Инновационная деятельность в Болгарии: состояние и перспективы развития

Дамянова Л.Т.1
1 Софийский химико-технологический и металлургический университет

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2015)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25774605
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:

  Инновации являются важным фактором для достижения конкурентоспособности и устойчивого развития в турбулентной бизнес-среде. Они являются основой новой стратегии ЕС «Европа 2020».

  В статье представлены анализ и оценка инновационной деятельности в Болгарии. Рассматривается место Болгарии по степени инновативности и технологического развития в различных международных рейтингах; анализируется инновационная деятельность болгарских компаний; выявляются существующие проблемы и препятствия для инноваций; определяются перспективы развития и вырабатываются рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности в стране.

Ключевые слова: информация, материя, материальная реальность, идеальная реальность, социальная реальность, виртуальная реальность, инновации виртуальной реальности



Состояние и проблемы инновационной деятельности в Болгарии

Стремление к стабильной макроэкономической среде в Болгарии в последние годы сочетается с очень низким уровнем показателей, характеризующих инновационную деятельность в нашей стране. Об этом свидетельствуют результаты нескольких международных исследований. Результаты рейтинга Innovation Union Scoreboard 2013, ведущая инициатива стратегии „Европа 2020“, показывают, что после регистрированного быстрого догоняющего роста за период 2006 – 2010 г., у Болгарии наблюдается самый большой спад в годовом рейтинге стран ЕС по общему инновационному индексу (Summary Innovation Index), где она занимает последнее место (рис. 1).

Индекс для нашей страны, который измеряет состояние и качество научных исследований и инновационной инфраструктуры, инновационной деятельности на уровне фирм и достигнутого экономического эффекта, в 2013 году упал на целых 18,7% по сравнению с 2010 годом [1]. Результаты рейтинга Innovation Union Scoreboard 2014 показывают, что все индикаторы, кроме молодежи с профессиональным образованием, у Болгарии хуже, чем в среднем по ЕС. Болгария продолжает оставаться на последнем месте по стоимости общего инновационного индекса. Самый ниский уровень отмечается по показателям, связанным с инвестированием венчурного капитала и аспирантов из стран за пределами ЕС [2]. По результатам классации Innovation Union Scoreboard 2015 Болгария занимает предпоследнее место, за ней только Румыния [3].

Рисунок 1. Рейтинг стран ЕС по общему инновационному индексу в 2013 году и изменения в индексе по сравнению с 2010 годом.

Примечание: Общий инновационный индекс вычисляется на основе 25 показателей и принимает стоимости от 0 до 1. По стоимости общего инновационного индекса страны подразделяются на 4 группы: 1. инновационные лидеры (innovation leaders)– те страны, у которых инновационный индекс более чем на 20% выше среднего для ЕС; 2. инновационные последователи (innovation followers)– те страны, у которых инновационный индекс составляет от 90% до 120% среднего для ЕС; 3. умеренные/средние инноваторы (moderate innovators)– те страны, у которых инновационный индекс составляет от 50% до 90% среднего для ЕС; 4. скромные инноваторы (modest innovators)– те страны, у которых инновационный индекс составляет менее 50% среднего для ЕС.

Аналогичная картина для Болгарии наблюдается и согласно данным Глобального инновационного индекса и Индекса глобальной конкурентоспособности. По данным Глобального инновационного индекса в ранг-листе государств ЕС-27 и их основных международных партнеров, Болгария находится на 38-й позиции из 48 обследованных стран. Это международная система, которая учитывает инновационный профиль государств-членов ЕС и их основных международных партнеров на основе трех составных индикаторов - активности компаний и их деятельности; кадровые ресурсы; наличие инфраструктуры. Следует отметить, что по каждому из рассмотренных показателей происходит дальнейшее ухудшение нашего инновационного потенциала. Особенно заметно это в показателе "кадровых ресурсов", где по сравнению с 2000 годом, Болгария отстает на 11 позиций в 2008 году [4].

По Индексу глобальной конкурентоспособности 2013-2014 г. Болгария занимает 57-ое место среди 148 стран без существенных изменений в последние годы. Согласно данному рейтингу инновации являетюся самым слабым фактором конкурентоспособности болгарской экономики.

Проведение несфокусированной, противоречивой и необеспеченной необходимым финансированием научной, технологической и инновационной политики в Болгарии является одной из основных причин для очень низкой инновационной активности бизнеса. Большая часть болгарского бизнеса не развивает инновационной деятельности или внедряет новые процессы и продукты на очень низком уровне новизны, без существенного влияния на экономику в целом. Доказательством этого является низкая доля высокотехнологических отраслей в общем объеме экспорта страны - 3,8% в 2011 году, в то время как в среднем по ЕС-27 этот показатель составляет около 15%. Болгария так же имеет самую низкую производительность труда в ЕС.

Исследования инновационной деятельности предприятий в ЕС (Community Innovation Survey –CIS) для пятилетнего периода 2008г. - 2012 г. обнаружили, что одна треть компаний в Европе классифицируются как инновационные. В Болгарии только 13% предприятий определяют себя как инновационные. По этому показателю, в очередной год, наша страна занимает одно из последних мест. Инновационными лидерами в Европе во время кризиса являются Германия (45% предприятий), Словения (50%), Великобритания (45%), а после Болгарии остаются Венгрия (11,4%), Польша (11,34%) и Румыния (10,75%) (рис. 2). [5].

Рисунок 2. Рейтинг стран ЕС по доле предприятий с инновационной деятельностью (%)

Болгарские компании затрачивают только 0,3 % с ВВП на НИОКР, в то время как в среднем этот показатель для компаний в ЕС составляет 1,23 % [6]. Расходы на НИОКР в частном секторе, или вернее их отсутствие, имеет особенно сильное негативное влияние на инновации. В то же время предприятия сталкиваются с рядом трудностей, связанных с отсутствием квалифицированного персонала, доступом к прикладным исследованиям и их финансированием, а так же с расплывчатой долгосрочной визией о развитии бизнеса в регионах. Незначительно и создание инновационных сетей. Только 3,3% инновационных предприятий в Болгарии полагаются на внешних организаций (бизнес-партнеров, университетов, научно-исследовательских учреждений) в качестве источника информации и идей для развития новых процессов и продуктов [7]. Только Румыния (2,93%) имеет более низкие показатели оценки инновационного взаимодействия. А в сегодняшней глобальной экономике взаимодействия для реализации инноваций становятся центральным фактором для выживания.

Причин слабого развития инновационной деятельности в нашей стране много, но среди них особенно выделяются небольшой размер средств, израсходованных на НИОКР, проведение несфокусированной, непоследовательной и необеспеченной необходимым финансированием научной, технологической и инновационной политики, снижение уровня образования, слабая взаимосвязь между наукой и бизнесом, плохая инновационная инфраструктура, недостатки в нормативно-правовой базе, в бизнес-среде, которая не стимулирует инновационную активность фирм.

По сравнению с ЕС и быстро развивающихся стран, финансирование научных исследований и инноваций в Болгарии является слабым и средства распределяются в основном на институциональном уровне, а не на основе конкурентных потоков. В период 2000г.-2013г., расходы на НИОКР в стране составляют лишь 0,44 % -0,65 % с ВВП, и примерно в 4 раза ниже, чем в среднем по ЕС (рис. 3).

fig

Рисунок 3. Расходы на НИОКР в Болгарии, 2000-2013 год

Общественные научно-исследовательские организации в значительной степени зависят от институционального финансирования из республиканского бюджета. Уровень финансирования в настоящее время охватывает только основные расходы, в основном зарплаты ученых. Диверсификация механизмов финансирования на конкурсной основе будет большим подспорьем для стимулирования успехов в научно-исследовательской деятельности и достижения целей к 2020 году. В действительности, однако, финансирование проектов, управляемыми Фондом научных исследований (ФНИ) сократилось за последние три года из-за наложенного режима строгих бюджетных ограничений, в результате чего объявление научных конкурсов происходит очень редко. Болгария недостаточно усваивает средства, предоставляемые Европейскими структурными фондами. За период 2007-2013г. она усвоила лишь только 52,2% предоставляемых ей средств по оперативным программам и по этому показателю находится на одном из последних мест в ЕС, после нее находятся только Словакия, Румыния и Хорватия. (Рис.4). При этом из усвоенных средств только 4,4% были направлены на научные исследования, технологическое развитие, инновации и предпринимательство. По этому показателю Болгария занимает последнее место в ЕС [8](рис. 5).

fig

Рисунок 4. Классация стран ЕС по доле усвоенных средств из структурных фондов ЕС

fig

Рисунок 5. Классация стран по доле средств из ЕС, направляемых на научные исследования, технологическое развитие, инновации и предпринимательство

Проводимая в Болгарии в последние годы политика в области образования, научных исследований, технологического развития и инноваций не является достаточно эффективной, чтобы привести к реальным положительным изменениям, соответствующим темпам развития европейских экономик. Особенно тревожным является снижение уровня образования, что предвещает дальнейшее ухудшение способности болгарской экономики абсорбировать и создавать новшества.

Еще многое предстоит сделать в плане улучшения бизнес-среды. Нормативное бремя и административные расходы на инновации по-прежнему в Болгарии выше, чем во многих европейских странах. Согласно докладу „Doing Business” 2013 по этому показателю Болгария занимает 9-е место среди 10 новых стран-членов ЕС, за исключением Румынии, которая занимет последнее место.

В целом, национальная инновационная система в стране характеризуется слабым спросом и предложением инноваций. Слабое внутреннее потребление не поощряет бизнес-инновации. Экспортно-ориентированные компании разрабатывают инновации в соответствии с потребностями иностранных рынков и часто предпочитают покупать зарубежные инновации. Нет тенденции усиления научных исследований на предприятиях. Связь между бизнесом, наукой и образованием не институциональна.

В 2011 году затраты на приобретение основных средств во всех секторах экономики достигли 24% ВВП Болгарии по сравнению с 46% в 2007 году [9]. Ограничение инвестиций в экономику приводит к ограничению возможностей для экономического роста, как по линии экстенсивного роста так и создавая барьеры на пути развития инновационного потенциала предприятий и достижения интенсивного роста. Иностранные инвестиции в Болгарии не имеют никакого влияния на развитие инноваций на основе результатов научных исследований. При наличии сильно развитого и недорогого научного потенциала развивающихся рынков, возможности для Болгарии по привлечению таких инвестиций ограничиваются независимо от благоприятных макроэкономических условий в стране.

Еще одна серьезная проблемма для страны является дефицит кадровых ресурсов в области науки и инноваций. Доля персонала и исследователей, занимающихся научными исследованиями и инновациями в Болгарии одна из самых низких в ЕС. По этому показателю Болгария находится на сопоставимом уровне с Мальтой, а за ними только Кипр и Румыния [10]. По данным Национального института статистики в 2010 году и 2011 году, общее число людей, занятых в области исследований и инноваций составляет соответственно 20 823 и 20 810 человек (16 574 и 16 986 в эквиваленте полной занятости). Количество сотрудников является относительно стабильным в течение последних пяти лет, с небольшим снижением в государственном секторе и увеличением в секторе высшего образования. При распределении по наукам доминируют естественные и технические науки, а в последние два года увеличилась доля первых за счет вторых.

Высшее образование в области ИКТ не может удовлетворить требования промышленности по кадровым ресурсам. Одной из причин является «утечка мозгов» в другие страны; Другой причиной является отсутствие внимания к ИКТ в системе среднего образования. В секторе не хватает специалистов, и несмотря на большое количество студентов-выпускников в любой из специальностей в области ИКТ (около 3000 в год), качество образования в области ИКТ ухудшается в большинстве университетах. Наличие адекватных компьютерных и Интернет навыков является основной предпосылкой для более широкого использования услуг на базе ИКТ и развития отраслей экономики с высоким инновационным потенциалом. В этом отношении Болгария по-прежнему отстает от среднего уровня по ЕС-27. По данным Digital Agenda Scoreboard в 2011 году только 42% нашего населения имеет определенный уровень компьютерной грамотности и 50% имеют интернет навыки, а в среднем по ЕС эти показатели соответственно – 67% и 73%; люди с высокой компьютерной квалификацией у нас составляют 11%, а в среднем по ЕС 27%, в то время как те, с средними навыками у нас 27,7%, а в среднем по ЕС– 52,5%.

Перспективы развития инновационной деятельности в Болгарии

В период 2014-2020г. инновационная деятельност в Болгарии будет направлена на достижение трех целей, поставленных в стратегии ЕС «Европа 2020» – обеспечение интеллигентного, устойчивого и приобщающего роста [11]. Эта стратегия подчеркивает необходимость перехода к низкоуглеродной, ресурсоэффективной экономике в качестве новой парадигмы для устойчивого развития. В соответствии с нею Национальная стратегия развития научных исследований 2020 [12] предусматривает, что приоритетные направления науки в Болгарии до 2020 года будут:

1. Энергия, эффективность энергетики и транспорт; Развитие зеленых и эко-технологий;

2. Здоровье и качество жизни, биотехнологии и органическая пища (экологически чистые пищевые продукты);

3. Новые материалы и технологии;

4. Культурно-историческое наследие;

5. Информационные и коммуникационные технологии.

Она также предусматривает:

- увеличение средств на финансирование научных исследований и инноваций до 1,5% ВВП к 2020 году, из которых по меньшей мере 0,7% будут являться государственными расходами на науку;

- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях исследований, эффективное использование национальных и европейских фондов и улучшение соотношения между институциональным и программным финансированием;

- введение эффективной системы оценки научно-исследовательской деятельности, которая будет позволять государству анализировать как эффективность научной политики, так и определять меры по ее совершенствованию на основе сопоставимости и соизмерения качества научно-исследовательской деятельности в стране с мировыми и европейскими стандартами;

- расширение участия промышленных партнеров в процессе инноваций и совершенствование трансфера знаний и инноваций к экономике и обществу. К 2020 году Болгария должна модернизировать свою исследовательскую среду и суметь стать конкурентоспособным партнером.

Данная стратегическая визия не только стремится удовлетворить европейские перспективы, но и создать условия для реализации поставленных национальных целей и показателей, с тем чтобы к 2020 году наша страна получила статус «умеренного новатора» в Европейском инновационном рейтинге.

Для достижения целей стратегии „Европа 2020“, а так же и для обеспечения более эффективного использования средств из структурных фондов ЕС, все страны входящие в ЕС должны разработать и преминить свои инновационные стратегии для интеллигинтой специализации (smart specialization), основанные на знаниях и инновациях. Находящаяся в процессе разработки инновационная стратегия для интеллигентной специализации в Болгарии предусматривает [10]:

- обеспечение устойчивого роста за счет интеллигентной специализации;

- построение зеленой и более конкурентоспособной экономики с более эффективным использованием ресурсов;

- инвестирование больше средств в развитие научных исследований и инноваций и предпринимательского потенциала в таких областях, как устойчивая энергетика, экосистемные услуги и эко-инновации;

- переход к экономике с низкими эмиссиями углекислого газа и рациональному использованию ресурсов на основе инноваций; ориентация на технологии ветроэнергетики; фотовольтаические технологии (солнечные панели); технологии биотоплива; технологии для электрических сетей будущего; технологии использования возобновляемых источников нагрева и охлаждения; электростанции с нулевым выбросом ископаемого топлива; технологическая платформа для устойчивого развития ядерной энергетики; технология преобразования химической энергии окисления топлива в электрическую; рентабельные технологии с низким содержанием углерода;

- сосредоточение на инновации для устойчивого развития энергетики: чистые угольные технологии; Европейские сети «умного» хранения энергии и электричества; интеллигентные, энергоэффективные здания и города; использование экономных и чистых энергоэффективных транспортных средств; энергия из химического топлива; возобновляемые источники энергии; устойчивые ядерные и возобновляемые источники энергии [13]. Все это не может быть достигнуто без активного использования возможностей трансрегионального и международного сотрудничества.

В ближайшие годы строительство инновационной инфраструктуры в стране будет продолжаться. В ходе строительство первого научно-технического парка в Софии, где приоритетно будут развиваться ИКТ, науки связанные со здравоохранением (фармацевтика, медицина, микробиология) и «зеленые» технологии [14]. Продолжается реализация процедур в рамках оперативной программы «Конкурентоспособность» для: создания новых и укрепления существующих офисов для технологического трансфера; создания новых и укрепления существующих технологических центров; поддерживания развития кластеров в Болгарии [15]. Так же будут продолжаться процедуры технологической модернизации малых и средних предприятий; технологической модернизации крупных предприятий; поддержка дла внедрения инноваций стартирующими предприятиями; поддержка R&D болгарских предприятий; развитие инновационных стартапов путем поддержки внедрения инновационных продуктов, процессов и услуг; развитие прикладных исследований в научно-исследовательских организациях в Болгарии; инвестиции в «зеленую промышленность» [16]. Открыта для участия и процедура «Энергоэффективность и зеленая экономика».

В период 2014-2020 гг, государственное финансирование инноваций в стране будет осуществляться в основном через Оперативную программу «Конкурентоспособность и инновации». В ней предусматривается инвестиционный приоритет 1.1: «Поощрение инвестиций в области исследования и инноваций, и развитие связей между бизнесом и научно-исследовательскими центрами, а также поддержка совершенствования производственных возможностей и экспериментального производства в ключевых перспективных технологих». Очертан и подприоритет «Повышение качества и эффективности научных исследований и инноваций» и определены конкретные области воздействия. В инвестиционном приоритете 2.1: «Поддержка перехода к ресурсно эффективной экономике и стимулирование зеленого роста» с подприоритетом «Повышение эффективности использования ресурсов», предусмотрены меры по внедрению низкоуглеродистых, энергосберегающих и малоотходных технологий, утилизации и переработки большего количества отходов. В соответствии инвестиционным приоритетом 2.2: «Содействие энергетической эффективности и использованию возобновляемых источников энергии на предприятиях» предусмотрены меры воздействия на повышение эффективности энергопотребления и стимулирование инвестиций в технологии производства и потребления энергии с возобновляемых источников в предприятиях [6].

Общая сумма средств по оперативной программе «Инновации и конкурентоспособность» 2014-2020 составляет 1 192 711 тысяч евро, из которых 1 037 140 тысяч евро (85% средств) являются финансированием ЕС из Европейского фонда регионального развития и 174 332 тысяч евро (15% средств) национальное софинансирование.

Заключение

На основе проведенного анализа мы можем дать следующие рекомендации по улучшению инновационной деятельности в Болгарии:

- разработка долгосрочной инновационной политики на национальном уровне и обеспечение согласованности и взаимосвязанности между различными документами, регламентирующими инновационную деятельность в Болгарии в долгосрочной перспективе: Национальная стратегия по развитию научных исследований до 2020 года, Инновационная стратегия для интеллигентной специализации, Национальная программа реформ, Национальная программа развития: Болгария 2020, Оперативная программа „Инновации и конкурентоспособность” 2014-2020 и т.д.;

- определение приоритетов для развития значимых для экономики и общества научных исследований и инновационных технологий;

- реализация институциональной реформы в инновационной системе Болгарии в целях достижения лучшей координации между институтами, которые определяют политику и поощрение инноваций во всех ключевых секторах экономики;

- постепенное увеличение средств на научные исследования и технологическое развитие в процентах с ВВП, в наибольшей степени– путем принятия мер для стимулирования частных инвестиций в НИОКР;

- более широкое применение проектного финансирования и распределение средств на основе конкурсов. Конкурсное финансирование служит инструментом не только отбора перспективных проектов, посредством квалифицированной научной экспертизы заявок, но и жесткого контроля уровня проводимых работ, ввиду того, что при принятии решения о выделении нового гранта учитывается успешность выполнения и уровень публикаций по предыдущим проектам, которые вел исследователь;

- повышение эффективности государственных расходов на научные исследования путем увеличения финансирования для исследований в зависимости от достигнутых результатов на основе регулярного и независимого мониторинга и оценки;

- в области бизнес-инноваций - упрощение процедур и пересмотр критериев и процесса распределения финансирования увеличат усвоение средств и дадут гарантию того, что финансирование будут получать инновационные компании с наибольшим воздействием;

- стратегическое сосредоточение ограниченных ресуров в нескольких ключевых областях, чтобы гарантировать, что средства расходуются там, где они имеют наибольшее влияние на экономику;

- содействие открытым инновациям (open innovation) через взаимодействие между научно-исследовательской деятельностью, бизнесом и образованием в рамках так называемого «треугольника знаний», и, в частности трансфер знаний между государственными научно-исследовательскими институтами и частным сектором. Так как большинство каналов трансфера имеют цифровую основу, беспроблемный доступ к онлайн-контенту и цифровым услугам имеет решающее значение для более интенсивного сотрудничества в научных кругах;

- укрепление транснационального сотрудничества в области научных исследований и инноваций;

- содействие развитию малых и средних предприятий, осуществляющих научно- исследовательскую и инновационную деятельность;

- внедрение новых инновационных инструментов, направленных на различные стадии инновационной цепочки. Большое значение в разработке программ поддержки имеет умение правительства проводить разграничение между существующими компаниями и стартапами, которые будут поддерживаться различными инструментами;

- разработка механизмов поощрения университетов и других неправительственных организаций к сотрудничеству с бизнесом для коммерциализации изобретений и новых технологий;

- реформы на всех уровнях системы образования и системы подготовки и переподготовки работников, безработных и обездоленных групп, чтобы улучшить качество образования, компьютерную грамотность населения и достичь соответствия между спросом и предложением специалистов с определенной квалификацией на рынке труда;

- улучшение системы высшего образования путем введения мер по повышению качества, адекватности и эффективности высшего образования путем пересмотра существующих моделей управления и финансирования;

- обучение молодых кадров по просьбе и при финансовом участии бизнеса и продвижение достижений молодых исследователей; внедрение программного начала в докторантуре и преимущественно проектного финансирования докторской степени по проектам, представляющим интерес для промышленности;

- усиление практической ориентации обучения и уделение большего внимания качеству стажировок;

- улучшение взаимодействия между различными организациями, государственными и частными, участвующими в инновационном процессе, при помощи современных межинституциональных структур, таких как кластеров, технологических центров, центров трансфера технологий, центров для коммерциализации патентов и интеллектуальной собственности и т.д.;

- улучшение управления интеллектуальной собственностью в финансируемых государством научно-исследовательских организациях и университетах;

- создание механизмов координации, типа национальных технологических платформ, объединяющих научные и промышленные интересы;

- расширение схем предоставления стартового капитала для финансирования рисковых исследований и обеспечения устойчивости фирм на рынке;

- улучшение координации между Фондом научных исследований и Национальным инновационным фондом, в том числе и путем обмена информацией и результатами;

- содействие государственно-частному партнерству – государство должно вмешаться активно определяя концепцию, структуру и бизнес-модель организаций, которые бы успешно реализовали инновации в рамках устойчивого государственно-частного партнерства.

Инновационный путь развития экономики является безальтернативным для нашей страны. Преодоление экономического отставания по целому ряду показателей, модернизацию экономики и обеспечение долговременного устойчивого развития нельзя достичь без совершенствования системы финансирования и стимулирования инновационных процессов в стране.


Источники:

1. Innovation Union Scoreboard, 2013, http://bookshop.europa.eu/en/innovation-union-scoreboard-2013pbNBAY13001/issues/?PublicationKey=NBAY13001&EditionKey=NBAY13001ENC_PDF&CatalogCategoryID=Gj0KABst5F4AAAEjsZAY4e5L.
2. Innovation Union Scoreboard 2014, http://era.gv.at/object/document/1275/attach/20140327-innovation-union-scoreboard-2014.pdf
3. Innovation Union Scoreboard 2015, http://ec.europa.eu/growth/industry/innovation/facts-figures/scoreboards/files/ius-2015_en.pdf.
4. GIS, Global innovation Index, http://www.proinno-europe.eu/page/thematic-papers-1.
5. Community Innovation Survey 2008 – 2012, http://ec.europa.eu/eurostat/data/database.
6. Европейска комисия (2012), Съюз за иновации 2011 г., Служба за публикации на Европейския съюз, 2012г., http://ec.europa.eu/enterprise/policies/innovation/files/ius-2011_en.pdf.
7. Иновации.бг 2013, С., Фондация „Приложни изследвания и комуникации“, 2013.
8. http://ec.europa.eu/regional_policy/thefunds/funding/index_bg.cfm .
9. ОПИК 2014-2020г. – проект м. октомври 2013г., http://www.opcompetitiveness.bg/images/module3/1211_131008_OPIC_draft_fin_CKZ_clean_BG.pdf/.
10. Иновационната стратегия за интелигентна специализация на Република България (работна версия) 28 май 2013, http://www.mi.government.bg/files/useruploads/files/ris3_28_05_2013.pdf.
11. Стратегията на ЕС „Европа 2020“,
http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2010:2020:FIN:BG:PDF.
12. Национална стратегия за развитие на научните изследвания 2020 http://www.strategy.bg/StrategicDocuments/View.aspx?lang=bg-BG&Id=708.
13. Съчетаването на интелигентен и устойчив растеж чрез интелигентна специализация, Практическо ръководство за управляващи органи на ЕФРР, ЕК, 2012, http://www.mi.government.bg/files/useruploads/files/innovations/manualnovember2012.pdf.
14. http://www.eufunds.bg/bg/pubs/3455.
15. http://www.opcompetitiveness.bg/module4.php?menu_id=12&id=114.
16. http://www.opcompetitiveness.bg/module4.php?menu_id=13.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:26