Инновационная деятельность в Болгарии: состояние и перспективы развития
Дамянова Л.Т.1
1 Софийский химико-технологический и металлургический университет
Скачать PDF | Загрузок: 15 | Цитирований: 3
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 5, Номер 3 (Июль-Сентябрь 2015)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25774605
Цитирований: 3 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Инновации являются важным фактором для достижения конкурентоспособности и устойчивого развития в турбулентной бизнес-среде. Они являются основой новой стратегии ЕС «Европа 2020».
В статье представлены анализ и оценка инновационной деятельности в Болгарии. Рассматривается место Болгарии по степени инновативности и технологического развития в различных международных рейтингах; анализируется инновационная деятельность болгарских компаний; выявляются существующие проблемы и препятствия для инноваций; определяются перспективы развития и вырабатываются рекомендации по совершенствованию инновационной деятельности в стране.
Ключевые слова: информация, материя, материальная реальность, идеальная реальность, социальная реальность, виртуальная реальность, инновации виртуальной реальности
Состояние и проблемы инновационной деятельности в Болгарии
Стремление к стабильной макроэкономической среде в Болгарии в последние годы сочетается с очень низким уровнем показателей, характеризующих инновационную деятельность в нашей стране. Об этом свидетельствуют результаты нескольких международных исследований. Результаты рейтинга Innovation Union Scoreboard 2013, ведущая инициатива стратегии „Европа 2020“, показывают, что после регистрированного быстрого догоняющего роста за период 2006 – 2010 г., у Болгарии наблюдается самый большой спад в годовом рейтинге стран ЕС по общему инновационному индексу (Summary Innovation Index), где она занимает последнее место (рис. 1).
Индекс для нашей страны, который измеряет состояние и качество научных исследований и инновационной инфраструктуры, инновационной деятельности на уровне фирм и достигнутого экономического эффекта, в 2013 году упал на целых 18,7% по сравнению с 2010 годом [1]. Результаты рейтинга Innovation Union Scoreboard 2014 показывают, что все индикаторы, кроме молодежи с профессиональным образованием, у Болгарии хуже, чем в среднем по ЕС. Болгария продолжает оставаться на последнем месте по стоимости общего инновационного индекса. Самый ниский уровень отмечается по показателям, связанным с инвестированием венчурного капитала и аспирантов из стран за пределами ЕС [2]. По результатам классации Innovation Union Scoreboard 2015 Болгария занимает предпоследнее место, за ней только Румыния [3].
Рисунок 1. Рейтинг стран ЕС по общему инновационному индексу в 2013 году и изменения в индексе по сравнению с 2010 годом.
Примечание: Общий инновационный индекс вычисляется на основе 25 показателей и принимает стоимости от 0 до 1. По стоимости общего инновационного индекса страны подразделяются на 4 группы: 1. инновационные лидеры (innovation leaders)– те страны, у которых инновационный индекс более чем на 20% выше среднего для ЕС; 2. инновационные последователи (innovation followers)– те страны, у которых инновационный индекс составляет от 90% до 120% среднего для ЕС; 3. умеренные/средние инноваторы (moderate innovators)– те страны, у которых инновационный индекс составляет от 50% до 90% среднего для ЕС; 4. скромные инноваторы (modest innovators)– те страны, у которых инновационный индекс составляет менее 50% среднего для ЕС.
Аналогичная картина для Болгарии наблюдается и согласно данным Глобального инновационного индекса и Индекса глобальной конкурентоспособности. По данным Глобального инновационного индекса в ранг-листе государств ЕС-27 и их основных международных партнеров, Болгария находится на 38-й позиции из 48 обследованных стран. Это международная система, которая учитывает инновационный профиль государств-членов ЕС и их основных международных партнеров на основе трех составных индикаторов - активности компаний и их деятельности; кадровые ресурсы; наличие инфраструктуры. Следует отметить, что по каждому из рассмотренных показателей происходит дальнейшее ухудшение нашего инновационного потенциала. Особенно заметно это в показателе "кадровых ресурсов", где по сравнению с 2000 годом, Болгария отстает на 11 позиций в 2008 году [4].
По Индексу глобальной конкурентоспособности 2013-2014 г. Болгария занимает 57-ое место среди 148 стран без существенных изменений в последние годы. Согласно данному рейтингу инновации являетюся самым слабым фактором конкурентоспособности болгарской экономики.
Проведение несфокусированной, противоречивой и необеспеченной необходимым финансированием научной, технологической и инновационной политики в Болгарии является одной из основных причин для очень низкой инновационной активности бизнеса. Большая часть болгарского бизнеса не развивает инновационной деятельности или внедряет новые процессы и продукты на очень низком уровне новизны, без существенного влияния на экономику в целом. Доказательством этого является низкая доля высокотехнологических отраслей в общем объеме экспорта страны - 3,8% в 2011 году, в то время как в среднем по ЕС-27 этот показатель составляет около 15%. Болгария так же имеет самую низкую производительность труда в ЕС.
Исследования инновационной деятельности предприятий в ЕС (Community Innovation Survey –CIS) для пятилетнего периода 2008г. - 2012 г. обнаружили, что одна треть компаний в Европе классифицируются как инновационные. В Болгарии только 13% предприятий определяют себя как инновационные. По этому показателю, в очередной год, наша страна занимает одно из последних мест. Инновационными лидерами в Европе во время кризиса являются Германия (45% предприятий), Словения (50%), Великобритания (45%), а после Болгарии остаются Венгрия (11,4%), Польша (11,34%) и Румыния (10,75%) (рис. 2). [5].
Рисунок 2. Рейтинг стран ЕС по доле предприятий с инновационной деятельностью (%)
Болгарские компании затрачивают только 0,3 % с ВВП на НИОКР, в то время как в среднем этот показатель для компаний в ЕС составляет 1,23 % [6]. Расходы на НИОКР в частном секторе, или вернее их отсутствие, имеет особенно сильное негативное влияние на инновации. В то же время предприятия сталкиваются с рядом трудностей, связанных с отсутствием квалифицированного персонала, доступом к прикладным исследованиям и их финансированием, а так же с расплывчатой долгосрочной визией о развитии бизнеса в регионах. Незначительно и создание инновационных сетей. Только 3,3% инновационных предприятий в Болгарии полагаются на внешних организаций (бизнес-партнеров, университетов, научно-исследовательских учреждений) в качестве источника информации и идей для развития новых процессов и продуктов [7]. Только Румыния (2,93%) имеет более низкие показатели оценки инновационного взаимодействия. А в сегодняшней глобальной экономике взаимодействия для реализации инноваций становятся центральным фактором для выживания.
Причин слабого развития инновационной деятельности в нашей стране много, но среди них особенно выделяются небольшой размер средств, израсходованных на НИОКР, проведение несфокусированной, непоследовательной и необеспеченной необходимым финансированием научной, технологической и инновационной политики, снижение уровня образования, слабая взаимосвязь между наукой и бизнесом, плохая инновационная инфраструктура, недостатки в нормативно-правовой базе, в бизнес-среде, которая не стимулирует инновационную активность фирм.
По сравнению с ЕС и быстро развивающихся стран, финансирование научных исследований и инноваций в Болгарии является слабым и средства распределяются в основном на институциональном уровне, а не на основе конкурентных потоков. В период 2000г.-2013г., расходы на НИОКР в стране составляют лишь 0,44 % -0,65 % с ВВП, и примерно в 4 раза ниже, чем в среднем по ЕС (рис. 3).
Рисунок 3. Расходы на НИОКР в Болгарии, 2000-2013 год
Общественные научно-исследовательские организации в значительной степени зависят от институционального финансирования из республиканского бюджета. Уровень финансирования в настоящее время охватывает только основные расходы, в основном зарплаты ученых. Диверсификация механизмов финансирования на конкурсной основе будет большим подспорьем для стимулирования успехов в научно-исследовательской деятельности и достижения целей к 2020 году. В действительности, однако, финансирование проектов, управляемыми Фондом научных исследований (ФНИ) сократилось за последние три года из-за наложенного режима строгих бюджетных ограничений, в результате чего объявление научных конкурсов происходит очень редко. Болгария недостаточно усваивает средства, предоставляемые Европейскими структурными фондами. За период 2007-2013г. она усвоила лишь только 52,2% предоставляемых ей средств по оперативным программам и по этому показателю находится на одном из последних мест в ЕС, после нее находятся только Словакия, Румыния и Хорватия. (Рис.4). При этом из усвоенных средств только 4,4% были направлены на научные исследования, технологическое развитие, инновации и предпринимательство. По этому показателю Болгария занимает последнее место в ЕС [8](рис. 5).
Рисунок 4. Классация стран ЕС по доле усвоенных средств из структурных фондов ЕС
Рисунок 5. Классация стран по доле средств из ЕС, направляемых на научные исследования, технологическое развитие, инновации и предпринимательство
Проводимая в Болгарии в последние годы политика в области образования, научных исследований, технологического развития и инноваций не является достаточно эффективной, чтобы привести к реальным положительным изменениям, соответствующим темпам развития европейских экономик. Особенно тревожным является снижение уровня образования, что предвещает дальнейшее ухудшение способности болгарской экономики абсорбировать и создавать новшества.
Еще многое предстоит сделать в плане улучшения бизнес-среды. Нормативное бремя и административные расходы на инновации по-прежнему в Болгарии выше, чем во многих европейских странах. Согласно докладу „Doing Business” 2013 по этому показателю Болгария занимает 9-е место среди 10 новых стран-членов ЕС, за исключением Румынии, которая занимет последнее место.
В целом, национальная инновационная система в стране характеризуется слабым спросом и предложением инноваций. Слабое внутреннее потребление не поощряет бизнес-инновации. Экспортно-ориентированные компании разрабатывают инновации в соответствии с потребностями иностранных рынков и часто предпочитают покупать зарубежные инновации. Нет тенденции усиления научных исследований на предприятиях. Связь между бизнесом, наукой и образованием не институциональна.
В 2011 году затраты на приобретение основных средств во всех секторах экономики достигли 24% ВВП Болгарии по сравнению с 46% в 2007 году [9]. Ограничение инвестиций в экономику приводит к ограничению возможностей для экономического роста, как по линии экстенсивного роста так и создавая барьеры на пути развития инновационного потенциала предприятий и достижения интенсивного роста. Иностранные инвестиции в Болгарии не имеют никакого влияния на развитие инноваций на основе результатов научных исследований. При наличии сильно развитого и недорогого научного потенциала развивающихся рынков, возможности для Болгарии по привлечению таких инвестиций ограничиваются независимо от благоприятных макроэкономических условий в стране.
Еще одна серьезная проблемма для страны является дефицит кадровых ресурсов в области науки и инноваций. Доля персонала и исследователей, занимающихся научными исследованиями и инновациями в Болгарии одна из самых низких в ЕС. По этому показателю Болгария находится на сопоставимом уровне с Мальтой, а за ними только Кипр и Румыния [10]. По данным Национального института статистики в 2010 году и 2011 году, общее число людей, занятых в области исследований и инноваций составляет соответственно 20 823 и 20 810 человек (16 574 и 16 986 в эквиваленте полной занятости). Количество сотрудников является относительно стабильным в течение последних пяти лет, с небольшим снижением в государственном секторе и увеличением в секторе высшего образования. При распределении по наукам доминируют естественные и технические науки, а в последние два года увеличилась доля первых за счет вторых.
Высшее образование в области ИКТ не может удовлетворить требования промышленности по кадровым ресурсам. Одной из причин является «утечка мозгов» в другие страны; Другой причиной является отсутствие внимания к ИКТ в системе среднего образования. В секторе не хватает специалистов, и несмотря на большое количество студентов-выпускников в любой из специальностей в области ИКТ (около 3000 в год), качество образования в области ИКТ ухудшается в большинстве университетах. Наличие адекватных компьютерных и Интернет навыков является основной предпосылкой для более широкого использования услуг на базе ИКТ и развития отраслей экономики с высоким инновационным потенциалом. В этом отношении Болгария по-прежнему отстает от среднего уровня по ЕС-27. По данным Digital Agenda Scoreboard в 2011 году только 42% нашего населения имеет определенный уровень компьютерной грамотности и 50% имеют интернет навыки, а в среднем по ЕС эти показатели соответственно – 67% и 73%; люди с высокой компьютерной квалификацией у нас составляют 11%, а в среднем по ЕС 27%, в то время как те, с средними навыками у нас 27,7%, а в среднем по ЕС– 52,5%.
Перспективы развития инновационной деятельности в Болгарии
В период 2014-2020г. инновационная деятельност в Болгарии будет направлена на достижение трех целей, поставленных в стратегии ЕС «Европа 2020» – обеспечение интеллигентного, устойчивого и приобщающего роста [11]. Эта стратегия подчеркивает необходимость перехода к низкоуглеродной, ресурсоэффективной экономике в качестве новой парадигмы для устойчивого развития. В соответствии с нею Национальная стратегия развития научных исследований 2020 [12] предусматривает, что приоритетные направления науки в Болгарии до 2020 года будут:
1. Энергия, эффективность энергетики и транспорт; Развитие зеленых и эко-технологий;
2. Здоровье и качество жизни, биотехнологии и органическая пища (экологически чистые пищевые продукты);
3. Новые материалы и технологии;
4. Культурно-историческое наследие;
5. Информационные и коммуникационные технологии.
Она также предусматривает:
- увеличение средств на финансирование научных исследований и инноваций до 1,5% ВВП к 2020 году, из которых по меньшей мере 0,7% будут являться государственными расходами на науку;
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях исследований, эффективное использование национальных и европейских фондов и улучшение соотношения между институциональным и программным финансированием;
- введение эффективной системы оценки научно-исследовательской деятельности, которая будет позволять государству анализировать как эффективность научной политики, так и определять меры по ее совершенствованию на основе сопоставимости и соизмерения качества научно-исследовательской деятельности в стране с мировыми и европейскими стандартами;
- расширение участия промышленных партнеров в процессе инноваций и совершенствование трансфера знаний и инноваций к экономике и обществу. К 2020 году Болгария должна модернизировать свою исследовательскую среду и суметь стать конкурентоспособным партнером.
Данная стратегическая визия не только стремится удовлетворить европейские перспективы, но и создать условия для реализации поставленных национальных целей и показателей, с тем чтобы к 2020 году наша страна получила статус «умеренного новатора» в Европейском инновационном рейтинге.
Для достижения целей стратегии „Европа 2020“, а так же и для обеспечения более эффективного использования средств из структурных фондов ЕС, все страны входящие в ЕС должны разработать и преминить свои инновационные стратегии для интеллигинтой специализации (smart specialization), основанные на знаниях и инновациях. Находящаяся в процессе разработки инновационная стратегия для интеллигентной специализации в Болгарии предусматривает [10]:
- обеспечение устойчивого роста за счет интеллигентной специализации;
- построение зеленой и более конкурентоспособной экономики с более эффективным использованием ресурсов;
- инвестирование больше средств в развитие научных исследований и инноваций и предпринимательского потенциала в таких областях, как устойчивая энергетика, экосистемные услуги и эко-инновации;
- переход к экономике с низкими эмиссиями углекислого газа и рациональному использованию ресурсов на основе инноваций; ориентация на технологии ветроэнергетики; фотовольтаические технологии (солнечные панели); технологии биотоплива; технологии для электрических сетей будущего; технологии использования возобновляемых источников нагрева и охлаждения; электростанции с нулевым выбросом ископаемого топлива; технологическая платформа для устойчивого развития ядерной энергетики; технология преобразования химической энергии окисления топлива в электрическую; рентабельные технологии с низким содержанием углерода;
- сосредоточение на инновации для устойчивого развития энергетики: чистые угольные технологии; Европейские сети «умного» хранения энергии и электричества; интеллигентные, энергоэффективные здания и города; использование экономных и чистых энергоэффективных транспортных средств; энергия из химического топлива; возобновляемые источники энергии; устойчивые ядерные и возобновляемые источники энергии [13]. Все это не может быть достигнуто без активного использования возможностей трансрегионального и международного сотрудничества.
В ближайшие годы строительство инновационной инфраструктуры в стране будет продолжаться. В ходе строительство первого научно-технического парка в Софии, где приоритетно будут развиваться ИКТ, науки связанные со здравоохранением (фармацевтика, медицина, микробиология) и «зеленые» технологии [14]. Продолжается реализация процедур в рамках оперативной программы «Конкурентоспособность» для: создания новых и укрепления существующих офисов для технологического трансфера; создания новых и укрепления существующих технологических центров; поддерживания развития кластеров в Болгарии [15]. Так же будут продолжаться процедуры технологической модернизации малых и средних предприятий; технологической модернизации крупных предприятий; поддержка дла внедрения инноваций стартирующими предприятиями; поддержка R&D болгарских предприятий; развитие инновационных стартапов путем поддержки внедрения инновационных продуктов, процессов и услуг; развитие прикладных исследований в научно-исследовательских организациях в Болгарии; инвестиции в «зеленую промышленность» [16]. Открыта для участия и процедура «Энергоэффективность и зеленая экономика».
В период 2014-2020 гг, государственное финансирование инноваций в стране будет осуществляться в основном через Оперативную программу «Конкурентоспособность и инновации». В ней предусматривается инвестиционный приоритет 1.1: «Поощрение инвестиций в области исследования и инноваций, и развитие связей между бизнесом и научно-исследовательскими центрами, а также поддержка совершенствования производственных возможностей и экспериментального производства в ключевых перспективных технологих». Очертан и подприоритет «Повышение качества и эффективности научных исследований и инноваций» и определены конкретные области воздействия. В инвестиционном приоритете 2.1: «Поддержка перехода к ресурсно эффективной экономике и стимулирование зеленого роста» с подприоритетом «Повышение эффективности использования ресурсов», предусмотрены меры по внедрению низкоуглеродистых, энергосберегающих и малоотходных технологий, утилизации и переработки большего количества отходов. В соответствии инвестиционным приоритетом 2.2: «Содействие энергетической эффективности и использованию возобновляемых источников энергии на предприятиях» предусмотрены меры воздействия на повышение эффективности энергопотребления и стимулирование инвестиций в технологии производства и потребления энергии с возобновляемых источников в предприятиях [6].
Общая сумма средств по оперативной программе «Инновации и конкурентоспособность» 2014-2020 составляет 1 192 711 тысяч евро, из которых 1 037 140 тысяч евро (85% средств) являются финансированием ЕС из Европейского фонда регионального развития и 174 332 тысяч евро (15% средств) национальное софинансирование.
Заключение
На основе проведенного анализа мы можем дать следующие рекомендации по улучшению инновационной деятельности в Болгарии:
- разработка долгосрочной инновационной политики на национальном уровне и обеспечение согласованности и взаимосвязанности между различными документами, регламентирующими инновационную деятельность в Болгарии в долгосрочной перспективе: Национальная стратегия по развитию научных исследований до 2020 года, Инновационная стратегия для интеллигентной специализации, Национальная программа реформ, Национальная программа развития: Болгария 2020, Оперативная программа „Инновации и конкурентоспособность” 2014-2020 и т.д.;
- определение приоритетов для развития значимых для экономики и общества научных исследований и инновационных технологий;
- реализация институциональной реформы в инновационной системе Болгарии в целях достижения лучшей координации между институтами, которые определяют политику и поощрение инноваций во всех ключевых секторах экономики;
- постепенное увеличение средств на научные исследования и технологическое развитие в процентах с ВВП, в наибольшей степени– путем принятия мер для стимулирования частных инвестиций в НИОКР;
- более широкое применение проектного финансирования и распределение средств на основе конкурсов. Конкурсное финансирование служит инструментом не только отбора перспективных проектов, посредством квалифицированной научной экспертизы заявок, но и жесткого контроля уровня проводимых работ, ввиду того, что при принятии решения о выделении нового гранта учитывается успешность выполнения и уровень публикаций по предыдущим проектам, которые вел исследователь;
- повышение эффективности государственных расходов на научные исследования путем увеличения финансирования для исследований в зависимости от достигнутых результатов на основе регулярного и независимого мониторинга и оценки;
- в области бизнес-инноваций - упрощение процедур и пересмотр критериев и процесса распределения финансирования увеличат усвоение средств и дадут гарантию того, что финансирование будут получать инновационные компании с наибольшим воздействием;
- стратегическое сосредоточение ограниченных ресуров в нескольких ключевых областях, чтобы гарантировать, что средства расходуются там, где они имеют наибольшее влияние на экономику;
- содействие открытым инновациям (open innovation) через взаимодействие между научно-исследовательской деятельностью, бизнесом и образованием в рамках так называемого «треугольника знаний», и, в частности трансфер знаний между государственными научно-исследовательскими институтами и частным сектором. Так как большинство каналов трансфера имеют цифровую основу, беспроблемный доступ к онлайн-контенту и цифровым услугам имеет решающее значение для более интенсивного сотрудничества в научных кругах;
- укрепление транснационального сотрудничества в области научных исследований и инноваций;
- содействие развитию малых и средних предприятий, осуществляющих научно- исследовательскую и инновационную деятельность;
- внедрение новых инновационных инструментов, направленных на различные стадии инновационной цепочки. Большое значение в разработке программ поддержки имеет умение правительства проводить разграничение между существующими компаниями и стартапами, которые будут поддерживаться различными инструментами;
- разработка механизмов поощрения университетов и других неправительственных организаций к сотрудничеству с бизнесом для коммерциализации изобретений и новых технологий;
- реформы на всех уровнях системы образования и системы подготовки и переподготовки работников, безработных и обездоленных групп, чтобы улучшить качество образования, компьютерную грамотность населения и достичь соответствия между спросом и предложением специалистов с определенной квалификацией на рынке труда;
- улучшение системы высшего образования путем введения мер по повышению качества, адекватности и эффективности высшего образования путем пересмотра существующих моделей управления и финансирования;
- обучение молодых кадров по просьбе и при финансовом участии бизнеса и продвижение достижений молодых исследователей; внедрение программного начала в докторантуре и преимущественно проектного финансирования докторской степени по проектам, представляющим интерес для промышленности;
- усиление практической ориентации обучения и уделение большего внимания качеству стажировок;
- улучшение взаимодействия между различными организациями, государственными и частными, участвующими в инновационном процессе, при помощи современных межинституциональных структур, таких как кластеров, технологических центров, центров трансфера технологий, центров для коммерциализации патентов и интеллектуальной собственности и т.д.;
- улучшение управления интеллектуальной собственностью в финансируемых государством научно-исследовательских организациях и университетах;
- создание механизмов координации, типа национальных технологических платформ, объединяющих научные и промышленные интересы;
- расширение схем предоставления стартового капитала для финансирования рисковых исследований и обеспечения устойчивости фирм на рынке;
- улучшение координации между Фондом научных исследований и Национальным инновационным фондом, в том числе и путем обмена информацией и результатами;
- содействие государственно-частному партнерству – государство должно вмешаться активно определяя концепцию, структуру и бизнес-модель организаций, которые бы успешно реализовали инновации в рамках устойчивого государственно-частного партнерства.
Инновационный путь развития экономики является безальтернативным для нашей страны. Преодоление экономического отставания по целому ряду показателей, модернизацию экономики и обеспечение долговременного устойчивого развития нельзя достичь без совершенствования системы финансирования и стимулирования инновационных процессов в стране.
Источники:
2. Innovation Union Scoreboard 2014, http://era.gv.at/object/document/1275/attach/20140327-innovation-union-scoreboard-2014.pdf
3. Innovation Union Scoreboard 2015, http://ec.europa.eu/growth/industry/innovation/facts-figures/scoreboards/files/ius-2015_en.pdf.
4. GIS, Global innovation Index, http://www.proinno-europe.eu/page/thematic-papers-1.
5. Community Innovation Survey 2008 – 2012, http://ec.europa.eu/eurostat/data/database.
6. Европейска комисия (2012), Съюз за иновации 2011 г., Служба за публикации на Европейския съюз, 2012г., http://ec.europa.eu/enterprise/policies/innovation/files/ius-2011_en.pdf.
7. Иновации.бг 2013, С., Фондация „Приложни изследвания и комуникации“, 2013.
8. http://ec.europa.eu/regional_policy/thefunds/funding/index_bg.cfm .
9. ОПИК 2014-2020г. – проект м. октомври 2013г., http://www.opcompetitiveness.bg/images/module3/1211_131008_OPIC_draft_fin_CKZ_clean_BG.pdf/.
10. Иновационната стратегия за интелигентна специализация на Република България (работна версия) 28 май 2013, http://www.mi.government.bg/files/useruploads/files/ris3_28_05_2013.pdf.
11. Стратегията на ЕС „Европа 2020“,
http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2010:2020:FIN:BG:PDF.
12. Национална стратегия за развитие на научните изследвания 2020 http://www.strategy.bg/StrategicDocuments/View.aspx?lang=bg-BG&Id=708.
13. Съчетаването на интелигентен и устойчив растеж чрез интелигентна специализация, Практическо ръководство за управляващи органи на ЕФРР, ЕК, 2012, http://www.mi.government.bg/files/useruploads/files/innovations/manualnovember2012.pdf.
14. http://www.eufunds.bg/bg/pubs/3455.
15. http://www.opcompetitiveness.bg/module4.php?menu_id=12&id=114.
16. http://www.opcompetitiveness.bg/module4.php?menu_id=13.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:26