Экономико-правовой механизм регулирования занятости молодежи на макроуровне

Чжан Чжэнчи1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 1 (Январь 2021)

Цитировать:
Чжан Чжэнчи Экономико-правовой механизм регулирования занятости молодежи на макроуровне // Экономика труда. – 2021. – Том 8. – № 1. – С. 57-66. – doi: 10.18334/et.8.1.111494.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44649323

Аннотация:
В данной статье исследуется вопрос организации нормативно-правового регулирования экономики труда молодежи на макроуровне в Китае и России. Вопросы исследования регулируются параметрами изучения основ трудового законодательства России и Китая, а также параметров статистических факторов макроэкономической политики, влияющих на уровень занятости населения

Ключевые слова: нормативное регулирование, занятость молодежи, макроуровень, экономика Китая и России

JEL-классификация: J11, J16, J21, J24

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

В Китае 168 миллионов молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет, что составляет примерно 14 % молодежи мира. Только усердно работая над собой они получаются предложения о работе, где они могут по-настоящему активно участвовать в экономическом и социальном развитии Китая. В 13-ом пятилетнем плане Китая (2016–2020 гг.) особое внимание уделяется занятости молодежи и предпринимательству для решения проблем занятости. Кроме того, «Пекинская декларация» министров труда G20 также включает «План действий в области предпринимательства» для поддержки молодых предпринимателей.

Пекинское бюро Международной организации труда в сотрудничестве с Институтом трудовых наук Министерства людских ресурсов и социального обеспечения организовало встречи экспертов для обсуждения методов мониторинга и оценки политики Китая в области занятости молодежи [5]. После встречи с экспертами было решено обучить кадровый персонал по вопросам занятости молодежи методам мониторинга и оценки проектов.

Китайское правительство прилагает постоянные усилия, чтобы улучшить условия занятости для молодежи. Например, в 2014–2015 годах Китай провел более 70 мероприятий по обеспечению занятости молодежи, чтобы улучшить возможности трудоустройства китайской молодежи в рамках программы реализации создания новых рабочих мест на период 2019–2020 годов. Однако из-за отсутствия полной информации о рынке труда Китая и эффективных методов возможность оценивать параметры реализации государственной политики все еще ограничена, и не так много проектов по обеспечению занятости молодежи, которые прошли полную оценку. В этом контексте Пекинское бюро Международной организации труда [2] и Институт науки о труде Министерства людских ресурсов [5] и социального обеспечения организовали совещание экспертов для обсуждения методов мониторинга и оценки политики Китая в области занятости молодежи.

На Центральной экономической рабочей конференции в конце 2018 года, обсуждались вопросы трудоустройства и работы на период 2019–2020 годов для молодежи. В центре внимания находилась макрополитика, которая всегда упоминала о «приоритете занятости» [4]. «Это дает все более и более стабильные сигналы о занятости, чтобы молодые люди могли быть уверены в вопросе занятости, а также означает, что в текущей работе по найму еще есть возможности для улучшения» [5].

Хотя некоторые экономисты считают, что занятость является макроэкономической политикой в смысле экономики, Ян Вэйминь, заместитель директора экономического комитета Национального комитета Китайской народной политической консультативной конференции, сказал, что социальная и нормативно-правовая политика должна играть роль в занятости молодежи [5].

В прошлом году в городских районах было 13,61 миллиона новых безработных. Уровень безработицы среди обследованных городских жителей колебался от 4,8 % до 5,1 %, а уровень зарегистрированной безработицы в городах составлял 3,8 % [8], что является средним количественным показателем в отчете о работе правительства за прошлый год. Взяв в качестве примера Цзянсу, уровень безработицы вырос в прошлом году, а количество новых городских рабочих мест достигло рекордного уровня 1,53 миллиона. В конце года был исследован уровень безработицы в городах, а зарегистрированный уровень безработицы остался неизменным. Самый высокий уровень составляет около 4,4 % [7].

Выдающиеся успехи Китайской Народной Республики (КНР) в области социально-экономических отношений стали одним из знаковых событий в истории мировой экономики за последние десятилетия. Что касается проводимых социально-экономических реформ, Китайскую Народную Республику без преувеличения можно назвать одной из наиболее динамично развивающихся держав. Одним из преимуществ беспрецедентного экономического роста Китая являются структурные изменения в сфере занятости и трудовых отношений. В КНР существует множество правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

Прежде всего, это конституция страны. Конституция Китая – это кодифицированный закон, принятый в 1982 году, состоящий из 138 статей. Конституция устанавливает наиболее важные правила, согласно которым граждане КНР имеют как право на работу, так и обязанность работать. Статья 42 Конституции гласит, что «труд является почетной обязанностью всех компетентных граждан» [2], и государство различными способами улучшает безопасность и условия труда, создает условия занятости и способствует повышению заработной платы и материального благосостояния работников на основе развития производства.

Основой трудового законодательства Китая являются нормативные правовые акты, такие как «Закон о труде» 1994 г., «Закон о трудовом договоре» 2007 г., «Закон об арбитраже и арбитраже трудовых споров» 2008 г., «Закон о социальном страховании».

Характерной чертой китайского трудового законодательства является наличие таких локальных правовых актов, как коллективные договоры, отраслевые и территориальные соглашения; Акт местного народного собрания, являющийся своего рода законом о самоуправлении, например, провинция Китая, которая является административно-территориальной единицей и не является независимым образованием, имеет право устанавливать свою минимальную заработную плату не только в провинциях, но также в городах и округах, принадлежащих провинциям [2].

Говоря об основных законах, регулирующих трудовые отношения в Китае, в первую очередь, необходимо сказать о китайском законе 1994 г. «О труде», который является основой трудового права Китая [2].

Закон состоит из 107 положений, включая содействие занятости в стране; заключение индивидуальных и коллективных трудовых договоров; определение рабочего времени и перерывов; выплату заработной платы; охрану труда женщин и несовершеннолетних; безопасность труда; профессиональное образование и обучение; социальное страхование; разрешение трудовых споров; государственный контроль в сфере труда; ответственность за нарушение трудового законодательства.

Примечательно, что, как и китайская конституция, трудовое законодательство не дает рабочим права на забастовку, но рабочие имеют право участвовать в управлении производством. Это право в соответствии с законом позволяет работникам участвовать в демократическом управлении предприятиями через собрания профсоюзов или их представителей, тогда как работодатели в лице предпринимателей имеют право «представлять работников по вопросам, затрагивающим законные права и интересы рабочих и служащих.

В трудовом законодательстве особое внимание уделяется обеспечению права на труд посредством реализации активной государственной политики, особенно в сфере занятости, направленной на создание новых рабочих мест, развитие профессионального образования и расширение возможностей трудоустройства.

Трудовые договоры в Китае заключаются как в письменной форме, в двух экземплярах, но есть и возможность того, что лицо, работающее без письменного контракта, имеет право потребовать от работодателя выплаты двойной заработной платы с двух месяцев работы до конца года. Это право предоставляется работнику в течение одного месяца с момента фактического возникновения трудовых отношений.

Интересен тот факт, что, в отличие от российского трудового законодательства, «Закон о трудовых договорах» КНР предусматривает возможность заключения трудового договора в устной форме только в том случае, если работник работает по совместительству [5]. Традиционно сторонами трудового договора являются работник и работодатель. Типы трудовых договоров указаны в «Законе о трудовом договоре» [4], и есть срочные трудовые договоры, бессрочные трудовые договоры и трудовые договоры с фиксированной суммой.

В соответствии с Законом о труде Китайской Народной Республики работодатели гарантируют работникам как минимум один выходной в неделю. Ежегодный оплачиваемый отпуск, который согласно ТК РФ может получить работник со стажем непрерывной работы не менее 6 месяцев, а согласно Трудовому кодексу Китая, этот срок в 2 раза больше и составляет 1 год; стандартный отпуск в Китае составляет не более 28 дней. В то же время в Китае сотрудник со стажем работы от 1 до 10 лет может получить дополнительно 5 дней отпуска, стаж работы от 10 до 20 лет – 10 дней отпуска, если стаж работы более 20 лет – 15 дней отпуска дополнительно. Конечно, эта цифра говорит о том, что общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска в России намного мягче. Срок отпуска в России установлен до 28 дней для стандартных профессий и до 45 дней для гуманитарных циклических профессий. При этом, Китай оперативно следит за тем, чтобы рабочие находились в тонусе, поэтому прогрессия роста отпуска предлагается им с целью мотивации прикрепления к одному рабочему месту. Поэтому правовое регулирование трудовых отношений в Китае очень специфично, и это, скорее всего, является результатом особой политики страны, основанной на культурных и традиционных особенностях Китая, характерных для азиатских стран.

В настоящее время и в течение определенного периода в будущем ожидаемые возможности трудоустройства не уменьшатся под давлением, а структурные аспекты изменений будут более заметны для молодежи. Новые факторы влияния перспективности реформ в трудовом законодательстве Китая растут день ото дня. Устойчивый тренд роста создания рабочих мест призван искоренить безработицу. Исходя из достижения ожидаемой цели по созданию новых рабочих мест в больших и малых городах китайские граждане стремятся к достижению реальных масштабов в последние годы, которые не только гарантируют занятость городской рабочей силы, но также оставляют место для переноса рабочих мест излишков сельскохозяйственной рабочей силы. В этом году дополнительная рабочая сила для трудоустройства городских жителей в нашей стране остается выше 15 миллионов, а количество выпускников колледжей достигло рекордно высокого уровня, что постоянно оказывает давление на «занятость».

Правительство уже приняло меры для решения основных проблем занятости. До 5 декабря 2019 года в «Заключении Государственного совета о продвижении хорошей работы по содействию занятости в настоящее время и в этот период» были опубликованы 15 подробных мер и предлагаемые цифры мер поддержки политики [5].

В «Отчете о работе правительства» [5] говорится, что впервые в этом году в политике занятости будет принят ряд мер для усиления всех аспектов занятости и поддержки ориентации на занятость. Пока занятость стабильна, а доход высок, невозможно быть уверенными в грамотных реформах.

Исследование показывает, что излюбленные отрасли китайской молодежи в основном сосредоточены в сфере передачи информации, компьютерных услуг и программного обеспечения, а также в финансовой сфере. 21 % и 12 % респондентов считают [8], что эти две отрасли являются наиболее идеальными; традиционные отрасли производства и обслуживания, представленные производством, оптовой и розничной торговлей, а также государственное управление являются вторичными отраслями для поиска занятости для молодежи.

Под влиянием всей промышленной структуры 70 % занятой молодежи сосредоточено в двух типах отраслей: одна – обрабатывающая, другая – обслуживающая. Это, как правило, отрасли более низкого уровня в сфере услуг и отдельные развивающиеся отрасли. В таких отраслях, как жилье и общественное питание, здравоохранение и социальное обеспечение, заметно снижение интереса молодежи для трудоустройства.

Интерпретация эксперта: с одной стороны, общий спрос на рабочую силу в этих отраслях велик; с другой стороны, у большинства молодых людей нет возможности работать в других отраслях; кроме того, общий спрос на рабочую силу в большинстве отраслей из сферы услуг невелик, а конкуренция за высококачественную рабочую силу является жесткой и большинство рабочих не выдерживают. «Нисходящий» тренд переносится в другие отрасли, что, в свою очередь, формирует «отраслевой замок» в сфере занятости молодежи и снижает привлекательность рабочих мест.

Исследование показывает, что занятые молодые люди в целом довольны своей работой и большинство людей не планируют менять место работы [8]. Согласно опросу, 41 % занятой молодежи не хотят менять работу, а 28 % молодежи говорят, что нет. Однако исследование также показывает, что нынешнее качество занятости молодежи является относительно низким и занятость неформально занятой молодежи не дает должных гарантий социального обеспечения, продолжительности рабочего дня и уровня трудовых доходов, особенно для сельской молодежи.

Таблица

Основные итоги исследования регулирования занятости молодежи в КНР и РФ

Практика
Методы регулирования
Российская
Предоставление возможности проявить себя на ярмарке вакансий, в образовательных программах предприятий и других конкурсах, которые добавят студента в кадровый резерв
Китайская
Советская школа распределения с возможностью выбора конкретной организации для участия в отработке и получения опыта
Совместная
Центрально-распределительный механизм для успешных студентов, которые переходят под надзор ведомственных органов кадрового резерва
Параметры предпочтений по трудоустройству в России и Китае
2000-е годы
В РФ и КНР были схожи тем, что трудоустройство направлено на стремление работников быть внутри социальной среды работодателя, где можно максимально эффективно проявить собственный потенциал
2020-й год
Трудоустройство в корпорации не требует серьезного погружения в социальную среду. Желание выслуживаться снижается. Каждый молодой специалист стремится максимизировать собственную эффективность и стоимость на рынке труда с меньшими временными затратами. Поэтому каждый работник старается управлять своим временем при помощи самозанятости
Источник: составлено автором.

Среди работающих молодых людей, которые хотят сменить работу, 63 % хотели бы увеличить свою заработную плату, 16 % хотели бы иметь лучшие карьерные ожидания и 9 % хотели бы получить лучшие условия труда или стабильность на рабочих местах. Молодым людям может быть нетрудно найти работу, но нелегко найти нужную для них подходящую и идеальную работу, которая обеспечивала бы доход от их ожиданий на рынке труда. После того, как они уволятся с текущей работы, поиск новой работы может занять много времени, поэтому они, скорее всего, не откажутся от своей текущей работы легко. Уровень безработицы в КНР среди молодежи выше среднего социального [4]. Молодежь всех возрастов и образовательных уровней часто не имеет возможности стремиться напрямую трудоустроиться туда, где было бы максимально интересно реализовать свой потенциал. Среди безработной молодежи наибольшая доля приходится на лиц со средним профессиональным образованием (37 %) и с неполным средним образованием (30 %). Доля учащихся старших классов и младших классов колледжей составляет 13 %, а студентов бакалавриата – 5 % [7].

Исследование показывает, что трудоустроенная молодежь отличается высокой мобильностью и низкой стабильностью. 38 % занятой молодежи не имеют трудовых договоров, 20 % заключили временные контракты в течение одного года, а 36 % заключили срочные контракты на 1–3 года. Среди работающих молодых людей в возрасте 15–19 лет 86 % не имеют трудового договора и временного контракта сроком на один год [5]. Средняя продолжительность рабочего времени занятой молодежи составляет 48 часов в неделю. Более одной трети персонала работают более 50 часов в неделю. Трудовой доход невысокий. 60 % работающих молодых людей имеют среднемесячный доход 600–1500 юаней, менее 30 % имеют среднемесячный доход 600 юаней или меньше, и немногим более 10 % имеют среднемесячный доход более 1500 юаней [7].

Среди всей занятой молодежи около 8% не получали никаких социальных пособий. Число людей, пользующихся различными социальными пособиями, составляло от 4% до 42% всей занятой молодежи, и никто из них не получал более половины социальных пособий. Молодым людям, работающим в формальном секторе, гораздо удобнее пользоваться различными социальными услугами.

Заключение

Китайцы должны попытаться обеспечить социальную защиту молодых людей, занятых в неформальном секторе, и защитить интересы молодых работников. Усиление управления занятостью, например, повышение статуса занятости молодых людей с помощью системы «Разрешения на работу» и на этой основе разработка методов управления, таких как трудовые контракты и социальное обеспечение. Большинство молодых людей находятся в неформальной занятости. Отсутствие социальных гарантий для молодых людей означает бремя для общества в будущем. Следовательно, необходимо разработать политику социальной защиты, подходящую для молодых людей, чтобы обеспечить защиту от будущих рисков.

Китайская молодежь в целом позитивна, прагматична и прогрессивна. Большинство молодых людей надеются добиться лучшей жизни благодаря работе и внести свой вклад в жизнь общества. В целом, уровень грамотности китайской молодежи находится на среднем уровне, но разница между городскими и сельскими районами велика, уровень квалификации в сельских районах крайне низкий. Это показывает, что доля молодежи, получающей профессиональное образование, низкая, а доля молодежи с обычным образованием средней школы высока.

Низкий уровень экономического развития Китая в целом ограничивает возможности молодых людей получать образование, профессиональную подготовку и работу. Это проявляется в том, что многие молодые люди прекращают учебу по семейным финансовым причинам и вынуждены рано выходить на рынок труда, чтобы заработать на жизнь. Ресурсы Китая на образование и обучение недостаточны, особенно в сельской местности.

Рынок труда Китая гибкий с плохой занятостью, низким уровнем безопасности и нестабильностью. Для молодежи это в основном структурная проблема.

Длительная безработица является главной особенностью безработицы среди молодежи. На долю длительных безработных, не имевших работы более одного года, приходится 72 %. Безработная молодежь в основном ищет работу с помощью рыночных методов, таких как прямое обращение в отдел трудоустройства или при помощи сайтов поиска работы. Чем моложе безработные, тем больше они зависят от помощи родственников и друзей, и ярмарок вакансий и тем больше трудностей в поисках работы. Когда безработные ищут работу, более 60 % безработной молодежи считают, что самой большой трудностью является их низкий уровень образования. Однако лишь около 13 % людей учились и тренировались в период безработицы, и большинство из них остаются дома, просто ищут работу или занимаются домашним хозяйством.

Общее число молодых людей, которые не хотят работать, невелико, но воздействие реформ в сфере занятости в Китае и России может быть большим, поскольку молодые люди должны представлять направление развития общества. Если эти люди не будут участвовать в жизни общества сейчас, они, вероятно, станут бременем для общества в будущем. Таким образом, данную проблему стоит учитывать и видеть ее последствия наперед.


Источники:

1. Федеральный закон «О занятости населения». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60 (дата обращения: 23.09.2020).
2. Закон КНР «О труде». Lehmanlaw.com. [Электронный ресурс]. URL: http://lehmanlaw.com/fileadmin/lehmanlaw_com/laws___regulations/Labor_Contract_Law_of_the_PRC__LLX__06292007_.pdf (дата обращения: 23.09.2020).
3. Данные по Китаю и России. Международный банк. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/country (дата обращения: 23.09.2020).
4. Меры противодействия трудоустройству китайских студентов (中国大学生就业现状分析及对). Docin.com. [Электронный ресурс]. URL: http://www.docin.com/p-485865713.html (дата обращения: 23.09.2020).
5. Механизма правового и экономического регулирования занятости молодежи в Китае. Gov.cn. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.cn/zhengce/2019-03/05/content_5370890.htm (дата обращения: 23.09.2020).
6. Министерство труда и социального страхования. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.cn/english (дата обращения: 23.09.2020).
7. Национальное статистическое бюро Китая. [Электронный ресурс]. URL: http://data.stats.gov.cn (дата обращения: 23.09.2020).
8. Причины невозможности трудоустройства студентов в Китае с точки зрения экономики труда (从劳动经济学角度分析我国大学生就业困难的原因). Docin.com. [Электронный ресурс]. URL: http://www.docin.com/p-1008046224.html (дата обращения: 23.09.2020).
9. Проблемы занятости современных студентов с точки зрения экономики труда (劳动经济学角度解析当代大学生就业问题). Baidu.com. [Электронный ресурс]. URL: https://wenku.baidu.com/view/dc8cb16110a6f524ccbf85e5?ivk_sa=1023194j (дата обращения: 23.09.2020).
10. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 23.09.2020).
11. Федеральная служба по занятости и труду. [Электронный ресурс]. URL: https://rostrud.gov.ru (дата обращения: 23.09.2020).

Страница обновлена: 16.10.2023 в 08:47:47