Модернизация системы образования в современной социальной политике через создание образовательного центра

Чернякова М.М.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (17), Декабрь 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18303672
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье описывается модернизация образования через создание образовательного центра. Проведенный анализ проблем современной образовательной действительности выявил, что создание образовательного центр может достаточно успешно решать часть из них. Через интеграцию различных типов и видов образовательных услуг в составе единой системы управления за счёт модульного построения обеспечивается возможность оперативного реагирования на изменения внешней среды и социального заказа. Объединение нескольких учреждений системы образования в образовательные центры позволит согласовывать и координировать работу руководителей, осуществлять единую систему непрерывного воспитания и обучения с внедрением передового педагогического опыта.

Ключевые слова: образование, социальная политика, модернизация, образовательный центр



Открытость образовательных учреждений позволяет сделать образование более доступным, качественным, привлечь к решению проблем образования общественность. В Концепции модернизации российского образования достаточное внимание уделяется необходимости создания условий для того, чтобы система образования стала более открытой.

Анализ проблем современной образовательной действительности позволяет видеть, что такой образовательный центр может достаточно успешно решать часть из них. Через интеграцию различных типов и видов образовательных услуг в составе единой системы управления за счёт модульного построения, обеспечивается возможность оперативного реагирования на изменения внешней среды и социального заказа.

Таким образом, через создание современного образовательного центра могут быть решены следующие задачи:

  • повысить удовлетворенность общества и государства качеством образовательных услуг;
  • обеспечить высокую доступность качественного образования;
  • повысить конкурентоспособность и привлекательность образовательных учреждений;
  • увеличить число инновационно-работающих учреждений.
  • Через образовательный центр реализуются различные образовательные программы: общего, начального профессионального и дополнительного образования. Так же значительное внимание оказывается профессиональному имиджу заведения, в который заложены такие понятия, как открытость, компетентность, престиж, творчество, развитие.

    В результате модернизации образования достигается социальная эффективность, которая может быть представлена через создание и устойчивое развитие образовательного центра, реализующего широкий спектр образовательных услуг, востребованных социумом, на базе единого юридического лица, которое определяет приоритеты деятельности всего образовательного учреждения.

    С помощью качественного обновления содержания образования происходит и воспитание личности, способной к постоянному самообразованию, самосовершенствованию с целью нахождения своего места в демократическом обществе.

    Для удовлетворения культурно-образовательных потребностей обучающихся и их законных представителей, современный образовательный центр предоставляет право свободного выбора на получение качественного образования через широкий спектр образовательных услуг.

    Безусловно, в современном мире качественное образование играет очень важную роль. Потребность в учёбе, приобретении знаний и умений необходимо удовлетворять на протяжении всей жизни человека – с детских лет до глубокой старости.

    В современном мире большое значение имеет образование как важнейший фактор формирования нового качества экономики и общества. Качество образования увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Нет никаких сомнений, что российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Современное образование имеет большое значение в социальной политике. Поэтому, модернизация образования в современной России имеет большое значение в социальной политике и определяется задачами её перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. Существует так же необходимость преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. При этом необходима широкая поддержка проводимой образовательной модернизации со стороны государства и общественности.

    В последнее время в российском образовании произошли серьезные перемены. В связи с тем, что начали меняться ценностные ориентиры всего общества, стало происходить переосмысление и самого образования. В образовательной среде возник ряд противоречий:

    между потребностью современного общества в личности, способной к самостоятельному управлению собственной деятельностью, и недостаточной способностью современной российской школы удовлетворить эту потребность в полной мере;

  • между возрастными возможностями детей и педагогическими условиями становления, развития, самореализации личности школьников в современной образовательной практике.
  • Уже сегодня российское общество столкнулось с серьезными проблемами:
  • низкое качество образовательных услуг в отдельных учреждениях (в большей степени в сельских и малокомплектных школах);
  • нестабильность педагогических и руководящих кадров и недостаточный уровень их профессиональной компетенции;
  • несоответствие методического и материально-технического обеспечения школ современным стандартам;
  • несоответствие нормативно-правовой базы современным требованиям;
  • неудовлетворенность потребителей качеством образовательных услуг.
  • При разрушении единого социально-экономического пространства, недостаточном финансировании сферы образования в сложных условиях оказались сельские и малокомплектные школы, в том числе и городские. В связи с этим следует существенно менять подходы к организации образовательных учреждений.

    Следовательно, становится актуальной задача создания принципиально новой модели образовательной системы, которая была бы способна обеспечить оптимальные условия для образования и разностороннего развития детей и максимально обеспечивала бы преемственность.

    Образовательный центр представляет собой такую организационную форму, которая позволяет согласовывать и координировать усилия общеобразовательной школы и других учреждений, причастных к воспитанию, обучению и развитию, и тем самым обеспечивать единство и целостность процесса как в организационно-педагогическом, так и содержательном плане. Это образовательное учреждение, в котором, по возможности, реализуются образовательные программы дошкольного, начального общего образования, основного и среднего (полного) общего образования с дополнительной подготовкой по профильным предметам, начального профессионального образования и программы дополнительного образования.

    Основной задачей образовательного центра является предоставление максимально широкого поля возможностей наибольшему числу учащихся, ориентированных на высокий уровень образования и воспитания.

    Образовательный центр должен быть наделен следующими характерными чертами:

  • ориентация на способности, склонности, потребности, жизненные планы каждого учащегося в отдельности и общества в целом;
  • наличие разнообразных форм дифференцированного и многопрофильного обучения;
  • гибкость, открытость, своевременное адекватное реагирование на изменения социальной, культурной, экономической и психолого-педагогической ситуации при удержании основных базовых ценностей;
  • создание необходимых условий для реализации вариативного образования в рамках одного учреждения (отбор педагогических технологий, обновление содержания образования, и т.п.);
  • наличие неоднородного по полу и возрасту состава учащихся;
  • обеспечение содержательной и методической преемственности на всех этапах обучения и развития учащегося;
  • активная поддержка здоровья учащихся: физическое, психическое и нравственное, — как интегральный показатель эффективности функционирования модели;
  • наличие оптимальной комбинации учебно-образовательных моделей.
  • Основным условием успешности развития центра является сочетание высокого педагогического профессионализма учителей (воспитателей, преподавателей) и внутренней образовательной мотивации школьников (воспитанников, обучающихся). Первое обеспечивается за счёт построения гуманистической, технологичной, научной системы развития педагогического коллектива. Второе — за счёт ориентации во взаимодействии с детьми на развитие их познавательного интереса, общеучебных и предметных умений, эмоциональной привлекательности процесса обучения.

    Таким образом, образовательный центр имеет возможность реализовать единую систему непрерывного образования учащихся, учебную и воспитательную работу раздельно для различных возрастных групп детей, используя имеющиеся здания; для культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы привлечь всех участников образовательного процесса; объединить штатные расписания всех учреждений и на их основе создать принципиально другое штатное расписание центра с введением должностей необходимых специалистов. Новый образовательный центр позволяет привлечь к работе экспертов, ведущих специалистов и научно-педагогических кадров, а также имеет возможность варьировать кадрами, оборудованием, техникой, помещениями и т.д.

    Удобным является и то, что сосредоточены необходимые финансовые средства (бюджетные и дополнительные) всех составляющих учреждений центра для осуществления финансирования конкретных задач и программ.

    Образовательный центр должен функционировать и развиваться как муниципальное общеобразовательное учреждение, основной направленностью учебно-воспитательного процесса которого является — гармоничное развитие личности ребенка через систему преемственности.

    Образовательный центр рассматривается как единое образовательное учреждение, все компоненты которого проектируются и развиваются в соответствии с единой логикой построения образовательного пространства, а все участники процесса обучения, воспитания и развития осознают цели и разделяют ценности, определяющие содержание его деятельности.

    Современный образовательный центр может состоять из шести структурных подразделений (модулей) представленных в таблице 1.

    Таблица 1

    Модульная структура образовательного центра

    № п/п
    № модуля
    Название модуля
    1.
    I
    Дошкольное образовательное учреждение
    2
    II
    Начальная школа
    3
    III-IV
    Средняя школа, включающая два модуля: основную и старшую школу (с гимназическими и профильными классами, классами или группами коррекции);
    4
    V
    Модуль дополнительного образования
    5
    VI
    Модуль начального профессионального образования

    Организационная структура управления образовательного центра

    Организационная структура управления образовательного центра представляет собой достаточно сложную структуру, совмещающую в себе руководящий и наблюдательный состав центра. Для более наглядного изложения организационная структура управления образовательного центра представлена на рис. 1.

    Рис. 1. Структура управления образовательного центра

    Достижение высоких образовательных результатов каждым учеником в условиях работы крупного образовательного центра возможно только в том случае, если решена задача оптимального сочетания следующих видов деятельности:

  • реализации программ основного и дополнительного образования;
  • применение в работе разнообразных форм учебной деятельности;
  • соответствие требований стандарта и индивидуальных способностей, склонностей учащихся;
  • наличие эмоциональной и психологической комфортности, а также интенсивности учебной деятельности учащихся;
  • кроме того, обязательное использование на занятиях и во внеурочной деятельности электронных учебно-методических комплексов и информационно-коммуникативных технологий.
  • Для создания качественного образовательного центра необходимо ресурсное обеспечение, которое включает кадровое, научно-методическое, организационно-педагогическое, финансово-экономическое и материально- техническое обеспечение.

    Ресурсное обеспечение образовательного центра может быть представлено как имеющимися в наличии ресурсами, так и дополнительно привлеченными (табл. 2).

    Таблица 2

    Ресурсное обеспечение образовательного центра

    № п/п
    Виды ресурсов
    1. Кадровые ресурсы:
    1.1
    переподготовка педагогов и классных руководителей по внедрению новых технологий, образовательных стандартов и т.д.;
    1.2
    привлечение социальных партнеров для реализации отдельных направлений;
    1.3
    привлечение специалистов в других областях с целью консультирования по вопросам реализации.
    2. Научно-методическое обеспечение:
    2.1
    методические рекомендации по работе с детьми и родителями;
    2.2
    методические рекомендации для детей и родителей по внедрению и использованию современных технологий, в том числе дистанционных;
    2.3
    рекомендации и литература, необходимые для разработки индивидуальных образовательных программ в соответствии с требованиями.
    3. Нормативно-правовое обеспечение:
    3.1
    локальные акты, регламентирующие деятельность образовательного центра.
    4. Материально-технические ресурсы:
    4.1
    оборудованный кабинет для обеспечения дистанционного взаимодействия с отдалёнными модулями центра;
    4.2
    компьютерная, мультимедийная и множительная техника.
    5. Финансовые ресурсы:
    5.1
    федеральный, региональный и местный бюджеты;
    5.2
    средства целевых программ и образовательных грантов;
    5.3
    общественные и некоммерческие организации (фонды, советы, союзы, ассоциации, партнерства);
    5.4
    спонсоры (депутаты, политические партии, предприятия, коммерческие структуры);
    5.5
    средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

    Создание образовательного центра имеет значительные преимущества перед большинством обычных учебных заведений. Показатели их эффективности будут выше, в том числе в части соответствия современным требованиям и образовательным стандартам. Соотнесение процесса развития центра с критериями эффективности:

  • образовательными (достигается более высокое качество знаний и овладение гуманистическими ценностями);
  • психолого-педагогическими (создаются устойчивые условия эмоциональной комфортности участников образовательного процесса, личностный рост);
  • показателями условий (выражается в устойчивом росте материально-технического и ресурсного обеспечения образовательной системы центра).
  • К критериям эффективности внедрения образовательного центра можно отнести: образовательный, психолого-педагогический, рост личных достижений, а также удовлетворенность образовательным процессом.

    Критерии эффективности внедрения образовательного центра более подробно рассмотрены в таблице 3:

    Таблица 3

    Критерии и показатели эффективности

    Критерии
    Показатели эффективности
    Образовательный
    повышение среднего показателя по ГИА и ЕГЭ; позитивная динамика результатов ОКПД; увеличение количества выпускников, получивших рабочую профессию; увеличение количества выпускников, поступивших в вузы на бюджетные места; уменьшение числа воспитанников и обучающихся, стоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних (КДН); повышение уровня духовно-нравственного развития личности — овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и т.д.).
    Психолого-педагогический
    снижение утомляемости, общей тревожности; уменьшение количества дезадаптированных к условиям учебной и воспитательной деятельности; ежегодное снижение числа обращений к школьному психологу.
    Рост личностных достижений
    увеличение числа участников, лауреатов, призеров и победителей конкурсов (творческие, профессиональные), НПК, олимпиад; повышение квалификационной категории и сдача экзамена на соответствие занимаемой должности; результативное участие в программах грантовой поддержки; увеличение числа педагогов, обобщающих передовой опыт.
    Удовлетворенность образовательным процессом
    отсутствие обоснованных жалоб; увеличение положительных отзывов о работе образовательного центра; увеличение доли участия родителей в жизни центра; ежегодное увеличение числа семей, заключивших договоры на оказание платных услуг центра; увеличение количественного состава обучающихся и воспитанников; уменьшение пропусков по болезни; снижение уровня детского травматизма; улучшение условий реализации образовательного процесса (создание комфортной, безопасной, защищенной образовательной среды); увеличение числа пользователей сайтом образовательного центра; рост числа школ, работающих по модели «Образовательный центр».

    Для успешной работы современного образовательного центра большое значение имеет согласованность основных направлений и приоритетов развития создаваемого учебного заведения с программами развития образования как регионального, так и муниципального значения. Современные требования в системе образования подразумевают необходимый и обязательный рост личностных достижений всех субъектов образовательного процесса.

    Оценка качества образовательных услуг определяется степенью удовлетворенности всех участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг, в том числе это производится через выявление общественного мнения.

    В современной системе образования деятельность образовательных центров наталкивается на ряд существенных проблем, а также административных барьеров, которые препятствуют их созданию и функционированию. Можно выделить три основные проблемы:

    1. Юридическое оформление образовательных центров. Создание и функционирование таких интегрированных моделей предполагает существенную реорганизацию самого юридического лица, что приводит к изменению должностей ряда его сотрудников, что может существенно повлиять на стаж и пенсионное обеспечение, поскольку они связаны с списком должностей имеющихся сотрудников.

    2. Территориальная удаленность центра от филиалов. Здесь сложности возникают, если при создании образовательных центров их структурные подразделения или филиалы находятся территориально в разных муниципальных образованиях. В данном случае часто возникают различные административные барьеры, проблемы в межбюджетных отношениях поскольку финансирование данных образовательных центров производится из разных бюджетов.

    3. Организация взаимодействия. Главным препятствием на пути создания образовательных центров состоит в разном отраслевом и уровневом законодательном регулировании. Это выражается в различных правомочиях уровней власти и управления. Таким образом, часто возникают ситуации, когда существующие нормы трудно совместимы между собой, если подведомственные учреждения относятся к разным отраслям социальной сферы, а бывает что и разным уровням бюджетной системы.

    Следовательно, специфика деятельности образовательного центра предполагает возможное возникновение рисков в процессе его реализации.

    Под риском понимается возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери.

    В рамках создания образовательного центра одним из приоритетных направлений является грамотное управление рисками. Управлять рисками — значит анализировать риски и принимать решения, которые предотвратят наступление рисковых событий.

    К числу возможных рисков по созданию образовательного центра можно отнести:

    Нормативно-правовые риски, связанные с несоответствием темпов развития региональной нормативно-правовой базы условиям модернизации образовательной сферы.

    Имущественные риски — это риски связанные с вероятностью потерь имущества по причине кражи, халатности.

    Финансово-экономические/предпринимательские риски — риск, вызванный неопределенностью и/или нестабильностью в образовательных учреждениях и в целом в системе образования:

  • утрата гарантированного финансирования муниципального задания;
  • невостребованность услуг;
  • вероятность банкротства образовательного центра в статусе автономной некоммерческой организации, которая отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом;
  • отсутствие льгот по налогообложению центра в статусе автономной некоммерческой организации.
  • Организационно-управленческие риски — это возможность возникновения непредвиденных ситуаций вследствие ошибок менеджмента, неготовности управленческих кадров к деятельности в новых условиях, реализации управленческих решений, препятствующих ходу развития образовательного центра.

    Организационно-правовые риски:

  • потеря лицензии и аккредитации при изменении организационной структуры учреждения в ходе реструктуризации;
  • недостаточный уровень методологической, методической компетентности педагогов.
  • Ресурсно-технологические риски понимаются как вероятность недостаточной подготовки ресурсной и технологической базы для формирования интегрированных структур.

    Социально-психологические риски — это вероятность развития ситуации в случаях неконтролируемого влияния человеческого фактора, возникновения конфликтных ситуаций, разнонаправленных социальных интересов, повышения напряженности в коллективах из-за неполной или недостоверной информации.

    Социально-педагогические риски определяются как возможность снижения качества образовательной деятельности, смещение жизненных ценностей и мотивов.

    Для минимизации обозначенных рисков необходимо обеспечить своевременное информационное сопровождение изменений в сфере образования, организацию массовых систем переподготовки персонала, а также осуществление постоянного поиска и реализации позитивных стимулов деятельности персонала. В качестве мер по нейтрализации рисков и снижению их отрицательных последствий могут быть рассмотрены такие мероприятия, как:

  • реклама услуг;
  • систематическое изучение рынка образовательных услуг;
  • просветительская работа с заказчиками и потребителями услуг по разъяснению необходимости инновационных преобразований в деятельности современного образовательного учреждения;
  • оптимальные цены на дополнительные платные и прочие услуги, исходя от потребностей потенциальных заказчиков и потребителей и уровня их платежеспособности.
  • В настоящее время некоторые образовательные учреждения располагают уникальным образовательным продуктом, востребованным учащимися, общественностью, системой образования. Вместе с тем расширение доступности этого продукта сдерживается существующими ограничениями школы. Дальнейшее сдерживание открытости и доступности образовательного учреждения может привести к постепенной деградации, потере её конкурентного преимущества и лидерской позиции в региональной (муниципальной) системе образования. Появление школ, внедряющих в учебно-воспитательный процесс различные педагогические эксперименты, работающих по экспериментальным программам и индивидуальным учебным планам, закономерно и является сегодня реальной необходимостью. Однако, как показывает практика, «нездоровая» конкуренция учреждений образования, разный подход их руководителей и педагогических коллективов к учебно-воспитательному процессу часто не даёт положительных результатов и наносит ущерб эффективности их работы. В результате возникает нестабильность педагогических кадров, появляется негативное отношение учащихся и их родителей к отдельным учреждениям системы образования, их руководителям и педагогическим работникам, а отсюда и соответствующее отношение к вопросам воспитания и обучения.

    Изучение литературы по данному вопросу и анализ имеющегося опыта российских регионов позволяют утверждать, что создание подобных центров способно эффективно решать поставленные перед российским образованием задачи. Объединение нескольких учреждений системы образования в образовательные центры позволит согласовывать и координировать работу руководителей, осуществлять единую систему непрерывного воспитания и обучения с внедрением передового педагогического опыта.


    Источники:

    1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 07 сентября 2010 года N 1507-р. [Электронный ресурс]. ‒ http://www.fcpro.ru/ – Загл. с экрана.
    2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. [Электронный ресурс]. ‒ http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicPlanning/concept/ indexdocs. – Загл. с экрана.
    3. Абанкина, Т.В. Модели интеграции и кооперации образовательных ресурсов в сельском социуме.// «Вопросы образования». ‒ 2008. № 3. [Электронный ресурс]. ‒ http://ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/1268032997/2.pdf. – Загл. с экрана.

    Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:57:40