Концептуальные аспекты организационно-экономического механизма управления промышленным комплексом муниципального образования

Мотовилов И.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (201), Февраль 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мотовилов И.В. Концептуальные аспекты организационно-экономического механизма управления промышленным комплексом муниципального образования // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 3. – С. 152-156.

Аннотация:
В статье предложены концептуальные подходы к формированию организационно-экономического механизма управления промышленным комплексом муниципального образования.

Ключевые слова: устойчивое развитие, организационно-экономический механизм, муниципальное образование, концепция «общественных благ», теория экономических систем



Ключевой тенденцией современной региональной экономики является усиление позиций муниципального управления, в то же время именно на этом уровне управления наблюдаются основные проблемы.

В данных условиях муниципальное образование становится ведущим территориальным звеном народного хозяйства и единого экономического пространства страны. При этом управление муниципальным образованием в условиях его небольшой территориальной локализации и ярко выраженного внутреннего единства, тем не менее, связано с устранением большого количества противоречий, вызванных отсутствием прямой зависимости между отраслевой, корпоративной организацией народного хозяйства и комплексным, устойчивым развитием муниципального образования (социально, экономически, экологически и институционально сбалансированным).

Задачи и миссия территориального образования

Развитие любого территориального образования – это многоцелевой, многоаспектный процесс, оценивая который, необходимо решать следующие задачи, соответствующие главным составляющим миссии территориально-организованной системы:

– взаимосвязь с внешней средой, определяющая предназначение территориальной системы по отношению к национальной экономике;

– организация внутренней среды, решающая задачи самообеспечения жизнедеятельности территориальной системы, а также тех элементов, которые входят в ее внутреннюю структуру.

Исходя из этого, согласно принципу устойчивого развития, утвержденному Градостроительным кодексом РФ и поддержанному рядом международных нормативных актов [2], можно выделить следующие составляющие миссии территориального образования, определяющие сущность управления муниципальным образованием:

– социальная составляющая миссии ориентирована на решение комплекса социальных проблем и повышение уровня жизни населения;

– экономическая составляющая миссии муниципального образования заключается в эффективном сочетании территориального и отраслевого развития региона с соблюдением государственных, региональных и корпоративных интересов, поскольку от успешного развития экономики территории зависит решение социальных и экологических проблем, повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности системы в рыночной экономике;

– экологическая составляющая миссии данной системы характеризует воспроизводство ее природного потенциала и баланса территориальной подсистемы «человек-природа»;

– институциональная составляющая миссии направлена на обеспечение устойчивости институтов управления и организации жизнедеятельности муниципального образования и его структурных элементов.

Механизм управления промышленным комплексом муниципального образования

Приведенные положения позволяют определить муниципальную хозяйственную систему как совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения в рамках экологических и институциональных ограничений. Данное определение формулирует сущность управления промышленным комплексом муниципального образования.

Согласно теории экономических систем, структуру организационно-экономического механизма управления промышленным комплексом муниципального образования определяют четыре «тетрады» [3]:

1) четыре типа систем – объектные, средовые, процессные, проектные;

2) четыре типа экономических функций экономики – производство, потребление, распределение, обмен;

3) четыре группы вариативных характеристик экономики – характеристики однородности/неоднородности экономического пространства и экономического времени;

4) четыре вида вариативных продуктов – разнообразие, унификация, изменчивость, стабилизация.

Таким образом, сформированная структура представляет собой «институт», то есть устойчивую форму организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе.

Исходя из общих понятий «механизм» и «управление», сущности и структуры исследуемого механизма управления, можно сделать вывод, что организационно-экономический механизм управления промышленным комплексом муниципального образования – это институт местного самоуправления, определяющий порядок деятельности промышленного комплекса муниципального образования, направленный на наиболее полное удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения в рамках существующих экологических и институциональных ограничений.

Исходя из данного определения, в качестве концептуальной основы совершенствования управления промышленным комплексом муниципального образования могут быть использованы положения теории общественных благ.

Концепция «общественных благ»

Концепция «общественных благ» была выдвинута на волне глобальных технологических изменений. Согласно этой концепции предложение целого ряда товаров, важных для общества и экономики в целом, должно обеспечиваться государством, поскольку сам рынок в необходимом количестве их обеспечить не способен из-за ограниченной мотивации, так как «общественные блага» потребляют все, независимо оттого платят они за это или нет [5].

Система общественных благ предполагает широкое и узкое их понимание. В первом смысле может рассматриваться процесс устойчивого развития общества. Во втором смысле – это производство коллективных благ (ряд исследователей рассматривает общественные блага как частный случай коллективных благ, обладающих свойством неисключаемости, когда физические или организационные условия не позволяют никого устранить из процесса потребления этого блага).

Различают общегосударственные и местные общественные блага. И те, и другие имеют место в рамках муниципального образования. Согласно данному подходу в условиях рыночной экономики одной из важнейших функций государственного управления на всех уровнях, в том числе и на муниципальном, является предоставление общественного товара и прямое перераспределение дохода.

Отмечается, что рынок, эффективно распределяя ресурсы, не способен перераспределять их справедливо или согласно взглядам, доминирующим в обществе. Деятельность государства в этой сфере совершенствуется в направлении обеспечения адресности политики перераспределения и ориентации на социальное, экономическое, экологическое и институциональное развитие.

Можно сказать, что при этом общественные блага выступают как характерные «организационные товары». Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство (муниципальное образование) должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, получаемыми в результате взимания налогов. Налоги – это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая населением и предприятиями.

Промышленный комплекс и его инфраструктура, развивающаяся на территории муниципального образования, являются объектом управления местного уровня власти, который можно рассматривать как вполне устойчивый объект управления с позиций системного анализа. Промышленный комплекс муниципального образования как элемент локальных социально-экономических систем является связующим звеном микро- и мезоуровней организации общественно-хозяйственных отношений.

Принципы управления промышленным комплексом

Основываясь на перечисленных концептуальных аспектах, при моделировании организационно-экономического механизма управления промышленным комплексом муниципального образования целесообразно соблюдать следующий ряд принципов:

– системность – система управления промышленным комплексом муниципального образования, ее организационно-экономический механизм должны быть системно обоснованы, иметь миссию, назначение, цели и задачи, охватывать все стадии процесса управления;

– измеримость – показатели, характеризующие функционирование организационно-экономического механизма управления промышленным комплексом муниципального образования должны быть измеримы, легко определяемы для соответствующего (характеризуемого ими) объекта или вычислимы по другим показателям системы, в случае невозможности измерений или вычислений и потребности в показателе, он должен иметь качественную характеристику, оцениваемую объективным методом, например, экспертную оценку по формализованным критериям;

– комплексность – исходит из определения объекта управления – промышленный комплекс муниципального образования, включающего все (крупные, средние и малые) предприятия, а также учитывает комплексность управляющих воздействий со стороны субъекта управления;

– непротиворечивость – отражает стратегическую и тактическую согласованность жизнедеятельности предприятий промышленного комплекса и самого муниципального образования, интересов корпоративного сек-тора, субъекта РФ и федерального центра;

– полнота – охватывает все системные свойства объекта или иерархии объектов.

Перечисленные подходы, по нашему мнению, можно рассматривать в качестве концептуальных аспектов совершенствования управления промышленным комплексом муниципального образования с применением соответствующей модели его организационно-экономического механизма.


Источники:

1. Андреев Г.Н., Савелло Л.Л., Попова Я.В. Региональные экономические системы: Методология исследования и практика развития. − Волгоград: ВолгГТУ, 2006. − 115 с.
2. Загоруйко И.Ю. Вопросы экономической теории города и устойчивое развитие промышленных моногородов // Российское предпринимательство. − 2010. − № 7 (1). − С. 161–164.
3. Клейнер Г.Б. Развитие теории экономических систем и ее применение в корпоративном и стратегическом управлении. − М.: ЦЭМИ РАН, 2010. 59 с.
4. Прохорова В.В. Субрегиональные ресурсы и инструменты интенсивного развития территориальных экономических систем современной России. − М.: МГУ, 2011. − 224 с.
5. Хиллман А.Л. Государство и экономическая политика: возможности и ограничения управления / Пер. с англ. − М.: ГУ-ВШЭ, 2009. − 879 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:05:06