Трансфер цифровых технологий в международной туристской индустрии
Костин К.Б.1, Березовская А.А.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, Санкт-Петербург
Скачать PDF | Загрузок: 13 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 2 (Февраль 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48122562
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье реализована попытка теоретического осмысления трансфера цифровых технологий с точки зрения их эффективности в борьбе за лидерство России на рынке туристской индустрии. Охарактеризованы тенденции развития туристского рынка России: проанализирована динамика и особенности развития. Исследованы факторы, оказывающие влияние на актуальность развития трансфера цифровых технологий в условиях современной неопределенности. Предложена модель трансфера цифровых технологий в международной туристской индустрии
Ключевые слова: цифровые технологии, туристская индустрия, трансфер технологий, международный туризм, конкурентоспособность
JEL-классификация: Z31, Z32, L83, O31, O33
Введение
Современная неопределенная среда, оказывающая влияние на структуру развития мирового хозяйства, актуализирует вопросы внедрения цифровых технологий в деятельность его отдельных субъектов. Повышается роль таких технологий в формировании новых конкурентных преимуществ предприятий и отраслей, которые они формируют. Актуальность исследования состоит в повышающемся научном интересе к вопросам применения современных цифровых технологий в формировании конкурентоспособности отраслей. В международной туристской индустрии цифровые технологии представляют собой ключевой инструмент эффективности за счет того, что большинство элементов развития туризма переходят в онлайн-среду: взаимодействие с потребителями и партнерами: процесс оформления туров, оплата, обмен информацией. С целью повышения эффективности применения цифровых технологий в международной туристской индустрии актуализируется вопрос активизации трансфера технологий, который в настоящий момент реализуется с помощью информационного обмена (персональных контактов на семинарах, симпозиумах, выставках), однако недостаточно развит в области реализации прочих основных форм трансфера технологий, который представляет собой процесс перманентного обмена информацией и технологиями, нацеленного на инновационное развитие субъектов, применяющих эту информацию и технологии для формирования ими новых конкурентных преимуществ (см. напр. [15] (Terebova, 2010)). С учетом этого данное исследование нацелено на выявление особенностей расширения возможностей применения форм трансфера цифровых технологий в международной туристской индустрии.
Научная новизна работы состоит в следующем: проанализированы основные формы трансфера цифровых технологий. Выделены основные виды цифровых технологий, которые оказывают наибольшее влияние на туристскую индустрию. Разработана модель трансфера цифровых технологий в международной туристской индустрии.
Объектом исследования выступают цифровые технологии в международной туристской индустрии.
Предмет исследования: трансфер цифровых технологий в международной туристской индустрии.
Целью данной работы является разработка модели трансфера цифровых технологий, основанной на расширении возможностей применения форм трансфера цифровых технологий в туристской индустрии России.
В работе использованы такие методы научного познания, как анализ, сравнение, измерение, моделирование.
Авторы предполагают, что активизация трансфера технологий будет способствовать развитию цифровых технологий. Поступательное развитие современных цифровых технологий, в свою очередь, позитивно отразится на конкурентоспособности международной туристской индустрии.
Сущность и роль туризма в современном мировом хозяйстве
Основополагающим процессом, вокруг которого формируется вся система туризма, является процесс перемещения индивидуума в пространственной среде (между географически определенными местами – двумя и более) – путешествие. На основе исследования природных и общественно-географических параметров мест происхождения туриста можно определить ключевые черты туристского спроса [30–34] (Brovko, Solod, 2020; Dagman, 2019; Denisov, Petrenko, 2020; Kuznetsova, Kosmin, 2019; Shostak, Yakovleva, 2020). Анализ конечного пункта, куда стремится путешественник, и/или промежуточных пунктов позволяет определить как способ перемещения, так и цель туризма, а также потенциал формирования и развития туристских дестинаций.
Туристская дестинация – это место, представляющее собой совокупность туристских продуктов и услуг, потребление которых осуществляется под «брендом» места назначения, которые, в свою очередь, четко определены географически и воспринимаются туристами как уникальные объекты и демонстрируют доступность, наличие достопримечательностей, комплексных мероприятий и вспомогательных услуг [24] (Mutuku, 2013).
Многоаспектность туризма, по мнению ряда ученых, играет важную роль в процессе развития человеческой цивилизации, потому как характеризуется динамичностью развития спроса и стабильностью интереса к такому виду времяпрепровождения. Туризм проникает во все сферы жизнедеятельности современного человека, что обуславливает его активную роль в достижении целей устойчивого развития человечества и формировании общества постиндустриального типа (см. напр. [5] (Dyatlov, Maryanenko, Selishcheva, 2008)). Факторы поступательного развития туристской индустрии представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Факторы развития туризма
Источник: разработано авторами.
Туризм, в свою очередь, способствует формированию всесторонне развитой личности, что делает его фактором прогресса общества постиндустриального типа, а туристское потребление выступает фактором инвестирования в развитие человеческого капитала [25] (Tkachuk, 2017).
Развитие туризма играет не только познавательно-просветительскую роль для населения, но и выступает в качестве инструмента интеграции индивидуумов, предприятий и стран в глобальную социально-экономическую систему.
Динамика развития туризма в России
Анализ особенностей развития туризма в России будет реализован с помощью вычисления динамики ряда показателей, характеризующих индустрию. К ним авторами отнесены: вклад туризма в ВВП страны, количество туроператоров в Едином федеральном реестре, экспорт услуг по статье «поездки».
В таблице 1 представлена динамика показателя «вклад туризма в ВВП» и рассчитаны соответствующие изменения по годам с помощью применения показателей абсолютного и относительного изменения [1].
Таблица 1
Динамика показателя «вклад туризма в ВВП» Российской Федерации, 2012–2020 гг., млрд руб.
Период
|
Значение показателя
|
Абсолютное изменение
|
Относительное изменение, %
|
2012
|
5046,61
|
-
|
-
|
2013
|
5108,28
|
61,67
|
101,22
|
2014
|
4983,84
|
-124,44
|
97,56
|
2015
|
4834,85
|
-148,99
|
97,01
|
2016
|
5344,37
|
509,52
|
110,54
|
2017
|
5340,32
|
-4,05
|
99,92
|
2018
|
5394,49
|
54,17
|
101,01
|
2019
|
5445,4
|
50,91
|
100,94
|
2020
|
2888,1
|
-2557,3
|
53,04
|
Стабильным был вклад туризма в ВВП Российской Федерации в период 2016–2019 гг., что было вызвано государственной поддержкой отрасли, нацеленной на инфраструктурное развитие туризма. Основным фактором, который оказал на это влияние, стала переориентация туристских потоков с выездного туризма на въездной. Это дало возможность для развития инфраструктурной и институциональной среды внутреннего туризма, что в перспективе приведет к расширению возможности полноценного отдыха внутри страны [4]. Также важную роль в положительном развитии вклада туризма в ВВП играет применение цифровых технологий, что позволило сократить барьер между туристскими операторами и потребителями в процессе их взаимодействия в условиях изменения формата работы в условиях пандемии, вызванной COVID-19. В 2020 году вклад туризма в ВВП значительно сократился (-2557,3 млрд руб., 46,96% относительно показателя 2019 года). Важно также отметить, что в условиях пандемии Правительство России выделило на поддержку отрасли 15 млрд руб. Целью стало стимулирование туристской деятельности внутри страны, адресно финансовые ресурсы были направлены на возмещение части расходов туристов, которые были потрачены на покупку туров по России и бронирование билетов (туристский кэшбек) [10].
В таблице 2 представлены изменения показателя «количество туроператоров в Едином федеральном реестре».
Таблица 2
Динамика показателя «количество туроператоров в Едином федеральном реестре» Российской Федерации, 2011–2020 гг., ед.
Период
|
Значение показателя
|
Абсолютное изменение
|
Относительное изменение, %
|
2011
|
4479
|
-
|
-
|
2012
|
4775
|
296
|
106,6
|
2013
|
4608
|
-167
|
96,5
|
2014
|
4173
|
-435
|
90,6
|
2015
|
4110
|
-63
|
98,5
|
2016
|
4467
|
357
|
108,7
|
2017
|
4553
|
86
|
101,9
|
2018
|
4426
|
-127
|
97,2
|
2019
|
4613
|
187
|
104,2
|
2020
|
4298
|
-315
|
93,2
|
Количество туроператоров в Едином федеральном реестре составило в 2020 году 4298 ед., что на 6,8% меньше по сравнению с 2019 годом. Это характеризует спад на рынке. Причиной стала невозможность оперативной адаптации туристских операторов в 2020 году к последствиям пандемии, вызванной COVID-19: массовые закрытия стран для их посещения, увольнение сотрудников или их вынужденный переход на дистанционный формат работы, к которому многие были не готовы, спад туристических потоков, сокращение выездного туризма и недостаточно быстрый рост въездного туризма.
Наиболее серьезные негативные последствия отмечались у средних фирм, в том время как крупные предприятия нивелировали их путем активного применения цифровых технологий, а мелкие – совмещали реализацию туристских услуг с прочими, не всегда смежными видами деятельности [17].
В таблице 3 отражены изменения экспорта услуг по статье «Поездки».
Таблица 3
Динамика показателя «экспорт услуг по статье «Поездки» Российской Федерации, 2011–2020 гг., млрд долл.
Период
|
Значение показателя
|
Абсолютное изменение
|
Относительное изменение, %
|
2011
|
11,3
|
-
|
-
|
2012
|
10,8
|
-0,5
|
95,6
|
2013
|
12
|
1,2
|
111,1
|
2014
|
11,8
|
-0,2
|
98,3
|
2015
|
8,4
|
-3,4
|
71,2
|
2016
|
7,8
|
-0,6
|
92,9
|
2017
|
8,9
|
1,1
|
114,1
|
2018
|
11,6
|
2,7
|
130,3
|
2019
|
11
|
-0,6
|
94,8
|
2020
|
2,9
|
-8,1
|
26,4
|
К последствиям пандемии, вызванной COVID-19, также было отнесено сокращение экспорта услуг по статье «Поездки», которое в период 2020/2019 годов составило 8,1 млрд долл. (73,6%).
Исследуя изменение ключевых показателей туризма и динамики его развития в первом и втором кварталах 2021 года, отмечается, что индустрия туризма в России, как и в других странах, во втором квартале 2020 года пережила резкое сокращение в различных секторах, вызванное пандемией COVID-19. Таким образом, темпы роста ключевых показателей туризма во втором квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года были высокими. Например, количество выездных поездок из России увеличилось в 30 раз, а стоимость услуг, предлагаемых отелями и аналогичными учреждениями временного размещения, выросла почти на 550% (рис. 2).
Рисунок 2. Рост индустрии туризма в России в годовом исчислении в 1 и 2 квартале 2021 года по показателям, %
Источник: составлено авторами по [28].
Примечание: показатель 1 – количество выездных туристических поездок, 2 – количество въездных туристических поездок; 3 – экспорт услуг по категории «Поездки»; 4 – стоимость услуг туристических агентств туроператоров и других услуг; 5 – стоимость услуг предоставляемых санаторно-курортными организациями; 6 – доход от услуг предоставляемых коллективными средствами размещения; 7 – количество лиц размещенных в коллективных средствах размещения; 8 – количество ночевок в учреждениях коллективного размещения; 9 – стоимость гостиничных услуг и аналогичных услуг по временному размещению; 10 – пассажирооборот.
Показатели, представленные на рисунке 2, следующие:
– показатель 1: количество выездных туристских поездок;
– показатель 2: количество въездных туристских поездок;
– показатель 3: экспорт услуг по категории «поездки»;
– показатель 4: стоимость услуг турагентов, туроператоров и других служб;
– показатель 5: стоимость услуг, оказываемых санаторно-курортными организациями;
– показатель 6: доходы от услуг, предоставляемых средствами коллективного размещения;
– показатель 7: количество человек, размещенных в коллективных средствах размещения;
– показатель 8: количество ночевок в местах коллективного проживания;
– показатель 9: стоимость гостиничных услуг и аналогичных услуг по временному размещению;
– показатель 10: пассажирооборот.
К тенденциям последствий пандемии, вызванной COVID-19, которые наблюдаются как в России, так и в мире, по оценкам экспертам, можно отнести [11] (Razinkov, 2021):
1. Повышение потребности в эксклюзивном отдыхе, нацеленном на более «роскошные» варианты, что эксперты обуславливают обогащением части населения страны в условиях кризисной неопределенности за счет активного применения технологий цифровизации в их бизнесе.
2. Развитие такого вида туризма, как «неороскошь», который характеризуется активизацией посещения нетронутых мест дикой природы, что, по мнению туристов, вызвано потребностью в социальной изоляции и тягой к новым местам.
3. Укрепление тренда «воркшейн», который представляет собой вариант удаленной работы путешественника и реализуется в условиях длительного отъезда в страну, отличную от места его постоянно жительства, зачастую теплую.
4. Появление потребности в «безопасном» путешествии, в приоритете при выборе туристской дестинации становится перманентная дезинфекция номеров, регулирование социальной дистанции между туристами, требования к персоналу и др.
Также важным трендом, который отчетливо выделяется в туристской индустрии и ее развитии в условиях кризиса, вызванного пандемией COVID-19, является применение цифровых технологий.
Цифровые технологии в туризме
Сегодня туризм представляет собой глобальный бизнес, характеризующийся не только торговлей услугами, но и совокупностью элементов цифровой среды, которые включают в себя цифровые технологии. Основные категории цифровых технологий, являющихся наиболее распространенными в индустрии туризма, представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Основные категории цифровых технологий, являющихся наиболее распространенными в индустрии туризма
Источник: разработано авторами.
Отмеченные на рисунке технологии можно классифицировать как внешние и внутренние. Первые, в свою очередь, включают в себя технологии, нацеленные на построение эффективных коммуникаций с потребителями цифровых продуктов, вторые – на оптимизацию внутренних процессов работы туристских предприятий.
Именно благодаря цифровым технологиям туристский продукт с каждым годом становится более индивидуальным, более доступным и гибким для каждого потребителя. Например, VR-технологии дают возможность путешествовать, не выходя из дома – многие туроператоры предлагают посетить «цифровые» знаковые места, причем в виртуальных турах пользователя сопровождает персональный гид, который рассказывает о достопримечательностях.
Помимо технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности в сфере туризма используются и другие приложения, сервисы и технологии. Так, во многих европейских городах появились хостелы с автоматизированным чек-ином/чек-аутом. Еще один замысел – багаж, который сам регистрируется, или smart-багаж. Подобные замыслы используют такие компании, как Rimowa, Bluesmart [23] (Irish Examiner, 2016).
Для туристов функционируют сервисы, которые помогают планировать путешествия. Приложения на основе искусственного интеллекта, например Travel Genome и др., становятся личными карманными турагентами. В них накапливаются сведения из разных поисковых систем с фотографиями и видео, отзывами и путеводителями, предложениями авиакомпаний и гостиничных сетей. Пользователь вводит запросы с нужных ему направлений, и программа формирует персонализированное предложение: нейросеть запоминает предпочтения пользователя, учитывает финансовые аспекты и предлагает персонализированный план путешествия.
В последнее десятилетие, когда информационные технологии значительно продвинулись вперед, повседневная жизнь все больше формируется Интернетом вещей (IoT) [22] (Balaji, Roy, 2017). Хотя определение Интернета вещей все еще находится на стадии формирования, оно отражает парадигму, в которой повседневные вещи используют технологии для обнаружения, создания сетей и обработки, чтобы эффективно взаимодействовать с другими устройствами и службами с помощью глобальной цифровой сети для достижения целей [21, 27] (Abdullah Promise Opute, Bridget Obiageli Irene, Chux Gervase Iwu, 2020; Whitmore, Agarwal, Xu, 2015).
Еще одна технология, способная упростить жизнь путешественникам, – распределенный реестр, блокчейн. Он может решить многие проблемные для туристов моменты, в частности идентификацию в аэропортах, вокзалах, портах, при чекинах и при поиске багажа. В аэропортах уже используют технологии биометрической идентификации – по биометрическим данным проводят посадку пассажиров, что значительно ускоряет процесс их регистрации [29] (Youd, 2021).
Стоит упомянуть такие важные и распространенные сегодня информационные системы в туриндустрии, как компьютерные системы бронирования и резервирования. Наиболее популярными на международном рынке туризма являются системы Sabre, Amadeus, Worldspan и Galileo. Путешественники массово покупают авиабилеты с помощью сервиса Aviasales, а отели бронируют на Booking.com или AirBnB. Есть и другие приложения для получения необходимых документов для путешествия: так, сервис Tripinsurance дает возможность оформить полис в течение нескольких минут [19] (Shevelyuk, 2021).
Анализируя также цифровые технологии как драйвер совершенствования инфраструктуры, можно отметить, что они становятся основными элементами стратегии развития культуры и туризма городов будущего [2] (Vishnevskaya, 2019). На основе проведенного исследования можно заключить, что цифровая трансформация оказывает влияние на инструменты продвижения, формы создания и иерархии кооперации, в том числе и в сфере трансфера технологий.
Особенности трансфера технологий цифровых технологий в международной туристской индустрии России
Исследуя понятия термина «трансфер технологий», отметим, что его можно определить как широкий диапазон правовых отношений, ключевым элементом которого является передача прав на результаты НИОКР [9, 14] (Latyntsev, 2017; Teodorovich, Muravev, 2011). Основной функцией, которую выполняет трансфер технологий, является транзит инновационного ресурса, который выступает в качестве связующего звена в инновационной деятельности, обеспечивая ее эффективность [3] (Gavrilyuk, 2018).
Вопросы классификации видов, форм трансфера технологий и определения особенностей договоров трансфера технологий раскрывались в исследованиях многих ученых [12] (Rozgon, 2021). Так, В.Н. Щебликин и А.С. Ершов обосновывали, что к формам трансфера технологий следует относить вертикальный и горизонтальный трансфер [20] (Shcheblykin, Ershov, 2011). В.Я. Швец определил, что формы и виды трансфера технологий существуют в двух формах: как процесс передачи технологии без составления договора между субъектами инновационного процесса (трансфер информации) и как процесс передачи технологий от одного субъекта к другому на условиях заключенного между ними договора на юридическом уровне [18] (Shvets, Baranets, 2015). О.О. Плахотник предлагает рассматривать организационные и коммерческие формы трансфера технологий, относя к ним: лицензирование, лизинг, франчайзинг, инжиниринг, ноу-хау [6] (Plakhotnik, 2017). На рисунке 4 представлены основные каналы трансфера технологий.
Рисунок 4. Основные каналы трансфера технологий
Источник: разработано авторами.
По мнению ряда исследователей, развитию трансфера технологий будет способствовать экосистемный подход, с помощью которого будет реализовываться обеспечение конструктивного взаимодействия между отдельными субъектами трансфера технологий, что приведет к активному развитию научно-исследовательского потенциала отдельных организаций, внедрению разработок в производство, укреплению позиций Российской Федерации на мировом рынке наукоемкой продукции [1] (Belyakov, Gavrilyuk, Ishchenko, Poselova, Pyataeva, Ragozin, Tishchenko, Tishchenko, Khvorostyanaya, Novikova, Shelekhova, Shipitsyn, Engovatova, Uayt, 2020). С учетом этого авторами будет разработана модель трансфера технологий цифровых технологий в международной туристской индустрии России (рис. 5).
Рисунок 5. Модель трансфера технологий цифровых технологий в международной туристской индустрии России
Источник: разработано авторами на основе [7, 16] (Kostin, Berezovskaya, 2017).
Основываясь на разработанной модели, можно отметить высокую роль в трансфере технологий потребителей туристского продукта, которые, по сути, являются «заказчиками» трансфера, потому как их запрос на путешествие запускает весь процесс трансфера цифровых технологий в международной туристской индустрии. Такие субъекты рынка технологий, как вузы, НИИ, предприятия и инвесторы, играют непосредственную роль в обмене знаниями, их активной передаче и использовании. Они продуцируют новые знания, которые впоследствии используются разработчиками технологий и потребителями этих технологий. Последними, в свою очередь, могут быть непосредственно туристские предприятия или предприятия, которые поставляют цифровые технологии туристским предприятиям.
Модель сформирована в виде экосистемы, которая представляет собой особую форму взаимодействия заинтересованных сторон, деятельность которых дополняет друг друга. За счет этого создается позитивный эффект, выраженный в виде синергии усилий и более высокой коммерциализированности деятельности, а также наблюдается максимизация конечного положительного эффекта. Экосистемный подход будет способствовать получению дополнительных преимуществ для всех ее участников – субъектов рынка знаний (вузы, НИИ, предприятия, инвесторы), цифрового рынка (электронные процессы, электронная коммерция, электронные базы данных) и туристского рынка (потребители туристских продуктов, туристские предприятия, их бизнес-партнеры).
Заключение
Цифровая трансформация туристской отрасли представляет собой драйвер ее развития, что обусловлено не только необходимостью применения цифровых технологий в ускорении предоставления информации потребителям туристских продуктов и оптимизацией маркетинговой деятельности туристских предприятий, но и потребностью применения таких технологий в процессе организации всего туристического процесса [8]. Ключевым фактором, который влияет на необходимость цифрового развития международной туристской деятельности, является пандемия, вызванная COVID-19. Последствия, которые она вызывает, актуализируют более активное развитие цифровых технологий. Этому будет способствовать трансфер технологий. Авторами была предложена модель реализации включения международной туристской деятельности в процесс трансфера цифровых технологий. Обеспечение эффективности реализации предлагаемой модели позволит получить эффект синергии, который сможет привнести экосистемный подход.
[1] Абсолютное изменение = показатель текущего года – показатель предыдущего года, относительное изменение = показатель текущего года / показатель предыдущего года * 100%.
Источники:
2. Вишневская Е. В. Влияние цифровых технологий на развитие туристского рынка // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – 2019. – № 4. – c. 12–24.
3. Гаврилюк А.В. Сущность, формы реализации и функциональное назначение трансфера технологий // Экономика и управление народным хозяйством. Экономические науки. – 2018. – № 4(161). – c. 15–20.
4. Динамика спроса на туристические услуги в России на фоне пандемии COVID-19. Бюллетень о текущих тенденциях Российской Экономики. [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/BRE/BRE_68.pdf (дата обращения: 24.01.2022).
5. Дятлов С., Марьяненко В.П., Селищева Т.А. Информационно-сетевая экономика: структура, динамика, регулирование. / монография. - СПб.: Астерион, 2008. – 416 c.
6. Плахотник О.О. Конспект лекций по дисциплине «Трансфер технологий» для соискателей высшего образования второго (магистерского_ уровня всех специалистов). - Камянское: ДДТУ, 2017. – 67 c.
7. Костин К.Б., Березовская А.А. Современное состояние и перспективы развития мирового электронного бизнеса // Российское предпринимательство. – 2017. – № 24. – c. 4071–4086.
8. Кравченко А. В., Бойко В. В. Цифровизация туристической отрасли в ПОСТ-COVID-19 период. Электронно-научное специализированное издание" Эффективная экономика". [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.nayka.com.ua/pdf/2_2021/98.pdf (дата обращения: 28.01.2022).
9. Латынцев А.В. Предложения по определению термина «трансфер технологии» // Журнал российского права. – 2017. – № 4. – c. 65.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 1567 О внесении изменений в Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидии акционерному обществу «Национальная система платежных карт» на стимулирование доступных внутренних туристических поездок через возмещение части стоимости оплаченной туристской услуги. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/74700870/ (дата обращения: 24.01.2022).
11. Разинков А. Короновирус сформировал новые тренды в туризме. Специальный проект «Ведомости». [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2021/05/12/869463-koronavirus-turizme (дата обращения: 26.01.2022).
12. Розгон О. В. Организационные формы трансфера технологий в инновационном процессе // Право и инновации. – 2021. – № 1 (33). – c. 14–21.
13. Статистические показатели, характеризующие развитие туристской отрасли в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.gov.ru/contents/analytics/statistics/statisticheskie-pokazateli-kharakterizuyushchie-razvitie-turistskoy-otrasli-v-rossiyskoy-federatsii-/ (дата обращения: 28.01.2022).
14. Теодорович Н. Н., Муравьев И.Б. Роль информационных технологий в развитии турбизнеса // Сервис в России и за рубежом. – 2011. – № 1(20). – c. 193–206.
15. Теребова С.В. Трансфер технологий как элемент инновационного развития экономики // Проблемы развития территории. – 2010. – № 4. – c. 31-36.
16. Теребова С.В. Функционирование центра трансфера технологий: опыт ИСЭРТ РАН. [Электронный ресурс]. URL: https://econ.wikireading.ru/427333642 (дата обращения: 28.01.2022).
17. Туризм в эпоху пандемии: Черное море вместо Средиземного, Петербург вместо Парижа. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/news/expertise/452697792.html (дата обращения: 26.01.2022).
18. Швец В. Я., Баранец Г.В. Трансфер инноваций в логистических системах. / учеб. пособие. - НГУ, 2015. – 219 c.
19. Шевелюк М. М. Цифровизация в сфере туризма: инновационные тренды и приоритетные направления развития // Вопросы культурологии. – 2021. – № 38. – c. 226–235.
20. Щеблыкин В. Н., Ершов A. C. Качество горизонтального трансфера интеллектуальной собственности // Транспортное дело России. – 2011. – № 5. – c. 72.
21. Abdullah Promise Opute, Bridget Obiageli Irene, Chux Gervase Iwu Tourism Service and Digital Technologies: A Value Creation Perspective // African Journal of Hospitality, Tourism and Leisure. – 2020. – № 9(2).
22. Balaji M. S., Roy S. K. Value co-creation with Internet of things technology in the retail industry // Journal of Marketing Management. – 2017. – № 33(1–2). – p. 7–31.
23. Irish Examiner LVMH to control luxury case maker Rimowa. [Электронный ресурс]. URL: https://www.irishexaminer.com/business/arid-20424205.html (дата обращения: 28.01.2022).
24. Mutuku C. Ourism Destinations. Definitions, Changes and Trends. - Research Paper (Undergraduate), 2013. – 14 p.
25. Tkachuk L. Ourism as a multidimensional phenomenon. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/320449546_tourism_as_a_multidimensional_phenomenon (дата обращения: 27.01.2022).
26. Total contribution of travel and tourism to GDP in Russia from 2012 to 2020(in billion Russian rubles). [Электронный ресурс]. URL: https://www.statista.com/statistics/895110/travel-tourism-total-gdp-contribution-russia/ (дата обращения: 29.01.2022).
27. Whitmore A., Agarwal A., Xu D. L. The Internet of things—A survey of topics and trends // Information Systems Frontiers. – 2015. – № 17(2). – p. 261–274.
28. Year-over-year growth of tourism industry in Russia in 1st quarter and 2nd quarter 2021, by indicator. [Электронный ресурс]. URL: https://www-statista-com.ezproxy.unecon.ru/statistics/1175773/russia-tourism-industry-growth-by-indicator/ (дата обращения: 29.01.2022).
29. Youd F. Contactless airport boarding: biometric technology with SITA. [Электронный ресурс]. URL: https://www.airport-technology.com/features/contactless-airport-boarding-biometrictechnology-with-sita/ (дата обращения: 28.01.2022).
30. Бровко С.Б., Солод Т.В. Специфика реагирования индустрии туризма на глобальные экономические риски // Экономические отношения. – 2020. – № 4. – c. 1025-1038. – doi: 10.18334/eo.10.4.111142.
31. Дагман С. Концептуальные подходы к устойчивому туризму на основе использования интегральных методов маркетинга // Экономические отношения. – 2019. – № 4.
32. Денисов И.В., Петренко Е.С. Государственное управление развитием туризма в Казахстане: кластерный подход // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 12. – c. 3359-3374.
33. Кузнецова О.П., Косьмин А.Д. Туризм как драйвер социально-экономического и социокультурного развития страны // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 2165-2178.
34. Шостак М.А., Яковлева М.А. Интернет-сервисы в туризме: классификационный подход // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 5. – c. 1463-1480. – doi: 10.18334/epp.10.5.110256.
Страница обновлена: 09.11.2024 в 19:51:24