Этапы и сценарии развития цифровых образовательных платформ
Максименко А.Ю.1,2
1 Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей
2 Самарский государственный университет путей сообщения
Скачать PDF | Загрузок: 34
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 6 (Июнь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=68015163
Аннотация:
Статья посвящена анализу этапов и сценариев развития цифровых платформ в сфере образования. Сегодня такие платформы расширяют свое присутствие на рынке профессионального образования, а в будущем претендуют на значительную роль в сфере развития человеческого капитала.
В рамках исследования под цифровой образовательной платформой понимается система алгоритмизированных взаимовыгодных отношений независимых участников образовательной деятельности, осуществляемых в единой информационной среде, приводящая к снижению транзакционных издержек за счет применения цифровых технологий. В статье выделено и описано пять этапов развития платформы: разработка, вывод на рынок, рост, зрелость, спад. Данные этапы рассмотрены отдельно через призму происходящих процессов и влияющих факторов.
В рамках исследования выполнен анализ сценариев развития цифровых образовательных платформ, который базируется на природе создания платформы – той среды, из которой «вырастает» платформа. Подход позволил выделить шесть основных сценариев происхождения платформы.
Материалы, изложенные в статье, могут представлять интерес для менеджмента образовательных организаций, работников корпоративных учебных центров, специалистов HR-структур государственных и негосударственных корпораций.
Ключевые слова: человеческий капитал, цифровые образовательные платформы, высшее образование
JEL-классификация: I23, I25, I26, E24, J24, O15
Введение
Большинство исследований, посвященных совершенствованию системы образования, фокусируется на административном устройстве образовательных организаций: образовательных программах, процессах реализации образовательных программ, их содержании и условиях реализации. Если ставить в центр обучающегося (слушателя курсов), то результат совершенствования системы образования может оказаться другим. Сами образовательные организации рискуют потерять ценность. За период своего развития модель образования не сильно изменилась, в основе модели – передача знаний от их носителей к обучающимся. Менялся процесс передачи знаний: от вещательной передачи материала с заучиванием и последующей проверкой к синхронному и асинхронному кастомизированному взаимодействию в информационной образовательной среде.
Базовым условием получения профессионального образования является внутренний запрос на обучение самого обучающегося. Сегодня это условие увязывается с наличием социальных гарантий: обучающиеся (или их представители) хотят иметь гарантии того, что не зря тратят время и рассчитывают на некий результат относительно своей востребованности на рынке образования. Такие гарантии сегодня предоставляет государство и рынок. С развитием сетевых информационных технологий расширились возможности для реализации образовательных программ, в особенности, профессиональных. Модель, в которой преподаватель (носитель знания) передает знания обучающемуся по его запросу, уходит в прошлое. В первую очередь, по причине доступности знаний: вся информация есть, остается только взять нужное. Доступность, простота получения информации привела к проблеме потребления информации: что потреблять, в каком количестве, в какой последовательности. Возникла потребность в создании промежуточной роли между обучающимся и преподавателем в информационной образовательной среде, роли электронного тьютора, помогающего взять нужные знания в нужной последовательность и объеме и выстроить схему потребления нового знания в зависимости от целей обучающегося. Задача сложная, особенно в свете того, что сам обучающийся не до конца осознает свою потребность, свой интерес и границы своего интереса. Возникает запрос общества на архитектора человеческого капитала – помощника, позволяющего идентифицировать потребность в знаниях и эффективно их получить.
Ответом на вызов общества является образование, реализуемое в новой бизнес-модели, предполагающей наличие цифровой платформы – возникает актуальность цифровой образовательной платформы. Принципы создания цифровых образовательных платформ едины [6]: алгоритмизированные и взаимовыгодные отношения независимых участников образовательной деятельности, взаимодействие в единой информационной среде, выгода участников в снижении транзакционных издержек за счет применения цифровых технологий. При этом условия построения цифровых образовательных платформ различны. Основным отличием является ресурсное обеспечение, определяющее путь образования платформы. Ресурсы, дающие конкурентные преимущества создателям платформ, формируют сценарии и этапы их развития. Учитывая возрастающую роль платформенного образования, исследование условий развития цифровых платформ представляется весьма актуальным.
Цель, задачи и методы исследования
Целью исследования является анализ этапов и сценариев развития цифровых платформ в сфере образования – цифровых образовательных платформ. Сегодня данные платформы расширяют свое присутствие на рынке профессионального образования. Существуют различные экспертные оценки такого развития [1–5], которые сходятся в том, что в будущем именно цифровым образовательным платформам будет принадлежать значительная доля сферы развития человеческого капитала.
Для достижения заявленной цели поставлены и решены следующие основные задачи: выполнен анализ цифровой образовательной платформы и описаны ее компоненты; описаны этапы развития цифровых образовательных платформ в виде кривой жизненного цикла продукта; описаны сценарии развития цифровых образовательных платформ исходя из различия в ресурсах.
Настоящее исследование является частью комплексного научного исследования, посвященного совершенствованию системы профессионального образования, проводимого на базе Самарского государственного университета путей сообщения. Методологической основой исследования являются: классическая экономическая теория, включающая теорию экономического роста и развития секторальной экономики на основе воспроизводства знаний и рынка труда; институциональная, эволюционная теории, основные направления ресурсной концепции. Проведенное исследование опиралось на результаты научных исследований в сфере экономики образования [1–13], в том числе, работы научной школы Самарского государственного университет путей сообщения [6–13].
1. Цифровая образовательная платформа и ее элементы
С начала XXI века наблюдается рост интереса к платформенному образованию. Национальный корпус русского языка [14] – представительная коллекция текстов на русском языке, оснащенная лингвистической разметкой и мощными инструментами поиска, фиксирует рост использования понятий, описывающих феномен цифровых образовательных платформ, начиная с конца XX века. Существует несколько определений и подходов к идентификации цифровых платформ, создаваемых для сферы образования. Первые исходят из системно-информационной составляющей, акцентируя внимание на цифровых решениях и алгоритмах взаимодействия пользователей. Вторые исходят из системы экономических отношений и бизнес-модели, заложенной в платформу.
В рамках настоящего исследования под цифровой образовательной платформой понимается система алгоритмизированных взаимовыгодных отношений независимых участников образовательной деятельности, осуществляемых в единой информационной среде, приводящая к снижению транзакционных издержек за счет применения цифровых технологий. Данное определение наиболее полно отражает назначение платформы и состав ее базовых элементов, формирующих ценность: платформа, образование, цифровизация (рис. 1). Проведем анализ – рассмотрим эти элементы в отдельности.
Рис. 1 – Компоненты цифровой образовательной платформы
(составлено автором)
Цифровизация (Ц) – элемент, отвечающий за новые технологии, алгоритмы снижения транзакционных издержек за счет использования цифровых технологий. Элемент представляет собой технологическую компоненту платформы. В экономической модели платформы это наиболее ресурсоёмкий элемент, формирующий большую часть капитальных затрат и незначительную часть эксплуатационных расходов. Это затраты и расходы на создание и поддержание работы платформы, а также развитие цифровых сервисов.
Образование (О) – элемент, отвечающий за взаимовыгодные отношения независимых участников образовательной деятельности. Элемент представляет собой экономическую компоненту платформы. Образование – базовая услуга платформы. В экономической модели платформы это переменные затраты – основная часть эксплуатационных расходов. Это расходы на создание образовательных программ, учебных курсов и модулей, затраты на создание контента для образовательных программ, а также оплату труда участников образовательной деятельности.
Платформа (П) – элемент, отвечающий за открытую информационную систему. Элемент представляет собой техническую компоненту платформы. В экономической модели платформы это капитальные затраты, связанные с созданием платформы: программный продукт, как основа платформы; перечень ролей пользователей платформы; протоколы доступа и граничные возможности. От выбора информационной архитектуры и системы взаимодействия пользователей зависит эффективность продвижения платформы.
Проведем синтез – рассмотрим эти элементы в сочетании друг с другом.
Образование и платформа (ОП – образовательная платформа) – это информационная образовательная система (ИОС). Такая система имеется в большинстве современных образовательных учреждений, а для образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, является обязательной. Система не дает ценности в виде сокращения транзакционных издержек, хотя в некоторых ИОС такие механизмы имеются. Отсутствие выгоды в виде снижения издержек ограничивает рост независимых пользователей системы. Большая часть современных ИОС используется образовательными организациями в качестве альтернативного механизма реализации образовательных программ, например, в период вынужденных ограничений контактной работы (пандемия, период сезонных заболеваний, удаленная работа и пр.).
Цифровизация и платформа (ЦП – цифровая платформа) – это технико-технологическое решение, не дающее ценности в виде услуги. В рассматриваемом аспекте – это цифровая образовательная платформа до ее запуска на рынок и набора пользователей или не наполненная контентом система. В существующем виде – это убыточная система, не дающая прибыли за счет отсутствия или малого числа пользователей.
Цифровизация и образование (ЦО – цифровое образование) – это цифровые образовательные технологии, не дающие ценности за счет своей закрытости. Такое сочетание не является платформенным. Система дает ценность в виде снижения издержек и используется образовательными организациями в качестве дополнительного механизма реализации образовательных программ в форме смешанного обучения – сочетания контактных форм обучения с самостоятельной работой пользователей в цифровой среде. Также возможен вариант использования механизма в качестве основного формата взаимодействия участников образовательного процесса – дистанционное обучение в закрытых от внешних пользователей системах.
Цифровизация, образование и платформа (ЦОП – цифровая образовательная платформа) – это конечное состояние платформы, сочетающее в себе все элементы: взаимовыгодные отношения, цифровые технологии и объединяющую открытую платформу. Такое сочетание несет ценность для пользователей. Открытость дает свободу выбора и делает платформу интересной для входа. В то же время открытость заставляет создателей платформы искать конкурентные преимущества, которые могут выражаться не только в виде сокращения транзакционных издержек, но и в содержании и условиях реализации образовательных программ, ресурсном обеспечении (конфигурации ресурсов), пользовательском интерфейсе платформы и др.
2. Этапы развития цифровых образовательных платформ
Цифровая образовательная платформа как информационная среда имеет жизненный цикл, определяющий этапы развития. В общем виде, достаточном для изучения платформ, можно выделить пять этапов (рис. 2): разработка платформы, вывод на рынок, рост платформы, зрелость, спад. Рассмотрим эти этапы отдельно через призму происходящих процессов и влияющих факторов.
Этап разработки платформы. Происходит проектирование и разработка цифровой образовательной платформы, тестирование работы и пилотный запуск. Полезность платформы на этом этапе отсутствует. Основными факторами этапа являются: выбор рынка и целевой аудитории, архитектура платформы, стратегия вывода на рынок, качество разработки, инвестиционная модель. От этих факторов, как от фундамента, зависит дальнейшее развитие платформы. Продолжительность этапа – от нескольких месяцев до года. Слишком длительный период этапа сопряжен с ростом издержек, что негативно скажется на экономических показателях.
Этап вывода платформы на рынок. На этом этапе начинается рост пользователей, для которых ценность платформы пока не высока, но с ростом числа пользователей полезность вырастает. Интерес первых пользователей заключается в занятии более выгодных позиций с точки зрения опыта использования платформенных решений. На этом этапе платформа начинает компенсировать издержки на свое создание за счет роста пользователей. Прибыль пока остается в отрицательной зоне. Основными факторами этапа являются: маркетинговая политика, система стейкхолдеров, включая бизнес и регулятора. От этих факторов зависит скорость увеличения пользователей. Продолжительность этапа – от нескольких недель до нескольких месяцев. Слишком длительный период этапа вывода на рынок может привести к падению экономических показателей и потери инвесторов.
Рис. 2 – Жизненный цикл цифровой образовательной платформы
(составлено автором)
Этап экономического роста платформы. Происходит стремительный рост числа пользователей платформы. Выгода от платформы для пользователей становится очевидной. Основное число пользователей за весь период жизненного цикла приобретается именно в этот период. Прибыль становится положительной и стремительно растет. На этом этапе возможны альтернативные сценарии, например, преждевременный спад. Основными факторами этапа являются: маркетинговая политика, экономическая модель платформы, гибкость платформы. От этих факторов зависит скорость увеличения пользователей. Продолжительность этапа – несколько лет.
Этап зрелости платформы. Рост пользователей платформы замедляется, равно как и рост прибыли. Платформа становится хорошо известным и узнаваемым брендом в соответствующей области (EdTech). На этом этапе требуются системные преобразования – подготовка к трансформации платформы. Если этого не сделать, то неизбежен спад. Основными факторами этапа являются: профессионализм команды управления платформы, стратегия развития, репутация. От этих факторов зависит продолжительность периода, которая составляет несколько лет.
Этап спада. Наблюдается падение интереса пользователей к платформе. Причины этого могут быть различны. Управление платформой направлено на предотвращение данного этапа и запуск трансформации – перевода платформы на другую модель, имеющую дополнительные конкурентные преимущества. Основными факторами этапа являются: профессионализм команды управления платформы, репутация, внешняя среда, конкуренты. Этап может быть стремительным.
3. Сценарии развития цифровых образовательных платформ
Существуют различные подходы к сегментации рынка EdTech-компаний. Большинство систем исходят из двух критериев сегментации: предоставляемые услуги и модель экономического взаимодействия. Предоставляемые услуги могут быть различны: онлайн-библиотеки, онлайн-школы, платформы профессионального обучения и пр. Среди моделей экономического взаимодействия выделяют три варианта: «B2B» – бизнес для бизнеса (business to business), «B2C» – бизнес для частного пользователя (business to customer) и «B2G» – бизнес для государства (business to governance). Сегодня наибольшую динамику роста демонстрируют EdTech-компании, работающие по модели «B2C» и предоставляющие услуги в сегментации «профессиональное обучение». Это – цифровые образовательные платформы и претенденты на них.
В рамках настоящего исследования анализ сценариев развития цифровых образовательных платформ базируется на природе создания платформы – той среды, из которой «вырастает» платформа. Это позволяет оценить преимущества платформы в части доступа к ресурсам. Такой подход позволил выделить шесть основных сценариев происхождения платформы (таблица 1).
Таблица 1 – Сценарии развития цифровых образовательных платформ (составлено автором)
Сценарий
|
Примеры
|
Преимущества
|
Недостатки
|
Формирование
цифровой образовательной платформы на базе крупной компании (корпорации) не
из секторов EduNet и IT
|
Сбер,
РЖД
|
Доступ
к ресурсам (финансовым, кадровым, инфраструктурным);
готовый рынок для внутреннего использования, апробации и быстрого запуска |
Отсутствие
широкой сети партнеров – потенциальных пользователей платформы;
большие затраты на продвижение нового направления бизнеса (преодоление инертности мышления) |
Формирование
цифровой образовательной платформы на базе крупной компании (корпорации) из
сектора IT
|
Google, Яндекс
|
Доступ
к ресурсам (финансовым, кадровым, инфраструктурным);
большая сеть партнеров – потенциальных пользователей платформы |
Ограничение
рынка внутреннего использования
|
Формирование
цифровой образовательной платформы, как EdTech-компании
|
Синергия
|
Наличие
истории развития и репутации в сфере образования; возможность формирования
бизнес-модели как основы развития компании
|
Большие
затраты на продвижение компании; отсутствие изначальной сети партнеров –
потенциальных пользователей платформы
|
Трансформация
системы цифровых сервисов в цифровую образовательную платформу
|
Moodle
|
Наличие
истории развития и репутации в сфере образования; наличие готовых, хорошо
известных программ и интерфейсов взаимодействия с пользователем
|
Сложность
смены технико-технологических решений, ограничение использования чужих
программных продуктов; отсутствие изначальной сети партнеров – потенциальных
пользователей платформы
|
Формирование
цифровой образовательной платформы на базе крупной сетевой образовательной
организации
|
ВШЭ
|
Доступ
к лучшим кадровым, методическим и методологическим исследованиям; возможность
построения образовательных программ на основе научно-инновационной
деятельности
|
Риск
потери финансовой эффективности за счет инфраструктурной нагрузки (издержек);
инертность мышления команд управления и академической среды
|
Формирование
цифровой образовательной платформы на базе консорциума образовательных
организаций
|
Минтранс
|
Доступ
к лучшим кадровым, методическим и методологическим исследованиям; глубокая
интеграция в отрасль или регион
|
Риск
появления внутренних противоречий, обусловленных различными интересами образовательных
организаций; сложность поиска взаимовыгодной финансовой и организационной
модели; инертность мышления команд управления и академической среды
|
Первый сценарий – развитие платформы на базе компании не из секторов EduNet и IT. Такой сценарий характерен для центров корпоративного обучения и цифровых продуктов, создаваемых на их основе. Для этого сценария характерны хорошие стартовые позиции за счет доступа к ресурсам: финансовым, кадровым, инфраструктурным. Узким местом сценария является открытость, которая может быть ограничена соображениями исключительного внутреннего использования платформенных решений. Если же корпорация решается на выход платформы в свободный рынок, то при наличии конкурентных преимуществ может быть достигнут рост платформы. Таким конкурентным преимуществом может быть, например, отраслевая уникальность образовательных продуктов, достигаемая за счет отраслевой специфики продуктов (логистика, медицина, квантовые технологии и др.).
Второй сценарий – развитие платформы на базе компании из сектора IT. Этот сценарий характерен для молодых динамично-развивающихся компаний, диверсифицирующих свой бизнес. В поиске новых рынков и видов деятельности IT-компании справедливо рассматривают рынок образования. Хорошее ресурсное обеспечение и наличие широкой клиентской сети позволяет таким компаниям демонстрировать динамичный рост. Узким местом сценария является привлечение пользователей платформы. Неудачная маркетинговая политика способна быстро растворить все преимущества ресурсного обеспечения.
Третий сценарий – изначальное формирование EdTech-компании. Данный сценарий позволяет сразу сформировать удачную архитектуру платформы. Сценарий соответствует быстрорастущим молодым компаниям, сделавшим ставку на рынок цифрового образования и платформенное обучение. Преимуществом такого сценария является концентрация ресурсов. Задачей менеджмента при этом является создание наиболее эффективной конфигурации ресурсов. Узким местом сценария является запуск платформы, поскольку риски при наличии одного вида деятельности вырастают.
Четвертый сценарий – развитие платформы путем трансформации системы цифровых сервисов в цифровую образовательную платформу. Такой сценарий характерен для компаний, изначально выбравших смежную область или продукты: электронные библиотеки, системы управления электронным обучением, цифровые сервисы и пр. Большой опыт работы на рынке, наличие хорошего ресурсного обеспечения при эффективном управлении позволяет продемонстрировать динамичный рост. Узким местом сценария является привлечение пользователей платформы. Неудачная маркетинговая политика, также как и для второго сценария, способна быстро растворить все преимущества ресурсного обеспечения.
Пятый сценарий – развитие платформы на базе сетевой образовательной организации. Данный сценарий характерен для крупных университетов, сделавших ставку на развитие сетевых форм обучения и платформенного обучения. Период вынужденных ограничений, связанных с пандемией в 2020-21 гг., дал хорошую практику использования разработанных продуктов и пользователей в виде других образовательных организаций. Сформированная за этот период сеть потенциальных клиентов, усиленная преимуществами новых цифровых сервисов, позволила сформировать качественные платформенные продукты. Узким местом является сама организация, попытка которой сохранить традиционное обучение способна снизить динамику развития цифровой платформы.
Шестой сценарий – развитие платформы на базе консорциума образовательных организаций. Сегодня в России наблюдаются ограниченные попытки интеграции образовательных и научных ресурсов на уровне регионов и отраслей. Инициаторами такой интеграции чаще всего являются регионы и регулятор (Минобрауки). В ряде случаев эти попытки имеют успех, и сформированные научно-образовательные центры демонстрируют рост. Побочным продуктом такой интеграции являются образовательные платформы, формируемые как среда поглощения новых знаний, рождаемых в рамках научно-инновационной деятельности. Узким местом является система отношений между организациями. Противоречия между ними способны снизить эффективность работы.
Заключение
Одним из вариантов развития системы профессионального образования в будущем является цифровая образовательная платформа. В рамках исследования цифровая образовательная платформа идентифицирована как система алгоритмизированных взаимовыгодных отношений независимых участников образовательной деятельности, осуществляемых в единой информационной среде, приводящая к снижению транзакционных издержек за счет применения цифровых технологий. Это конечное состояние одного из наиболее перспективных с экономической точки зрения вариантов развития. При этом пути достижения конечного состояния (сценарии) могут быть различны. Основным результатом представленного исследования является анализ этапов и сценариев развития цифровых образовательных платформ.
Теоретическая значимость исследования: выполнен анализ цифровой образовательной платформы и описаны ее компоненты как ресурсное обеспечение, что позволило разработать несколько вариантов развития платформ исходя из различия в ресурсном обеспечении; показаны этапы развития цифровых образовательных платформ в виде кривой жизненного цикла продукта, изучены и систематизированы сценарии развития цифровых образовательных платформ исходя из различия в ресурсах.
Практическая значимость исследования заключается в описанных сценариях роста цифровых образовательных платформ, что позволяет обеспечить содержательную часть стратегий и программ развития бизнеса в области платформенного образования.
Результаты исследования могут представлять интерес для специалистов сферы профессионального образования: команд управления образовательных организаций, работников корпоративных учебных центров, специалистов HR-структур государственных и негосударственных корпораций с количеством работников более 1 тыс. чел., специалистов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование сферы профессионального образования всех уровней.
Источники:
2. Женина Е. Д., Солощенко М. Ю. Использование цифровых образовательных платформ в обучении математике // Вопросы педагогики. – 2022. – № 5-2. – c. 85-89.
3. Малахов О. С. Цифровая образовательная платформа, как инструмент организации учебного процесса // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. – 2023. – № 2. – c. 85-88.
4. Погодина И. А., Овсянникова В. В. Цифровые образовательные платформы в дистанционном обучении. / Инновационные векторы цифровизации экономики и образования в регионах России : Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Ставрополь, 10–11 марта 2021 года. - Ставрополь: Издательство АГРУС, 2021. – 612-615 c.
5. Лобов В. Г., Васильев А. И., Виткасов Д. А., Чальян А. А. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2023687509 Российская Федерация. Цифровая платформа поддержки образовательного процесса в Университете «Синергия» (Synergy LMS v.2.0). / № 2023685720 : заявл. 29.11.2023 : опубл. 14.12.2023 / В. Г. Лобов, А. И. Васильев, Д. А. Виткасов, А. А. Чальян ; заявитель Негосударственное образовательное частное учреждение высшего образования Московский финансово-промышленный университет СИНЕРГИЯ., 23.
6. Гаранин М. А., Иващева К. А. Цифровые образовательные платформы: структура и принципы работы // Техник транспорта: образование и практика. – 2023. – № 2. – c. 126-136. – doi: 10.46684/2687-1033.2023.2.126-136.
7. Гаранин М.А. Модель управления университетом как центром развития компетенций // Креативная экономика. – 2019. – № 1. – c. 183-194. – doi: 10.18334/ce.13.1.39667.
8. Гаранин М.А., Горбунов Д.В. Роль образовательной программы в университете 4.0 // Креативная экономика. – 2018. – № 12. – c. 2017-2034. – doi: 10.18334/ce.12.12.39666.
9. Збарский А.М., Гаранин М.А., Суляева О.А. Сквозные цифровые технологии в образовании // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 3. – c. 1663-1674. – doi: 10.18334/vinec.13.3.118580.
10. Гаранин М. А. Экономическая эффективность образовательных программам // Право и образование. – 2019. – № 1. – c. 44-54.
11. Гаранин М.А., Збарский А.М. Модель трансформации отраслевых транспортных образовательных организаций // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 3. – c. 1721-1736. – doi: 10.18334/vinec.13.3.118359.
12. Збарский А.М., Гаранин М.А. Совершенствование системы стратегического управления отраслевых транспортных образовательных организаций // Креативная экономика. – 2023. – № 9. – c. 3419-3438. – doi: 10.18334/ce.17.9.118666.
13. Волов В.Т., Збарский А.М., Гаранин М.А. Методика трансформации образовательных организаций на основе фрактально-кластерной теории // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 3. – c. 871-886. – doi: 10.18334/lim.10.3.118731.
14. Национальный корпус русского языка. [Электронный ресурс]. URL: https://ruscorpora.ru (дата обращения: 30.05.2024).
Страница обновлена: 03.12.2024 в 12:05:07