся цифровым структурам (онлайн-платформам), «в результате чего происходит трансформация ранее существующих экономических институтов, а также создание новых, замещающих ранее действующие» [23, c.83].
Институционалисты в своих работах приняли во внимание рассмотренные неоклассиками основные факторы, влияющие на потребление, и дополнили их новыми, ранее не включаемыми в рассмотрение. Так, Г. Беккер [3] рассматривает личное потребление с позиций ограниченности бюджета и предпочтений индивидуума уже не в пользу того или иного блага, а сфер жизни, таких как здоровье, наслаждение, образование, престиж и т. д., что, по его мнению, позволяет создать более надежный фундамент для оценки потребительского поведения.
Беккер выделяет роль домохозяйства в качестве механизма, максимизирующего полезность благ, посредством производства новых благ в результате использования рыночных товаров/услуг и личного времени, что прослеживается и в деятельности участников экономики совместного потребления, например, в сферах транспортных услуг, аренды недвижимости.
Рациональность поведения потребителей попытался ограничить Г. Саймон [19], предложив теорию ограниченной рациональности. Саймон при создании своей модели опирался на ограниченность информации и способностей человека к ее получению, обработке, использованию, сохранению и воспроизводству. Помимо данных факторов полная рациональность человека также может быть ограничена различными социальными условиями, а также ценностными ориентирами в постановке целевых задач. Одной из отличительных характеристик экономики совместного потребления являются онлайн-агрегаторы, играющие центральную роль в обеспечении взаимодействия через предоставление равного доступа к информационным ресурсам как для поставщиков, так и потребителей. Вместе с тем, несмотря на доминирование на рынке крупнейших платформ, а также использование искусственного интеллекта при анализе большого массива данных, «информационная перезагрузка препятствует восприятию, обработке и выбору информации, что затрудняет принятие рациональных решений» [29, c. 46] для конечных пользователей. При оценке потребительского поведения Саймон считал важным не столько результат выявленных предпочтений индивидуума, сколько процесс принятия решений.
Т. Веблен [7], считающийся основателем институционализма, обращал внимание на необходимость принятия во внимание психологических и социальных факторов при изучении потребления, так как потребление благ не всегда связано с функциональной его полезностью либо потребностями индивида, но может быть вызвано иными составляющими. Веблен ввел в экономическую теорию понятие «демонстративное потребление», т. е. «использование потребления для доказательства обладания богатством», «как средство поддержания репутации [7, c. 141]».
Демонстративное потребление характерно для общества прежде всего «праздному» классу собственников, потребляющему блага, недоступные остальным слоям, и выставляющему процесс потребления на общественное обозрение, оно является «непроизводительным потреблением времени». Потребление более дорогих товаров символизирует принадлежность индивидуума к более богатым слоям, потребление же менее дорогих благ к более низким сословиям. Поэтому, средний класс и более низкие классы также стремятся к демонстративному потреблению, что приводит к нерациональному использованию их материальных ресурсов. Таким образом, Веблен указывает на скрытые мотивы потребительского поведения индивидуума, а именно соперничество, стремление к почету, к власти, к достижению успеха. При этом Веблен, в отличие от предшественников, принимает во внимание изменчивость вкусов людей.
Иозеф Шумпетер [24] также указывает на непостоянство человека, но уже не только в качестве потребителя, но и в целом в качестве экономического субъекта ввиду его склонности к обучению и изменчивости своих мотиваций. Рационализация поведения человека происходит по мнению Шумпетера под влиянием опыта тех или иных его действий.
Л. Мизес [15] же считает, что человек управляем своим прошлым опытом и сложившимися привычками при условии наличия удовлетворения, уровень которого потребитель и стремится повысить в процессе своего потребления. В обратном случае индивид подвергает свои же шаблоны поведения изменениям. Мизес считал, что уровень удовлетворения может быть определен только самим человеком.
Помимо удовлетворенности результатом на процесс потребления Мизес [15] также отмечает и влияние внешних факторов, таких как традиции и обычаи, религиозные убеждения, мода и т. д. Ученый признает за потребителями определяющую производство роль: проявленными предпочтениями в процессе потребления они обуславливают объемы производства, ассортимент и качество товаров.
Дж. Гэлбрейт [8] считал, что потребление необходимо рассматривать в контексте жизнедеятельности общества, домашнего хозяйства и индивидуума. В этом смысле он критикует неоклассический подход к потреблению, рассматривавший потребление как процесс сугубо индивидуальный.
По мере роста доходов потребление становится более обременительным процессом в связи с увеличением связанных с содержанием и обслуживанием имеющихся товаров процессов: уборка дома, обслуживание автомобиля и т. д. С ростом потребления растет и сфера услуг в связи с необходимостью обслуживать связанные с потреблением процессы. Субъективное же отношение индивидуумов к потреблению как источнику счастья формируется в сознании людей, по мнению ученого, при помощи рекламы и иных рыночных инструментов. Именно снижение либо исключение расходов на содержание имущества онлайн-агрегаторы выделяют в числе основных плюсов участия в экономике совместного потребления.
И Дж. Кейнс [2] и Ф. Модильяни [5, c.611] обуславливали изменения в модели потребления уровнем дохода. Кейнс считал, что структура потребления индивидуума меняется по мере изменения уровня его доходов и структуры расходов. Чем выше доход потребителя, тем большую часть в его структуре начинают занимать товары длительного пользования, что подразумевает увеличение доли накоплений в системе использования доходов. Модильяни же обуславливал потребление не только текущими, но и ожидаемыми доходами индивидуума на протяжении его жизни исходя из ожидаемой ее продолжительности. Поведение индивидуумов в отношении сбережений, а также заемных средств, призванных компенсировать недостаточность доходов в определенном периоде, экономист объясняет неустойчивостью уровня доходов в долгосрочной перспективе.
Дальнейшее развитие экономической теории в отношении потребления происходит под влиянием уровня и качества жизни индивидуумов, прежде всего в развитых странах. Во второй половине XX века возросший уровень доходов работников позволил большей части населения потреблять товары не первой необходимости, а также услуги, такие как отдых и т. д. Наметившаяся тенденция максимизации потребления посредством формирования потребности населения к потреблению, а также постоянной трансформации вкусов индивидуумов при помощи моды, представлений об образе жизни, стандартов внешности и т.д., стало источником неограниченного роста капитала. Потребление рассматривается экономистами уже как сложное сочетание экономических, психологических и социальных факторов.
Джеймс Стембл Дьюзенберри [26] отказывается от излишней индивидуализации потребительского поведения индивидуума, считая его скорее проявлением массового образца потребления в рамках определенной социальной группы, на которую ориентирован потребитель. Доход играет весьма умеренную роль при формировании потребления, основным фактором, влияющим на рост спроса, является, по мнению ученого, демонстрационный эффект, заставляющий соответствовать принятым в определенных слоях общества стандартам потребления и образу жизни. Уровень потребления, таким образом, становится одним из атрибутов социального статуса.
На основании вышесказанного мы рассматриваем институционализм одним из наиболее подходящих подходов для объяснения процессов экономики совместного потребления по нескольким причинам:
во-первых, необходимо отметить важную роль институтов в формировании и регулировании процессов взаимодействия участников в рамках экономики совместного потребления. Они определяют правила и нормы, которые регулируют взаимодействие между участниками рынка, а также предоставляют механизмы для разрешения спорных моментов и защиты прав участников;
во-вторых, институционализм позволяет учитывать социокультурные, политические и исторические факторы, которые влияют на экономические отношения и поведение участников рынка. Это особенно важно в случае экономики совместного потребления, так как здесь участники могут иметь различные мотивы и ценности, которые влияют на их решения и предпочтения;
в-третьих, одним из основных принципов институционализма является учет исторического контекста и эволюции институтов. В случае экономики совместного потребления, это означает учет исторических изменений в отношении потребителей к совместному потреблению и развитию соответствующих институтов.
Выводы
Как мы отметили выше, институционализм является важным теоретическим инструментом для исследования процессов долевой экономики. Вместе с тем, последние десятилетия и цифровая трансформация жизнедеятельности общества внесли новые теоретические обоснования процессов потребления, что ведет к появлению новых направлений и школ, повышению интереса научного сообщества к междисциплинарным исследованиям.
На наш взгляд, в целях формирования теоретических инструментов, учитывающих особенности экономики совместного потребления, необходимо, во-первых, продолжать усиливать анализ современных потребительских процессов с учетом таких аспектов, как изменения в структуре населения, глобализация, технологический прогресс, изменения в экологии и другие, что позволит определить трансформирующиеся тенденции в исследуемой категории и их влияние на экономику в целом; во-вторых, провести интеграцию новых современных исследований, теорий и основных школ экономической науки, что позволит более полно объяснить современные экономические процессы; в-третьих, усиливать междисциплинарный подход, интеграцию с другими науками, что позволит более комплексно объяснить развитие экономики и более точно прогнозировать ее расширение с учетом развития технологий, интеллектуального анализа данных, психологических, экологических и других факторов.
Источники:
2. Автономов B.C. Человек в зеркале экономической теории, краткая история «экономического человека» от А.Смита до Дж.М.Кейнса // Новое поколение. – 1996. – № 2.
3. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории. - М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 672 c.
4. Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. Библиотека экономической и деловой литературы. [Электронный ресурс]. URL: http:URL//ek-lit.agava.ru/bbsod.htm (дата обращения: 10.08.2021).
5. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. / Пер. с англ., 4-е изд. - М.: Дело ЛТД, 1994. – 489 c.
6. Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии. - М.: Изограф, 2000. – 448 c.
7. Веблен Т.Б. Теория праздного класса. - М.: Прогресс, 1984. – 141 c.
8. Гэлбрейт Джон Кеннет Экономические теории и цели общества. Библиотека экономической и деловой литературы. [Электронный ресурс]. URL: http://ek-Iit.agava.ru/glbsocl.him (дата обращения: 15.07.2021).
9. Джевонс У.С. Краткое сообщение об общей математической теории политической экономии. / Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. Т.1. Под ред. В,М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 2000. – 67–69 c.
10. Иштирякова Л.Х., Зайнуллина М.Р. Трансформация потребления в контексте исторической эволюции // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 2(51). – c. 124-128. – doi: 10.25683/VOLBI.2020.51.216.
11. Иштирякова, Л. Х. Экономика совместного потребления как драйвер социально-экономического развития территории (на примере рынка автотранспортных услуг): диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Иштирякова Лейсан Хабировна, 2023. – 235 с. – EDN: KKDCJC
12. Иштирякова Л. Х. Особенности маржиналистского подхода к личному потреблению // Государство, общество, личность: история и современность: Сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Пенза, 21–22 апреля 2023 года / Под научной редакцией А.В. Яшина, Н.В. Цвяткова, А.А. Грачева, Н.И Свечникова. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет. Пенза, 2023. – c. 67-71.
13. Иштирякова Л. Х. Неоклассический подход к личному потреблению // Вызовы глобализации и развитие цифрового общества в условиях новой реальности: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Москва, 24 апреля 2023 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство АЛЕФ". Москва, 2023. – c. 249-251.
14. Маршалл А. Принципы экономической науки. - М.: Прогресс, 1993. – 345 c.
15. Мизес Л. Человеческая деятельность. Московский Либертариум. [Электронный ресурс]. URL: http://www.Iibertarium.ru/libertarium/humanact (дата обращения: 15.07.2020).
16. Попов Е.В. Институциональное обеспечение долевой экономики в развитии городской среды // Journal of Institutional Studies. – 2019. – № 2. – c. 44-59.
17. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. - Петрозаводск: Петроком, 1993. – 75 – 153 c.
18. Сагинова О.В. Ценина Е.В., Сагинов Ю.Л. Ценности устойчивого развития в экономике совместного потребления // IX Междунар. молодежный симпозиум по управлению, экономике и финансам: сб. науч. трудов. – Казань: К(П)ФУ. Казань, 2020. – c. 401–405.
19. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления. THESIS. вып. 3. [Электронный ресурс]. URL: https://igiti.hse.ru/data/003/314/1234/3_1_2Simon.pdf (дата обращения: 20.02.2024).
20. Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. - М.: Вильямс, 2014. – 1360 c.
21. Сисмонди Ж.С. Новые начала политической экономии или о богатстве в его отношении к народонаселению. - М.: Соцэкгиз, 1937. – 242 c.
22. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - Петрозаводск: Петроком, 1993. – 320 c.
23. Шкодинский С.В., Надысева Д.М. Исследование роли экономических институтов в условиях цифровой экономики: теоретико-методологические подходы // Вестник Академии права и управления. – 2019. – № 2(55). – c. 83-89.
24. Шумпетер И. Капитализм, социализм и демократия. Библиотека экономической и деловой литературы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ek-lit.org/shumsod1.htm (дата обращения: 02.02.2023).
25. Belk R. You are What you Can Access: Sharing and Collaborative Consumption Online // Journal of Business Research. – 2014. – № 8. – p. 1595–1600.
26. Duesenberry J. Human Development Report. – 1998. – с. 39. [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/files/research/human-development-index/Human_Development_Report_1998.pdf, с. 39 (дата обращения: 21.12.2021).
27. Fraiberger S., Sundararajan A. Peer-to-Peer Rental Markets in the Sharing Economy. - New York: NYU Stern School of Business Research Paper, 2015.
28. Ishtiryakova L., Zainullina M. Preconditions of emergence and development of sharing economy: Theoretical and civilizational approaches // Journal of Advanced Research in Law and Economics. – 2020. – № 3(49). – p. 850-855. – doi: 10.14505/jarle.v11.3(49).18.
29. Raqamli iqtisodiyot sharoitidа axborot kamchiliklari va institutsional cheklovlarni bartaraf etish, Iqtisodiyot va taʼlim, [S. l.], v. 24, n. 5, p. 45–50, 2023. DOI: 10.55439/ECED/vol24_iss5/%x. Режим доступа: https://cedr.tsue.uz/index.php/journal/article/view/1260. Дата обращения: 13.02.2024
30. Owyang J., Samuel A. The New Rules of the Collaborative Economy, – 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.visioncritical.com/wp-content/uploads/2015/11/collaborative-economy-report.pdf (дата обращения: 10.02.2023).
31. Vaughan R., Daverio R. Assessing the Size and Presence of the Collaborative Economy in Europe. PwC UK, 2016. – 42 р. [Электронный ресурс]. URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/2acb7619-b544-11e7-837e-01aa75ed71a1 (дата обращения: 05.06.2023).
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:58:38