Концепция комплексного планирования и реализации контрактов жизненного цикла образцов, создаваемых организационно-экономическими системами
Подольский А.Г.1, Красникова А.С.2
1 ФГБУ «46 Центральный научно-исследовательский институт» Министерства обороны Российской Федерации, Россия, Москва
2 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет), Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 1 (Январь 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48092594
Цитирований: 1 по состоянию на 28.06.2023
Аннотация:
В статье представлена концепция комплексного планирования и реализации контрактов жизненного цикла (КЖЦ) образцов. Актуальность концепции планирования и реализации КЖЦ образцов, создаваемых организационно-экономическими системами, обусловлена необходимостью дальнейшего повышения эффективности расходования финансовых ресурсов, а также использования трудовых и материально-технических ресурсов, в условиях усиления противоборства в политической, экономической и военной сферах. На основе системного подхода предложены авторские принципы для разработки концепции комплексного планирования и реализации КЖЦ. Реализация указанных принципов на практике будет способствовать повышению эффективности использования финансовых и трудовых ресурсов, а также обеспечению конкурентоспособности разрабатываемых образцов на внутреннем и внешнем рынках.
Ключевые слова: контракт жизненного цикла, организационно-экономические системы, принципы, рациональность, эффективность
JEL-классификация: M11, M21, O33
Введение. Образцы высокотехнологичной продукции, обеспечивающие экономическую и военную безопасность Российской Федерации, представляют собой сложные технические системы, создание которых требует значительных финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов, используемых на различных стадиях жизненного цикла (ЖЦ) образца. Для обеспечения эффективного использования указанных ресурсов созданы государственные корпорации, открытые и закрытые акционерные общества с государственным участием, федеральные государственные унитарные предприятия и другие организационно-экономические системы (ОЭС), состоящие в общем случае из совокупности организаций, которые, в свою очередь, состоят из центров, департаментов, управлений отделов, цехов и других ее составных частей, деятельность (активность) которых направлена на преобразование сырья, материалов, информации и знаний с использованием технологий, научно-технической и производственно-технологической базы, трудовых и финансовых ресурсов в научно-техническую продукцию, образцы и услуги [1–4] (Lyubutina, Dadykina, 2020; Chursin, 2019; Babkin, Baykov, 2019; Dernova, 2019).
ОЭС выполняют государственные и коммерческие заказы на разработку, производство, капитальный ремонт и сервисное обслуживание продукции военного, гражданского и двойного назначения, инициативные разработки такой продукции с целью демонстрации ее потребительских свойств потенциальному заказчику и последующего получения заказа, а также заказы иностранных покупателей на перечисленные виды продукции.
ОЭС стремится, во-первых, максимизировать прибыль от реализации продукции, часть которой направляется на развитие научно-технической и производственно-технологической базы организаций и проведение инициативных работ по созданию высокотехнологичной конкурентоспособной продукции (оказание услуг), во-вторых, минимизировать возможные убытки в условиях экономического кризиса и жесткой конкурентной борьбы.
Уровень конкурентоспособности отечественных образцов и объем получаемой ОЭС прибыли зависят от технического совершенства создаваемых образцов, качества привлекаемых для этого трудовых ресурсов, а также спроса на образцы и предложений со стороны конкурентов [5] (Grankin, Yakimushkin, Agafonov, Filinkov, 2018). При этом разработка образцов, удовлетворяющих требованиям заказчика, а также их производство в заданном количестве и максимизация прибыли не противоречат друг другу, а дополняют друг друга, так как объем прибыли, получаемый ОЭС при выполнении государственного оборонного заказа, может быть дополнен прибылью от реализации образцов на внешнем рынке, а также от реализации продукции гражданского назначения, созданной ОЭС в инициативном порядке на базе результатов интеллектуальной деятельности, полученных при выполнении военных заказов.
При планировании деятельности ОЭС необходимо учитывать, что создаваемая продукция, может реализовываться на рынке, который характеризуется совершенной (чистой) и несовершенной (монополистической) конкуренцией.
Под конкуренцией будем понимать технико-экономическое соперничество организаций (отечественных и зарубежных), создающих продукцию (оказывающих услуги) военного, двойного и гражданского назначения, обладающую одним функциональным назначением и относящуюся к одной из стадий жизненного цикла образца. Совершенная конкуренция, как правило, характерна для рынка продукции гражданского назначения, а несовершенная (монополистическая) – для рынка продукции военного назначения.
Таким образом, на деятельность ОЭС в условиях государственного регулирования цен и рыночных условиях хозяйствования оказывают влияние большое количество факторов, которые необходимо учитывать при планировании и реализации финансово-хозяйственной деятельности ОЭС, которая может быть связана как с выполнением отдельных стадий ЖЦ образца, так и совокупности стадий [6–9] (Nikulin, 2018; Shindina, Orlova, 2021; Tolpegina, Seregina, 2020; Trineeva, Vasilenko, Chernushkina, 2020). В последнем случае речь идет о контрактах жизненного цикла (КЖЦ), позволяющих, во-первых, спланировать деятельность организации на длительном отрезке времени, во-вторых, заинтересовать организацию в создании качественной и конкурентоспособной продукции, в-третьих получать всю текущую информацию о ходе эксплуатации образца и обеспечить оперативную доработку (модернизацию) образца с целью повышения его потребительских свойств и экономии финансовых ресурсов на стадиях ремонта и эксплуатации образца, которые требуют для своей реализации значительных средств.
Цель данного исследования заключается в предложении концепции комплексного планирования и реализации контрактов жизненного цикла образцов, создаваемых организационно-экономическими системами. Для достижения поставленной цели необходимо разработать принципы, которые будут способствовать повышению эффективности использования финансовых и трудовых ресурсов, а также обеспечению конкурентоспособности разрабатываемых образцов на внутреннем и внешнем рынках.
Научная новизна данного исследования связана с разработкой концепции комплексного планирования и реализации контрактов жизненного цикла образцов, создаваемых организационно-экономическими системами на основе разработанных авторских принципов. В связи с этим гипотеза исследования заключается в предположении, что на основе системного подхода к планированию и реализации КЖЦ образцов, создаваемых ОЭС, и учитывая ограниченность финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов, которыми располагает ОЭС, и динамичный во времени характер государственных заказов, КЖЦ рассматриваются совместно с контрактами, направленными на выполнение отдельных стадий ЖЦ, и с инициативными работами по созданию высокотехнологичной продукции, востребованной на внутреннем и внешнем рынках. Предложенные принципы имеют комплексный характер. Для подтверждения гипотезы в исследовании использованы аналитический метод и метод синтеза.
Контракты жизненного цикла представляют собой увязанные по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных мероприятий, а также мероприятий по ремонту, сервисному обслуживанию и эксплуатации образца.
Актуальность разработки концепции планирования и реализации КЖЦ образцов, создаваемых ОЭС, обусловлена необходимостью дальнейшего повышения эффективности расходования финансовых ресурсов, а также использования трудовых и материально-технических ресурсов в условиях усиления противоборства в политической, экономической и военной сферах между Российской Федерацией и странами НАТО, конкуренцией на внутреннем и внешнем рынках продукции военного, гражданского и двойного назначения, а также необходимостью плановой диверсификации продукции в целях расширения ассортимента выпуска конкурентоспособной продукции гражданского назначения и эффективного использования трудовых и материально-технических ресурсов в условиях сокращения военных заказов.
Руководствуясь системным подходом к планированию и реализации КЖЦ образцов, создаваемых ОЭС, и учитывая ограниченность финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов, которыми располагает ОЭС, и динамичный во времени характер государственными заказами, КЖЦ рассматриваются совместно с контрактами, направленными на выполнение отдельных стадий ЖЦ, и с инициативными работами по созданию высокотехнологичной продукции, востребованной на внутреннем и внешнем рынках. Поэтому изложенные далее принципы имеют комплексный характер.
Комплексное управление деятельностью ОЭС по созданию продукции военного, двойного и гражданского назначения в рамках реализации КЖЦ, контрактов на выполнение отдельных стадий ЖЦ и инициативных работ.
Указанный принцип направлен на повышение эффективности расходования ОЭС бюджетных, собственных и заемных средств, осуществляющей выполнение государственных и коммерческих заказов в военной и гражданской сфере, а также инициативных работ по созданию высокотехнологичной продукции для ее реализации на внутреннем и внешнем рынках.
Одной из целей комплексного управления деятельностью ОЭС является как можно более раннее использование результатов интеллектуальной деятельности, созданных при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в военной сфере, для создания продукции гражданского назначения и наоборот. Это позволит отечественным организациям ускорить выход на внутренний и внешний рынки с новой высокотехнологичной продукцией более высокого технического уровня, чем у конкурентов.
Отставание конкурентов в создании аналогичных образцов позволяет реализовать новые образцы на внутреннем и внешнем рынках в значительных объемах, что способствует снижению издержек и делает отечественные образцы еще более привлекательными для потенциальных покупателей.
Обеспечению конкурентоспособности новых высокотехнологичных отечественных образцов способствует также выполнение программы диверсификации, в рамках которой благодаря значительным инвестициям, в том числе государственным, осуществляется обновление научно-технической и производственно-технологической базы, используя которую создаются образцы, реализующие последние достижения науки и техники.
Кроме того, это создает предпосылки для опережающего потенциальных конкурентов выхода на рынок продукции следующего поколения, имеющей еще более высокие потребительские свойства по сравнению с конкурентами, и позволяет сохранить лидирующие позиции в определенном сегменте рынка, что особенно важно для продукции военного назначения, которая обеспечивает сдерживание вероятного противника.
Высокая конкурентоспособность отечественной продукции позволяет частично или полностью возместить затраты государства и ОЭС на создание высокотехнологичной продукции, а также дает возможность ОЭС сформировать средства в объеме, достаточном для обеспечения социальной защищенности своих работников, и тем самым снизить или исключить отток высококвалифицированных специалистов и сделать престижной работу в ОЭС, а также позволит расширить работы по созданию конкурентоспособной высокотехнологичной продукции не только военного, но гражданского и двойного назначения.
При комплексном планировании деятельности ОЭС необходим учет, во-первых, мероприятий, включенных в государственную программу вооружения и государственный оборонный заказ, так как они составляют значительную часть работ, которые выполняются организацией на плановом периоде, а следовательно, определяют те ресурсы организации, которые могут быть направлены на выполнение коммерческих заказов и инициативных работ.
Во-вторых, необходимо учитывать спрос на внутреннем и внешнем рынках, а также их потенциальную емкость. При незначительных возможностях ОЭС по производству образцов и спросе на них возрастают издержки производства, а значит, и цена, что может сделать покупку образцов для потребителя нецелесообразной с военно-экономической (технико-экономической) точки зрения.
В условиях острой конкурентной борьбы на рынке выход на него с новой продукцией оправдан, если она имеет значимые преимущества с точки зрения уровня своего технического совершенства и меньшую цену по сравнению с альтернативной для потенциальных потребителей продукцией. Кроме того, при рассмотрении КЖЦ необходимо учитывать затраты на всем ЖЦ образца, объем которых влияет на принятие обоснованных плановых решений по типажу перспективной продукции.
Согласованность во времени мероприятий по планированию и управлению деятельностью ОЭС и мероприятий, связанных с реализацией КЖЦ образца.
Необходимость согласованности во времени мероприятий по планированию и управлению деятельностью ОЭС и мероприятий, связанных с реализацией КЖЦ образца, обусловлена, во-первых, необходимостью рационального распределения финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов между работами, выполняемыми в рамках КЖЦ, контрактов на выполнение отдельных стадий ЖЦ и инициативных работ, во-вторых, необходимостью оценки достаточности финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов у ОЭС для выполнения в запланированные сроки стадий ЖЦ, в-третьих, использованием результатов выполнения одной стадии ЖЦ образца для выполнения ОЭС последующих стадий ЖЦ.
Для обеспечения согласованности указанных мероприятий деятельность ОЭС должна включать пять последовательно выполняемых этапов: планирование, программирование, бюджетирование, исполнение и контроль.
Этап планирования состоит в исследовании потребностей государства, включая силовые ведомства и население Российской Федерации, а также зарубежных стран в перспективных образцах военного, гражданского и двойного назначения, на создании которых специализируется ОЭС, и определение основных направлений их развития для формирования научно-технического и производственно-технологического заделов и подготовки квалифицированных кадров.
Этап программирования состоит в формировании программы реализации жизненных циклов образцов, планируемых к созданию в ОЭС, включающей в себя номенклатуру образцов, сроки реализации стадий ЖЦ, количественные показатели их производства по годам, а также показатели, характеризующие объемы ремонта и сервисного обслуживания.
Этап бюджетирования состоит в определении стоимостных показателей стадий ЖЦ образца и ограничений на финансирование КЖЦ, контрактов на выполнение отдельных стадий ЖЦ и инициативных работ.
Этап исполнения и контроля деятельности ОЭС состоит в анализе хода выполнения запланированных мероприятий КЖЦ, контрактов на выполнение отдельных стадий ЖЦ и инициативных работ, а также в выработке предложений по парированию рисков их нереализации в установленные сроки.
На каждом из указанных этапов применяется соответствующий методический аппарат, обеспечивающий согласованность во времени мероприятий по управлению деятельностью ОЭС и мероприятий, связанных с реализацией КЖЦ образца.
Рациональная загрузка ОЭС контрактами жизненного цикла, контрактами на выполнение отдельных стадий ЖЦ и инициативными работами, а также и сбалансированное распределение работников между подразделениями и их работниками в условиях ограниченности ресурсов.
Необходимость выполнения указанного принципа следует из того, что для реализации стадий ЖЦ образца необходимы трудовые ресурсы, предназначенные для выполнения работниками, имеющими соответствующую специализацию, различных по своему содержанию видов работ: научные и инженерные работы, изготовление образцов (опытных и серийных), ремонтные работы, сервисное обслуживание и утилизация.
Реализация указанного принципа требует учета ограниченности трудовых ресурсов, которыми располагает ОЭС, а также состояния лабораторной, экспериментальной, испытательной и производственно-технологической базы подразделений организации. Причем загрузка подразделений организаций, входящих в состав ОЭС, может меняться во времени и зависит от выполняемой стадии ЖЦ образца.
В этих условиях необходимо обеспечить сбалансированное распределение работ между подразделениями и их работниками. В противном случае может иметь место нерациональное использование трудовых и финансовых ресурсов, вызванное невозможностью начать работы какому-либо подразделению из-за незавершенности работ, выполняемых другим подразделением. Учитывать указанный аспект особенно важно при планировании и реализации ОЭС нескольких жизненных циклов различных образцов, когда необходимо обеспечить достаточность для их выполнения трудовых ресурсов.
Кроме того, реализация различных КЖЦ в общем случае связана с различными финансовыми и технологическими рисками превышения запланированных объемов финансирования и продолжительности выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ соответственно.
В связи с этим при планировании деятельности ОЭС необходимо сформировать на плановом периоде перечень образцов, для которых реализация КЖЦ, контрактов на выполнение отдельных стадий ЖЦ и инициативных работ будет обеспечивать рациональную загрузку ОЭС, а также сбалансированность распределения работ между подразделениями и их работниками.
Взаимная увязка планов реализации КЖЦ, контрактов на выполнение отдельных стадий ЖЦ и инициативных работ образца по годам планового периода и подготовки трудовых ресурсов в требуемых количестве и специализации при обеспечении контроля их качества.
Перспективные образцы представляют собой сложные и высокотехнологичные технические системы, для разработки которых и реализации последующих стадий ЖЦ требуются высококвалифицированные специалисты. Причем количественные показатели подготовки работников различных специальностей и их перечень могут меняться во времени исходя из результатов научно-технического прогресса и его интенсивности, на которые существенное влияние оказывают конкуренция и степень противоборства между странами в военной области.
Исходя из этого, а также учитывая, что подготовка специалистов и ввод их в строй занимают значительное время, для обеспечения реализации планов создания перспективных высокотехнологичных образцов необходимо планировать подготовку работников различных специальностей в требуемом количестве.
Кроме того, уровень технического совершенства планируемых к созданию в рамках КЖЦ, контрактов на выполнение отдельных стадий ЖЦ и инициативных работ образцов, а значит, и их конкурентоспособность, в существенной степени зависят от качества подготовки выпускников образовательных учреждений и обоснованного назначения на руководящие должности талантливых организаторов и ученых.
Таким образом, для обеспечения взаимной увязки планов реализации КЖЦ, контрактов на выполнение отдельных стадий ЖЦ и инициативных работ необходимо, во-первых, прогнозировать потребности в трудовых ресурсах ОЭС по годам планового периода, во-вторых, планировать подготовку специалистов, востребованных ОЭС специальностей, в-третьих, периодически оценивать рейтинги преподавательского состава и выпускников образовательных учреждений, а также рейтинги работников ОЭС.
Планирование рациональных сроков обновления основного капитала и обеспеченность реализации указанного процесса финансовыми ресурсами.
Создание ОЭС высокотехнологичных конкурентоспособных образцов требует применения современного лабораторного, испытательного и производственного оборудования, а также передовых технологий. Это позволяет минимизировать уровень брака и отходов, снижает энергопотребление и повышает производительность труда, что в комплексе способствует снижению издержек и повышению конкурентоспособности продукции по такому важному показателю, как цена.
В то же время следует отметить, что в России 23% машин и оборудования работают с превышенными сроками амортизации, которые являются самыми длинными в мире. Средний срок службы оборудования в России составляет пятнадцать лет, в то время как во многих других странах мира устаревшим оборудованием считается то, срок службы которого составляет 10 лет и более, а в США замена оборудования осуществляется через 5–7 лет [10] (Aganbegyan, Lesnyh, 2021).
Кроме того, за рубежом применяется ускоренная амортизация, которая является основным источником инвестиций. При этом собственные инвестиции составляют не более 20–30%, а источником остальных финансовых ресурсов являются привлеченные инвестиции, в том числе государственные.
В России доля собственных средств в инвестициях составляет 55% в среднем по экономике, а на инвестиционный кредит приходится 8%. В то же время на инвестиционный кредит в США и странах Западной Европы приходится 30–50%, а в Китае – 20–30% [10] (Aganbegyan, Lesnyh, 2021).
Длительный срок амортизации приводит к значительным срокам накопления финансовых ресурсов, объем которых будет достаточным для обновления основного капитала, а значит, и замена оборудования будет осуществляться через более длительные отрезки времени, чем это происходит в развитых странах.
Его снижение будет способствовать увеличению производительности труда и уменьшению расходов энергоресурсов, что компенсирует рост издержек, вызванный снижением срока амортизации оборудования, а также приведет к более динамичному росту квалификации работников организаций, а следовательно, росту престижности рабочих профессий.
Непрерывность контроля и анализа экономических условий реализации КЖЦ, контрактов на выполнение отдельных стадий ЖЦ и инициативных работ.
Суть указанного принципа состоит в учете цен на сырье и материалы, приобретаемые на внутреннем и внешнем рынках, которые подвержены колебаниям. Их рост приводит, как правило, к превышению запланированных издержек на создание образцов, а также их ремонт, сервисное обслуживание и эксплуатацию, что при заключении контрактов с фиксированной ценой приводит к ухудшению финансовых показателей ОЭС. В этом случае необходимо проводить анализ обоснованности указанного роста цен, так как он может быть результатом роста цен на идентичные виды сырья и материалов на внешнем рынке.
Кроме того, возможно изменение нормативной правовой базы, влияющей на параметры финансово-хозяйственной деятельности ОЭС и цену (прогнозную цену) продукции.
Целевая направленность КЖЦ, контрактов на выполнение отдельных стадий ЖЦ и инициативных работ.
Суть указанного принципа состоит в определении конкретных научно-технических, производственно-технологических, экономических, социальных и инвестиционных задач, которые планируется решить в результате реализации КЖЦ, контрактов на выполнение отдельных стадий ЖЦ и инициативных работ.
Научно-технические задачи заключаются в разработке образцов с заданными заказчиком характеристиками или с характеристиками, обеспечивающими спрос на продукцию ОЭС.
Производственно-технологические задачи состоят в производстве и реализации образцов на внутреннем и внешнем рынках в соответствии со сложившимся в текущее время и прогнозируемыми на плановом периоде спросом и предложением на продукцию ОЭС.
Экономические задачи состоят в обеспечении устойчивого финансово-экономического состояния ОЭС, максимизации полученной прибыли и минимизации возможных убытков, а также получении конкурентных преимуществ по критерию «цена – качество» («эффект – затраты»).
Социальные задачи состоят в обеспечении оплаты труда работников, соответствующей их квалификации, полученным ими результатам и трудозатратам, а также в реализации различных форм социальной поддержки.
Инвестиционные задачи состоят в направлении финансовых ресурсов на обновление научно-технической и производственно-технологической базы ОЭС за счет собственных и привлеченных средств.
Информационное обеспечение принятия плановых решений и анализа понесенных издержек и достигнутых результатов при разработке, производстве и эксплуатации образца.
Суть указанного принципа заключается в наличии у лица, принимающего решения фактических данных по понесенным затратам и времени реализации составных частей КЖЦ, контрактов на выполнение отдельных стадий ЖЦ и инициативных работ. Кроме того, важно обладать фактической информацией о спросе на продукцию и ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, а также об отказах образцов и их подсистем в процессе их эксплуатации.
Указанная информация необходима для проведения качественного технико-экономического анализа и выработки на основе его результатов обоснованных управленческих решений, направленных на сдерживание роста издержек, повышение конкурентоспособности отечественной продукции.
Обеспечение значимого технико-экономического превосходства отечественной продукции военного, гражданского и двойного назначения, создаваемой ОЭС в результате реализации КЖЦ, контрактов на выполнение отдельных стадий ЖЦ и инициативных работ, над аналогичной зарубежной продукцией.
Процесс реализации образцов на рынке происходит в условиях, когда на потребителя могут оказывать влияние политические и экономические факторы, принуждающие его к приобретению продукции конкурентов. Поэтому при планировании ОЭС перечня образцов для разработки и производства и определении их основных характеристик необходимо не просто обеспечить, чтобы их значения были не хуже, чем у образцов-конкурентов, а достичь значимого превосходства характеристик образцов (эффекта от применения (функционирования) образцов), создаваемых ОЭС. При этом, чем большее влияние оказывается на потребителя с целью недопущения закупки образцов, созданных ОЭС, тем более значимым должно быть превосходство характеристик образца (эффекта от применения образца) над характеристиками (эффектом) альтернативных образцов идентичного функционального назначения.
Для обеспечения конкурентоспособности образца на плановом периоде необходимо учитывать неопределенность характеристик планируемых к созданию зарубежных образцов-аналогов, значения которых, во-первых, составляют коммерческую (военную) тайну, во-вторых, фактически достигнутые значения характеристик образцов могут быть определены только после завершения их разработки. В этих условиях требуется, чтобы отечественный образец обладал не просто сопоставимыми с лучшим зарубежным образцом потребительскими свойствами, а существенно их превысил.
Кроме того, совершенствование перспективных средств воздействия вероятного противника, характеристики которых также носят неопределенный характер, может существенно снизить эффект (результат) от применения отечественного образца, что способствует снижению его конкурентоспособности на внешнем рынке.
Заключение. Таким образом, значимое превосходство отечественных образцов военного, гражданского и двойного назначения, которые планируется создать ОЭС в результате реализации КЖЦ, контрактов на выполнение отдельных стадий ЖЦ и инициативных работ, над аналогичной зарубежной продукцией имеет важное значение для обеспечения военной и экономической безопасности государства.
Для практического выполнения изложенных принципов необходимо разработать соответствующие теоретические основы и методическое обеспечение, охватывающие все отмеченные в них аспекты.
Реализация указанных принципов на практике будет способствовать повышению эффективности использования финансовых и трудовых ресурсов, а также обеспечению конкурентоспособности разрабатываемых образцов на внутреннем и внешнем рынках.
Источники:
2. Чурсин А.А. Интегральный показатель экономической эффективности сложной организационно-экономической системы // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. – 2019. – № 2. – c. 114-126.
3. Бабкин А.В., Байков Е.А. Особенности стратегического управления в инновационных пространственно-распределенных организационно-экономических системах // Экономика и управление. – 2019. – № 7. – c. 15-23.
4. Дернова Е.И. Методические подходы к анализу качества и эффективности проектирования организационно-экономической системы // Интернаука. – 2019. – № 40. – c. 70-71.
5. Гранкин М.Г., Якимушкин Р.В., Агафонов Д.С., Филинков Е.Л. Анализ тенденций развития силовых установок в целях улучшения показателей подвижности отечественных образцов бронетанкового вооружения и техники // Наука и военная безопасность. – 2018. – № 4. – c. 13-18.
6. Никулин Р.А. Цифровая трансформация организационно-экономических систем // Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях: Сборник материалов VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции. 2018. – c. 460-461.
7. Шиндина Т.А., Орлова Н.А. Исследование системы организационно-экономических отношений хозяйствующих субъектов // Экономика и предпринимательство. – 2021. – № 1. – c. 809-813.
8. Толпегина О.А., Серегина Е.Ю. Оценка эффективности организационно-экономической системы управления по ценностям и их целям государственных корпораций // Финансовый менеджмент. – 2020. – № 1. – c. 27-39.
9. Тринеева Л.Т., Василенко И.Н., Чернушкина Т.Ю. Организационно-экономические аспекты реализации эффективной системы управления рисками // Актуальные теоретические и прикладные вопросы управления социально-экономическими системами: Материалы II Международной научно-практической конференции. Москва, 2020. – c. 30-33.
10. Аганбегян А., Лесных А. Переломный момент, который мы упускаем // Эксперт. – 2021. – № 51. – c. 50-53.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:58:40