Самооценка работающим населением своих навыков в условиях цифровизации экономики

Омельченко И.Б.1, Забелина О.В.1, Мирзабалаева Ф.И.2,1
1 Всероссийский научно-исследовательский институт труда
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 1 (Январь-Март 2019)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=37307836
Цитирований: 15 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Цифровизация экономики предъявляет новые требования к компетенциям работающего населения, что вызывает активные дискуссии среди специалистов по вопросам спроса на профессиональные навыки, связываемые с технологическими изменениями. Важной остается проблема оценки реализации имеющихся навыков в практической деятельности как с помощью объективных, так и субъективных оценок. Адекватная самооценка уровня владения навыками является важной составляющей для формирования цифровых компетенций и дальнейшего развития работников, адаптации к вызовам стремительно развивающейся глобализации. В данной статье субъективные оценки работающего населения явились инструментом измерения уровня навыков. В процессе исследования рассматриваются: особенности оценки различными группами опрошенных работников последствий внедрения компьютерных технологий в своей профессиональной области; уровень самооценки работающим населением своих навыков (делового общения, компьютерной грамотности, владения английским языком, навыков по профессии). Анализируемые аспекты являются результатом совместного исследования, проведенного в июне-июле 2018 года ВНИИтруда Минтруда России и Санкт-Петербургским государственным университетом, цель которого состояла в изучении социальных установок и диспозиций занятого населения Российской Федерации в отношении труда и профессиональной деятельности, в частности, установок в отношении возможной трансформации своей профессиональной деятельности в условиях цифровизации экономики. (Научный руководитель проекта - д-р. социол. наук., доцент кафедры социального анализа и математических методов в социологии Санкт-Петербургского государственного университета А.В. Мальцева; научный консультант проекта - д-р эконом. наук, профессор, начальник лаборатории стратегических исследований социально-трудовых отношений ВНИИ труда Минтруда России О.В. Забелина. Проект реализован на базе Ресурсного центра социологических и Интернет-исследований СПбГУ с использованием компьютерной системы для проведения телефонных опросов / CATI (Computer Assisted Telephone Interviewing). Целевая группа исследования - граждане РФ в возрастном диапазоне 18-59 лет, занятые трудовой деятельностью, приносящей доход. Репрезентативная выборка для Всероссийского телефонного опроса «Социальные установки и диспозиции населения Российской Федерации в отношении новых форм занятости: субъективные оценки» составила 1634 человека. Ошибка выборки: 5%.)

Ключевые слова: сфера деятельности, профессиональные навыки, цифровые компетенции, цифровизация экономики, самооценка навыков, работающее население, род занятий

JEL-классификация: J24, J20, J29

Источники:

Аптекман А. Цифровая Россия: новая реальность. Digital McKinsey. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com ( дата обращения: 04.12.2018 ).
2. Бегенхольд Д., Клингмайер Д., Кандуч Ф. Индивидуальная самозанятость, человеческий капитал и гибридная работа в условиях гигномики // Форсайт. – 2017. – № 4. – С. 23-32. – doi: 10.17323/2500-2597.2017.4.23.32.
Забелина О.В., Мирзабалаева Ф.И. Опережающая подготовка кадров для цифровой экономики: новые задачи российского профессионального образования // Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: новые вызовы: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Национальная академия образования им. И.Алтынсарина. Астана, 2018. – С. 476-480.
Забелина О.В., Мирзабалаева Ф.И. Проблемы переквалификации «возрастных» работников в условиях трансформации рынка труда. / коллективная монография. Экономический потенциал и перспективы России. - Краснодар: Краснодарский ЦНТИ – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго РФ, 2018. – 63-77 с.
Президиум правкомиссии по ИТ утвердил паспорта 6 проектов программы «Цифровая экономика» (Программа рассчитана до 2024 года). Tass.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/5959115 ( дата обращения: 29.01.2018 ).
6. Тореев В.Б. Трудовые стратегии россиян // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2015. – № 2(38). – С. 90-103. – doi: 10.15838/esc/2015.2.38.5 .
7. Устинова К.А. Исследование компетенций населения // Проблемы развития территории. – 2014. – № 6(74). – С. 73-80.
8. Устинова К.А., Чекмарева Е.А. Влияние уровня развития навыков на трудовой потенциал, его реализацию и выбор рабочих мест // Экономика региона. – 2016. – № 3. – С. 726-740. – doi: 10.17059/2016-3-10 .
9. Черновалов А.В., Солодуха П.В. Институциональное измерение цифровой экономики // Социальная политика и социология. – 2017. – № 2(121). – С. 104-112. – doi: 10.17922/2071-3665-2017-16-2-104-112 .
10. Lim V.K.G. The IT way of loafing on the job: cyberloafing, neutralizing, and organizationaljustice // Journal of Organizational Behavior. – 2002. – № 23.

Страница обновлена: 07.09.2025 в 03:36:37

 

 

Self-working population evaluation of their skills in terms of economy digitalization

Omelchenko I.B., Zabelina O.V., Mirzabalaeva F.I.

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 6, Number 1 (January-March 2019)

Citation:

Abstract:
The digitalization of the economy places new demands on the competences of the working population, causing vigorous debate among experts on the demand for skills associated with technological changes. An important problem is the evaluation of the implementation of skills in practice how to use objective and subjective assessments. Adequate self-assessment of proficiency skills is an important component for the development of digital competences and further development of employees, and adapt to the challenges of the rapidly evolving globalization. In this article the subjective assessment of the working population was a tool to measure skill level. In the research process are considered: features of evaluation of various groups of the interviewed workers of the consequences of the introduction of computer technology in their professional field; the level of self-esteem-working population of their skills (business communication, computer literacy, English proficiency, skills and competencies). The analyzed aspects are the result of joint research conducted in June-July 2018 Unitrada the Ministry of labor of Russia and St. Petersburg state University, the purpose of which was to investigate social attitudes and dispositions of the employed population of the Russian Federation in respect of work and professional activities, in particular, attitudes towards the possible transformation of their professional activity in the conditions of digitization of the economy. (Scientific project leader - Dr. of sociology. Sciences., associate Professor of social analysis and mathematical methods in sociology, St. Petersburg state University A. V. Maltsev; scientific consultant of the project Dr economy. Sciences, Professor, head of laboratory of strategic studies of social and labour relations Institute of Labour of the Ministry of labor of Russia O. V. Zabelina. The project is implemented on the basis of the Resource center for sociological and Internet studies, St. Petersburg state University, using computer systems to conduct telephone surveys / CATI (Computer Assisted Telephone Interviewing). The target group of the study - citizens of the Russian Federation in the age range 18-59 years of age employed labor income-generating activities. A representative sample national telephone survey, "attitudes and dispositions of the population of the Russian Federation in relation to new forms of employment: the subjective assessment" amounted to 1634 people. Sampling error: 5%.)

Keywords: sphere of activity, professional skills, occupation, digital competence, the digitalization of the economy, assessment skills, working population

JEL-classification: J24, J20, J29