Модернизация экономики через инновационное образование

Тонышева Л.Л., Фендич О.С.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (57), Сентябрь 2011

Цитировать:
Тонышева Л.Л., Фендич О.С. Модернизация экономики через инновационное образование // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 9. – С. 44-47.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16540169
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассмотрены особенности модели инновационного образования в контексте модернизации экономики, содержащей в своей основе компетентностный подход, отвечающий современным требованиям. Систематизированы принципы, составляющие основу методологии обучения инновационному предпринимательству.

Ключевые слова: инновационное предпринимательство, высшее образование, модернизация, компетентностный подход, модель инновационного образования

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Модернизация российской экономики невозможна без существенного прорыва в научно-технической и промышленной сфере страны, который влечет за собой активную инновационную деятельность на макро-, мезо- и микроуровнях. Альтернативы инновационному развитию не существует, так как традиционный подход в экономическом секторе на мировых рынках конкурировать практически не позволяет. Только принципиально новые технологические разработки, виды продукции, организационно-управленческие нововведения способствуют созданию той конкурентной среды, которая обеспечит предпосылки и шансы лидерства.

Новой экономике – новые кадры!

Инновационный бизнес в развитых странах давно выступает как приоритетный. При этом в целях активизации инновационной активности населения государство, прежде всего, стимулирует подготовку кадров. Как показывает мировой опыт, для инновационной деятельности требуются специалисты, обладающие особой подготовкой и владеющие специфическими знаниями, умениями и навыками на основе междисциплинарной координации. С каждым годом возрастает потребность в специалистах, которые обладают компетенциями, позволяющими им работать «на стыке дисциплин». В частности, технических и экономико-управленческих дисциплин.

Согласно результатам статистических исследований, только шесть процентов населения обладают природным предпринимательским талантом. Остальные же должны развивать в себе подобные способности.

Несмотря на важность рассматриваемой проблемы, научно-методические аспекты построения и реализации образовательного процесса в области инновационного предпринимательства в российских условиях остаются недостаточно проработанными.

Необходимо выстраивание новой концепции подготовки высококвалифицированных менеджеров и специалистов инновационного предпринимательства, содержащей в своей основе компетентностную модель во взаимосвязи с образовательной программой, отвечающей современным требованиям.

Ключевым фактором процесса обучения должно стать использование интерактивных проектно ориентированных образовательных технологий, обеспечивающих определенную полноту, разнообразие и системность знаний, умений и навыков предпринимателей и специалистов инновационной сферы.

Для достижения желаемого результата в контексте модернизации должна быть реализована модель инновационного образования. Ее особенностью является, с одной стороны, построение всей образовательной деятельности, ориентированной на развитие компетенций в области инновационного предпринимательства, а с другой стороны, получение требуемого уровня знаний, умений и навыков возможно в случае использования активных инновационных образовательных технологий. В итоге мы можем говорить об инновационной роли образовательных программ, выражающейся:

– в проблематике программ, их структуре и содержании, отражающих потребности российской экономики и рассчитанных на интенсивность обучения и, в большинстве случаев, на краткосрочность реализации.

Интенсивность образовательного процесса должна обеспечиваться не столько за счет увеличения нагрузки, сколько применением активных методов обучения, сетевых электронных изданий, тренажеров, а также отбором преподавателей по критериям творческого потенциала и разнообразию методических приемов;

– в практической направленности программ, помогающей разработчику, предпринимателю, менеджеру освоить инновационную деятельность, разрабатывать и реализовывать различного рода проекты, развивать свой профессионализм в контексте своего предпринимательского дела;

– в предоставлении обучающимся возможности формирования учебной программы по учебным модулям, предполагающим изучение наряду с обязательными дисциплинами, курсов по выбору, то есть обеспечение самоспециализации согласно профессиональным интересам;

– в использовании исследовательского подхода, позволяющего слушателю моделировать различные сценарии развития инновационного бизнеса и/или инновационной деятельности корпорации, проектировать варианты организационного поведения, осуществлять критериальный выбор вариантов, т.е. формировать навыки видения будущего.

Принципы цементируют модель

Особая роль в вузе должна быть отведена инновационному менеджменту как научному направлению исследований, как учебной дисциплине и как практическому инструменту развития инновационной экономики [1]. Причем в систему обучения инновационному менеджменту должны быть вовлечены наряду с высококвалифицированными преподавателями успешные предприниматели, бизнес-тренеры, представители венчурного бизнеса, технопарков, бизнес-инкубаторов и др.

Предлагаемая модель образования и существующие условия модернизируемой экономики, в свою очередь, требуют соблюдения ряда принципов, составляющих основу методологии обучения инновационному предпринимательству:

– принцип интеграции образования, науки, производства и бизнеса, соблюдение которого необходимо для объединения усилий по созданию и продвижению новых технологий, развития механизмов государственно-частного партнерства в создании инновационной инфраструктуры в вузовской среде в целях повышения уровня мотивации у молодежи к научной деятельности как источнику стратегических инновационных технологий, связанному с ними венчурному бизнесу и т.д.;

– принцип обязательности применения инновационных образовательных технологий предполагает систематическое развитие образовательных подходов, методик и приемов, а также методов контроля знаний и формирования компетенций специалистов в области инновационного предпринимательства;

– принцип непрерывности образовательного процесса – системная подготовка кадров для инновационной экономики, начиная от стратегического планирования до сопровождения инновационного продукта или услуг. При создании и производстве инновационного продукта нужны команды специалистов, умеющих реализовать все этапы «жизненного цикла» инноваций: от анализа рынка и управления инновационным проектом до опытно-конструкторских разработок, производства и продвижения продукта;

– принцип доступности обучения инновационному предпринимательству через различные направления подготовки специалистов для модернизируемой экономики, что позволяет вовлечь в образовательный процесс различные категории обучающихся – от студентов (магистров и бакалавров) и сотрудников научно-образовательных учреждений до представителей бизнес-элиты;

– принцип адаптивности и гибкости образовательного процесса – заключается в постоянной корректировке условий реализации образовательного процесса с учетом меняющихся факторов внешней среды и внутренних потребностей вуза (разработка образовательных программ, отвечающих требованиям модернизируемой экономики, использование инновационных интерактивных методов обучения, применение новых методик оценки качества знаний и пр.);

– принцип индивидуализации и профессиональной специализации образовательного процесса направлен на создание условий для обеспечения индивидуально-личностного подхода к каждому обучающемуся, а также предпосылок для их активной учебно-исследовательской и творческой деятельности;

– принцип последовательности и систематичности образовательных программ в области инновационного предпринимательства предполагает их формирование в той последовательности, которая определяется логикой учебного материала и восприимчивости к нему обучающихся. Только системно выстроенный процесс обучения позволит привить необходимые умения, знания и навыки, способствующие модернизации экономики страны и насыщению ее инновационно развитыми кадрами.

В процессе обучения совершенствуются и улучшаются компетенции не только обучаемого, но и обучающего.

Это приводит к качественному повышению квалификации работников-преподавателей, росту экономического и социального статуса человека. Итогом построения системы профессиональной подготовки кадров в сфере инновационного предпринимательства должно стать воспроизводство контингента кадров, обладающих компетенциями, необходимыми в модернизируемой экономике.


Источники:

1. Маршев В. О кадровом обеспечении модернизации. [Текст] // Эксперт, 2010. – №36.
2. Менеджмент в России: потребность, проблемы, качество.– Материалы УМО в области менеджмента. Доклад Э.М. Короткова [Текст]. – М.: 1995.
3. Методика мониторинга формирования компетенций менеджеров в ходе обучения и стажировки специалистов (руководителей среднего и высшего звена предприятий и организаций) [Текст] – М.: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, 2007.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 18:27:50