Модель организации совместных закупок как формы услуг в кооперационно-сетевых взаимодействиях и разработка механизма совершенствования
Ананина Р.Ф.1, Куимов В.В.1
1 Сибирский федеральный университет, Россия, Красноярск
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 12 (Декабрь 2021)
Цитировать:
Ананина Р.Ф., Куимов В.В. Модель организации совместных закупок как формы услуг в кооперационно-сетевых взаимодействиях и разработка механизма совершенствования // Креативная экономика. – 2021. – Том 15. – № 12. – С. 4725-4734. – doi: 10.18334/ce.15.12.113855.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=47995219
Цитирований: 1 по состоянию на 07.08.2023
Аннотация:
В статье представлены результаты апробации авторского алгоритма оценки организации совместных закупок как формы услуг, в результате чего была спроектирована модель, учитывающая структурные элементы, входящие в экосистему платформенных отношений.
Автором были развиты теоретические положения организации совместных закупок: представлены собственные определения и уточнения, а также введены в оборот самостоятельные научные дефиниции.
Моделирование организации совместных закупок являлось основой при разработке авторского механизма совершенствования, способствующего развитию методологических положений исследуемого вопроса.
Ключевые слова: индустрия 4.0, механизм совершенствования, совместные закупки, торгово-экономические отношения, услуги, цифровая трансформация, экосистемы, электронная платформа
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, Правительства Красноярского края и Красноярского краевого фонда науки в рамках научного проекта № 20-410-242916.
JEL-классификация: M11, M21, O31, L81, L86
Введение
Пандемия как драйв-фактор ознаменовала все больший рост электронной коммерции, особенно в части развития дистанционной купли-продажи товаров с помощью различных платформенных инструментов и приложений. Понижение роли классических посреднических отношений, повышение прозрачности торгово-экономических операций, увеличение скорости товарного сбыта от производителя к конечному потребителю – реальность, обусловленная действием четвертой промышленной революции.
Тенденции Индустрии 4.0 проявляются в развитии сложных экосистем, действующих в банковской сфере, государственных и муниципальных услугах, доставке еды и товаров, передвижении и др. Услуги оказываются в режиме реального времени, мгновенно оплачиваясь и документально подтверждаясь [6–9] (Zakharov, Trofimov, Frolov et al., 2019; Kostin, Berezovskaya, 2019; Polyakov, 2019; Fedorova, Syrovatkina, 2019) в условиях различных экосистем.
Классическая схема товарного обращения «деньги – товар – деньги’» трансформировалась под действием цифровых технологий, исключая обширные посреднические связи: производители работают в условиях электронных платформ, выкладывая товар на цифровую витрину собственного производства, где покупатели выбирают и приобретают его.
В таких экономико-цифровых отношениях посредником выступает не розничный магазин, а электронная платформа или куратор кооперационного сообщества потребителей.
Потребители, объединяясь, формируют кооперационное сообщество в условиях электронной платформы, на которой организатор выступает посредником за комиссионное вознаграждение, оказывая услуги по информационному сопровождению при выборе и передаче товаров. Такая форма услуг трактуется нами как совместные закупки, организованные в кооперационно-сетевых взаимодействиях.
Организация совместных закупок является многоуровневым процессом, но при этом осуществляется в условиях одноранговой экономики. В этой связи представляются актуальными ее оценка и разработка механизма совершенствования ввиду отсутствия комплексных подходов к исследованию в научной среде.
Методологические аспекты исследования
При исследовании совместных закупок разрабатывался и апробировался авторский алгоритм оценки их организации на основе поэтапного комплексного изучения с помощью общенаучных и специальных методов – наблюдения, сравнения, сопоставления, корреляционно-регрессионного анализа, моделирования [2] (Ananina, Kuimov, 2019).
Применение комплексного подхода обусловлено необходимостью учета факторов влияния, а также возможностью ориентации на функционально-средовое пространство при организации совместных закупок.
Наряду с комплексным подходом учитывался функционально-средовой, предполагающий исследование функций управления, этапов организации, взаимодействующих элементов в сети и кооперационных сообществах.
В результате разработки авторского алгоритма были развиты теоретические положения организации совместных закупок, подтверждающие необходимость учета принципов открытости и контактирования, которые влияют на общий сетевой эффект с элементами синергии.
Принципы открытости и контактирования анализировались в системе функций управления – планирования, мотивации, организации, контроля, что способствовало определению нежелательных явлений при организации совместных закупок в структуре кооперационно-сетевых взаимодействий и выявлению причинно-следственных связей.
Набор причинно-следственных связей позволил сформировать модели черных ящиков, демонстрирующих входные и выходные параметры с математическими зависимостями.
Представленные результаты были получены в ходе апробации авторского алгоритма оценки организации совместных закупок, который позволил сформировать модель со структурными элементами.
Базовые понятия и модель организации совместных закупок
Исследование мнений ученых о происхождении экономики совместного потребления и цифровых экосистем позволило выделить различия в терминологическом аппарате [10–12] (Hamari, Sjöklint, Ukkonen, 2016; Zervas, Proserpio, Byers, 2017; Zhang Lu, Sha Sha Fang, 2013).
Различие в терминологическом аппарате исследования при применении дефиниций «покупки» и «закупки» обусловлено тем, что употребление последних является более корректным, так как отражает всю сущность изучаемой формы услуг.
Закупка предполагает сбыт продукции производителем, при котором организатор электронной платформы предварительно оформляет единую заявку, сформированную по выборам потребителей платформы, объединившихся в кооперационное сообщество.
Таким образом, совместные закупки – это форма услуг в кооперационно-сетевых взаимодействиях, генерируемых различными участниками экономических отношений на взаимовыгодной основе посредством предприятия, управляющего электронной платформой [3] (Ananina, Kuimov, 2020).
На основе апробации авторского алгоритма оценки организации совместных закупок была спроектирована модель, учитывающая базовые характеристики ее структуры (рис. 1).
Рисунок 1. Модель организации совместных закупок как формы услуг в кооперационно-сетевых взаимодействиях
Источник: составлено авторами.
Совместные закупки как форма услуг трансформируются в экосистему, которая состоит из кооперационно-сетевых элементов (потребители, производители или оптовые поставщики, службы доставки, организаторы платформы, центры выдачи товаров, сотрудники управляющей организации), обладающих автономностью участия, и реализуют торгово-экономические отношения в своем виде деятельности.
Нами было введено авторское определение: организация совместных закупок – объединение акторов, участвующих при дистанционном заказе товаров в условиях кооперационно-сетевых взаимодействий, функционирующих внутри электронной платформы и оказывающих услуги по его сопровождению [3] (Ananina, Kuimov, 2020).
Таким образом, модель организации совместных закупок спроектирована с интеграцией участников кооперационно-сетевых взаимодействий, описывает возможные к оказанию услуги, а также включает особенности функционирования организации, управляющей электронной платформой.
Структура механизма совершенствования организации совместных закупок
Структура механизма и особенности его разработки представлены в источниках с позиций различных подходов [1, 5, 7] (Alenina, Gribanov, 2019; Eleneva, Andreev, Tszin Yuytszyao, 2019; Kostin, Berezovskaya, 2019). На основе апробации авторского алгоритма оценки организации совместных закупок была спроектирована модель, а также определены нежелательные явления – средний показатель открытости у одного из исследуемых объектов, отсутствие анонсированной миссии и задач функционирования, а также методологической базы к изучению данного вопроса.
В связи с этим механизм организации совместных закупок был разработан на основе применения функционально-средового и комплексного подходов, состоящих в изучении влияющих факторов внешней и внутренней среды, авторского алгоритма оценки, и обозначил миссию, цель, задачи, свойства услуг, принципы, функции, методы и инструменты (рис. 2).
Рисунок 2. Механизм совершенствования организации совместных закупок как формы услуг в кооперационно-сетевых взаимодействиях
Источник: составлено авторами.
Разработка авторского механизма совершенствования была направлена на возможное устранение нежелательных явлений в деятельности акторов совместных закупок, а также организации, управляющей электронной платформой, что свидетельствует об универсальном характере его применения.
Заключение
Отличительными характеристиками совместных закупок как формы услуг являются:
1) быстрый рост при присоединении новых участников экономических отношений;
2) отсутствие единого акцента на одном виде деятельности;
3) стремление к переходу основных процессов в обществе в цифровой формат.
Форум совместных закупок создается по модели прорывных инноваций, где изменением паттерна потребительского поведения становится заказ товаров через электронные каталоги с помощью организаторов. С течением времени происходит рост и присоединение новых структурных элементов (центров раздачи товаров, производителей и поставщиков, служб доставки), что приводит к цифровой трансформации – все взаимодействующие элементы образуют экосистему с предпринимательской средой.
Источники:
2. Ананина Р.Ф.. Куимов В.В. Методика оценки совместных закупок продовольственных товаров // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 3(104). – c. 997-1001.
3. Ананина Р.Ф., Куимов В.В. Организация совместных закупок как формы услуг в кооперационно-сетевых взаимодействиях. - М.: Первое экономическое издательство, 2020. – 244 c.
4. Днепров М.Ю., Михайлюк О.В. Цифровая экономика как новая экономическая категория // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1279-1294. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41249 .
5. Еленева Ю.Я., Андреев В.Н., Цзинь Юйцзяо Разработка подхода к обеспечению эффективности инвестиционных проектов, реализуемых в условиях сетевых структур // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 1371-1378. – doi: 10.18334/rp.20.5.40651 .
6. Захаров В.Я., Трофимов О.В., Фролов В.Г. и др. Механизмы интеграции и кооперации сложных экономических систем в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1341-1356. – doi: 10.18334/vinec.9.4.41283 .
7. Костин К.Б., Березовская А.А. Современные технологии цифровой экономики как драйвер роста мирового рынка товаров и услуг // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 455-480. – doi: 10.18334/eo.9.2.40511 .
8. Поляков Р.К. Эволюция транснациональных компаний: перспективы в эпоху «сетевой глобализации» // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 1. – c. 37-54. – doi: 10.18334/vinec.9.1.39737 .
9. Федорова О.И., Сыроваткина Т.Н. Сеть как форма взаимодействия субъектов экономики // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 1353-1362. – doi: 10.18334/eo.9.2.40737 .
10. Hamari J., Sjöklint M., Ukkonen A. The Sharing Economy: Why People Participate in Collaborative Consumption // Journal of the Association for Information Science and Technology. – 2016. – № 9. – p. 2047-2059. – doi: 10.1002/asi.23552.
11. Zervas G., Proserpio D., Byers W. The Rise of the Sharing Economy: Estimating the Impact of Airbnb on the Hotel Industry // Journal of Marketing Research. – 2017. – № 5. – p. 687-705.
12. Zhang Lu F., Sha Sha Fang Joint Purchase Service System Research Based on User Needs // Applied Mechanics and Materials. – 2013. – p. 1823-1826. – doi: 10.4028/www.scientific.net/AMM.423-426.1823.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:29:30