Предпринимательство: попытка осмысления с современных позиций
Баженов Ю.К.1, Веснин В.Р.2
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва
2 Московский государственный индустриальный университет
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 11 (Июнь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Баженов Ю.К., Веснин В.Р. Предпринимательство: попытка осмысления с современных позиций // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 11. – С. 1557-1566. – doi: 10.18334/rp.16.11.237.
Аннотация:
В статье приводится историческая справка о возникновении и распространении понятия «предпринимательство» со времен Римской империи и до нашего времени, а также позиции в этом вопросе французских, английских, русских экономистов XVI-XX веков. Более подробно оцениваются определения предпринимательства А. Маршалла, Й. Шумпетера, Г.К. Гинса. Авторы критически относятся к определению, приводимому в Гражданском кодексе РФ (ст. 2.1.), где лично-групповой целью предпринимательства является систематическое получение прибыли, в то время как цель этого вида деятельности – развитие общественного производства – отсутствует. В статье описывается опыт российских предпринимателей, которые, сочетая личные интересы с общественными, в короткий исторический период по ряду показателей привели Россию в начале XX в. в число самых передовых стран мира. В статье приводятся определения различных авторов, а также свое, более широкое понимание термина «предпринимательская деятельность».
Авторами предлагается собственная классификация различных видов предпринимательской деятельности, их значимость. Обращается внимание на качества, которыми должны обладать предприниматели, и необходимость повышения социально-экономической результативности предпринимательской деятельности.
Авторами предлагается собственная классификация различных видов предпринимательской деятельности, их значимость. Обращается внимание на качества, которыми должны обладать предприниматели, и необходимость повышения социально-экономической результативности предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: предпринимательство, ценообразование, государственное регулирование, прибыль, законодательство, предприниматель, миссия, деятельность, профессионализм
Развитие предпринимательства является одной из наиболее обсуждаемых проблем нашего времени. Это связано с тем, что значимость предпринимательства и предпринимателя в социальной, экономической, политической и других видах деятельности, особенно в России, все более возрастает. В настоящий период у нас в стране наблюдается множество нерешенных проблем как в теории, так и в практике предпринимательской деятельности, что привело к низкой ее эффективности, огромным потерям для государства, экономики, общества.
Ещё в римском праве предпринимательство рассматривалось как занятие, дело, деятельность, а под предпринимателем подразумевался человек, ведущий общественное строительство. Вплоть до конца XII в. под предпринимателем понимался изобретатель, строитель, управляющий, работодатель и т.п. В XVI и XVII вв. предприниматели занимались установлением государственного порядка в области строительства фортификационных сооружений, военных заказов.
Впервые в экономической литературе термин «предприниматель» появился во Всеобщем Словаре Коммерции, изданном в Париже в 1723 году, где указывалось, что под ним следует понимать лицо, берущее на себя обязательство по производству или строительству объекта.
Первым российским автором, исследовавшим предпринимательство, называют И.Т. Посошкова, подготовившего в 1724 г. свой знаменитый труд – «Книгу о скудости и богатстве», который был издан лишь в 1840 году.
В своей книге «Принципы экономической науки» (Principles of Economics, 1890–1891 гг.) Альфред Маршалл большое внимание уделял организаторской функции предпринимателя, в реализации которой предприниматель должен всегда искать методы, которые обещают быть более эффективными, чем существующие. Он акцентировал внимание на то, что не каждый может быть предпринимателем. Эти способности такие сложные и многочисленные, что очень мало личностей могут их проявить в высшей степени. Современные исследования показывают, что такие личности составляют не более 10%.
Й. Шумпетер (1883–1950 гг.) под предпринимательством понимал осуществление новых комбинаций, а предпринимателем называл лицо, чьей функцией является их осуществление (Шумпетер Й. История экономического анализа. – СПб: Экон. Шк., 2001).
По мнению Й. Шумпетера, предприниматели представляют собой особый тип людей. Он должен уметь:
– постоянно совершенствовать свой профессионализм;
– выделить первоочередные проблемы своего бизнеса;
– идти вперед, не пугаясь неопределенности и сопротивления;
– заставить повиноваться себе.
В нынешних условиях предпринимателем может называться тот, кто занимается не только текущей производственной, коммерческой работой, а сосредотачивает внимание:
– на изготовлении и продвижении на рынке нового товара;
– на освоении новых рынков сбыта;
– на освоении новых видов и источников сырья, прямом воздействии на реорганизацию структуры отрасли;
– на внедрении в организуемый предпринимателем процесс новых технологий.
Если обобщить современные высказывания множества авторов о предпринимательстве, то его определение сводится как инициативная деятельность, направленная на организацию ресурсов с целью получения прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг, связанная с риском их потери и имеющая целью извлечение выгоды для лица, ее осуществляющего.
Предпринимательство нам представляется функцией собственности и имеет двойственный характер. С одной стороны, стратегический, а с другой – тактический. Стратегический аспект заключается в определении направлений и масштаба деятельности субъекта, в создании структур, которые ее будут реализовывать, поиске, привлечении, распределении и перераспределении ресурсов, осуществлении необходимых преобразований в соответствии с изменившимися условиями и пр. Тактический аспект состоит в организации и корректировке хозяйственных процессов в соответствии со складывающейся конъюнктурой.
На начальных этапах развития предпринимательства собственники сами реализовывали обе функции, поскольку объемы и сложность самой деятельности были незначительны. Таким образом, его стратегическая и тактическая сторона оставались слитыми. Однако с ростом масштабов предприятий, превращением их из индивидуальных в коллективные, собственник далеко не всегда мог реализовывать эти функции одновременно.
Во-первых, необходимое для этого единство воли в большинстве случаев отсутствовало (если не было доминирующего владельца); во-вторых, предпринимательская деятельность настолько усложнилась, что требовала профессионального подхода, на что большинство собственников были не способны.
В связи с этим предпринимательская функция перешла в руки высших менеджеров, которые со временем оставили в руках только стратегическую подфункцию, а тактическую передали своим коллегам на среднем уровне.
При существующих ныне объемах общественного производства, сложной его структуре в конечном итоге предпринимательскую деятельность можно свести к следующим видам: производственная, финансовая, коммерческая. Эти виды могут выглядеть как самостоятельные, но, как правило, они тесно переплетаются между собой.
Так, чтобы произвести какой-либо продукт, необходимо закупить исходный материал, сырье и т.д. Производитель обращается на рынок, где совершает все необходимые коммерческие операции по закупке необходимых материалов. Произведенный продукт предприниматель должен продать. На рынке он отыскивает необходимых ему покупателей и также производит все необходимые коммерческие операции по продаже своего товара.
Финансовые предприятия в процессе своей предпринимательской деятельности также покупают и продают валюту, ценные бумаги, получая доходы как разницу между покупной и продажной ценой. Это тоже коммерческая деятельность.
Если с производственным, коммерческим и финансовым предпринимательством все более-менее понятно, то относительно социального предпринимательства единого мнения не сложилось. В мире существует более 90 определений социального предпринимательства. Зачастую под ним ошибочно подразумевают благотворительность или корпоративную социальную ответственность. Это явление хотя и находится на пересечении благотворительности и бизнеса, но существует и развивается по своим собственным законам. В России оно появилось ещё на рубеже XIX–XX вв. В качестве примера можно привести Дом Трудолюбия, основанный Иоанном Кронштадтским, где каждый нуждающийся (от одиноких матерей до бездомных) мог найти себе работу, получить приют и заботу. Эта идея впоследствии получила распространение по всей России.
Фонд «Наше будущее» полагает, что это, прежде всего, деятельность малого предпринимательства, направленная на решение или смягчение социальных проблем. Работать социальные предприниматели могут в любой сфере, ведь у всех у нас есть социальные проблемы, будь то топ-менеджер или фермер. При этом мотивация социального предпринимателя – это, однозначно, желание решить социальную проблему, а деньги – лишь средство быть независимым и устойчивым, а не цель, как в традиционном бизнесе.
Движущей силой предпринимательской деятельности, конечно, является стремление предпринимателей к получению максимальной прибыли. Вместе с тем предпринимательская деятельность в целом должна приносить высокий социально-экономический результат обществу. Получение же одной лишь высокой прибыли предпринимателями без высоких результатов для общества, экономики страны, государства теряет всякий смысл. Гарантом же высокой социально-экономической эффективности предпринимательской деятельности здесь может быть государство, постоянно контролирующее и регулирующее в целом хозяйственную деятельность всех видов предпринимателей.
Сегодня, когда справедливость колоссальных прибылей ничем оправдать нельзя, придумана концепция, ставящая все с ног на голову. В соответствии с ней главной целью предпринимателей является вовсе не прибыль, а удовлетворение потребностей клиентов. Считается, что кто это сделает наиболее успешно, тот и будет вознагражден максимально и, безусловно, справедливо. Красочное описание обещаний фирмы осчастливить своих покупателей получила название миссии, на фоне которой главная была задвинута, как минимум, на третий план. А на второй выдвинулось несколько основных целей – рост потенциала фирмы, захват определенной доли рынка и пр., которые в равной степени обеспечивают как миссии, так и главной цели, ставшей неким эфемерным феноменом. Здесь можно привести в пример Дж. Сороса, который в виде миссии своего социального «предпринимательства» в России «сеять разумное, доброе, вечное» предполагал исполнение своих личных и национальных финансовых интересов США.
Таким образом, в итоге подобного рода рокировки, миссия, реализация которой является инструментом и условием получения прибыли как единственной цели предпринимательства, заняла место последней, а та превратилась в побочный результат предпринимательской деятельности.
Выше было отмечено, что предпринимательство представляет собой инициативную, творческую и организаторскую деятельность субъектов, имеющую целью извлечение выгоды. И здесь возникают сразу несколько взаимосвязанных вопросов. Обязательно ли предпринимательство необходимо связывать с рынком? Обязательно ли выгода, которую преследуют лица, осуществляющие эту деятельность, должна отождествляться с прибылью?
Безусловно, наиболее полное свое развитие предпринимательство получает в рыночных условиях, развиваясь вместе с соответствующими институтами. Однако предпринимательство не обязательно бывает связано исключительно с целью получения максимальной прибыли.
Представляет интерес сопоставление трактовок предпринимательской деятельности вышеотмеченных авторов-классиков и современных законодательных актов развитых стран с российскими. Так, в статье 2.1. Гражданского кодекса РФ (действующая редакция с изменениями и дополнениями от 06.04.2015) отмечается: «Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
Можно заметить, что вышеизложенное определение приводится походя, между прочим. Здесь подразумевается лишь право создать предприятие и систематически получать прибыль. Предприниматели же, естественно, понимают свою цель – получение максимальной прибыли, и любыми средствами. Однако в определении нет ни слова об обязанностях предпринимательства перед обществом и каждым его членом, что ведет к серьезным перекосам, изъянам в предпринимательской деятельности, что мы и видим в нашей действительности. Более того, в действующей редакции от 06.04.2015 в Гражданском кодексе предусматривается среди многих прочих форм предпринимательства и такая организационно-правовая форма, как унитарная, т.е. государственная и муниципальная, при которой отсутствует цель получения прибыли (статья 113 ГК). Например, к унитарным относятся предприятия по обслуживанию пенсионеров, инвалидов, участников войн.
Ярким примером унитарного предпринимательства можно привести организации и предприятия Главного управления торговли Министерства обороны (ГУТ МО), которое обеспечивало весь контингент военнослужащих государства всеми необходимыми потребительскими товарами и услугами, не принимая во внимание получение прибыли. Однако, вопреки Конституции РФ, Гражданскому кодексу и другим законодательным актам, г. Сердюков преобразовал ГУТ МО в ООО «Оборонсервис», цель которого – получение максимальной прибыли.
Нам представляется, что четкое определение экономической категории – предпринимательство – требует, как и положено, представления основных ее признаков: миссию, цель и задачи предпринимательской деятельности, а не только лишь цель – обогащение.
В законодательных актах России следует определить и ряд других обязательных ориентиров, направленных на повышение эффективности предпринимательской деятельности. Например, в законодательстве Франции (ст. 1 Французского торгового кодекса), Германии (§ 1 Германского торгового уложения) и ряда других стран отмечается необходимость профессионализма предпринимателей.
Между определением, отмеченным в ГК РФ, и результативностью предпринимательской деятельности можно проследить определенную связь. Действительно, для достижения цели – получения максимальной прибыли – предприниматели, не задумываясь о каких-либо своих миссиях и задачах, используют любые средства, в т.ч. выходящие за рамки законодательства.
За короткие исторические сроки Россия заняла после США второе место в мире по количеству долларовых миллиардеров (по последним данным – пятое место). Только за 2013 год в России долларовых миллионеров возросло почти вдвое, с 84 до 154 тысяч. По оценке Credit Suisse, в 2013 году в России насчитывалось 1986 человек, чье состояние превышало 50 миллионов долларов. Число только легальных миллиардеров возросло с 101 до 131, т.е. почти на треть. По данным Forbes, если в Нью-Йорке проживают 62 миллиардера с суммарным состоянием 280 млрд, то в Москве – 84 миллиардера с суммарным состоянием в 366 млрд долларов.
Россия находится на одном из первых мест в мире по неравенству распределения имущества и доходов. 110 миллиардерам принадлежит 35% всех национальных богатств. Руководители некоторых наших государственных компаний получают заработную плату в размере и 2 млн, и более трех млн долл. в месяц.
По данным швейцарского агентства Boston Consalting Grupp, в России среднемесячный доход на душу населения составляет 800 долл. В то же время в странах, в т.ч. крохотных, не обладающих какими-либо природными ресурсами, эти доходы составляют: в Чехии – 1789 долл., в Испании – 2300, в Люксембурге – 4100.
Правящий класс США и ряда стран Западной Европы, озаботившись возрождением российской армии, признаками восстановления нашей экономики, активно пытаются под разными предлогами уничтожить российское государство.
Чтобы точь-в-точь не повторились в России, как и в Европе, события столетней давности, когда были сметены все магнаты, олигархи, высшие чиновники, правящие классы, монархии и целые государства, для России крайне необходимо интенсивное возрождение экономики, но не заклинаниями и отдельными примочками в ее больные места. Необходима тщательно выверенная цельная система использования всех инструментов государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Почему-то в нашем правительстве помнят единственную функцию налогов – фискальную – сбор как можно больших денежных средств в бюджет. У системы налогообложения существует более важная функция – регулирующая. В зависимости от конъюнктуры рынка того или иного товара процент налога незамедлительно должен меняться, в результате чего увеличивается объем производства и продажи продукта, а, следовательно, абсолютный размер поступлений в бюджет только растет.
Система ценообразования у нас стимулирует падение общественного производства. Чтобы увеличить размер прибыли предпринимателям достаточно поднять цены, не стесняясь созданием ценовых сговоров. У них нет никакой необходимости заниматься совершенствованием производственной деятельности, снижением себестоимости продукции. Сегодня под предлогом объявленных нашей стране санкций все российские и зарубежные предприниматели в России резко повысили цены, не задумываясь о неизбежных позже серьезных негативных последствиях и для них самих.
Проверкой необоснованного увеличения цен занялась в порядке разовой кампании Прокуратура РФ и выявила немало резкого произвольного повышения цен. Но никаких эффективных средств, ограничивающих произвольный рост цен, в РФ нет. Представляется, что государство, точнее некоторые конкретные лица, выполняющие государственные функции, заинтересованы в росте цен, поскольку с «ростом» объема производства, «ростом» продаж за счет механического роста цен увеличиваются поступления в виде налогов в государственный бюджет. Физический же объем производства и торговли при этом может не только не расти, но и падать.
В развитых странах практикуется заключение договоров о стабильности цен в течение года между правительством, производителями и торговцами. Также правительства устанавливают для предпринимателей на конкретные группы товаров «коридоры» цен, которые могут колебаться лишь в определенном диапазоне.
После Второй мировой войны в пострадавших от нее странах широко использовались одновременно все инструменты государственного регулирования, что им позволило достаточно быстро поставить предпринимателей в условия, в которых они создавали социально-экономическое благополучие в одинаковой мере как для себя, так и для общества.
Следует подчеркнуть, что предпринимательство в условиях рыночной экономики – это жестокая система с непреодолимым стремлением к получению максимальной прибыли, с жесткой конкурентной борьбой, разоряющей одних и обогащающих других. И здесь только государство в лице профессионалов, желающих возродить свою страну, может обеспечить гармонию интересов различных социальных групп, «чтобы и волки были сыты, и бараны целы» с помощью жестких «правил игры», обязательными для выполнения всеми участниками предпринимательской деятельности.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:59:22