Особенности государственной кадровой политики в сфере здравоохранения: региональный аспект
Бизин С.В.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 65 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 10 (Октябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54899426
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Государственная политика в сфере охраны здоровья является одной из наиболее приоритетных направлений деятельности органов государственной власти с целью достижения национальных стратегических целей, а кадровой политика выступают ее ключевым элементом и залогом эффективности управления отраслью здравоохранения. Вопросы государственной кадровой политики в сфере здравоохранения в настоящее время приобретают особую актуальность в виду ее проблематики, как на федеральном, так и региональном уровне. В статье рассмотрены основы государственной кадровой политики в системе здравоохранения, исследовано нормативно-правовое регулирование кадровой политики в здравоохранении. Проведен анализ реализуемой кадровой политики в сфере охраны здоровья на примере Липецкой области. Исследованы инструменты управления и совершенствования кадровой политики в системе здравоохранения региона, способствующие снижению дефицита врачебных кадров и средних медицинских работников в Липецкой области
Ключевые слова: государственная кадровая политика, здравоохранение, кадровая политика в здравоохранении, управление медицинскими кадрами, регион
JEL-классификация: R11, R12, R13, R58, I11, I15, I18, M51, M54
Введение
В современных условиях грамотно реализованная кадровая политика является залогом эффективности управления персоналом, как в коммерческих организациях, так и в органах государственной власти. Наиболее эффективной кадровой политикой в настоящее время является активная политика, которая учитывает анализ текущей ситуации и прогнозирование будущей [7, с.20].
Актуальность исследования обусловлена тем, что современная система государственного управления базируется на оказании гражданам различных услуг, а сфера здравоохранения является ключевой как с точки зрения приоритетности оказываемых услуг, так и в концепции обеспечения кадрами данной отрасли.
Цель исследования заключается в определении особенностей государственной политики в области кадрового обеспечения отрасли здравоохранения и разработке системы мероприятий по совершенствованию кадровой политики в здравоохранении Липецкой области.
Достижение данной цели предполагало решение следующих задач исследования:
- изучить основы кадровой политики в системе здравоохранения,
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование кадровой политики здравоохранения,
- провести анализ реализуемой кадровой политики в системе здравоохранения региона,
- разработать инструменты, направленные на совершенствование государственной кадровой политики в сфере здравоохранения Липецкой области.
В процессе исследовании были использованы методы сравнительного и статистического анализа и сопоставления, системного подхода, наблюдений.
Теоретической и методологической базой исследования послужили научные разработки, содержащиеся в трудах отечественных авторов, а также нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы государственной политики в сфере кадрового обеспечения системы здравоохранения.
Информационную базу исследования составили официальные статистические данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области, аналитические, справочные и нормативные документы, материалы, представленные в сети Интернет, и другие материалы.
При выполнении исследования были применены как общенаучные, так и специальные методы познания: теоретический анализ нормативных актов, документов и научной литературы; эмпирические методы анализа данных; методы анализа статистических данных и методы графического анализа.
Основы кадровой политики в системе здравоохранения
Ключевое направление формирования и эффективного функционирования системы здравоохранения является обеспечение более высокого кадрового потенциала отрасли [24, c.144].
Медицинские кадры в настоящее время представляют собой наиболее ценный и значимый компонент современной системы здравоохранения, поэтому проблемы и противоречия кадрового обеспечения, назревшие в данной отрасли, поставили перед обществом ряд важных задач [23]. Прежде всего, обусловленные недостатком высококвалифицированных врачей и медицинских сестер, негативно сказывающаяся на качестве оказания медицинской помощи населению и, как следствие, на качестве жизни [2, с.314].
По вопросам кадровой политики проводятся научные и практические исследования, разрабатываются алгоритмы совершенствования кадровой политики в отрасли, применяются различного рода инструменты, позволяющие привлечь в медицинские организации страны как можно большее количество высококвалифицированных кадров.
Кадровая политика в системе здравоохранения – это генеральное направление кадровой работы, включающее совокупность принципов, методов, форм организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, создание высокопроизводительного, сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на меняющиеся требования рынка [8, c.15].
В современных условиях в сфере здравоохранения наблюдается тенденция к повышению внимания к ведению кадровой политики, т.к. с помощью нее обеспечивается оптимальный баланс процессов обновления и сохранения численного и качественного состава медицинских кадров, развитие в соответствии с потребностями субъекта управления (страны, региона, муниципалитета, учреждения), соблюдение требованиям законодательства, а также гармонизация рынка труда в данной отрасли.
В узком смысле – государственная кадровая политика выступает как стратегия, политический курс работы с медицинскими кадрами, обоснованный и закрепленный в официальных документах, определяющих деятельность государственных структур по установлению и регулированию кадровых отношений в конкретно исторических условиях развития общества. Центральный компонент этой политики – стратегия федеральных органов по формированию, развитию и рациональному использованию трудовых ресурсов Российской Федерации, мобилизации и профессиональному использованию кадрового потенциала рабочей силы.
Сегодня эффективность реализации государственной политики в сфере здравоохранения неразрывно связана с развитием системы государственной службы в органах управления данной отраслью [5, c.65].
Стоит отметить, что в настоящее время необходимо создать условия для закономерного соответствия процессов в развитии отрасли здравоохранения и в аппарате государственной службы (органах исполнительной государственной власти), осуществляющем управление данной отраслью.
Одной из основных целей кадровой политики является обеспечение сферы здравоохранения квалифицированными кадрами.
Государственная кадровая политика в здравоохранении в соответствии с законодательством Российской федерации реализуется на трех уровнях: общегосударственный (разработка стратегии общегосударственной кадровой политики); отраслевой уровень (реализация кадровой политики в системе здравоохранения); учрежденческий уровень (осуществление кадровой политики, обеспечивающей обучение, подбор, расстановку и мотивацию кадров, оценку результатов деятельности врачей) [21].
Механизм формирования государственной кадровой политики в Российской Федерации представлен на рис. 1.
Рисунок 1 – Формирование государственной кадровой политики
Источник: Составлено автором
В настоящее время меняется характер отношений человека и организации, что находит отражение в признании их взаимной заинтересованности друг в друге. Нельзя игнорировать тот факт, что в российском здравоохранении идет активный процесс смены поколений, когда в медицинское учреждение приходят люди, имеющие иные ценностные установки относительно своей профессиональной деятельности, и процесс управления ими требует переосмысления идейных основ и практических моделей реализации кадровой политики. Пути реализации кадровой политики представлены на рис. 2.
Рисунок 2 – Пути реализации кадровой политики
Источник: Составлено автором
Основными причинами роста значимости государственной кадровой политики в системе здравоохранения являются:
1) постоянно возрастающие требования к уровню качества работ, выполняемых медицинским персоналом учреждений; снижение объемов рынка врачей узких специализаций, оказывающих узкоспециализированную медицинскую помощь; постоянно возрастающие расходы на содержание медицинского персонала учреждений здравоохранения;
2) создание и обеспечение приемлемых условий для медицинских работников, как непосредственно организации труда, так и продвижения по службе;
3) весомое увеличение в последние годы уровня и качества жизни населения, как следствие, повышение требований граждан к уровню и содержанию профессиональной деятельности медицинского персонала [8, с.10].
Объектам управления кадровой политики являются непосредственно медицинские кадры, что обуславливает цели реализуемой кадровой политики по распределению, формированию и использованию квалифицированного персонала, занятого как непосредственно в оказании медицинской помощи населению, так и вспомогательный персонал, обеспечивающий деятельность системы здравоохранения.
Стоит отметить, что в отрасли здравоохранения кадры занимают особое значение и приобретают еще большую ценность вследствие роста профессиональных навыков, имеющих приоритетное значение для населения.
От уровня развития кадрового потенциала отрасли здравоохранения зависят качество и доступность медицинской помощи, оказываемой населению.
Министерством здравоохранения Российской Федерации создана система регулирования кадровой политики в отрасли. Весь спектр кадровой политики Министерства здравоохранения представлен на рис. 3.
Рисунок 3 – Кадровая политика Министерства здравоохранения РФ, задачи, решения, инструменты
Источник: Составлено автором
Значительная часть проблем медицинских кадров затрагивает социальные аспекты их деятельности, к которым относятся факторы приверженности врачей и средних медицинских работников к выбранному направлению профессиональной деятельности, их мотивацию к повышению качества своего труда [4].
Разработка и применение на практике соответствующих мер составляет содержание кадровой политики в здравоохранении, реализуемой на различных уровнях: уровне органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, органов управления здравоохранением, отдельных медицинских организаций [17].
В свою очередь, формирование кадровой политики в здравоохранении должно опираться на углубленный анализ уровня развития медицинских кадров и социальных аспектов их профессиональной деятельности, включая изучение того, как эффективно решаются проблемы трудоустройства молодых специалистов, насколько приемлемыми являются условия их труда и его оплата, как осуществляется реализация мер их социальной поддержки и многих других [3, с. 880].
Новым направлением, требующим изучения, является анализ инноваций в подготовке врачей, к которым относится внедрение аккредитации специалистов здравоохранения [8, c.52].
Таким образом, главным субъектом государственной кадровой политики в здравоохранении является деятельность федеральных органов по формированию и рациональному использованию трудовых ресурсов, мобилизации и профессиональному использованию кадрового потенциала рабочей силы в медицинских организациях. Правильно построенная государственная кадровая политика в здравоохранении требует постоянного применения на практике новых, более эффективных, мер, которые будут способствовать улучшению качества и доступности медицинской помощи, оказываемой населению. Развитие государственной кадровой политики должно реализовываться на уровне органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований, органов управления здравоохранением, отдельных медицинских организаций.
Нормативно-правовое регулирование кадровой политики в здравоохранении
Механизм правового регулирования кадровой деятельности включает систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается воздействие государства на кадровую политику и кадровую практику. К элементам такого механизма относятся: правовые нормы, правовые отношения, правовая ответственность, правовое сознание, юридические факты, акты применения права акты реализации прав и обязанностей и т.д.
Государство в своей деятельности по вопросам кадровой политики руководствуется, в первую очередь, Конституцией Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации в ч. 2 ст. 7 провозгласила охрану здоровья людей как часть государственной социальной политики, в ст. 41 -право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, в ст. 72 – определено совместное ведение РФ и ее субъектов части вопросов здравоохранения, по которым в силу ч. 2 ст. 76 издаются федеральные законы и 15 принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ [6].
Конституция Российской Федерации регулирует наиболее важные, стратегические вопросы социально-трудовых и кадровых отношений в государстве и обществе. В Конституции записано (ст. 37), что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, принудительный труд запрещен. Статья 34 (п. 1) расширяет это положение: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Особое значение имеет Трудовой кодекс РФ, который устанавливает для всех граждан и категорий работников государственные гарантии трудовых прав и свобод, создаст благоприятные условия труда, защищает права и интересы работников и работодателей [22].
Особо важную роль в реализации государственной кадровой политики играют федеральные законы. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [12] регулирует отношения в сфере охраны здоровья граждан и определяет права и обязанности медицинских и медицинских работников. Что касается непосредственно кадровой политики в сфере здравоохранения, то данный Федеральный закон этот вопрос оставил без должного внимания, в отличие от его предшественника – «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-I [18].
Помимо основных федеральных законов в реализации государственной кадровой политики в здравоохранении играют большую роль, так называемые, подзаконные акты. Это указы Президента и постановления Правительства РФ. С помощью указов, постановлений и распоряжений предоставляется возможность оперативного установления механизма правового регулирования тех или иных направлений государственной кадровой политики.
Основные положения государственной кадровой политики в системе российского здравоохранения включены в соответствующие законодательные и подзаконные правовые акты РФ и ее субъектов.
В Указе Президента РФ от 21.07.2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период 2030 года» [10] основной национальных целей является сохранение населения, здоровья и благополучия людей, обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации. Все это неотъемлемым образом влияет на необходимость создания и развития высококвалифицированного кадрового потенциала в системе здравоохранения.
Указом Президента РФ от 6.06.2019 г. №254 утверждена Стратегия развития здравоохранения в РФ на период до 2025 г., подчеркивающая высокую актуальность совершенствования системы медицинского образования и кадрового обеспечения системы здравоохранения. Особое внимание уделяется необходимости решения жилищных проблем врачей и фельдшеров, особенно в сельской местности; увеличения доли бюджетных мест в вузах по медицинским специальностям («Лечебное дело» – 70 %, «Педиатрия» – 75 %); формирования квот на целевой прием по заявкам субъектов РФ с предоставлением гарантии трудоустройства выпускникам; увеличение доли целевых мест в ординатуре по самым дефицитным направлениям вплоть до 100 %, с предоставлением преимущества врачам со стажем работы в первичном звене, особенно на селе; поэтапное внедрение новой системы оплаты труда в здравоохранении, основанной на прозрачных, справедливых и понятных правилах, с установлением фиксированной доли окладов в заработной плате и единым перечнем компенсационных и стимулирующих выплат [11].
С 2019 года реализуется национальный проект «Здравоохранение», предусматривающий развитие отрасли и качественное преобразование до 2024 г., включает 9 федеральных проектов, в том числе такой важный, как «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», а также федеральные программы по обеспечению сельских территорий России медицинскими работниками «Земский доктор» и «Земский фельдшер» [20].
Министерством здравоохранения разработан и реализуется федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». В рамках федерального проекта запланировано не только ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, но и обеспечить высокий уровень квалификации молодых специалистов, приходящих в отрасль здравоохранения, а также предоставить им возможность непрерывного повышения квалификации в соответствии с профессиональной потребностью.
Подходы к решению актуальных проблем обеспечения медицинскими кадрами отражены в государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [15], ее подпрограмме «Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении» и ведомственной целевой программе «Управление кадровыми ресурсами здравоохранения», реализация которых запланирована в рок до 2025 г. [13].
Ответственным исполнителем за реализацию кадровой политики в Российской Федерации в области здравоохранения является Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Министерства здравоохранения Российской Федерации [16].
Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Министерства здравоохранения Российской Федерации обеспечивает деятельность министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в отрасли.
Основными задачами департамента являются [16]:
1. Обеспечение реализации функций по выработке основных направлений государственной политики, нормативно-правовому регулированию кадрового обеспечения здравоохранения, медицинского и фармацевтического образования, допуска медицинских и фармацевтических работников к осуществлению профессиональной деятельности.
2. Обеспечение реализации функций по координации и контролю деятельности, находящейся в его ведении федеральной службы и координации деятельности государственного внебюджетного фонда.
3. Разработка стратегии единой кадровой политики в системе здравоохранения.
4. Организация работы по непрерывному образованию медицинских работников и фармацевтических работников.
5. Обеспечение реализации подпрограммы «Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении» государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения».
В соответствии с возложенными основными задачами департамент выполняет следующие основные функции (рис. 4).
Рисунок 4 – Функции Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава России
Источник: Составлено автором на основе Приказа Минздрава России [16]
Таким образом, при реализации кадровой политики в системе здравоохранении руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями, распоряжениями и поручениями Правительства Российской Федерации, Положением о Минздраве России и его нормативно-правовыми документами, которые в свою очередь позволяют создавать нормативно-правовую базу регулирования кадровой политики в отрасли и на региональных уровнях. Разработку и реализацию государственной кадровой политики в системе здравоохранения осуществляет Департамент медицинского образования и кадровой политики Минздрава России, перед которым в частности поставлена задача по обеспечению нормативно-правового регулирование кадрового обеспечения здравоохранения и допуска медицинских работников к осуществлению профессиональной деятельности.
Анализ реализуемой кадровой политики в системе здравоохранения Липецкой области
Формирование кадровой политики в здравоохранении должно опираться на углубленный анализ уровня развития медицинских кадров.
В последние годы все чаще актуализируются вопросы, связанные качеством предоставления медицинских услуг распределением и закреплением медицинских работников (врачей, среднего медицинского персонала) как в целом по стране, так и на территории Липецкой области. К числу основных показателей, позволяющих оценить состояние кадрового обеспечения учреждений системы здравоохранения региона, следует отнести:
- численность специалистов, в том числе узкоспециализированных; обеспеченность населения медицинскими кадрами;
- штатная обеспеченность учреждения;
- квалификация медицинских кадров и уровень профессионализма.
Состояние и перспективное развитие здравоохранения в значительной степени зависит от подготовки, профессионального уровня и обеспеченности системы медицинскими кадрами, как главным ресурсом здравоохранения.
В здравоохранении Липецкой области совокупность программно-целевых мероприятий [1, с.133] в сфере реализации государственной кадровой политики представлена подпрограммой «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы «Развитие здравоохранения Липецкой области» [14].
Кроме того, на региональном уровне управлением здравоохранения Липецкой области кадровая политика осуществляется через реализацию задач, включенных в региональный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» в рамках национального проекта «Здравоохранение». Проект направлен на устранение дефицита кадров в медицинских организациях региона за счет целевой подготовки специалистов по программам специалитета, ординатуры и программам среднего профессионального образования, а также путем совершенствования механизмов закрепления специалистов в отрасли: повышения эффективности трудоустройства выпускников, в том числе подготовленных в рамках целевого обучения.
Актуальной для всех этапов оказания медицинской помощи в Липецкой области является задача кадрового обеспечения учреждений здравоохранения.
Анализ обеспеченности и укомплектованности кадрами врачебными в Липецкой области за последние три года представлен в табл. 1.
Таблица 1 – Обеспеченность и укомплектованность населения Липецкой области врачебными кадрами
Муниципальные образования
|
Обеспеченность врачами на
10 000 населения
|
Укомплектованность
врачебных должностей (занятые/штатные), %
|
из них: в подразделениях,
оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (занятые/штатные), %
| ||||||
2020
|
2021
|
2022
|
2020
|
2021
|
2022
|
2020
|
2021
|
2022
| |
Воловский р-н
|
18,9
|
16,7
|
15,5
|
68,3
|
60,4
|
55,5
|
72,0
|
60,8
|
57,6
|
Грязинский р-н
|
15,5
|
14,6
|
15,2
|
50,0
|
48,8
|
56,3
|
49,0
|
46,1
|
58,3
|
Данковский р-н
|
20,0
|
19,9
|
19,2
|
75,4
|
74,3
|
76,7
|
76,4
|
77,0
|
79,5
|
Добринский р-н
|
22,8
|
21,0
|
21,5
|
71,7
|
64,5
|
70,9
|
70,5
|
64,3
|
73,4
|
Добровский р-н
|
18,2
|
17,4
|
17,9
|
73,0
|
70,0
|
78,5
|
70,7
|
68,8
|
77,9
|
Долгоруковский р-н
|
21,8
|
20,9
|
20,5
|
88,3
|
90,1
|
86,6
|
89,3
|
92,0
|
87,7
|
Елецкий р-н
|
23,6
|
22,7
|
21,0
|
91,5
|
89,6
|
89,6
|
88,5
|
87,1
|
87,4
|
Задонский р-н
|
19,5
|
18,7
|
19,6
|
88,2
|
89,2
|
88,7
|
90,7
|
90,4
|
90,4
|
Измалковский р-н
|
17,7
|
16,0
|
17,0
|
73,6
|
67,6
|
71,6
|
70,9
|
66,2
|
68,3
|
Краснинский р-н
|
14,1
|
21,0
|
15,1
|
40,4
|
57,1
|
45,8
|
38,8
|
54,5
|
43,0
|
Лебедянский р-н
|
19,9
|
18,3
|
17,9
|
52,4
|
51,4
|
48,9
|
50,5
|
56,4
|
52,9
|
Лев-Толстовский р-н
|
17,9
|
12,5
|
12,2
|
65,1
|
49,8
|
55,7
|
62,4
|
49,7
|
56,1
|
Липецкий р-н
|
16,1
|
15,4
|
13,3
|
60,4
|
55,7
|
56,3
|
54,9
|
50,2
|
55,4
|
Становлянский р-н
|
18,8
|
16,6
|
17,4
|
59,9
|
49,8
|
53,4
|
57,7
|
47,2
|
49,4
|
Тербунский р-н
|
22,6
|
22,4
|
21,3
|
75,6
|
63,2
|
79,7
|
78,8
|
77,5
|
82,9
|
Усманский р-н
|
15,1
|
15,5
|
14,8
|
62,2
|
50,5
|
66,8
|
52,8
|
59,8
|
59,5
|
Хлевенский р-н
|
21,9
|
19,7
|
20,6
|
55,2
|
52,8
|
61,1
|
54,5
|
50,2
|
59,9
|
Чаплыгинский р-н
|
17,1
|
17,3
|
17,6
|
86,2
|
88,2
|
89,0
|
85,8
|
88,9
|
88,7
|
Итого по районам
|
18,5
|
17,6
|
17,3
|
66,5
|
63,0
|
66,9
|
64,6
|
63,6
|
67,1
|
г. Елец
|
26,3
|
26,4
|
26,8
|
62,6
|
60,5
|
65,4
|
56,4
|
56,4
|
63,1
|
г. Липецк
|
22,9
|
23,2
|
23,3
|
63,8
|
67,2
|
68,0
|
62,9
|
62,6
|
64,2
|
Областные организации
|
-
|
-
|
-
|
72,1
|
78,1
|
77,3
|
83,3
|
82,7
|
82,5
|
Итого по области
|
32,6
|
31,7
|
31,6
|
67,4
|
69,0
|
70,6
|
66,5
|
65,8
|
68,3
|
Из табл. 1 видно, что наблюдается недостаточная обеспеченность врачебными кадрами в Лев-Толстовском, Липецком, Усманском, Краснинском, Грязинском, Воловском районах.
Обеспеченность врачебными кадрами на 10000 населения в разрезе муниципальных районной области представлен на рис. 5.
Рисунок 5 – Обеспеченность врачебными кадрами Липецкой области на 10000 населения за 2020-2022 гг.
Источник: Составлено автором по данным Липецкстат и управления здравоохранения Липецкой области [19]
По представленным на рис. 5 данным можно утверждать, что наилучшим образом к 2022 году обеспеченны врачами медицинские организации г. Ельца, так с 2020 по 2022 год обеспеченность врачами, практически не изменилась. Это говорит о том, что за три года в городе не произошло оттока врачебных кадров.
На втором месте обеспеченность врачебными кадрами в г. Липецк, увеличение за 3 года на 1,7%. Если рассматривать показатели в районах отдельно от крупных городов региона, то наилучшим образом обеспеченность врачами на конец 2022 года наблюдается в медицинских организациях Добринского (21,5), Тербунского (21,3) и Елецкого (21,0) районах. Но во всех трех районах-лидерах наблюдается отток врачей с 2020 по 2022 годы, так в Добринском районе в 2020 году обеспеченность врачебными кадрами была на уровне 22,8, а к концу 2022 года - 21,3 (снижение на 6,6%); в Тербунском районе с 22,6 до 21.3 (снижение на 5,8%); в Елецком районе с 23,6 до 21.0 (снижение на 11.0%).
Это говорит о том, что в данных районах необходимо принимать меры по сохранению врачебных кадров.
Наиболее низкие показатели по обеспеченности врачебными кадрами к концу 2022 года наблюдаются в Лев-толстовском районе - 12,2, Усманском районе – 14,8, Краснинском районе – 15,1. Примечательно, что во всех этих трех районах наблюдается отток врачебных кадров за последние три года. Наиболее критичная ситуация в данном случае в Лев-Толстовском районе с 17,9 в 2020 году до 12,2 в 2022 году.
Оценка обеспеченности и укомплектованности кадрами среднего звена в Липецкой области за последние три года представлено в табл. 2.
Таблица 2 – Обеспеченность населения Липецкой области средними медицинскими работниками
Муниципальные образования
|
Обеспеченность средними
медицинскими работниками на 10 000 населения
|
Укомплектованность
средними медицинскими работниками (занятые/штатные), %
|
из них: в подразделениях,
оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (занятые/штатные), %
| ||||||
2020
|
2021
|
2022
|
2020
|
2021
|
2022
|
2020
|
2021
|
2022
| |
Воловский р-н
|
88,8
|
86,9
|
88,8
|
94,3
|
93,2
|
91,6
|
91,2
|
89,6
|
87,1
|
Грязинский р-н
|
57,6
|
59,9
|
59,7
|
69,5
|
75,6
|
77,9
|
59,3
|
68,7
|
77,0
|
Данковский р-н
|
82,4
|
80,0
|
81,0
|
98,4
|
98,4
|
98,9
|
97,7
|
97,7
|
99,4
|
Добринский р-н
|
78,4
|
77,1
|
75,2
|
87,3
|
84,6
|
83,2
|
86,4
|
80,5
|
84,4
|
Добровский р-н
|
55,9
|
54,2
|
55,5
|
77,1
|
72,7
|
81,1
|
74,0
|
68,8
|
75,9
|
Долгоруковский р-н
|
80,6
|
81,6
|
76,5
|
95,8
|
97,1
|
90,8
|
92,9
|
96,6
|
84,8
|
Елецкий р-н
|
80,2
|
78,1
|
75,1
|
94,2
|
94,7
|
96,3
|
92,6
|
95,9
|
94,9
|
Задонский р-н
|
70,9
|
68,1
|
68,7
|
96,3
|
96,6
|
94,7
|
95,7
|
96,3
|
91,7
|
Измалковский р-н
|
76,1
|
77,3
|
79,6
|
87,8
|
90,7
|
87,0
|
86,3
|
90,7
|
82,9
|
Краснинский р-н
|
75,2
|
75,7
|
64,8
|
80,0
|
79,4
|
74,4
|
78,9
|
82,2
|
78,5
|
Лебедянский р-н
|
59,8
|
55,5
|
55,4
|
78,0
|
78,3
|
70,4
|
70,3
|
70,8
|
59,3
|
Лев-Толстовский р-н
|
71,6
|
72,2
|
71,1
|
88,4
|
87,1
|
82,5
|
86,6
|
87,3
|
82,1
|
Липецкий р-н
|
54,1
|
50,8
|
49,0
|
75,0
|
72,3
|
68,5
|
70,9
|
67,1
|
66,7
|
Становлянский р-н
|
77,1
|
74,9
|
72,6
|
77,2
|
74,6
|
74,9
|
71,4
|
67,4
|
68,8
|
Тербунский р-н
|
85,9
|
82,5
|
81,0
|
93,3
|
83,6
|
93,3
|
91,4
|
89,2
|
90,1
|
Усманский р-н
|
80,1
|
79,0
|
76,9
|
83,6
|
73,2
|
83,7
|
81,9
|
79,5
|
82,0
|
Хлевенский р-н
|
81,8
|
81,9
|
82,0
|
77,1
|
74,8
|
73,7
|
68,2
|
66,4
|
70,6
|
Чаплыгинский р-н
|
74,6
|
72,0
|
70,5
|
97,4
|
97,8
|
94,2
|
95,6
|
97,8
|
94,1
|
Итого по районам
|
70,6
|
69,3
|
68,1
|
84,7
|
83,6
|
83,6
|
80,5
|
81,0
|
80,9
|
г. Елец
|
106,2
|
105,5
|
100,7
|
85,6
|
82,0
|
80,3
|
80,7
|
79,2
|
80,0
|
г. Липецк
|
54,3
|
56,5
|
57,7
|
71,6
|
75,2
|
77,2
|
72,8
|
74,1
|
73,7
|
Областные организации
|
-
|
-
|
|
83,1
|
88,5
|
88,7
|
90,6
|
90,4
|
89,2
|
Итого по области
|
97,8
|
97,3
|
96,6
|
80,7
|
82,6
|
83,2
|
79,2
|
79,5
|
79,3
|
По данным табл. 2 очевидно, что наихудшим образом обеспечены средним медицинским медицинские организации Липецкого, Лебедянского, Добровского, Грязинского и Краснинского районов и г.Липецк. Обоснованных причин этому нет, так как районы не являются отдаленными или слаборазвитыми по инфраструктуре.
Анализ статистических данных показал, что обеспеченность населения Липецкой области врачебными кадрами на 10 тыс. населения в 2022 году составила – 31,6, средним медперсоналом – 96,6. Укомплектованность медицинских организаций врачебными кадрами - 91,8% (с учетом коэффициента совместительства 1,7), средними медицинскими работниками – 96,4% (с учетом коэффициента совместительства 1,3). Соотношение врач/медсестра в области - 1/3, 98% врачей и 96% средних медработников имеют сертификат специалиста.
Инструменты кадровой политики по борьбе с дефицитом кадров в системе здравоохранения Липецкой области
В соответствии с Законом Липецкой области от 30.12.2004 № 165-ОЗ «О мерах социальной поддержки педагогических, медицинских, фармацевтических, социальных работников, работников культуры и искусства, специалистов ветеринарных служб, лесного хозяйства» [9] в регионе успешно реализуются меры социальной поддержки медицинских работников, направленные на привлечение и закрепление специалистов в государственных медицинских организациях области.
На систематической основе за счет средств областного бюджета реализуется комплекс мер социальной поддержки:
- единовременная социальная выплата врачам дефицитных специальностей («Губернаторские 1,5 млн. рублей»);
- социальная выплата на строительство и приобретение жилья врачам дефицитных специальностей;
- ежемесячная денежная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг;
- ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений врачам, работающим на территории муниципальных районов области, врачам дефицитных специальностей государственных медицинских организаций города Липецка и города Ельца, фельдшерам скорой медицинской помощи;
- единовременная выплата для улучшения бытовых условий от 50 до 100 тыс. руб. выпускникам профессиональных образовательных организаций, трудоустроившимся на должности средних медицинских работников скорой медицинской помощи и фельшерско-акушерских пунктов);
- реализация софинансируемой областью федеральных программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер» (единовременная компенсационная выплата предоставляется врачам и средним медицинским работникам ФАП, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, в размере от 500 до 750 тыс. руб. для средних медработников ФАП, от 1 до 1,5 млн. руб. для врачей).
В 2022 году в рамках реализации федеральных программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер» разработан ряд нормативно-правовых документов, регулирующих кадровую политику, смягчающих условия участия:
- возрастные ограничения сняты;
- образование, соответствующее занимаемой должности;
- трудоустройство на должность, включенную в программный реестр должностей управления здравоохранения Липецкой области;
- успешное прохождение испытательного срока;
- отсутствие неисполненных обязательств по отработке определенного срока в соответствии с договорами на целевое обучение или целевую подготовку;
- участник программы обязан отработать не менее 5 лет при условии продления договора на выплату на период неисполнения трудовой функции в полном объеме.
Благодаря реализации данных программ, представленных в регион с 2012 по 2022 год привлечено 511 медицинских работников (рис. 6).
Рисунок 6 – Количественный привлеченных медицинских работников по программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер» в 2012-2022 гг.
Источник: Составлено автором по данным Липецкстат и управления здравоохранения Липецкой области [19]
Анализируя данные, делаем вывод, что по программе «Земский доктор» за 10 анализируемых лет больше всего врачей прибыло в Добринский район, это обусловлено тем, что район не только хорошо развит в социально-экономическом плане, но и правильно выстроенной организованной политике привлечения врачей в район руководством ГУЗ «Добринская ЦРБ». С другой стороны по реализации программы «Земский фельдшер» район является одним из «аутсайдеров», поэтому руководству необходимо активизировать работу в данном направлении. Липецкий район находится в непосредственной близости от областного центра, что позволяет специалистам проживать в городе, а выезжая на работу в район. Вместе с тем, руководителям ГУЗ «Данковская ЦРБ», ГУЗ «Чаплыгинская ЦРБ и ГУЗ «Тербунская ЦРБ» необходимо приложить максимум усилий для правильного построения кадровой политики в своих медицинских организациях.
Как и в любой другой отрасли в здравоохранении Липецкой области происходит постоянное движение кадров, в т.ч. и медицинских работников. Соотношение трудоустроившихся и уволенных врачей (с 2012 г. по 2022 г) и фельдшеров (с 2018 по 2022 гг.) на рисунках 7 и 8.
Рисунок 7 – Соотношение трудоустроившихся и уволенных врачей
Источник: Составлено автором по данным Липецкстат и управления здравоохранения Липецкой области [19]
Из рисунка видно, что за 10 лет число приступивших к работе врачей по отношению к уволившимся превалирует приблизительно в 2 раза. Однако в последние годы наблюдается повышение числа уволившихся врачей. Так в 2022 году к своим обязанностям приступили 20 врачей, но 10 уволились из медицинских организаций, что говорит об остроте проблем кадрового обеспечения врачами в регионе.
Иная картина наглядна по отношению числа трудоустроившихся и уволенных фельдшеров. Здесь соотношение первых от вторых превалирует в разы и наблюдаются годы, когда ни один из фельдшеров не уволился из медицинской организации.
Рисунок 8 – Соотношение трудоустроившихся и уволенных фельдшеров
Источник: Составлено автором по данным Липецкстат и управления здравоохранения Липецкой области [19]
На систематической основе из областного бюджета выделяются единовременные выплаты специалистам, трудоустроившимся на должности средних медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшеров скорой медицинской помощи; предоставляются социальные выплаты на строительство и приобретение жилья врачам дефицитных специальностей; предусматривается ежемесячная денежная компенсация затрат по оплате жилищно-коммунальных услуг; выплачиваются именные поощрительные премии.
Ключевым инструментом привлечения врачебных кадров в регион является единовременная социальная выплата в размере 1,5 млн. руб. для врачей, впервые трудоустраивающихся в городские и сельские государственные медицинские организации по наиболее дефицитным специальностям (программа «Губернаторские полтора миллиона»). По этой программе за 2020-2022 годы трудоустроились в сельские населенные пункты 28 врачей, не имеющих обязательств, связанных с целевым обучением (целевой подготовкой) от Липецкой области.
Стоит отметить, что программа «Губернаторские полтора миллиона» не отменяет федеральную программу «Земский доктор», а выступает дополнительным стимулирующим инструментом: трудоустроившийся врач суммарно может получить от 2,5 млн. руб. до 3 млн. руб.
Также в Липецкой области предусмотренная ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений врачам государственных медицинских организаций области, расположенных на территории муниципальных районов области, фельдшерам скорой медицинской помощи государственных медицинских организаций в размере от 10 до 15 тысяч рублей. В 2022 году программой воспользовались 75 человек.
Совместные усилия управления здравоохранения Липецкой области (уполномоченный орган за реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья), руководителей государственных учреждений здравоохранения региона, органов местного самоуправления, депутатского корпуса направлены на устранение дефицита медицинских кадров регионального здравоохранения посредством, в том числе, оказания мер социальной поддержки медикам нашего региона, на реализацию которых ежегодно из областного бюджета выделяется около 100 миллионов рублей.
Кроме того, ликвидация дефицита медицинских кадров в регионе обеспечивается за счет гарантированного трудоустройства молодых специалистов, закончивших обучение по программам ординатуры и аккредитованных специалистов, в том числе обучавшихся по договорам о целевом обучении, предоставления мер социальной поддержки работающим медикам,
Заключение
В системе здравоохранении Липецкой области разработан ряд программно-целевых и проектных мероприятий, направленных на реализацию кадровой политики в регионе.
На территории Липецкой области реализуется федеральный проектом в осуществлении кадровой политики является проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» в рамках национального проекта «Здравоохранение», который направлен на устранение дефицита кадров в медицинских организациях и способствует привлечению врачей с специалистов среднего медицинского звена в регион.
Анализ статистических данных показал, что обеспеченность населения Липецкой области врачебными кадрами на 10 тыс. населения в 2022 году составила – 31,6, средним медперсоналом – 96,6.
Анализ показателей обеспеченности кадрами в регионе показал, что ежегодно наблюдается приток врачей в городские округа (Липецк и Елец), наиболее высокий показатель притока врачей в районы наблюдается в Добринском, Тербунском и Елецком районах, низкие показатели по обеспеченности врачебными кадрами в Лев-толстовском, Усманском и Краснинском районах.
Успешно реализуется софинансируемая областью федеральные программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер», направленные на развитие мер социальной поддержки медицинских работников региона.
На систематической основе за счет средств областного бюджета реализуется комплекс мер социальной поддержки: среди которых: единовременная социальная выплата врачам дефицитных специальностей, социальная выплата на строительство и приобретение жилья врачам дефицитных специальностей, ежемесячная денежная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг и др.
В целом с учетом сложившейся социально-экономической ситуации, угроз и вызовов государственную кадровую политику в сфере здравоохранения Липецкой области можно признать удовлетворительной.
Источники:
2. Бизин С. В. Управление качеством и уровнем жизни населения региона (на примере Липецкой области) // Социальные и экономические системы. – 2022. – № 6-2(30.2). – c. 311-335.
3. Бизин С.В. Стратегический анализ региональной молодежной политики и оценка кадровой обеспеченности региона // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 2. – c. 879-896.
4. Герсонская И. В. Система здравоохранения в России: основные проблемы и возможные пути их решения // Вестник Челябинского государственного университета. – 2023. – № 3(473). – c. 53-63.
5. Ермолаева О.Н. Административно-правовое регулирование организации системы здравоохранения и оказания медицинских услуг в Российской Федерации // Вестник московского университета. – 2019. – № 4. – c. 65-78.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями одобренным в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 04.06.2023).
7. Магомадова Т. Л. К вопросу о реализации государственной кадровой политики в системе здравоохранения: отечественный и зарубежный опыт // Вестник ГГНТУ. Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2022. – № 4(30). – c. 20-28.
8. Макаров С. В., Гайдаров Г.М. Кадровая политика в здравоохранении: социальный аспект. - Иркутск: Иркутский государственный медицинский университет, 2022. – 192 c.
9. О мерах социальной поддержки педагогических, медицинских, фармацевтических, социальных работников, работников культуры и искусства, специалистов ветеринарных служб, лесного хозяйства. Закон Липецкой области от 30 декабря 2004 № 165-ОЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/ document/872602803/ (дата обращения: 01.08.2023).
10. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474. [Электронный ресурс]. URL: http//www.kremlin.ru/acts/bank (дата обращения: 19.06.2023).
11. О стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года. Указ Президента Российской Федерации от 06.06.2019 №254. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72264534/ (дата обращения: 25.06.2023).
12. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW (дата обращения: 23.06.2023).
13. Об утверждении ведомственной целевой программы «Управление кадровыми ресурсами здравоохранения». Приказ Минздрава России от 19.02.2019 г. № 68. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdrava-rossii (дата обращения: 25.05.2023).
14. Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения Липецкой области. Постановление администрации Липецкой области от 30 апреля 2013 г. №213. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document /424075718 (дата обращения: 30.06.2023).
15. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71848440/ (дата обращения: 01.08.2023).
16. Об утверждении Положения о Департаменте медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Министерства здравоохранения Российской Федерации. Приказ Минздрава России от 09.03.2021 № 172. [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdrava-rossii (дата обращения: 25.05.2023).
17. Онищенко К.Н., Верна В.В., Онищенко С.К. Государственная кадровая политика в сфере здравоохранения // Экономика устойчивого развития. – 2020. – № 1(41). – c. 135-137.
18. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Закон Российской Федерации от 22 июля 1993 г. № 5487-1. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_2413/ (дата обращения: 30.06.2023).
19. Официальный сайт управления здравоохранения Липецкой области. [Электронный ресурс]. URL: http://uzalo48.lipetsk.ru (дата обращения: 01.08.2023).
20. Паспорт национального проекта «Здравоохранение» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16). [Электронный ресурс]. URL: https://e-ecolog.ru/ (дата обращения: 25.05.2023).
21. Авксентьева М. В., Герасимова К.В., Железнякова И.А. Система оказания медицинской помощи в Российской Федерации: информационный бюллетень. - Москва: ФГУП «Академический научно-издательский, производственно-полиграфический и книгораспространительский центр «Наука», 2019. – 181 c.
22. Трудовой кодекс Российской Федерации. Кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12125268/ (дата обращения: 04.07.2023).
23. Улумбекова Г. Э. Здравоохранение России 2022–2023 гг.: неотложные меры в условиях особого положения в экономике и социальной сфере. Проблемы и предложения // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. – 2022. – № 2. – c. 22-47.
24. Шейман, И.М., Шевский, В.И. Кадровая политики в здравоохранении: сравнительный анализ в российской и международной практики // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2015. – № 1. – c. 143-167.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:27