Многоформатная розничная торговля: тенденции развития и стратегические задачи

Антипин Ф.А.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 11 (Июнь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Антипин Ф.А. Многоформатная розничная торговля: тенденции развития и стратегические задачи // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 11. – С. 1689-1698. – doi: 10.18334/rp.16.11.249.

Аннотация:

В статье представлен обзор макроэкономических и отраслевых факторов, оказывающих влияние на формирование экономических показателей и делового климата в сфере розничной торговли в 2014 – начале 2015 года. Рассматриваются основные направления Стратегии развития торговли в России до 2020 года, к числу которых отнесены снижение административных барьеров, стимулирование предпринимательской инициативы, сбалансированное развитие разноформатной инфраструктуры торговли и конкуренции в отрасли.

Ключевые слова: розничная торговля, торговые форматы, торгово-экономическая деятельность, макроэкономические и отраслевые факторы, стратегирование в сфере торговли



Торговлю традиционно принято рассматривать как важнейшую отрасль сферы услуг и основу современного потребительского рынка. Вместе с тем, торговля оказывает существенное влияние на динамику важнейших макроэкономических показателей страны: уровня занятости, объема национального производства, темпов роста ВВП [9, с. 3], что позволяет говорить о том, что торговля является одним из системообразующих элементов отечественной экономики [2, с. 3]. Немаловажно и то, что поступления в бюджет страны из сферы торговли способствуют финансовому обеспечению и реализации социальных программ со стороны государства [6, с. 56].

Несмотря на сложности современного периода, торговля обеспечивает десятую часть налоговых поступлений в бюджет страны; в формировании валового внутреннего продукта доля оптовой и розничной торговли к октябрю 2014 г. составляла около 16%, что, по замечанию Министра Промышленности и торговли РФ Д. Мантурова, превышало доли «добывающих или обрабатывающих отраслей». [1] В валовой добавленной стоимости доля оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в валовой добавленной стоимости составила 17,3% [17].

В торговле сосредоточена почти треть предприятий российского малого бизнеса, лидирующие позиции по сравнению с другими отраслями экономики торговля занимает по количеству малых предприятий. Отрасль является лидером по числу создаваемых рабочих мест: в оптовой и розничной торговле в среднем задействовано почти 20% работающих или 12,5 миллионов человек [16]. Несмотря на замедление динамики экономического роста страны, отрасли удалось избежать значительного сокращения числа торговых предприятий: в 2013 г. число организаций розничной торговли сократилось всего на 0,4 тысячи единиц, оптовой – на 5,5% по отношению к показателям 2012 г. [19].

Таким образом, розничная торговля была и остается наиболее динамично развивающимся сектором российской экономики. Вместе с тем, в историческом контексте на развитие торговли «всегда оказывали влияние экономика, политика, правовые основы государства» [1, с. 5]. Не стали исключением и неблагоприятные геополитических изменения последнего периода: в торговле наметился ряд негативных тенденций, сдерживающих развитие отрасли и приводящих к ужесточению конкуренции, обусловленной, в том числе, неравномерностью развития сектора. Значительное влияние на формирование основных показателей деятельности организаций российской розничной торговли в 2014 г. оказывала макроэкономическая ситуация, характеризующаяся постепенным ослаблением динамики развития. Так, если в третьем квартале 2014 г. темпы прироста ВВП к соответствующему периоду предыдущего года еще сохранялись в области положительных значений (0,7%,), то в четвертом квартале стали отрицательным (-0,2%). Произошло снижение реальных располагаемых доходов населения (в ноябре-декабре 2014 г. этот показатель составил соответственно (-3,9%) и (-7,3%). Относительно декабря 2013 г. в декабре 2014 г. на 4,7% сократилась средняя заработная плата по стране. Потребительская инфляция в декабре 2014 г. составила 2,6%, с начала года цены выросли на 11,4% (за 2013 г. за прирост цен составил 6,5%) [7, с. 3].

Дефицит платежеспособного спроса, связанный с замедлением роста реальных располагаемых денежных доходов населения, снижение динамики кредитования физических лиц, которая по данным Минэкономразвития к концу 2014 г. в годовом выражении составила 13,8% против 28,7% в 2013 г., рост цен и ослабление национальной валюты отрицательно сказались на формировании потребительского рынка [7, с. 8, 19-24].

Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в IV квартале 2014 г. по сравнению с IV кварталом 2013 г. снизился на 7 процентных пунктов и составлял (-18%) против (-11%). Минэкономразвития РФ отмечает, что более низкие значения этого индикатора имели место только в острый период кризисов 1998-1999 и 2008-2009 годов [7, с. 44].

Ограничение доступа российских компаний к международным финансовым ресурсам и ужесточение денежной политики обусловили рост стоимости кредитов, что негативно отразилось на инвестиционном спросе и потребительских настроениях, усилило отток капитала, способствовало инфляционному всплеску и дальнейшему ухудшению условий для экономического роста [7, с. 5-7].

В ряду важных отраслевых факторов, оказывающих влияние на «ключевые номенклатурные и ценовые параметры» [3, с. 13], формирование делового климата в сфере розничной торговли в 2014 г., следует выделить состояние дел в оптовой торговле. Анализ литературных источников и данные официальной статистики свидетельствуют о том, что примерно с середины 2013 г. в сегменте оптовой торговли отмечается обострение отраслевых финансово-экономических проблем: произошло снижение интенсивности продаж и прибыли в организациях, ориентированных как на сферу потребления населения, так и на производственные предприятия [3, с. 3-6; 8, с. 32-33]. В 2014 г. оборот оптовой торговли составил 47663,1 млрд рублей, или 97,6% к итогу 2013 г. На долю субъектов малого предпринимательства приходилось 30,2% оборота [11]. В феврале 2015г. оборот оптовой торговли составил 3721,3 млрд рублей (89,5% к соответствующему месяцу 2013 г.); доля субъектов малого предпринимательства в нем – 28,6% [12].

По данным Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики, [2] в IV квартале 2014 г. (на который традиционно приходится пик продаж) снижение спроса со стороны населения и бизнеса, инфляция и сжатие рынка кредитования привели к тому, что большинство основных показателей, отражающих деловую активность оптовых фирм, оказались в минусе. Треть участвовавших в опросе руководителей оптовых торговых компаний отметили сужение портфеля заказов относительно предшествующих периодов [3, с. 6], снижение продаж констатировали более 40% предпринимателей. Доля респондентов, заявивших о недостаточном платежеспособном спросе со стороны клиентов, составила 63%. Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в оптовой торговле снизился до +2% (самое низкое значение за весь посткризисный период). Все имеющиеся потери и будущие риски предприниматели вынуждены были закладывать в цену товара [15].

Динамика оборота розничной торговли в течение 2014 г. замедлялась, но имела положительное значение. Темп прироста оборота по сравнению с 2013 г. составил 2,5 % (оборот розничной торговли в 2014 г. – 26118,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах соответствует 102,5% к 2013 г.) Отметим, что в 2013 г. по сравнению с 2012 г. этот показатель был равен 3,9 %. [7, с. 44; 13]. Тенденция опережающего роста в 2014 г. сохранилась на рынке непродовольственных товаров: продажи непродовольственных товаров выросли на 4,7%. Продажи пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий снизились на 0,1% [16]. В первом квартале 2015 г. оборот розничной торговли соответствовал 6286,5 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 93,3% к соответствующему периоду 2014 г. [14].

Ухудшение показателей финансово-экономической деятельности торговых организаций и замедление роста товарооборота не могли не сказаться на изменении делового климата в отрасли. Анализ результатов ежеквартальных выборочных опросов руководителей организаций розничной торговли (около четырех тысяч человек из 78 регионов РФ), проводимый Федеральной службой госстатистики, свидетельствует о снижении в IV квартале 2014 г. индекса предпринимательской уверенности до минимального за предшествующие три года значения (+3%). При этом в 36 субъектах страны ИПУ был ниже среднероссийского уровня, а в 25 из них указанный показатель имел отрицательное значение [13]. ИПУ в I квартале 2015 г. (в опросе участвовали руководители 4055 организаций розничной торговли) составил (-2%). Самое низкое значение индекса наблюдалось в Еврейской автономной области (-29,2%) и в Республике Мордовия (‑17,5%) [14]. Доля респондентов, констатировавших рост цен в продовольственном сегменте, возросла с 60% в IV 2014 г. квартале до 70%. Инфляционный разгон в непродовольственном секторе отметили 55% опрошенных руководителей, против 42% в конце 2014 года [4, с. 8].

Основная доля оборота розничной торговли (91,4%) в 2014 г. была сформирована торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка. На долю розничных рынков и ярмарок приходилось 8,6% (в 2013 г. соответственно – 90,6% и 9,4%) [13]. В феврале 2015 г. доля торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность вне рынка, в обороте розничной торговли соответствовала 90,9%, доля розничных рынков и ярмарок составила 9,1% (в феврале 2014 г. - 91,0% и 9,0% соответственно) [14]. Доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли – 0,7% (анализируется, начиная с итогов за 2014 год) [20].

Доля розничных торговых сетей в формировании оборота розницы в 2014 г. в фактически действовавших ценах составила 22,9% (в 2013 г. – 21,9%; 2012 г. – 20,5%) [13]. При этом уже в январе–марте 2015 г. продовольственные сетевые магазины, с целью сохранения роста бизнеса, ввели почти вдвое больше новых торговых площадей, чем в этот же период прошлого года: увеличение произошло на 496 000 кв. метров. Почти весь прирост торговых площадей приходится на десятку [3] крупнейших российских продовольственных ритейлеров. Наиболее активно расширяются сети магазинов «у дома» и дискаунтеры. Как уже было отмечено, по итогам I квартала 2015 г. в России произошло снижение оборота розничной торговли на 6,7%. Однако выручка крупнейших ритейлеров («Магнит», X5 Retail Group и «Дикси» и др.), проводящих политику «низких цен», существенно выросла. Так, например, выручка «Дикси» выросла на 27,7%, (до 63,6 млрд рублей), величина среднего чека при этом увеличился на 11,5%, само число чеков повысилось на 0,1%. Ритейлером было открыто 143 магазина, 82 из них – в марте 2015 года [10]. Указанные тенденции свидетельствуют о нарастании консолидации сетевого рынка розницы [5].

Негативная сторона процесса расширения крупного ритейла, заключается в том, что это ведет к закрытию небольших региональных розничных сетей (средняя рентабельность которых по чистой прибыли и так составляет около 4%). Так, к началу 2015 г. были закрыты 10 из 17 магазинов пермской торговая сеть «Добрыня»; в феврале закрылись 14 магазинов сети «Посадский» в Тольятти, в настоящее время объявлено о самоликвидации компании [5]. Еще сложнее противостоять натиску сетевого ритейла малым и средним формам торговых организаций, в том числе осуществляющим деятельность в условиях розничных рынков и ярмарок. Тогда как именно малые формы торговых предприятий призваны располагаться на минимальных дистанциях, т.е. максимально близко к покупателю и способствовать поступлению на внутренний рынок товаров отечественного производства, производимых предприятиями малого и среднего бизнеса, фермерскими хозяйствами, обеспечивать занятость населения на региональном и локальном уровнях.

Исходя из того, что состояние торговли значимо как для российской экономики в целом, так и обеспечения качества жизни населения страны, в 2014 г. на государственном уровне был принят ряд стратегически важных решений, призванных обеспечить эффективное развитие отрасли. Большинство из них направлены на устранение «инфраструктурных перекосов», связанных с неравномерностью обеспеченности населения торговыми площадями; сокращением как числа малых и средних торговых предприятий, так и их доли на отраслевом рынке [19]. Так, в целях сохранения сельскохозяйственных рынков Федеральным законом от 31 декабря 2014 года №492-ФЗ внесены изменения в статью 24 Федерального закона от 30 декабря 2006 года №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Актуальность изменений в существующей модели торговли нашла отражение в принятой Минпромторгом России «Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2014–2016 годы и период до 2020 года» (Приказ Минпромторга России от 25 декабря 2014 г. N 2733). Основным тезисом Стратегии является создание многоформатной инфраструктуры торговли, в том числе оптового звена «по образцам лучших зарубежных практик». В ходе разработки документа были учтены мнения федеральных органов исполнительной власти, экспертного, профессионального сообщества, замечания и предложения, поступавшие в ходе публичных обсуждений проекта. Концептуально стратегия декларирует развитие многоформатной торговли и создание условий для развития конкуренции в отрасли; обеспечение прозрачных и недискриминационных условий поставок продукции в торговые сети; разработку системы комплексной оценки эффективности торговой политики, реализуемой в субъектах Российской Федерации; развитие института саморегулирования в сфере торговли; новые возможности для развития мобильной, нестационарной, ярмарочной, рыночной торговли и обеспечение долгосрочности и стабильности реализации предпринимателями прав на размещение торговых объектов; развитии транспортно-логистической инфраструктуры [16-17; 19]. В развитие этой идеи (многоформатная торговля) Минпромторгом подготовлены поправки в Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», а также в иные законодательные акты, в части нестационарной торговли, которые должны значительно упростить ведение мобильной торговли.

Нельзя не отметить, что декларируемые принципы саморегулирования в торговле, основанные на нормах Кодекса добросовестных практик, направленных на обеспечение баланса коммерческих интересов при исполнении договоров между поставщиками и торговыми сетями, не соответствуют в полной мере нормам Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». В настоящий момент можно говорить только о стремлении к эффективному взаимодействию между торговыми сетями и поставщиками и минимизации вмешательства государства в регулирование их деятельности. Однако, как показала практика последних месяцев, премии за объем закупки и плата за различные маркетинговые услуги, уплачиваемые поставщиками за право попасть в торговые сети, превышают и без того высокие нормы (10%). В этой связи, с целью поддержания отечественных производителей, группой депутатов и сенаторов во главе с Ириной Яровой подготовлены предложения по их сокращению до 3%.

В целом предпринимаемые Правительством и Минпромторгом усилия на стабилизацию и улучшение ситуации в российской торговле в основном направлены на поддержку малого и среднего предпринимательства в торговле и насыщение рынка товарами отечественного производства. Однако, на наш взгляд, решение стратегически важной задачи формирования прогрессивной нормативно-правовой базы торговли (актуализация нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торговой деятельности, и приведение их в соответствие со Стратегией), неоправданно сдвинуто во временных рамках (на 2015-2016 г.г.). Тогда как своевременная корректировка законодательной базы как раз и может отразить те правила и «и приоритеты торговой политики», которые формулируются для участников торгового процесса как стратегические ориентиры позитивного развития торговли на ближайшие годы.

[1] О состоянии конкуренции в сфере торговли. Стенограмма заседание Правительства от 2 октября 2014 года // URL: http://government.ru/news/15067/#dam (дата обращения: 14 апреля 2015 года).

[2] Данные базируются на ежеквартальных конъюнктурных опросах руководителей около 3 тысяч торговых компаний, проводимых Федеральной службой государственной статистики.

[3] См. Рейтинг INFOLINE RETAIL RUSSIA top-100 2014/ URL: http://infoline.spb.ru/infoline-retailer-russia-top-100//#(дата обращения: 21 апреля 2015 года).


Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:58:42