Исследование институциональной среды функционирования совместных предприятий в российском секторе возобновляемой энергетики
Дудник А.И.1, Конищев Е.С.1
1 Институт региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 12 (Декабрь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50350107
Аннотация:
Неотъемлемой частью трансформационного перехода к новой парадигме мировой энергетики выступает активное развитие сектора возобновляемой энергетики. Одним из основных драйверов развития технологий в отрасли альтернативной энергетики в России стал рост предприятий с иностранным участием, что обуславливает актуальность исследуемой темы. Цель работы заключалась в исследовании состава институциональной среды предприятий с иностранным участием, функционирующих в секторе возобновляемой энергетики. В работе были использованы общие экономические методы, в том числе сравнительного анализа, метод позитивного и нормативного анализа, статистический метод, метод научной абстракции. Авторами впервые была исследована институциональная среда международных совместных предприятий, функционирующих в секторе возобновляемой энергетики, выделены институты (регуляторные, финансовые, научно-техническое), оказывающие наибольшее влияние на функционирование предприятий с иностранным участием в отрасли. Выявлено, что для развития отрасли альтернативной энергетики в рамках энергетической системы, необходим синергетический подход, затрагивающий комплексное становление политических, экономических, правовых и научно-технических институтов отрасли. Статья представляет интерес как для научного сообщества, так как многие аспекты влияния институционального пространства на эффективность функционирования предприятий с иностранным участием не до конца изучены на сегодняшний день, так и для российских предпринимателей, вовлечённых в сектор возобновляющей энергетик, а также для зарубежных инвесторов, рассматривающих возможность потенциального участия в совместно предприятий
Ключевые слова: совместное предпринимательство, предприятия с иностранным участием, возобновляемая энергетика институциональная среда, институты, регуляторы, эффективность
JEL-классификация: F23, Q01, Q43, Q47
Введение
Основным катализатором трансформации мировой энергетической системы в сторону декарбонизации стало Парижское соглашение 2015 [1], основной целью которого стало регулирование мер по снижению содержания углекислого газа в атмосфере. В рамках реализации данного соглашения Министерство экономического развития Российской Федерации разработало стратегию долгосрочного развития страны с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года [2]. К перечню основных индикаторов реализацию стратегии по базовому сценарию среди прочих относится производство электроэнергии на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), индикатор которого к 2030 г. должен увеличиться в 22,7 раз, и в 45 раз по сравнению с базовым [2, с. 6]. Для реализации сбалансированного подхода к стратегическому планированию развития России с учетом обозначенных приоритетов целесообразно сосредоточить государственную политику в направлении технологического перехода от генерации на основе ископаемых видов топлива к низкоуглеродным и возобновляемым энергоресурсам, что сформирует новые тренды для инвестиций и создаст предпосылки для новых рынков ВИЭ, а также технологий и комплектующих для возобновляемых источников энергии, микроэнергетики, экспорта «зеленой» энергии. Испытывая недостаток технологий ВИЭ на российском рынке, обеспечение поставленной задачи технологического перехода невозможно без интеграции с ведущими мировыми акторами данной отрасли. Для этой цели особую актуальность приобретает механизм международного совместного предпринимательства. Между тем, на сегодняшний день еще не проводилось комплексных научных исследований по вопросу эффективности институционального пространства для предприятий с иностранным участие в секторе ВИЭ. Так, особый интерес представляет состава институциональной среды совместного предпринимательства с целью выявления проблемных институтов, препятствующих эффективному функционированию предприятия с иностранных участием на территории России. Авторская гипотеза исследования предполагает, что роль институциональной среды принимаемого государства в секторе возобновляемой энергетики является наиболее значимым фактором эффективности предприятий, что его внутренняя среда.
Обращаясь к методологии институциональной теории, совместная предпринимательская структура будет рассматриваться как отдельный экономический институт. Теоретические подходы к исследованию институциональной среды предпринимательства начали формироваться после появления институционального подхода при анализе экономических категорий и явлений такими учеными как Т. Веблер [3], Дж. Комонс [4], У. Митчел [5] еще в период конца XIX - XX. В дальнейшем проблематикой институциональной среды функционирования совместных предприятий отразилась в работах В. Бублик [5], Г Семеко [7], г. Багиев [8], В. Евтеев [9], Ю. Растопчина [10], Е. Смирнова [11], в также в монографии по модернизации институциональной среды функционирования совместных предприятий авторского коллектива О.К. Чунаева, И.В. Скоблякова, С.В. Романчин, Е.М. Семеноваа [12].
Чунаева О.К. определяет институциональный статус совместного предпринимательства как «институциональное закрепление положения и места совместных предприятий в правовой, социально-экономической, политической структуре общества, официально подтвержденное наличием разнообразных правил и норм организации деятельности таких предприятий» [12, с. 95].
Институциональная среда является краеугольным камнем окружающей среды предприятия. В рамках проводимого исследования под институциональной средой будет пониматься совокупность инфраструктурного обеспечения, способствующего созданию необходимых условий для эффективного функционирования совместных предпринимательских единиц с иностранным участием. По сути, она обеспечивает «движение экономической системы к своему равновесию» [13] или, другими словами, способствует устойчивому развитию бизнеса. Совокупность институциональных взаимосвязей, возникающих в процессе функционирования международного совместного предприятия схематично представлена на рисунке 1.
Рис. 1 - Парадигма отношений между международным совместным предприятием и обществом, детерминируемая особенностями институциональной среды
Источник: составлено автором
Институциональная среда совместного предпринимательства
Так, инфраструктура институционального пространства совместного предпринимательства сектора возобновляемой энергетики включает в себя: нормативно-правовую систему, систему поддержки, научно-технические институты, финансовые институты.
Системообразующей основа институциональной среды выступает государство, которое выполняет роль макро-институционального органа в процессе формирования институциональных отношений и условий функционирования предпринимательских субъектов. Стратегическая цель государства заключается в формировании и оптимальном использовании рационального сочетания институциональных структур, чтобы нивелировать возможные потери перед экономическими агентами, осуществляющими свою деятельность в более эффективном институциональном пространстве. Так, формирование благоприятной институциональной среды в значительной мере лежит в рамках компетенций государственных органов.
Архитектуру современной национальной институциональной среды совместного предпринимательства во многом определяют формальные институты государственного управления, которые представляют собой следующую систему государственного регулирования и стимулирования проекторов ВИЭ:
· Правительство РФ
· Министерство энергетики РФ
· ФГБУ Российское энергетическое агентство Минэнерго РФ
· Министерство промышленности и торговли РФ
· Министерство природных ресурсов и экологии РФ
· Министерство экономического развития РФ
· ФАС России
· ИНТЕР РАО ЕЭС России (осуществление экспорта-импорта электроэнергии)
· Саморегулируемая организации Ассоциация «НП Совет рынка»
· Оптовые и территориальные генерирующие компании и др.
Стоит отметить, что на сегодняшний день институциональная структура отрасли возобновляемой энергетики продолжает процесс формирования, что обусловлено сложностью трансформации российского ТЭК, «приоритеты которого сложились и укоренились» [14].
Государственная политика в области ВИЭ начала зарождаться еще в советское время, и активно набирала оборот до 70хх гг. двадцатого века, когда в виду быстрого объема экспорта нефти и активного развития атомной энергетики, интерес у ВИЭ в государственном масштабе был утрачен, и активных (реальных) действий до 2009г предпринято не было [15]. Создание нормативно-правовых основ функционирования предприятий сектора возобновляемой энергетики можно условно приурочить к проведению реформ Единой энергетической системы России, когда в 2007 г. Федеральным законом [16] было введено понятие «возобновляемые источники энергии» [16], к которым, согласно ст.1 упомянутого закона, относятся «энергия солнца, энергия ветра, энергия вод (в том числе энергия сточных вод), за исключением случаев использования такой энергии на гидроаккумулирующих электроэнергетических станциях, энергия приливов, энергия волн водных объектов, в том числе водоемов, рек, морей, океанов, геотермальная энергия с использованием природных подземных теплоносителей, низкопотенциальная тепловая энергия земли, воздуха, воды с использованием специальных теплоносителей, биомасса, включающая в себя специально выращенные для получения энергии растения, в том числе деревья, а также отходы производства и потребления, за исключением отходов, полученных в процессе использования углеводородного сырья и топлива, биогаз, газ, выделяемый отходами производства и потребления на свалках таких отходов, газ, образующийся на угольных разработках» [16]. Стоит обратить внимание, что в научно-исследовательской литературе данное определение ВИЭ подвергается критике, из-за закрытого характера перечня возобновляемых источников энергии, что «не допускает его к расширению и фактически причисляет все иные источники энергии к невозобновляемым» [17]. Научно-естественный прогресс и научно-естественный характер возобновляемых источников расширяют границы видов ВИЭ, что приводит к появлению новых видов, которые не включены в перечень ст. 1 ФЗ, и соответственно, лишаются возможность воспользоваться мерами государственной поддержки и финансирования [1]. В результате, как отмечают некоторые авторы, в частности Попондуло В.Ф., Гордов О.А., подобное законодательное ограничение затрудняет своевременное инновационное развитие энергетики в стране [18].
Действующая нормативно-правовая база, затрагивающая регулирование сектора возобновляемой энергетики, представляет собой следующую систему источников права:
Таблица 1. Нормативно-правовая база ВИЭ РФ
Категория
|
Нормативно-правовые
акты, регулирующие сектор возобновляемой энергетики
|
Федеральное
законодательство
|
-Федеральный
закон «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 года №35-ФЗ;
-ФЗ № 261 «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности» от 23 ноября 2009 г. |
Программные
документы
|
-Энергетическая
стратегия Российской Федерации на период до 2035 года
-Государственная программа «Развитие энергетики» до 2024г -Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергии на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2035 года |
Подзаконные
акты
|
-Правила
оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением
Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года №1172;
-Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года №442; -Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2013 года № 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности»; -Правила квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2008года № 426; -Правила ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2014г. № 117; -Правила разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года № 823; -Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178; -Критерии для предоставления из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25МВт, признанных квалифицированными объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии, лицам, которым такие объекты принадлежат на праве собственности или на ином законном основании, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года №850; |
Нормативы
и стандарты
|
-ГОСТ
Р 54531-2011 Национальный стандарт РФ «Нетрадиционные технологии.
Возобновляемые и альтернативные источники энергии»
-Серия ГОСТов Р «Национальный стандарт РФ. Возобновляемая энергетика» |
Отраслевые
институты
|
-Министерство
энергетики РФ
-ФГБУ Российское энергетическое агентство Минэнерго РФ |
Анализ законодательной базы позволил выделить следующие ключевые аспекты регулирования отрасли:
- Терминология ВИЭ представлена на законодательном уровне;
- Установлены принципы государственной политики в сфере ВИЭ;
- Установлены целевые показатели объема потребления и производства электрической энергии по средствам ВИЭ;
- Определены механизмы стимулирования развития сектора ВИЭ;
- Определяется генерирующий объект, имеющий право на поддержку государства;
- Определяет основные мероприятия программы стимулирования использования ВИЭ в субъектах РФ;
- Определен меры стимулирования инвестиций в электроэнергетику на основе ВИЭ.
Говоря о системы государственной поддержки отрасли, необходимо отметить отсутствие единого механизма поддержки для всех технологий возобновляемой энергетики в России, которые должны отвечать определенным критериям квалификации [19]. К тому же, совокупность законодательных механизмов зависит от классификации рынка: оптовый, розничный.
В рамках механизма государственной поддержки возобновляемых источников энергии в России, зеленая энергетика должна стать конкурентоспособной по стоимости не позднее 2024 г. Это путь, по которому следует преобладающее число стран. Между тем, несмотря на проведение активной государственной политики в сфере ВИЭ, Российская Федерация не является в данном случае передовым примером, так как вся система фокусируется только на секторе электроэнергетике, что представляет собой очевидное упущение, как для развитие самого сектора ВИЭ, так и для конечных потребителей.
По оценке Аналитического центра при Правительстве РФ существующая система государственной поддержки проектов ВИЭ в Российской Федерации имеет две основные цели: развитие собственных технологий генерации на основе возобновляемых источников энергии и формирование собственного рынка производства технологического оборудования, дающий возможность осуществлять поставки на внутренний и зарубежный рынок [20]. Так, локализация технологий считается ключевым направлением поддержки отрасли ВИЭ в Росси, по сути, так называемый первый шаг к созданию необходимых мощностей через производство оборудования для получения возобновляемых источников энергии внутри страны. Местный контент способствует повышению экономической активности, тем самым стимулируя создание рабочих мест. В перспективе, Россия может стать конкурентоспособным экспортер оборудования для получения возобновляемых источников энергии. На уровне государства сегодня существует понимание того, что создание более крупного сектора возобновляемой энергетики в России предложит преимущества нескольким секторам Российской экономики.
Россия имеет прочную репутацию страны с развитой областью научных разработок в области энергетики, технологий и системой инженерного образования. В 2019 г. Россия потратила 1% своего ВВП на исследования и разработки. Статистические данные расходов на (НИОКР) в РФ демонстрируют стабильное движение по достаточно плавной траектории (таблица 2):
Таблица 2. Объем расходов на НИОКР Российской Федерации (в действующих ценах, млрд руб.)
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
Расходы, млрд руб.
|
749,8
|
847,5
|
914,7
|
943,8
|
1019,2
|
1028,2
|
1134,8
|
1174,5
|
Расходы на НИОКР, в % к ВВП
|
1,07
|
1,07
|
1,1
|
1,1
|
1,11
|
0,99
|
1,04
|
1,1
|
Россия имеет большой потенциал для развития своего научного потенциала и создание центров знаний, открытых для сотрудничества с субъектами рынка, в том числе и совместными предприятиями, работающими в отрасли. Среди наиболее перспективных можно выделить: Научно-образовательный центр «Возобновляемые виды энергии и установки на их основе» (НОЦ «ВИЭ») [22], Лаборатория возобновляемых источников энергии при МГУ [23], Научная лаборатория «Евроазиатский центр возобновляемой энергетики и энергосбережения» [24], Лаборатория возобновляемых источников энергии при МФТИ [25].
Формированию благоприятной институциональной среды также способствует функционирующие на территории Российской Федерации институты развития. К настоящему моменту на федеральном уровне функционирует более 30 таких структур как государственных, так и негосударственных, однако лишь немногие из них содействуют развитию сектора возобновляемой энергии на практике.
1. Государственные корпорации: ВЭБ.РФ, Росатом, Роскосмос, Ростех.
Согласно официальной позиции ВЭБ, корпорация способствует развитию сотрудничества в области возобновляемой энергетики. Об эффективности его работы свидетельствуют: проект Богуанская ГЭС (28,1 млрд руб. – участие ВЭБ), заключение Меморандум о взаимопонимании сторон между российскими компаниями ООО «Хевел» и АО «Зарубежнефть» и индийскими компаниям Indian Oil Corporation Lim в 2019 г.
Такие крупные госкорпорации как Росатом, Ростех осуществляют инвестиционную поддержку исключительно в рамках профиля своей деятельности, включая ВИЭ. На сегодняшний день Росатом - один из ключевых участников российского рынка возобновляемой энергетики, в частности ветроэнергетики, который ставит перед собой задачу развития новой отрасли в России. В настоящий момент Росатом осуществляет реализацию программы строительства ВЭС на четырёх площадках в Ставропольском крае и Ростовской области [26]. Подобных механизмов развития иных видов ВИЭ в России нет.
2. Государственные фонды, среди которых можно выделить следующие:
- Фонд развития промышленности, деятельность которого направлена на повышение глобальной конкурентоспособности российской промышленности и проведение политики импортозамещения посредством предоставления льготных условий софинансирования и займов. Фонд профинансировал 792 проекта в 71 регионе на общую сумму 196 млрд руб. и предоставил займов на сумму 180,7 млрд руб. Фонд развития промышленности имеет опыт финансирования проектов ВИЭ: в 2016 г. им был выдан займ на 300 млн. руб. компании «Хевел» (солнечная энергетика) [27].
- Российский Фонд Прямых Инвестиций (РФПИ), в 2020 г. совместно «Фортум» создали совместное предприятие для инвестиций в сектор возобновляемой энергетики в России.
3. Государственные некоммерческие организации, деятельность которых сосредоточена на инвестиционной поддержке отдельных сфер, среди которых следует выделить:
- Фонд «Сколково». В 2019 г. центр прорывных исследований (ЦПИ) по энергетике «Сколково» в качестве основного направления разработки стартапов выбрал новые накопители энергии, решения для цифровизации энергетики и технологии распределения генерации в области возобновляемых источников энергии.
4. Негосударственные объединения, среди который ключевую роль играет Торгово-промышленная палата (ТПП) Российской Федерации, представляющая интересы российского бизнеса и способствующая его развитию, в том числе в сфере привлечения инвестиций. В рамках данной структуры имеется комитет ТПП по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса.
5. Банки и лизинговые компании, предоставляющие специальные условия по займам и лизингу для предприятий с иностранным участием в секторе ВИЭ.
Предоставление льготного кредитования на проекты ВИЭ свидетельствует о высокие оценки институтами развития перспектив возобновляемой энергетики в России. Лидером в данном сегменте стал Газпромбанк.
Рис. 2 - Объем рынка финансирования отрасли возобновляемой энергетики
Источник: [28]
Между тем, исследователи Шклярук М. [29], С. Ратнер [30], Т. Седаш [31] отмечают, что в Российской Федерации на сегодняшний день не в полную меру используются возможности существующих финансовых инструментов для финансирования проектов в области возобновляемой энергетики.
«Зеленое финансирование» - активно выступает на повестке дня современного рынка ВИЭ в России. В 2019 г. Банк России заявил о возможности разработки национальных правил и стандартов для верификации зеленых финансовых инструментов в РФ [32]. Также от этом идет речь в «Концепции организации в России методической системы по развитию зеленых финансовых инструментов и проектов ответственного инвестирования», разработанной Экспертным советом по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России [33]. При этом, продолжает формироваться практики инструментов «зеленых» облигаций, обеспеченных денежными потоками от проектов ВИЭ. По данным годового доклада-2020 «Зеленые финансы России», подготовленного экспертами платформы INFRAGREEN при участии Национального рейтингового агентства и Научного центра евразийской интеграции, на конец 2020г. в России было зарегистрировано 16 выпусков «зеленых» облигаций шести эмитентов, суммарный объем которых составил порядка 186 млрд. рублей [34, 35].
Заключение
Проведение институционального анализа совместного предпринимательства сектора ВИЭ в качестве экономической системы продемонстрировал довольно насыщенный состав институциональной среды. Степень регулирования отношений в сфере альтернативной энергетики выявил наличие достаточного количества регулирующих институтов, однако активное развитие отрасли ведет к усложнению взаимозависимости между всеми элементами системы. Необходимо отметить, что продолжают оставаться барьеры институционального характера, которые препятствуют формированию системы нормативно-правовых актов, стимулирующих использование ВИЭ, а также отсутствие как федеральных, так и региональных программ поддержки широкомасштабного использования ВИЭ.
Пока в области ВИЭ не существует четко выстроенной системы, что препятствует активному развитию доли зарубежных совместных проектов на территории РФ. Взаимодействия внутри самого сектора АИЭ не являются гармонично выстроеннымы, что затрудняет развитию отрасли на территории Российской Федерации в полною мощь. Подобный дисбаланс препятствует созданию благоприятного инвестиционного климата, характеризующегося прозрачной институциональной средой. Институциональные обновления энергетической сферы в России займут длительный промежуток времени.
Для активизации процессов развития совместного предпринимательства необходимо формировать организационный механизм, обеспечивающий гибкое взаимодействие исследуемых институтов. С целью повышения эффективности существующих механизмов и внедрение новых перспективных возможно даже инновационных механизмов развития международного совместного предпринимательства в секторе возобновляемой энергетике целесообразно направить усилия на развитие 3 ключевых сегментов: правовые основы, экономические инструменты, организационные механизмы. Только при комплементарном становлении политических, экономических, правовых, научно-технических институтов отрасли альтернативной энергетики как части энергетической системы, может, на основе синергетического эффекта, обеспечить ускоренное экономическое развитие, что окажет влияние на целостность развития энергетического сектора, обеспечивающего жизнедеятельность всех отраслей, и, в конечном счете, на устойчивое экономическое развитие России.
[1] Поддержка предоставляется генерирующему объекту, функционирующему на основе использования ВИЭ, включенному в перечень, закрепленный в Законе об электроэнергетике, и прошедшему процедуру квалификации.
Источники:
2. Проект стратегии развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2025 г. [Электронный ресурс]. URL: https://economy.gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_rossii_podgotovilo_proekt_strategii_dolgosrochnogo_razvitiya_rossii_s_nizkim_urovnem_vybrosov_parnikovyh_gazov_do_2050_goda_.html (дата обращения: 01.10.2022).
3. Веблен Т. Теория праздного класса. - Москва: Прогресс, 1984. – 194 c.
4. Коммонс Д.Р. Институциональная экономика // Terra economicus. – 2012. – № 3. – c. 69-76.
5. Митчелл У.К. Экономические циклы. Проблема и ее постановка. - М.: Государственное издательство, 1930. – 24 c.
6. Бублик В.А., Соколов А.И., Станковская И.К. Совместное предпринимательство в России: организационно-правовые аспекты. - М.:, 1993. – 100 c.
7. Семеко Г.В. Совместное предпринимательств. - М.: ИКД Зерцало, 2004. – 119 c.
8. Багиев Г.Л., ПарфеновВ.В., Гришин А.Ф. Развитие совместного предпринимательства в России. / В кн.: Предпринимательство и научно-образовательный комплекс: Ученые записки секции экономики. - Волгоград: Изд-во ВГУ, 1996. – 50-76 c.
9. Евтеев В.А. Международные двусторонние инвестиционные соглашения. - М.: Международные отношения, 2002. – 277 c.
10. Растопчина Ю.Л. Хорошевская Ю.А. Современное состояние совместного предпринимательства в России. - Белгород, 2013. – 198 c.
11. Смирнова Е.Е., Хвалынская Н.Б. Совместные предприятия: закономерности возникновения и история развития. - М.: Изд-во МГУ, 1988. – 120 c.
12. Чунаева О.К., Скоблякова И.В., Романчин С.В., Семенова М. Модернизация институциональной среды функционирования совместных предприятий. - Орел: Издательский дом «Орлик», 2013. – 168 c.
13. Богомолов Е.В. Институциональные аспекты цифровой экономики // Философия хозяйства. – 2017. – № 5. – c. 294-299.
14. Дудник А.И. Роль экосистемного подхода в формировании условий для развития предприятий с иностранными инвестициями в секторе возобновляемой энергетики // Креативная экономика. – 2022. – № 9. – c. 3575-3590.
15. Баринова В.А., Лайтнер Д.А., Ланьшина Т.А. Перспективы развития возобновляемой энергетики в России и мире. - М.: РАНХиГС, 2016. – 54 c.
16. Федеральный закон от 04.11.2007 №250-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России). СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72255/ (дата обращения: 01.09.2022).
17. Символоков О.А. Правовое обеспечение развития технологий использования возобновляемых источников энергии // Журнал российского права. – 2020. – № 9. – c. 53-67.
18. Попондопуло В.Ф., Городов О.А., Петров Д.А. Возобновляемые источники энергии в электроэнергетике // Энергетическое право. – 2011. – № 1. – c. 23 - 29.
19. Постановление Правительства РФ от 3 июня 2008 г. № 426 «Правила квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии». СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77391/b5cfe87db9457c272cfa8aa598c3e5e4dac426d4/ (дата обращения: 01.09.2022).
20. Поддержка ВИЭ-генерации: тенденции и возможности. / Энергетический бюллетень № 71. - М.: Аналитический центр при Правительстве РФ, 2019. – 28 c.
21. Затраты на науку в России. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/504082564.html (дата обращения: 01.11.2022).
22. Официальный сайт Научно-образовательный цент «Возобновляемые виды энергии и установки на их основе» (НОЦ «ВИЭ»). [Электронный ресурс]. URL: https://www.spbstu.ru/structure/renewable-energy-installation/ (дата обращения: 01.11.2022).
23. Официальный сайт Лаборатория возобновляемых источников энергии при МГУ. [Электронный ресурс]. URL: https://ice.spbstu.ru/department/nauchno_obrazovatelnyy_centr_vozobnovlyaemye_vidy_energii_i_ustanovki_na_ih_osnove/ (дата обращения: 01.10.2022).
24. Официальный сайт Научная лаборатория «Евроазиатский центр возобновляемой энергетики и энергосбережения». [Электронный ресурс]. URL: http://www.geogr.msu.ru/structure/labs/vie/ (дата обращения: 21.10.2022).
25. Официальный сайт Лаборатория возобновляемых источников энергии при МФТИ. [Электронный ресурс]. URL: https://mipt.ru/science/labs/nauchno-tekhnicheskiy-tsentr-avtonomnoy-energetiki/laboratoriya-vozobnovlyaemykh-istochnikov-energii/ (дата обращения: 15.10.2022).
26. Ветроэнергетика. Росатом. [Электронный ресурс]. URL: https://rosatom.ru/production/vetroenergetika/ (дата обращения: 25.10.2022).
27. Официальный сайт Фонд развития Промышленности. [Электронный ресурс]. URL: https://frprf.ru/klienty/42683/ (дата обращения: 25.09.2022).
28. Официальный сайт РФПИ. [Электронный ресурс]. URL: https://rdif.ru/fullNews/6270/ (дата обращения: 20.09.2022).
29. Дудник А.И. Механизмы финансирования проектов в секторе возобновляемой энергетики // Теория и практика общественного развития. – 2022. – № 10 (176). – c. 98-101.
30. Шклярук М.С. Возобновляемая энергетика: экономические инструменты поддержки и оценка их нормативно-правового закрепления // Ежегодный сборник статей ЭНЕРПО. – 2018. – № 1. – c. 93-146.
31. Ратнер С.В. Оценка эффективности механизмов поддержки возобновляемой энергетики // Финансы и кредит. – 2020. – № 6. – c. 1392-1413.
32. Седаш Т.Н. Возобновляемые источники энергии: стимулирование инвестиций в России и за рубежом // Российский внешнеэкономический вестник. – 2016. – № 4. – c. 94-97.
33. Национальные стандарты зеленого финансирования могут появиться в России. Заявление пресс-службы Банка России от 14 октября 2019 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/press/event/?id=3932 (дата обращения: 10.09.2022).
34. Концепция организации в России методологической системы по развитию зеленых финансовых инструментов и проектов ответственного финансирования. - М.: Экспертный совет по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России, 2016. – 87 c.
35. Годовой доклад – 2020 «Зеленый финансы России». [Электронный ресурс]. URL: https://infragreen.ru/infragreen-lab/godovoj-doklad-2020-zelenye-finansy-rossii.html (дата обращения: 11.09.2022).
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:56:33