Дизайн-мышление как способ управления энтропией в эпоху «VUCA-BANI-SHIVA-мира»

Кан Е.Н.1
1 Национальный исследовательский университет ИТМО, Россия, Санкт-Петербург

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 9 (Сентябрь 2023)

Цитировать:
Кан Е.Н. Дизайн-мышление как способ управления энтропией в эпоху «VUCA-BANI-SHIVA-мира» // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 9. – С. 3187-3200. – doi: 10.18334/ce.17.9.119039.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54742047

Аннотация:
Статья посвящена попытке осмысления роли дизайн-мышления в обеспечении управления энтропией в эпоху «VUCA-BANI-SHIVA-мира». Для решения поставленной задачи автор рассматривает природу мировоззренческой концепции «миров», описывающей эмоциональное состояние общества, через призму характеристик, присущих конкретному периоду времени, что позволяет достичь глубокого понимания условий, в которых исследуется энтропия, и выяснить возможности управления последней. Анализ «миров» показал, что все они связаны схожими чертами – хаотичностью, неопределенностью, непредсказуемостью, беспорядочностью, одним словом – энтропией, которая усиливается от предыдущего мира к последующему. Для более глубокого осознания сущности энтропии были изучены работы ученых, подтверждающие тот факт, что понятие энтропия давно вошло в обиход разных дисциплин и по сей день занимает значимое место. Ввиду того, что управленческая деятельность тесно связана с социумом, в статье был поставлен акцент на изучение социальной энтропии. В ходе исследования было также выявлено, что традиционные методы борьбы с социальными нарушениями проигрывают нетрадиционным, более того, это относится ко всем сферам жизни общества, в которых ставятся труднодостижимые цели и решаются нестандартные задачи. Для решения подобных задач была изучена возможность использования дизайн-мышления, поскольку в его основе лежат нетривиальные и творческие подходы, базирующиеся на выверенном алгоритме действий, главным принципом которых является человекоцентричность, что наилучшим образом сочетается с социальной (и не только) энтропией. В результате было предложено авторское определение понятия «дизайн-мышление» и сделаны выводы о том, что дизайн-мышление может служить эффективным способом творческого управления энтропией в эпоху «VUCA-BANI-SHIVA-мира». Полагаем, что результаты исследования могут представлять интерес для проектных команд, менеджеров всех видов организаций и кадровых департаментов компаний

Ключевые слова: управление энтропией, дизайн-мышление, VUCA-мир, инновационный проект

JEL-классификация: O31, O32, O33

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Управление энтропией является одним из насущных вопросов настоящего времени.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в наши дни происходит огромное количество значимых, можно сказать, эпохальных событий. Подобные события кардинально меняют привычный мир, экономику стран и жизнь людей. Более того, за последнее десятилетие такие изменения стали происходить с нарастающей скоростью. Это не могло не сказаться на восприятии людей. Например, если еще несколько лет назад мир ощущался как стабильный и понятный, теперь он воспринимается как беспощадный и хрупкий; если «еще вчера» считалось, что для принятия решения нужно получить как можно больше информации, то «сегодня» большой поток информации может помешать его принятию; если раньше для управления бизнесом можно было воспользоваться традиционными всем известными моделями, то в настоящее время это может быть недостаточным или даже пагубным.

В сегодняшнем мире любое управление вынуждено адаптироваться к труднопрогнозируемым ситуациям. Управление энтропией считалось задачей повышенной сложности, но в настоящее время эта деятельность с каждым днем требует использования все более нестандартных креативных и гибких подходов. Поэтому перед тем как определиться со способом управления энтропией, предлагаем для начала разобраться в природе данного феномена и среды его обитания.

Основная часть

В мире, который подвержен постоянным изменениям, все управленческие системы сталкиваются с многочисленными проблемами. Усугубляется это тем, что мы живем в открытой системе, а это значит, что помимо внутренних на систему оказывают давление внешние элементы и явления (например, технологии, информатизация, глобализация и т.п.). Одним из таких проявлений, или как принято сегодня называть – «миров», является мировоззрение общества в конкретные исторические эпохи. В начале такой «мир» назывался SPOD World (Steady, Predictable, Ordinary, Definite), что означало – устойчивый, предсказуемый, простой, определенный. Характеризовался он тем, что в тот период в управлении использовались так называемые «модельные» стратегии, которые можно было адаптировать к тем или иным рыночным ситуациям. А поскольку будущее было относительно определенным, то их реализация приводила к запланированному результату, к достижению поставленных целей [1]. Следующим «миром» стал – VUCA-мир, характеризуемый изменчивостью, неопределенностью, сложностью, неоднозначностью (Volatility, Uncertainty, Сomplexity, Ambiguity). Пришел этот термин в конце 80-х гг. ХХ века из американской военной терминологии для описания состояния стран после Холодной войны. К началу ХХI века вследствие бурного развития технологий эта концепция стала активно применяться в сфере бизнеса. В России о VUCA-мире активно заговорили с 2010 г., особую популярность она завоевала после введенных против нее санкций в 2014 г. [1]. Но с усилением неопределенности и уязвимости мир получил новое название – BANI мира. Эта концепция общества стала актуальной с наступлением периода пандемии COVID-19 в 2020 году и расшифровывалась как хрупкий, тревожный, нелинейный и непонятный мир (Brittle, Anxious, Nonlinear, Incomprehensible. Интересным является то, что автор данного термина Джамаис Кашио придумал этот термин за несколько лет до пандемии. Как считал сам Д. Кашио VUCA-мир просто углубил свою сущность, превратившись из «плоскости туманной неопределенности в многомерное пространство сгущающегося хаоса («Некоторые системы, процессы, программы работают или наоборот отказываются по причинам, которые нам сложно объяснить. То, что нами воспринималось как ошибка, почему-то позволяет системе функционировать» [2]), а BANI – это способ лучше оценивать текущее состояние мира и реагировать на него» [3].

Казалось, что столь хрупкий и тревожный мир вряд ли мог выдержать более сильную нагрузку, однако в 2022 году психологом Марком Розиным была предложена новая концепция под названием SHIVA-мир (Split, Horrible, Inconceivable, Vicious, Arising), означающая: расщепленность, ужас, невообразимость, беспощадность и возрождение. М.Розин сравнивает новый мир с индуистским богом Шивой - разрушителем Вселенной с целью создания пространства для нового творения [4]. Характеризуется такой мир следующими свойствами:

- привычные схемы и шаблоны больше не работают, а горизонт планирования короткий;

- людей постоянно сопровождает чувство тревожности, которое мешает принимать верные решения оперативно;

- нет уверенности, что решение приведет к какому-либо результату, строить прогнозы сложно, а иногда даже бессмысленно;

- невозможно до конца понять происходящие события, но после кризиса мир изменится, и наступит новый этап развития;

- после кризиса рынок товаров и услуг меняется, поэтому востребованными будут те, кто первыми адаптируются к новым условиям.

Таким образом, новый SHIVA-мир кратко можно определить как переходный мир с непрерывной чередой «черных лебедей» – хаотичных, труднопрогнозируемых событий, влекущих за собой кардинальные, порой необратимые последствия.

Анализируя вышеназванные миры, стало очевидным, что «VUCA-BANI-SHIVA-мир» имеет одно схожее свойство – энтропию, синонимами которому могут быть: неопределенность, непонятность, невообразимость. Предлагаем рассмотреть сущность этого понятия более подробно.

Энтропия (греч. εντροπία – "поворот, превращение") – понятие сложное, и в разных науках оно имеет специфическое значение. В целом «энтропия – это мера беспорядочности, или разупорядоченности, системы» [5]. Впервые этот термин использовал немецкий физик Рудольф Клаузис в 1865 году при формулировании второго начала термодинамики. Он считал, что при передачи количества теплоты в природе обязательно произойдут какие-либо изменения, которые могли бы компенсировать переход: "Теплота не может переходить от холодного тела к теплому сама собой, даровым способом" [6]. В дальнейшем этот термин стали использовать в разных сферах. Так, например, с подачи К.Шеннона в 1948 году энтропия стала использоваться как мера полезной информации в процессах передачи сигналов по проводам [7]. Он подразделял сигналы на полезные (достоверная информация) и неполезные (шум, помехи). Основатель теории синергетики И. Пригожин писал, что энтропия – мера неупорядоченности, или хаотичности, состояния системы. Энтропия – это функция состояния системы, причем, система может быть частично неупорядоченной, но полностью неупорядоченной она быть не может, так как в этом случае она перестаёт быть системой и становится номенклатурой единиц с оборванными связями [8].

Понятие энтропия широко используется и в психологии. Основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг в начале XX века использовал данное понятие для описания процессов перехода от невероятного состояния к вероятному. Он рассматривал это на примере устойчивого убеждения, которое очень сложно поддается изменениям, а в случае необходимости трансформации подобного убеждения требуется затрачивать больше энергии, чем используется для поддержания данного убеждения. Из этого следовало, что трансформация убеждения зависит от уровня энергии, а энергия, в свою очередь, от уровня энтропии: чем уровень ниже, тем сложнее изменить убеждение, чем уровень выше – тем проще, соответственно (недаром говорится – «в споре рождается истина», Сократ, V в. до н.э., а спор – это столкновение мнений). Помимо этого, «…самые жаркие конфликты со всем их пылом необходимы для того, чтобы обеспечить важные и продолжительные результаты» [9]. Получается, чем сильнее была «борьба с сомнениями», тем легче стало «облегчение внутреннего напряжения», и тем устойчивее стало новое состояние. Изучая данную работу К.Г.Юнга, можем предположить, что данная концепция подходит не только к индивидуальным убеждениям человека, но может быть применима к системам (например, если в системе низкий уровень энтропии – изменения внедрять сложно, если высокий – легко). Однако, эти же «жаркие конфликты», даже если их и удается преодолеть, могут оставить «душевную надломленность, крайне тяжело поддающуюся исцелению» [9]. А это значит, что высокая степень энтропии хороша только в том случае, если ею возможно управлять. В противном случае это может нанести непоправимый вред. Разлад цивилизации с природой, межстрановые конфликты, глобализация, информатизация, цифровизация, увеличивающийся, как следствие, «поток неупорядоченной информации, неверие в прогресс и будущее, совпавшие с концом гуманизма, породили идею возвращения космоса в состояние доисторического хаоса, гибели Бога, который некогда создал из этого хаоса мир» [8].

К концу XX века понятие «энтропия» проникло во все сферы жизни. По данным журнала Forbes понятие «энтропия» связывали с бизнесом, со сферой здоровья, отношений и т.п. Но наиболее активно за последние десятилетия энтропия проявила себя в социальной жизни, появилось даже название «социальная энтропия» [10]. Смысл данной концепции состоит в том, что каждое общество без руководства авторитетных лиц начинает разрушаться, беспорядки в нем возрастают. Этот феномен хорошо описан в «теории разбитых окон» Джорджем Келлингом и Джеймсом Уилсоном. Согласно этой теории мелкие правонарушения (разбрасывание мусора, граффити в метро и т.п.) усиливают энтропию в обществе и побуждают совершать более серьезные преступления [11].

На наш взгляд, высокий уровень энтропии в современной действительности, усиленный составляющими SHIVA-мира, может стать непреодолимым препятствием, невыносимой нагрузкой на человека и даже угрожать его жизнедеятельности. Уровень энтропии увеличивается. Более того, по данным российских экспертов энтропия, помимо того, что вносит помехи в организационную деятельность (чрезмерное количество информации/информационная энтропия, технологический бум/технологическая энтропия, множество новых терминов/терминологическая энтропия и т.п) негативно влияет на умственную активность, стрессоустойчивость человека и на его непреклонное желание снизить вышеназванную. Но возможно ли это сделать, и с помощью чего? В этой связи на первое место выходит задача нахождения способа управления энтропией. И для выполнения поставленной задачи предлагаем воспользоваться способом – дизайн-мышление. Почему именно дизайн-мышление? Попробуем разобраться.

Дизайн-мышление – это одновременно подход к решению проблем, основанный на творчестве [12], социальная технология, т.е. структурированный процесс, сочетающий практические инструменты с пониманием человеческой природы (ориентированный на пользователя) [13], методология, культура и философия, глубоко сфокусированная на интересах учредителей и вынужденная учитывать точки зрения всех заинтересованных сторон [14].

Нужно сказать, что до сих пор нет ни доминирующего определения дизайн-мышления (ДМ) [15], ни консенсуса в отношении терминологии ДМ. Тем не менее, два направления мысли – академическая точка зрения, с одной стороны, и точка зрения, ориентированная на управленческую практику, с другой стороны, – согласуются в том, что ДМ можно рассматривать как инновационную деятельность в организациях и для организаций. В академической литературе ДМ описывается как особый набор принципов – общих правил и законов – воплощенных в мышлении, принятых на практике и поддерживаемых методами [15]. Основным принципом можно было бы выделить принцип, ориентированный на человека, поскольку он основан на эмпатии: выражается желанием понять и достижением понимания потребностей пользователя без какого-либо осуждения [16]. С точки зрения управленческой практики ДМ рассматривается как:

1. средство для развития неограниченного взгляда на проблему вместо того, чтобы

попытаться ее решить (причем, ДМ, переформулируя исходную проблему и неоднократно ставя ее под сомнение, определяет более широкое проблемное пространство, тем самым помогая создавать более широкое пространство для решения) [17];

2. коллаборативное командное сотрудничество с людьми, сочетающими в себе различные навыки и личности, а также учитывающие внешние точки зрения на протяжении всего процесса [15].

Кроме того, ДМ может рассматриваться как способ агрегирования (интеграции) различных видов научного исследования в рамках инновационного проекта [18].

По мнению зарубежных [19] и российских [20] ученых все больше компаний внедряют ДМ для развития гибкой культуры и стимулирования инноваций. Кроме того, ДМ помогает разрабатывать решения для гипер-сложных проблем, «головоломок», требующих исследования с различных точек зрения и с применением различных дисциплин, а также культивирования широкого пула идей и их многократного тестирования.

Нужно добавить, что в последние несколько лет наблюдается резкое уменьшение периода бизнес-цикла до двух-трех лет, а в некоторых индустриях этот период составляет чуть более одного года (хотя еще в XX веке этот период составлял 50-70 лет). В связи с этим перед современной организацией возникают трудноразрешимые задачи, а именно, максимально дешево и быстро: 1) получить как можно больше отдачи от нынешней бизнес модели; 2) выработать целый ряд вариантов мер по обеспечению роста и конкурентных преимуществ. Но как же с этим справиться? Довольно успешным вариантом является использование ДМ или его элементов. Приведем для наглядности несколько примеров:

a) Трансформация бизнес процессов: от «подумай и сделай» к «думай, делая». Здесь мы видим переход от двух последовательных процессов к двум параллельным. Исторически между мышлением (созданием стратегий и инноваций) и действием (реализацией их на практике) пролегала пропасть: мыслили одни люди, а действовали совсем другие – причем сроки им задавались исходя из разных соображений. В условиях энтропии границы между думанием и деланием стираются. С одной стороны, это, в свою очередь, еще больше увеличивают энтропию, но с другой – помогает увеличивать энергию для проведения итераций, которые пронизывают весь процесс ДМ и являются его неотъемлемой частью. Ярким примером могут служить действия Илона Маска [21] (известного американского предпринимателя), которого часто ругают за внедрение «сырых» идей в производство, что нарушает «традиционно рутинизированные корпоративные коммуникации», но в это же время превращает их в спонтанную разведку боем.

b) Еще один элемент ДМ (обязательные стадии: постоянное прототипирование и тестирование), прообразом которого можно назвать известное явление в природе – мутирование штаммов (неслучайно вирусы и коронавирус в т.ч. так живучи). Обычно в бизнесе принято сразу отбрасывать «сомнительные» идеи, но в ДМ происходит наоборот: первые очки Google Glass [21], которые изначально не возымели успеха на рынке, но которыми после провала на рынке пользовались сотрудники компании, доведя в дальнейшем их до совершенства, получили признания у многих крупных корпораций.

c) Традиционно успешные компании всегда стремились удовлетворять потребности клиентов. Для этого проводились исследования, которые, хоть и делили потребителей на сегменты по различным критериям, использовали принцип – обобщения. Тем самым, получались усредненные данные, которые просто не могли учитывать персональные предпочтения. В ДМ, на наш взгляд, основной стадией является – эмпатия (способность понимать чувства окружающих людей), которая, в отличии от традиционного подхода, позволяет учесть предпочтения каждого индивидуума. Так, например, компании вроде Amazon способны немедленно учитывать индивидуальные потребности любого клиента. Однако теперь компании конкурируют не за ими же выделенные сегменты рынка, а за внимание и деньги каждого таргетируемого потребителя. Другой пример – Стартап Unspun [21] из Сан-Франциско шьет джинсы на заказ, используя трехмерный скан тела клиента, который можно создать с помощью iPhone. Такой подход предполагает намного более тесную интеграцию производства и продаж, чем у традиционных брендов, – зато у Unspun более лояльные клиенты и меньше отходов и затрат за счет минимизации возвратов и потребности в складских площадях.

d) Отличительной особенностью ДМ является принцип клиентоцентричности. Чтобы погрузиться в клиентский опыт, топ-менеджеры российского банка «Точка» [22] даже открывали свои ИП и на практике проживали опыт предпринимателя. Это помогло компании выстроить отношения с основной целевой аудиторией – предпринимателем – и войти в топ лидеров в этом сегменте.

Подводя краткий итог, приходим к тому, что ДМ представляет собой способ креативного управления, направленный на решение нестандартных задач, главным принципом которого является человекоцентричность, приобретающий формы подхода, метода, технологии, инструмента, культуры, философии или комбинации данных форм в зависимости от специфики задачи, и осуществляемый с помощью коллабртативного командного сотрудничества.

Суммируя вышеизложенное, можно констатировать, что в настоящее время мы наблюдаем высокий уровень энтропии в обществе, что несет в себе довольно большой заряд энергии, которая, если ею не управлять, может нанести вред людям. Кроме того, энтропия, усиленная состоянием «VUCA-BANI-SHIVA-миром», становится сверхсложной «головоломкой», решить которую стандартными традиционными способами практически невозможно. Поэтому в качестве способа управления энтропией нами было предложено использовать дизайн-мышление.

Выводы

В статье представлены соответствующие исследования: (а) мировоззренческая концепция «миров», (б) сущность понятия «энтропия» и (в) природа дизайн-мышления.

Данные исследования заложили основу для более полного понимания самого феномена «энтропия» с его свойствами и характеристиками, а также результатами, к которым изменение уровня энтропии может привести – к устойчивому новому состоянию системы после трансформации или наоборот, к непоправимому вреду, тяжело поддающемуся исправлению. Было выявлено, что этот термин широко используется в физике, информатике, психологии, медицине, социологии, экономике, бизнесе и других фундаментальных и прикладных науках. Это связано с тем, что его главное свойство – хаос – является неотъемлемой частью любой системы, следовательно, сложность и эффективность управления системой зависит от уровня хаоса: чем этот уровень выше, тем сильнее напряжение в системе, а значит, тем сложнее система поддается управлению.

Однако, только анализа сущности энтропии было бы недостаточно без изучения среды, в которой эта сущность исследуется. Поэтому за основу среды была взята мировоззренческая концепция мировосприятия (от SPOD-мира до SHIVA-мира). Несмотря на тот факт, что каждый их трех последних миров – VUCA, BANI, SHIVA – «живет» в отдельном историческом периоде, были найдены их схожие черты и, более того, было замечено, что уровень энтропии, переходя от одного мира к другому, усиливается. И усиливается не только в социальной сфере, а буквально во всех, связанных с человеческой деятельностью.

Проведенное исследование показывает, что если не управлять уровнем энтропии в системе, можно достичь точки бифуркации, после которой система может либо разрушится, либо пойти не по нужному пути. В связи с этим появляется насущная необходимость нахождения способа управления уровнем энтропии. Ввиду того, что эта задача, на наш взгляд, является сложной и малоисследованной, со многими неизвестными параметрами, нами было предложено концептуальное решение использовать как способ управления – дизайн-мышление. Перспективы использования данного способа огромны. Такой вывод диктуется теми особенностями, которыми этот способ наделен. Это и принципы, пронизывающие все стадии процесса дизайн-мышления, и выверенный на практике алгоритм, а также примеры, которых, несмотря на довольно короткий промежуток времени его применения, показали успешные результаты для решения трудноразрешимых «головоломок», какой и является управление энтропией.

В качестве вклада в управленческую практику предлагаемый нетрадиционный креативный подход использования дизайн-мышления для управления энтропией может обеспечить многообещающую перспективу в достижении высокой конкурентоспособности команд и компаний.


Источники:

1. Ячменева В. М., Головко Э. Р. Динамика механизмов взаимодействия государства, бизнеса и образования: SPOD-, VUCA- И BANI-Мир // Эффективное управление экономикой: проблемы и перспективы. Симферополь, 2022. – c. 14-15.
2. Facing the Age of Chaos. [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/@cascio/facing-the-age-of-chaos-b00687b1f51d (дата обращения: 10.07.2023).
3. Какой мир пришел на смену VUCA. [Электронный ресурс]. URL: https://blog.bitobe.ru/article/kakoy-mir-prishel-na-smenu-vuca/# (дата обращения: 10.07.2023).
4. VUCA, BANI и SHIVA: буквы, объясняющие мир. [Электронный ресурс]. URL: https://trends.rbc.ru/trends/futurology/62866fde9a794701a4c38ae4 (дата обращения: 10.07.2023).
5. Aliyeva T. Энтропия как элемент глобальной трансформации культурных кодов Karadeniz Uluslararasi Bilimsel Dergi, 1(25), 11-19. [Электронный ресурс]. URL: https://dergipark.org.tr/tr/download/article-file/155496 (дата обращения: 10.07.2023).
6. Волькенштейн М.В. Энтропия и информация. Серия: Проблемы науки и технического прогресса. - М. Наука, 1986. – 192 c.
7. Бойко С.В. Энтропия (Клаузиса – Больцмана), Информатика, Синергетика // Естественные и технические науки. – 2015.
8. Пригожин И., Стенгерс И. К решению парадокса времени. - Издательство: М.: Едиториал УРСС, 2003.
9. Юнг К.Г. Динамика бессознательного. [Электронный ресурс]. URL: https://flibusta.su/book/62837-dinamika-bessoznatelnogo/read/ (дата обращения: 13.08.2023).
10. Безупречность хаоса: что такое энтропия и как жить в полной неопределенности, 14/12/22. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/482498-bezuprecnost-haosa-cto-takoe-entropia-i-kak-zit-v-polnoj-neopredelennosti (дата обращения: 10.07.2023).
11. James Q. Wilson, George L. Kelling. Broken windows. [Электронный ресурс]. URL: https://media4.manhattan-institute.org/pdf/_atlantic_monthly-broken_windows.pdf (дата обращения: 10.07.2023).
12. Von Thienen, J. P. A., Clancey, W. J., & Meinel, C. (2019). Theoretical foundations of design thinking, part II: Robert H. McKim’s need-based design theory. In Meinel, C., & Leifer, L. (Ed.s), Design thinking research–looking further: Design thinking beyond solution-fixation. Springer Nature, Cham (Switzerland), p. 13-40
13. Liedtka, J. (2018). Why design thinking works. Harvard Business Review, September-October 2018, p. 7279
14. Leifer, L., & Meinel, C. (2018). Introduction: Reflections on working together: Through and beyond design thinking. In Plattner, H., Meinel, C., & Leifer, L. (Ed.s), Design thinking research: Making distinctions – collaboration versus cooperation. Springer Nature, Cham (Switzerland), p. 1-13
15. Carlgren L., Rauth I., Elmquist M. Framing design thinking: The concept in idea and enactment // Journal for Creativity and Innovation Management. – 2016. – № 25. – p. 38-57.
16. Liedtka J. Putting technology in its place: Design thinking’s social technology at work // California Management Review. – 2020. – № 62(2). – p. 53-83.
17. Beckman S. L. To frame or reframe: Where might design thinking research go next? // California Management Review. – 2020. – № 62(2). – p. 144-162.
18. Глущенко В.В. Дизайн-мышление как новый способ инновационной деятельности в традиционных отраслях промышленности // Современные научные исследования и инновации. – 2022. – № 12.
19. Vuillermin F., Huck-Sandhu S. Strategic Planning in Dynamic Environments: How Design Thinking Can Complement Corporate Communication. [Электронный ресурс]. URL: https://jdt.ut.ac.ir/article_85352_9d3825fc21104ef510beeab68600e6f6.pdf (дата обращения: 15.08.2023).
20. Комарова А.В., Маркос Л. Дизайн-мышление в международном бизнесе: практика и тенденции использования в российских и французских компаниях. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dizayn-myshlenie-v-mezhdunarodnom-biznese-praktika-i-tendentsii-ispolzovaniya-v-rossiyskih-i-frantsuzskih-kompaniyah (дата обращения: 16.08.2023).
21. Радикальная опциональность (июнь, 2023). [Электронный ресурс]. URL: https://big-i.ru/management/strategiya/radikalnaya-optsionalnost/ (дата обращения: 17.08.2023).
22. Как и зачем крупные российские компании используют сервис-дизайн. [Электронный ресурс]. URL: https://inexlab.ru/tpost/t5lh3onnu6-kak-i-zachem-krupnie-rossiiskie-kompanii (дата обращения: 18.08.2023).

Страница обновлена: 14.04.2024 в 10:09:00