Профессиональная ориентация молодежи в системе кадрового обеспечения экономики региона
Скачать PDF | Загрузок: 33 | Цитирований: 28
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 4 (Апрель 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=42900294
Цитирований: 28 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассмотрены роль и значение системы профориентации молодежи как процесса кадрового обеспечения экономики региона и фактора формирования его кадрового потенциала. Проанализированы современные подходы к организации профориентации молодежи на основе опыта регионов РФ и сформулированы структурные элементы региональных программ по профориентации молодежи. Автором разработана схема взаимодействия субъектов профориентации на региональном уровне и систематизированы наиболее эффективные методы профориентационной работы с молодежью. Приведены результаты анкетирования молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет относительно оценки уровня их профориентации и профессионального самоопределения, Сделаны выводы, что система профессиональной ориентации молодежи в регионе должна включать в себя взаимосвязь ее довузовской, вузовской и послевузовской микросистемы в контексте длительного образования и профессиональной подготовки при максимальном привлечении к участию в профориентационной работе предприятий-работодателей региона.
Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, молодежь, кадровый потенциал, регион, предприятия-работодатели
JEL-классификация: J21, J13, J23, J24
Введение
В условиях динамично изменяющегося рынка труда существует острая необходимость разработки новых подходов к развитию системы профессиональной ориентации в рамках региональной системы кадрового обеспечения экономики. Растущие с каждым годом требования сверхтехнологичного нового производства к уровню квалификации сотрудников актуализируют проблемы профессиональной ориентации и подготовки молодежи как основы кадрового потенциала региона [1, 2] (Karpova, Nikulina, Matyushko, 2015; Potudanskaya, Borovskikh, Kipervar, 2019).
Большой вклад в развитие системы профессиональной ориентации в регионе внесли такие ученые, как С.Н. Чистякова, Е.Ю. Пряжникова, Шишкина Е.А.
Чистякова С.Н. в своих исследованиях говорит о том, что профориентацию молодежи определяет школа, семья, учреждения специального, среднего и высшего образования. И их главная задача – достижение баланса между уровнем, особенностями развития личности молодого человека и требованиями избираемой профессии совместно с требованиями рынка труда [3, с. 33-35] (Chistyakova, 2014).
Пряжникова Е.Ю. относит к числу основных субъектов профориентации не только конкретную личность и семью, но и обращает внимание на важность участия в этих процессах государства в лице соответствующих органов власти [4, с. 42–45] (Pryazhnikova, Pryazhnikov, 2007).
Шишкина Е.А. в своих трудах обращает внимание, что без усвоения индивидом потребностей и интересов общества невозможен осознанный выбор профессии, т.е. вопросы профессиональной ориентации напрямую связаны с вопросами развития рынка труда и экономики региона в целом [5, с. 1–7] (Shishkina, 2016).
Методам профориентационной работы посвящены работы Титовой С.В., Антопольской Т.А. и Смирнова И.П. В частности, Титова С.В. выделяет пассивные и активные методы профориентационной работы. Пассивные методы профориентационной работы предполагают, что учащиеся будут видеть, слушать, консультироваться, изучать многообразие мира профессий. Активные методы включают в себя прямой «контакт» с определенным видом профессий [6, с. 15–24] (Titova, 2011). Антопольская Т.А. к числу наиболее эффективных методов относит интерактивные, предполагающие имитацию реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем, ролевые профориентационные игры [7, с. 25-30] (Antopolskaya, Rodichev, Sergeev, 2016).
Смирнов И.П. считает, что метод профессиональных проб полезен, но только вместе с диагностикой. Качественная профессиональная диагностика поможет выбрать наиболее подходящие направления, учитывая уровень развития способностей, особенности личности и специфику профессиональных интересов. Информирование о профессиях может позволить лучше понять, какие именно профессии существуют и какие перспективы в них ждут лично вас. Развивающий подход помогает увеличить свой потенциал, обрести новые универсальные компетенции [8, с. 18-21] (Smirnov, 2017).
Целью нашего исследования является определение особенностей реализации профориентационной работы с молодежью на региональном уровне и выявление основных проблем в этой области в контексте формирования кадрового потенциала региона.
Научная новизна исследования будет заключаться в определении общей системы взаимодействия соответствующих структур в области профессиональной ориентации молодежи и принципов реализации региональных программ в этой области. Кроме того, в результате исследования будут систематизированы подходы к реализации форм и методов профессиональной ориентации с учетом опыта регионов РФ, включающие структурные элементы региональных программ по профориентации молодежи, которые в том числе могут быть положены в основу эффективной модели профориентации на региональном уровне.
Методология исследования будет базироваться на аналитическом методе сбора и обработки информации, анкетировании и системном подходе.
Роль профориентации в системе кадрового обеспечения экономики региона
Региональная система кадрового обеспечения экономики включает в себя ряд взаимосвязанных процессов: целеполагание, прогноз потребности региона в кадрах, профессиональная ориентация, обеспечение потребности в кадрах и оценка качества подготовки специалистов. Однако эффективная реализация вышеперечисленных процессов в рамках социально-экономической системы требует организованного взаимодействия между всеми субъектами системы кадрового обеспечения: органами законодательной и исполнительной власти, предприятиями-работодателями, образовательными организациями.
Региональную систему кадрового обеспечения экономики необходимо рассматривать как определенную целостность, параллельно взаимодействующую с несколькими внешними средами. Рассмотрим взаимодействие региональной системы кадрового обеспечения с внешней средой на рисунке 1.
Процессы кадрового обеспечения экономики региона
Рисунок 1. Взаимодействие процессов кадрового обеспечения экономики региона с внешней средой
Источник: составлено автором.
Процессы кадрового обеспечения региона формируются под влиянием текущей и прогнозируемой экономической, политической, социальной и технико-технологической обстановки в регионе и в стране в целом.
Профориентация молодежи играет важную роль в процессах кадрового обеспечения экономики, которая находится в состоянии постоянного изменения. Кроме того, возрастают проблемы в социальном контексте: исчезают отдельные профессии, появляются альтернативные и совсем новые с учетом изменений на рынке труда и влияния технико-технологической среды [9] (Bizin, 2018).
Профориентация берет на себя ответственность по каждому направлению за: выбор образовательных курсов, обучение, занятие предпринимательством, трудоустройство, повышение квалификации, индивидуальную адаптацию, даже выявление одаренных студентов, студентов с более слабыми навыками и помощь в развитии сильных. Профориентация сегодня обязательно должна оценивать потребности рынка труда, сопоставляя их с потребностью человека, а также соответствуя изменяющимся ценностям человека с новым набором возможностей карьерного роста.
В современных условиях человек вынужден приспосабливаться к требованиям общества: повышать квалификацию, переобучаться, чем и обусловлено профессиональное самоопределение, становление личности в постоянное развитие в профессиональном мире. Особое значение проблема профориентационной работы имеет для поколения людей, проходящих стадию взросления, под которой понимается становление личности в профессиональном плане, то есть для молодежи. Невозможно отрицать, что именно молодому человеку предстоит сделать выбор, который определит всю последующую жизнь. Конечно, молодые люди стараются опираться на свои интересы, но ведь они меняются с течением времени, а профессия останется с ними навсегда [10] (Peeva, 2015).
Сложность управления профориентационной системой заключается в одновременном соответствии требованиям рынка: с одной стороны, государству необходим качественно подобранный квалифицированный персонал, с другой – необходимо соблюдение баланса между потребностями и желаниями молодежи, в связи с чем и возникают проблемы в системе профориентации.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что профессиональная ориентация молодежи заключается в совместной работе школьников, учителей, родителей, абитуриентов, преподавателей, государственных учреждений, общественных организаций и предприятий-работодателей. Модель профориентационной работы в регионе должна носить системный характер и обеспечивать условия для профессионального самоопределения личности с учетом кадровых потребностей экономики региона.
Современные подходы к организации профориентации молодежи: опыт регионов РФ
Создание региональной системы профориентационной работы сегодня является актуальной задачей для каждого региона Российской Федерации. Многие российские регионы разработали и активно используют концепции, модели, схемы, иные программные документы для развития системы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения населения своего региона. Такие документы существуют в Ростовской, Волгоградской, Курской, Свердловской, Тамбовской, Пермской, Саратовской, Самарской, Нижегородской, Ярославской областях, Республике Бурятия и других регионах РФ. Основная задача таких документов – содействие в реализации государственной политики в сфере профессиональной ориентации населения через реализацию механизмов сетевого взаимодействия организаций и предприятий на основе потребностей рынка труда в регионе, организация государственно-частного партнерства, межведомственного взаимодействия, сетевого и межуровневого сотрудничества образовательных организаций, семьи, школы, работодателей. Причем стоит отметить, что в каждом регионе существуют свои особенности реализации профориентационной работы с акцентом на работу различных субъектов, оказывающих соответствующие услуги [11] (Drobot, Makarov, Zhuravleva, 2020).
Региональные службы занятости, предоставляющие государственные услуги по профессиональной ориентации, подтверждают, что эти услуги являются востребованными. Например, интерактивный портал Комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края сообщает, что за девять месяцев 2019 года в целях оказания помощи в решении вопросов смены профессиональной деятельности, получения дополнительного профессионального образования, повышения квалификации обратилось 11 938 граждан. 518 человек, относящиеся к категории инвалидов, получили услугу, направленную на оказание содействия в успешной социализации граждан, относящихся к данной категории. 1422 безработных гражданина получили государственную услугу по профессиональной ориентации перед направлением на профессиональное обучение, 85 женщин направлены на профессиональное обучение в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет [12] (Shirinkina, 2019). Предоставление государственной услуги жителям сельской местности направленно не только на выявление компетенций, способностей, интересов, личностных качеств, но и на формирование мотивации к смене рода профессиональной деятельности и осуществлению предпринимательской деятельности (созданию фермерского хозяйства). Государственная услуга предоставлена 3331 гражданину, которые проживают в сельской местности (27,9 % от численности граждан, получивших услугу).
Центром занятости населения г. Кемерово в ноябре 2019 года проводились профориентационные мероприятия для старшеклассников 9–11-х классов школ города с привлечением студентов региональных колледжей и вузов. Всего было охвачено 6 учебных заведений общей численностью 2022 человек. Государственная услуга заключалась в предоставлении школьникам и студентам информации о рынке труда в Кузбассе, востребованности профессий, о новых профессиях 2020–2030 годов, технологиях планирования и построения профессиональной карьеры, возможностях дополнительного профессионального образования в целях дальнейшего трудоустройства, профессиональной и социальной самореализации, карьерного продвижения.
Основной задачей современной системы образования является формирование компетентной личности, конкурентоспособной на рынке труда, способной к саморазвитию и профессиональному самоопределению. Проект «Время выбирать профессию – место Мордовия» разработан командой Мордовского республиканского института образования и направлен на решение проблемы воспитания личности, ориентированной на развитие универсальных действий, владеющей культурой социального и профессионального самоопределения.
В рамках проекта разработана дополнительная общеразвивающая программа для обучающихся 12–17 лет. Программа состоит из инвариантного модуля «Мой индивидуальный профессиональный выбор» и 13 вариативных модулей: «Технологии будущего», «Рабочий факультет», «Правила вкуса», «Планета Экономика», «Медиасфера», «Я – предприниматель», «Народные промыслы», «Индустрия красоты», «Старты надежд», «Мастер праздника», «Арт-салон», «На служении человеку», «Зов земли». Каждый из модулей является самостоятельной содержательной и технологической единицей, что позволяет формировать индивидуальный маршрут образовательной деятельности подростка.
Реализация программы возможна в различных форматах. Среди них: лагерь выходного дня, где школьников республики будут знакомить со сферами производства, IT-технологиями; летний трудовой лагерь, в котором обучающиеся смогут не только определиться с профессией, но и получить первый опыт работы и зарплату.
Каждый формат предусматривает профориентационные занятия, игры, тренинги с элементами погружения, профессиональную диагностику, групповую и продуктивно-творческую деятельность.
Проект «Город мастеров» реализуется в Республике Мордовия с 2013 г. Он направлен на повышение интереса к рабочим профессиям, формирование положительного образа человека труда.
В Республике Саха (Якутия) каждый год в период экзаменов проводится телепередача «Вакантное место» для выпускников средних общеобразовательных учреждений, постоянно поддерживается участие высших и средних учебных заведений в организации конкурсов «Новый старт», «Шаг в мир», «Молодой специалист». Также проводятся деловые игры, такие как: «Молодежь – инновационно-стратегический ресурс Республики Саха (Якутия)», «Планирование карьеры». Цель таких игр – выявить потенциал молодых людей на наличие творческих, научных способностей, уловить инновационные идеи выпускников, направить на правильное профессиональное решение, которое позволит решить задачи экономического и социального развития республики.
Как было отмечено ранее, в российской системе образования особое место уделяется практико-ориентированному обучению. В качестве основной цели выступает подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту. Для реализации таких целей в Свердловской области был разработан образовательный проект по ранней профориентации школьников «Единая промышленная карта», реализуемый как часть государственной образовательной программы «Уральская инженерная школа». Проект подразумевает организацию цикла образовательных экскурсий на промышленные предприятия Свердловской области для детей с 1 по 11 класс, формируя тем самым у школьников целостное представление о географии, возможностях и ресурсах региона, а также интерес к работе на производстве и в реальном секторе экономики. Основная и стратегическая цель проекта – это закрепление молодежи в родном регионе, показав потенциальные места работы и перспективы развития экономики Свердловской области [13] (Mikhaylova, 2020).
В Иркутской области разрабатываются новые мониторинговые системы, которые смогут оценивать эффективность сопровождения молодых людей в мир профессий. Отдельные мониторинговые системы используются для дошкольников, школьников, выпускников школ и студентов с целью оценки эффективности работы по профориентации для различных групп молодежи.
В Ярославской области ввели обновленные образовательные программы, в которые в обязательном порядке включены программы для школьников о профессиях. Основной целью платформы являются сформированные компетенции, необходимые для разных профессий. Образовательная платформа дает обучающимся ознакомление с миром профессий, а также заложенные базовые компетенции, такие как стрессоустойчивость, умение работать в команде, умение работать с информацией, быстрое реагирование на изменение ситуации.
В Самарской области Центр планирования профессиональной карьеры создал и ввел в действие Комплекс мер по развитию системы профессионального самоопределения обучающихся до 2020 года, а также выделил основные направления работы.
Вологодская область утвердила проведение профессиональных проб на территории региона. Реализуется система совместно со школами, колледжами, вузами.
Особый интерес представляет опыт Красноярского края, где разработана Стратегия развития профессиональной ориентации населения до 2020 года. Основной целью стратегии является создание комплексной системы сопровождения профессионального самоопределения населения, направленной на реализацию личностного потенциала и содействие обеспечению кадровой потребности. В основе реализации стратегии положены два основных аспекта: личностный – подразумевает формирование, сопровождение и реализацию профессиональной карьеры человека, профессиональной мобильности на рынке труда; экономический аспект – включает формирование структуры рабочей силы с учетом динамики рынка труда, стимулирование территориальной трудовой мобильности. Активными участниками в реализации стратегии выступают не только образовательные организации и службы занятости, как во многих регионах, но и общественные организации и предприятия-работодатели. Профориентация в регионе имеет четко выраженный практико-ориентированный аспект, подразумевающий максимальное использование потенциала работодателей, организацию и проведение национального чемпионата рабочих профессий World Skills Russia и Junior Skills, профессиональные пробы, интерактивные экскурсии, профориентационные тренинги, создание корпоративных и профильных классов. В числе основных форм профориентационной работы: дни открытых дверей предприятий, экскурсии, профориентационные фестивали, праздники, конкурсы профессионального мастерства, реализация профориентационных проектов («Большая перемена», «Новые рубежи», «Найди свой путь», «Мир профессий», «Молодежная школа бизнеса»), квесты, конкурсы, профессиональные пробы, мастер-классы, встречи с профессионалами, ярмарки учебных мест [14] (Lyzhin, Sharov, 2019).
Подводя итог в анализе региональной специфики реализации профориентационной работы, представим систему взаимодействия структур в области профессиональной ориентации молодежи в регионе (рис. 2).
Органы власти:
|
Федеральные органы власти:
нормативно-правовое обеспечение; контроль
|
Региональные органы власти:
– нормативно-правовое обеспечение и регулирование системы образования и рынка труда; – профессиональное информирование; - профессиональное консультирование и тестирование через учреждения образования и центры занятости населения региона |
Рисунок 2. Система взаимодействия структур в области профессиональной ориентации молодежи в регионе
Источник: составлено автором.
Субъекты системы профориентации полномочны реализовывать общегосударственную политику в данной сфере, основываясь на законах и законодательных актах, присущих данной системе. Для того чтобы достигнуть максимальных результатов, все субъекты данной системы профессиональной ориентации тесно сотрудничают друг с другом, каждый из которых выполняет определенные функции в данной области.
В зависимости от возраста и групп молодежи, структура региональной системы профориентации работает по-разному. Условно можно выделить четыре категории молодежи, которым необходима профессиональная ориентация на разных жизненных этапах: школьники; студенты; выпускники; молодые специалисты. Все методы, используемые регионами, можно условно поделить на группы с учетом возраста молодежи (рис. 3).
Рисунок 3. Методы профориентационной работы с молодежью по возрастам
Источник: составлено автором.
От 14 до 18 лет человек еще сомневается в собственном выборе, но при этом решителен в своих действиях. В 19–23 лет углубление в выбранную профессию дает осознание правильности действий. В 24–30 лет происходит становление основных жизненных позиций, определение четких целей и границ действий, перепрофориентирование, переподготовка по специальностям и так далее. С помощью разных методик работы важно качественно выстроить деятельность для того, чтобы помочь молодежи не сомневаться в собственном выборе и действовать в соответствии с желаниями, а также требованиями регионального рынка труда [15, 16] (Nikulina, 2015; Gitelman, Sandler, Kozhevnikov, 2016).
Изучив работу отдельных регионов, можно составить обобщенную схему региональной профориентации. Такая схема имеет два компонента: обязательный и вариативный (рис. 4).
Рисунок 4. Структурные элементы региональных программ по профориентации молодежи
Источник: составлено автором.
Обязательными составляющими профориентационной деятельности в любом регионе России являются следующие элементы:
– концептуальное обеспечение – изначально заданная концепция, которой следуют все участники профориентации. В ней формулируются пути воплощения задуманной идеи;
– нормативно-правовое обеспечение – документы, которые регламентируют деятельность концепции профориентации региона;
– оргструктура – схема взаимодействия участников процесса профориентации;
– инфраструктура – с помощью чего будет осуществляться взаимодействие участников;
– коммуникативные площадки социального партнерства (+ нетворкинг) – выстраивание доверительных отношений, готовность всегда прийти на помощь в вопросах ориентации в мире профессий, а также помощь в трудоустройстве;
– система профинформирования – налаживание системы быстрого информирования максимального количества участников процесса профориентации;
– методическое и кадровое обеспечение процесса профориентации – кто и в какое время будет заниматься вопросами профессионального самоопределения молодежи;
– мониторинг и оценка – контроль и качество выполненной работы, выбор дальнейшего направления для работы.
Кроме вышеуказанных элементов схемы, некоторые позиции, например цели и задачи, встроены в программу развития региона. Также особенностями субъекта РФ определяются:
– распределение функций – делегирование полномочий, распределение обязанностей, обозначение ответственных;
– программы сопровождения профессионального самоопределения – разработка программ, сопровождающих обучающихся в мир профессий;
– формы работы – определение вида работ для помощи в профессиональном самоопределении.
Таким образом, в субъектах Российской Федерации используются различные современные модели и практики развития системы профориентации с акцентом на молодежь.
Исследование эффективности проводимых профориентационных мероприятий в регионе
Нами было проведено исследование в форме анкетирования молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет, проживающих в Оренбургской области, относительно оценки уровня их профориентации и профессионального самоопределения. Всего в исследовании приняли участие 125 человек.
На вопрос: «Почему вы выбрали именно эту профессию?» (рис. 5) большинство респондентов (44,9 %) ответили, что считают ее своим призванием. 23,1 % говорят о том, что это очень перспективная профессия, у 15,4 % не было другого выбора и 7 % затруднились ответить.
Рисунок 5. Почему выбрали именно эту профессию?
Источник: составлено автором.
Результаты исследования показали, что большая часть респондентов достаточно осознанно подошли к выбору профессии, тем не менее около 32 % участников опроса перечислили иные мотивы и факторы, в том числе негативным является то, что пятая часть опрошенных оказались вне системы профориентации, что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии внимания социальных институтов в регионе к данной проблеме. Указанная категория респондентов могли стать отличными работниками тех профессий, которые на сегодняшний день максимально востребованы, по данным Интерактивного портала службы занятости населения Оренбургской области, в том числе рабочие профессии: повар, водитель, врач, сварщик.
Далее респондентам был задан вопрос: «Перечислите мероприятия, определившие выбор вами профессии?»
Рисунок 6. Мероприятия, определившие выбор профессии
Источник: составлено автором.
Анализ рисунка 6 показывает, что собственный интерес к профессии у студентов (53,2 %) заставил поступить их туда, где они сейчас обучаются. Но третья часть респондентов (30,8 %) поступили на ту специальность, которую смогли вытянуть по набранным баллам ЕГЭ и предметам, которые смогли сдать. Положительным фактом можно считать, что для 10 % участников опроса экскурсии на предприятия помогли с выбором будущей профессии, что доказывает эффективность этого инструмента и ориентир на его использование в будущем. Школьники Оренбуржья активно принимают участие во Всероссийской акции «Неделя без турникетов», в рамках которой посещают ключевые профильные предприятия региона.
В заключение обучающимся был задан вопрос относительно проблем и перспектив развития системы профориентации в регионе.
Рисунок 7. Что нужно, чтобы профориентация стала эффективнее? Источник: составлено автором.
Обучающиеся считают, что их выбор был бы более правильным, если бы тестирование абитуриентов и оценка предрасположенности к специальностям была более качественной и постоянной (30,7 %). Также 23,1 % считают, что нужно сделать профориентацию массовой, и для более качественного поступления вузы должны проводить мониторинг и находить самостоятельно «своих» абитуриентов. 15,4 % отметили, что хотели бы, чтобы школьников привлекали к работе вузовских кружков и групп и больше работали индивидуально со школьниками и их родителями по оценке профориентации. СМИ и интернет отвечающие ставят на последнее место в качестве эффективного инструмента профориентации – 7,7 %.
Таким образом, проводя анализ результатов исследования методом анкетирования, можно выделить основные проблемы в системе профориентации региона, а именно: обучающиеся тяжело ориентируются в мире профессий, не всегда знают, чем интересуются в большей степени, не могут определиться с выбором, так как не догадываются о специфике большинства профессий; универсальность проходных предметов на нескольких направлениях подготовки и специальностях дает возможность абитуриентам зачисляться «туда, куда получилось», не подходя к выбору будущей профессии осознанно и с учетом потребностей регионального рынка труда; субъекты профориентации в регионе, как правило, ориентированы на использование пассивных методов профориентации, что негативным образом сказывается в итоге на уровне профориентации и профессионального самоопределения молодежи.
Выводы и рекомендации
Инновационная модель профессиональной ориентации должна базироваться на трех базовых принципах: непрерывность, социальное партнерство и практикоориентированность, и составлять основу разработанной модели сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования. Комплексная работа в профориентации должна начинаться с работы со школьниками и заканчиваться молодыми специалистами, до полного трудоустройства выпускников, закрывая востребованные ниши на рынке труда.
Система профессиональной ориентации молодежи в регионе должна включать в себя взаимосвязь ее довузовской, вузовской и послевузовской микросистемы в контексте длительного образования и профессиональной подготовки обучающегося при максимальном привлечении к участию в профориентационной работе предприятий-работодателей региона.
На наш взгляд, в современных условиях модернизации подготовки кадров и реализации национального проекта «Образование» необходимо внедрение концепции профориентационной работы, которая будет предполагать единый подход в первую очередь высших учебных заведений региона к профориентационной работе с молодежью в рамках реализации задач по формированию кадрового потенциала региона. Основные задачи учреждений высшего образования в сфере профессиональной ориентации молодежи совместно с профильными предприятиями-работодателями должны включать следующие направления:
– обеспечение формирования контингента слушателей на специальностях и направлениях довузовской подготовки;
– привлечение абитуриентов к обучению на подготовительных курсах и участию в научных кружках на базе вуза;
– обеспечение качественного отбора абитуриентов, в том числе используя такой инструмент, как корпоративные и профильные классы;
– организация и проведение маркетинговых исследований абитуриентов с целью выявления их предпочтений и мотивов выбора образовательных услуг, а также предприятий-работодателей региона с целью определения их требований к качеству подготовки специалистов;
– обеспечение целевого набора на приоритетные направления подготовки для экономики региона;
– осуществление взаимодействия между органами государственного и муниципального управления, образовательными учреждениями региона и предприятиями по организации профессиональной ориентации обучающихся, в том числе за счет проведения региональных мероприятий;
– организация и проведение мероприятий, направленных на профессиональное самоопределение студентов, в том числе организация дней карьеры, встреч с представителями профильных работодателей, мастер-классов и экскурсий;
– повышение конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда за счет обучения студентов технологиям трудоустройства и профессиональной мобильности.
Мероприятия по совершенствованию деятельности в области профориентации и сопровождения профессионального самоопределения молодых людей могут стать весомыми факторами формирования кадрового потенциала и гармоничного и интенсивного экономического развития любого региона.
Источники:
2 Потуданская В.Ф., Боровских Н.В., Кипервар Е.А. Роль профессионализации молодежи в формировании кадрового потенциала региона // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 1. – С. 613-626. – doi: 10.18334/et.6.1.39760
3 Чистякова, С.Н. Опыт, проблемы и перспективы развития системы профессиональной ориентации подростков и молодежи // Профессиональное образование в России и за рубежом. − 2014.– № 2 (14). – С.33-39.
4 Пряжникова, Е.Ю. Размышления о профессиональном самоопределении молодежи // Вестник практической психологии образования.– 2007. – №3. – С. 42-45.
5 Шишкина, Е. А. Особенности профессиональной ориентации выпускников школ: проблемы и решения // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. − Ярославский педагогический вестник.– 2016. − № 6. − С. 1-7.
6 Титова С.В. Эффективный метод профориентационной деятельности вуза//Мир современной науки.–2011.№6. .- С. 15-24
7 Профессиональная ориентация учащейся молодёжи: теория и практика развития: коллективная монография / Т. А. Антопольская, Н. Ф. Родичев, И. С. Сергеев; Министерство образования и науки Российской Федерации, Российская академия образования, Курский государственный университет. - Москва ; Курск : Курский гос. ун-т, 2016. - 224 с.
8 Смирнов, И. П. Система профессиональной ориентации: менять или развивать? // Профессиональное образование в России и за рубежом. − 2017.− № 1 (25). − С. 18-21.
9 Бизин, С.В. Анализ развития регионального рынка труда и проблемы занятости населения // Экономика труда. – 2018. – Том 5. – № 3. – С. 745-760. – doi: 10.18334/et.5.3.39415
10 Пеева, А. А. Профессиональная ориентация школьников как фактор развития человеческого потенциала территорий// Проблемы развития территории. 2015. − Вып. № 3 (77). − С. 104-116.
11 Дробот Е.В., Макаров И.Н., Журавлева О.В. Особенности привлечения молодых специалистов и негативные тенденции на рынке труда России // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 3. – С. 253-266. – doi: 10.18334/et.7.3.100709
12 Ширинкина Е.В. Человеческий капитал и рынок труда в цифровом развитии российской экономики // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 1. – С. 103-112. – doi: 10.18334/et.6.1.40099
13 Михайлова Н.К. Мотивационные модели занятости студентов и профессиональная социализация // Креативная экономика. – 2020. – Том 14. – № 3. – doi: 10.18334/ce.14.3.100685
14 Лыжин А.И., Шаров А.А. Многоуровневая профориентация как основа развития кадрового потенциала экономики региона// Профессиональное образование и рынок труда.- 2019.- № 3.- С. 105-112.
15 Никулина Ю. Н. Оценка уровня конкурентоспособности: взгляд молодых специалистов//Экономика труда.- 2015.-Т.2 № 1-С. 51-60.
16 Gitelman L. D., Sandler D. G., Kozhevnikov V. M. University technology platform of anticipatory learning// Regional economy. – 2016. – Vol. 12. - 1. – P. 257-266. – doi: 10.17059/2016-1-20
Страница обновлена: 02.12.2024 в 14:34:20