Оценка адаптации населения к изменениям на финансовом рынке

Орлов С.Н.1, Реутов Р.В.1
1 Институт экономики УрО РАН, Россия, Екатеринбург

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 4 (Апрель 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42900292
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье представлены результаты исследования теоретических подходов к оценке адаптации населения в условиях происходящих критических изменений ключевых параметров экономики и финансового рынка. Приведена аналитическая оценка предпосылок и причин нового глобального кризиса, прогноз развития ситуации, возникшей вследствие наложения циклического экономического кризиса, обусловленного сменой технологического уклада и цикла накопления, в ходе которого стремительно происходит структурная перестройка экономики, изменяются механизмы общественного воспроизводства, динамично имплементируются технологии нового технологического уклада. Характерными особенностями нового кризиса являются финансовая, технологическая, геополитическая, экологическая, историческая, культурно-религиозная составляющие, а наиболее точной характеристикой и ключевой причиной происходящей глобальной критической разбалансировки следует признать цивилизационный, а не исключительно финансово-экономический, социальный или медицинский, аспект. Итогом развивающегося глобального кризиса 2020 года станет не только сопоставимый с самыми крупными мировыми рецессиями спад в мировой экономике, новый кризис может стать своего рода финальным аккордом, завершающим эпоху глобализации. Обоснована актуальность и важность оценки адаптации населения на основе формирования у граждан современных знаний о закономерностях и тенденциях развития финансового рынка в контексте решения ключевых проблем, стоящих перед экономикой страны.

Ключевые слова: финансовый рынок, оценка адаптации населения, домашние хозяйства, глобальный кризис,

JEL-классификация: G01, G18, G19



Введение

Глобальный экономический кризис 2008 года вызвал не только значительное снижение уровня финансово-экономических показателей в большинстве стран мира, а в дальнейшем спровоцировал последовательно глобальную рецессию, обострение геополитической обстановки, эскалацию локальных конфликтов и войн, рост количества террористических актов, многочисленные санкции, торговые, валютные, судебно-правовые, гражданские противостояния [9, с. 3].

Важнейшим итогом кризиса, по мнению экспертов, стал старт процессов деглобализации, что привело к резкому увеличению количества принятых решений и действий, направленных на защиту национальных рынков и экономик. На протяжении последних двенадцати лет объем глобальной торговли неуклонно снижался, а объем торговых ограничений, зафиксированных ВТО, по сравнению с докризисным периодом, наоборот, систематически возрастал и к 2020 году увеличился на порядок.

Так, по мнению экономистов Банка международных расчетов (Bank for international sеttlements – BIS), ужесточение регулирования банковского сектора, введенное после кризиса 2008 года (Базель III) в дополнение к прежним ограничениям, значительно осложнило кредитование нерезидентов. В результате компании должны преодолевать дополнительные трудности при финансировании международных операций. Перечисленные и многие другие (включая более жесткие) решения и действия, препятствующие свободному движению товаров, капиталов, рабочей силы, нематериальных активов, подтверждающие ускорение процессов деглобализации, стали следствием произошедших в мировой экономике и геополитике структурных сдвигов. Согласно прогнозам экспертов, итогом стремительно развивающегося в условиях пандемии глобального кризиса 2020 года станет не только сопоставимый с самыми крупными мировыми рецессиями спад в мировой экономике, новый кризис может стать своего рода финальным аккордом, завершающим эпоху глобализации.

Глобальные кризисы и ранее часто становились основанием для пересмотра экономических принципов и подходов, критической точкой для внесения изменений в регуляторные правила и нормативы функционирования отдельных секторов экономики (Базельские рекомендации для банковского сектора, Solvency для страхового сектора и др.) и финансового рынка, в доктрины социально-экономического развития глобальной и национальных экономик (эволюция валютных систем). Системный характер текущего кризиса, его мировое распространение обусловили очевидную принципиальную невозможность поиска выхода в границах прежних рыночных парадигм и представлений. Ставшая «черным лебедем» пандемия коронавируса одновременно выполнила роль катализатора описанных процессов. Стремление развитых стран на протяжении нескольких последних десятилетий лишь сохранять контроль над финансовыми потоками от инвестиций, получением рентных доходов от владения нематериальными активами (патентами, ноу-хау, лицензиями, торговыми марками), доходов от непрерывного роста капитализации фондового рынка и иных последствий происходившей финансиализации экономики привело к росту экономического потенциала развивающихся стран (КНР, Индии, стран Юго-Восточной Азии), позволило указанным странам добиться увеличения экономического влияния, фактически заявить о выходе из технологической зависимости и в коротком по историческим меркам временном интервале привело к смене глобального лидера производства реального ВВП.

Происходящие катаклизмы стали формой проявления не только глубокого кризиса развития либеральной идеологии в экономике и политике, все чаще проявляющегося в более эффективной и результативной работе централизованно управляемых экономик, более оперативно справляющихся с текущими глобальными вызовами, но и следствием наложения циклического экономического кризиса, обусловленного сменой технологического уклада и цикла накопления, в ходе которого стремительно происходит структурная перестройка экономики, меняются механизмы общественного воспроизводства, динамично имплементируются технологии нового технологического уклада [8, с. 437] (Orlov, 2019). Таким образом, характерными особенностями нового кризиса являются финансовая, технологическая, геополитическая, экологическая, историческая, культурно-религиозная составляющие, а наиболее точной характеристикой и ключевой причиной происходящей глобальной критической разбалансировки, в значительной степени ускоренной и усиленной пандемией коронавируса, является цивилизационный, а не исключительно финансово-экономический, социальный или тем более эпидемиологический аспект.

Функционирование российского финансового рынка в условиях набирающего силу глобального кризиса приводит к дополнительной нагрузке на все субъекты рынка, включая население и корпоративный сектор. Правительство РФ сообщает о готовности адекватно реагировать на внешние и внутренние шоки, а российская финансовая система – о наличии необходимых резервов, что позволит населению пережить кризис легче, нежели чем в 2008 или 2014 годах. Правительством РФ и Банком России оперативно подготовлен план мер поддержки экономики и населения, несмотря на сложность точного определения глубины влияния и прогнозирования последствий, поскольку значимые экономические и финансовые показатели будут известны позднее вследствие характерной временной задержки. Банк России на текущем этапе развития ситуации планирует сохранять без изменения ключевую процентную ставку, продолжать обеспечивать рынки необходимой рублевой и валютной ликвидностью и в случае необходимости задействовать иные регуляторные меры.

Принимая во внимание тот факт, что население является ключевым участником экономических процессов и финансового рынка, любые изменения параметров рынка, как положительные, так и отрицательные, а особенно кардинальные, оказывают значительное влияние на динамику возможностей совершения сделок всеми участниками рынка и в конечном итоге на динамику темпов роста экономики и на уровень благосостояния граждан.

Для эффективного функционирования финансового рынка государству как регулятору и финансовым институтам как участникам необходимо иметь полное представление о том, насколько обращаемые на рынке продукты на текущий момент времени и на ближайшую перспективу удовлетворяют запросам потребителей, а также соответствует ли ментальное понимание ситуации населением имеющимся возможностям и ограничениям сохранять активное присутствие в экономических процессах и на финансовом рынке в кардинально изменяющихся условиях.

Трансформация и нестабильность экономической ситуации придают особую актуальность исследованию проблем адаптации домашних хозяйств и разработке методологии оценки последствий действия механизмов приспособления населения к динамично трансформирующимся экономическим условиям.

В настоящее время фактически отсутствуют комплексные методики оценки адаптации населения к изменяющимся условиям функционирования финансового рынка, как и методики оценки рациональности поведения домашних хозяйств в условиях происходящих изменений параметров и требований, предъявляемых к участникам рынка. Основная проблема заключается в том, что имеющиеся методики сводятся к анализу и оценке какого-либо одного элемента финансового поведения, что, в свою очередь, обусловлено отсутствием в настоящее время позволяющих получать адекватное отражение реального положения дел решений проблемы формализации и анализа критериев оценки адаптации населения.

В исследовании предпринята попытка критически оценить и обосновать методологические подходы создания методики оценки адаптации домашних хозяйств к происходящим изменениям в экономике, на финансовом рынке и оценки изменения моделей поведения участников рынка в зависимости от количественных и качественных изменений экономической ситуации.

Теоретическое значение исследования заключается в важности разработки методологических положений, которые могут быть использованы при построении механизма оценки адаптации населения к изменяющимся условиям финансового рынка в ситуации его динамичного развития либо в случае возникновения кризисных явлений. Сформулированные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы для дальнейшего совершенствования действующего механизма, разработки новых инструментов оценки адаптации в целях повышения уровня благосостояния граждан РФ, содействия экономическому росту и развитию финансового сектора посредством использования инструментария финансового рынка.

Эксперты рассматривают финансовый рынок как сферу рыночных отношений, где объектом купли-продажи является денежный капитал. С точки зрения функционального подхода, финансовые рынки представляют собой систему рыночных отношений, обеспечивающую аккумулирование денежных средств и перераспределение финансовых потоков. С точки зрения институционального подхода, финансовые рынки представляют совокупность банков, страховых, пенсионных, инвестиционных, фондовых бирж и иных специализированных финансовых учреждений, через которые осуществляется движение денежных потоков [13] (Balakin etc., 2017).

По мнению В.В. Ковалева, с организационной точки зрения финансовый рынок следует рассматривать как совокупность институтов – экономических субъектов, осуществляющих эмиссию, куплю и продажу финансовых инструментов [14, с. 132] (Belozyorov, Brodskiy etc., 2015). Подобной позиции придерживаются А.Г. Гузнов, Т.Э. Рождественская, которые считают, что финансовый рынок представляет собой совокупность финансовых институтов, занимающихся торговлей финансовыми инструментами или оказанием финансовых услуг [2, c. 17] (Guznov, Rozhdestvenskaya, 2016).

К.А. Смирнов, Т.Е. Никитина отмечают, что финансовый рынок представляет собой механизм перераспределения финансовых средств между кредиторами и заемщиками. В узком смысле финансовый рынок организован в форме торгов финансовыми ресурсами; а в широком – совокупности отношений в связи с непрерывным оборотом финансовых ресурсов в экономике [11, c. 6] (Smirnov, Nikitina, 2019). В.А. Слепов связывает финансовый рынок с системой формирования и перераспределения финансовых ресурсов на основе законов спроса и предложения [16, c. 104] (Slepov, 2020).

Приведенные мнения позволяют дифференцировать и классифицировать подходы к определению экономической категории «финансовый рынок», в соответствии с которыми данная экономическая категория представляет собой:

1) объединение рыночных форм торговли финансовыми ресурсами (кредиты, депозиты, вклады, страховые полисы, ценные бумаги, производные финансовые инструменты);

2) совокупность взаимоотношений, возникающих в процессе обмена экономическими благами посредством использования финансовых инструментов;

3) особую форму денежных операций;

4) сферу функционирования финансово-кредитного механизма;

5) систему торговли финансовыми инструментами [12] (Tatiev, 2019).

В экономической литературе выделяют следующие функции финансового рынка:

– мобилизация свободных денежных средств посредством реализации ценных бумаг;

– инвестирование производственного процесса;

– содействие перераспределению ресурсов в экономике;

– увеличение эффективности экономики;

– формирование цен на финансовые активы;

– информационная [3, c. 186] (Komarov, 2018).

Специфическими для финансового рынка являются следующие функции:

– мобилизация временно свободных денежных средств, их трансформация в инвестиции и капитал;

– эффективное распределение капитала;

– минимизация финансовых и коммерческих рисков [13] (Balakin etc., 2017).

В свою очередь, под домашним хозяйством понимают общность совместно проживающих людей, как правило, связанных между собой брачными либо родственными отношениями, обладающих общим бюджетом, выполняющих экономическую функцию воспроизводства человеческого капитала. К учету принимаются все материальные ресурсы и блага (финансовая база, семейный бизнес, личное подсобное хозяйство, движимое и недвижимое имущество, предметы быта и др.), которые члены домашнего хозяйства используют в процессе своей жизнедеятельности [10, c. 13] (Reznik, Egorova, 2015).

С точки зрения А.З. Дадашева, домашнее хозяйство представляет собой институциональную единицу, которая обеспечивает экономику трудовыми ресурсами и использует полученные доходы для удовлетворения собственных материальных потребностей и получения различных услуг на рыночной основе [15, с. 168] (Dadashev etc., 2016).

Домашние хозяйства занимают особое место в системе экономических отношений, поскольку:

а) выступают в качестве покупателей производимых в экономике продуктов и услуг;

б) предоставляют корпоративному сектору производственные ресурсы;

в) приобретают реальные и финансовые активы, направляя на приобретение активов собственные сбережения.

Домашние хозяйства включаются в экономические отношения посредством использования собственных либо заемных финансовых средств. Эксперты под финансами домашних хозяйств понимают систему денежных отношений по поводу формирования и использования фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов домашнего хозяйства и их воспроизводства. Кроме того, финансы домашних хозяйств представляют совокупность финансовых активов, обязательств и способов эффективного управления ими в условиях рыночной экономики [14, с. 640–642] (Belozyorov, Brodskiy etc., 2015).

По мнению Г.Б. Поляка, финансы домашних хозяйств представляют совокупность экономических отношений, связанных с формированием и использованием денежных средств, получаемых в результате индивидуальной трудовой деятельности [17, с. 506] (Polyak, 2017).

Сущность финансов домашних хозяйств проявляется через функции, к которым относятся распределительная, контрольная и регулирующая. Другие функции считаются производными от указанных выше, например, инвестиционная или функция обеспечения жизненных потребностей населения [13] (Balakin etc., 2017).

Социально-экономическая сущность финансов домашних хозяйств рассматривается через выполнение следующих функций: ресурсообразующей (определение структуры и состава заемных источников финансирования), распределительной (распределение денежного дохода хозяйства), воспроизводственной (поддержание стабильных нормальных условий существования отдельных членов), регулирующей (поддержание сбалансированного развития хозяйства), инвестиционной (поставка финансовых ресурсов для национальной экономики), консолидирующей (роль связующего звена финансовой системы, целью которого является финансовое обеспечение потребностей отдельных участников домашнего хозяйства) [14, с. 642–643] (Belozyorov, Brodskiy etc., 2015).

Ключевая цель функционирования домашнего хозяйства как экономической единицы заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей его членов. Для этого домашние хозяйства принимают финансовые решения, которые подразделяют на две основные группы: 1) решения, направленные на формирование структуры и величины источников доходов; 2) решения, направленные на формирование структуры будущих расходов [14, с. 644] (Belozyorov, Brodskiy etc., 2015) (табл. 1)

Таблица 1

Соотношение функций финансового рынка и финансов домашних хозяйств

Финансовый рынок
Финансы домашних хозяйств
Функции
Принимаемые решения
Функции
Перераспределение ресурсов в экономике
Решения, направленные на формирование структуры и величины источников дохода
Ресурсообразующая
Формирование цены на финансовые активы; информационная
Решения, направленные на формирование структуры будущих расходов
Контрольная,
регулирующая,
консолидирующая
Минимизация финансовых и коммерческих рисков
Решения, направленные на формирование структуры и величины источников доходов
Мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;
инвестирование производственного процесса
Решения, направленные на формирование структуры будущих расходов
Распределительная,
воспроизводственная,
инвестиционная
Источник: составлено авторами.

Очевидно, с целью проведения оценки адаптации населения к изменяющимся условиям финансового рынка необходимо проведение анализа взаимного влияния изменения параметров рынка и финансов домашних хозяйств. Результатами анализа должны стать обоснованные выводы об эффективности выполняемых рынком функций и комплексная оценка уровня адаптации домашних хозяйств к происходящим изменениям.

В контексте исследования экономическая адаптация населения представляет собой осознанную деятельность отдельных экономических субъектов либо социальных групп (домашнее хозяйство, семья, группа работников предприятия, граждане, проживающие в пределах определенной территории, пенсионеры и т.д.) по взаимодействию с институциональными субъектами финансового рынка (банками, страховыми организациями, пенсионными фондами, инвестиционными институтами и др.) и иными субъектами, оказывающими влияние на результаты процесса адаптации населения и формирующими финансовую инфраструктуру и институциональную среду (мегарегулятор финансового рынка, надзорные и правоохранительные органы, организации защиты прав потребителей, образовательные учреждения, аудиторские компании, рейтинговые агентства, кредитные бюро и др.) в целях выявления, рационального понимания и восприятия субъектами условий функционирования рынка, требований и стандартов финансовых институтов, а также обращаемых на рынке финансовых продуктов и предлагаемых услуг в целях принятия решений о приобретении (либо об отказе от приобретения) на основе рационального понимания критериев полезности, эффективности, выгодности и удовлетворения потребностей конкретного потребителя.

Таким образом, комплексную оценку уровня адаптации населения к параметрам финансового рынка предлагается рассчитывать на основе следующих составляющих:

1. Критерий, характеризующий способность и возможности потребителя приобретать финансовые услуги, включая оценку уровня финансовой грамотности. По мнению регулятора рынка, данный критерий определяется в том числе через степень востребованности финансовых услуг (предъявляемый устойчивый спрос со стороны населения, субъектов малого и среднего предпринимательства на доступные финансовые услуги). Данный критерий характеризуется понятиями полезности финансовых услуг и финансовой грамотности, т.е. пониманием потребителем сути оказываемых ему услуг, оценок степени положительного либо отрицательного влияния приобретаемых услуг на качество жизни.

2. Критерий качества финансовых продуктов и услуг, обращаемых на рынке. Характеризуется своевременностью и оперативностью предоставления, соответствием действующим на рынке стандартам, предъявляемым к продукту, услуге и запросам потребителей. Под качеством финансовых услуг понимают бесперебойное и безопасное их предоставление посредством обеспечения ценовой доступности финансовых продуктов для значительного количества потребителей, а также доверие граждан финансовым институтам и предоставляемым услугам, эффективную систему защиты прав потребителей финансовых услуг [18].

3. Критерий доступности финансовых услуг, учитывающий комфорт, время ожидания и получения услуги, возможность дистанционного обслуживания, качество персонала финансового института; открытость, понятность, полезность, прозрачность и однозначность. Уровень доступности характеризуется: наличием инфраструктуры предоставления финансовых услуг (физическая возможность получения в местных отделениях финансовых организаций, посредством развития сети современных банковских автоматов, электронных и платежных терминалов, платежных и страховых агентов, организаций федеральной почтовой связи или возможность удаленного доступа к получению финансовых услуг посредством сети Интернет через личный кабинет, с использованием мобильного телефона и иных устройств в населенных пунктах Российской Федерации) [18]. Доступность финансовых продуктов и услуг трактуется как состояние, когда население имеет доступ к качественным финансовым продуктам, предоставляемым по доступным ценам, удобным способом, с уважением к пользователю [1] (Gardeva, Rhyne, 2011).

4. Критерий доверия потребителей финансовым институтам, включая доверие на макроэкономическом уровне (доверие проводимой правительством и регулятором финансовой, денежно-кредитной политике);

5. Критерий эффективности государственного регулирования финансового рынка, наличие государственных программ поддержки потребителей (субсидирование ипотечных и автомобильных кредитов, льготы при страховании имущества и личном страховании, различные варианты гарантирования инвестиций, налоговые каникулы, льготы и т.д.), включая действия в случаях реализации финансовых рисков и возникновения кризисов.

Принимая во внимание экономическую ситуацию, Банку России следует ускорить формирование методики доступности различных финансовых услуг, разработать систему специальных индикаторов, которые должны включать в качестве составляющих оценку совокупного предложения со стороны различных финансовых институтов и оценку совокупного спроса, используя современные методы обследования домашних хозяйств. Одна из важнейших задач заключается в повышении уровня финансовой грамотности. В существующем с точки зрения остроты экономической ситуации контексте необходимо сокращать временной лаг в понимании возможностей и преимуществ, позволяющих получить изменившиеся условия приобретения продуктов или услуг между теми субъектами, которые воспользовались услугой, и теми, кто впервые получил информацию [5, с. 84–91] (Mekhtiev, 2015).

Банку России как регулятору финансового рынка следует на системной основе располагать расчетами изменения уровня удовлетворенности населения от предлагаемых финансовыми институтами продуктов и услуг посредством расчета комплексных показателей удовлетворенности работой финансовых организаций, условиями и качеством финансовых продуктов, работой каналов их распределения и доставки [4] как на основе использования статистических методов анализа при обработке опросов населения, так и построения экономико-математических моделей с использованием технологий больших данных и нейронных сетей.

Комплексный индекс оценки удовлетворенности населения должен учитывать влияние следующих факторов:

– доверие к финансовым институтам, удовлетворенность условиями приобретения, качеством и ассортиментом финансовых продуктов;

– удовлетворенность качеством функционирования финансовой и платежной инфраструктуры;

– удовлетворенность качеством дистанционного доступа к финансовым

продуктам и услугам;

– удовлетворенность качеством работы дистанционных каналов предоставления финансовых услуг кредитными и некредитными институтами.

Предложенные к учету при расчете индекса удовлетворенности факторы соответствуют установленным приоритетам и направлениям проведения оценки доступности финансовых услуг для населения:

а) инфраструктура предоставления финансовых услуг;

б) востребованность финансовых услуг для населения (включает открытие текущих счетов, пользование платежными услугам, размещение денежных средств в финансовые активы, получение кредитов населением, приобретение страховых полисов и заключение договоров на страхование различных объектов, предоставление финансовых услуг различным группам населения, ограниченным в доступе к финансовым услугам);

в) качество финансовых услуг;

г) полезность финансовых услуг [7].

В исследовании, организованном регулятором в 2019 году, использовались данные отчетности финансовых организаций и данные опроса взрослого населения РФ (всероссийская выборка – 1 828 человек), на основе которого сделаны выводы относительно финансовой доступности и финансовой удовлетворенности [7].

Следует принимать во внимание, что использование регулятором статистической информации и указанных методов экспертной оценки представляется на определенном этапе допустимым, поскольку позволяет получить предварительную информацию о состоянии рынка и сделать предварительные выводы. Однако использование методов опроса в дальнейшем ограничено в силу известных ограничений и наличия системных недостатков, обусловленных технологией отбора экспертов, особенностями формирования их согласованного мнения и выборки.

В целом разработка любой методики как фиксированной совокупности приемов практической деятельности, которая приводит к заранее определенному результату [6, с. 552] (Stepin etc., 2010), заключается в определении необходимого набора индикаторов, характеризующих исследуемое экономическое явление, раскрывающих его экономическое содержание, а также в выборе методов расчета индикаторов и способов получения необходимой информации для расчета.

Представляется, в основу разработки методики оценки уровня адаптации населения к изменениям параметров финансового рынка следует принять наряду с данными опросов и социологических исследований, позволяющих получить оценку качества и доступности предоставляемых услуг, также критерии, характеризующие особенности принятия решения экономическими субъектами в различных социально-экономических условиях.

В этой связи предлагается классифицировать методологические подходы к определению уровня доступности финансовых услуг для населения на основе четырех групп критериев:

1) критерий обеспечения возможностей приобретения домашними хозяйствами финансовых продуктов и услуг. Доступность следует рассматривать как требование обеспечения доступа для частных субъектов финансового рынка к получению услуг независимо от различных факторов (социального и материального положения, территориального размещения и пр.);

2) компиляционный критерий (учет множества влияющих на доступность услуг факторов), учитывающий влияние факторов доступности: экономических, организационных, территориальных, социальных и др.;

3) системный критерий (по доступности отдельных продуктов, предоставляемых финансовым рынком, составляющих комплекс (линейку) финансовых продуктов, реализуемых институциональными субъектами рынка);

4) вероятностный критерий (доступность как вероятность получения либо приобретения финансовой услуги).

Таким образом, рекомендованные подходы позволяют рассчитать оценку доступности финансовых продуктов как с точки зрения сложившихся параметров спроса, так и со стороны предложения.

ДФЛ = Зодобр. / Пзаявки,

где ДФЛ – оценка доступности финансовых услуг;

Зодобр. – количество одобренных (согласованных) заявок на продажу-приобретение продукта, услуги (кредита, страхового полиса, ценной бумаги), ед.;

Пзаявки – количество заявок на приобретение продукта, услуги, ед.

ДтерТО = (КТО/ЭАН) * 100,

где ДтерТО – уровень доступности финансового обслуживания, %; КТО – количество точек обслуживания, ед.; ЭАН – экономически активное население в регионе, чел.

Поскольку адаптационный потенциал населения представляет совокупность имеющихся экономических, финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов и возможностей, располагаемых населением, которые могут быть задействованы для эффективной адаптации к условиям финансового рынка, для оценки эффективности механизма адаптации населения к условиям финансового рынка предлагается применять методику расчета относительного показателя, отражающего уровень использования имеющегося адаптационного потенциала. Комплексная оценка адаптации в этом случае рассчитывается как средневзвешенное значение каждой группы критериев, скорректированных на весовой коэффициент группы. На основе результатов мониторинга динамики изменений комплексного показателя рекомендуется имплементировать комплекс разнообразных мер, направленных на внесение изменений в финансовую политику, включая меры по повышению финансовой грамотности населения.

Выводы и рекомендации

Принимая во внимание состояние экономики и финансового рынка и происходящие вследствие пандемии коронавируса – «черного лебедя» глобальной экономики – кардинальные изменения моделей социально-экономического поведения субъектов, при разработке антикризисных мер следует придерживаться глобального тренда усиления ответственности и влияния государства на происходящие экономические процессы. При этом принимаемые решения и действия должны содействовать либерализации бизнеса и одновременно защите национальной экономики.

Особое внимание следует уделять мероприятиям, направленным на обеспечение стабильной ситуации в экономике, прежде всего доходов населения, сохраняя на необходимом уровне состояние совокупного спроса, посредством поддержания в работоспособном состоянии финансового сектора и инфраструктуры, а также оперативной корректировки финансовой политики в отношении отраслей и секторов экономики, имея в виду внесение изменений в бюджетную, налоговую, денежно-кредитную, ценовую, таможенную, политику занятости и др. Необходимо на уровне макрорегулирования максимально содействовать адаптации домашних хозяйств и бизнеса, сосредоточив внимание на ключевых направлениях: максимальном (вплоть до нейтрального) ослаблении налогового бремени, процентной и кредитной нагрузки, снижении процентных и налоговых ставок, переносе на период кризиса сроков соответствующих платежей, повышении пособий по безработице. Данные меры в случае их правильного применения не приведут к росту инфляции, но будут способствовать повышению адаптационного потенциала населения, бизнеса и национальной экономики в целом.

Предлагаемые действия следует принять на текущий горизонт планирования, обеспечив оперативный контроль и мониторинг уровня экономических критериев и индикаторов, отражающих изменение оценки адаптации населения и бизнеса к происходящим изменениям в экономике и на финансовом рынке. На основе результатов мониторинга осуществлять оперативную точечную настройку – корректировку различных инструментов и условий и, в зависимости от степени достижения локальных целей, отменять либо пролонгировать действие соответствующих инструментов.

Предлагаемые в статье подходы и рекомендации позволят обеспечить более полное понимание и принятие происходящей в экономике ситуации населением, а также мобилизацию возможностей финансового сектора на преодоление кризисных явлений и достижение целевой динамики развития национальной экономики.


Источники:

1. Gardeva A., Rhyne E. Opportunities and Obstacles to Financial Inclusion, Survey Report, July 2011 / The Center for Financial Inclusion (http://centerforfinancialinclusionblog.files.wordpress.com/2011/07/opportunities-and-obstacles-to-financial-inclusion_110708_final.pdf).
2. Гузнов А. Г. Организации финансового рынка и финансово правовые механизмы урегулирования их несостоятельности : монография / А. Г. Гузнов, Т. Э. Рождественская. — М. : Норма : ИНФРА М, 2016. — 304 с.
3. Комаров А.Д. Финансовые рынки России и перспективы их развития в современных условиях // Экономика. Бизнес. Банки. - 2018. - № 1 (22). - С. 185-193.
4. 2 Композитный индекс удовлетворенности населения работой финансовых организаций, финансовыми продуктами (услугами) и каналами предоставления финансовых услуг: результаты опроса 2019 года. С.1. https://cbr.ru/finmarket/development/development_affor/overview/
5. Мехтиев Э. МФО как иллюзия [Интервью с М. Мамутой] // Банковское обозрение. 2015. N 3. С. 84 - 91. Режим доступа – Консультант Плюс
6. 5 Новая философская энциклопедия: В 4 т./Ин-т Н68 философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В. С. Степин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов.-М.: Мысль, 2010-ISBN 978-2-244-01115-9. Т. II.- 2010 - 634, [2] с. - ISBN 978-2-244-01117-3
7. 3 4 Обзор состояния финансовой доступности в Российской Федерации в 2018 году. С.1. [Электронный ресурс] // Центральный банк РФ. Официальный сайт. Развитие финансового рынка. Аналитика. URL:https://cbr.ru/finmarket/development/development_affor/overview/ (дата обращения: 21.03.2020).
8. Орлов С.Н. Организационно-технологические тренды цифровой экономики / Финансовая экономика.- 2019. - №10, часть 4.- С. 437-440.
9. Орлов С.Н., Киланова Е.Л. Стратегия развития кредитной организации / Beau Bassin.-2018.- С. 3.
10. Резник С.Д., Егорова Н.Ю. Управление домашним хозяйством как социально-экономической системой: Монография. — М.: ИНФРА-М, 2015. – 157 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/7304.
11. Смирнов К.А. Маркетинг на финансовом рынке / К.А. Смир нов, Т.Е. Никитина. – М. : ИНФРА-М, 2019. – 207 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).
12. Татиев А.Р. Соотношение понятий "рынок финансовых услуг" и "финансовый рынок": теория и практика вопроса // Российская юстиция. 2019. N 8. С. 13 - 15. «Консультант Плюс».
13. Финансы / А.П. Балакина, И.И. Бабленкова, И.В. Ишина и др. ; под ред. А.П. Балакиной, И.И. Бабленковой. – Москва : Дашков и К°, 2017. – 384 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=454074 (дата обращения: 16.03.2020). – Библиогр.: ISBN 978-5-394-01500-7.
14. Финансы / С.А. Белозёров, Г.М. Бродский, С.Г. Горбушина и др. ; отв. ред. В.В. Ковалев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект, 2015. – 926 с. : ил. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=254083 (дата обращения: 16.03.2020). – Библиогр.: с. 902-912. – ISBN 978-5-392-16756-2. – Текст : электронный.
15. Финансы / под ред. А.З. Дадашева. — М. : Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016. — 178 с.
16. Финансы / под ред. проф. В. А. Слепова. -4 е изд., перераб. и доп. — Москва : Магистр : ИНФРА М, 2020. — 336 с.
17. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» / под ред. Г.Б. Поляка. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 735 с. 7 – (Серия «Золотой фонд российских учебников»)
18. https://cbr.ru/finmarket/development/development_affor/

Страница обновлена: 29.10.2024 в 17:01:55