Жилищная проблема молодежи Приморского края и способы её решения

Власов С.А.1
1 Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения Российской академии наук (ДВО РАН)

Статья в журнале

Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 2, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2015)

Цитировать:
Власов С.А. Жилищная проблема молодежи Приморского края и способы её решения // Жилищные стратегии. – 2015. – Том 2. – № 3. – С. 161-178. – doi: 10.18334/zhs.2.3.517.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25994281
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье проанализированы различные способы решения жилищной проблемы молодыми жителями Приморского края в современных условиях. Выявлено несовершенство коммерческой ипотеки в обеспечении жильём молодежью, занятой в бюджетной сфере. Показана помощь местных органов власти через реализацию общефедеральных и краевых целевых жилищных программ. Высказаны предложения по совершенствованию существующей государственной жилищной политике по обеспечению жильем молодежи.

Ключевые слова: ипотека, жилищная политика, жилищная проблема, молодежь, целевые жилищные программы, покупка и аренда жилья

JEL-классификация: R10, G21, R21, J18

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Потребность в жилье относится к числу насущных, жизненно важных для людей. В тоже время, для многих приобретение жилья – это непростая, трудновыполнимая задача. Молодежь относится к подобным группам населения. Сложность решения жилищной проблемы определяется тем, что многие молодые люди при достижении 18-20 лет пытаются жить самостоятельно отдельно от родителей, хотя они еще не имеют материальных возможностей для этого. Более сложные задачи приходится решать молодым людям, вступающим в брак, создающим семьи. При рождении детей молодые семьи сталкиваются с комплексом социально-бытовых проблем, справиться с которыми без поддержки со стороны родственников или государства, им крайне затруднительно. Приобретение жилья требует больших материальных затрат, а молодые люди, создающие семью находятся в процессе своего профессионального становления, либо только получают специальность, их доходы не сопоставимы с рыночной стоимостью жилья. В лучшем случае молодые семьи могут арендовать (снимать) жилье, что создает неопределенность их дальнейшего будущего.

Обеспечение жильем молодых семей в Российской Федерации – это часть внутренней государственной политики, от успешного решения которой во многом будет зависеть будущее страны. Особенно важным исполнение задачи по обеспечению жильем молодежи необходимо для Дальневосточного федерального округа (ДВФО). Дальнейшее социально-экономическое развитие региона, позволяющее укрепить геополитическое положение России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, невозможно без создания на Дальнем Востоке устойчиво высокого уровня народонаселения. Остановить наблюдающееся сейчас сокращение населения, увеличить его численность в будущем можно будет, если удастся решить жилищную проблему молодежи.

В 2012 г. на территории ДВФО проживало около 1,5 млн. чел., в возрасте от 18 до 30 лет, при этом за предыдущие семь лет более 250 тыс. из этой возрастной группы покинули регион. Можно предположить, что значительная часть уехавших поменяла место жительства из-за отсутствия жилья и перспектив на его получения. В этом нас убеждают социологические исследования, проведенные Дальневосточной академией государственной службы, которые показали, что для 29% опрошенных решение жилищной проблемы в иерархии жизненных ценностей занимает третье место после здоровья и получения образования. Сложности с решением жилищного вопроса заставляют задуматься о переезде 32% молодых людей [1].

В шкале приоритетах по благосостоянию наличие комфортного жилья занимает у молодежи первое место, опережая покупку автомобиля, поездки за границу и прочие материальные блага (Рыбаковский, 2005, с. 72-73). Желание обзавестись жильем, вынуждает менять профессию, уходить в сферы, не связанные с полученной специальностью, с целью заработать средства для его приобретения. Отсутствие или наличие жилья, его размеры и форма владения (собственное, арендованное, купленное в рассрочку) – все эти факторы являются определяющими для молодежи в решении создания семьи, так и в последующей семейной стратегии (рождении детей и их количестве). В тоже время уже существующие молодые семьи часто распадаются из-за нерешенного жилищного вопроса, а плохие жилищные условия зачастую становится причиной отказа от рождения детей, что усугубляет непростую демографическую ситуацию в регионе (Скороходов, 2014, с. 79).

Таким образом, решение жилищной проблемы молодежи, молодых семей является важной социальной задачей, требующей незамедлительных действий. Вместе с потерей молодого поколения, Дальний Восток теряет основу для устойчивого развития, поскольку замена коренных дальневосточников мигрантами на рынке труда получается неадекватной с точки зрения квалификации и не перспективной с позиций готовности связать свою жизнь с судьбой восточных регионов России.

До 1992 г. молодежь обеспечивалась жильем за счет государства, получая его по очереди по месту жительства или работы. Лишь незначительная часть молодежи приобретала жилье вне очереди (за 2-3 года), зарабатывая его на строительстве молодежных жилищных комплексов (МЖК). С началом радикальных социально-экономических реформ, государство перестало строить и бесплатно распределять жильё, фактически самоустранилось от решения этой крайне важной социальной проблемы. Лишь спустя некоторое время в правительственных кругах пришло осознание того, что рассчитывать исключительно на рыночные механизмы в решении жилищной проблемы не стоит, государство должно оказать помощь нуждающимся в улучшении жилищных условий. Для того чтобы граждане России смогли приобретать жилье, с конца 1990-х гг. была сделана ставка на развитие ипотечного жилищного кредитования. Это было не случайным – в мировой практике оно является одним из самых проверенных и надежных механизмов привлечения частных инвестиций в жилищную сферу, способом получения жилья для работающего населения.

Однако опыт решения жилищной проблемы через развитие ипотеки показал, что ипотечный кредит доступен не всем, а лишь сравнительно небольшому кругу людей, доход которых позволял, взяв ипотечный кредит, ежемесячно осуществлять выплату по его погашению на протяжении нескольких лет без ущерба для семейного бюджета. Одной из самых острых проблем в развитии ипотечного жилищного кредитования является его экономическая непригодность для молодых семей. Здесь ипотека не работает и её социальный характер не проявляется. Даже если доходы молодой семьи позволяют оплачивать ипотечный кредит, как правило, мало кто из молодежи готов самостоятельно без помощи со стороны (родители, родственники и т.д.) оплатить первоначальный взнос за квартиру, составляющий 30% её стоимости. Всего 12% молодого населения Дальнего Востока могут справиться с ипотекой, остальные не имеют достаточных доходов и денежных накоплений, чтобы приобрести жилье при существующих процентных ставках [2]. Это ниже чем в среднем по стране, где ипотеку могут себе позволить 15-20% граждан Российской Федерации (Гареев, 2011a, с. 38).

Учитывая, что коммерческая ипотека не позволяет молодым семьям решить жилищную проблему, государство было вынуждено вмешаться в этот процесс и оказать помощь молодежи. Уже в середине 1990-х гг. стало очевидным, что без продуманной государственной поддержки здесь не обойтись. Одними из первых в Российской Федерации целенаправленную помощь молодым семьям в решении жилищной проблемы стали оказывать в Республике Татарстан. Там с 1997 г. действует специальная программа поддержки молодых семей в приобретении жилья (Гареев, 2011b, с. 32). С 1997 г. по февраль 2009 г. в рамках программы молодым семьям в Татарстане были выданы субсидии в размере 1,3 млрд. руб., благодаря чему они приобрели 3322 квартиры (Гареев, 2009, с. 47).

Опыт Татарстана был учтен при разработке общефедеральной целевой подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», которая была частью федеральной программы «Жилище» на 2002–2010 гг. В 2010 г. эта программы была продлена до 2015 г. включительно. Цель программы заключается в комплексном решении перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающей доступность жилья для граждан, безопасных и комфортных условий проживания в нем.

Одна из основных задач программы – развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность приобретения жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет средств местных бюджетов в пределах установленных социальных стандартов. Задачей же подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении их жилищных проблем в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. Механизм реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья либо строительство индивидуального жилья.

Существование подпрограммы создало условия для исполнения различных региональных программ, направленных на решение жилищных проблем молодых семей, в том числе и в ДВФО, включая Приморский край.

В Приморье специально для молодежи с 2003 г. начала осуществляться краевая программа «Квартира молодой семье», которая предусматривала предоставление нуждающимся в жилье беспроцентного кредита на срок до 20 лет. Претендовать на субсидии первоначально могли семейные пары, в которых возраст одного из супругов не превышал 30 лет, в 2008 г. возрастной ценз подняли до 35 лет.

За первые три года (2003–2005 гг.) благодаря программе новоселами стали 293 молодые семьи из Владивостока, 95 – из Находки, 71 – из Уссурийска 64 – из Артема, 229 – из других городов и муниципальных образований края, всего 752 семьи [3]. В среднем за год по 250 семьи, в то время как общее число молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в крае составляло несколько десятков тысяч, что свидетельствовало о крайне ограниченном характере действия программы.

Подобная ситуация сформировала убеждение, что стать ее участником без нужных связей не возможно. Эти мнения основывались на том, что существует очередность включения в программу, которая формируется исходя из даты получения заявления (справки о том, что молодая семья нуждается в улучшении жилищных условий). Кроме того, играют роль финансовые поступления – транш из федерального бюджета, выплаты из краевого и муниципальных бюджетов, что сказывается на количестве включенных в программу. В общей сложности примерный срок ожидания в очереди на включения в число участников составлял чуть более двух лет.

Для того чтобы избежать того, что в программу могут попасть исключительно «свои», был введен контроль со стороны депутатов. Списки участников программы составляли муниципалитеты, затем их передавали в краевой департамент, где работала комиссия, которая и решала, по всем ли статьям подходит претендент. Так во Владивостоке в 2005 г. из 350 заявок было утверждено 302, остальные отклонили. Среди тех, чьи кандидатуры отвергли, были люди, получившие ранее долю в ходе приватизации и перешагнувшие возрастной порог.

В 2009 г. во Владивостоке приняли городскую целевую программу по улучшению жилищных условий молодых семей на 2009–2012 гг. Согласно документу, молодым семьям, нуждающимся в жилье, были предоставлены единовременные социальные выплаты на его приобретение квартиры или строительство индивидуального жилого дома, которые составили от 35 до 40% от стоимости жилья. В 2009 г. в бюджете Владивостока на реализацию программы заложили более 23 млн. руб., и еще по 25 млн. на последующие три года, но этих средств хватило, чтобы обеспечить новым жильем лишь 170 молодых семей [4]. Помощь получили всего 20% от числа подавших документы и включенных в программу. В тоже время во Владивостоке насчитывалось более 20 тыс. молодых семей, нуждаются в улучшении жилищных условий, т. е. подавляющее большинство молодых семей не смогли получить бюджетную поддержку.

Такая же ситуация наблюдалась в целом и по краю. За первые восемь лет действия программы (2003–2010 гг.) с её помощью 1520 молодых семьи получили жильё [5]. Для них построили 49 тыс. кв. м нового жилья, 19 тыс. кв. м приобрели на вторичном рынке. На эти цели из краевого бюджета потратили около 1,5 млрд. руб. Во Владивостоке, Находке, Уссурийске участникам программы предоставлялись квартиры в домах-новостройках. В других муниципальных образованиях, где жилищное строительство велось менее активно, квартиры приобретались на вторичном рынке. В среднем за год удавалось обеспечить около 200 семей. В тоже время число молодых семей, желающих стать участниками программы, насчитывало десятки тысяч.

Важно отметить, что эта была молодежь, связывающая свою будущую жизнь с Дальним Востоком, желающая жить и работать в Приморье. Примечательно, что в каждой второй семье один из супругов являлся работником в бюджетной сфере – это молодые врачи, учителя, военные, сотрудники правоохранительных органов. Для них такой способ получения собственного жилья представлялся единственно возможным и доступным. Однако помимо них в крае еще тысячи молодых семей, желающих обзавестись собственным жильём, но не имеющих на это средств. Следовательно, реальная численность молодежи, нуждающейся в помощи со стороны государственных и муниципальных органов власти в получении жилья, намного больше, чем зарегистрировано в рамках программы.

Помимо программы «Квартира молодой семье» в Приморском крае с 2003 г. действует еще одна – «Социальное развитие села», в рамках которой молодые жители сельской местности получают субсидии на приобретение жилья. Программа рассчитана, прежде всего, для привлечения на работу в сельскую местность молодых специалистов – работников агропромышленного комплекса, социальной сферы (молодых врачей, учителей), сотрудников правоохранительных органов. Средства, выделяемые из краевого и федерального бюджетов, компенсируют им до 70% стоимости квартиры. В среднем размер субсидий составил 500 тыс. руб. В 2006–2007 гг. по этой программе 164 молодых семьи улучшили свои жилищные условия [6].

Списки участников программы утверждались комиссией департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края по заявкам органов местного самоуправления края, которые принимали решение о том, нуждается ли гражданин в улучшении жилищных условий. То есть, изначально участником программы мог стать тот, кто проживал в сельской местности, поскольку заявка подавалась в администрацию своего муниципального образования.

За время действия программы «Квартира молодой семье» стало очевидным, что она не способна решить жилищные проблемы большей части молодежи и нуждается в доработке. Не последнюю роль в изменении государственной жилищной политики сыграл мировой экономический кризис 2008 г., который затронул отечественный рынок недвижимости. Сокращение доступного банковского кредита, как для застройщиков, так и для граждан, привело к снижению объемов жилищного строительства и к изменениям в структуре предлагаемого для покупки жилья. К 2010 г. на рынке сократилась доля элитного жилья, в тоже время увеличилась доля жилья эконом-класса (Чугунова, 2014, с. 74). Все эти перемены нашли отражение в новой федеральной программе «Жилище» на 2011–2015 гг., принятой правительством в декабре 2010 г. Относительно молодежи, в программе ставилась задача ежегодно увеличивать количество молодых семей, улучшающих жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В частности планировалось обеспечить жильем в 2011 г. 35,7 тыс. молодых семей, в 2012 г. – 66,9, в 2013 г. – 101,4, в 2014 г. – 135,9, в 2015 г. – 172 тыс. [7]

В декабре 2011 г. была утверждена новая краевая целевая программа «Обеспечение жилье молодых семей Приморского края на 2013–2015 гг.», которая предусматривала увеличение объема финансирования на выплаты молодым семьям из краевого бюджета. Общий объем финансирования за три года (2013–2015) составил 775,87 млн. руб. [8], в среднем за год выделялось чуть более 250 млн. руб., что позволяло обеспечить жильем не менее 1300 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Помимо увеличения финансов, новая краевая целевая программа расширила возможности молодых семей при решении жилищного вопроса. Предыдущая реализовывалась по двум направлениям – строительство нового жилья в многоквартирных домах и приобретение жилья на вторичном рынке. Согласно новой программе помимо приобретения жилья на первичном и вторичном рынке предусматривались выплаты, если семья или один из её членов является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива для уплаты первоначального взноса, а также для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам.

Одним из ограничивающих условий участия в программе являлось наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иные денежные средств, достаточные для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Это условие закреплялось в программе по причине того, что государство должно быть уверено, что молодая семья сможет оплатить остальные расходы по решению жилищного вопроса, и выплата действительно будет использована по своему прямому назначению. Молодые семьи – участники программы для исполнения обязательства со своей стороны могут привлечь собственные средства, средства материнского капитала, кредитов или займов, предоставляемых любыми организациями и физическими лицами (родственниками).

В соответствии с программой, размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет 42 кв. м для семьи, состоящей из двух человек, и по 18 кв. м на 1 человека для семьи, состоящей из 3 или более человек. Семья могла приобрести и большее по площади жилье, но при этом расчет социальной выплаты производился исходя из названных параметров. В среднем размер социальной выплаты (субсидии) при реализации программы составлял 500 тыс. руб. (для молодой семьи без детей). Эти денежные средства предоставлялись молодым семьям на безвозмездной и безвозвратной основе.

Новая краевая целевая программа «Обеспечение жилье молодых семей Приморского края на 2013–2015 гг.», как и предыдущая, не является в полной мере решением жилищной проблемы молодых приморцев. Не все нуждающиеся в улучшении жилищных условий становятся её участниками.

Таким образом, можно сделать промежуточный вывод о том, что существующие государственные программы по обеспечению жильем молодежи не решают проблему, большая часть молодых семей оказывается вне рамок программы, а молодые одинокие люди вообще могут рассчитывать только на себя или помощь родственников.

Часть молодежи, не попадающая (по разным причинам) в программу, пытается самостоятельно решать свои жилищные проблемы. Для них реальной возможностью приобрести жилье является участие (работа) в молодежном жилищно-строительном кооперативе (МЖСК) «Варяг», который был сформирован в 2011 г. Он создавался специально для молодежи, поскольку строит жилье только эконом-класса, стоимость которого колеблется от 33 до 50 тыс. руб. за 1 кв. м, что намного ниже средней стоимости по краю.

Согласно уставу кооператива между кооперативом и его членами заключается договор, в котором оговариваются все условия участия в строительстве. В том числе – о порядке выплаты паевых и иных взносов и порядке предоставления жилья. После подписания договора пайщик должен внести вступительный взнос в размере 2% от паевого взноса, идущий на обеспечение и развитие деятельности кооператива, и первоначальный паевой взнос – 50% от стоимости квартиры. Оставшиеся 50% паевого взноса выплачиваются ежемесячно равными долями до завершения строительства дома. На это время дается беспроцентная рассрочка. Уставом предусмотрено физическое участие члена кооператива в строительстве в счет погашения стоимости строящегося ему жилья. Иначе говоря, если у человека не хватает денег, он может работать на стройплощадке и своим трудом гасить стоимость квартиры. Однако для этого у него должна быть строительная специальность и желание работать на стройке.

После завершения строительства дома и полной оплаты паевого взноса МЖСК выдает все необходимые документы, и член кооператива сам регистрирует право собственника на квартиру в Управлении Росреестра по Приморскому краю.

МЖСК «Варяг» в 2012 г. были построены три дома – во Владивостоке, Находке и с. Михайловка. Всего 200 квартир общей площадью 12,5 тыс. кв. м. В 2013 г. введены в эксплуатацию еще 18 тыс. кв. м жилой площади (275 квартир). Строительство жилья продолжилось и в 2014–2015 гг., одновременно строились девять объектов по всему краю – во Владивостоке, Находке, Артеме, Большом Камне.

Одним из самых распространенных способов решения жилищной проблемы среди молодежи является аренда жилья. При наличии развитого рынка арендного жилья нет необходимости приобретать жилье в собственность, когда есть возможность снять его по приемлемым ценам. Практически везде в мире существует арендный муниципальный (или общественный) сектор скромного по качеству и площади жилья, доступного для семей со средним и небольшим достатком. Плата за такое жилье, намного ниже (примерно на 20%) средне рыночной в данном конкретном городе (местности) (Tang, 2014, с. 451-453). Обязательным признаком этого сектора является нормирование, очереди на получение, строгий контроль за реальным уровнем доходов граждан, претендующих на социальное жильё. В цивилизованных странах 50% граждан проживают в квартирах на условиях социального или коммерческого найма (Шомина, 2014, с. 133, 135). Так, в городах Западной Европы арендное жилье составляет значительную часть в структуре жилищного фонда. В Швейцарии его доля составляет 70%, Германии – 57, Нидерландах – 46, Дании – 45, Швеции – 40% [9]. Мировой финансовый кризис 2008 г. лишь подтвердил правоту тех специалистов, кто утверждает, что увеличивать численность собственников жилья до 100% не стоит, разумнее ориентироваться на модель, при которой доля арендаторов жилья должна быть существенной (Smith, 2015, с. 100-103).

В нашей стране этот сегмент жилищного рынка развит слабо. Хотя следует отметить, что ограниченный арендный (частный) сектор существует, но жилье сдается по рыночным ценам, которые недоступны для широких слоев населения. Сейчас молодому жителю Приморского края со средним доходом снять (арендовать) жилье крайне затруднительно. На жилищном рынке самый дорогой город – это Владивосток. Здесь стоимость аренды жилья достаточно высокая, она зависит от района, состояния квартиры, её меблировки и т.д., и т.п. Чтобы снять малогабаритную квартиру эконом-класса («гостинку», однокомнатную квартиру) придется заплатить от 12 до 18 тыс. руб. в месяц, аренда двухкомнатная квартиры обойдется от 18 до 29 тыс.

В Российской Федерации в последнее время строительству арендного жилья и созданию цивилизованного рынка для нанимателей уделяется значительное внимание со стороны органов государственной власти. Среди основных действий – разработка нормативно-правовой базы для создания условий его строительства на муниципальном уровне и обеспечение привлекательности его строительства для коммерческих застройщиков (Кульков, 2013, с. 174). Это дает основания надеяться, что в Приморском крае в ближайшем будущем появится муниципальное арендное жилье, что позволит обеспечить им в первую очередь молодых специалистов, желающих работать в малых городах и поселках.

Все вышеперечисленные факты показывают, что решение жилищной проблемы молодежи – крайне сложная и трудно решаемая проблема. В Российской Федерации существующие институциональные средства поддержки охватывают не более 10% молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (Мороз, 2012, с. 18). В Приморском крае примерно такая же ситуация - лишь незначительную часть молодежи получает помощь со стороны федеральных и местных органов власти.

Таким образом, на наш взгляд, вывод очевиден – участие государства в решении жилищной проблемы молодежи должно быть более активным и не ограничиваться только финансированием специальных жилищных программ. Государственные органы власти должны создавать благоприятные условия для деятельности строительных компаний, занимающихся жилищным строительством, способствовать развитию индивидуального строительства, привлекать к жилищному строительству иностранные строительные компании. В целом, осуществлять широкий комплекс мероприятий, способствующих увеличению объемов жилищного строительства, что повысит число предложений на жилищном рынке и позволит снизить цены на жилье, тем самым поможет молодежи решить жилищную проблему.

Помимо этого государство должно усовершенствовать политику в распределении жилья, т.е. сделать так, чтобы через оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг заставить людей, владеющих излишней жилплощадью оплачивать её по завышенным расценкам. Необходимо создать условия, при которых будет невыгодным владеть недвижимостью, размеры которой превышают социально установленные нормы. Все что, превышает их, облагается налогом. Подобные меры должны заставить строительные компании переориентироваться со строительства элитного жилья на возведение жилых домов эконом-класса, а людей, имеющих свободные средства, не скупать квартиры, используя недвижимость, как выгодное средство вложения капитала.

Нашему обществу в целом в социально-экономической политике следует отказаться от модели 1990-х гг., когда неограниченные потребности отдельных людей в сфере потребления (в том числе и в жилье) покрывались за счет основной массы населения. Экономические возможности страны таковы, что гражданам можем быть гарантирован социальный минимум, а что будет превышать его должно облагаться налогами с повышающим коэффициентом. Жильем не должно быть средством наживы или вложения капитала, для тех, кто владеет несколькими квартирами или домами.

Многие исследователи считают, что в государственной жилищной политике необходимы перемены, которые позволят снизить остроту проблему в обеспечении жильем широких слоев населения и молодежи в первую очередь (Ванина, 2013; Давыденко, Данилов, 2013; Зайцева, 2014; Shomina, Heywood, 2013).

Одной из мер, способствующих решению жилищной проблемы, может стать создание фонда ведомственного жилья, предоставляемого работникам (в данном случае молодым специалистам) на период действия трудового договора (Зверева, Прусакова, 2010, с. 136).

Жилищный вопрос – это узел, в котором завязаны экономика и социальная сфера. Политическая ситуация также не может быть стабильной в обществе, где большинство молодых граждан лишены надежды на удовлетворение базовой потребности в жилье, несмотря на добросовестную работу. Нынешняя жилищная политика нуждается в усовершенствовании.

Для Приморского края совершенствование жилищной политики представляется крайне важным. Население края сокращается и если в ближайшее время в обеспечении жильем молодежи не произойдут позитивные перемены, это может привести к далеко идущим негативным геополитическим последствиям, связанным с утратой влияния России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Несмотря на то что за последние годы ситуация со строительством жилья немного улучшилась: в 2011 г. в Приморском крае построили жилых домов с общей площадью в 0,592 млн. кв. м, в 2012 г. – 0,611 млн. кв. м, в 2013 – 0,614 млн. кв. м [10], тем не менее, в решении жилищной проблемы необходимы более радикальные, серьезные перемены. Лишь при этом условии можно улучшить качество жизни, создать благоприятные условия для роста населения, не только за счет миграции, но и за счет внутренних демографических процессов (сокращение оттока населения, роста рождаемости). Все это достижимо только в том случае, если будет решена проблема обеспечения жильем молодежи.

& решение жилищной проблемы молодежи, молодых семей является важной социальной задачей, требующей незамедлительных действий

& существующие государственные программы по обеспечению жильем молодежи не решают проблему…

& участие государства в решении жилищной проблемы молодежи должно быть более активным…

[1] Зубов, А. (2012, 27 ноября). Молодым одна у нас дорога. Золотой Рог.

[2] Аленишко, Г. (2012, 20 июля). Демография Дальнего Востока улучшению не поддается. Золотой Рог.

[3] Бондаренко, А. (2007, 8 июня). Метр в квадрате. Российская газета.

[4] Строев, М. (2009, 11 июня). Ключевая задача. Российская газета.

[5] Подоляк, Е. (2011, 27 января). Свои квадраты. Российская газета.

[6] Сидоров, А. (2008, 21 августа). Молодых ждут в селе. Известия.

[7] Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050

"О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы".

[8] Кудинов, В. (2012, 5 июня). Молодые семьи поддержат жильем. Золотой Рог.

[9] Шомина, Е.С. (2012). Трубы и квадратные метры: владеть или арендовать?. Отечественные записки, 3, 190-203.

[10] Приморскстат (2014). Дальний Восток России (положение Приморского края в сравнении с другими субъектами ДВФО). Владивосток: Приморскстат.


Источники:

Ванина, В.В. (2013). Московская программа «Молодой семье – доступное жилье» как один из институциональных механизмов решения жилищной проблемы молодой семьи. Научные проблемы гуманитарных исследований, 1, 152–158.
Гареев, И.Ф. (2009). Эффективность бюджетных программ воспроизводства жилищного фонда в Республике Татарстан. Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование, 2, 46–50.
Гареев, И.Ф. (2011a). Вопросы развития наемного жилья в современных условиях. Экономика, предпринимательство и право, 7, 37–44.
Гареев, И.Ф. (2011b). Динамика развития жилищных программ в Республике Татарстан. Экономика, предпринимательство и право, 9, 30–35.
Давыденко, В.А., Данилов, С.В. (2013). Доступность жилья для молодой семьи в российском регионе. Вопросы управления, 2, 79–83.
Зайцева, И.А. (2014). Повышение доступности жилья в рамках государственных программ обеспечения жильем молодых семей. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 11–1, 86–90.
Зверева, Н.П., Прусакова, Т.В. (2010). Совершенствование финансово-экономического механизма обеспечения жильем молодых семей. Известия Оренбургского государственного аграрного университета, 3(27–1), 135–138.
Кульков, А.А. (2013). Проблемы и перспективы развития жилищного строительства в Российской Федерации. Российское предпринимательство, 23, 169–175.
Мороз, К.К. (2012). Жилье как социальная проблема современной российской молодой семьи: на примере Краснодарского края (Автореф. дис. … канд. соц. наук: 22.00.04). Краснодар.
Рыбаковский, Л.Л. (2005). Демографическое будущее России и миграционные процессы. Социологические исследования, 3, 71–81.
Скороходов, Е.Л. (2014). К вопросу о жилье для молодежи, проживающей на Дальнем Востоке России. Проблемы современной науки, 11–2, 77–82.
Чугунова, Ю.В. (2014). Этапы развития инвестиционной политики в инвестиционной сфере в Республике Татарстан. Российское предпринимательство, 15, 71–77.
Шомина, Е.С. (2014). Современные домовладельцы в России и за рубежом. Экономические и социально-гуманитарные исследования, 3–4, 133–144.
Shomina, E., Heywood, F. (2013). Transformation in Russian housing: the new key roles of local authorities. International Journal of Housing Policy, 13(3), 312–324.

Страница обновлена: 04.04.2024 в 23:49:29