Формирование экономики совместного потребления как самостоятельной отрасли хозяйствования в концепции взаимосвязей с новой институциональной экономической теорией
Терещенко Н.Н.1, Яброва О.А.1, Ананина Р.Ф.1
1 Сибирский федеральный университет, Россия, Красноярск
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 8 (Август 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54604781
Аннотация:
В статье представлены результаты исследования, заключающегося в сравнении новой институциональной экономической теории и экономики совместного потребления на общенаучном уровне познания эко-номических явлений и процессов.
Представлена обоснованность изучения экономики совместного по-требления в целях понимания особенностей функционирования данной от-расли хозяйствования и разработки оптимальных стратегий и практических решений. Кроме того, исследование экономических аспектов совместного потребления способствует развитию более эффективной и устойчивой экономики, что является важным фактором в настоящее время.
Отмечается полемический аспект научных взглядов на формирование экономики совместного потребления в структуре новой институциональной экономической теории через логично-описательный подход с использованием комплекса методов (дедукция, анализ, сравнение, сопоставление).
В результате изучения теоретических основ экономики совместного потребления создается общенаучное понимание базиса ее формирования при структурной взаимосвязи с новой институциональной экономической теорией. Представленные взгляды на генезис рассматриваемой отрасли хозяйствования позволяют расширить фундаментальный базис основных положений и предопределяют дальнейшие направления исследования: роль экономики совместного потребления в экономических отношениях, принципы и подходы к оценке результативности ее функционирования.
Ключевые слова: новая институциональная экономическая теория, товар, услуга, цифровые технологии, экономика совместного потребления
JEL-классификация: A10, O31 O33
Введение
Формирование новых экономических учений и форм взаимодействия в условиях глобализации и цифровизации становится неотъемлемой частью эволюционирования хозяйственных отношений как на микро-, так и на макроуровне. Понимание основополагающих понятий экономики совместного потребления, форм проявления в комплексе с изучением ее генезиса обуславливает актуальность обозначения принципиального изменения потребительского поведения в структуре новой институциональной экономической теории.
Фундаментальный базис экономики совместного потребления заложен на этапе развития новой институциональной экономической теории. Положения, основанные на идеях существования социальных институтов в трудах Т. Веблена [13], тождественны с пониманием электронной платформы совместного потребления как самостоятельной генерирующейся общности с набором социальных связей. Рассматриваемые взаимоотношения регулируются специальными инструментами (пользовательские соглашения, системы обратной связи), а также имеют управляющий, координационный центр, важность которого подчеркивает Дж. Коммонс [12].
Развивая взгляды Дж. К. Гэлбрейта [4], отметим, что организация электронных платформ является сложной социотехнической системой с набором влияющих факторов, где ключевым элементом выступает техническая структура, состоящая из ресурсов, процессов и технологий, используемых для достижения поставленных целей.
Представленные положения об институтах и организационных формах позволили развиваться комплексу учений об экономических процессах с учетом цифровой составляющей компоненты, проявляясь в дальнейших научных изысканиях в теории потребления, цифровых платформ, теории цифрового потребления и экономике совместного потребления.
Несмотря на многочисленные междисциплинарные направления исследований, на данный момент существует необходимость понимания экономики совместного потребления и ответа на вопрос о ее генезисе, что обуславливает актуальность полемической определенности между моделью и отраслью.
Цель исследования заключается в определении ключевых взаимосвязей между новой институциональной экономической теорией и экономикой совместного потребления.
В этой связи, авторы предполагают, что экономика совместного потребления выступает самостоятельной отраслью хозяйствования с присущими характерными элементами.
Представленное исследование отличается научной новизной, так как предпринята попытка научного расширения познания основных положений экономики совместного потребления, которая осуществлялась с помощью комплекса методов (анализ, обобщение, сопоставление, сравнение, аналогия).
Генезис понятия «экономика совместного потребления». Исторические проявления совместного потребления.
При анализе категориального аппарата экономики совместного потребления было выявлено, что термин «совместное потребление» впервые употребляется в научном обороте при исследовании аренды автомобилей в 1978 году [2].
Обобщая взгляды, представленные в научных исследованиях, отметим, что рассматриваемый термин может иметь различный генезис, однако общим является то, что оно объединяет людей для достижения целей и удовлетворения потребностей. Например, для Жака Рансьера понятие «совместное потребление» связано с концепцией равной доступности к культурным благам и образованию, а для А.Н. Ильина – с избавлением от конкуренции и индивидуализма в обществе [7, 9].
Совместное потребление имеет давнюю историю. Примерами этого явления могут служить коллективные традиции, такие как общественные собрания, культурные праздники и т.п. Также совместное потребление может проявляться в общественных учреждениях, таких как библиотеки, музеи, парки и т.д. В настоящее время совместное потребление набирает популярность в рамках новых социальных практик, таких как совместное жилье, коворкинг, деливери-клубы, краудфандинг и др.
Также можно отметить развитие совместного потребления в сфере информации и технологий, где различные интернет-платформы, такие как «Бартер» и «Меняю», позволяют людям делиться ресурсами и услугами в режиме онлайн.
Совместное потребление определяется как предоставление товара или услуги нескольким людям одновременно, а не отдельному потребителю. Это может быть, например, совместная покупка вещей на специализированных сервисах, использование общественного транспорта, рабочего пространства. Основной принцип совместного потребления заключается в том, что все потребители платят только за свою часть использования товара или услуги, что позволяет снизить расходы на приобретение или использование ресурсов.
Таким образом, понятие «совместное потребление» имеет множество исторических и современных проявлений и может быть связано с различными социально-экономическими и культурными факторами в разных странах и эпохах.
Ключевые предпосылки к появлению экономики совместного потребления.
Представленные основы совместного потребления дали возможность к формированию в отдельной отрасли хозяйствования (sharing economy – впервые термин был использован профессором Л. Лессигом в 2008 г.), концепцию которой привели и обосновали Р. Ботсман и Р. Роджерс: кооперативы, коллективы и коммуны обновляются и превращаются в привлекательные и ценные формы сотрудничества и сообщества, называемые совместным потреблением. Сотрудничество, лежащее в основе совместного потребления, может быть локальным и очным или использовать интернет для объединения, формирования группы, чтобы создать одноранговые взаимодействия «многие ко многим» [1].
Основой эволюции экономики совместного потребления и ее развития являются электронные платформы, которые генерируют экономические и управленческие отношения как внутри социальных групп, так и формируя новые формы взаимодействий.
Вызовы, встающие перед глобальной экономикой, дают возможности для развития и роста объема различных форм экономики совместного потребления [10].
Объем транзакций на электронных платформах в Российской Федерации в 2020 г. составил около 1,07 трлн. руб. и возрос на 39% по сравнению с 2019 г.: с преобладанием С2С-продаж, P2P-услуг, каршеринга и карпулинга и краткосрочной аренды недвижимости [11].
Сопоставив мнения зарубежных и отечественных ученых [3, 5, 6, 8], определим, что цифровая открытость и взаимодействие, желание использовать собственность и покупать товары по более низкой цене – ключевые предпосылки к появлению экономики совместного потребления, базисом которой выступают экономические взаимодействия на основе платформизации.
Важно отметить наличие нескольких предпосылок появления экономики совместного потребления в структуре экономических отношений, заключающихся в следующем:
1. Развитие цифровых технологий. Современные технологии позволяют упростить и расширить способы совместной потребительской деятельности.
2. Реализация экономических отношений в формате онлайн. Растущая популярность интернет-сервисов облегчает процесс организации и нахождения групп потребителей.
3. Развитие заинтересованности в укреплении экологии и поддержке развития местных сообществ. Это повышает потребность в формировании сообществ, уделяющих внимание состоянию окружающей среды и поддерживающих населенный пункт.
4. Появление людей, заинтересованных в мастерстве и навыках. Растущее количество людей, желающих в максимальной степени развиться в том, что им интересно, приводит к созданию разных форм совместных платформ и искусства обмена опытом.
При этом, необходимо отметить, что экономика совместного потребления может быть ограничена в случаях острой конкуренции на одних и тех же рынках. Ожидания от совместного потребления не всегда соответствуют реальности. Также, вид услуг может ограничиваться общими интересами группы, что значительно сужает возможности для индивидуальной покупки.
Представленный комплекс фундаментальных основ экономики совместного потребления позволяет определить перспективы ее развития в России при действующих экономических отношениях, к числу которых отнесем:
- увеличение числа людей, живущих в городах за счет роста рождаемости и внутренней миграции. Городское население все больше нуждается в удобствах, которые могут предложить платформы совместного потребления.
- рост числа туристов на внутреннем рынке страны, которые предпочитают арендовать жилье через электронные платформы, а не жить в гостиницах.
- увеличение числа миллениалов, которые стремятся к владению вещами, а не их покупке. Это стимулирует развитие секторов совместно используемых автомобилей, велосипедов и других видов транспорта.
- увеличение числа людей, которые желают заниматься экологическим бизнесом. Плюсы совместно используемых услуг в этой сфере очевидны – уменьшение отходов и повышение эффективности использования ресурсов.
- современные технологии, которые упрощают доступ к услугам совместного потребления. Это крайне удобно для пользователей, которые могут легко находить и сравнивать услуги.
Экономика совместного потребления продолжит развиваться в России и мире, причем распространение этого рынка будет поддерживаться многими факторами. А значит, есть все шансы на то, что сфера шеринга станет одним из основных направлений развития экономики в ближайшие годы.
Тем самым, экономика совместного потребления имеет характеристики, присущие отдельной отрасли, являясь частью хозяйственной системы: формы проявления по видам деятельности (каршеринг, карпулинг, коворкинг, райдшеринг, совместные закупки и др.), производственная и торгово-посредническая инфраструктура (различные цепочки товародвижения и создания стоимости), единство выполняемых функций и обязательное наличие цифровых технологий.
Следовательно, используя метод сравнения, было установлено, что экономика совместного потребления не является моделью, а рассматривается шире в структуре научного познания с позиции ее роли в глобальных экономических отношениях, где необходимо определить структурную взаимосвязь с предпосылками и экономическими инструментами.
Взаимосвязь между экономикой совместного потребления и новой институциональной экономической теорией.
Новая институциональная экономическая теория фокусируется на различных аспектах (теория транзакционных издержек, теория правовых правил и институтов, теория собственности и контроля ресурсов), в основе которых находится изучение изменений институтов с точки зрения их влияния на экономику.
В рамках концепции новой институциональной экономической теории, используя метод аналогии, отметим, что электронная платформа рассматривается как социальный институт с определенными взаимосвязями, участниками, правилам реализации экономических отношений. Здесь происходит генерация новых форм взаимодействий, развитие функций управления, создание коллабораций и продвижение товаров или услуг во главе с управляющими центрами.
В этой связи, совместное потребление и новая институциональная экономическая теория имеют ряд общих положений и взаимосвязей, где первая стремится объяснить, как институты и организационные формы влияют на экономические процессы, а совместное потребление, в свою очередь, является формой экономической деятельности, которая тесно связана с организационной структурой и способом сотрудничества между людьми.
Одной из основных идей новой институциональной экономической теории является то, что институты и организационные формы могут оказывать решающее влияние на эффективность экономического процесса и способствовать расширению возможности людей для достижения своих целей. В свою очередь, совместное потребление также может быть рассмотрено как часть института или организационной структуры, которая удовлетворяет потребности людей в потреблении товаров и услуг. В этом контексте электронная платформа является организующейся системой с совокупностью характерных элементов.
Заключение
В результате проведенного исследования можно выделить несколько основных аспектов взаимосвязи между новой институциональной экономической теорией и экономикой совместного потребления.
Во-первых, новая институциональная экономическая теория выявляет роль институтов в формировании и развитии совместного потребления как способа координации действий разных людей. Важно, чтобы организационная структура совместного потребления была эффективной и устойчивой, а люди могли доверять друг другу и работать вместе для достижения общих целей.
Во-вторых, новая институциональная экономическая теория обращает внимание на роль прав и правовых институтов в регулировании совместного потребления. Это может быть важно для защиты прав и интересов участников, а также для предотвращения возможных конфликтов или споров.
Наконец, в-третьих, новая институциональная экономическая теория раскрывает потенциал совместного потребления в социальном и экономическом развитии. Совместное потребление может быть рассмотрено как форма социально-экономической организации, которая может способствовать улучшению общественной жизни, развитию местных сообществ, улучшению доступности товаров и услуг и уменьшению социального неравенства.
Интересна точка зрения, отражающая возникновение посреднической экономики, которое обусловлено способностью продавать сокращение трансакционных издержек, открывающее возможность взаимовыгодного обмена товарами, услугами и видами деятельности, которые до этого даже не воспринимались как коммерческие [8].
Таким образом, новая институциональная экономическая теория и экономика совместного потребления имеют множество общих положений и взаимосвязей, благодаря которым возможно эффективное развитие организационных структур и форм сотрудничества в экономике. Важно учитывать эти связи и использовать их для обеспечения стабильного социально-экономического развития.
Источники:
2. Felson M., Spaeth J. L. Community structure and collaborative consumption: a routine activity approach // American Behavioral Scientist. – 1987. – № 21 (4). – p. 614–624.
3. Александров Ю.Л., Терещенко Н.Н., Ананина Р.Ф. Основы экономики совместного потребления при организации взаимодействия в условиях образовательной вертикали // Креативная экономика. – 2022. – № 4. – c. 1385-1396.
4. Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. - М.: Эксмо, 2008. – 1200 c.
5. Гимранов Г.А. Влияние экономики совместного потребления на трансакционные издержки // Kant. – 2019. – № 2. – c. 47–50.
6. Грунина О.А. Концепция развития региональной потребительской кооперации. / монография / Ю.В. Абрамов, И.А. Глебова, О.А. Грунина и др. - Toruń: Towarzystwo Naukowe Organizacji i Kierowania, 2021. – 214 c.
7. Ильин А.Н. Культура общества массового потребления: критическое осмысление. / монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. – 208 c.
8. Мангер М. Завтра 3.0. Трансакционные издержки и экономика совместного использования. / пер. с англ. Ю. Каптуревского; под науч. ред. С. Щукиной; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. – 256 c.
9. Рансьер Ж. На краю политического. / Пер. с франц. Б. М.Скуратова. - М.: Праксис, 2006. – 240 c.
10. Сочнева Е.Н., Дудина С.П., Жуков М.Ю., Старова О.В., Кравцов Д.И. Эффективные бизнес-модели в сфере потребительской кооперации // Экономика, предпринимательство и право. – № 8.
11. Экономика совместного потребления в России 2020. Испытание на прочность. Отчет ТИАР-Центра. [Электронный ресурс]. URL: https://raec.ru/upload/files/raec-sharing-economy-2020.pdf (дата обращения: 26.06.2023).
12. Commons J. The Legal Foundations of Capitalism. - N.Y.: McMillan, 1924. – 77 p.
13. Veblen T. The Theory of the Leisure Class. Project Gutenberg's. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gutenberg.org/files/833/833-h/833-h.htm (дата обращения: 29.09.2022).
Страница обновлена: 02.12.2024 в 10:52:03