Адаптация поведения предпринимателей к вызванным пандемией коронавируса изменениям
Кулькова И.А.1
1 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
Скачать PDF | Загрузок: 1 | Цитирований: 45
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 10 (Октябрь 2020)
Цитировать:
Кулькова И.А. Адаптация поведения предпринимателей к вызванным пандемией коронавируса изменениям // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 10. – С. 2529-2540. – doi: 10.18334/epp.10.10.111051.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44429287
Цитирований: 45 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Статья посвящена изучению стратегий адаптационного поведения предпринимателей к изменению условий функционирования бизнеса, вызванных ограничениями в связи с пандемией коронавируса COVID-19. Для установления теоретической базы исследования автор в статье проанализировал распространенность исследований предпринимательского поведения в условиях пандемии методом библиометрического анализа публикаций в российской научной электронной библиотеке. Доказано повышение интереса к данной проблематике учеными различных научных направлений, и выявлено недостаточный объем изучения поведения предпринимателей. Далее были выявлены подходы к изменению поведения с позиции ценностно-смысловой составляющей, принятия неизбежного. Для установления степени влияния ограничительных мер, вызванных пандемией коронавируса, автором проанализировано влияние пандемии на развитие бизнеса. На основе социологического исследования группы исследовательских компаний выявлены основные типы поведения предпринимателей и их зависимость от ценностного восприятия бизнеса.
Ключевые слова: предпринимательское поведение, ценностное восприятие бизнеса, коронавирус, адаптация поведения
Финансирование:
Исследование выполнено в соответствии с планом НИР Института экономики Уральского отделения РАН
JEL-классификация: M11, M21, L26
Введение
Жизнь каждого человека полна изменений, обусловленных динамикой изменения социальных, экономических, экологических условий. Большая часть этих изменений касается только одного человека или группы людей, однако случаются такие события во внешней среде, которые изменяют поведение практически всего населения, таким событием стало заявление главы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Т.А. Гебрейесуса, который 11 марта 2020 года признал, что ситуация с новым коронавирусным заболеванием может быть охарактеризована как пандемия [1].
Предприниматели, особенно малого и среднего бизнеса, по-разному реагировали на ограничения их деятельности, наложенные государственными органами, предусматривающие запреты не только одновременного нахождения в одном месте больших групп людей, авиасообщения с другими странами, но и даже работы непродовольственных торговых предприятий и компаний сферы обслуживания, выхода населения из дома без оформления электронного пропуска. Требуется научное осмысление стратегий поведения предпринимателей в таких условиях и их результативности.
Целью настоящей статьи является анализ стратегий адаптационного поведения предпринимателей к изменению условий деятельности в связи с пандемией коронавируса COVID-19. Для реализации поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи: определить распространенность исследований предпринимательского поведения в условиях пандемии, выявить динамику изменения поведения с позиции ценностно-смысловой составляющей, систематизировать основные направления влияния пандемии коронавируса на развитие бизнеса и выявить основные типы поведения предпринимателей в зависимости от ценностного восприятия бизнеса.
Влияние пандемии коронавируса на предпринимательское поведение
Для установления теоретической базы исследования автор провел библиометрический анализ публикаций по основным ключевым словам исследования в российской национальной библиографической базе данных, размещенной в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU. Прежде всего, были изучены публикации по коронавирусу. Всего в электронной научной библиотеке на 1 октября 2020 года содержалось 2 409 публикаций на тему коронавирусов. Следует отметить, что данная тема занимала внимание ученых, занимающихся медициной и ветеринарией, достаточно давно, и наблюдается постепенный рост интереса. Так, до 2000 года включительно было размещено в базе данных 42 публикации об этом заболевании, в период с 2001 по 2005 год – 91, с 2006 по 2010 год – 94 публикации. На рисунке 1 представлена динамика публикаций о коронавирусе в период с 2011 по 2019 год.
Рисунок 1. Число публикаций по теме коронавируса в электронной библиотеке eLIBRARY.RU
Источник: составлено автором.
На графике не представлен 2020 год, поскольку наблюдается многократное повышение интереса к данной теме. Так, с начала 2020 года по 1 октября в библиотеке размещено 1 936 публикаций по различным наукам. Распределение имеющихся публикаций по отраслям знаний и научным направлениям представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Структура статей о коронавирусе на eLIBRARY.RU в 2020 году по отраслям знаний и научным направлениям
Источник: составлено автором.
Анализ показал, что число статей по медицине за неполный год выросло практически в 30 раз (с 14 в 2019 году до 411 за 9 месяцев 2020 г.), более чем в 12 раз выросло число статей по биологии (с 31 в 2019 до 387 в 2020 г.). Однако самое большое число статей, связанных с тематикой коронавируса, появилось в 2020 году по экономике (753 ед., в 2019 г. была только 1 статья), также появилось много статей по юридическим наукам (125 ед., по данной тематике ранее статей не было).
Другой ключевой категорией данного исследования выступает предпринимательское поведение. В научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU на 1 октября 2020 года размещено всего 1 022 публикации. Динамика публикаций характеризуется устойчивым интересом исследователей (рис. 3).
Рисунок 3. Динамика количества публикаций по теме предпринимательского поведения на eLIBRARY.RU
Источник: составлено автором.
Автором были внимательно изучены те статьи по предпринимательскому поведению, которые были опубликованы в период пандемии коронавируса и описывали изменение поведения предпринимателей, вызванные этой пандемией. Таких публикаций оказалось всего три [2, 3, 4] (Mironova, Marichenko, 2020; Boldyrev, 2020; Sirbiladze, Solomakhin, 2020), и они не содержат статистическую или иную практическую аналитическую информацию (например, результаты опросов). Таким образом, данная статья может быть одной из первых, описывающих пути адаптации поведения предпринимателей к изменившимся социально-экономическим условиям, вызванным пандемией.
В качестве теоретической базы исследования автором взят легалистический подход [5] (Bunkovskiy, 2020) к изучению предпринимательского поведения (автор – Эрнандо де Сото), предполагающий, что институциональные ограничения настолько значительно повышают издержки предпринимателя, что делают более выгодной нелегальную стратегию [6, с. 101–213] (Soto, 1995). Если в указанном подходе в качестве ограничений выступают налоги или чрезмерная регламентация, то в период пандемии коронавируса институциональным ограничением выступал запрет на работу или столь жесткие требования, которые делают работу невозможной.
С позиции ценностно-смысловой составляющей карантин в период пандемии, сопровождающийся тревожным состоянием социума, ситуацией вынужденной изоляции, является очевидным ухудшением качества жизни [7] (Akimenko, Seledtsov, Kirina, 2020). Психологи, например, отмечают, что вынужденная самоизоляция без понимания сроков ее окончания является тяжелым психическим переживанием даже для интровертов [7] (Akimenko, Seledtsov, Kirina, 2020). Известны пять стадий принятия неизбежного, сформулированные Элизабет Кюблер-Росс [8] (Kyubler-Ross, 2001). Это стадии отрицания, гнева, торга, депрессии, принятия. Они были выявлены для ситуации утраты [9, с. 6] (Burina, 2016, р. 6), однако Г.В. Акименко, А.М. Селедцов и Ю.Ю. Кирина применили их для переживания ограничений, связанных с пандемией коронавируса [7] (Akimenko, Seledtsov, Kirina, 2020).
Предпринимательское поведение несколько отличается от поведения изолированных индивидов, хотя, например, мы наблюдали стадию отрицания, когда ряд предпринимателей отказывались переводить работников на дистанционную форму работы, заявляя, что «нет никакого вируса», «это все придумали, чтобы усложнить жизнь» и т.п. Стадия гнева, если и присутствовала, была не видна, поскольку она проходила за закрытыми дверями домов и квартир. В России не проводятся митинги с требованием отменить ограничительные меры, как это можно наблюдать в Европе [10] (Shturma, 2020). Что касается стадии торга, то мы ее наблюдали весной в виде многочисленных обращений предпринимателей к, например, губернатору Свердловской области с просьбой открыть торговые центры [11] (Nesytov, 2020). А вот стадия депрессии несвойственна подавляющему большинству предпринимателей, которые пытаются найти выход из положения в любой неблагоприятной ситуации, поэтому данную стадию большинство предпринимателей пропустили. Описываемые в данном исследовании результаты опроса предпринимателей малого и среднего бизнеса, который проходил в начале лета, когда большинство ограничений уже были сняты, показывает, как адаптировались предприниматели, уже пройдя стадии отрицания, гнева и торга.
Без сомнения, ограничения, связанные с пандемией коронавируса, оказали серьезное неблагоприятное воздействие на бизнес, причем не только в России [12, 13] (Belov, 2020; Podstavkova, 2020). Авторами публикаций по данной тематике отмечается уменьшение спроса со стороны потребителей, отсутствие условий для стандартной деятельности и, как следствие, снижение доходов фирм [14] (Solodova, 2020), выявлены отрасли, в большей степени пострадавшие от ограничительных мер [15] (Godlevskaya, Markosyan, Pidyashova, 2020), отмечена длительность периода восстановления бизнеса после отмены данных мер [16] (Asaliev, Stepanov, Avdeenko, Dmitriev, 2020). В связи с приостановлением деятельности, а также одновременным действием другого неблагоприятного фактора – снижения цен на нефть, по оценкам уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, сокращение ВВП в 2020 году в России ожидается в объеме -5,5%, что почти вдвое выше среднемирового показателя (-3%) [17, с. 5].
По расчетам, представленным в докладе Б. Титова Президенту РФ, ограничительные меры, связанные с COVID-19, затронули примерно 4,17 млн юридических лиц в России, что составляет около 67% компаний и ИП от общего их числа. Падение выручки составило в этих компаниях более 30% [17, с. 6]. По данным опроса «Мнение малого и среднего бизнеса о мерах государственной поддержки в период эпидемии коронавируса», который проводился Институтом уполномоченного в мае 2020 года, «53,3% компаний характеризуют свое положение как «кризис» и «катастрофа»; 62,2% оценивают шанс выживания ниже 50%; приостановлена деятельность у 35,7% компаний; 55,6% компаний отметили, что спрос сократился на 50% и более» [17, с. 6].
В таких сложных условиях предприниматели поделились на две группы относительно поведения своего бизнеса в отношении соблюдения ограничений: часть предпринимателей требовали соблюдения всех ограничений персоналом своих фирм, другая, в соответствии с легалистическим подходом, ограничительные меры на соблюдала. Инициативное исследование состояния малого бизнеса в период самоизоляции, которое проводилось 24 региональными исследовательскими компаниями в конце мая – начале июня 2020 года в 26 городах страны, от Чукотки до Калининградской области, методом онлайн-фокус-групп и глубоких интервью [18] (Statsenko, Berezina, Balashova, Shmidt, Abramova, Filimontseva et al., 2020), выявило следующие причины несоблюдения предпринимателями ограничительных мер и предписаний:
- неверие информационным источникам о коронавирусе, тем более что средства массовой информации давали достаточно противоречивую информацию о вирусе и борьбе с ним;
- сохранение спроса на услугу при несовместимости некоторых видов бизнеса с введенными ограничениями, так, например, долгое время запрещалась работа стоматологических клиник, парикмахерских, косметических и медицинских центров, не связанных с ковид-больными, однако спрос на такие услуги сохранялся, поэтому некоторые предприниматели стали работать «в режиме подпольного казино» [18, с. 125] (Statsenko, Berezina, Balashova, Shmidt, Abramova, Filimontseva et al., 2020, р. 125);
- неготовность терять свой доход и прибыль, поскольку предпринимательство обеспечивает доходами не только владельцев малого и среднего бизнеса, но и более 18 млн россиян, которые заняты в этом секторе экономики [19] (Nazarova, 2019);
- несоответствие регионального и федерального законодательства, когда нарушалось одно из них. В период ограничений большая ответственность лежала на региональных органах власти, которые издавали собственные указы в соответствии с эпидемиологической ситуацией в регионе, но предприниматели в этих условиях часто исполняли те указы, которые больше позволяли;
- восприятие ограничений в качестве покушения на личную свободу и достоинство [18, с. 125–126] (Statsenko, Berezina, Balashova, Shmidt, Abramova, Filimontseva et al., 2020, р. 125–126).
Проведенный опрос также позволил выявить основные стратегии поведения предпринимателей в условиях изменения социально-экономических условий ведения бизнеса [18, с. 50–59] (Statsenko, Berezina, Balashova, Shmidt, Abramova, Filimontseva et al., 2020, р. 50–59). Первая стратегия связана с закрытием бизнеса, пока убытки не стали значительными. Как результат такой стратегии, мы наблюдали к концу лета, когда ограничения были уже сняты, что часть магазинов закрылась, освободились офисы. Хочется верить, что дух предпринимательства не исчез у тех, кто использовал данную стратегию, и после восстановления экономики будет создан новый (может быть, другой) бизнес. Вторая стратегия связана с максимальным сокращением затрат, что выразилось в увольнении части персонала, переезде в более тесный офис или иное, сокращение арендной платы, закрытие наиболее проблемных торговых точек, отмена бонусных программ и обучения для персонала, отказ от аутсорсинга, самостоятельная доставка продукции и т.п.
Следующую стратегию характеризует «замирание» бизнеса в ожидании более благоприятных условий. Предприниматели, выбравшие данную стратегию, законсервировали свой бизнес, продолжая выплачивать заработную плату персоналу в целях его сохранения. Для них не стоит вопрос закрытия бизнеса, у них имеется некоторая «финансовая подушка», и единственной целью для них было переждать трудные времена. При этом сами предприниматели готовы работать дистанционно больше обычного, если это может поддержать бизнес. Четвертая стратегия характеризуется поиском новых источников, готовностью браться за любые, даже мелкие заказы или проведением гибкой ценовой политики. Предприниматели, использующие данную стратегию, пытаются выжить любой ценой, используя все, даже незначительные возможности. Наконец, последняя стратегия характеризуется появлением и использованием новых возможностей для бизнеса, которые появились благодаря ограничительным мерам. Такие предприниматели расширили свой бизнес в условиях пандемии, заработали дополнительный (по сравнению со стандартной ситуацией) доход.
Выбор стратегии зависел от ряда объективных и субъективных факторов [18, с. 60–62] (Statsenko, Berezina, Balashova, Shmidt, Abramova, Filimontseva et al., 2020, р. 60–62). К объективным исследователи отнесли состояние спроса на товары или услуги, жесткость карантинных мер в регионе, возможность работать в режиме онлайн или незаконно, размер бизнеса, наличие финансовых средств, кредитов, наемной рабочей силы, структуру расходов. К субъективным факторам были отнесены психологический тип предпринимателя и стиль ведения бизнеса.
Глубокие интервью и изучение нарративов позволили выявить две группы предпринимателей в зависимости от их ценностного восприятия бизнеса: одна группа открывали бизнес в той сфере, которую они отлично знают (имеют профессиональное образование и опыт работы в данной сфере), работали ранее в качестве наемной рабочей силы, видели модели ведения бизнеса. Для данной группы предпринимателей наиболее характерна третья стратегия замирания и четвертая стратегия попыток выжить за счет демпинга цен или поиска новых (иногда невыгодных) заказов. Вторая группа предпринимателей берутся за все новое, ищут и внедряют новые продукты, по которым нет готовых бизнес-моделей, легко меняют сферу деятельности, поскольку нацелены на финансовый результат, а не на определенную сферу деятельности. Для второй группы более характерны первая стратегия закрытия бизнеса, если предприниматель желает сменить сферу деятельности, вторая – максимального сокращения издержек ввиду его нацеленности на финансовый результат или последняя, позволяющая найти новые точки роста в кризисной ситуации.
Заключение
Объявление пандемии коронавируса и введение ограничительных мер вызвало большой интерес ученых различных отраслей научного знания и значительно повысило число публикаций на эту тему. Однако публикаций относительно адаптации поведения предпринимателей в связи с ограничениями ведения бизнеса в научной электронной библиотеке насчитывается всего три, в отличие от зарубежных публикаций (см. например [20, 21] (Giones, Brem, Pollack et al., 2020; Ratten, 2020)). Поскольку предприниматели выступают главным субъектом экономической деятельности, необходимо научное осмысление их поведения в динамически меняющихся условиях, в том числе в процессе разработки мер поддержки предпринимательства.
Традиционно предприниматели не ждут поддержки от государства, даже в условиях экономических кризисов, особенно это касается малого бизнеса, не являющегося в нашей стране системообразующим и развивающимся не благодаря поддержке, а вопреки любому вмешательству. Это явилось причиной рождения девиза «Просто не мешайте нам работать». Однако ограничительные меры, вызванные пандемией коронавируса, которые заблокировали работу почти 70% компаний, не являлись рыночными рисками, поскольку были инициированы государством, поэтому не были прогнозируемыми, ожидаемыми, требовали от предпринимателей нестандартных решений, нетрадиционных стратегий поведения. Это объясняет необходимость дальнейшего изучения стратегий поведения с точки зрения их результатов, как каждая из стратегий в конечном итоге повлияет на бизнес, к чему приведет.
Источники:
2. Миронова А.А., Мариченко М.А. Психолого-экономическое поведение в сфере малого и среднего бизнеса / В сборнике: Развитие цифровой экономики в условиях новой реальности. сборник научных статей по итогам Международной научно-практической студенческой конференции. Саратов, 2020. С. 96-99.
3. Болдырев В.А. Ограничение свободы предпринимательской деятельности: новая правовая реальность // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2020. № 9 (228). С. 62-74.
4. Сирбиладзе К.К., Соломахин А.А. Влияние пандемии COVID-19 на социальные сети в контексте продвижения компаний в мире // Экономика и предпринимательство. 2020. № 5 (118). С. 1204-1208.
5. Буньковский Д.В. Условия возникновения и развития нелегального промышленного предпринимательства // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2020. № 2. С. 273-285.
6. Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. – М.: Catallaxy, 1995. – 319 с.
7. Акименко Г.В., Селедцов А.М., Кирина Ю.Ю. Коронавирус и кризисные ситуации с позиции психологии // Дневник науки. 2020. № 7 (43). С. 16.
8. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. [Пер. c англ. ... К. Семенов., В. Трилис]. – М.; Киев: София, 2001. 316 с. https://bookap.info/trans/kyubler_ross_o_smerti_i_umiranii/
9. Бурина Е.А. Основные подходы к изучению утраты // Интерактивная наука. 2016. № 6. С. 54-56.
10. Штурма Я. Теории заговора: почему европейцы митингуют из-за пандемии. Европу накрыла волна протестов из-за пандемии коронавируса // Газета.ru, 29.09.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/social/2020/09/29/13272877.shtml (Дата обращения 12.10.2020)
11. Несытов О. Рестораторы требуют открыть торговые центры. «Чем общественный транспорт безопаснее?» // Моменты, 14 июля 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://momenty.org/city/9246. (Дата обращения 12.10.2020)
12. Белов В.Б. Последствия пандемии коронавируса для экономики Германии // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2020. № 2 (14). С. 83-90.
13. Подставкова М.И. Влияние пандемии коронавируса на развитие европейской автомобильной промышленности в условиях структурных преобразований отрасли // Российский внешнеэкономический вестник. 2020. № 5. С. 101-109.
14. Солодова П.С. Влияние пандемии коронавируса на развитие бизнеса / В сборнике: Стратегическое развитие социально-экономических систем в регионе: инновационный подход. материалы VI международной научно-практической конференции: сборник статей и тезисов докладов. Владимир, 2020. С. 497-501.
15. Годлевская Д.В., Маркосян О.Р., Пидяшова А.А. Влияние коронавируса на малый и средний бизнес в России // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 63-4. С. 6-8.
16. Асалиев А.М., Степанов А.А., Авдеенко Г.И., Дмитриев С.Г. Влияние COVID-19 на социально-экономическое развитие регионов Центрального федерального округа России // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2020. Т. 17. № 4 (112). С. 48-60.
17. COVID-19. Последствия для бизнеса и экономики. Доклад Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Бориса Титова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2020/7.pdf (Дата обращения 14.10.2020)
18. Стаценко С., Березина Е., Балашова Н., Шмидт Д., Абрамова С., Филимонцева Н. и др. Краш-тест малого бизнеса: уроки и последствия первой волны пандемии. Доклад объединенной межрегиональной группы 24 исследовательских компаний по итогам инициативного исследования состояния малого бизнеса в период самоизоляции методом онлайн-фокус-групп и глубоких интервью. Анадырь-…-Калининград, 2020. 260 с.
19. Назарова К. Сбербанк оценил долю занятых в малом и среднем бизнесе // РБК+. Экономика. 22 июля 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/22/07/2019/5d3594ee9a79478645ac1102 (Дата обращения 14.10.2020).
20. Giones F., Brem A., Pollack J.M. и другие Revising entrepreneurial action in response to exogenous shocks: Considering the COVID-19 pandemic // Journal of Business Venturing Insights, 2020, Vol. 14, Номер статьи e00186.
21. Ratten V. Coronavirus (covid-19) and entrepreneurship: changing life and work landscape // Journal of Small Business & Entrepreneurship, 2020, Vol. 32, Issue 5. С. 503-516. https://doi.org/10.1080/08276331.2020.1790167
Страница обновлена: 14.07.2024 в 23:34:07