Инновационное предпринимательство в России в период санкций
Козлова А.А.1, Омилянчук А.А.1, Боркова Е.А.1
1 Санкт-Петербургский Государственный экономический университет
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 8
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 6 (Июнь 2022)
Цитировать:
Козлова А.А., Омилянчук А.А., Боркова Е.А. Инновационное предпринимательство в России в период санкций // Креативная экономика. – 2022. – Том 16. – № 6. – С. 2135-2146. – doi: 10.18334/ce.16.6.114861.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48778332
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Российско-украинский конфликт, начавшийся 24 февраля, потряс мировые рынки и вызвал беспрецедентную реакцию стран мира в отношении России в виде экономических санкций и других ограничительных мер. Тем самым западные страны и их союзники, не скрывают в своих высказываниях намерение, что хотят ослабить положение России и по возможности отрезать страну от мировой финансовой системы и политически изолировать Президента РФ. Но как уже показало время, для России многие шаги оказались предсказуемы, и страна была готова ответить на многие санкции, например, не допустив падение курса рубля. Страна смогла разработать технологию суверенного Интернета, а также собственную платежную систему МИР, а также стала проводить политику импортозамещения и в целом, оказалась готова к мировому политическому и экономическому давлению США и стран ЕС. Но тем не менее не все прошло так гладко, и многие предприниматели ощутили на себе огромное давление едва оправившись от ограничительных мер в связи с пандемией Covid-19. Таким образом, в настоящей статье, авторами предпринята попытка научного анализа и критического осмысления проблем предпринимательства России в период санкций.
Ключевые слова: экономическое развитие, предпринимательство, санкционная политика, инвестиции, инновации, импортозамещение
JEL-классификация: F51, L26, F62
Введение:
В настоящее время основным источником экспортных доходов в России является продажа энергоресурсов, которые практически не восстанавливаются. Например, по добыче нефти мы занимаем второе место в мире, а вот по разведанным запасам скромное восьмое [10, с. 175] (Borkova E.A., 2021). По прогнозам аналитиков, существующие рентабельные запасы нефти в России будут полностью исчерпаны к 2039 году, если не будет сокращена добыча или открыты новые рентабельные месторождения. Поэтому проблема состоит в том, чтобы эффективно использовать имеющиеся ресурсы, для повышения уровня жизни населения страны и обеспечить эффективное развитие государства, сократив при этом добычу нефти в будущем.
Изучением указанных вопросов занимались Бобошко Н. М. [1, с. 18-26], Долгова И. В. [2, с. 58-66], Власова М. А. [3, с. 35-43], Жаркова О. В. [4, с. 88-91], Карпенко О. А. [5, с. 183-187], Киселева О. Н. [6, с. 307-323], Кузнецова Ю. А. [7, с. 60-64], Литвиненко И. Л. [8, с. 248-255], Миэринь Л. А. [9, с. 150-157], Боркова Е.А. [10, с. 52-56], Хамурадов М. А. [11, с. 12-16], Шулимова А. А. [12, с. 243-251].
Целью настоящей статьи является исследование возможностей развития инновационного предпринимательства в России, в период санкций.
Научная новизна настоящей статьи заключается в том, что автором настоящей статьи предлагается стратегия роста экономики России за счет рационального использования природных ресурсов страны. В качестве инструментов предлагается применить функциональный подход для определения критических функций системы с целью получения дополнительных доходов для оздоровления экономики страны. Предложена схема воздействия на систему управления методом отрицательной обратной связи для повышения качества системы. Предлагаются новые критерии оценки работы губернаторов и министров. Для реализации внедряемых инновационных технологий предлагается использовать средства от сверхприбыли нефтяных компаний.
Гипотеза исследования заключается в том, что инновационное предпринимательство в России в период санкций возможно, если:
1. Использовать нефтегазовые доходы на развитие инновационной деятельности и на разработку перспективных исследований;
2. Применить функциональный подход для определения критических функций системы с целью получения дополнительных доходов для оздоровления экономики страны;
3. Разработать и применить на практике новые критерии оценки работы губернаторов и министров.
Развитие предпринимательства в РФ.
Развитие предпринимательства в России в условиях санкций, осложняется еще и тем, что в нашей стране низкий уровень производительности труда. В настоящее время производительность большинства отечественных предприятий ниже, чем в США. Поэтому для достижения конкурентного преимущества российской продукции на мировом рынке, стране потребуется значительное количество времени и инвестиций в реконструкцию уже действующих предприятий.
Опыт глобального оздоровления экономики многих высокоразвитых стран (Японии, Китая, Южной Кореи) показывает, что, несмотря на страновую специфику, существует общий подход, заключающийся в привлечении американского капитала вместе с новыми технологиями. Более того, за счет эффективного роста и саморазвития по некоторым позициям, технологии этих стран начинают конкурировать с американскими технологиями, на базе которых они были изначально разработаны. Сегодня невозможно России пойти по этому пути из-за политических разногласий и геополитической напряженности, которая сейчас достигла наибольшего размаха за всю историю нашего государства. В настоящее время, странами Европейского Союза и США, введено беспрецедентное количество санкций, которые оказывают влияние на все сектора отечественной экономики (научный, банковский, военный сектор и т. д.) [4, с. 90] (Vlasova, M. A., 2020).
Оздоровление российской экономики.
Для большинства высокоразвитых стран отношение удельного ВВП к количеству стартапов различается незначительно, т. е. существует связь между количеством стартапов и ВВП на душу населения. Поэтому для оздоровления российской экономики и развития предпринимательства, необходимо значительно увеличить количество стартапов [9, с. 153] (Миэринь, Л. А., 2020).
Значительное увеличение количества высокоэффективных стартапов не может быть осуществлено только административными инструментами. При существующей низкой производительности труда нужно гораздо больше усилий направлять на создание стартапов, чем в высокоразвитых странах. С этой целью необходимо изменить психологический настрой и значительно повысить интеллектуальные возможности работников, которые во многом зависят от системы образования и здоровья населения.
Поэтому в качестве отправных точек можно принять два направления (развитие образования и здравоохранения), для этого необходимо значительно увеличить их финансирование, чтобы работа в этих сферах была более привлекательна. Для этого необходимо обеспечить конкурсный отбор и дифференцированный процесс оплаты труда в зависимости от качества работы. Кроме того, материальная база для реализации этих процессов должна соответствовать лучшим мировым стандартам. Управление этими процессами должны осуществлять лица, прошедшие объективный конкурсный отбор, в котором исключается метод «сверху вниз» [5, с. 185] (Karpenko O. A., 2021).
Воздействие на систему управления.
Для реализации предложенной стратегии необходимо воздействовать на систему управления в регионах страны. Основными показателями эффективности работы губернатора каждого региона, должны быть показатели роста РВП на душу населения, а также показатели развития предпринимательства (стартапы).
В то же время, чтобы реализовать такую стратегию, необходимо изменить сам процесс подбора губернаторов следующим образом: каждый из кандидатов в губернаторы вместе со своей командой разрабатывает свой проект, в котором указывается, каким будет РВП на душу населения в регионе, какие новые технологии будут внедрены и как изменится финансово-экономическое и социальное положение жителей региона [1, с. 21] (Boboshko N. M., 2020). Этот проект должен направляться в Российскую академию наук, где он будет изучаться, и делаться объективный обзор с качественной и количественной оценкой. Таким образом, у каждого из кандидатов будет свой проект с оценкой в РАН. Эти материалы должны быть опубликованы, что позволит избирателям объективно оценивать кандидатов, независимо от партийной принадлежности.
Также, полученный прирост РВП на душу населения за счет внедрения новых технологий должен иметь субсидируемое налогообложение. Аналогичные выборы должны быть организованы и для глав городских и районных администраций, но они уже должны получить оценку своих проектов от отраслевых институтов РАН. Для всех руководителей органов власти должны быть установлены объективные функциональные показатели и денежное поощрение за достижение выполненных показателей.
В органах власти региона необходимо создать отдел стратегического развития, который должен координировать процессы увеличения РВП в регионе. Его деятельность должна основываться на следующих системах: АНК, ТИПС, коллективных методах поиска идей и системе координации с вузами, ведущими предприятиями региона, Российской академией наук, Высшей школой экономики и другими научными учреждениями. [8, с. 252] (Litvinenko I. L., 2021).
Первым этапом в работе стратегического департамента должен стать создание банка развития региона и подготовку соответствующих документов с указанием перечня проблем на основе статистических данных, а также АСВ-анализа, с выделением критических функций системы. Второй этап – поиск идей для решения проблем. Этот этап имеет несколько направлений: [12, с. 247] (Shulimova A. A., 2020).
1. Проведение открытого конкурса на решение существующих задач с привлечением широкого круга участников. После классификации разработанных проектов и награждения лучших работ определяются условия создания временных творческих коллективов и условия внешней поддержки реализации стартапов.
2. Проведение мозгового штурма для решения проблем. Для этого приглашаются специалисты как из сферы деятельности, непосредственно связанной с проблемой, так и из других сфер. В то же время опыт показывает, что самые эффективные решения предлагают люди, имеющие косвенное отношение к этой проблеме.
При проведении мозгового штурма для получения значимого синергетического эффекта необходимо выполнение ряда требований:
- все участники мозгового штурма должны быть заинтересованы в решении проблемы;
- все участники должны иметь опыт решения аналогичных задач в смежных отраслях;
- все участники должны быть одного ранга, т. е. в группе не должно быть руководителей и подчиненных (опыт автора по проведению мозговых штурмов на предприятиях показывает, что при наличии в группе руководителей разного ранга синергетический эффект очень низок).
При выборе участников идеи ранжируются путем голосования с оценкой. В результате значение каждой идеи коллективно определяется. Это дает возможность объективно оценить сравнительную эффективность каждой идеи и определить соответствующую последовательность их реализации. После ранжирования определяется обоснованность идей и возможность получения патентов на изобретения, полезные модели или промышленные образцы. При этом необходимо определить авторство, что иногда бывает трудно осуществить, так как идеи высказывались коллективно.
3. Направление задач в специализированные научные учреждения для разработки проектов решений. Это направление имеет наибольший эффект в решении глобальных проблем, требующих больших затрат.
В результате этой деятельности формируется хорошая база для реализации стартапов с целью выпуска продукции на основе новых технологий.
На основе этой схемы можно проанализировать процесс изготовления продукта для дальнейшего продвижения на рынке. При этом, несмотря на особенности организации производства различных видов продукции, основные технологии сохраняются. Главной особенностью этой схемы является наглядное представление принципа обратной связи, что позволяет повысить качество продукции.
В процессе многократного повторения качество продукции будет повышаться, что позволит занять устойчивую позицию на рынке. В то же время с инвестором разрабатываются условия договора на изготовление значительного количества продукции и определяются регионы, где она может быть эффективно реализована. Руководителям регионов следует организовать встречи с разработчиками и потенциальными инвесторами для обеспечения реализации запуска. Параллельно с этим формируется команда, имеющая общую цель. В команде часто бывает 2 руководителя, один из них отвечает за техническую часть, а другой за ее реализацию.
При этом в начальный период основное внимание уделяется перспективе рыночных продаж продукта. Для этого анализируются прототипы и компании, выпускающие аналогичную продукцию. Необходимо определить отличие разрабатываемого продукта от других продуктов аналогичного назначения и отличие эффекта от реализации. Необходимо определить, какие компании являются мировыми лидерами в производстве аналогичных продуктов или технологий и демонстрируют эффективные преимущества конструкции и технологии, а также определить перспективу расширения рынка в будущем и перспективу совершенствования конструкции и технологии [6, с. 314] (Kiseleva O. N., 2020).
Качественные показатели и их эффективность.
На общегосударственном уровне министерствам также необходимо включать в стандарты отчетности прироста ВРП на душу населения за счет внедрения новых технологий. Это автоматически повлияет на эффективность качественных показателей, которых обычно много, но их трудно измерить. Для этого необходимо наладить регулярную отчетность министров о результатах своей работы перед Думой, где одним из основных показателей является прирост ВРП на душу населения за счет внедрения новых технологий, что позволит оценить работу министерств вполне объективно. При этом система окажется саморегулируемой, и будет способствовать росту ВРП.
Для реализации предлагаемой схемы необходимо определить источник финансирования. Для этого воспользуемся системой TIPS (Tieto Integrated Paper Solution) и определим технические противоречия (TП). [2, с. 63] (Dolgova I.V., 2020).
ТП1. Для повышения эффективности российской экономики в условиях санкций и в условиях пандемии жизненно необходимо разрабатывать и внедрять новые, прорывные технологии как в образовании, так и в медицине и предпринимательстве. Для этого необходимо в разы увеличить государственные инвестиции на эти цели, так как окупаемость от реализации такой стратегии может проявиться через длительный промежуток времени, что отталкивает частных инвесторов.
ТП2. Финансовые средства для модификации образования и здравоохранения можно было бы получить в нашей стране за счет увеличения бюджетного финансирования по другим статьям расходов. В качестве решения необходимо ввести дополнительный налог на полезные ископаемые с целью повышения эффективности интеллектуального человеческого капитала для обеспечения роста ВВП на душу населения в будущем за счет разработки и внедрения новых технологий в различные сферы деятельности. В результате благосостояние страны повысится, а издержки будут компенсированы.
Анализ рентабельности отечественных и зарубежных нефтедобывающих предприятий показывает, что многие отечественные предприятия имеют более высокие доходы по сравнению с зарубежными. Именно поэтому дополнительный налог на развитие национального интеллектуального человеческого капитала не снизит конкурентоспособность отечественных предприятий, а лишь незначительно уменьшит доходы акционеров для внедрения более современных технологий.
Для полной реализации этого предложения необходимо изменить бюджетные правила по сверхприбылям, т. е. полученную сверхприбыль от экспорта нефти полностью не включать в фонд национального благосостояния, а перечислять часть в фонд внедрения инновационных технологий. Этот фонд мог бы направлять средства на реализацию стартапов, а также в прорывных технологиях ИТ-сферы, приборостроения, станкостроения, отечественной микроэлектроники, автомобилестроения.
Все дело в том, что в связи с уходом многих западных предприятий с Российского рынка, происходит затормаживание развития Российской экономики. Предприятия АвтоВАЗ и Рено, заводы которых расположены в России, в настоящее время не могут продолжить свою работу в связи с тем, что заблокирована поставка электроники и технологии которые не производятся в настоящее время в России. Частные фирмы, не могут профинансировать создание отрасли микроэлектроники, или станкостроения, которые жизненно необходимы для того, чтобы хотя бы продолжить выпуск автомобилей на прежнем уровне. На это должны направляться доходы, которые страна получает от продажи собственных природных ресурсов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российская Федерация должна стать привлекательна для стран-партнеров не только как поставщик природных ресурсов, но и как технологически и инновационно активное государство. Для этого стране необходима новая индустриализация, и инвестиции в прорывные технологии. Особенностями таких технологий являются:
1) отсутствие информации об улучшении продукта при разработке технологии. Поэтому необходимо применять новые стратегии и проводить параллельные исследования. В то же время прорывные технологии дают существенные преимущества тем, кто их внедряет первым [7, с. 62] (Кузнецова Ю. А., 2020);
2) внедрение прорывных технологий требует новых компетенций и ресурсов;
3) успешное применение прорывных технологий зачастую осуществляется не за счет технологических прорывов, а за счет нового состава разрабатываемых технологий, в результате чего достигаются новые качественные показатели и достигается эффективность проектов;
4) прорывные технологии обычно требуют больших первоначальных инвестиций.
Таким образом, в процессе научного анализа и критического осмысления проблем предпринимательства России в период санкций, авторы пришли к выводу, что для развития предпринимательства в Российской экономике, необходимо, прежде всего, повышение качества образования и здравоохранения за счет внедрения инновационных технологий, за счет введения дополнительного налога за пользование недрами, что обеспечит рост интеллектуального человеческого капитала в России, а так же проведение новой индустриализации, в рамках VI технологического уклада. Для этого необходимо полученную сверхприбыль от экспорта нефти полностью не включать в фонд национального благосостояния, а перечислять часть средств в фонд внедрения инновационных технологий, которые могут быть использованы для реализации прорывных технологий.
Источники:
2. Долгова И. В., Мохов И. А., Мохова С. С. [и др.] Венчурный капитал как технология привлечения финансовых ресурсов на инновации для развития экономики России // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2020. – № 2. – c. 58-66.
3. Власова М. А., Кононова Е. Е. Динамика и проблемы внедрения экологических инноваций в реальном секторе экономики России при переходе к устойчивому развитию // Друкеровский вестник. – 2020. – № 1(33). – c. 35-43.
4. Жаркова О. В., Савин А. Г. Особенности развития системных инноваций в России // Вестник молодых ученых и специалистов Самарского университета. – 2020. – № 2(17). – c. 88-91.
5. Карпенко О. А. Мезонинное финансирование инноваций: его виды и перспективы развития в России // Наука и бизнес: пути развития. – 2021. – № 11(125). – c. 183-187.
6. Киселева О. Н. Диффузия организационно-управленческих инноваций как фактор интенсификации процессов экономического развития предприятий России // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2020. – № 2. – c. 307-323.
7. Кузнецова Ю. А. Основные тренды развития центров инноваций социальной сферы в России // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – № 6(74). – c. 60-64.
8. Литвиненко И. Л. Цифровая экономика, инновации и коронакризис: новые условия развития России и мира // Экономика устойчивого развития. – 2021. – № 2(46). – c. 248-255.
9. Миэринь Л. А., Петров А. Н., Хорева Л. В. Роль крупных корпораций в развитии отдалённых регионов России: социальные стратегии и инновации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2020. – № 5(125). – c. 150-157.
10. Боркова Е.А. Цифровизация, автоматизация и интеллектуальный анализ данных в нефтегазовой промышленности // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2021. – № 4(58). – c. 52-56.
11. Хамурадов М. А., Эрбулатова И. А. Влияние инновации на экономическое развитие России // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 62-7. – c. 12-16.
12. Шулимова А. А., Яквашева Д. Ю., Тюпка Д. А. Институционализация организационных и технологических инноваций как фактор экономического развития России // Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. – № 27(1). – c. 243-251.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:27:54