Теоретические аспекты формирования организационно-экономического механизма инновационного развития организаций сферы дополнительного профессионального образования

Крылова М.В.1
1 Сибирский федеральный университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 2 (Февраль 2024)

Цитировать:
Крылова М.В. Теоретические аспекты формирования организационно-экономического механизма инновационного развития организаций сферы дополнительного профессионального образования // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 2. – С. 327-342. – doi: 10.18334/epp.14.2.120460.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63548406

Аннотация:
В статье изучены научно-методологические подходы к формированию организационно-экономического механизма, позволившие идентифицировать основные из них: системный, процессный, системно-процессный, системно-функциональный. Исходя из принципа комплексности, с учетом специфики сферы дополнительного профессионального образования автором предложено использовать системный и процессный подходы в контексте инновационности и взаимодействия субъектов данной сферы, позволивших определить сущностное содержание организационно-экономического механизма инновационного развития, проявляющее роль основных и обеспечивающих процессов.

Ключевые слова: организационно-экономический механизм, инновационное развитие, инновации, научно-методологические подходы, дополнительное профессиональное образование

JEL-классификация: I21, I25, I26

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение. Сфера дополнительного профессионального образования, отражая в изменении своих приоритетов тенденции развития отраслей национальной экономики, является наиболее гибким, динамичным и адаптивным к потребностям общества сегментом системы образования и сферы услуг, что предопределяет необходимость формирования соответствующего организационно-экономического механизма инновационного развития организаций данной сферы.

Вопросы сущностного и структурного содержания организационно-экономического механизма в силу многоаспектности понятия представляют научный интерес, так как от его толкования зависит выбор конкретных инструментов и методов функционирования механизмов, обуславливающих получение эффектов для личности, общества, государства.

В научной литературе предложены разные подходы к формированию организационно-экономического механизма хозяйствующих субъектов, отраженные в трудах С. А. Аржанцева, С. Л. Писарева, Е. В. Колязиной и А. А. Фроловой, А. И. Бородина, А. М. Букреева, А. Ю. Даванкова, К. О Соколова М. И. Соколовой, М. Х. Заглядовой и М. М. Трясцина, С. В. Колупаева, О. В. Навоевой, А. В. Новикова, Т. Ю. Прокофьевой, А. В. Рябченко, Г.С. Сеяловой, А. Ю. Танчик, А. А. Токарева, А.С. Шерстяных и др. [1,3,4,6,7,8,9,10,12,14,15,16,17,21,23].

Целью исследования является изучение теоретических положений по формированию организационно-экономического механизма хозяйствующих субъектов для выделения общих принципов и формулирования на их основе авторского определения организационно-экономического механизма инновационного развития для объекта исследования, в качестве которого выступают организации сферы дополнительного профессионального образования (ДПО).

Основные результаты. Изучение трудов вышеуказанных авторов позволило выделить несколько основных подходов к описанию сущностного содержания организационно-экономического механизма: процессный, системный или сочетание: процессный и системный, системный и функциональный, систематизировано представленных в таблице 1.

Согласно проведенному автором анализу систематизированных данных в таблице 1 процессный подход, учитывающий последовательность действий, использует для описания организационно-экономического механизма Н. С. Шерстянных [23], представляя его как функционирование элементов, при котором происходит преобразование ресурсов в натуральном и денежном выражении. А. Н. Бородин [3] отмечает необходимость при функционировании организационно-экономического механизма в специализированном управлении, обращая внимание на наличие структурных составляющих.

Таблица 1

Анализ научно-методологических подходов отечественных ученых к сущности категории «организационно-экономический механизм»*

Научно-методологический подход
Сущность организационно-экономического механизма
Авторы
Процессный
Процессы, преобразующие ресурсы и обеспечивающие эффективность их использования
А. И. Бородин,
Н. С. Шерстяных
Системный
Совокупность форм, методов, способов, инструментов, средств, отношений, взаимоувязанных и взаимодействующих на разных уровнях отношений
А.М. Букреев,
С. В. Колупаев,
О. В. Навоева,
А. В. Рябченко,
Г. С. Сеялова,
А. Ю. Танчик и др.
Системно-процессный
Совокупность элементов, форм, рычагов воздействия и организации процессов, в процессе взаимодействия обеспечивающих достижение целей
С. А. Аржанцев,
С. Л. Писарев,
Е. В. Колязина,
А. А. Фролова,
Т. Ю. Прокофьева
А. Н. Пыткин,
А. И. Хисамова,
А. Л. Томаровский и др.
Системно-
функциональный
Совокупность функциональных подсистем или структурных элементов, инструментов, организационных форм и методов, взаимоувязанных между собой
М. Х. Заглядова,
М. М. Трясцин,
А. В. Новиков,
А. А. Токарев и др.
*составлено автором

Организационно-экономический механизм как систему рассматривает Г. С. Сеялова [15], выделяя субъект и объект управления, где организационно-экономический механизм представляет собой комбинацию динамики и статики. А. В. Рябченко [14], также подчеркивая наличие субъекта и объекта управления, подчиняющихся объективным условиям и законам.

А. М. Букреев [4] отмечает системный характер организационно-экономического механизма, характеризующегося связью форм и методов на макро и микро-уровнях. С. В. Колупаев также понимает его как систему способов организации отношений, направленных на достижение поставленных целей. Системного подхода придерживается и А. Л. Танчик [17], рассматривая организационно-экономический механизм как формы и методы взаимодействия различных структурных подразделений, участников рынка.

Ряд авторов использует для определения организационно-экономического механизма сочетание нескольких научно-методологических подходов. В комбинации системного и процессного подходов Т. Ю. Прокофьева [12] выделяет систему взаимосвязанных элементов, способствующих началу процесса, ходу его реализации, до получения результата. По мнению А. Н. Пыткина, А. И. Хисамовой [13] в организационно-экономическом механизме идентифицируют процессную составляющую для решения задач и системную, характеризующуюся совокупностью различных элементов, приемов регламентирования отношений, которые документально закреплены.

А. Л. Томаровский [22] рассматривает организационно-экономический механизм как совокупность взаимосвязанных элементов, форм, способов и методов их функционирования и управления, нацеленных на эффективную реализацию процесса, предполагая системно-процессный подходы.

Аналогичный подход используют С. А. Аржанцев, С. Л. Писарев, Е. В. Колязина и А. А. Фролова [18], характеризуя его как совокупность социальных и производственных процессов, которые обеспечивают возможности успешного функционирования хозяйствующих субъектов.

Сочетание функционального и системного подходов к понятию организационно-экономического механизма использует Токарев А. А. [21], рассматривая механизм как совокупности элементов, которые реализуют функции, направленные на качественные изменения.

А. В. Новиков [10] также в сущностном содержании организационно-экономического механизма обозначает системные и функциональные элементы, представляя его как «систему функциональных механизмов управления, совокупность элементов (инструментов, методов, способов, правил и процедур) управления».

М. Х. Заглядова, М. М. Трясцин [7] определяют организационно-экономический механизм как систему функциональных подсистем: целей, функций и методов управления организацией, склоняясь к системно-функциональному подходу.

Обобщая, можно отметить, что большинство авторов придерживаются системного подхода, либо его сочетания с процессным или функциональным, выделяя наличие определенных элементов: объекта и субъекта, целей, задач, функций, методов, входа в процесс и выхода.

Вместе с тем, для решения задачи исследования по формированию организационно-экономического механизма инновационного развития целесообразно также проанализировать работы в данном направлении. Большинство авторов изученных научных трудов (Ю. В. Бабанова и Ю. Г. Лаврикова, А. Ю. Даванков, К. О Соколов и М. И. Соколова, В. Н. Суязов, Т. В. Терентьева и Н. А. Юрченко и др.) аналогично с описанными выше, придерживаются системного научно-методологического похода (таблица 2).

Таблица 2

Научно-методологические подходы ряда отечественных ученых к определению категории «организационно-экономический механизм инновационного развития»*

Научно-методологический подход
Определение организационно-экономического механизма инновационного развития
Автор
Системный
совокупность условий, инструментов и процедур изменения ментального, когнитивного и ресурсного полей предприятия азаимодействующих с целью повышения уровня его инновационного развития
Ю. В. Бабанова,
Ю. Г. Лаврикова
совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой инновационных ресурсов, форм и инструментов инновационной деятельности
А. Ю. Даванков,
К. О Соколов,
М. И. Соколова
совокупность организационных и экономических
методов, инструментов, рычагов и средств, обеспечивающих в ходе взаимодействия
трансформацию целей и задач инновационного развития в конкретные результаты.
В. Н. Суязов
Интегрированный (функциональный и системный)
совокупность взаимодействующих элементов,
объединённых целью повышения конкуренто-
способности университета путем его перехода
из одного качественного состояния в другое
Т. В. Терентьева, Н. А. Юрченко
*составлено автором

Суязов В. Н. [16] отмечает, что совокупность элементов организационно-экономического механизма инновационного развития, взаимодействуя между собой, способствует достижению поставленных результатов через преобразование целей.

Ю. В. Бабанова, Ю. Г. Лаврикова [1] также выделяют в механизме наличие системных элементов для изменений состояния полей ресурсного, когнитивного и ментального характера, способствующих повышению уровня инновационного развития.

А. Ю. Даванков, К. О Соколов, М. И. Соколова [6] подчеркивают, что все элементы организационно-экономического механизма инновационного развития (инновационные ресурсы, формы и инструменты) в системе взаимосвязаны между собой и взаимодействуют друг с другом.

Рассматривая организационно-экономический механизм инновационного развития университета, Т. В. Терентьева, Н. А. Юрченко [19] изучают его через систему элементов, которые взаимодействуют между собой для достижения поставленных целей.

Следует отметить, что изученные понятия организационно-экономического механизма инновационного развития не учитывают особенности функционирования организаций дополнительного профессионального образования, что обуславливает ценность проводимого исследования. Процесс инновационного развития организаций сферы ДПО, наглядно представленный на рис. 1, демонстрирует, что по результатам исследования сферы ДПО выявляются реальные и потенциальные запросы и спрос потребителей, наличие продуктовых, процессных инноваций, которые на основании разработки инновационных проектов становятся В ходе определения потребительской ценности образовательной услуги, формируется стоимость образовательной программы для последующего продвижения и выявления спроса. В случае соответствия ожиданиям и требованиям потребителей, осуществляется набор на ДПП и проводится обучение слушателей, по результатам которого производится оценка уровня инновационного развития.

Рисунок 1. Алгоритм внедрения инноваций в организационно-экономический механизм инновационного развития организаций сферы ДПО

Оценка осуществляется по определенным целевым показателям, позволяющим оценить процесс, результат обучения по программам ДПО, и в ходе расчетов дать оценку уровню инновационного развития. В случае оценки средней и выше с учетом улучшающих предложений процесс использования внедренных инноваций продолжается, в противном случае проводится анализ сдерживающих факторов, и принимаются соответствующие инновационные решения.

Принимая во внимание, что организационно-экономический механизм инновационного развития является элементом внутренней среды хозяйствующего субъекта, структурное содержание которого не имеет единого представления, на наш взгляд целесообразно рассматривать его на основе взаимодополняющих процессного и системного подходов (рис. 2), что позволит обеспечить синергетический эффект повышения конкурентоспособности организации сферы дополнительного профессионального образования.

При этом нами полагается, что он характеризует внутреннюю сущность в рамках процессов и совокупности основных элементов механизма во взаимозависимости и взаимодействии.

Основной процесс, в качестве которого выступает предоставление образовательных услуг ДПО сопровождается обеспечивающими процессами: стратегическим планированием, нацеленным на инновационное развитие, контролем и анализом, кадровым, финансовым, материально-техническим и программным, учебно-методическим обеспечением с использованием соответствующих ресурсов: трудовых, финансовых (собственных, заемных и привлеченных средств), материальных (оборотных средств и основных фондов), нематериальных, информационных ресурсов и знаний.

При этом основной процесс состоит из совокупности подпроцессов [11], таких как анализ требований заинтересованных сторон к организации ДПО и качеству программ, проектирование и разработка образовательной услуги ДПО, ее продвижение, реализация, анализ удовлетворенности образовательной услугой и процессом ее предоставления, которые способствуют преобразованию входа в виде запросов и требований потребителей к содержанию дополнительных профессиональных программ, формату процесса обучения, в выход, отражающий удовлетворенность потребителя результатами и процессом обучения.

Рисунок 2. Системный и процессный подходы к формированию организационно-экономического механизма инновационного развития организаций сферы ДПО, составлено автором

Согласно процессному подходу, по нашему мнению, организационно-экономический механизм должен включать основные и обеспечивающие процессы организаций сферы ДПО, способствующие инновационному развитию, преобразующие инновационные идеи на входе в новый или усовершенствованный образовательный результат, процесс.

Мы считаем, что системный и процессный подходы должны учитывать взаимодействие субъектов сферы ДПО, которое наглядно отражено на рисунке 3.

Рисунок 3. Взаимодействие основных субъектов сферы ДПО, составлено автором


обеспечивающие процессы

В сфере ДПО взаимодействуют субъекты прямо или косвенно заинтересованные в образовательных услугах: государство, физические, юридические лица, организации, оказывающие услуги дополнительного профессионального образования, общественно-профессиональные организации, обеспечивающие организации, специфика взаимоотношений которых определяется соответствующими целями, задачами и инструментами организационно-экономического механизма инновационного развития организации сферы ДПО.

Организации, оказывающие услуги ДПО, являются субъектом, который непосредственно проводит обучение слушателей по дополнительным профессиональным программам, разрабатываемым в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда и государства, имея целью, в том числе, получение доходов от данного вида деятельности. К таким организациям относятся: организации дополнительного профессионального образования, профессиональные образовательные организации (образовательные организации среднего профессионального образования), образовательные организации высшего образования, научные организации, прочие организации, формирующие конкурентную среду сферы ДПО. Необходимо отметить, что организации сферы ДПО условно можно разделить на две группы: организации, осуществляющие основную деятельность за счет бюджетных средств и не имеющие главной целью получение доходов и прибыли, и организации, осуществляющие деятельность за счет внебюджетных средств, в целях получения прибыли.

Основным заказчиком образовательных услуг ДПО являются юридические лица, которые направляют своих работников на повышение квалификации из-за необходимости совершенствования и актуализации профессиональных знаний, умений, навыков или переподготовку. Отметим, что согласно профессиональным стандартам и должностным инструкциям, сотрудники обязаны проходить повышение квалификации не реже чем раз в пять лет (три года для госслужащих или по решению работодателя, которое закреплено в локальных нормативных актах организации), так как в современном контексте, актуальность профессионального совершенствования только возрастает.

Заметим, что работодатели отдают предпочтение тем работникам, которые обладают не только профессиональными компетенциями (hard skills), но и универсальными (soft skills), в том числе цифровыми. При этом взаимодействуя как заказчик, с организациями, оказывающими услуги ДПО, могут определять цели и задачи образовательной программы, обеспечивающие в конечном итоге за счет профессионального развития человеческого потенциала рост национальной экономики.

Физические лица, обучающиеся по программам ДПО, являясь непосредственно потребителями образовательных услуг, заинтересованы в повышении своей профессиональной компетентности для обеспечения занятости и роста карьерной траектории. Слушатели (физические лица), нацеленные на собственный горизонтальный и (или) вертикальный профессиональный рост, непосредственно участвующие в образовательном процессе, взаимодействуют и с организацией, оказывающей услуги ДПО, и с работодателем (в случае, если работодатель является заказчиком обучения).

Государство как субъект сферы ДПО в целях формирования кадрового потенциала, отвечающего современным требованиям инновационной экономики, потребностям общества, геополитическим задачам предоставляет возможность повышения квалификации или переподготовки гражданам РФ. Государство использует методы прямого и косвенного формального регулирование [20] сферы ДПО. Прямыми государственными регуляторами выступают нормативно-правовая база в данной области и процедура лицензирования деятельности сферы ДПО. К косвенным регуляторам можно отнести экономические, выраженные в виде формирования государственного задания (финансирования) на повышение квалификации или переподготовку кадров. Государственные органы федеральной власти или местного самоуправления как заказчики услуг ДПО отправляют на обучение госслужащих, которые способствуют профессиональному решению задач по устойчивому росту экономики, а также осуществляют финансирование обучения физических лиц в рамках национальных проектов «Демография», «Образование», «Повышение производительности труда и поддержка занятости» и других, выделяют бюджетные средства для реализации проекта «Цифровая экономика», предполагающего, в том числе повышение цифровой грамотности работников всех отраслей экономики.

Общественно-профессиональные организации участвуют в формировании требований к кадрам на основе разработки профессиональных стандартов, осуществляют независимую оценку соответствия реализуемых дополнительных профессиональных программ заявленным требованиям в рамках общественно-профессиональной аккредитации.

К организациям, обеспечивающим деятельность в сфере ДПО, относятся финансово-кредитные, кадровые службы и агентства, информационно-коммуникационные, материально-технического обеспечения, которые создают условия для качественного предоставления образовательных услуг по дополнительной профессиональной подготовке и инновационного развития.

Результатом взаимодействия субъектов сферы дополнительного профессионального образования является совершенствование профессиональной компетентности экономически активного населения за счет повышения квалификации или профессиональной переподготовки на основе реализации дополнительных профессиональных программ, отвечающих по содержанию последним тенденциям рынка труда и состоянию инновационной экономики, с применением современных цифровых и образовательных технологий на основе интенсификации процесса предоставления образовательных услуг и обеспечивающих процессов, включая использование нового оборудования, технологий, капитала и т.д. [2]. Именно инновационное развитие организаций сферы ДПО, учитывающее современные тенденции в экономике и образовании, обеспечивает их конкурентные преимущества.

Исходя из обоснованных нами научно-методологических подходов представим авторское определение организационно-экономического механизма инновационного развития организации сферы ДПО.

Организационно-экономический механизм инновационного развития организации сферы ДПО представляет собой сложную систему, включающую основные и обеспечивающие процессы, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой субъектов сферы ДПО, ресурсов, методов и инструментов, способствующих трансформации целей и задач в соответствии с миссией организации с учетом влияния внешних и внутренних факторов для повышения уровня инновационного развития.

Отличительной особенностью сформулированного определения организационно-экономического механизма инновационного развития является применение сочетания процессного подхода, заключающегося в выделении основных и обеспечивающих процессов организации сферы ДПО в системе, позволяющего структурировать методический подход к оценке уровня инновационного развития организаций сферы ДПО.

Заключение. Представляется, что функционирование организации сферы ДПО в соответствии с треком инновационного развития, должно быть нацелено на реализацию миссии, целей и задач [5], в рамках основных и обеспечивающих процессов дополнительной профессиональной подготовки. Организационно-экономический механизм инновационного развития как средство преобразования деятельности определяется сочетанием способов, приемов и методов, обеспечивающих планирование, разработку и внедрение инноваций в процессы организации сферы ДПО.


Источники:

1. Бабанова Ю. В., Орлов В. М. Методология оценки уровня инновационного развития предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – № 4. – c. 3-10.
2. Бесшапошникова В. И. Методологические основы инноваций и научного творчества. / учеб. пособие. - Москва : ИНФРА-М, 2021. – 180 c.
3. Бородин А. И. Состав и структура организационно-экономического механизма стратегического развития предприятия // Известия ТПУ. – 2003. – № 4. – c. 124-126.
4. Букреев А. М. Организационно-экономический механизм антикризисного управления: теория и практика. / А. М. Букреев. - Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. техн. ун-та, 2000. – 164 c.
5. Гончаров В.Н., Крышталь Н.И. Поиск эффективного механизма управления инновационной деятельностью в образовательной сфере // Сборник научных работ серии Экономика. – 2020. – № 18. – c. 83-95.
6. Даванков А. Ю., Соколов К. О., Соколова М. И. Организационно-экономический механизм развития инновационной деятельности предприятий пищевой промышленности // Управление в современных системах. – 2020. – № 2 (26). – c. 23-33.
7. Заглядова М. Х., Трясцин М. М. Совершенствование организационно-экономического механизма эффективного управления развитием АПК в условиях ВТО // Аграрный вестник Урала. – 2015. – № 6. – c. 74-76.
8. Колупаев С. В. Организационно-экономический механизм развития пчеловодства. / специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук / Колупаев Серафим Викторович. - Воронеж, 2022. – 24 c.
9. Навоева О. В. Научно-методическое обеспечение инновационного развития предпринимательских структур // Экономика и управление. – 2010. – № 2. – c. 93-96.
10. Новиков А. В. Современный взгляд на организационно-экономический механизм управления российским предприятием // Экономика и экологический менеджмент. – 2011. – № 2. – c. 146-155.
11. Описание модели развития профессиональной образовательной организации на основе интеграции в процессы основной деятельности модульных технологий дополнительного профессионального образования. ФГОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова». [Электронный ресурс]. URL: https://spo.gapm.ru/ (дата обращения: 17.12.2023).
12. Прокофьева Т. Ю. Соотношение понятий «Экономический механизм» и «Организационно-экономический механизм» // Вестник МФЮА. – 2017. – № 1. – c. 21-26.
13. Пыткин А. Н., Хисамова А. И. Организационно-экономический механизм управления предприятиями энергетики. / монография. - Пермь: Пермский институт экономики и финансов, 2014. – 208 c.
14. Рябченко А. В. Организационно-экономический механизм социально-экономической системы // Экономика и управление. – 2014. – № 3. – c. 18-24.
15. Сеялова Г. С. Организационно-экономический механизм управления предприятиями. / монография / Г. С. Сеялова. - Оренбург : ОГУ, 2006. – 139 c.
16. Суязов В. Н. Организационно-экономический механизм инновационного развития предприятия индустрии туризма. / Туризм: наука и образование : материалы VI Международного форума : в 2 частях, Московская область, г. о. Химки, 21 апреля 2021 г. / Российская международная академия туризма. - Химки: Российская международная академия туризма, 2021. – 176-184 c.
17. Танчик А. Ю. Формирование организационно-экономического механизма управления эффективностью промышленных предприятий. - Краснодар: ООО «Копи-Принт», 2009. – 48 c.
18. Аржанцев С. А., Писарев С. Л., Колязина Е. В., Фролова А. А. Теоретические аспекты формирования организационно-экономического механизма АПК: сущность и содержание // Молодой ученый. – 2017. – № 11 (145). – c. 176-178.
19. Терентьева Т.В., Юрченко Н.А. Организационно-экономический механизм инновационного развития университета // Экономика науки. – 2021. – № 4. – c. 255-264. – doi: 10.22394/2410-132X-2021-7-4-255-264.
20. Терещенко Н. Н. Методологические подходы к оценке эффективности функционирования организаций розничной торговли. / монография / Н.Н. Терещенко. - Красноярск : КГТЭИ, 2009. – 124 c.
21. Токарев А. А. Организационно-экономический механизм развития региона // Современная экономика: проблемы и решения. – 2016. – № 11. – c. 118–135. – doi: 10.17308/meps.2016.11/1526.
22. Томаровский А. Л. Организационно-экономический механизм распространения инноваций. / специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» : автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук / Томаровский Анатолий Леонидович. - Белгород, 2001. – 24 c.
23. Шерстяных Н. С. Организационно-экономический механизм ресурсосбережения на предприятии // Экономинфо. – 2011. – № 16. – c. 72-72.

Страница обновлена: 22.03.2024 в 11:00:16