Роль кластерной политики в формировании и реализации совместных проектов в мезоэкономических системах на примере кластерных образований

Андреева Т.А.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать:
Андреева Т.А. Роль кластерной политики в формировании и реализации совместных проектов в мезоэкономических системах на примере кластерных образований // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 12. – doi: 10.18334/epp.14.12.122185.



Введение

Мировая кластерная теория и практика к настоящему времени получили достаточно широкое развитие. К теоретическим исследованиям по формированию и развитию кластерной теории относятся работы департамента Англии по практическому руководству развития кластеров [1, 78 с.], работы по развитию инноваций [2,3], а также работы таких зарубежных и отечественных авторов, как Энрайт М. [4, с. 190– 210], Лундвалл Б. А. [5, 317с.], Озджан С. [6], Портер М. [7,с. 549–578,8], Марков Л.С. [9,300с] Ягольницер М.А [10, P. 38–43] и другие.

Вопросам исследования опыта реализации кластерной политики, развития кластерной теории и формирования кластерных проектов в различных странах посвящены работы таких авторов, как Асхайм Б.Т., Исаксен А. [11], Малерба Ф., Орсениго Л. [12, с. 667–703], Андреева Т.А., Андреев В.В. [13, С. 350–356, 14, С. 4–19], Андреева Т.А., [15, С. 55–68], Бурук А.Ф., Котёлкин Д.Д., Марков Л.С. [16], Марков Л.С. [9] и другие.

Но недостаточно работ по систематизации подходов и проблем влияния кластерной политики на формирование и реализацию кластерных проектов.

Целью исследования является оценка роли кластерной политики при формировании и реализации и кластерных проектов.

В основу методики исследования положен индуктивный метод, базирующийся на анализе роли кластерной политики при формировании и реализации кластерных проектов, и получение, в результате обобщения проведенного анализа, выводов о значении кластерной политики при формировании и реализации кластерных проектов. В качестве методов исследования использованы такие общенаучные методы, как качественный и количественный анализ, обобщение, сравнительный анализ, методы систематизации.

Объектом исследования является значение кластерной политики при формировании и реализации кластерных проектов. Предметом исследования являются роль кластерной политики при формировании и реализации кластерных проектов. Новизна исследования заключается в обобщении и систематизации роли кластерной политики при формировании и реализации кластерных проектов.

Кластерная политика. Подходы и проблемы при формировании и реализации совместных кластерных проектов

Кластерная политика — это составная часть экономической политики государства, проводимая в целях формирования и поддержки кластеров и кластерных инициатив на определённых территориях за счёт создания дополнительных условий для повышения конкурентоспособности и эффективного взаимодействия участников кластера.

Основными механизмами реализации кластерной политики являются следующие:

· Формирование правовых основ реализации кластерной политики, включая определение приоритетных направлений формирования и развития кластеров и кластерных проектов.

· Содействие институциональному развитию кластеров, включая создание специализированной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию кластерной политики и кластерных проектов.

· Деятельность по планированию развития кластера, установлению эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера и стимулированию укрепления сотрудничества между ними.

· Реализация комплекса мер по созданию благоприятных инфраструктурных условий развития кластеров и выполнения кластерных проектов

· Создание системы кадрового обеспечения реализации кластерной политики.

На основе использования основных механизмов реализации кластерной политики государства формируются задачи для отдельных регионов.

Для Новосибирской области основные задачи кластерной политики сформированы следующим образом [17]:

· Определение приоритетных направлений для формирования и развития кластеров на территории Новосибирской области.

· Формирование и обеспечение эффективного функционирования системы управления и инфраструктуры, обеспечивающей реализацию кластерной политики Новосибирской области.

· Формирование условий для эффективного организационного развития кластеров, включая выявление потенциальных участников кластера, разработку программы развития кластера и стимулирование объединения потенциальных участников в целях создания кластера.

· Обеспечение формирования и эффективной поддержки кластерных проектов с учетом приоритетных направлений развития экономики.

Среди задач кластерной политики Новосибирской области выделена задача обеспечения формирования и эффективной поддержки кластерных проектов.

Основные подходы формирования и реализации кластерных проектов связаны в первую очередь с кластерной политикой государства, которая финансово поддерживает формирование и реализацию кластерных проектов.

В методических материалах по реализации кластерной политики выделены основные теоретические рекомендации и направления кластерной политики, связанные с разработкой и реализацией кластерных проектов, направленные на предупреждение рисков неэффективности реализации кластерной политики [18, с.18–19].

Основными направлениями и подходами к предупреждению рисков неэффективной реализации кластерной политики, являются:

1. Разработка четких критериев для оценки эффективности и результативности кластерных проектов, мероприятий и кластерной политики в целом.

2. Использование проектного подхода и ориентация на результат при предоставлении финансирования.

3. Использование конкурсных и конкурентных механизмов поддержки кластерных проектов.

4. Использование механизмов частно-государственного партнерства в качестве необходимого условия финансирования кластерных проектов.

5. Использование условий софинансирования кластерных проектов, реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, со стороны муниципальных образований и бизнеса.

6. Организация специальных образовательных программ для сотрудников государственных организаций по вопросам кластерной политики.

7. Эффективное использование лучшего зарубежного опыта.

8. Гибкость используемых механизмов поддержки кластерных проектов.

Об этом свидетельствуют также законодательные документы на всех уровнях власти Российской федерации. В Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.) [19], Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [20], Концепцию технологического развития на период до 2030 года. [21], а также в документ по Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [22], среди прочих приоритетов, было включено «содействие формированию и развитию региональных экономических кластеров» и их проектов на основе привлечения средств бюджетов и внебюджетных фондов, внутренних инвестиций предприятий и собственников, денежных средств населения, внешних кредитов и привлеченных инвестиций.

На основе этих законодательных документов разработаны методические рекомендации по реализации кластерной политики [23], в которых говорится, что государственная кластерная политика напрямую связана с формированием кластерных проектов и основывается на таких принципах, как:

системная интеграция кластерной модели развития в существующий механизм хозяйствования и управления;

содействие в разработке кластерных инициатив и проектов;

государственная поддержка кластерных проектов

Кластерные проекты можно разделить на два типа в зависимости от их инициаторов и структур, обеспечивающих их формирование и реализацию:

1) это проекты, инициатором которых является государство, осуществляющее кластерную политику

2) это проекты, инициатором формирования и реализации которых являются участники кластерных образований

В данном исследовании будет рассмотрен первый тип кластерных проектов, инициатором которых является государство, осуществляющее кластерную политику.

Методика формирования региональной кластерной инициативы (программы) включает в себя следующие этапы [24, с.79]:

Этап 1. Анализ предпосылок создания региональных кластерных объединений: • анализ социально-экономических показателей для определения приоритетов кластерной политики в регионе; • анализ статистических данных инновационной активности региона; • SWOT-анализ региональной промышленности; • анализ конкурентоспособности предприятий региона; • идентификация кластеров; • анализ сетевого сотрудничества в региональных кластерах; • анализ конкурентоспособности кластеров. Этап 2. Определение идеи кластерного проекта (формирование регионального кластера). Этап 3. Планирование (анализ проблем; постановка приоритетных целей; формулирование стратегии; разработка структурной матрицы; построение графика мероприятий; анализ имеющихся и поступающих ресурсов). Этап 4. Финансирование (обоснование и расчет необходимых финансовых ресурсов на основе логико-структурной матрицы; предложение источников финансирования кластерной региональной программы (региональный, местный бюджеты; государственное финансирование, включая собственность, финансирование, оказание услуг, гарантийное обеспечение банкам, налоговые льготы); средства предприятий-участников кластерного объединения, включая имущество, финансы, опыт, новаторство; средства международных инвесторов). Этап 5. Реализация кластерного проекта (комплекс мер по организации выполнения проекта; мониторинг выполнения программы; создание структуры управления – создание Координационного совета из специалистов региональной экономики, некоммерческих организаций кластера, ученых, представителей финансирующих организаций; создание групп для проведения анализа; разработка мероприятий по планированию расходов; создание контролирующего органа) на основе показателей мониторинга по методологии системы показателей Balanced Scorecard (BSC). Методология BSC по определению эффективности кластерного проекта включает в себя следующие показатели: • финансы (рост чистой прибыли предприятий кластера; средний уровень рентабельности активов; объем кредиторской задолженности предприятий кластера; убытки на предприятиях кластера); • внутренние процессы (динамика роста объемов производства кластерного объединения, рост производительности труда, объем экспорта, объем инвестиций в основной капитал, количество созданных предприятий); • клиенты (доля производства кластера в региональном промышленном производстве; рост объемов реализации; уровень конкурентоспособности лидирующих продуктов кластера, объем выполненных научно-исследовательских работ для кластера; численность персонала, прошедшего переподготовку для целей кластера в образовательных учреждениях кластера); • инновации в обучение персонала (количество персонала, прошедшего подготовку в рамках кластерных проектов; количество инновационных предприятий; объем инновационной продукции; доля производства инновационной продукции; количество инновационных структур в кластере). Этап 6. Оценка (анализ выполнения целевых показателей; оценка конкурентоспособности кластера; создание комплекса мер по корректировке действий).

Характеристика государственных кластерных инициатив, как особых экономических проектов формирования и реализации кластерных проектов России приведена в таблице 1.

Таблица 1 - Характеристика государственных кластерных инициатив, как особых экономических проектов формирования и реализации кластерных проектов России.

Характеристика
Описание
Принципы государственного формирования кластерных инициатив
Методом сверху (влияние государства – прямое, вплоть до объединения против желания стейкхолдеров (участников кластеров)
Общая направленность поставленных целей государственных кластерных инициатив
Поддержка создания перспективных технологий за счет обеспечения кластерных проектов дополнительными инвестициями в инфраструктуру и НИОКР
Инструменты реализации поставленных целей поддержки кластерных проектов
Модернизация инфраструктуры, селективная поддержка проектов в сфере научно-технической кооперации
Преимущественные формы кластерных организаций
Некоммерческие партнерства, крупные государственные предприятия и НИИ, региональные власти
Роль государства
в процессах функционирования образованных сверху кластеров
Доминирующее участие государственных структур, распределение средств финансирования между участниками кластера
Главные бенефициары результатов выполненных кластерных проектов
«Якорные компании» (крупные компании)
Источники финансирования кластерных проектов
Межбюджетные субсидии, участие в федеральных целевых программах, финансирование со стороны институтов развития
Составлено автором, с использованием источника [25, С. 47–52]

При формировании кластерных инициатив должны быть использованы преимущества, которые характерны только для кластерных образований, в частности [23, 26, с.13]:

1. Для государства:

- рост налоговых поступлений в бюджет;

- удобство при взаимодействии с производителями;

- диверсификация экономического развития

- устойчивый экономический рост

- высокий уровень экспорта

- высокий международный статус государства

2. Для потребителей:

- возможность приобретать инновации

- снижение цен на продукцию

o возможность приобретать отечественные товары (отечественного производства)

3. Для производителей:

- снижение издержек производства

- государственное инвестирование

- эффективное взаимодействие малого, среднего и крупного бизнеса

- рост рыночной доли

- увеличение инноваций в производстве и др.

Учитывая тот факт, что в России большинство кластерных проектов формируются либо по инициативе «сверху», либо при непосредственном финансовом участии государства, основные проблемы формирования и реализации кластерных проектов связаны в первую очередь с кластерной политикой государства

К ним относятся в частности:

1) Препятствия в выполнении и реализации кластерных проектов могут возникать по причине ослабления или полного прекращения государственного финансирования по различным причинам. Если для выполнения и реализации проекта была необходима и планировалась государственная или региональная поддержка со стороны государства или региона, и она приостановилась, даже по объективным причинам, то выполнение и реализация кластерного проекта становится невозможным. [27, с. 13]

2) Проблема недостаточности сроков, в которые участники кластера должны отчитаться за предоставленные государственные средства на поддержку формирования и реализацию кластерных проектов. [28 С. 100–125, 29, С. 73–84.]

3) Несоответствия направлений и объемов финансирования актуальным потребностям развития кластера что формирует невыполнимые или нереализуемые кластерные проекты [28 С. 100–125, 29, С. 73–84.]

4) Проблемы реализации кластерных проектов связаны с тем, что к их формированию, оценке и реализации иногда используются подходы, основанные на зарубежной практике без учета специфических особенностей российской экономики. Это может приводить к неверно сформулированным приоритетам при финансировании из бюджета кластеров, что отражается на эффективности реализации кластерного подхода и кластерных проектов, в частности. [30, с.111]

5) инфляционный рост на ресурсы и необходимость вложения средств в цифровые технологии для развития производства и, в частности, для выполнение кластерных проектов, что в сумме увеличивает расходные статьи затрат на выполнение и реализацию кластерных проектов. В решении данных проблем может быть полезна кластерная политика, которая с помощью регулирования государством, избирательным образом, может оказывать финансовую поддержку реализации кластерных проектов. [30, с.111]

6) Неверный выбор кластерных проектов для финансирования может быть обусловлен искажениями информации в условиях цифровизации, отсутствием или нехваткой статистических данных и эффективных инструментов для выявления проектов. [28, с. 100–125, 31, с. 154–160.]

7) Сложность и не всегда ясность процедур процесса отбора кластеров для финансирования кластерных проектов и условий участия в программах по поддержке кластеров влечет за собой снижение активности экономических субъектов [28, с. 100–125, 31, с. 154–160.]

8) Антироссийские санкции отрицательно повлияли на реализацию кластерной политики во всех отраслях экономики России, в связи с чем на практике были реализованы далеко не все проекты развития кластеров [28, с. 100–125.]

9) Существует проблема длительных сроков согласования долгосрочных и текущих решений на федеральном, региональном и местном уровнях, что затягивает процессы развития кластера и реализацию кластерных проектов [28, с. 100–125]

Заключение

Основной целью реализации кластерной политики является обеспечение экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий, участников кластера с учетом приоритетов развития как самого кластера, так и мероприятий государственной и региональной экономической политики в целом. Одними из задач кластерной политики, обеспечивающих достижение этой цели, является: 1) участие органов, осуществляющих кластерную политику, в формировании кластеров с использованием кластерных инициатив, 2) финансовая и организационная поддержка кластерных проектов и кластерных инициатив. В работе рассмотрены как подходы, так и проблемы, возникающие при формировании и реализации совместных кластерных инициатив и проектов, что свидетельствует о необходимости проведения мониторинга реализации и оценки результативности кластерной политики при формировании и выполнении кластерных инициатив и проектов

Выводы

1. Кластерная политика — это составная часть экономической политики государства, проводимая в целях формирования и поддержки кластеров и кластерных инициатив на определённых территориях за счёт создания дополнительных условий для повышения конкурентоспособности и эффективного взаимодействия участников кластера.

2. Основными механизмами реализации кластерной политики для формирования и развития кластерных проектов являются формирование правовых основ реализации кластерной политики, финансовая поддержка и создание специализированной инфраструктуры благоприятной для реализации кластерных проектов и инициатив.

3. Выделены основные теоретические рекомендации и направления кластерной политики, связанные с разработкой и реализацией кластерных проектов, направленные на предупреждение рисков неэффективности реализации кластерной политики

4. Кластерные проекты можно разделить на два типа в зависимости от их инициаторов и структур, обеспечивающих их формирование и реализацию:

1) проекты, инициатором которых является государство, осуществляющее кластерную политику

2) проекты, инициатором формирования и реализации которых являются участники кластерных образований

В данном исследовании рассмотрен первый тип кластерных проектов, инициатором которых является государство, осуществляющее кластерную политику.

5.Приведена методика формирования региональной кластерной инициативы (программы) и характеристика государственных кластерных инициатив, как особых экономических проектов формирования и реализации кластерных проектов

6. При формировании кластерных инициатив должны быть использованы преимущества, которые характерны только для кластерных образований на государственном потребительском и производительном уровнях.

7. Основные проблемы формирования и реализации кластерных проектов, рассмотренные в работе, связаны в первую очередь с эффективностью и результативностью кластерной политики государства.

Систематизация существующих подходов и проблем при формировании и реализации кластерных инициатив позволяет учесть их особенности и использовать их при решении региональных проблем экономического развития экономики.

Предметом дальнейших исследований является сравнительный анализ и оценка процессов формирования и реализации кластерных инициатив и проектов на уровне отдельных регионов.


Страница обновлена: 25.11.2024 в 11:53:37