Инвестиционное развитие муниципальных образований региона с учетом их типологии: концептуально-методический аспект

Тонышева Л.Л.1, Кузнецова Н.Л.1, Аверина Е.В.2
1 Тюменский индустриальный университет, Россия, Тюмень
2 Фонд «Инвестиционное агентство Тюменской области», Россия, Тюмень

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 7 (Июль 2022)

Цитировать:
Тонышева Л.Л., Кузнецова Н.Л., Аверина Е.В. Инвестиционное развитие муниципальных образований региона с учетом их типологии: концептуально-методический аспект // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 7. – С. 2063-2078. – doi: 10.18334/epp.12.7.114926.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=49298224
Цитирований: 1 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В статье уточнен концептуально-методический подход к моделированию оценки инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности муниципальных образований региона, позволяющий выявить территории с отстающим, сбалансированным и опережающим инвестиционным развитием в экономическом пространстве региона и определить траектории их дальнейшего развития. Дополнена методическая база исследования, позволяющая выявлять и оценивать пространственные особенности развития инвестиционной деятельности региона и обосновывать дальнейшее развитие муниципальных образований региона с учетом пространственной дифференциации инвестиционной деятельности. Идентифицированы содержательные характеристики процесса обоснования инвестиционного развития муниципальных образований региона с учетом их типологии, в котором представлена последовательность аналитико-проектных действий по трансформации социально-экономической типологии МО в условиях применения инвестиционного профиля и изменения конъюнктуры регионального рынка. Предложены возможные траектории инвестиционного развития муниципальных образований с учетом обеспечения определенной полноты и адекватности средств и методов воздействия на объекты инвестиционной деятельности бизнеса, способного реализовать новые возможности и обеспечить системную основу регионального развития. Статья предназначена для предпринимателей, органов местного самоуправления, участников акселерации муниципальных команд.

Ключевые слова: инвестиционная активность, инвестиционная привлекательность, матричное моделирование, типология муниципальных образований, инвестиционный профиль, траектории развития

JEL-классификация: R11, R12, R13, O31

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Масштабные изменения, которые происходят сегодня в мировой экономике и напрямую влияют на ситуацию в нашей стране, беспрецедентное санкционное давление, разрушение устойчивых кооперационных связей и логистических цепочек ставят перед научным сообществом и органами государственной власти вопросы формирования новой эффективной модели экономического развития страны, которые необходимо незамедлительно решать. Новые санкционные ограничения создают дополнительные риски, поэтому импортозамещение, развитие внутреннего рынка и инновационное развитие, безусловно, являются сегодня основными стратегическими приоритетами.

Переход от ресурсной модели экономики к инновационной можно обеспечить посредством повышения эффективности проведения в стране и регионах инвестиционной деятельности с учетом того, что регион занимает важное место в инвестиционной цепочке. Несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию, инвестиционная привлекательность регионов России, по мнению многих экспертов, будет расти, что обусловлено затруднением вложения средств в зарубежные проекты. При этом особенно привлекательными для инвесторов в условиях импортозамещения становятся отрасли сельского хозяйства, туризма, производства строительных материалов и добычи полезных ископаемых, имеющие значительные перспективы развития в регионах. Важной составляющей успешного планирования и осуществления инвестиционной деятельности является учет неравномерности экономического пространства региона с целью выявления инвестиционного потенциала муниципальных образований и его реализации путем создания новых точек роста и укрепления существующих. Документом тактического развития инвестиционной активности муниципальных территорий с опорой на ресурсный потенциал и социально-экономическое положение должен стать инвестиционный профиль, который направлен на активное развитие территории, улучшение ее привлекательности и для инвесторов, и для населения [1–3] (Altunina, Anuchina, 2022; Buletova, Sokolov, Sharkevich, 2021; Bystrov, Pozdnyakov, Prudnikov, Pertsov, Kazakov, 2017).

На данном этапе важным становится анализ, обобщение и систематизация теоретико-методических и прикладных исследований управления развитием региона в контексте пространственной дифференциации инвестиционной деятельности с целью осмысления и раскрытия его особенностей в условиях модернизации экономики [5]. В этой связи немаловажное значение имеют методология и методический инструментарий, позволяющий проводить исследования по заданной проблематике и решать поставленные задачи в соответствии с их разнохарактерностью и уровнем сложности. К числу методов следует отнести предметное и матричное моделирование, достаточно широко применяемое в управленческой деятельности, и особенно в стратегическом бизнес-планировании [13, 16] (Sonders, Lyuis, Tornkhill, 2006; Tonysheva,, Kuznetsova,, Cheymetova,, 2019). Не претендуя на универсальность, оно позволяет наглядно и удобно, в графическом виде представлять необходимую для управления информацию и исследовать факторы влияния на объект исследования. При этом результаты исследований должны включать определение стратегии развития муниципальных образований с учетом условий реализации их деятельности и оценку ее качества и эффективности, что представлено в работах Киселевой М.Ф., Самодинского К.А. [7] (Kiseleva, Samodinskiy, 2014), Губановой Е.С., Москвиной О.С. и др. [4] (Gubanova, Moskvina, 2020).

Цель исследования – уточнение концептуально-методического подхода к моделированию оценки инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности муниципальных образований региона, позволяющего выявить территории с отстающим, сбалансированным и опережающим инвестиционным развитием в экономическом пространстве региона и определить траектории их дальнейшего развития.

Гипотеза, верификация которой осуществлялась в рамках исследования, заключается в том, что методический инструментарий формирования инвестиционного профиля муниципальных образований региона может быть расширен за счет матричного моделирования и применения их типологии исходя из перспектив востребованности и выявления территории с отстающим, сбалансированным и опережающим инвестиционным развитием в экономическом пространстве региона.

Научная новизна результатов исследования заключается в уточнении концептуально-методической базы обоснования муниципальной неоднородности инвестиционного пространства и выделении факторов влияния деятельности хозяйствующих субъектов на развитие территории присутствия с обновлением форм представления инвестиционной деятельности и инструментов регулирования. Это дает возможность выявить приоритеты развития и увязать стратегические инициативы с результативностью бизнес-деятельности предприятий.

В основу методологии исследования положен дедуктивно-индуктивный подход с применением методов системного анализа, моделирования, причинно-следственных связей, структуризации, матричного, типологии.

Концептуально-логическая модель обоснования инвестиционного развития муниципальных образований региона с учетом их типологии

Предлагаемая концептуально-логическая модель обоснования инвестиционного развития муниципальных образований с учетом их типологии представляет собой содержательную схему, определяющую основные элементы моделируемой системы, причинно-следственные связи между ними и описывающую логическую и временную последовательность действий, существенных для достижения цели моделирования (рис. 1).

Рисунок 1. Концептуально-логическая модель обоснования инвестиционного развития муниципальных образований региона с учетом их типологии

Источник: составлено авторами.

Она соответствует требованиям, предъявляемым к результатам исследования:

− достаточно полно отражает особенности и сущность исследуемого объекта, в качестве которого выступает регион как развивающаяся социально-экономическая система, в экономическом пространстве которого осуществляется инвестиционная деятельность;

− с допустимой для данного вида и цели исследования степенью простоты демонстрирует объект исследования в контексте обоснования инвестиционного развития муниципальных образований региона;

− позволяет осуществить переход от модельной ситуации к реальной посредством учета при построении модели существенных признаков, свойственных объекту исследования [19, 20] (Kuzmina, Tonysheva, 2018; Tonysheva, Kuzmina, 2018).

Характерной чертой предлагаемой авторами модели является обоснование инвестиционного развития муниципальных образований региона с учетом существующей пространственной сбалансированности между инвестиционной привлекательностью и инвестиционной активностью территорий, на основе чего определяются траектории дальнейшего инвестиционного развития, которые находят тактическое отражение в инвестиционных профилях муниципальных образований [17, 18] (Tolstolesova, Bezlepkina, Burakov, Kairova et al., 2014; Shalaeva, 2021).

На наш взгляд, главная цель инвестиционного развития муниципальных образований региона сегодня – это повышение уровня их социально-экономического развития. В качестве основных исходных положений инвестиционного развития муниципальных образований региона с учетом их типологии нами определены принципы, которые ориентированы на обеспечение устойчивого и сбалансированного развития инвестиционной деятельности в неоднородном экономическом пространстве региона:

1) принцип позиционирования муниципальных образований региона в координатах «инвестиционная привлекательность» и «инвестиционная активность» и определения траекторий их инвестиционного развития. Он позволяет учесть пространственный аспект осуществления инвестиционной деятельности в регионе и подразумевает обеспечение сбалансированности дальнейшего инвестиционного развития с учетом существующей межмуниципальной социально-экономической дифференциации;

2) принцип вовлечения стейкхолдеров в реализацию стратегических целей развития муниципальных образований путем балансирования их интересов и критериального отбора инвестиционных идей и проектов. Он предполагает учет мнения всех заинтересованных сторон (бизнеса, органов власти, населения) при разработке инвестиционных профилей муниципальных образований региона для наиболее полной реализации их экономических интересов (у населения – повышение уровня и качества жизни, у бизнеса – рост экономической прибыли и т.д.);

3) принцип обеспечения определенной полноты и адекватности средств и методов воздействия на объекты инвестиционной деятельности бизнеса, способного реализовать новые возможности и обеспечить системную основу регионального развития. Он ориентирует на управление инвестиционной деятельностью региона в контексте возникновения новых стратегических вызовов, которые меняют существующие экономические порядки.

Типологизация муниципальных образований региона, согласно предлагаемой авторами модели, осуществляется путем сопоставления уровня инвестиционной привлекательности и уровня инвестиционной активности территорий, что позволяет наметить траектории их дальнейшего инвестиционного развития [19, 20] (Kuzmina, Tonysheva, 2018; Tonysheva, Kuzmina, 2018). Далее на основе намеченных пространственных ориентиров инвестиционного развития муниципальных образований региона разрабатываются их инвестиционные профили, направленные на активное развитие территорий и улучшение их привлекательности для инвесторов и населения. В процессе разработки инвестиционных профилей проводится поиск новых ниш для развития, инвестиционных идей, предложений, анализ существующей базы для определения векторов развития. Рассматриваются возможности межкооперационных связей и варианты межмуниципального взаимодействия.

Кроме того, анализируется ресурсная база и компетенции, сосредоточенные на территории. Это дает информацию о том, какие перспективы развития территории видятся на 3–5 лет вперед. На основе уже сформированных или формирующихся компетенций в муниципалитете делается предположение о ключевых точках роста экономики, кроме того, обрисовываются перспективные контуры обслуживающих основное ядро направлений деятельности предприятий. Для получения объективной картины готовится реестр ресурсов муниципального образования и степень их вовлечения в экономику. Рассматриваются факторы удержания трудовых ресурсов на территории МО, а также настроение бизнеса к развитию на этой территории или экспансии на соседнюю территорию, проводится анкетирование бизнеса и населения, в результате чего формируется понимание основных способов и инструментов воздействия на активность бизнеса и удовлетворенность населения [10, 11] (Kryukov, Sevastianova, Tokarev, Shmat, 2017).

После сбора первичной информации, проведения серии мозговых штурмов с администрацией, экспертами, интервью с ключевым бизнесом разрабатывается план тактических действий. Составляется перечень инвестиционных идей, специфических для данной территории, обеспеченных спросом и ресурсами. Кроме того, формируется пул интеграционных идей, которые выходят за рамки компетенций данной территории в настоящий момент, но способных привести к росту муниципального образования в будущем. В виде схем проектируется ключевое направление развития муниципалитета, формирующее инвестиционный профиль территории, который, по сути, является инструментом реализации Программы инвестиционного развития на территории муниципалитета.

Для внедрения разработанных инвестиционных профилей муниципальных образований региона необходима организация работы акселерации их команд с целью развития предпринимательства и активизации предпринимательского сообщества в муниципальных образованиях для улучшения качества жизни жителей территории. По итогам работы в проекте команды муниципалитетов презентуют итоги акселерации для определения результативности от внедрения мероприятий.

В результате реализации всех действий, предусмотренных предлагаемой авторами концептуально-логической моделью, должна быть достигнута трансформация социально-экономической типологии муниципальных образований в условиях применения инвестиционного профиля и изменения конъюнктуры регионального рынка. В масштабах региона это найдет выражение в изменении пространственной и отраслевой структуры инвестиций, наиболее эффективных в сложившихся экономических условиях.

Методический подход к оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности муниципальных образований региона

Сегодня в научных источниках понятия «инвестиционная привлекательность» и «инвестиционная активность» зачастую не достаточно четко разграничиваются, а иногда и консолидируются в одно из них – понятие инвестиционной привлекательности. На наш взгляд, это не совсем правомерно, поскольку не позволяет выявить и оценить влияние на региональное развитие внутренних факторов и конкретных действий инвесторов.

Инвестиционная привлекательность и инвестиционная активность выступают главными понятиями, которые характеризуют интерес потенциальных инвесторов и их конкретные действия во вложении средств в региональную экономическую систему.

Инвестиционная привлекательность региона – комплексная социально-экономическая характеристика региона, предусматривающая оптимальное сочетание как вероятности максимального достижения целей (при минимизации риска) региональных властей и инвесторов в финансовой и нефинансовой сферах, так и потенциала регионального развития и повышения доходности вкладываемых инвестиционных средств.

Под инвестиционной активностью следует понимать совокупность всех форм действий инвесторов по вложению денежных средств в реальный сектор экономики региона [4, 6, 7, 12, 15] (Gubanova, Moskvina, 2020; Ivanov, Sokolitsyn, 2018; Kiseleva, Samodinskiy, 2014; Saveleva, Tsalo, 2014; Toysheva, 2015).

По мнению авторов, необходимо разработать методику, позволяющую оценить инвестиционную привлекательность и инвестиционную активность муниципальных образований региона, что, в свою очередь, позволит установить траектории их дальнейшего инвестиционного развития. Для определения набора частных показателей, входящих в названные интегральные показатели, были привлечены эксперты из органов власти и бизнес-структур. В рабочую группу входили представители Национальной ассоциации инвестиционного развития (НАИР), экономисты, аналитики, маркетологи, представители муниципалитетов, общей численностью порядка 25 человек.

Методом мозгового штурма было решено включить в состав частных показателей, входящих в интегральные показатели «инвестиционная привлекательность» и «инвестиционная активность», 9 и 4 показателей соответственно. Далее авторами был разработан методический подход к оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности муниципальных образований (рис. 2).

Он предполагает нахождение интегральных показателей инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности муниципальных образований путем нормирования значений частных показателей относительно среднего значения по региону, а затем – расчета средней геометрической из этих нормированных показателей с учетом их веса.

Таким образом, осуществляется разбивка муниципальных образований на группы, с одной стороны, по уровню их инвестиционной привлекательности, а с другой – по уровню их инвестиционной активности (с очень низким, низким, средним, высоким и очень высоким уровнем) [4, 7] (Gubanova, Moskvina, 2020; Kiseleva, Samodinskiy, 2014).

Рисунок 2. Методический подход к оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности муниципальных образований

Источник: составлено авторами.

Учет траекторий инвестиционного развития муниципальных образований региона при обосновании их инвестиционных профилей

Инвестиционный профиль является документом тактического развития инвестиционной активности в муниципальных регионах, опираясь на ресурсный потенциал и достигнутый уровень социально-экономического развития, он включает в себя перечень бизнес-идей, комплекс мер по активизации инвестиционной деятельности, в том числе определенные действия для интеграции бизнеса за счет межмуниципального и межрегионального взаимодействия. Согласно проведенным исследованиям установлено, что при разработке инвестиционных профилей муниципальных образований недостаточно учитываются особенности их типологии.

Сопоставление муниципальных образований по уровню их инвестиционной привлекательности и уровню их инвестиционной активности позволяет выделить территории опережающего развития, территории сбалансированного развития и территории отстающего развития (рис. 3).

Согласно предложенной матрице опережающим инвестиционным развитием характеризуются те муниципальные образования региона, уровень инвестиционной активности которых выше, чем уровень их инвестиционной привлекательности; сбалансированное инвестиционное развитие присуще территориям, где фактически осуществляемая инвестиционная деятельность соответствует уровню их инвестиционной привлекательности; запаздывающее и критически отстающее инвестиционное развитие говорит о том, что на сегодняшний день, несмотря на то, что территории являются относительно инвестиционно привлекательными, развиваются они медленными темпами.

Траектории инвестиционного развития муниципальных образований

Рисунок 3. Матрица инвестиционного развития

муниципальных образований региона

Источник: составлено авторами.

С учетом этого можно определить четыре основные траектории инвестиционного развития муниципальных образований:

1. Траектория догоняющего развития предполагает увеличение темпов инвестиционной активности муниципальных образований региона, поскольку для этого имеются предпосылки (высокая инвестиционная привлекательность). В первую очередь необходимо активизировать имеющийся потенциал перспективных точек роста в наиболее привлекательных отраслях, в том числе за счет расширения межмуниципального взаимодействия.

2. Траектория пропорционального развития ориентирована на сохранение имеющегося вектора, поскольку на сегодняшний день существует определенный баланс между инвестиционной привлекательностью и инвестиционной активностью. Перемещение муниципального образования по матрице инвестиционного развития возможно, как правило, в пределах настоящего квадрата. Однако возможен переход и в другое поле матрицы (вверх и вправо), если в экономическом пространстве муниципалитета возникнут новые и сильные точки роста.

3. Траектория умеренного развития выбирается в случае ускоренного на данный момент инвестиционного развития муниципального образования региона, не соответствующего его инвестиционной привлекательности. Таким образом, осуществляется определенное «сдерживание» инвестиционного развития территории за счет концентрации усилий на тех проектах, которые являются для нее более профильными и значимыми. Муниципалитет при этом перемещается по матрице в рамках существующего квадранта вверх, но незначительными темпами.

4. Траектория регрессивного развития ориентирует на снижение инвестиционной активности муниципальных образований (максимальное ослабление инвестиционной деятельности на территории муниципальных образований). Безусловно, такая траектория рекомендуется только в крайних случаях, когда территория характеризуется экономическим «опустыниванием», значительным оттоком населения на другие территории, существенным падением спроса на рынках товаров и услуг и т.д.

Таким образом, включение трех концептуально-методических инструментариев в процесс инвестиционного планирования и формирования инвестиционных профилей МО, а именно: алгоритма обоснования внедрения инвестиционных профилей муниципальных образований, методики оценки инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности и матрицы инвестиционного развития муниципальных образований региона, расширяет возможности принятия обоснованных управленческих решений в условиях высокого динамизма внешней среды, нередко отличающегося экономической нестабильностью.

Заключение

Несмотря на значительный вклад отечественных и зарубежных ученых в решение актуальных задач исследования различных аспектов управления инвестиционной деятельностью в регионе, остаются неразрешенными ряд вопросов, связанных с развитием регионов различного типа в контексте существующей неравномерности их экономического (в том числе инвестиционного) пространства: недостаточная теоретическая проработка вопросов функционирования инвестиционного пространства как составляющей экономического пространства региона; отсутствие методической базы, позволяющей выявлять и оценивать пространственные особенности развития инвестиционной деятельности региона и обосновывать дальнейшее развитие муниципальных образований региона с учетом пространственной дифференциации инвестиционной деятельности; недостаточная проработка стратегических программ развития инвестиционной деятельности и инструментария их реализации. Это не позволяет определить опорные точки роста и направления пространственного развития региона.

Гипотеза о расширении методического инструментария обоснования инвестиционного развития и формирования инвестиционного профиля муниципальных образований региона подтверждается результатами исследования, представленными в виде матричного моделирования и применения типологии МО исходя из перспектив востребованности и выявления территорий с отстающим, сбалансированным и опережающим инвестиционным развитием в экономическом пространстве региона.

Это обуславливает необходимость в рамках акселерации муниципальных команд, включающей формирование пула инвестиционных экономически эффективных проектов для реализации (поддержки существующих и развития новых) вовлечения в процесс разработки инвестиционного профиля всех заинтересованных сторон; выработки рекомендаций по улучшению инвестиционной привлекательности и повышению инвестиционной активности; определения пула потенциальных интересантов в реализации инвестиционных проектов, учитывать и обновлять методологическую схему исследования с достаточно широким спектром разнообразных методов.


Источники:

1. Алтунина В.В., Анучина Д.А. Классификация регионов Российской Федерации в контексте пространственной поляризации // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 5. – c. 1453-1474. – doi: 10.18334/epp.12.5.114641.
2. Булетова Н.Е., Соколов А.А., Шаркевич И.В. Структурно-типологический анализ экономики российских регионов // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 5. – c. 1089-1104. – doi: 10.18334/epp.11.5.112091.
3. Быстров О.Ф., Поздняков В.Я., Прудников В.М., Перцов В.В., Казаков С.В. Управление инвестиционной деятельностью в регионах Российской Федерации. / Монография. - М.: Инфра-М, 2017. – 357 c.
4. Губанова Е.С., Москвина О.С. Методические основы оценки инвестиционного потенциала муниципальных образований // Проблемы развития территории. – 2020. – № 1(105). – c. 37-51. – doi: 10.15838/pfd.2020.1.105.3.
5. Департамент инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области. Деловой портал Правительства Тюменской области. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tyumen-region.ru/support/enterprises/useful-info/statistical (дата обращения: 01.11.2021).
6. Иванов Д.В., Соколицын А.С. Оценка инвестиционной привлекательности муниципальных образований // Дискурс. – 2018. – № 2. – c. 43-49.
7. Киселева М.Ф., Самодинский К.А. Инвестиционная матрица как основа межрегионального взаимодействие (на примере Сибирского Федерального округа) // Вопросы управления. – 2014. – № 4(29). – c. 93-100.
8. Кожевина О.В., Сиротенко М.В. Стратегирование пространственного развития муниципальных образований. / Монография. - Москва: РУСАЙНС, 2016. – 154 c.
9. Кочкаева Д.О. Экономическая эффективность инвестиционной деятельности // Аллея Науки. – 2019. – № 3(30). – doi: 342-347.
10. Крюков В.А., Севастьянова А.Е., Токарев А.Н., Шмат В.В. Современный подход к разработке и выбору стратегических альтернатив развития ресурсных регионов // Экономика региона. – 2017. – № 1. – c. 93-105. – doi: 10.17059/2017-1-9.
11. Региональная экономика: вызовы, приоритеты, стратегические ориентиры. / Коллективная монография. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. Ун-та, 2017. – 327 c.
12. Савельева И.П., Цало И.М Методика оценки инвестиционного потенциала и инновационной привлекательности субъектов российской федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2014. – № 4. – c. 25-30.
13. Сондерс М., Льюис Ф., Торнхилл Э. Методы проведения экономических исследований. / Пер. с англ. – 3-е изд. - М.: Дрофа, 2006. – 640 c.
14. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Economy.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions (дата обращения: 16.03.2022).
15. Тойшева О.А. Инвестиционная привлекательность муниципальных образований // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2015. – c. 1966-1970.
16. Тонышева, Л.Л., Кузнецова, Н.Л., Чейметова, В.А. Методы и организация научных исследований: теоретические основы и практикум. - Тюмень: ТИУ, 2019. – 204 c.
17. Толстолесова Л.А., Безлепкина Н.В., Бураков Д.В., Каирова Ф.А. и др. Финансово-инвестиционные процессы в российской экономике: вопросы теории, методологии и практики. / Монография. - Новосибирск: Изд. «СибАК», 2014. – 160 c.
18. Шалаева Л.В. Оценка инновационной активности российских организаций // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – № 12. – c. 2857-2870. – doi: 10.18334/epp.11.12.113900.
19. Kuzmina N.L., Tonysheva L.L. Conceptual logical model of managing the development of local food markets in the context of intermunicipal socioeconomic differentiation // Journal of Advanced Research in Law and Economics. – 2018. – № 4(34). – p. 1324-1330. – doi: 10.14505/jarle.v9.4(34).19.
20. Tonysheva L.L., Kuzmina N.L. Finding the development pathways of local food markets in the region in the context of intermunicipal socio-economic differentiation: Matrix tools // Journal of Applied Economic Sciences. – 2018. – № 4(58). – p. 1081-1087.

Страница обновлена: 20.03.2024 в 00:09:14