Российская высшая школа как фактор развития инновационного предпринимательства

Багаутдинова Н.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (37), Январь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
(Продолжение. Начало в 11, 12/2002) Дистанционное образование по специальностям экономики и предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательство, образование, дистанционное образование, бизнес-образование, система дистанционного образования, центры дистанционного образования



Окончание. Начало в № 11, 12/2002

При формировании учебных материалов для системы дистанционного образования по большинству дисциплин профессионального цикла ‑ экономике и статистике фирм, менеджменту, маркетингу, банковскому, страховому и биржевому делу, инвестированию, бухгалтерскому учету и т.д., а также по их отраслевым составляющим (менеджменту персонала, маркетингу ценообразования, бухгалтерскому учету в банках и др.) ‑ должны быть реализованы информационная и интеллектуальная функции. Оценка степени развития интеллектуальных навыков должна строиться на комплексном использовании тестов, курсовых (семестровых) самостоятельных заданий и реферативных исследований на заданную (а не произвольно выбираемую) тему.

Реализация практической функции системы дистанционного образования предполагает изложение в учебно-практических пособиях конкретных ситуаций, анализ фактических данных, проведение типовых расчетов. Наиболее эффективный путь развития практических навыков - деловые ситуационные игры, методические рекомендации и анализируемые массивы данных, которые целесообразно давать как приложение к основному учебно-практическому пособию в виде дискеты. Особенно важно обратить внимание на развитие практических навыков в области статистики, информационных технологий, а среди специальных дисциплин - по курсам производственного и финансового менеджмента, прикладного маркетинга, бухгалтерского учета и др. Главная форма контроля - оценка качества выполнения комплексных самостоятельных расчетов, типовых заданий, результатов проведения деловых игр, интерпретации полученных данных. При традиционной очной форме обучения профессиональный преподаватель в определенные моменты учебного занятия вольно или невольно может быть примером для подражания, наставником, артистом или даже шаманом, выполняя при этом воспитательно-психологические функции. Реализовать эти функции в системе дистанционного образования гораздо труднее. Если речь идет об обучении взрослых людей, то роль этих функций заметно снижается. В случае же работы со вчерашними школьниками, с нашей точки зрения, необходимы детальность и комплексность рецензирования представленных работ (вплоть до исправления грамматических ошибок), высокие требования к тщательности и аккуратности выполнения студентами заданий, срокам выполнения контрольных мероприятий, и, наконец, высокий профессионализм при очных контактах с обучающимися. Все это может в известной мере способствовать осуществлению воспитательной функции образования в системе дистанционного образования. Даже мрачные пессимисты и оппоненты системы дистанционного образования не могут не признать важности вовлечения в образовательный процесс широких слоев населения, обоюдной заинтересованности государства и граждан в образовании без границ. Значительную роль в развитии системы дистанционного образования по специальностям экономики и предпринимательства играет сочетание двух, казалось бы, противоречивых принципов: конкуренции и централизации. Первый проявляется в формировании высокопрофессиональных коллективов авторов и разработчиков учебных материалов для системы дистанционного образования, второй - в централизованном обеспечении региональных центров дистанционного образования лучшими разработками. Последнее предпринимается в целях стандартизации качества обучения по территории всей страны и контроля соответствия (или приближения) всех параметров развития системы дистанционного образования уровню европейских стран. Централизованная система дистанционного образования может значительно ускорить формирование в России национальной школы рыночной экономики и бизнеса. Централизация управления системой дистанционного образования предполагает разработку такой системы контроля и мониторинга всех сторон деятельности центров, которая качественно и оперативно позволит оценивать параметры их деятельности, качество подготовки студентов, соответствие предъявляемых к ним требований современным технологиям обучения, правовым нормам и уровню развития экономической и предпринимательской теории и практики. Менеджмент системы дистанционного образования, с нашей точки зрения, должен основываться на постоянном сборе и актуализации информации: о данной системе (количество и «мощность» региональных центров, их распределение по территории страны и за ее пределами), о материально-техническом и кадровом обеспечении учебного процесса, о социально-профессиональном контингенте обучаемых и о качественных параметрах их подготовки. Для этого необходимо создание научно-исследовательской службы маркетинга при центре управления системой дистанционного образования, в функции которой входило бы постоянное получение сведений о динамике развития сети, о насущных проблемах центров, о недостатках в системе образования, о работе по расширению контингента обучаемых, об изменениях в профессорско-преподавательском составе, о совершенствовании материальной базы и улучшении учебно-методической работы в соответствии с требованиями современной науки и практики, и, наконец, об активизации работы по более широкому привлечению различных слоев населения к данной форме образования. Научно организованное управление предполагает контроль деятельности центров системы дистанционного образования. Система такого контроля включает в себя следующие элементы: 1. Контроль обеспечения материально-технической стороны обучения. Имеется в виду получение полной информации об учебных площадях, о необходимом оборудовании (технических средствах обучения и т.п.), о материальных условиях для проведения консультаций, об обеспечении студентов необходимыми средствами и материалами, библиотечным фондом, о технической доступности контакта с преподавателем. 2. Контроль качественного уровня профессорско-преподавательского состава. Предполагает изучение профессиональных характеристик, наличия степеней и званий, базового образования, повышения квалификации, стажа работы, научных и учебно-методических публикаций. 3. Учебно-методический контроль. Проверяется соблюдение регламентации учебного процесса на основе утвержденных планов и программ, постоянное обновление учебных программ с учетом современных требований, сочетание в обучении знания теории и практических вопросов, доступность новейших учебно-методических разработок. 4. Профессиональный контроль качества подготовки обучающихся. Может осуществляться собственными силами центров на основе утвержденных методик (тестов, экзаменационных и зачетных опросов с привлечением специалистов со стороны) или инспекционными комиссиями. 5. Правовой и финансовый контроль. Проверяются соблюдение правовых нормативов финансовой деятельности, правильность расходования средств, ведение финансовой и бухгалтерской документации и законность "заимствования" интеллектуальной собственности. 6. Организационный контроль. Подразумевает критическую оценку структуры и эффективности работы органов управления центров, соблюдение принципов конкурсности и конкурентности при отборе учебно-методических материалов, укрепление центров по совершенствованию мониторинга потенциальных слушателей и выпускников и их трудоустройству в дальнейшем. Наиболее приемлемым методом сбора текущей информации как основы эффективного управления системы дистанционного образования может быть создание специализированной статистической отчетности (целесообразно - ежегодной) по основным показателям деятельности центров. Отчетность может содержать следующие разделы: A. Адресная часть (название центра, его вид, местоположение, юридический адрес). B. Сведения о материально-технической базе - зданиях, сооружениях, площадях (с выделением учебных и арендуемых), состоящих на балансе и арендуемых материальных ценностях (оборудование, мебель, организационная, множительная техника, типографии, вычислительные средства, библиотеки, общежития, столовые и др.). C. Сведения о кадрах - численность административно-управленческого, хозяйственного, профессорско-преподавательского (с выделением штатных преподавателей, совместителей, практиков и иностранных специалистов, лиц, имеющих ученые степени и звания), учебно-вспомогательного персонала. D. Сведения о контингенте обучающихся по видам и программам обучения, полу, возрасту, занятости, социально-профессиональным группам. Обеспеченность литературой по профилю подготовки, учебным оборудованием, методическими материалами. Ареал проживания обучающихся, удаленность от центра. Прием, выпуск и отсев (по причинам) по специальностям и программам обучения. E. Основные показатели финансовой деятельности, расходы на одного обучаемого. Введение системы периодической отчетности послужит основой для построения системы показателей, будет способствовать ее развитию в стране, позволит принимать обоснованные и оперативные решения по ее совершенствованию, обеспечит гласность развития этого процесса и выполнит рекламные функции по привлечению широких масс населения к этому виду образования. Для определения потребности в специалистах-рыночниках, с целью расширения приема обучающихся по специальностям экономики и предпринимательства в системы дистанционного образования, необходимо развивать маркетинг образовательных услуг. Созданный для этого единый центр будет разрабатывать концепцию проведения маркетинговых исследований, выполнять координирующие функции в проведении единой маркетинговой политики в области системы дистанционного образования, определять единую научно обоснованную систему анализа маркетинговой информации. Центр должен взять на себя функции public relations, организовывая всероссийские и международные симпозиумы, презентации, выставки, конференции и семинары, координационно-консультативные функции по созданию демонстрационной и рекламно-технической продукции, отражающей новейшие достижения в области системы дистанционного образования. Таким образом, в условиях формирования рыночной экономики в России существует потребность в существенном развитии системы качественного экономического и бизнес-образования. Решение ряда социально-экономических проблем, а именно: повышение общеобразовательного уровня населения; расширение доступа к высшим уровням образования; удовлетворение потребностей в высшем образовании; организация регулярного повышения квалификации специалистов различных направлений возможно через создание и развитие системы дистанционного обучения на основе использования современных педагогических, перспективных информационных и телекоммуникационных технологий.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:43:20